Чему научишься в молодости пригодится старости. Если не получается силой, старайся в два раза больше. безударных падежных окончаний»

Мне кажется, что слово насущный происходит от слова нос. Потому что насущный – значит, близкий и актуальный. А что ближе человеку собственного носа? Вот, собственно, и ноябрь подходит к концу, а на носу у нас что? На носу, как водится, декабрь, а с ним и рождественские праздники. В Чехии традиционно начали подготовку к этому празднику еще с начала ноября. А я так думаю, что по этому поводу можно употребить как раз прекрасное выражение, которое мы с вами изучали в прошлый раз: Proč stahovat kalhoty, když brod je ještě daleko? – «Зачем снимать штаны, если переправа еще далеко». Лично у меня из-за таких ранних приготовлений рождественское настроение успевает появиться, а потом к самому Рождеству уже рассосаться.

Раз уж мы упомянули переправу, а, соответственно, и воду, самое время вспомнить еще одно мудрое выражение: Tichá voda břehy mele – «Тихая вода, мелет берега», или мы в таком случае констатируем, что в тихом омуте черти водятся. Так что рекомендую вам повнимательнее присматриваться и прислушиваться к тихим людям, возможно, за внешним спокойствием там такое кроется.

Вообще, народная мудрость – дело такое, надо ее слушать, да на ус мотать. Особенно, если вы находитесь в нежном возрасте. В старости пригодится. Так чехи и говорят: Co se v mládí naučíš, ke stáru jako když najdeš. В дословном переводе это означает: «Чему в молодости научишься, к старости словно найдешь», а на деле это значит, что в старости вам пригодится то, чему вы научились в молодости. Поэтому, кто знает, может и чешский язык, который мы с вами изучаем сегодня, пригодится вам в старости.

Вообще народная мудрость на всех языках гласит, что за свои поступки приходится нести ответственность. Чехи и в данной ситуации апеллируют к кухне: Co sis uvařil, to si sněz. – «Что сам сварил, то и съешь», - говорят они. Ну, а мы в данном случае привыкли думать, что пожнешь ты то, что сам же и посеял. Между тем, всегда стоит отвечать лишь за те действия, которые ты совершил сам, и которые требуют ответственности. Например, в некоторых жизненных ситуациях не стоит раздувать огонь, бывает, что лучше отмолчаться, особенно, если это не наше дело. Мудрые чехи в таком случае говорят: Co tě nepálí, nehas. – «Не гаси то, что тебя не обжигает».

Знаете, как бывает в противном случае – благими намерениями выстлана дорога в ад. Ну, а в Чехии, между тем, считают, что если вы что-то делаете, и у вас не получается, это значит, что силенок вы маловато вкладываете, причем в прямом смысле: Co nejde silou, jde silou ještě větší. – «Что не получается силой, получится, если приложить силы побольше».

Так что смотрите, друзья, учите чешский хорошенько, и не заставляйте меня применять к вам еще большую силу! А у меня на сегодня все.

Пословицы, поговорки на уроках русского языка.

1. ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Делу время - потехе час. Не торопись отвечать – торопись слушать. Грибы ищут – по лесу рыщут. Придёт солнышко и к нашим окошкам. Чужим богат не будешь. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Век живи, век учись. Жизнь прожить – не поле перейти. Яйца курицу не учат. Знание – дело наживное. Сам погибай, а товарища выручай. Шила в мешке не утаишь. Чужая душа – потёмки. В чужие сани не садись.

Упражнения на правописание слов с жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Считалка. Жили наши мыши за трубой на крыше. Там чудесное местечко, потому что рядом печка. Сушит печка сухари, мыши ищут крошки. Знают даже малыши: ищут мышек кошки.

Малинка. Часто в чаще я ищу ягодку малинку. Я молчу, молчу, молчу, всё кладу в корзину. Вот закрыто уже дно. Вот уж серединка. Я ищу, ищу, ищу, покажись, малинка!

2. Непроверяемые безударные гласные.

Два медведя в одной берлоге не живут. Худ обед, когда хлеба нет. Мельница сильна водой, а человек едой. Работай до поту, так поешь в охоту. Дорога ложка к обеду. Без капусты щи не густы. У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз. На вкус, на цвет товарища нет. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Видит собака молоко, да в кувшине глубоко. Пустили козла в огород. Не дорог обед, а дорог привет. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Не молот железо куёт, а кузнец, что молотом бьёт. 3. Не с глаголами.

Добыча ловца не ждёт. После дела за советом не ходят. Не откладывай дела в долгий ящик. Согласного стада и волк не берёт. Семеро одного не ждут. Насильно мил не будешь. После драки кулаками не машут. Сиденьем города не берут. Не плюй в колодец: случиться напиться. Кто не работает, тот не ест. Есть калачи - не сидеть на печи. Ум бороды не ждёт. Дыма без огня не бывает. Не спеши языком, торопись делом. Не сиди сложа руки - не будет скуки.

4. Падежные окончания имён существительных.

При солнышке тепло, при матери добро. На чужой сторонушке рад своей воробушке. Птица рада весне, а младенец – матери. Не грози щуке морем. Чему научишься в молодости, пригодится в старости. Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти. Друг познается в беде.

5. Безударные личные окончания глагола.

Доброе дело само себя хвалит. Правда глаза колет. Труд человека кормит, а лень портит. Кто не сеет, тот не жнёт. Своя ноша не тянет. Улитка едет, когда-то будет. Сытый голодного не разумеет. Видит око далеко, а ум ещё дальше. И сила уму уступает. Много видит, да мало слышит. Язык без костей, что хочет, то и лопочет. Мягко стелет, да жестко спать. Перо пишет, а ум водит. Одним ухом спит, другим слышит. Друг спорит, а враг поддакивает.

6. Глаголы 2- го лица единственного числа.

Тише едешь, дальше будешь. Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь. Что посеешь, то и пожнешь. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Близок локоть, да не укусишь. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Слезами горю не поможешь. Одной рукой и узла не завяжешь. Без беды друга не узнаешь. Кашу маслом не испортишь. Слышал звон, да не знаешь, где он. За чужим погонишься - свое потеряешь. Шутку любишь над Фомой – так люби и над собой. Упустишь минуту – потеряешь час. Слезами горю не поможешь

7. Глаголы на - тся, - ться. Где тонко, там и рвется. Волка бояться - в лес не ходить. Слухом земля полнится. Грамоте учиться - всегда пригодиться. Пуганая ворона и куста боится. В тихом омуте черти водятся. Любишь кататься, люби и саночки возить. Конь познаётся при горе, а друг при беде. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

8. Проверяемые безударные гласные.

Большой говорун – плохой работник. Дела, как сажа бела. Сядем рядком да поговорим ладком. Утро вечера мудренее. За худой головой и ногам не покой. У страха глаза велики. Не на пользу читать коли только вершки хватать. Молодец против овец, а против молодца и сам овца. О дереве судят по плодам, а о человеке – по его делам. Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает. По платью встречают, по уму провожают.

9. Парные звонкие и глухие согласные.

Мёд есть - в улей лезть. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Хвост голове не указка. Хлеб - всему голова. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Мал золотник, да дорог. По Сеньке и шапка. Один с сошкой, а семеро с ложкой. На языке мёд, а на сердце лёд. Кто любит труд, того люди чтут. Старый друг лучше новых двух. Снег глубок - год хорош. Терпение и труд всё перетрут. Был покос, да пришёл мороз. Рыбка мелка, да уха сладка.

10. Разделительный мягкий знак.

Где хотенье, там и уменье. Откладывай безделье, да не откладывай дела. Терпенье и труд всё перетрут. Всяк кузнец своего счастья. Птице крылья, а человеку – разум. Маленькое дело лучше большого безделья. Вся семья вместе, так и душа на месте. Ученье - свет, а не ученье – тьма. Повторенье - мать ученья.

11. Правописание приставок.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. Одна пчела немного меда натаскает. Ум за разум зашёл. Подал ручку, да подставил ножку. Легко чужими руками жар загребать. Нашла коса на камень.

12. Однородные члены предложения.

За совесть, за честь хоть голову снесть. Кто встал пораньше, ушел подальше. Спишь, спишь и отдохнуть некогда. Не игла шьёт, а руки. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

13. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Книга для ума – что теплый дождь для всходов. Утренняя роса – добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается. Дождливое лето хуже осени. Зима снежная - лето дождливое. Маленькое дело лучше большого безделья.

по Образовательной системе «Школа 2100»

Тема урока

«Выведение общего правила правописания

безударных падежных окончаний».

Орехово 2008

Задачи урока: вывести правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных; составить алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён существительных; учить пользоваться этим алгоритмом; развивать умение видеть орфограмму – безударную гласную в падежных окончаниях имён существительных; обогащать словарный запас детей.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, на уроке я желаю вам удачи. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

2. Чистописание.

а я ы и у ю е

ой ей ом ем

Разомнём наши пальчики – минутка чистописания. Помните, что писать надо красиво, правильно соединяя буквы и соблюдая правильную посадку при письме.

Что можете сказать о том, что написали? Что это может быть?

Запишите несколько имён существительных с этими окончаниями.

3. Словарная работа.

Сейчас я продиктую слова, а вы измените их и запишите в родительном падеже .

Забота, конструктор, камыш, копыто, грудь.

Выделите окончания.

Выделите орфограммы.

Какое слово не является словарным?

Назовите окончания имён существительных.

Почему у этих существительных разные окончания, если падеж один и тот же? (разные склонения)


Всегда ли легко определить, какую букву писать в окончании?

4. Постановка учебной цели и темы урока.

Запишите пословицу под диктовку. Если затрудняетесь, какую букву писать, пропустите, оставьте место для её написания.

Чему научишься в молодости, пригодится в старости.

(На чужой сторонушке рад своей воронушке. Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.)

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Какое возникло затруднение? (выбор буквы в окончании)

Что вы написали?

Почему возникла трудность в выборе буквы? (эта гласная буква, которая обозначает звук, находится в безударном положении)

Как вы думаете, что нужно знать, чтобы определить, какую букву писать в безударной позиции в окончаниях имён существительных?

(правило проверки безударных гласных в окончаниях)

Какова же цель урока?

(вывести правило проверки безударных гласных в окончаниях имён существительных)

Сформулируйте тему урока.

(правописание безударных падежных окончаний имён существительных)

5. Открытие нового знания.

Наблюдение.

- Понаблюдаем за окончаниями имён существительных.

Выполним упражнение 185 (по заданию)

Вывод: В написании гласной буквы в безударных окончаниях имён существительных можно допустить ошибку. Если ударение падает на окончание, то написание соответствует произношению.

Исследование.

Выполним упр. 186. Будем работать в паре.

Проанализируйте безударные окончания имён существительных. В каких падежах легче допустить ошибку? (1 часть задания)

Вывод: 1 скл. – Р. п., Д. п., Т. п., П. п.

2 скл. – Т. п., П. п.

3 скл. – Р. п., Д. п., П. п.

Выполним 2 часть задания. Устно просклоняйте данные имена существительные, в тетрадь напишите только окончания.

Поставьте ударение.

Куда оно падает?

Сравните ударные и безударные окончания.

Почему именно эти слова могут стать для вас словами - помощниками?

Какие вы знаете правила, где правописание безударных гласных проверяется ударением?

Попробуем самостоятельно сформулировать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

- Сравните свою формулировку с данной в учебнике на стр. 17-18.

Какие слова – помощники вы запомнили?

Для чего они нужны?

Только ли этими словами можно проверить гласную в окончании?

Выберите из следующих слов те, которые могли бы выполнить роль слов - помощников: курица, лиса, лось, поле, прорубь.

Как графически обозначается орфограмма?

Выработка алгоритма

«Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного»

Работа в группах:

Дополните алгоритм пропущенными словами

1. Ставлю существительное в ________________ и определяю _____________

2. Подбираю _________ и ставлю ______

3. Пишу такое окончание, _____________________________

4. Проверяю: обозначаю орфограмму.

Защита своих алгоритмов.

Проверим правильность составления ваших алгоритмов на стр.123 учебника.

Проверим по алгоритму: на пол_ , в дом _ .

Физкультминутка.

Сядьте прямо, расслабьтесь. Потрите ладошки друг об друга. Закройте глаза. Приложите ладошки к глазам, почувствуйте тепло. Откройте глаза. Встаньте. Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо. Потрите мочки ушек, почувствуйте тепло. Садитесь.

6. Первичное закрепление.

Выполним упр. 187 (на доске, по образцу учебника)

(1-2 строка – на доске, 3 строка – в паре)

Индивидуальное задание на карточках:

Используя алгоритм, данный в учебнике, вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.

На дорог _ () , в школ _ () , по пустын _ () ,

из ткан_ (), по скатерт _ (), о музык _() ,

в сквер_ (), о долг_() , в ярост _ ().

Проверка по образцу.

7. Итог урока.

Определите ключевые слова урока.

Как проверить безударные гласные в окончаниях имён существительных?

Домашнее задание.

Выучить правило, упр.1 стр. 24

Спасибо. Вы хорошо поработали. тепло. Садитесь., влево, вправо. ебника.

ежных окончаниях имниСравните свою формулировку с данной в учебнике на стр. сания безударных падежных окончаний имён существительных.