Князь мстислав тмутараканский и черниговский. Мстислав владимирович храбрый Княжение малолетнего Мстислава Владимировича в Тмутаракани

К ли-ку свя-тых за-ступ-ни-ков Церк-ви оте-че-ской при-чтен и сей князь Нов-го-род-ский Мсти-слав, внук ве-ли-ко-го кня-зя Ки-ев-ско-го Мсти-сла-ва († 1132 г.) и сын Смо-лен-ско-го кня-зя Ро-сти-сла-ва. Князь Мсти-слав за-слу-жил у совре-мен-ни-ков имя Храб-ро-го, ко-то-рое со-хра-ни-лось ему в ле-то-пи-сях по сво-е-му му-же-ству в бит-вах и по осо-бен-но-му бла-го-род-ству ха-рак-те-ра, так как он все-гда при-ни-мал пра-вую сто-ро-ну, ко-гда воз-ни-ка-ли несо-гла-сия кня-зей, и всту-пал-ся за сла-бо-го про-тив силь-но-го, невзи-рая на мно-же-ство вра-гов. В Церк-ви же усво-и-лось ему уте-ши-тель-ное на-зва-ние свя-то-го по глу-бо-ко-му его бла-го-че-стию и де-лам ми-ло-сер-дия, ко-то-рые не усту-па-ли по-дви-гам его во-ин-ской доб-ле-сти.

В 1168 го-ду он участ-во-вал в по-бе-де юж-но-рус-ских кня-зей над по-лов-ца-ми. Свя-той князь при-ни-мал уча-стие и в дру-гих кня-же-ских по-хо-дах, в ко-то-рых про-сла-вил-ся необы-чай-ным му-же-ством.

Князь Мсти-слав, ко-то-рый, по ска-за-нию совре-мен-ни-ков, бо-ял-ся лишь еди-но-го Бо-га, явил свое му-же-ство про-тив ве-ли-ко-го кня-зя Вла-ди-мир-ско-го Ан-дрея Юрье-ви-ча Бо-го-люб-ско-го, ко-гда тот, от-дав спер-ва сто-ли-цу юж-ную Ки-ев бра-ту его Ро-ма-ну, кня-зю Смо-лен-ско-му, хо-тел опять от-нять до-сто-я-ние сие у Ро-сти-сла-ви-чей и ве-лел Ро-ма-ну вы-ехать из Ки-е-ва. По-ви-но-вал-ся крот-кий князь, но за него всту-пи-лись бра-тья - Рю-рик, Да-вид и Мсти-слав Смо-лен-ские. Храб-рый Мсти-слав при-нял осо-бен-но к серд-цу неспра-вед-ли-вость вла-ди-мир-ско-го кня-зя и, овла-дев Ки-е-вом, от-дал его вто-ро-му бра-ту Рю-ри-ку. То-гда ве-ли-кий князь Вла-ди-мир-ский объ-явил Рос-ти-сла-ви-чам вой-ну. Князь Мсти-слав с бес-че-сти-ем вы-слал его посла с та-ким сло-вом к сво-е-му вла-ды-ке: «До-се-ле мы ува-жа-ли те-бя как от-ца, но ко-гда ты го-во-ришь с на-ми как с слу-га-ми и людь-ми про-сты-ми, идем на суд Бо-жий». Князь Ан-дрей по-слал 50 тыс. се-вер-но-го вой-ска. К это-му гроз-но-му опол-че-нию по-не-во-ле при-со-еди-ни-лись пол-ки неко-то-рых юж-ных кня-зей. Бра-тья Ро-стис-ла-ви-чи оста-ви-ли Ки-ев, бу-дучи не в си-лах дер-жать-ся про-тив та-ко-го пол-чи-ща, но Мсти-слав Храб-рый за-сел с ма-лой дру-жи-ной в со-сед-ней кре-по-сти - Вы-ш-го-ро-де, ни-чтож-ные сте-ны ко-то-ро-го, ка-за-лось, мож-но бы-ло разо-брать ру-ка-ми. Воз-буж-да-ла удив-ле-ние ни-чтож-ная кре-пость, обо-ро-ня-е-мая гор-стью лю-дей, но в ней бодрст-во-вал ви-тязь, а в оса-жда-ю-щих не бы-ло со-гла-сия. Од-ни кня-зья бо-я-лись мо-гу-щест-ва Ан-дре-ева, дру-гие же - ко-вар-ства Свя-тос-ла-ва, кня-зя Чер-ни-гов-ско-го, и все тай-но бла-го-при-ят-ство-ва-ли Ро-сти-сла-ви-чам. А храб-рый Мсти-слав по-чти каж-дый день де-лал от-важ-ные вы-лаз-ки про-тив вой-ска Ан-дре-ева. Ко-гда при-был Луц-кий князь Яро-слав с во-лын-ски-ми вой-ска-ми и со-еди-нил-ся с Мсти-сла-вом, страх на-пал на оса-жда-ю-щих. Они бро-си-лись бе-жать, кто ку-да мог. Мсти-слав смот-рел со сто-ро-ны и не ве-рил гла-зам сво-им. На-ко-нец, под-няв ру-ки к небу, про-сла-вил он за-щит-ни-ков Вы-ш-го-ро-да - св. кня-зей Бо-ри-са и Гле-ба. По-том, вско-чив на ко-ня, бро-сил-ся с дру-жи-ной за бег-ле-ца-ми. Непри-я-тель-ский стан, обо-зы, мно-же-ство плен-ных ста-ли до-бы-чей Мсти-сла-ва.

Князь Мсти-слав не гор-дил-ся в сча-стье. Он при-ми-рил-ся с кня-зем Ан-дре-ем и вып-ро-сил Ки-ев для бра-та Ро-ма-на. Ро-ман, отрав-ля-ясь в Ки-ев, оста-вил в Смо-лен-ске сы-на сво-е-го. Смо-ляне воз-му-ти-лись про-тив мо-ло-до-го кня-зя и пред-ло-жи-ли Мсти-сла-ву Смо-ленск. Мсти-слав при-нял (1175 г.) пред-ло-же-ние. Меж-ду тем Свя-то-слав Чер-ни-гов-ский вы-гнал Ро-ма-на из Ки-е-ва. Мсти-слав воз-вра-тил Смо-ленск бра-ту. «Бе-ре-ги его, - ска-зал он Ро-ма-ну, - я брал толь-ко для то-го, чтобы со-хра-нить те-бе». Он не хо-тел бо-лее всту-пать-ся в кро-ва-вые ссо-ры кня-зей.

Бла-го-вер-ный князь Мсти-слав от-ли-чал-ся нес-тя-жа-тель-но-стью, щед-ро рас-то-чал ми-ло-сты-ню, по-мо-гал оби-те-лям. Он не всту-пал в рас-при с дру-ги-ми кня-зья-ми и в пе-ри-од меж-до-усо-биц стре-мил-ся к ми-ру, до-воль-ству-ясь ма-лым.

Вско-ре ве-че нов-го-род-ское об-ра-ти-лось к силь-но-му до-му кня-зей смо-лен-ских и ста-ло звать к се-бе храб-ро-го Мсти-сла-ва. Дол-го не со-гла-шал-ся ви-тязь ид-ти кня-жить там, где преж-де него не ужи-лись два стар-ших его бра-та, Рю-рик и Ро-ман. До-воль-ству-ясь быть щи-том ро-до-вой сво-ей об-ла-сти и до-ро-жа тем, что дал ему Бог, он, чуж-дый вся-ко-го че-сто-лю-бия, от-ве-чал нов-го-род-цам: «Не пой-ду от бра-тьев и от сво-ей вот-чи-ны». «А мы раз-ве не твоя вот-чи-на?» - воз-ра-зи-ли нов-го-род-ские по-слы и умо-ли-ли его прий-ти на кня-же-ние. Ра-дост-но за-шу-мел воль-ный го-род, ко-гда явил-ся к ним Мсти-слав (1179 г.). Его встре-ти-ли с кре-ста-ми и ико-на-ми и с вос-тор-гом вни-ма-ли его при-ся-ге в хра-ме Со-фий-ском: блю-сти ве-ли-кий Нов-го-род. Ско-ро за-гре-мел го-лос кня-зя Мсти-сла-ва на ве-че, и со-бра-лись дру-жи-ны, 20 тыс. во-и-нов ста-ло под хо-ругвь кня-зя. То-гда же он вы-шел про-тив хищ-ных эс-тон-цев, ко-то-рые пе-ред тем оса-жда-ли Псков и не пе-ре-ста-ва-ли гра-бить по-гра-нич-ные ме-ста. Мсти-слав про-шел с опу-сто-ше-ни-ем стра-ну их до мо-ря, взяв мно-же-ство плен-ных и ско-та.

Но немно-го уже дней оста-ва-лось ему вре-мен-ной жиз-ни. В си-ле му-же-ства вне-зап-но по-ра-зил его же-сто-кий недуг и при-ко-вал к од-ру бо-лез-ни. Чув-ствуя при-бли-же-ние смер-ти, ве-лел князь нести се-бя в цер-ковь, при-об-щил-ся Бо-же-ствен-ных Та-ин и в тот же день скон-чал-ся. Это бы-ло 14 июня 1180 го-да.

Возры-дал по нем весь Ве-ли-кий Нов-го-род: «За-чем не умер-ли и мы с то-бою, князь слав-ный, со-тво-рив-ший то-ли-кую сво-бо-ду Ве-ли-ко-му Нов-го-ро-ду». Пла-ка-ла по нем и вся Рус-ская зем-ля, и, по сви-де-тель-ству ле-то-пи-си, не толь-ко его дру-жи-на, но и са-мые ино-пле-мен-ни-ки дол-го не мог-ли за-быть доб-ле-сти его. И при-бав-ля-ет ле-то-пи-сец еще о бла-го-вер-ном кня-зе Мсти-сла-ве: «Он был ро-ста сред-не-го, ли-цом кра-са-вец, а ду-ша его бы-ла еще луч-ше. Щед-ро рас-то-чал он ми-ло-сты-ню, по-мо-гал оби-те-лям. Был храбр и му-же-ствен; он же-лал уме-реть за зем-лю Рус-скую. Ко-гда при-хо-ди-лось осво-бож-дать плен-ных у языч-ни-ков, он го-во-рил: “Бра-тья, ес-ли умрем за хри-сти-ан, очи-стим-ся от гре-хов”. Он не со-би-рал ни зо-ло-та, ни се-реб-ра, но раз-да-вал то дру-жине сво-ей, то церк-вам за свою ду-шу».

Свя-той князь Мсти-слав был по-гре-бен в Нов-го-род-ском Со-фий-ском со-бо-ре, в при-де-ле в честь Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. По опи-са-нию 1634 го-да, «мо-щи его нетлен-ны, а ру-ка ему пра-вая вы-спрь».

Многому́дренно пожи́в в княже́нии твое́м/ в вели́ком Но́вегра́де сем,/ благове́рный кня́же Мстисла́ве,/ плод благи́й Бо́гови в жи́зни сей был еси́,/ присноцвету́щ доброде́тельми,/ того́ ра́ди получи́л еси́ жизнь ве́чную на Небесе́х,/ те́ло же твое́ нетле́нием просла́влено бысть на земли́./ Мы же, предстоя́ще ико́не твое́й, любо́вию вопие́м ти:// ра́дуйся, утвержде́ние гра́ду на́шему.

Перевод: Со многою мудростью прожив в княжении твоем в Великом Новгороде, благоверный князь Мстислав, ты был хорошим плодом Богу в этой жизни, всегда цветущим , потому получил ты вечную жизнь на Небесах, тело же твое нетлением было прославлено на земле. Мы же, предстоя иконе твоей, с любовью взываем к тебе: «Радуйся, крепость города нашего».


Участие в войнах: Война с Хазарским каганатом. Поход против аланов и касогов. Междоусобные войны.
Участие в сражениях: Битва под городом Лиственом

(Mstislav of Chernigov) Князь Тмутараканский (с 988) и Черниговский (с 1026)

После разгрома Ярославом Святополка большинство оставшихся в живых сыновей Владимира Святославовича признало власть Ярослава над всей Русью. Все, кроме его брата Мстислава, также сына половчанки Рогнеды. Ему, богатырю силой, волей и разумом, красавцу, талантливому от природы полководцу, отец доверил самый опасный и ответственный удел — Тмутаракань — южный форпост Руси, призванный сдерживать юг и не познанный никогда до конца восток от их давления на государство славян.

Мстислав окажется достойным доверия Владимира. Был он копией своего деда Святослава , столь же талантлив в воинских делах, столь же удачлив, столь же любим всеми теми, кого водил он за собой в битву. В 1016 году тмутараканский князь окончательно — и на этот раз навсегда — разрешит многовековой спор с Хазарским каганатом, разбив его войска и захватив в плен последнего его хана. В 1020 году— покорит аланов и касогов из предгорий Кавказа, любящих, подобно их северным кочевым соседям, прийти походом-облавой на Русь. В походе против касогов их князь Редедя, известный своей богатырской силой, предложит Мстиславу поединок — чтобы не губить войско и решить все божьим судом-боем между вождями. Мстислав принял вызов. Бились долго, а поломав оружие, сошлись в «простом бою» — руками — без правил! Мстислав сломал касога, бросив через колено. А потом проигравшему, и, стало быть не имеющему право на жизнь и власть, оказал милость ударом кинжала в сердце. И по праву победителя наложив на касогов дань.

Именно ему, долгие годы смирявшему всех противников Руси на ее степных границах, один из потомков печенежского князя Кури, победителя Святослава, передает в знак дружбы и желания мира, ритуальную печенежскую чашу. Чашу из черепа князя-воина, с которым степняки поступили так же, как и со всеми своими сильными противниками, веря, что мощь побежденного будет тем самым вливаться в них самих. Печенежскому хану не надо было льстить — он избрал для своего дара самого могущественного русского князя. И самого опасного для своих врагов. Дабы тот, погребя прах деда, успокоил его душу. И не бродила бы она по земле, ища обидчиков. К этому времени уже многие из печенегов поняли, что не стоит иметь русичей своими врагами...

Ярослав еще до победы на Альте предложил брату Мстиславу Красному , т.е. Красивому, кроме Тмутаракани еще и Муром. Он уже распоряжался как старший в роду — братоубийца Святополк был не в счет. И предлагал Мстиславу еще одно княжество, как старшему после себя. Но Муром был не особенно нужен Мстиславу — место глухое, лесное, северное, он же — все время на юге, каждый день лицом к степи. В Тмутаракани было мало славян — и даже дружина, кроме ближней, вся состояла из воинов разных народов, смиряемых и смиренных князем Мстиславом — касогов, печенегов, хазар, и из иных — норманнов, греков.

Южному князю было нужно новое княжество по обычаю, по почету — Ярослав должен был выделить ему вторую землю по значению после Киева. Но он опасался, ибо Тмутаракань была богата, а князь ее храбр и силен. И ему, Мстиславу , нужна была та земля, откуда он мог бы набрать людей одного с ним рода-племени для защиты Руси. Для того, чтобы, русское названием, Тмутараканское княжество росло, богатело и крепло русскими руками и русским умом. Ярослав же, понимая правду брата, кроме Мурома, опасаясь, ничего не давал.

Наконец, в 1023 году Мстислав , оставив княжество на ближнюю, славянскую дружину, с другой своей дружиной, из охотников-степняков, пошел к Киеву. Но не биться, а договариваться. Подойдя к Киеву, узнал, что Ярослав — на севере, и знатные киевляне, устроив пир для южного князя, в город его не пустили — ибо знали: нет пока между братьями согласия, и значит, не смогут они пустить в город Ярослава, их князя, брата-соперника. Мстислав не обиделся и ушел на днепровское левобережье. Здесь Чернигов — вторая земля южной Руси по богатству, обширности, древности — с почетом встретил князя-защитника юга. И Мстислав сел в городе князем. Сел строго по обычаю — никого не обидел, не ущемил, отпустил всех бояр-воевод брата, решивших остаться с Ярославом, который посылал Мстиславу письма-предупреждения — уходи в Муром, иначе быть войне! — к ней и готовился, сидя в Новгороде.

Действительно, все шло так, как будто не было князей-соперников, не готовились они к войне, не правили разными городами и землями. Киев и Чернигов, их горожане-жители сообщались друг с другом по всякой надобности, без всякой опаски и совершенно свободно.

Так прошел почти год— с лета до лета. Наконец, Ярослав решился и двинулся к югу, ведя за собой заморских наемников и малое число новгородских — охотников, пожелавших показать себя южной Руси. На встречу брату из Чернигова вышел Мстислав, также имея в войске немногих славян-северян, решивших доказать Новгороду Великому, что они ничуть не хуже, и степную дружину. Силы были у каждого небольшие, сильных русских ратей не было — страна не вмешивалась в домашний спор братьев, чувствуя и зная, что и тот, и другой, и оба вместе ей по нраву, ибо они о ней пекутся и будут печься покуда хватит сил.

Братья встретились под городом Лиственом. Ночью Мстислав вывел северян-охотников против главной силы брата — пешей дружины норманнов. Охотники не подвели черниговского князя — северяне заморские увязли в битве со славянскими северянами, и в этот момент по флангам Ярослава ударили степняки его брата. Битва кончилась скоро — юг победил север.

Ярослав бежал к устью Сожа, туда где река эта впадает в Днепр, туда, где он высадился с ладей, идя на сшибку с Мстиславом. Дождавшись остальных беглецов-проигравших, ушел на север, в Новгород. Он проиграл поединок, Божий суд — и ему не было места на юге. Дождаться же части своей дружины он сумел потому, что брат его не преследовал проигравших, как делают это в настоящей войне, когда больше всего и можно положить неприятельских войск. Но тут не было настоящего врага — братья делили власть над единым и неделимым целым. И все делалось честно, обычаем и малой кровью — Мстислав не преследовал дружину брата, не добил ее, а Ярослав, проиграв в одном сражении, тут же ушел к Ильменю, ибо проиграл не просто бой, а лишился пока права претендовать на Киев и юг.

Князь Мстислав же, победив, знал, что отныне он княжит в Чернигове уже навсегда. Киева он не хотел — и предложил вновь Ярославу мир и правый, киевский, берег, себе оставляя левый, поближе к степи, черниговский. Ибо пришел он сюда из Тмутаракани с думой о восточном ветре, им же собирался заниматься и занялся сейчас. Оба его княжества — и отцовское, выделенное и ныне взятое у брата, были, по сути дела, главными в обороне против степняков. Таковыми и остались, ведомые опытной рукой князя, который в этом видел свое призвание и служение.

Не желал он великокняжеской власти, хотя по праву сильного он мог взять Киев себе, окончательно потеснив старшего брата. Но не делал Мстислав этого, уважая обычаи и желание самих киевлян, по прежнему верных Ярославу. Тот и прибыл к ним через год. И вновь привел дружину.

Люди Великого Новгорода и в этот раз не бросили своего князя, к которому привыкли и с которым сроднились — как мать больше всех из детей любит самого слабого и беззащитного. Таким и был в глазах северного города Ярослав, которому, как они ясно видели, было не тягаться со своим братом-воином. Да и не прав он был в этой распре, их Ярослав, но они его не бросили, пришли вместе с ним. Ибо непорядок, если великий князь, требуя свое, будет делать это, не имея за своей спиной железной стены воинов. Стыдно. И не желая Ярославу стыда, ныне они и были у него за спиной. Как и киевляне, которым Ярослав был также по нраву и которые также не желали его княжеского бесчестья перед братом. Не желали они и воинской брани — ни новгородцы, ни киевляне, — зная и Мстислава, его заслуги перед Русью и правоту. И в этом деле, и во многих других.

Вновь войска братьев стояли друг против друга, разделенные Днепром. Ярослав, видя настроение своих воинов, чувствовал, что ему начинать битву не стоит. Брат же вовсе воевать не хотел. И вскоре Ярослав, как старший и, стало быть, разумный, но и более слабый, принимающий условие противника, переправился на левый берег реки, согласный на ранее предложенное Мстиславом. Тому оставался левый берег, Чернигов, Ярославу — Киев. Брани не было, был мир.

Отныне братья строили и берегли родную землю вдвоем. Обороняли-воевали, строили-создавали.

Вместе ходили походами на поляков, оспаривая у воинственных соседей города Червенской земли. Походы были удачны — Русь выиграла. Спорные города вновь стали русскими. Печенеги сидели смирно, опасаясь черниговского князя. Тмутаракань держала юг, богатея и торгуя со всеми странами и народами Юга и Востока. Новгородская слава гремела по всей Европе, слава великого города Севера — города, открывающего безопасный путь на юг.

Слава Мстислава была так велика, что почти двадцать лет Степь — до его смерти — не смела тревожить Русь. Как и иные соседи, зная мощь славянских дружин.

У великого князя Владимира, крестителя Руси, было несколько сыновей. Один из них получил прозвище Окаянный за совершенное братоубийство, другой — прозвище Мудрый за выдающиеся деяния. А сын по имени Мстислав вошел в историю под прозвищем Храбрый. Именно он, будучи князем Черниговским, начал строительство Спасо-Преображенского собора.

Князь Мстислав Владимирович Храбрый - известная историческая личность России.

Рождение Князя Мстислава

Мстислава родила Владимиру Крестителю его жена Рогнеда, происходившая из знатного полоцкого рода. Точное время рождения княжича неизвестно. В некоторых изданиях годом появления Мстислава на свет указывается 983-й. С уверенностью можно сказать лишь то, что Мстислав был рожден после 980 года. В тот кровавый год недавно взошедший на киевский престол Владимир Святославич, еще язычник, захватил Полоцк, убил местного правителя Рогволода, его сыновей, а красавицу-дочь сделал своей женой. До Мстислава Рогнеда родила Ярослава, будущего Мудрого властелина всей Киевской державы. Справедливости ради стоит отметить, что есть и другие указания относительно матери Мстислава. Иоакимовская летопись (условное название несохранившегося свода, известного только по выпискам историка XVIII века В.Н. Татищева) называет его матерью княгиню Адиль.

Княжение малолетнего Мстислава Владимировича в Тмутаракани

Около 988 года Владимир Святославич посадил малолетнего сына на княжение в , на Таманском полуострове. Этот древнерусский город, возникший среди руин античной Гермонассы и камышовых шатров хазарской Таматархи, располагался на окраине тогдашнего влияния киевских князей.

Удаленность города, его оторванность от основных земель Руси со временем обусловила появление в русской разговорной речи нарицательного значения — Тмутаракань (или Тьмутаракань) сопоставляется с чем-то недосягаемо далеким, неизвестным и, как правило, носит пренебрежительный оттенок. Тем не менее, в конце X столетия Тмутаракань имела довольно важное политическое значение.

Первые годы Мстислав являлся номинальным правителем, все важнейшие вопросы за него решало ближайшее окружение, «княжеский двор», который состоял из преданных людей, закаленных в боях и прошедших суровую школу жизни. Но ребенок рос, становился юношей — приходило время брать бразды правления в свои руки.

Становление Мстислава Храброго

Окраинное положение Тмутаракани, ее соседство со Степью — Степью именно с большой буквы, той самой Степью, откуда в течение столетий исходила для русских земель кочевническая угроза, — обуславливало военный характер местной жизни. Тмутараканский князь должен был научиться сидеть на коне и владеть мечом прежде других, мирных, навыков, кои в те времена требовалось постичь всякому правителю.

Мстислав Храбрый одолевает князя Редедю

В 1016 году Мстислав Храбрый боролся с хазарами, в 1022 году он покорил касогов и наложил на них дань. Перед сражением с касогами Мстислав в личном единоборстве одолел касожского князя Редедю. События тех далеких лет так передаются в «Повести временных лет»:

«В год 6530 (1022) пришел Ярослав [Мудрый] к Берестью. В то же время Мстислав, который владел Тмутараканью, пошел на касогов. Узнав же об этом, князь касожский Редедя вышел навстречу ему. И, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: „Чего ради мы будем губить наши дружины? Но сойдемся и сами поборемся. И, если одолеешь ты, возьмешь имущество мое, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то я возьму все твое“. И сказал Мстислав: „Будь так“. И сказал Редедя Мстиславу: „Не оружием будем биться, а борьбой“. И схватились бороться крепко, и долго боролись, и начал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: „О, Пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, построю церковь во имя Твое“. И, сказав это, ударил Редедю о землю. И выхватил нож, зарезал Редедю. И пошел в землю его, взял все имущество его, и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов. И, вернувшись в Тмутаракань, заложил церковь Святой Богородицы, и построил ее, стоит она и до сего дня в Тмутаракани».

Слава Мстислава, его влияние и притязания росли с головокружительной быстрой.

Политика Мстислава Храброго - Разделяй и властвуй

В 1023 году Мстислав с дружиной пришел к Чернигову, одному из крупнейших древнерусских городов того времени, и, вопреки воле своего старшего брата, правящего великого князя Киевского Ярослава, закрепился в Черниговской земле. Согласно В. Н. Татищеву, достоверность сведений которого вызывает определенные сомнения, Мстислав в 1023 году потребовал у Ярослава Мудрого, чтобы тот увеличил его земельный надел. Ярослав дал ему Муромскую землю, но это не удовлетворило Мстислава. Он совершил поход на Киев, пытаясь захватить велико-княжеский стол, однако киевляне не захотели принимать тмутараканского правителя. Не желая уходить из центральных областей Руси, Мстислав и занял Чернигов.

В 1024 году Ярослав предпринял попытку изгнать непокорного родственника из захваченного им города. Киевский князь собрал рать, включая внушительный воинский контингент варягов, и отправился в поход. В ожесточенной битве у Листвена на берегу реки Руды Мстислав наголову разбил Ярославову дружину. Сам Ярослав бежал на север, в Новгород, где он княжил до восшествия на киевский престол и где он мог заручиться необходимой поддержкой для продолжения борьбы. Показательно, что Мстислав не преследовал брата.

Городецкий договор Ярослава и Мстислава Храброго на середине Днепра

В 1026 году Ярослав и Мстислав заключили мир, встретившись у Городца (населенный пункт неподалеку от Киева). Братья договариваются о прекращении вражды на середине реки, стоя каждый на своем плоту, а по берегам их дружины ожидают княжеского решения. Согласно мирному договору, во владении Ярослава осталась территория днепровского правобережья, а Мстиславу отошли русские земли, расположенные по левому берегу Днепра с центром в Чернигове.

Городецкий договор означал не условное, но вполне реальное примирение Мстислава и Ярослава. В 1031 году князья совершили совместный поход на Польшу, откуда Мстислав привел много пленников. Воинские подвиги и доблесть Мстислава воспевал древнерусский певец Боян. Летописец писал о князе:

«Был же Мстислав дороден телом, румян, с большими глазами, храбр был в бою, милостив и очень любил дружину, имущества для нее не жалел, ни в питье, ни в пище не ограничивал ее».

Смерть Мстислава Храброго

Мстислав Храбрый скончался в 1036 году. Его земельные владения вновь вошли в состав Киевского государства под единовластным управлением Ярослава Мудрого. Тело усопшего, христианское имя которого, по некоторым данным, было Константин, захоронили в недостроенном Спасо-Преображенском соборе Чернигова.

Волков В. А.

КНЯЗЬ МСТИСЛАВ ХРАБРЫЙ

Именно этот князь унаследовал воинский дар своего великого деда Святослава, прославившись как грозный и непобедимый ратоборец. Князь Тмутараканский и Черниговский, Мстислав Владимирович Храбрый был старшим сыном Владимира Святославича (Святого) от полоцкой княжны Рогнеды. В крещении он получил христианское имя Константин.
В 988 году Мстислав-Константин был посажен отцом княжить в далекой Тмутаракани. Защищая рубежи этого южного форпоста Руси он воевал с хазарами и касогами. Перед сражением с последними в личном единоборстве князь одолел касожского князя Редедю, после чего касоги сдались и признали над собой власть русских князей. Соперничая с братом Ярославом, княжившим после смерти Владимира Святославича в Киеве, и не дававшего Мстиславу другого княжения в больших и богатых русских городах, тмутараканский князь в 1023 году с дружиной своей пришел к Чернигову. Вопреки воли брата сел он княжить в этом городе. Тогда, вновь призвав под свои знамена варягов Ярослав выступил против Мстислава. В ожесточенной ночной битве у Листвена на берегу реки Руда, под всполохи зарницы и гром налетевшей грозовой бури, черниговский князь наголову разбил ярославовы рати, но не преследовал брата, бежавшего в Новгород, а в 1026 году, по возвращении его в Киев заключил с ним мир. По условиям этого соглашения вся Русская земля была разделена между братьями - Мстиславу Владимировичу досталась восточная его часть, Ярославу Владимировичу - западная; границей двух княжеств служил Днепр. В дальнейшем братья помирились между собой и вместе ходили походами против врагов родной земли. Неустрашимый и суровый воитель, Мстислав Владимирович славился милостивым отношением к простому народу и отеческим отношением к дружине, вместе с которой, подобно предкам своим славным русским князьям проводил все время - и на войне, и на охоте, и на пиру. Правитель Чернигова - единственный русский князь, краткое описание внешности которого было дано летописцем. По его словам Мстислав был "дебел телом, красноват телом, с большими глазами".
Умер черниговский князь не оставив после себя потомства - его единственный сын Евстафий умер прежде отца (в 1032 г.). Сам Мстислав Владимирович скончался в 1036 году на охоте. После смерти князя подвластные ему земли вновь вошли в состав державы Ярослава (Мудрого).

ЛЕТОПИСНЫЙ РАССКАЗ О ЕДИНОБОРСТВЕ МСТИСЛАВА С РЕДЕДЕЮ

В лето 6530 (1022). Приде Ярославъ к Берестию. Въ си же времена Мьстиславу сущю Тмуторокани поиде на касогы (старорусское название черкес - одного из народов Северного Кавказа. - В.А.).Слышавъ же се, князь касожьскый Редедя изиде противу тому. И ставшема обема полкома противу собе, и рече Редедя к Мьстиславу: "Что ради губиве дружину межи собою? Но снидеве ся сами бороть. Да аще одолееши ты, то возмеши именье мое, и жену мою, и дети мое, и землю мою. Аще ли азъ одолею, то возьму твое все". И рече Мьстиславъ: "Тако буди". И рече Редедя к Мьстиславу: "Не оружьем ся бьеве, но борьбою". И яста ся бороти крепко, и надолзе борющемася има, нача изнемагати Мьстиславъ: бе бо велик и силенъ Редедя. И рече Мьстиславъ: "О Пречистая Богородице, помози ми! Аще бо одолею сему, съзижю церковь во имя Твое". И се рекъ удари имъ о землю. И вынзе ножь, и зареза Редедю. И шед в землю его, взя все именье его, и жену его и дети его, и дань возложи на касогы. И пришед Тьмутороканю, заложи церковь Святыя Богородица, и созда ю, яже стоит и до сего дне Тьмуторокани.
Древняя русская литература. М., 1980. С. 23.