Наука презентация к уроку на тему. Презентация на тему: Наука и ее роль в современном обществе Наука и ее характеристики презентация

Транскрипт

1 Презентация на тему: Наука и ее роль в современном обществе

2 Что такое наука? Какова роль науки в формировании картины мира? И какова еѐ роль в современном обществе? Обсуждение всех этих вопросов сопровождало становление и развитие современной науки, и было необходимой формой осознания особенностей, как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным.

3 «Знание сила» Ф.Бэкон Наука - сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор, накопление, классификацию, анализ, передачу и использование достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих адекватно описывать природные или общественные процессы.

4 Предпосылки для возникновения науки появляются еще в странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной цивилизации были восприняты и переработаны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой. Среди которых можно отдельно выделить таких выдающихся учѐных, как Аристотель и Кант. С точки зрения этих великих ученых наука рассматривалась как система знаний, особая форма общественного сознания.

5 Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.

6 - получение знаний об объективном и субъективном мире. - собирание, описание, анализ, обобщение, объяснение; - обнаружение закономерностей и особенностей; - систематизация научных знаний; - объяснение сущности явлений и процессов; - прогнозирование событий, явлений; - установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

7 Предмет и метод познания науки Науки о природе Науки об обществе Науки о познании и мышлении Технические науки и математика Естествознание, экология. Обществознание, социология. Логика, диалектика. Сопромат, термех. Виды науки Фундаментальные Прикладные Отсутствие связи с практикой Неразрывно связана с практической реализацией исследований

8 Наименование функции Культурномировоззренческая Познавательная Производственная Содержание Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления часть общего образования, культуры Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития. Призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др.

9 Существуют три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Наука Социальный институт Деятельность Особая система знаний

10 Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным. Эта концепция не может в своѐм одиночестве раскрыть полное определение современной науки. Если науку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело всѐ в том, что такое направление в науке довольно однообразно и ограниченно. От исследователей ускользает еѐ социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.

11 Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня еѐ функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К. Марксом в середине прошлого столетия, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе, а прежде всего как особая сфера профессионально - специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.

12 Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социальнопрофессиональной группой, определенным сообществом. Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер.

13 На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства. Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику.

14 В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций: познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рациональнотеоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

15 мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия; производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

16 культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

17 Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека.

18 1. Зиневич Ю. А., Гуревич П. С., Широкова В. А. "Философские науки". Москва, «гуманитарий» 2001г. 2. Канке В.А. "Философия. Исторический и систематический курс", Электронный учебник, Москва «Логос», 2001г. 3. Пуанкаре А. О науке. М., Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. "Введение в филисофию". Учебник для высших учебных заведений. Часть 2. Москва, «Политиздат» 2002г.


Раздел 2. Духовная культура человека и общества Тема 2.2. Наука и образование в современном мире. Лекция 2.2.1. Наука. Естественные и социальногуманитарные науки. План 1. Определение науки 2. Виды и функции

Министерство образования и науки Российской Федерации Открытое акционерное общество «Научно-производственная фирма «Геофизика» УТВЕРЖДАЮ: Директор по научной работе А.А.Булгаков 2014 г. ПРОГРАММА вступительного

3. Специфика научного познания. Наука как знание. Критерии научного знания. Наука форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая

Тема 1.1 Общие проблемы философии науки. Наука в культуре современной цивилизации. Предмет, структура и функции философии науки В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс

БИЛЕТ 1 1. Предмет и структура философского знания. Сущность философии и специфика её проблем. 2. Философские и естественно-научные представления о материи. Материя как объективная реальность. БИЛЕТ 2

Семинарские занятия: п/п Наименование раздела и темы 1. Тема 1. Предмет. Место и роль в культуре. Становление. Структура философского знания 2. Тема 2. Основные направления, школы и этапы ее исторического

2 п/п Контрольные вопросы 1 2 3 1. Предмет философии и круг ее проблем. 2. Философия как форма духовной культуры. 3. Философская мысль Древного Востока. 4. Космоцентризм ранней греческой философии. 5.

1.Цель и задачи вступительного испытания Основной целью вступительного испытания по философии является определение уровня знаний поступающего об основных методах современной науки, принципах формирования

1-2006 г. 09.00.00 философские науки УДК 008:122/129 БАЗОВЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В.П. Теплов Новосибирский филиал Российского государственного торгово-экономического университета (г.

Особенности мировоззренческих идей философии древнего востока реферат Не стала исключением в этом плане и философия Древнего Китая однако мировоззренческие взгляды описаны его учениками в книге Лунь юй.

Аннотация к рабочей программе дисциплины «История политических и правовых учений» Направление подготовки: 030900.68 «Юриспруденция» Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная 1. Наименование

Что есть философия Предмет философии 1. До середины XIX века было распространено убеждение, что философия А. «Бесполезная мудрость» Б. «Царица наук» В. «Служанка наук» Г. «Служанка богословия» 2. Практический

Аннотация рабочей программы по естествознанию 10-11 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. (Приказ Министерства

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» (уровень бакалавриата) Цели и задачи освоения дисциплины

Приложение 3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» (ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП») Методические рекомендации по внеаудиторной

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ - Дать представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре; - Познакомить с философскими понятиями и категориями - инструментарием философских

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА в аспирантуру

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности

Поступающие в аспирантуру должны: 1. Быть знакомы с историко-философским наследием, классическими и современными философскими концепциями; формирование представления об исторических и современных достижениях

Аннотации к рабочим программам по предмету «Мировая художественная культура» 5 - Формирование у учащихся целостного представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов Древнего

ВОПРОСЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ I. Общие проблемы философии науки 1. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.

МИНОБРНАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский архитектурный институт (государственная академия)» (МАРХИ) Кафедра «Рисунок»

Аннотация к рабочим программам по географии. 5-9 классы Рабочие программы по географии для основной школы составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам

УТВЕРЖДЕНА решением приемной комиссии ФГБОУ ВПО РГУПС, протокол заседания 2 от 27.03.2014 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ФИЛОСОФИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ПОСТУПАЮЩИХ В АСПИРАНТУРУ На вступительном экзамене поступающий в аспирантуру должен: иметь представление о своеобразии философии, ее предмете и месте в системе культуры; научных,

«История и философия науки» Цель - освоить общие закономерности и конкретное многообразие форм функционирования истории и философии науки. Сформировать у аспирантов целостные представления о науке как

(Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. В. В. Миронова. М. : Гардарики,

Аннотация к рабочей программе по МХК (8-11 класс) Актуальность преподавания предмета в средней школе: В условиях современной школы эстетическое образование начинает играть все большую роль в процессе перехода

Раздел: Предмет философии и ее история Тема: Основные понятия и предмет философии Тема урока: Становление философии План: 1. Определение «философии» 2. Становление философии из мифологии 3. Характерные

УДК 355.233 А.А.Шлёнский, Д.О.Стрельников Воронежский Военный Авиационный Университет г.воронеж, Россия Проблемы внедрения инноваций в педагогический процесс вуза Обращение к проблемам инноватики и выделение

Первые вопросы к кандидатскому экзамену 1. Что такое философия как проблема в эпоху доминирования 2. Философия как любовь к мудрости в отличие от мудрости (о смысле древнегреческого слова philosophia)

Общая формулировка задач методики преподавания технологии 1. Для чего учить (определение целей и задач обучения) 2. Чему учить (отбор и определение содержания обучения) 3. Как учить (разработка форм, методов

ФИЛОСОФИЯ УЧЕБНИК ДЛЯ БАКАЛАВРОВ 6-е издание, переработанное и дополненное Под редакцией доктора философских наук, профессора, академика РАЕН В. Н. Лавриненко Рекомендовано Министерством образования Российской

КОДИФИКАТОР ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ» ЦИКЛА ОБЩИХ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В кодификаторе зафиксирована преемственность между

1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы курса Мировая художественная

Дата: 20 февраля 2019 г. Группа: ДО-17 Предмет: Основы проектно-исследовательской деятельности. Практическая работа 2 Задание 1. Используя теоретический материал составить структурно-логическую схему (кластер)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тема 1. 11 Наука Базовые термины и понятия темы 1.11 Научное познание Наука Классификация науки Структура науки Общественные науки Научное познание Особый вид познавательной деятельности,

1 Раздел 1 Код и формулировка компетенции УК-1 Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию научных идей при решении исследовательских и практических задач,

Составитель: к.и.н., преподаватель ГБПОУ МГОК Белевцова Виктория Олеговна ОГСЭ 01 Основы философии ЛЕКЦИЯ 1 Основные понятия и предмет философии ВОПРОСЫ 1.Что такое философия. 2. Философия как наука. 3.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ПРЕДМЕТУ I. Рабочая программа. II. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский

Лист корректировки Раздел тематического планирования Кол-во часов отмены занятий Дата по плану Форма изучения пропущенного материала Самост. Две темы за изучение темы урок Кол-во часов Причина корректировки

Философия Вопросы для вступительных экзаменов в аспирантуру 2017 г. 1. Философия как мировоззрение. Типы и формы мировоззрения. 2. Философия и наука. Основные понятия философии науки. 3. Предмет философии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы философии 2016 г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального

Знание философии, обусловливающее развитие критического и аналитического мышления, а также способствующее познанию мира в его многообразии, является неотъемлемой частью подготовки ученых различных специальностей.

Пояснительная записка Нормативные документы, в соответствии с которыми разработана рабочая программа Закон РФ от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный компонент государственного

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МХК Рабочая программа по МХК составлена на основе: -Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.); - Программы

I. Аннотация 1. Наименование дисциплины в соответствии с учебным планом: Философия 2. Цель и задачи дисциплины Главными целевыми установками освоения дисциплины «Философия» являются: - Формирование философской

Единство методов эмпирического и теоретического уровней познания ВВЕДЕНИЕ На сегодняшний день актуальность данной темы определяется тем, что человечество всегда стремилось и стремится к приобретению новых

А.А. Горелов философия Конспект лекций Учебное пособие КНОРУС МОСКВА 2013 УДК 1/14(075.8) ББК 87.3я73 Г68 Рецензенты: В.Н. Жуков, проф. кафедры философии Государственного университета управления, д-р филос.

Билет 1 1. Генезис философии, ее специфические характеристики как формы рациональности и мировоззрения 2. Сциентизм и антисциентизм: причины возникновения, основные идеи и роль в культуре, философии и

ФГБОУ ВПО Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы ДЕПАРТАМЕНТ ОТКРЫТЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Утверждено Решением Учебнометодического совета от 20 г. протокол ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ «Утверждаю»

Требования к экзамену по философии Целью освоения учебной дисциплины является осмысление истории и философии науки как отрасли знания, ее особенностях, основных школах и направлениях. Дисциплина вводит

МАМЕДОВ НИЗАМИ МУСТАФАЕВИЧ доктор философских наук, профессор, академик РАЕН и РЭА, эксперт ЮНЕСКО ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углублённым изучением английского языка 1354» Департамента образования города Москвы Рабочая программа Мировая художественная

1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека,

Шифр специальности: 09.00.01 Онтология и теория познания Формула специальности: Содержанием специальности 09.00.01 «Онтология и теория познания» является разработка современного научно-философского миропонимания

Афонов А.П. Социализация индивида как субьективно-обьективный процесс. Монография.- Донецк: ДонГУЭТ им. М. Туган- Барановского, 2001.-232с. ISBN 966-7634-23-Х Рецензенты: Яли И.А. - доктор философских

Старова Н.М., Севостьянова Н.И., г. Челябинск КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ-МЕХАНИКОВ Современное состояние российского общества, а именно процессы, проходящие в политической,

Схемы к урокам обществознания. Мировоззрение система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими

ЛЕКЦИЯ 1. Философия: предмет и метод исследования 1. Философия как наука. 2. Предмет философского исследования. 3. Философские категории: роль и значение. ЛИТЕРАТУРА Корниенко А.А., Квеско Р.Б. и др. Философия.

Л.М. Федоряк, профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», директор Центра научного и инновационного сотрудничества «Вершина познания», д.п.н. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КАЧЕСТВО

Аннотация к дисциплине «История и философия науки» 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели дисциплины Работа над диссертацией по любой специальности предполагает изучение методологических и мировоззренческих

Аннотация к программе по географии Программа по географии для основной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования,

А. А. Зарубина Студент Сибирско-американский факультет менеджмента Байкальской международной бизнес-школы Иркутского государственного университета ЕДИНСТВО ЛОГИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО КАК МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ Теория и методика физической культуры 1. Предмет и место общей теории физической культуры в системе научных знаний о физической культуре. Проблематика и перспективы развития

ПРЕПОДАВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ В ВУЗЕ Клочко Ю.Н. Как нам представляется, концепция преподавания культурологии, то есть рассмотрение ее как учебной дисциплины, прежде всего, должна основываться на системе

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Наука Преподаватель социально-экономических дисциплин ГБПОУ ВО «ХЛК имени Г.Ф.Морозова Шурыгина Е.А.

План урока: 1. Понятие и этапы развития науки 2 . Характерные черты науки 3. Отличие науки от других отраслей культуры 4. Функции науки

В своем развитии наука прошла два этапа. Первый этап – преднаука, древнегреческая наука и параллельно зачатки научного познания мира в Китае и Индии. Второй этап – возникновение современной науки с XVII по XIX вв.

XVII в. научная революция – радикальная смена структуры науки, выдвижение новых принципов и методов познания. « К олодец - символ науки, ибо природа ее не на поверхности, а в глубине и не лежит у всех на виду, а любит прятаться где-то в незримом месте». (Н. Коперник)

Наука - это отрасль культуры, имеющая дело с теоретическим познанием мира, допускающая проверку на опыте или математическое доказательство.

Характерные черты науки.

Универсальность – наука сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком. Законы природы, открытые на Земле, справедливы для всей Вселенной.

Фрагментарность - наука изучает не бытие в целом а различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины: физику, химию, биологию, социологию и т.д.

Общезначимость - научные знания пригодны для всех людей; язык науки - один и тот же для представителей различных наций, что способствует объединению человечества.

Обезличенность – ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах его научного познания.

Систематичность – наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Незавершенность – хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

Преемственность – новые знания определенным образом и по определенном правилам соотносятся со старыми знаниями.

Критичность – наука всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты

Достоверность – научные выводы требуют, допускают проверку по определенным сформированным правилам.

Внеморальность - научные истины нейтральны в морально-этическом плане.

Рациональность - получение знаний на основе процедур, включающих в себя: 1 . Понятийность, т.е способность определять определяемые в науке слова (термины) путем выявления наиболее важных свойств данного класса предметов; 2. Логичность, т.е использование законов формальной логики; 3. Дискурсивность, т.е. способность раскладывать научные утверждения на составные части.

Чувственность – научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Отличие науки от мистики заключается в стремлении не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению.

От искусства наука отличается рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий.

В отличии от мифологии наука стремится не к объяснению мира в целом,а к формированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.

От философии науку отличает то, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «что такое?...», а на вопрос «как?», «каким образом?».

Наука отличается от религии тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера.

По сравнению с идеологией научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.

В отличии от техники наука нацелена на познания мира, а не на использование полученных знаний о мире для его преобразования.

Теоретическим освоением действительностью наука отличается от обыденного сознания.

Функции науки: 1 . описательная, которая обнаруживает разнообразные природные объекты и явления; 2. познавательная, благодаря которой открываются законы природы; 3. прогностическая, позволяющая на основании познанных наукой законов предвидеть поведение природных и социокультурных систем.

Истоки Стремление к рациональному познанию окружающего мира наука Способ передачи информации Эмпирическое познание Наблюдения Эксперимент Теоретическое познание Формулировка законов Функции Описательная Познавательная прогностическая

Закрепление материала Почему науку, а не религию, философию или искусство можно назвать «третьим» миром?

Наука не только изучает мир и его эволюцию, но и сама является продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, «третий», мир – мир знаний и навыков.

И сточники: 1 . Обществознание: учебник для учреждений сред. проф. образования/ А.Г.Важенин. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. 2. Обществознание: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования/ А.А. Горелов, Т.А. Горелова. – М.: Изд. центр «Академия», 2011. Интернет-ресурсы: http://danur-w.narod.ru (Теоретические вопросы и практикум по обществознанию) http://www.alleng.ru/edu/social1.htm (Электронная библиотека учебной литературы)


1 слайд

Наука Роль науки в обществе Предмет и метод познания науки Виды науки Модели развития научных знаний Задания

2 слайд

Наука - форма духовкой деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Социальный институт Отрасль духовного производства Особая система знаний Наука Знания Основная продукция Понятия, законы, теории Система научных исследований Опытно-конструкторские изыскания Научные представления, теории, понятия. Создание целостных систем на основе определенных закономерностей.

3 слайд

Предмет и метод познания науки Науки о природе Науки об обществе Науки о познании и мышлении Технические науки и математика Естествознание, экология. Обществознание, социология. Логика, диалектика Сопромат, термех. Виды науки Фундаментальные Прикладные Отсутствие связи с практикой Неразрывно связана с практической реализацией исследований

4 слайд

Модели развития научных знаний Постепенное развитие науки Развитие науки через научные революции Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания Развитие через интеграцию научного знания Истоки любого знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм» За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего физики. Отсюда и критерии любого научного познания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость. Стоить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук. Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

5 слайд

Наука Общество потребности развития материально-техническая база Внутренние законы науки Преемственность (сохранение положительного содержания старых и новых знаний) Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции) Сочетание процессов дифференциации и интеграции Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации Наименование функции Содержание Культурно-мировоззренческая Помогает человеку не только объяснитьизвестные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры Познавательно-разъяснительная Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития. Прогностическая Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества. Формулирует рекомендации по их преодолению.

6 слайд

7 слайд

Наука Наука - форма духовкой деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука Знания Основная продукция Понятия, законы, теории Вставьте пропущенное…. Система научных исследований Опытно-конструкторские изыскания Научные представления, теории, понятия. Создание целостных систем на основе определенных закономерностей.

8 слайд

Предмет и метод познания науки Естествознание, экология. Обществознание, социология. Логика, диалектика Сопромат, термех. Виды науки Прикладные Отсутствие связи с практикой

9 слайд

Модели развития научных знаний Развитие науки через научные революции Развитие через интеграцию научного знания Истоки любого знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего физики. Отсюда и критерии любого научного познания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость. Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.


Наука особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.


Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты научной деятельности: разделение и кооперацию научного труда научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование методы научно-исследовательской работы понятийный и категориальный аппарат систему научной информации а также всю сумму накопленных ранее научных знаний


История науки… Термин «наука» science и «учёный» scientist впервые были введены Уильямом Уэвеллом ()в его работе «Философия индуктивных наук» в 1840 году. С развитием письменности, в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний. Наука в современном понимании начала складываться с XVIXVII веков. В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 1015 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.


Научное сообщество… Совокупность занимающихся наукой людей составляет научное сообщество. Научное сообщество представляет собой сложную самоорганизующуюся систему, в которой действуют и государственные институты, и общественные организации, и неформальные группы. Отличительной чертой этого сообщества является повышенная степень признания авторитета, достигнутого научными успехами, и сниженный уровень признания авторитета властного, что порой приводит к конфликту государства и научного сообщества. Также следует отметить более высокую, чем в других социальных сферах, эффективность неформальных групп и особенно отдельных личностей. Важнейшими функциями научного сообщества являются признание или отрицание новых идей и теорий, обеспечивающее развитие научного знания, а также поддержка системы образования и подготовки новых научных кадров.


Научные организации В научном сообществе существует довольно большое количество научных организаций. Активную роль в развитии науки играют добровольные научные общества, основной задачей которых является обмен научной информацией, в том числе, в ходе проводимых конференций, и благодаря публикациям в периодических изданиях, выпускаемых обществом. Членство в научных обществах является добровольным, часто свободным и может требовать членских взносов. Государство может оказывать этим обществам различную поддержку, а общество может высказывать согласованную позицию властям. В некоторых случаях деятельность добровольных обществ охватывает и более широкие вопросы, например, стандартизации. Одним из наиболее авторитетных и массовых обществ является IEEE. Международные научные союзы допускают как коллективное, так индивидуальное членство. Национальные академии наук в некоторых странах Европы исторически выросли из национальных научных обществ. В Великобритании, например, роль Академии играет Королевское научное общество.


Первые научные общества появились в Италии в 1560-х годах это были «Академия тайн природы» (Academia secretorum naturae) в Неаполе (1560), «Академия Линчеев» (Accademia dei Lincei дословно, «академия рысьеглазых», то есть обладающих особой зоркостью) в Риме (1603), «Академия опытных знаний» («Академии опытов», 1657) во Флоренции. Все эти итальянские академии, в которых участвовало немало значительных мыслителей и общественных деятелей во главе с приглашённым почётным членом Галилео Галилеем, были созданы с целью пропаганды и расширения научных знаний в области физики на основе регулярных встреч, обмена идеями и проведения экспериментов. Бесспорно, они повлияли на развитие европейской науки в целом. Необходимость ускоренного развития науки и техники потребовала от государства более активного участия в развитии науки. Соответственно, в ряде стран, например, в России, Академия созданы по указу сверху. Однако в большинстве Академий наук приняты демократические уставы, обеспечивающие им относительную независимость от государства.


Научные организации: ЮНЕСКО (Организация способствует сотрудничеству учёных и других научных организаций по всему миру). ИЮПАК (международная организация, способствующая прогрессу в области химии). Международный астрономический союз (признан в качестве высшей международной инстанции в решении астрономических вопросов, требующих сотрудничества и стандартизации, таких как официальное наименование астрономических тел и деталей на них).


Международные научные институты- Научные институты академии и НИИ сотрудничают на международном уровне. Современные крупномасштабные научные проекты, такие, как расшифровка генома человека или Международная космическая станция, требуют огромных материальных затрат и координации деятельности многих научных и производственных коллективов. В большинстве случаев это эффективнее делать в международной кооперации. Международные научные институты: CERN крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий и физики элементарных частиц; ОИЯИ в ОИЯИ были синтезированы все трансурановые элементы, открытые в СССР и России, и повторен синтез большинства трансурановых элементов, открытых в других странах.


Научный метод- Предметный и объективный способ рассмотрения мира отличает науку от иных способов познания, таких как обыденное, художественное, религиозное, мифологическое, философское постижение мира. Например, в искусстве отражение действительности происходит как сумма субъективного и объективного, когда любое воспроизведение реальности предполагает эмоциональную оценку или реакцию. В структуру современного научного метода, то есть способа построения новых знаний, входят: Наблюдение фактов и измерение, количественное или качественное описание наблюдений. В таких описаниях с необходимостью используются различные абстракции. Анализ результатов наблюдения их систематизация, вычленение значимого и второстепенного. Обобщение (синтез) и формулирование гипотез, теорий. Прогноз: формулирование следствий из предложенной гипотезы или принятой теории с помощью дедукции, индукции или других логических методов. Проверка прогнозируемых следствий с помощью эксперимента (по терминологии Карла Поппера критического эксперимента).


На каждом этапе принципиальное значение имеет критичное отношение как к данным, так и к полученным результатам любого уровня. Необходимость всё доказывать, обосновывать проверяемыми данными, подтверждать теоретические выводы результатами экспериментов отличает науку от других форм познания, в том числе от религии, которая основывается на вере в те или иные основные догматы. Представления о науке и научном методе методология науки, со временем менялись.


Направления научных исследований- Можно выделить три основные направления в научных исследования: Фундаментальные научные исследования это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования. Термин фундаментальность (на латыни fundare «основывать») отражает направленность этих наук на исследование первопричинных, основных законов природы. Прикладные научные исследования это такие исследования, которые используют достижения фундаментальной науки, для решения практических задач. Результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) здесь соединяется наука с производством, тем самым обеспечивая как научные, так и технические и инженерные проработки данного проекта. Иногда полученные результаты могут привести к научно-технической революции.


Классификация наук Попытки классифицировать области человеческого знания по различным основаниям предпринимались ещё со времён античности. Так, Аристотель выделял три большие группы таких областей: теоретические (физика и философия), практические (этика и политика) и поэтические (эстетика). Классификация римского энциклопедиста Марка Варрона включала в себя следующие науки: грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика, астрология, музыка, медицина и архитектура. Мусульманские арабские учёные делили науки на арабские (поэтика, ораторское искусство) и иностранные науки (астрономия, медицина, математика). Попытки классификации продолжились в средние века. Гуго Сен-Викторский в Дидаскаликоне делит науки на четыре группы: Теоретические науки (математика, физика). Практические науки. Механические науки (навигация, сельское хозяйство, охота, медицина, театр). Логика, включающая грамматику и риторику.


Роджер Бэкон также выделял четыре класса наук: грамматика и логика, математика, натурфилософия, метафизика и этика. При этом основой наук о природе он считал математику. В настоящее время, науки делят на: общественные и гуманитарные, естественные, технические. Такие науки, как математика, логика, информатика, и кибернетика, одними учёными выделяются в отдельный класс формальные науки (англ. formal science), иначе называемые абстрактными науками. Формальным наукам противопоставляются естественные и социальные науки, которые получают общее обозначение эмпирические науки



Ткачева Ангелина

Презентация по биологии на тему "Многообразие живого и наука систематика" ​ создана ученицей 7"б" класса Ткачевой Ангелиной к уроку "Многообразие организмов и их классификация".Данная презентация раскрывает значение понятия "систематика",отражает аспекты ее развития и вклад различных ученых в ее становление,выделяя особенно труды Аристотеля,Теофраста,Карла Линнея и Чарльза Дарвина,который является основоположником естественной классификации живых организмов,основанной на общности их происхождения.В презентации рассмотрены уровни организации живого.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово Презентация По биологии На тему: «Многообразие живого и наука систематика» Выполнила: ученица 7 «Б» класса Ткачева Ангелина Руководитель: Сафонова О.В.

1. Что такое систематика? Систематика - это отрасль биологии, которая занимается распределением по группам на основе сходства и родства.

Ещё в древности у человека возникла потребность систематизировать знания о живой природе. Древнегреческие естествоиспытатели и философы Аристотель и Теофраст пытались привести в систему сведения о живых организмах.

Ещё одним основоположником систематики стал шведский естествоиспытатель Карл Линней. Он создал лучшую систему, но она была искусственной. В основу классификации он положил не истинное родство организмов, а их внешнее сходство.

Близкородственные виды животных объединяют в особую группу, называемую родом. Близкие, сходные роды животных относят к одному семейству, а близкие семейства объединяют в отряд (или порядок), отряды - в класс, классы - в тип для животных или отдел для растений, типы- в подцарство, подцарства - в царства.

Всего различают четыре царства живой природы: 1. Прокариоты 2.Грибы 3.Растения 4.Животные Кроме этого, выделяют целую группу организмов - Вирусы.

Уровни организации живого

Различают 9 уровней организации живого. Молекулярный - состоит из молекул воды, белков, жиров, углеводов.

Клеточный уровень - это уровень организации, свойства которого определяются клетками с их составными компонентами.

Ткань - совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением,функциями и происхождением. Тканевый уровень - представлен тканями, объединяющими клетки определённого строения, размеров, расположения и сходных функций(только для многоклеточных)

Орган - часть тела, имеющая определенное строение, функцию Органный уровень представлен различными органеллами клетки, выполняющими функции переваривания, выделения, дыхания.

Организм - живое существо, способное к самостоятельному существованию. Организменный уровень - представлен организмами разных царств живой природы: вирусы, бактерии, животные.

Вид - группа особей сходных по строению и особенностям жизнедеятельности, способных скрещиваться и давать плодовидное потомство. Популяция - группа особей одного вида, обитающих на одной территории, частично или полностью изолированных от особой других таких же групп Популяционно-видовой вид - это нужно организменный уровень жизни, основной единицей которого является популяция.

Биоценоз - совокупность особей разных видов, на одной определенной территории. Биоценотический - Представлен совокупностью организмов разных видов, в той или иной степени зависящих друг от друга.

Биосферный - это все живые организмы, населяющие планету Земля. Биосфера - оболочка Земли, населенная и преобразуемая живыми организмами.

Биосфера ↓ Живое вещество ↓ Косное вещество ↓ Биокосное вещество

Ч. Дарвин и происхождение видов Великий ученый Чарльз Дарвин (1809-1882) объяснил развитие природы действием естественных законов. Он обратил внимание на многообразие пород домашних животных и сортов культурных растений и пришел к выводы индивидуальной наследственной изменчивости. В результате были получены новые породы животных и сорта растений. Работа Ч.Дарвина открыла возможность создания естественной классификации организмов, в основу которого положено их происхождение.

Индивидуальная наследственная изменчивость → искусственный отбор Индивидуальная наследственная изменчивость → борьба за существование→ естественный отбор.

Учение Ч.Дарвина доказывает, что движущие силы эволюции - развития природы - находятся в ней самой: это наследственная изменчивость, борьба за существование и естесственный отбор.

Источники информации: 1) http://st-gdefon.gallery.world/wallpapers_original/703294_gallery.world.jpg 2) file:///D:/шаблоны/молекулярный.jpg 3) file:///D:/шаблоны/клетка.jpg 4) file:///D:/шаблоны/биоценоз.jpg 5) file:///D:/шаблоны/биосфера.jpg 6) file:///D:/шаблоны/ткань.jpg 7) file:///D:/шаблоны/видовой.jpg 8) Учебник по биологии 7 класс Н.И.Сонин, В.Б.Захаров