Российские реформы государственной политики в сфере науки. Государственная политика в области науки. Государственная научно-техническая политика

В рамках системно-управленческого подхода в политологии объектом изучения политологии являются процессы и эффективность политического управления всеми видами технологий и процессов жизнедеятельности в государстве. В качестве логической основы системы политического управления рассматривается идеология. При системно-управленческом подходе в политологии формулируются Функции и роли идеологии, политической культуры, гражданского общества (как субъекта и объекта политического управления), разработана система коэффициентов для количественной оценки эффективности политического управления и оценки деятельности политических субъектов (политических партий).

История политологии как науки

Историю развития политологии можно условно разделить на 3 периода:

  1. Философский. Возникает в древнем мире. Продолжается до середины XIX в. Аристотель - основатель политической науки; Цицерон , известный оратор, также много сделал для развития этой науки; Платон ; Николло Макиавелли - итальянский ученый, живший во Флоренции (XVI в.), который считается основателем современной политологии, первым выдвинул политологию как самостоятельную науку.
  2. Эмпирический. Середина XIX в. - 1945 г. Начинается изучение политологии научными методами. Большое влияние на её развитие оказала социология . Возникает движение марксизм . Политология бурно развивается. В 20-30 годы центром политологии становится США. Начинается преподавание политической науки.
  3. Период рефлексии . 1945г. - продолжается до наших дней. В 1948г. под эгидой ЮНЕСКО был созван международный коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы политической науки, был определён предмет, задачи политологии. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения во все высшие учебные заведения

Научные труды:

  • Наиболее древние из дошедших трудов по политической мысли - «Политика» Аристотеля , «Государство» Платона , Цицерона
  • Средневековье: Аврелий Августин («О граде божьем»), Фома Аквинский
  • Возрождение: Макиавелли , «Государь », «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» - отказ от взгляда на политику как предмет божественного провидения, власть монархов рассматривается как целиком человеческое явление, поэтому книга Макиавелли до сих пор воспринимается многими как образец крайнего политического цинизма.
  • Новое время: Гоббс , «Левиафан»; труды социалистов-утопистов
  • XIX в.: социальные концепции Маркса , Вебера и Спенсера
  • ХХ в.: Поппер , «Открытое общество и его враги»; тоталитарная политология (политические труды Гитлера, Каддафи, «исторический материализм »); труды Римского клуба .

История политологии как учебной дисциплины

Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки. В году во Франции была открыта приватная школа политической науки, которая готовила кадры для чиновничьего аппарата. Большую роль также сыграл международный симпозиум по политической науке, проведённый в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО . Именно тогда был предложен термин «политология» и была разработана рекомендация по введению преподавания соответствующей дисциплины в рамках системы высшего образования.

Объект и предмет политологии

Объектом изучения политической науки является политика - политические процессы, происходящие в обществе

Предметом политологии являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как:

  • политические институты (институт парламентаризма, институт исполнительной власти, институт государственной службы, институт главы государства, институты судопроизводства)
  • политическая культура , политическое поведение
  • политическое сознание
  • общественная мысль
  • международные отношения

Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией , социологией , государственно-правовой наукой и т. д. Политология же изучает их, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин.

В представлении многих учёных предмет политологии представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия "вечных" истин и "неизменных" политических законов. По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного - то, что один теоретик рассматривает как "прогресс", для другого оказывается регрессом.

Проблемы , которыми занимается политология, можно разделить на три крупных блока:

  1. философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политического, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории;
  2. политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т. д.;
  3. политические институты, политический процесс, политическое поведение и т. д.

(Гаджиев К.С. Политическая Наука. Ч. 1. - М.: Межд. Отн., 1994. - С. 7)

Методы и методологии политологических исследований

Задачи и функции

Задачи политологии - формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связана функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации . Метод политической науки (в рамках системно-управленческого подхода в политологии)- это система принципов и приемов, с помощью которых осуществляется снятие неопределенности, объективное познание политической системы управления в государстве, а так же политических, социальных, экономических и иных последствий императивного политического управления. Роль политологии (в рамках системно-управленческого подхода в политологии) - повышение социально-экономической эффективности деятельности, а также снижение политических рисков социально-экономических субъектов. Глущенко В.В. Политология:системно-управленческий подход. -М.: ИП Глущенко В.В., 2008.- 160 с.

Функции

  • Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.
  • Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.
  • Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.
  • Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.
  • Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.
  • Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.
  • Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.

Ещё одна трактовка:

В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

  • выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,
  • разрешение общественных конфликтов, их рационализация,
  • руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,
  • интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,
  • политическая социализация,
  • обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества.

Примечания

Библиография

  • Гаджиев К.С. Политическая Наука. Ч. 1. - М.: Межд. Отн., 1994.
  • Глущенко В.В. Политология: системно-управленческий подход.-М.: ИП Глущенко В.В., 2008.
  • Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.:Аспект пресс, 2001.

Ссылки

См. также

Ведущие политологические журналы

Ведущие политологические центры


Wikimedia Foundation . 2010 .

ТАСС-ДОСЬЕ. 13 июня на заседании экспертного совета по нормативно-правовому обеспечению развития прикладной науки и внедрению инновационных технологий при комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству прошло обсуждение проекта нового закона о науке - «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации ».

Законопроект представил директор департамента науки и технологий Минобрнауки Сергей Матвеев . Ныне действующий основополагающий законодательный акт, регулирующий научную деятельность, был принят более 20 лет назад и, по оценкам экспертов, успел устареть.

Законодательство о науке в СССР

В Советском Союзе регулирование развития науки осуществлялось на основе партийно-государственных решений. Конкретного закона в области научной деятельности не было. Структура управления наукой строилась по территориально-производственному принципу. Отраслевые научные институты и вузы подчинялись соответствующим министерствам и ведомствам.

Оборонную тематику и исследования в соответствующих НИИ и конструкторских бюро координировала Государственная комиссия Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам (1957-1991). Организатором фундаментальных научных исследований была Академия наук СССР. Кроме того, существовали отраслевые академии наук, которые подчинялись различным министерствам и ведомствам.

В разные годы существовали также общегосударственные органы по науке, в компетенцию которых входили общие вопросы: Особый временный комитет науки при Совете народных комиссаров СССР (1922-1924), Комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями при Центральном исполнительном комитете СССР (1926-1938), Государственный комитет по новой технике (1955-1957), Государственный научно-технический комитет (1957-1961), Госкомитет по координации научно-исследовательских работ (1961-1965), Госкомитет по науке и технике (с 1965 г.). При Совете министров СССР работали Комитет по делам изобретений и открытий (с 1956 г.), Высшая аттестационная комиссия (с 1974 г. ; занималась присуждением ученых степеней и присвоением ученых званий).

В 1990 г. Госкомитет по науке и технике подготовил проект закона «О государственной научно-технической политике СССР», который должен был регламентировать общие вопросы планирования и регулирования научной деятельности. Из-за распада СССР закон не был утвержден.

Законодательное регулирование науки в России

Первыми документами, регулирующими научную деятельность в РФ, стали Доктрина развития российской науки (утверждена указом президента РФ от 13 июня 1996 г.) и федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (подписан президентом РФ 23 августа 1996 г.) Закон о науке 1996 г. стал базовым законодательным актом, регулирующим научную деятельность. С момента принятия документа в него внесены изменения и дополнения 37 федеральными законами. Последние поправки в закон были внесены 23 мая 2016 г.

В настоящее время помимо федерального закона о науке (1996) отношения в сфере науки, технологий и инноваций регулируются нормами Конституции, Трудового и Гражданского кодексов, федеральными законами «О статусе наукограда Российской Федерации» (1999), «О промышленной политике в Российской Федерации» (2014), «О передаче прав на единые технологии» (2008), «О Фонде перспективных исследований» (2012), «Об инновационном центре „Сколково“ (2010) и др. (всего более 25 законодательных актов).

Кроме того, в разное время были приняты следующие программные документы:

Концепция реформирования российской науки на период 1998-2000 гг. ;

Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу;

Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 г. ;

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ на период до 2010 г. ;

Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г. ;

Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. ;

Федеральная целевая программа „Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг. “;

Стратегия научно-технологического развития РФ (2016).

Ответственным за государственную политику и нормативно-правовое регулирование в данной сфере является Минобрнауки.

Разработка нового закона о науке

Решение о разработке концепции нового закона „О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации“ было принято 31 января 2014 г. на заседании совета по вопросам образования и науки Госдумы при участии министра образования и науки Дмитрия Ливанова . По итогам заседания решением председателя Госдумы Сергея Нарышкина в парламентском комитете по науке и наукоемким технологиям была образована рабочая группа по подготовке концепции проекта нового закона. В ее состав вошли депутаты, представители Минобрнауки, Общественной палаты , РАН и других государственных академий наук, научных институтов, университетов и т.д.

В ноябре 2014 г. Минобрнауки представило макет структуры нового закона, а в феврале 2015 г. был предложен доработанный макет с детализацией отдельных статей. 1 марта 2016 г. министерство опубликовало концепцию проекта федерального закона „О научной, научно-технической и инновационной деятельности“. Минобрнауки продолжило разработку законопроекта и после смены руководства: в августе 2016 г. Ливанова на посту министра образования и науки сменила Ольга Васильева . В августе того же года закон был внесен на рассмотрение правительства.

26 апреля 2017 г. первое обсуждение законопроекта прошло на уровне экспертного совета профильного комитета Госдумы.

Причины принятия нового закона, планируемые нововведения

11 февраля 2014 г. на первом заседании рабочей группы по законопроекту председатель комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям высказал мнение, что в новом законе необходимо отразить процедуру формирования приоритетов развития науки и бюджетную защищенность проводимых в соответствии с ними исследований.

Руководитель рабочей группы, председатель подкомитета Госдумы по государственной научно-технической политике этого комитета Александр Дегтярев в своем выступлении обратил внимание на то, что новый закон призван „сформировать институциональную основу для эффективной деятельности всех субъектов правоотношений в сфере науки“, „обеспечить социальные и профессиональные права и гарантии ученым“ и „создать условия для внедрения инновационного механизма развития самой научной сферы в целом с учетом вызовов времени“.

Также Александр Дегтярев обратил внимание на необходимость урегулирования понятийного аппарата и его правоприменения, поскольку до сих пор существовали разные толкования понятий „научная деятельность“, „фундаментальная наука“, „прикладная наука“, „академическая наука“, „вузовская наука“, „поисковые исследования“.

В июня 2015 г. первый замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк представила доклад „Правовое регулирование научной деятельности: проблемы и пути решения“ и рассказала о работе Минобрнауки по модернизации правовой базы. Замминистра подчеркнула, что существующий закон о научной деятельности не отвечает жизненным реалиям: „он объективно превратился в бессистемный правовой акт, не способный обеспечить последовательного, целостного и непротиворечивого механизма регулирования современной научной, научно-технической и инновационной деятельности“. Наталья Третьяк назвала одним из важнейших нововведений законопроекта определение правового статуса ученого.

Согласно концепции законопроекта, ключевыми задачами нового закона о науке являются минимизация директивного управления этой сферой, создание конкурентных и комфортных условий для занятия наукой, возможностей саморазвития и саморегулирования национальной научно-технологической системы.

18 мая 2016 г. на заседании совета по образованию Госдумы, касаясь нового закона о науке, Ливанов подчеркнул: „Наша цель - создать комфортные условия для научного творчества, для профессиональной, личностной самореализации тех, кто занимается наукой, установить понятные принципы научной карьеры“.

В феврале 2017 г. в беседе с журналистами Васильева сказала: „Я убеждена, что создание открытой, современной, компактной и технологичной системы управления наукой, позволяющей активно взаимодействовать исследователям, разработчикам, предпринимателям, органам власти, - это ключевая задача“. Комментируя необходимость создания нового законодательства о науке, Васильева отметила, что закон 1996 г. „не позволяет решать задачи“, поставленные Стратегией научно-технологического развития РФ, подписанной 1 декабря 2016 г.

В апреле 2017 г. стало известно, что новый законопроект предполагает упрощение процедуры присуждения научных степеней - планируется узаконить их присвоение по совокупности опубликованных работ.

Итак, развитие науки и технологий призвано служить решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации.

Базой развития науки и технологий являются:

  • научно-технический комплекс, представляющий собой совокупность организаций различной организационно-производственной формы и формы собственности, осуществляющих научную и техническую деятельность и подготовку научных работников, в том числе кадров высшей квалификации;
  • фундаментальная наука, имеющая признанные научные достижения мирового уровня, а также развитая система образования;
  • важнейшие прикладные исследования и разработки, промышленный потенциал, уникальные производственные технологии, научно-технический задел;
  • высококвалифицированные кадры научных работников и специалистов, информационная инфраструктура, материально- техническая и опытно-экспериментальная база;
  • опыт концентрации усилий на решении сложных научно- технических и технологических проблем национального развития;
  • богатые природные сырьевые ресурсы, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура.

Важнейшими направлениями государственной политики в области развития науки и технологий выступают следующие.

  • 1. Развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок.
  • 2. Совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий.
  • 3. Формирование национальной инновационной системы.
  • 4. Повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности.
  • 5. Сохранение и развитие кадрового потенциала научно- технического комплекса.
  • 6. Интеграция науки и образования.
  • 7. Развитие международного научно-технического сотрудничества.

Приоритетные направления политики Российской Федерации в

области научно-технического развития национальной экономики определяются Стратегией Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. (далее - Стратегия), разработанной в соответствии с решением Правительства Российской Федерации и развивающей положения Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации.

Данная Стратегия призвана комплексно и целенаправленно направлять усилия государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества на обеспечение динамичного развития Российской Федерации в области науки и инноваций. Стратегия определяет систему взаимоувязанных по задачам, срокам и ресурсам целевых программ, отдельных проектов и непрограммных мероприятий. В связи с этим выделяются следующие основные задачи:

  • создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок, включая условия для его расширенного воспроизводства;
  • создание эффективной национальной инновационной системы;
  • развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности;
  • модернизация экономики на основе технологических инноваций.

В Стратегии применительно к каждой задаче предложен комплекс конкретных мер и целевых индикаторов. Остановимся на каждой задаче и перечислим мероприятия, которые, как представляется, являются ключевыми.

Решение первой задачи - создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок - прежде всего должно кардинально повысить результативность и конкурентоспособность отечественной фундаментальной и прикладной науки. В Стратегии отмечена особая роль Российской академии наук (РАН), всего академического сообщества в определении приоритетных задач фундаментальных исследований и их результатов.

К основным мероприятиям в данной области относятся концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ российского сектора исследований и разработок на мировом рынке; реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризация государственного сектора исследований и разработок; обеспечение интеграции научного и образовательного потенциалов.

Основными результатами реализации данных мер станут увеличение доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки; укрепление престижа российской науки, включая приток молодых кадров в научную сферу; рост бюджетной обеспеченности работников в академическом секторе науки.

Вторая задача - создание эффективной инновационной инфраструктуры и развитие малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере. Важной представляется реализация мер по созданию благоприятных условий для развития малого инновационного бизнеса и инновационной инфраструктуры, в первую очередь дальнейшее развитие финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла, в первую очередь «посевных» и венчурных технологических фондов; технологической инфраструктуры, включающей технико-внедренческие зоны, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес- инкубаторы, инжиниринговые центры, центры трансфера технологий и т.п.

Со второй тесным образом связана и третья задача - развитие институтов использования и защиты прав на интеллектуальную собственность. К основным мерам в этой области относятся совершенствование нормативно-правовой базы, в частности нормативного закрепления рационального порядка приобретения прав на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет бюджета. Активизация инновационной деятельности и создание цивилизованного рынка объектов интеллектуальной собственности возможны только в том случае, если в нормативные правовые акты различных отраслей будут внесены согласованные системные изменения и дополнения, направленные на стимулирование инновационной деятельности.

Основными результатами решения второй и третьей задач станут повышение патентной активности, капитализация научных результатов; усиление роли малого и среднего бизнеса в сфере науки и инноваций; существенное расширение масштабов деятельности фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции в компании высокотехнологичных секторов.

Четвертая задача - модернизация экономики на основе технологических инноваций. С одной стороны, решение данной задачи предполагает технологическую модернизацию отраслей экономики на основе передовых технологий и интеграции с мировыми технологическими комплексами в интересах обеспечения глобальной конкурентоспособности и формирования в перспективе рынка инноваций для российского сектора исследований и разработок. Ускоренная модернизация отраслей - императив, необходимо содействовать всем ее формам: развитию корпоративных НИОКР; импорту передовых технологий; заказам российскому специализированному сектору исследований и разработок, прежде всего в рамках частно-государственного партнерства. Необходимо доводить до потенциального потребителя информацию о проводимых исследовательских работах госсектора науки, содействовать участию бизнеса в выборе технологических приоритетов, разрабатывать меры технического регулирования, политику долгосрочных контрактов в рамках государственных закупок, включая оборонный заказ, координировать планы технологической модернизации государственных корпораций.

Важнейшее направление - стимулирование спроса в предпринимательском секторе на инновации. Отнесение на себестоимость расходов корпораций на НИОКР - одна из мер стимулирования. Дальнейшее развитие налоговых инструментов стимулирования инновационной деятельности, в том числе на основе передового зарубежного опыта, является принципиально важным для развития этого направления инновационной деятельности.

С другой стороны, решение задачи модернизации экономики на основе технологических инноваций предусматривает формирование и реализацию национальных приоритетов технологического развития в рамках отраслевых целевых программ технологического профиля. Здесь актуальны ориентация на рынок; развитая система частно-государственного партнерства; поддержка региональных инновационных кластеров.

Предложения Стратегии базируются на объемах финансирования исследований и разработок гражданского назначения, определяемых на совместных заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям, и предусматривают необходимые расходы на поддержку инновационной инфраструктуры.

Основными принципами финансирования реализации Стратегии являются опережающий рост бюджетных расходов на фундаментальные исследования как безусловное обязательство государства и развитие ключевых элементов инновационной инфраструктуры. В отношении прикладных разработок в целом, при учете всех источников финансирования мероприятий Стратегии, значительная доля средств придется на реализацию национальных приоритетов технологического развития.

Соответствующие мероприятия и соответствующие ресурсы определены в Стратегии на период до 2010 г., но эффекты от реализации Стратегии носят более долгосрочный характер, и поэтому в Стратегии содержатся оценки на период до 2015 г. Важнейшими условиями реализации стратегических приоритетов являются, во- первых, устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки в случае реализации Стратегии с увеличением доли внебюджетных средств в этих затратах и доли сектора высшего образования; во-вторых, обеспечение притока молодых кадров в сферу науки, рост доли публикаций российских авторов в ведущих научных журналах; в-третьих, динамичный рост удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, а также рост доли инновационной промышленной продукции в общем объеме ее продаж. При этом ожидается получение по этим показателям значений, которые характерны для зарубежных стран с развитыми инновационными системами.

Предложенный в Стратегии подход к решению системной проблемы развития национальных науки и технологий позволит:

  • 1) создать базис для устойчивого экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе;
  • 2) создать условия для роста во всех отраслях экономики, использующих результаты интеллектуальной деятельности;
  • 3) продемонстрировать на примере конкретных проектов и программ возможности национальной экономики, основанной на знаниях;
  • 4) повысить качество «человеческого капитала».

Государственная политика в области образовательная – это целенаправленная деятельность государственных органов в области образования. Основополагающие начала, идеи, на которых базируется вся деятельность государственных органов, направленная на эффективное регулирование образовательных отношений, на их развитие, совершенствование, называются принципами государственной политики в сфере образования.

В Законе об образовании провозглашены основные принципы государственной политики в сфере образования (общие принципы):

· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

· общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

· светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

· свобода и плюрализм в образовании;

· демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений;

Федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании» выделяются следующие принципы, присущие сфере высшего и послевузовского профессионального образования (специальные принципы):

· непрерывность и преемственность процесса образования;

· интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

· конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

· государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования;

Российское государство провозгласило область образования приоритетной. Основные направления развития образования обозначены в национальном проекте «Образование», первоочередная задача которого – дать системе образования новый стимул к движению вперед.

Реализация проекта предусматривает несколько аспектов. Во-первых, она поможет выявить возможные "точки роста". Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым, то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов, чтобы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы. Различные компоненты национального проекта усиливают друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги.


Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:

1) финансирования за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации;

2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию;

3) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством;

4) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования;

5) создания условий для интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки. Федеральным законом от 01.12.2007 №308-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» в Закон о высшем образовании введена статья 2.1 «Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки», которая предусматривает формы такой интеграции:

1) проведение высшими учебными заведениями научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансирования;

2) привлечение высшими учебными заведениями работников научных организаций и научными организациями работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности;

3) осуществление высшими учебными заведениями и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;

4) реализация научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования;

5) создание на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

6) создание высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В 2000 г. была принята Национальная доктрина образования в Российской Федерации , установившая приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, обозначила необходимость модернизации российской системы образования. Актуальность модернизации сферы образования определяется насущной потребностью интеграции в мировое образовательное пространство. Модернизация образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. В «Национальной доктрине развития образования в России» обозначены основные задачи государства в сфере образования. Она включает 43 позиции, отражающие широкое разнообразие частичных управленческих целей и задач. Однако все эти задачи не приведены в единую систему и относятся к различным субъектам внутри государства, принадлежащим как к законодательной, так и исполнительной ветвям власти и к разным уровням государственной власти и управления.

В 2001 году была принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года , определяющая основные направления, этапы и меры реализации образовательной политики, обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством, обеспечение экономической самостоятельности, перестройка организации педагогической науки, преодоление ее оторванности от запросов современного общества и приведение нормативно-правовой базы сферы образования в соответствие с задачами модернизации.

В 2004 году приняты Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. В соответствии с ними обозначены ключевые позиции развития отечественного образования:

· повышение качества профессионального образования;

· обеспечение доступности качественного общего образования. Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста ("предшкольное образование"), для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей. Профильное обучение главным образом должно быть сориентировано на расширение возможностей выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий;

· развитие современной системы непрерывного профессионального образования. Непрерывное образования должно предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Развитие данной системы позволит обеспечить большую восприимчивость образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда.

Для развития современной системы непрерывного профессионального образования необходимо:

· обеспечить расширение числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;

· создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ;

· повысить роль общественных институтов в управлении образованием;

· сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ;

· создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся;

· повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

· переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг.

При внедрении нормативно-подушевого финансирования приходится решать одновременно две задачи:

Первая – оптимизировать сеть образовательных учреждений, оптимизировать наполняемость классов с целью повышения эффективности бюджетных расходов. Денег в образовании не так много, чтобы позволить финансировать огромную сеть учреждений с маленьким количеством учащихся. Нужны средства на повышение заработной платы работников образования, на учебные расходы, поскольку от этого зависит качество обучения.

Вторая – не ухудшить финансирование образовательного процесса, сохранить, где это необходимо в силу социально-экономических причин, сеть малочисленных школ (чтобы населенный пункт не «умер», а возможно имел точки роста). Тем более, что в настоящее время принимается много мер по улучшению демографической ситуации (в том числе на селе).

Реализация приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса позволит создать условия для эффективного включения образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития.

В 2005 году была принятаФедеральная программа развития образования на 2006-2010 годы. Федеральная целевая программа развития образования была принята в целях реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, совершенствования содержания и технологий образования, развития системы обеспечения качества образовательных услуг, повышения эффективности управления и совершенствования экономических механизмов в сфере образования в соответствии с действующим законодательством принята

Она призвана конкретизировать государственную политику в сфере образования на среднесрочный период, и определяет своей главной целью «развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Основные цели и задачи программы конкретизируются в региональных программах, учитывающих социально-экономические, национально-культурные, демографические, экологические и другие параметры региона, области, края и направлены на решение проблем, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации. В рамках модернизации российского общества программа нацеливает развитие системы образования на основе современных достижений науки и практики.

· Приоритетный национальный проект «Образование», инициированный Президентом Российской Федерации в 2005 году , включает направления: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в школах» и «Развитие системы профессиональной подготовки в армии».

Национальный проект предусматривает несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

Во-вторых, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования.

Государство заинтересовано в достижении современного качества образования и его всеобщей доступности. Однако государственная политика в области образования должна иметь научное обоснование - лишь в этом случае образование будет в наибольшей степени отвечать потребностям личности, семьи, общества, государства, эффективно использовать бюджетные средства, будет более конкурентноспособным на мировых рынках образовательных услуг.

Теоретическое обоснование функционирования и развития сферы образования России в начале XXI века условно можно назвать Общей теорией функционирования и развития системы образования. Она состоит как минимум из следующих частных теорий: теория педагогики; теория воспитания; социология образования; философия образования; образовательное право; экономика образования; история образования; психология образования; управление образованием.

В целях осуществления скоординированных действий, направленных на развитие образования в стране, Правительство Российской Федерации постановлением от 4 октября 2000 г. № 751 утвердило Национальную доктрину образования в Российской Федерации. Эта доктрина как правовой документ, который придает правовую форму идеям, выработанным частными теориями, еще не заняла предназначенное ей место в государственной политике в сфере образования в силу следующих причин: государственная доктрина должна была стать выражением общей теории функционирования и развития системы образования. Такой результат не был достигнут из-за того, что не были обобщены все частные теории, объясняющие систему образования; доктрине не была придана форма федерального закона; теория образовательного права еще не получила достаточного развития.

Лекция №2

Тема: Образовательное право в российской правовой системе.

Образовательное право и образовательное законодательство, их соотношение.

Образовательное право как отрасль права: понятие, предмет, метод и система.

Образовательное право – как отрасль законодательства.

Систематизация образовательного законодательства. Образовательный кодекс РФ.

Для российской науки 90-е годы стали периодом кризиса, результатом которого явились невостребованность научных разработок и низкий уровень инновационной активности отечественных предприятий.

Объем основных фондов за 1990 - 1999 годы в научно - технической сфере снизился более чем в три раза.

Уровень инновационной активности (доля инновационно - активных предприятий в общем их числе в промышленности) в 1999 году составлял 6,2 процента. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции в 1999 году составила 3,5 процента, а затрат на инновации - 1,06 процента.

Одной из самых острых проблем науки остается кадровая проблема. Средний возраст исследователей, имеющих ученую степень, приблизился к пенсионному. Ежегодно в науке закрепляется лишь 3,5 тыс. молодых специалистов. В основе снижения качественных параметров научных кадров лежит в первую очередь низкий уровень оплаты труда в науке.

Главной целью государственной политики в сфере науки в среднесрочной перспективе станет сохранение и развитие накопленного научного потенциала путем укрепления кадрового состава, совершенствования механизмов финансирования науки.

Особое внимание необходимо уделить поддержке фундаментальной науки и инновациям в таких областях, как поддержание национальной безопасности, развитие социальной сферы, решение экологических проблем, совершенствование государственного управления.

Реформирование научно - технической сферы охватит сферу управления наукой, институты, организации и учреждения государственного сектора науки. Завершение реструктуризации позволит заложить основы новой институциональной структуры государственного сектора науки, а именно:

объединить государственные организации со схожей тематикой в крупные межотраслевые структуры федерального уровня;

обеспечить более тесную интеграцию научной и образовательной сфер;

передать часть научных организаций в ведение регионов;

акционировать или приватизировать научные организации, не вошедшие в государственный сектор науки.

Реформирование академической науки будет направлено на сохранение основного ядра фундаментальной науки путем сокращения органов управления, количества подведомственных организаций и численности их сотрудников, а также на создание условий для адаптации академического сектора науки к рыночным условиям и привлечения дополнительных источников финансирования. Необходимо принять меры по усилению интеграции академических научных организаций и образовательных учреждений с целью развития исследований в приоритетных направлениях и удовлетворения кадровых потребностей фундаментальной науки и научных комплексов высокотехнологичных отраслей промышленности.

Нуждается в реорганизации система государственных научных центров (ГНЦ) на основе интеграции с академической наукой и высшей школой, с одной стороны, и производством, с другой стороны, с целью создания конкурентоспособной наукоемкой продукции на основе фундаментальных и поисковых исследований мирового уровня.

Ближайшая задача кадровой политики в области науки состоит в сохранении талантливой части научных кадров.

Основные меры по привлечению и закреплению молодежи в науке в современных условиях связаны с созданием привлекательных условий для работы, творческого и социального роста. Это предполагает увеличение заработной платы, дальнейшее развитие программ поддержки научных школ, государственных стипендий.

В ближайшей перспективе следует сфокусировать внимание на поддержке научных разработок в следующих направлениях:

информационные технологии и электроника;

производственные технологии;