Обучение грамоте в учебно-методическом комплекте "перспектива". Обучение грамоте

Конспект урока по обучению чтению в период обучения грамоте.

Тема урока: Знакомство с согласными звуками [к] и [к’], и буквой К, к.

Программа: УМК “Перспектива” Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева «Азбука» 1 часть

Класс: 1 класс

Цель: Образовательная: Ведение новых знаний о звуках [к] и [к’], об их характеристике и о букве К, к; формирование умений вычленять звуки [к] и [к’] из потока речи; умение обозначать звуки [к] и [к’] буквой К, к; формирование умений синтезировать звуки [к] и [к’] с другими гласными в слоги; формирование умений читать слоги-слияния, слова, предложения и понимать прочитанное.

Развивающая: Развитие личности ребенка на основе формирований УУД обеспечивающих умения учится:

Рефлексивное сознание границы своего знания и не знания (при повторении);

Формирование универсальных регулятивных действия самоконтроль и взаимоконтроль (проверка д/з, проверка схемы, интонирование);

Формирование знаково-символического действия моделирования (составление моделей слов крот и раки);

Учебно - информационное умение (при работе над иллюстрациями);

Развитие универсального логического действия анализа, синтеза (при анализе буквы, при чтении слогов, слов и текста);

Развитие универсальных коммуникативных действий (при общении «ученик - учитель» и «ученик – ученик», при работе в пере и группе)

Воспитательная: Формирование способности вступать в учебную взаимодействие с учителем и учащимися; привить интерес к чтению, воспитывать любовь к природе, животным, труду.

План урока:

    Организационный момент (приветствие детей, проверка готовности к уроку, положительный настрой)

    Систематизация и повторение ранее изученного материала (гласные и согласные звуки)

    Проверка д/з (чтение в парах и объяснение значений фраз)

    Введение нового материала:

    Введение нового звука:

А) Слого – звуковой анализ слов КРОТ, РАКИ.

Б) Сравнение звуков [к] и [к’]

В) Упражнение в слышании звуков [к] и [к’]

Г) Рассказ по картинке (Работа в группах)

Д) Синтез звуков

    Физкультминутка

    Введение новой буквы:

Предъявление новой буквы К, к как знака для обозначения звуков [к] и [к’]

Рассматривание буквы

Сравнение буквы с окружающим миром

Анализ буквы (составление буквы К, из каких элементов состоит, на какие буквы похожа и чем отличается)

Помещение буквы К в ленту букв

    Рефлексивно-оценочный этап

Лингвометодический анализ: Что школьникам известно: Характеристика гласных и согласных звуков. Звуки [м] и [м’], [с] и [с’], [н] и [н’], [л] и [л’], [т] и [т’], [а], [о], [у], [и], [ы], [э] и буквы их обозначающие.

Что нового узнают: Узнают, что звуки [к] и [к’], обозначаются буквой К, к.Какие трудности испытывают школьники: Выделять звуки [к] и [к’], из слогов слияния, составлять рассказ по картинке, производить слого – звуковой анализ слов, трудно осуществить синтез С+Г звука.

Оборудование: Для учителя: Азбука, пропись, лента букв, презентация, круги для моделей слов «крот» и «раки», картинки слов: кит, кот, стакан, мальки, гранат, картинки для рассказа по картинке + план рассказа.

Для ученика: Азбука, пропись, цветные карандаши, касса букв.

Ход урока:

Организационный момент :

Прозвенел звонок, начинается урок.

А чтобы урок прошёл каждому впрок,

Активней в работу включайся, дружок

Ребята, давайте проверим готовность к уроку. У вас на столе должна лежать азбука - положите на нее руку, пропись - положите на нее руку, тетрадь – положите на нее руку, цветные карандаши – положите на них руку, касса букв – положите на нее руку.

Поднимите руку, у кого нет чего-либо из того что я называла.

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем путешествие по стране Азбука.

Систематизация и повторение ранее изученного материала :

В чём отличие гласных звуков от согласных? (Гласные произносят с помощью голоса, при произнесении со стороны органов речи не встречается преграды. Согласные произносят с помощью голоса и шума или только с помощью шума, при их произнесении воздух встречает преграду со стороны органов речи.)

Какие гласные звуки мы уже изучили? (Мы уже изучили гласные звуки а, о, у, и, ы, э)

Какие согласные звуки мы уже изучили? (Мы уже изучили согласные звуки м, с, н, л, т)

На какие группы делятся согласные звуки по мягкости, твёрдости? (Согласные звуки по мягкости, твёрдости делятся на твёрдые и мягкие)

На какие группы делятся согласные звуки в зависимости от голоса и шума? (Делятся на звонкие и глухие)

Какие глухие согласные мы уже знаем? (Мы уже знаем глухие согласные с, т)

Какие звонкие согласные мы уже изучили? (Мы уже изучили звонкие согласные м, н, л)

Ребята, с какими согласными звуками и буквой мы познакомились на прошлом уроке? (Мы познакомились с согласными звуками [т] и [т’] и буквой Т т)

Проверка д/з:

Ребята, мы сейчас с вами проверим д/з.

Кто не выполнил д/з поднимите руку.

Начинаем проверку д/з.

Вам надо будет в паре проверить чтение слов. Например, пара Миши и Катя. Миша читает первую строчку, а в это время Катя следит, как читает Миша, если Миша ошибается, то Катя его поправляет. Потом Катя читает, а Миша следит за её чтением.

Понятно задание? (Да)

Давайте проверим, как вы объяснили значение фраз.

Как вы объяснили значение фразы «зима на носу»? (Зима совсем близко)

Ребята, дотроньтесь рукой до своего носика. Достали? Значит, нос близко? Вот и зима тоже близко.

А как вы объяснили значение фразы «заруби себе на носу»? (Запомни)

Есть у кого-нибудь другое мнение?

Правильно ребята, «заруби себе на носу» - запомни.

Молодцы, справились с д/з!

Введение нового материала :

Выделение звуков [к] и [к’]:

Даны две картинки:

    Ребята давайте посмотрим с вами на первую картинку. (3 Слайд)

Что изображено на первой картинке? (Крот).

Давайте с вами произнесем слово KPOT.

Сколько слогов? (Один слог). (ПОДНОСИМ РУКУ К ПОДБОРОДКУ)

Проинтонируем первый звук. (кккрот)

Твердый или мягкий? (Твёрдый)

Глухой или звонкий? (Глухой)

(ВЕШАЮ СИНИЙ КРУГ)

Проинтонируем второй звук. (кррррот)

Это согласный или гласный звук? (Согласный)

Твердый или мягкий? (Твёрдый)

Глухой или звонкий? (Звонкий)

Каким кружком на схеме мы его обозначим? (Синим) (ВЕШАЮ СИНИЙ КРУГ)

Проинтонируем следующий звук. (крооот)

(ВЕШАЮ КРАСНЫЙ КРУГ)

Проинтонируем следующий звук. (кроттт)

Это согласный или гласный звук? (Согласный)

Твердый или мягкий? (Твёрдый)

Глухой или звонкий? (Глухой)

Каким кружком на схеме мы его обозначим? (Синим) (ВЕШАЮ СИНИЙ КРУГ)

Давайте обобщим полученные сведения о звуке [к]. (Звук [к] согласный, глухой, твёрдый)

    Ребята давайте посмотрим с вами на вторую картинку.(4 Слайд)

Что изображено на второй картинке? (Раки).

Сколько слогов? (Два слога). (ПОДНОСИМ РУКУ К ПОДБОРОДКУ)

Давайте с вами составим модель данного слова.

Проинтонируем первый звук. (ррраки)

Это согласный или гласный звук? (Согласный)

Твердый или мягкий? (Твёрдый)

Глухой или звонкий? (Звонкий)

Каким кружком на схеме мы его обозначим? (Синим) (ВЕШАЮ СИНИЙ КРУГ)

Проинтонируем второй звук. (раааки)

Это согласный или гласный звук? (Гласный)

Ударный или безударный? (Ударный)

Каким кружком на схеме мы его обозначим? (Красным) (ВЕШАЮ КРАСНЫЙ КРУГ, СТАВЛЮ УДАРЕНИЕ)

Проинтонируем следующий звук. (раккки)

Давайте дадим характеристику этому звуку. (Это согласный, мягкий, глухой звук)

Каким кружком на схеме мы его обозначим? (Зелёным) (ВЕШАЮ ЗЕЛЁНЫЙ КРУГ)

Все ли мы с вами звуки выделили? (Нет, не все)

Проинтонируем следующий звук. (ракиии)

Давайте дадим характеристику этому звуку. (Это гласный, безударный звук)

Каким кружком на схеме мы его обозначим? (Красным) (ВЕШАЮ КРАСНЫЙ КРУГ)

А теперь давайте проверим все ли мы выделили звуки? (Теперь все)

Давайте обобщим полученные сведения о звуке [к’]. (Звук [к’] согласный, глухой, мягкий)

    Сравни звуки [к] и [к’]:

Что общего? (Это согласные, глухие звуки)

Чем отличаются? (Один твердый, другой мягкий звук)

Упражнение в слышании звуков [к] и [к’]:

    Найди в словах звуки [к] и [к’]. (ВЕШАЮ КАРТИНКИ НА ДОСКУ)

Докажите, что они есть (Ребята должны проинтонировать данный звук) . (кккит, кккот стакккан, мальккки).

Во всех словах есть данные звуки? (Нет)

В каком слове мы с вами не нашли данные звуки? (В слове гранат нет данных звуков)

    Рассказ по картинке: (Работа в группах)

Ребята давайте объединимся в группы (5 групп по 5 человек).

Вам надо в группе составить рассказ по картинки, которая изображена у вас на карточке используя слова со звуками [к] и [к’] по плану. Когда вы составите рассказ, вам надо будет выбрать ученика, который выступит с рассказом от вашей группы.

Докажите что вы использовали слова с данными звуками. (ПРИ РАССКАЗЕ КАРТИНКА ПОЯВЛЯЕТСЯ НА 5 – 9 СЛАЙДЕ)

    А сейчас давайте с вами займёмся синтезом звуков. Я вам буду называть звуки, а вам необходимо слить их в слоги: к - а (ка), к - у (ку), к’- и (ки), к’- э (ке), к - о (ко), к’- у (кю).

Физкультминутка:

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Знакомство с буквами К, к:

Согласный звук [к] и [к’] можно записать буквой, которая так и называется согласная буква К, к.

Посмотрите на слайд. Там представлены две пары букв. Одна пара печатные буквы, другая пара прописные буква Кк. (10 Слайд. ПОКАЗЫВАЮ НА СЛАЙДЕ БУКВЫ) .

Одна заглавная, большая. Ею начинают предложение, с большой буквы пишут имена людей, клички животных, названия городов, стран.

А другая буква строчная, маленькая.

Строчную буква К к мы научимся писать на следующем уроке.

Давайте найдем данную букву в наших индивидуальных кассах.

Для лучшего запоминания начертания буквы К, к встанем из-за парт и покажем данную букву.

Из каких элементов состоит буква К, к? (Из наклонных линий)

На что похожа буква К, к в окружающем мире? (Птичка с открытым клювом, крокодил открыл пасть.)

На какие буквы похожа данная буква? (Ответы детей. На букву Ж, И)

Чем отличается от других букв? (Ответы детей. Половинка буквы Ж)

Давайте откроем нашу Азбуку на стр. 86 и посмотрим на изображение буквы вверху страницы. Теперь составьте в паре из цветных карандашей такую же букву К. (Прохожу по рядам и проверяю, как дети выполнили задание)

В какой квадратик мы поместим букву К на ленте букв? (Мы поместим букву К в синий квадратик, потому что она согласная.)

В верхнюю или нижнюю строчку? Почему в нижнюю? (Ответы детей. Буква Кс обозначает глухой звук)

Чтение слогов, слов и текста с новой буквой:

Ребята, давайте с вами прочитаем слоги:

    ак ок ик (11 Слайд)

Назовём буквы.

Назовём звуки.

Читаем слог.

    Прочитаем слоги в Азбуке на стр. 86 в рамочке:

КА, КО, КУ, КЫ, КИ:

Слог КА: Назовём буквы.

Что у нас получилось? (Слог КА)

Слог КО: Назовём буквы.

Давайте с вами попробуем соединит два звука.

Что у нас получилось? (Слог КО)

Слог КУ: Назовём буквы.

Давайте с вами попробуем соединит два звука.

Что у нас получилось? (Слог КУ)

Слог КЫ: Назовём буквы.

Давайте с вами попробуем соединит два звука.

Что у нас получилось? (Слог КЫ)

Слог КИ: Назовём буквы.

Давайте с вами попробуем соединит два звука.

Что у нас получилось? (Слог КИ)

    Давайте с вами прочтем слова (Азбука стр.88). Читать будем первые два столбика:

Кот: Назовём буквы. (К, о, т)

Сколько слогов? Как узнали? (Один слог, т.к. одна гласная о)

Назовём звуки. ([к], [о], [т])

Какое слово прочитали? (Кот).

Кит: Назовём буквы. (К, и, т)

Сколько слогов? Как узнали? (Один слог, т.к. одна гласная и)

Назовём звуки. ([к’], [и], [т])

Какое слово прочитали? (Кит).

Коса: Назовём буквы. (К, о, с, а)

Сколько слогов? Как узнали? (Два слога, т.к. две гласные о, а)

Назовём звуки. ([к], [о], [с], [а],)

Какое слово прочитали? (Коса).

Лиса: Назовём буквы. (Л, и, с, а)

Сколько слогов? Как узнали? (Два слога, т.к. две гласные и, а)

Назовём звуки. ([л’], [и], [с], [а],)

Читаем первый слог. (ли)

Читаем второй слог. (са)

Какое слово прочитали? (Лиса).

Лак: Назовём буквы. (Л, а, к)

Назовём звуки. ([л], [а], [к])

Читаем. (Лак)

Мак: Назовём буквы. (М, а, к)

Сколько слогов? Как узнали? (Один слог, т.к. одна гласная а)

Назовём звуки. ([м], [а], [к])

Читаем. (Мак)

Достаточно.

    А теперь ребята давайте с вами прочитаем текст (Азбука стр. 87) (текст с заданиями).

Как вы думаете, о чем будет этот текст? (Текст о цирке)

Давайте с вами прочитаем этот текст. Некоторые слова скрывают картинки. Во время чтения мы должны раскрыть, какие слова скрывают картинки.

У нас каникулы. Мы около цирка. Там кони, слоны и ослик. Слоны умны. Слон катал таксу. Клоун кинул слону сосиску, а ослику Тото морковку. Ослик играл на барабане.

Сейчас проверим как вы поняли текст:

У кого каникулы? (У ребят каникулы)

Где находятся ребята? (Ребята находятся около цирка)

Кто выступает в цирке? (В цирке выступают кони, слоны и ослик)

Что делал слон? (Слон катал таксу)

Что кинул клоун слону? (Клоун кинул слону сосиску)

Как звали ослика? (Ослика звали Тото)

А что кинул клоун ослику Тото? (Клоун кинул ослику Тото морковку)

Что делал ослик? (Ослик играл на барабане)

Д/З:

Откройте Азбука стр. 89 и пропись стр. 35.

В прописи на стр. 35 вам по желанию надо будет раскрасить клоуна.

Есть вопросы по д/з?

Рефлексивно-оценочный этап:

Ребята, вам понравился урок? (Ответы детей)

С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились? (Мы сегодня познакомились со звуками [к] и [к’], и буквой К, к).

Что мы с вами повторили? (Согласные и гласные звуки; звуки [т] и [т’], и букву Т, т)

Что было трудно? (Ответы детей)

Как преодолеть эти трудности? (Ответы детей)

Молодцы! Урок окончен!

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. - М. : Просвещение, 2011.

2. Климанова, Л. Ф. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. - М. : Просвещение, 2011.

3. Климанова, Л. Ф. Читалочка: дидактический материал для 1 класса начальной школы / Л. Ф. Климанова. - М. : Просвещение, 2011.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Обучение грамоте (чтение) является начальным этапом изучения русского языка, а следовательно цели , реализуемые посредством предметного курса «Русский язык», соотносятся с целями, преследуемыми на уроках по обучению грамоте (чтению), а именно:

Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и совершенствование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления (познавательный аспект) ;

Выработка коммуникативной компетенции учащихся (социокультурный аспект).

Задачами курса являются:

Создание первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

Совершенствование диалогической и монологической устной речи, коммуникативных умений;

Воспитание нравственных и эстетических чувств;

Создание условий для творческой деятельности.

Структура курса

Обучение грамоте строится на коммуникативно-познавательной основе, имеющей ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении .

I. Давайте знакомиться! (подготовительный этап) (20 ч).

Мир общения.

Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники.

Слово в общении.

Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.

Номинативная функция слова (служащая для называния чего-либо). Слова-названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением.

Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных? Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.

Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация.

«Общение» с животными, с неодушевленными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов.

Рисунки и предметы в общении.

Предыстория письменной речи.

Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению письменной речи.

Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений.

Сообщения, записанные знаками-символами.

Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности для обозначения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др.

Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях.

Первоначальное обобщении: жесты, рисунки, знаки, слова - наши посредники в общении с людьми, средства общения.

Слово как главное средство общения.

Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные.

Звуковая структура слова.

Звуки в природе.

Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и твердые согласные звуки, их обозначение.

Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями).

Звучание и значение слова.

Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как двусторонняя единица языка (без терминологии).

Слово как сложный знак, замещающий что-либо (вещь, действие, предмет).

Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов.

Слова и слоги. Ударение в слове.

Слог - минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово - номинативная (назывная) единица, слог - единица произношения. Слогообразующая функция гласных.

Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно-символическое обозначение ударения.

Смыслоразличительная роль ударения (замок - замок, кружки - кружки).

Слово и предложение.

Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова.

Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца.

Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и поэтических текстов.

Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения.

II. Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап) (55 ч).

Гласные звуки и буквы.

Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами.

Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ).

Звучание и значение слова.

Согласные звуки и буквы.

Согласные звуки, обозначение их буквами.

Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами.

Смыслоразличительная функция звуков.

Мягкие и твердые согласные.

Обозначение на письме мягкости согласных.

Звонкие и глухие согласные.

Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов. Правила переноса слов по слогам.

Открытый и закрытый слоги.

Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: ы-и, о-е, а-я, э-е, у-ю.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Слова с непроверяемым написанием (ученик, учитель, фамилия, пенал и др. ).

Буквы е, ё, ю, я.

Двойное значение букв е, ё, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука; обозначение двух звуков: звука й" и гласного а, о, у, э (в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твердого знаков).

Буквы ь и ъ.

Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.

Употребление ь и ъ как разделительных знаков.

Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё.

Сравнение слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных.

Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками (первоначальные наблюдения).

Повторение - мать учения! Старинные азбуки и буквари.

Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания).

Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль.

III. Про все на свете (послебукварный этап) (11 ч).

Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к собеседнику.

Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание).

Звуко-слоговой состав слов.

Слово и предложение.

Знаки препинания в конце предложения.

Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак.

Простейший анализ предложений. Порядок и смысл слов в предложении, их взаимосвязь.

Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова 2 (см. Примечание) .

Основное внимание в период обучения грамоте (чтение) отводится изучению письменной речи и вырабатыванию фонематического слуха учащихся. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идет совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является понятие «общение», которое рассматривается не статично, а разворачивается в форме деятельности.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения 3 (см. Примечание) .

Описание места учебного предмета в учебном плане

В первом классе на обучение грамоте (чтение) отводится 92 часа (23 учебные недели, 4 часа в неделю), из них 6 часов включены в фазу совместного проектирования и планирования учебного года (фазу запуска), 86 часов - в фазу постановки и решения системы учебных задач. Во второй фазе 21 час отводится на внеклассное чтение (уроки работы с книгой).

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.

Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета

В процессе восприятия художественного произведения реализуется духовно-нравственное воспитание учащихся.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Совершенствуется техника чтения, качество чтения, особенно осмысленность.

Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль в этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое способствует совершенствованию умений различать, понимать и контролировать свои эмоции позитивно и конструктивно 4 (см. Примечание) .

Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я ; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока) , и слов с обобщающим значением (цветы, растения).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:

Раздельное написание слов;

Обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши) ;

Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;

Употребление ъ и ь как разделительных знаков;

Прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику .

Результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;

Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;

Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;

Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;

Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

Определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;

Готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;

Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;

Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Целевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике МКОУ «ТСОШ №2»

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 1 классе учащиеся в процессе обучения грамоте знакомятся с явлениями и понятиями из области фонетики, словообразования, морфологии, постоянно ведут наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, особенностями словоупотребления, овладевают начальными навыками письма и чтения на разных уровнях. Кроме того, ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

Материально-техническое обеспечение

1. Дополнительная литература.

1. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др. ; под ред. А. Б. Воронцова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - М. : Просвещение, 2011.

2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: www.festival. 1september.ru

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ education

5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа: www.uroki.ru

6. Официальный сайт УМК «Перспектива». - Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371

3. Информационно-коммуникативные средства.

1. Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Обучение грамоте. 1 класс» (CD).

2. Электронное приложение к учебнику «Азбука» Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой. 1 класс (1 CD).

4. Наглядные пособия.

1. Комплект динамических раздаточных пособий «Обучение грамоте» (веера).

2. Комплект наглядных пособий «Набор букв русского алфавита» (256 карточек).

3. Комплект наглядных пособий «Русский алфавит» (4 табл. + 224 карточки).

4. Комплект наглядных пособий. «Русский язык. Звуки и буквы русского алфавита» (2 табл. + 128 карточек).

5. Комплект наглядных пособий «Русский язык. 1 класс. Обучение грамоте» (16 табл.).

6. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буква А / Предложение.

7. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буква М / Буква Н.

8. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буква Ф / Парные согласные В-Ф.

9. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буква Б / Парная согласная П.

10. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буква В / Парные согласные Б-П.

11. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буква Е / Гласные О-Е.

12. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буква Е / Гласные Э-Е.

13. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буква И / Буквы И-ы.

14. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буква Й / Непарные звонкие согласные.

15. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буква О / Буква У.

16. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буква Э / Буква ы .

17. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буква Ю / Гласные У-Ю .

18. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буква Я / Гласные А-Я.

19. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буквы Яя, Юю, Ии, Аа, Ее, Оо, Уу.

20. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буквы Б, В, Г, Д, Ж, З / Буквы Ц, Х, Ч, Щ.

21. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Алфавит / Буквы П, Ф, К, Т, Ш, С.

22. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Узнаем буквы.

23. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буква Г / Буква К.

24. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буква Д / Буквы Т-Д.

25. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буква Л / Буква Р.

26. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буква З / Буква С.

27. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буквы Г-К / Буква Т.

28. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Какой? Какая? Какое? Какие? / Звуки.

29. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Сентябрь / Кто это? Что это?

30. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Ударение / Слоги.

31. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буква Ж / Буквы З-С.

32. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буква Ш / Буквы Ж-Ш.

33. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буквы / Один - много.

34. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буквы ь / ъ.

35. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Буквы Ч, Щ, Й / Ж, Щ, Ц.

36. Алфавит. Печатные и рукописные буквы.

37. Лента букв.

5. Технические средства обучения.

1. Компьютер.

2. Интерактивная доска с короткофокусным проектором.

3. Ученические нетбуки.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

7. Специализированная мебель. Компьютерный стол.


Разделы: Начальная школа

Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только усвоить программный материал, но и научиться учиться, стать «профессиональным учеником». Учебно-методический комплект «Перспектива» выпускается в издательстве «Просвещение» с 2006 года. Комплект создавался параллельно с разработкой ФГОС начального общего образования, поэтому соответствует требованиям ФГОС, а учебники УМК «Перспектива» практически воплощают идеи новых государственных общеобразовательных стандартов. Методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:

- обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников;

- обучение как цель - получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.

Цель обучения по комплекту «Перспектива» :

– формирование личности ребенка

– развитие универсальных учебных действий

– развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.

Первым учебником для первоклассников становится, конечно же, «Азбука». В УМК «Перспектива» - это «Азбука» авторов Л.Ф.Климановой и С.Г.Макеевой. В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с ее предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, дается возможность обучать не только техническим навыкам чтения и письма, а обучать настоящей письменной речи.
Что может быть важнее хорошо развитой письменной речи ученика? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, нет интеллектуального развития личности ребенка. Работая по учебникам УМК «Перспектива» появляется возможность у каждого учителя добиться высоких результатов. Учебники прививают интерес к родному языку, раскрывают его секреты, воспитывают внимание и уважение к слову. Работа на уроках строится творчески – школьники обучаются на коммуникативно-познавательной основе.

Практически каждый урок заставляет ребят вступать в сотрудничество со сверстниками, обыгрывать разные ситуации. «Давайте познакомимся!» - это первая тема учебника, в которой дети рассказывают о себе, о своих друзьях, семье, любимых книгах, первом школьном дне и т.д. Ученики, учась общаться, постигают правила речи, знакомятся ближе, что позволяет им легче справиться с периодом школьной адаптации. На уроках в этой теме дети разыгрывают различные ситуации, составляют рассказы по иллюстрациям, отгадывают загадки слов по акрофоническим схемам и ребусам.

Тема «Страна АБВГДЕйка» - букварный период в обучении грамоте. Он посвящен изучению букв русского алфавита, освоению письма и чтения с использованием звуко-буквенных схем. Схемы для звукового анализа упрощены. Они построены на артикуляции – (твердый согласный звук – кружок с прямой горизонтальной линией «твердо сомкнутые губы»; мягкий согласный звук – кружок с волнистой линией «мягко сомкнутые губы»; гласный звук – кружок без помет «открытый ротик»). Эти значки помогают учащимся быстрее освоить схемы и пользоваться ими при анализе слов. На каждой странице ознакомления или закрепления новой буквы представлен богатый материал: стихи, скороговорки, пословицы, загадки, ребусы, небольшие тексты, которые позволяют учащимся не только механически учиться читать, но и думать, рассуждать.

Материал учебника построен таким образом, что у каждого ученика появляется интерес к знакомству с языком. Читаем вместе, работаем в парах, говорим, слушаем, сравниваем – вот те задания, которые широко представлены на страницах «Азбуки». Основное внимание при обучению чтению обращено на овладение детьми механизмом чтения слогов и слов различной слоговой структуры, на поэтапность в формировании навыка чтения.

Послебукварный период служит для закрепления полученных знаний о языке и речи, упражнений в чтении и письме.

В этот период ставится задача сформировать не только слоговое чтение, но и чтение целыми словами, которое являетсяч важнейшим структурным компонентом навыка чтения как умственно-речевого действия.

Тема послебукварного периода – «Про все на свете» включает в себя веселые стихи С.Маршака, Б. Заходера, А. Барто, Д.Хармса, а также познавательные рассказы В. Бианки, Н. Сладкова, К. Ушинского и других.

Содержание «Азбуки» Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой нацелено на параллельное развитие письменной и устной речи детей, она знакомит с увлекательным, развивающим, специально подобранным литературно-художественным материалом – мудрыми текстами, высказываниями, пословицами, поговорками, играми со словами, вопросами и практическими заданиями. Ее удачно отличает введение в теорию литературы через сравнение жанров, авторов, текстов, сравнение текстов по стилевым особенностям, а также хорошее полиграфическое исполнение, широкое использование ярких иллюстраций.

В учебнике «Азбука» Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.

Литература.

  1. Комплект «Перспектива». (Программы для начальной школы): М. «Просвещение», 2007 г.
  2. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива» (пособие для учителя 1 класса) http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
  3. Комплект «Перспектива» - шаг в будущее!
  4. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=11225

Румянцева О.А. , учитель начальных классов
МОУ «Гимназия» гор. Арзамаса

Учебное пособие «Азбука» Л.Ф.Климановой и С.Г.Макеевой предназначено для обучения детей грамоте на коммуникативно-познавательной основе. Методическая концепция авторов полностью реализуется в содержании учебника, его структуре, подборе материала, организации учебной деятельности – введены коммуникативно-речевые ситуации, показывающие детям разнообразный мир общения.
К несомненным преимуществам пособия «Азбука» следует отнести:

  • Систематическая, целенаправленная работа над лексикой, которая формирует у детей внимание и уважение к слову, прививает интерес и любовь к родному языку.
  • Наличие в содержании упражнений для развития фонематического слуха. Они закладывают основу грамотного письма, предупреждают появление ошибок на пропуск, вставку и замену букв.
  • Наличие в содержании большого количества разнообразных заданий на развитие мыслительных способностей младших школьников.
  • Наличие пособия «Читалочка» Л.Ф.Климановой, которое предназначено для совершенствования навыка чтения, индивидуальной работы с детьми. Кроме того, это пособие продолжает и углубляет лексическую работу, развивает коммуникативные навыки учащихся и их мыслительные способности.

Соловьева М. Н. , учитель начальных классов
школы № 213 гор. Санкт-Петербурга

Что может быть важнее хорошо развитой речи ученика? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, нет интеллектуального развития личности ребенка.

Обязательный минимум содержания образовательных программ предъявляет высокие требования к речевому развитию современного школьника. Работая по учебникам УМК «Перспектива», можно реально добиться высоких результатов в этой области.

Учебники УМК «Перспектива» прививают интерес к русскому языку, раскрывают секреты его «оживления», вводят в мир науки о языке, помогают ощутить его, как стройную и гармоничную систему, приобщают ребят к искусству слова, помогают младшему школьнику понять и почувствовать эстетическую ценность русского языка.

Данный УМК отличает новый, нестандартный способ организации речевой творческой деятельности – обучения детей грамоте на коммуникативно-познавательной основе.

Практически на каждом уроке создается коммуникативно-речевая ситуация, позволяющая вступать в сотрудничество со своими сверстниками и со взрослыми, что позволяет организовать постоянную речевую деятельность учащихся. Так, уже на самом первом уроке «Давайте познакомимся!» авторы Азбуки Л.Ф. Климанова и С. Г. Макеева создают коммуникативно-речевую ситуацию на основе ярких занимательных иллюстраций, которая вызвала у первоклассников горячее желание рассказать о своих любимых занятиях, побудила интерес выслушать выступления других ребят.

В первом классе закладываются основы речевого навыка: именно здесь маленькие ученики впервые сталкиваются с литературным языком, с его письменным вариантом, с необходимостью совершенствовать свою речь.

В развитии речи по программе УМК «Перспектива» выделяется 3 линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Работая над словом на каждом уроке, прослеживается стройная методическая система по изучению слова с разных сторон: смысловой (лексической), звуковой и графической и оно выступает как составной элемент предложения.

Содержание Азбуки Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой нацелено на параллельное развитие письменной и устной речи детей, она знакомит с увлекательным, развивающим, специально подобранным литературно-художественном материалом – мудрыми текстами, высказываниями, пословицами, поговорками, играми со словом, вопросами и практическими заданиями. Ее удачно отличает введение в теорию литературы через сравнение жанров, авторов, текстов, сравнение текстов по стилевым особенностям, а также хорошее полиграфическое исполнение, широкое использование ярких иллюстраций.

На каждом уроке по Прописям «Рисуй, думай, рассказывай», «Мой алфавит» проводится большая интеллектуальная аналитическая работа, которая предупреждает совершение речевых ошибок. Ни одно задание и упражнение не носит односторонний характер, они обучающие, развивающие, познавательные и воспитывающие.
Удачное сочетание традиций и новаторства в учебниках УМК «Перспектива» дают сегодня возможность покорить современного учителя, взбудоражить его творческую мысль и воображение, удовлетворить строгие методические запросы взыскательной учительской аудитории.

Белянкова Н.М. , доцент, методист
по сопровождению апробации комплекта
«Перспектива» в гор. Арзамасе

Учебник

Учебник «Азбука» для 1 класса Л.Ф.Климановой и С.Г.Макеевой составлен в лучших традициях отечественной букваристики.
Как и в большинстве современных азбук, обучение в данном учебнике делится на добукварный, букварный и послебукварный периоды (авторами они названы как подготовительный, основной и обобщающий периоды).

В подготовительном периоде «Азбуки» Л.Ф.Климановой и С.Г.Макеевой закладывается основной принцип обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе, которая, по мнению авторов, с одной стороны, вводит детей в мир общения, дает ребенку представление о речевой ситуации и роли слова в общении, а с другой стороны – ставит слово как основную единицу языка в эпицентр развития мышления и речи детей.

Cодержание первого (добукварного) раздела отражает подлинно новаторский характер «Азбуки» Л.Ф.Климановой и С.Г.Макеевой в сравнении с построением аналогичных разделов в азбуках других дидактических систем. При этом внимание к смысловой и коммуникативной стороне речи не наносит ущерба, а наоборот, способствует более глубокому постижению детьми традиционных для этого раздела понятий об элементах звучащей речи, подготавливающих к усвоению передачи ее с помощью букв, способствует развитию устной речи и фонематического слуха.

Основной раздел «Азбуки» построен более традиционно в плане порядка знакомства детей с буквами: вначале даются буквы для обозначения нейотированных гласных АОУЫИЭ, затем буквы для обозначения согласных в зависимости от их частотности и, под конец, буквы для обозначения йотированных гласных Е,Ё,Ю,Я и наиболее редко встречающиеся буквы Х,Ц,Ч,Щ. Такой порядок подачи букв характерен для русской букваристики и является наиболее рациональным.

В данной «Азбуке» в качестве основного метода обучения чтению избран разработанный еще К.Д.Ушинским и активно используемый авторами практически всех принятых в современной начальной школе азбук аналитико-синтетический метод.

Авторы при рассмотрении понятия о слоге отказались от классификации слогов (слоги-слияния, буквы вне слияний, открытые, закрытые слоги и т.д.) При этом сохраняется классификация согласных по твердости-мягкости и выявление их оппозиции на модели не только слога, но и целого слова (мышка – мишка, кот – кит, мел – мэр, лом – лен, нос – нес). То же самое можно сказать и об оппозиции звонких и глухих согласных (гора – кора, зуб – суп, том – дом, шил – жил). Результаты рассмотрения этих оппозиций заносятся в таблички «Узелки на память» (с.77, 91, 108-109 в I части и с.22-23, 44-45, 68-69 во II части). В целом эти таблички напоминают аналогичные в «Русской азбуке».

Упражнения аналитико-синтетического типа, используемые в «Азбуке», богаты и разнообразны: составление и чтение слогов типа СГ – ГС, перестановки и замены букв, показывающие их смыслоразличительную функцию (осы – оси – усы, ноты – нити – тина, гора – кора, икра – игра, составление слов из изучаемых букв по схемам и рисункам. Широко используются и игровые методы: шарады, ребусы, кроссворды, загадки, составление слов из «лото» слогов.

Характерной особенностью учебника является то, что постоянно, целенаправленно, но не навязчиво проводится лексическая работа над омонимами (лук – лук), омоформами (мыли ли – мылили), омографами (зaмок – замoк), омонимией корней (гусь – гусыня – гусеница), многозначностью (иголки у ели, ежа и швейные), тематическими группами слов (галка – сорока – иволга, астра – ирис – примула, сурок – суслик - крыса), антонимами (легко – трудно), гнездами однокоренных слов (снег – снежок – снежки – снежинки), фразеологизмами (зима на носу, заруби себе на носу). Интересной особенностью основного раздела азбуки является то, что он заканчивается повторным обращением к вопросам семиотики, что называется, на новом «витке спирали», после изучения буквенного состава русского языка, что позволяет детям уже осмысленно воспринять вывод о том, что буква является значком звука, а слово – знаком явления действительности.

Уделено внимание и изучению орфографии. Традиционно в период обучения грамоте дается правописание заглавных букв в начале предложения и в именах собственных, правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Этот материал представлен и в данном учебнике.

Слова и тексты, используемые в качестве иллюстративного и тренировочного материала в основном разделе азбуки, не вызывают возражений: они доступны для восприятия первоклассниками, в меру шутливы, но и в меру серьезны, нет преобладания «развлекаловки». Широко используются русские пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, тексты русской классической детской литературы.

Как и в большинстве современных азбук и букварей, авторы учитывают тот факт, что дети в 1 класс приходят с разной степенью подготовленностью к школе. Поэтому для детей, уже умеющих читать, в подготовительном и основном разделах помещены тексты для чтения, чтобы они не утратили интереса к учебе, а если класс в целом «продвинутый» (например, в школах так называемого повышенного уровня образования), то в методическом пособии предусмотрено ускоренное изучение букв с более углубленной работой над прописями, т.к. обычно даже хорошо читающие дети приходят в школу, не умея писать.

В послебукварном периоде детям предлагаются для чтения образцы русского фольклора (пословицы, загадки, присказки, считалки, сказки), классические произведения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, А.К.Толстого, Л.Н.Толстого, А.А.Фета, В.Майкова, К.Д.Ушинского, произведения поэтов и прозаиков ХХ века – С.Маршака, А.Барто, Д.Хармса, Б.Заходера, В.Берестова, И.Токмаковой, Н.Матвеевой и др. и научно-популярные статьи В.Бианки, Н.Сладкова и А.Плешакова. Интересным является повторное обращение к семиотике: детям предлагается понаблюдать, как одно и то же явление природы может быть отражено в научной статье, картине художника, музыкальном произведении и в стихотворении. Не забыта и работа над словом: детям предлагается подумать над тем, почему так названы жук-носорог, рыба-пила.

Таким образом, этот учебник является дальнейшим развитием теории и практики российской букваристики в русле концепции линии УМК «Перспектива» и новых подходов к обучению, предлагаемых Концепцией Госстандарта общего образования второго поколения.

Новизна заключается не только в усилении внимания к вопросам общения, к лексической стороне слова и к вопросам семиотики, но и в наличии так называемого «шлейфа», то есть дополнительных учебных пособий. Кроме традиционных прописей и методического пособия для учителя, входит еще сборник дидактических материалов «Читалочка».

В то же время авторы постарались сохранить в своем учебнике лучшие достижения отечественной букваристики: расположение букв в порядке их частотности, таблицы оппозиции букв для обозначения гласных и букв для обозначения согласных, развитие фонематического слуха, внимание к смыслоразличительной роли фонем, аналитико-синтетический метод обучения чтению, интеграцию письма и чтения в период обучения грамоте, учет разного уровня подготовленности учащихся, внимание к орфографической стороне, к формированию красивого почерка и прекрасный подбор иллюстративного материала и текстов.
Такое сочетание новизны и следования традициям делает учебник «Азбука» стройным, цельным и гармоничным.

Прописи

Пропись 1 «Рисуй, думай, рассказывай» (авторы Л.Ф.Климанова, В.И.Романина, Л.Н.Борейко) предназначена для работы в добукварный период, прописи 2 и 3 «Мой алфавит» (автор Л.Ф.Климанова) – в букварный и пропись 4 «Пишу красиво» (авторы Л.Ф.Климанова и Л.Я.Желтовская) – в послебукварный период.

Особый интерес представляет пропись 1 «Рисуй, думай, рассказывай», которая предназначена для тренировки мелкой моторики руки и глазомера в качестве подготовительных упражнений к написанию букв. Здесь собраны все необходимые виды работы: разнообразные штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, разномерная, разнонаправленная, ломаная), рисование геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов, овалов, дуг), рисование обобщенных абрисов предметов (домиков, снеговиков, мышек, жуков и т.д.), обводка и раскрашивание рисунков, выписывание элементов печатных букв. Но, кроме этой, чисто утилитарной, функции, прописи способствуют развитию пространственного и временного восприятия окружающего мира. Дети должны поразмышлять над понятиями: что такое центр квадрата и круга, какой предмет больше, а какой меньше, какой путь длиннее, а какой короче, где находится направление вправо, а где влево, какие предметы сходны между собой, а какие различаются. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, группировать, разграничивать, практически знакомятся с понятием множества и его элементами. Подобные же сведения даются и в дочисловом периоде учебника математики Г.В.Дорофеева и Т.Н.Мираковой, что позволяет учителю организовать интегрированное обучение в первые же дни ребенка в школе, то есть практически реализовать одну из основополагающих идей Концепции «Перспективы». И что еще более ценно – это то, что материал прописей «Рисуй, думай, рассказывай» тесно связан с жизнью и бытом современного ребенка. Это не только мир сказок, привычных детям с дошкольного возраста, не только игрушки, домашние и дикие животные и птицы, домашняя утварь и спортивное снаряжение, но и компьютер (с.21), пылесос (с. 26-27), шорты (с.29), электрочайник (с.7), электрический утюг (с.7, 30), фотоаппарат (с.30), одеяло в технике «пэчворк» (с.49). В сознании ребенка мир его дома не отделяется от мира школы. Эта мысль перекликается с одной из основных идей учебника «Окружающий мир» А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой. Более того, в прописи и в учебнике по окружающему миру есть ряд общих тем: быт дома (с.7, 13, 26, 27, 45, 48 - прописи), животные зоопарка (с.9, 60), мир животных (с.15), жизнь леса и луга (с.18, 30, 31, 31, 33, 36), спорт (с.40, 41, 56), прогулки по парку и городу (50, 51). Как мы видим, пропись «Рисуй, думай, рассказывай» весьма удачно вписана в систему уроков УМК «Перспектива».

Прописи «Мой алфавит» в двух частях также содержат ряд интересных находок. Учитывая большую трудоемкость процесса письма для первоклассников, автор вводит игровые моменты: ребусы, разделы «Загадки слов», метатезы (составление слов с помощью перестановки слогов), дописывание «потерянных» элементов букв, «буквенная мозаика» (составление букв из разрозненных элементов), чайнворды, раскраски.

Большое внимание уделяется разнообразной работе со звуко-буквенными схемами слов. Не забыта и лексика: даны упражнения по определению многозначности слов, омонимов, по составлению тематических групп слов. Достаточно часто даются упражнения по развитию речи: составление предложений и текстов с включением изучаемых слов.

Прописи «Пишу красиво» предназначена для дальнейшей отработки навыков каллиграфии. Задания по написанию значительно усложняются. Это написание целых фраз, пословиц, ответов на вопросы, рассказов. На заключительных уроках это написание записок и писем, то есть практическое усвоение такого коммуникативно-ориентированного жанра, как эпистолярный.

«Читалочка»

Сборник дидактических материалов «Читалочка» включает в себя разнообразные упражнения по отработке навыков чтения. Он призван заинтересовать первоклассников, приохотить их к процессу чтения, что весьма немаловажно в современных условиях, когда дети почти перестали читать книги. В «Читалочке» собран огромный дидактический материал занимательного характера: шуточные стихи, чайнворды, кроссворды, скороговорки, пословицы, поговорки. В шуточной форме, легко, занимательно проводится огромная работа над пониманием сущности однокоренных слов, над ролью аллитерации в поэзии, над тематическими группами слов, подбором рифмующихся слов, усвоением орфоэпических норм.

УМК по обучению грамоте в процессе апробации доказал свою эффективность. Дети, пришедшие в гимназию, в ходе дошкольной подготовки в «Школе будущего первоклассника» при гимназии, в целом неплохо умели читать, но писать их не учили. В первом классе учитель-экспериментатор Румянцева О.А. большое внимание уделила именно обучению письму. При обучении чтению активно использовалась «Читалочка». В результате такого комплексного подхода с использованием всех дополнительных пособий из «шлейфа» азбуки дети экспериментального класса не только бегло читали, но и достаточно быстро, красиво и аккуратно писали. Это было особенно видно на их листах итогового контроля.

Учителя, посещавшие открытые уроки Румянцевой О.А., высоко оценили не только саму «Азбуку», но и дополнительные пособия из «шлейфа».

Обучение грамоте (письмо) Л.Ф.Климановой

(УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)

КАДНАЙ Ирина Вакильевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 23 им.Б.А.Кучера




  • Авторы УМК «Перспектива» - разработчики ФГОС, известные ученые–педагоги, методисты:

Л.Ф. Климанова, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, В.Г.Дорофеев и другие.



Людмила Федоровна

КЛИМАНОВА, к.п.н.

автор программы «Введение в словесность» и уникальной системы обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе, которая позволяет формировать элементарные представления о языке, как важнейшем средстве общения и познания окружающего мира. Именно эта система легла в основу учебников нового поколения по обучению грамоте, русскому языку и литературному чтению, которые выходят в рамках УМК «Перспектива».


Учебно-методический комплект «Обучение грамоте» (письмо) 1 класс авторы: Л.Ф.Климанова, А.В.Абрамов


  • Курс обучения грамоте отличается коммуникативно-познавательной и духовно- нравственной направленностью.
  • Основная цель курса - активное формирование всех видов речевой деятельности: умения писать, читать, слушать и говорить, развитие речевого мышления первоклассников, умения общаться и понимать себя и других.


Рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай»

  • предназначена для работы в подготовительный период обучения грамоте.

Работая с ней, дети имеют возможность рисовать, раскрашивать, штриховать и т. п.что помогает укрепить мелкую мускулатуру пальцев, развить координацию движений руки при письме и тем самым хорошо подготовиться к написанию букв русского алфавита, слов и предложений.





Прописи «Мой алфавит» (в 2х частях)

дают образцы печатной и письменной буквы, простейшие структурно-семантические модели слов, включают упражнения на написание слов, предложений и небольших текстов, формируют начальные орфографические навыки.














Рабочая тетрадь «Пиши красиво»

Служит дополнением к учебнику «Азбука. 1 класс». В пособии содержатся упражнения по обучению навыкам письма. Овладевая письменным шрифтом, первоклассники одновременно закрепляют каллиграфические навыки и развивают мелкую моторику руки. Материал способствует достижению учащимися

1 класса метапредметных и предметных результатов обучения.


Выводы

  • УМК по-новому раскрывает возможности интегрировать познавательное и личностное развитие младших школьников;
  • содержатся задания на разную степень сложности, давая возможность предлагать ученикам разные варианты в зависимости от подготовленности ребенка;

  • задания предложены в форме, оживляющей интерес и активность к познанию и любознательности, направляя при этом активность в сферу свободного творчества;
  • система заданий помогает развивать у школьников логику, образное мышление, воображение, интуицию, ценностное мировоззрение, нравственную позицию личности.