Диктанты с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Сочетания букв ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ ЧУ, ЩУ пиши с буквой У

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

В сочетаниях жи, ши

Только и всегда пиши!

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

И только с буквой и пиши.

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

В сочетаниях чу, щу

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

(Из сборника «Занимательная грамматика»)

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать и прочитать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Столяру хорошо,

А инженеру - лучше,

Я бы строить дом пошёл -

Пусть меня научат.

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

Хороший дом, большущий дом

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нём

Удобно и просторно.

(Б. Маяковский)

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

(С. Михалков)

2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Золотое решето чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домиков,

столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

Никого не огорчаю,

но всех плакать заставляю. (Лук)

Летит, как стрела,

жужжит, как пчела. (Самолёт)

Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

ПОСЛОВИЦЫ

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком - торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на реке тишина. Мы плывём на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолётики.

НА РЫБАЛКЕ

Мой папа любит рыбалку. Он часто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

ЖИВОЙ УГОЛОК

В нашей школе живут ежи, мыши и заяц. Ребята ухаживают за животными. После уроков мы бежим в живой уголок и угощаем своих друзей чем-нибудь вкусным.

Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ - одно из самых первых правил, изучаемых в начальной школе по русскому языку. Не смотря на то, что правило очень простое и из него даже нет исключений, дети все-таки допускают ошибки в написании таких слов. Чтобы отработать и довести до автоматизма написание этих буквосочетаний, пригодятся тексты для диктантов и контрольного списывания на этой страничке. Диктанты подойдут как ученикам в конце 1 класса, так и во втором классе при закреплении темы.

Диктанты на ЖИ, ШИ

ЖИ, ШИ пиши с буквой И. Например: малыши, снежинка.

Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Около цветов шипы. (8)

У реки камыши. Хороши камыши! Там пушистые малыши утята. (9)

У Серёжи Шишкина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки! (10)

У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. (14)

Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника. (12)

У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты! (14)

У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады. (14)

У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ковшик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин. (15)

У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит. (14)

Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от холода. Крыши домов в снегу. Снег пушист. (15)

Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё падают. (14)

Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком. (14)

Что за детёныши? Они живут в лесу. У малышей ноги большой длины. Большие и широкие уши. Это лосята. (19)

Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите дружбой. (17)

Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вершины сосен пушисты. На них снежинки. (20)

У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено. (22)

Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз. (23)

Птицы высиживают яйца. А гадюки рождают живых детёнышей. Этим змейкам только один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты! (21)

Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Берегитесь, пушистые мыши! (29)

Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает. (30)

У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши! У лисы будет шикарный ужин! (31)

На наших участках живут ежи и рыжие белки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешйт в убежипце. Ёжик сидит в шиповнике и шипит. А вон пушистый бельчонок скачет через душистые ландыши. (32)

Нарвалы - это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит. (23)

Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в камыши. (30)

Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пушинка лежит у конуры. Наша Пушинка служит людям. Она сторожит двор. (27)

На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У дракона большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружием. Дракон убежит. (28)

Носороги - крупнейшие животные. Оружие носорога - рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на животе или на боку. Эти животные долго живут. (26)

Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Скоро ужин. Карлсон спускает Малыша с крыши. (31)

Живёт барс высоко в горах. Мать маленьких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают. (37)

Диктанты на ЧА-ЩА

Ч А, ЩА пиши с буквой А. Например: пища, чай.

Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пищат зайчата. (15)

Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)

Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)

Тепло. У зайцев появились зайчата. У волков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)

Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галчата и скворчата. (15)

На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)

Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашечку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)

Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)

Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ветер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)

Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хватают беднягу за хвост и за уши. (23)

Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часовой не обращает внимания. (30)

У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат, сосут молоко. Молоко - это их пища. Мы пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)

Чаща леса. На полянке играют волчата. Они рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)

На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может начаться дождь. Крольчата бегут домой. Темнота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обещают приходить почаще. (32)

Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечики. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный артист! Мы попрощались со скрипачами. Когда мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша овчарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по дощатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)

Диктанты на ЧУ, ЩУ

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У. Например: чулок, щука.

Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу правило. (10)

Я пришёл в чужой дом, Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кручу его в руках и тащу в дом. (17)

Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи и сомы мечут икру весной. (17)

Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чу- щук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уплыл по речушке Щуре. (35)

Я хочу поймать большую щуку. Закидываю удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вытащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу. Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в вечной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холодильнике. (27)

В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупальца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опасность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чугунок. Стал чумазый. (37)

Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кончаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужестранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и ставлю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо природы! (22)

Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане лопату. Каждому овощу я поищу место. Притащу лейку с водой. В огороде поставлю чучело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)

Повторение материала

В речке плещутся ерши и щучата. Я поймал жирную щуку. Я уже час тащу её из воды. Боюсь, что выпущу. (20)

Мы пошли в чащу. Вот ежи. Вот мыши. Чумазая туча закрыла небо. Блещут молнии. Я плачу. (16)

Мама начала варить ужин. К щам нужны щавель и капуста. Я тащу свежий кочан из чулана. (16)

У Маши есть дача. Там в чулане живут мыши. Маша часто их слышит. Мыши чуткие. (15)

У деда чудесные руки! Он сшил шикарный жилет. А вот сапоги из кожи. Хороши сапоги! Я сам их чищу. (19)

Мы в чаще. Вот её жители. Трещат дрозды. Кричат иволги. Скачут сороки. Ворчат ёжики. Стучат дятлы. Все животные ищут себе пищу. (21)

У нас в чулане живёт пушистый кот. Он часами лежит на дощатой крыше. Я угощу кота жирной щукой. (18)

У нас живут крольчата. Пушистые малыши пищат и кричат. Я хочу положить им пищу в чашку. (16)

Я ищу дачу Миши Щукина. Участок сторожит овчарка. Я стучу и кричу. Миша бежит ко мне. (16)

Трещат морозы. В чаще тишина. Но стучат дятлы. Они ищут себе пищу под корой. (14)

Мы идём в чащу. Цветут душистые ландыши. Стрижи тащат в гнездо травку. Пищат пушистые мыши. Их ловят ёжики. (18)

У Саши и Миши хороший улов. Они поймали щуку и леща. На ужин у нас чудесная уха. (17)

В наших часах лопнула пружина. Часовщик сощурил глаз. Он чинит часы. Вот чудо! Часы стучат. Не дают скучать. (18)

Чаща очарована зимой. Пушистые снега похожи на лебяжий пух. Чудная жизнь в это время в лесу. (16)

Жирафы - самые высокие из живущих на Земле животных. Маленькая голова увенчана небольшими рожками. Её украшают карие глаза и узкие уши. Шерсть короткая. На ней тёмные пятна причудливой формы. Жирафы - жители равнин. Холмов они избегают. (34)

Я хочу покормить крольчат. Больно они щуплые. Они живут у меня на участке в дощатом сарае. Я ищу в огороде большой кочан. Тащу его крольчатам. Малыши пищат. Они чуют еду. (30)

Больных рыб чистят рыбки-чистильщики. Очищают их плавники от струпьев, от рачков и от кусочков кожи. У больших рыб чистят даже рот и зубы. Живые зубные щётки! Их терпеливо ждёт целая очередь рыб. Рыбки подставляют своему врачу бока и широко разевают рты. (42)

Олень - крупное животное на сильных ногах и с высоко поднятой головой. Голова увенчана красивыми рогами. У молодых животных рога маленькие. Молодые рога на ощупь мягкие и тепловатые. Их легко повредить. Живут олени небольшими стадами. (34)

Шипят сердитые змеи. Маленькие шипят чуть слышно. У больших шипение громче. Очень громко шипит гадюка из Африки. Её даже зовут - шумящая гадюка. А гремучая змея гремит своей погремушкой на хвосте. Ещё змеи стрекочут, трещат и пищат. Эти звуки они издают с помощью своих чешуек. (44)

Лосиха бросает против врагов своих разведчиков. Это глаза, уши и ноздри. Глаза поймали движение. Уши уловили шорох. Ноздри почуяли запах. Теперь разведчикам отдыхать. А ногам надо поработать! (27)

Дед сторожит бахчу. У него живут большие овчарки. Внучата часто навещают деда. Сегодня они обещали быть к ужину. Дед варит в чугунке уху из щуки. (25)

Для смены кожи змеи ищут удобные места. Это может быть куча камней или груда хвороста. Часто в таких местах много змеиной кожи - выползков". Такие участки величают змеиными раздевалками. (28)

По небу плывёт туча. Волчата пищат. Другие рычат. Они уже большие. Чуткая волчица щурится на небо. Она чувствует грозу и поджимает уши. Чумазый волчонок начал ворчать. Братья отвечают ему. (29)

На бахче живут большие овчарки. Им надо сторожить бахчу. Не пускать чужих на участок. Дощатая конура стоит на площадке перед жилым домом. Вот идёт прохожий. Собаки рычат. (27)

У меня есть свежий кочан капусты. Я ищу щавель. Хочу за ужином угощать друзей щами из чугунка. Вокруг лежит много шишек. Шуршит душистая трава. Не надо щупать шиповник! -Вытащу из ладони шип, А вот щавель! Какая удача! (37)

На Чукотке живёт чудная рыбка. Четыре месяца в году она плавает в ледяной воде северных озёр. А потом на восемь месяцев вмерзает в озёрный лёд. Летом лёд тает. Рыбка оживает и опять плавает. (33)

Вот чаща леса. Наши ребята строят там шалаши. Я тащу большие ветки. Хочу положить их на крыши. Теперь там лежит много веток. Жильё готово. Пойду поищу площадку для кострища. (29)

У животных есть немало разных сигналов. Этими сигналами они многое сообщают друг другу. Летят над полем вороны и каркают. Вдруг одна из них каркнула чуть иначе. Это ворона заметила добычу и решила оповестить стаю. Есть и сигналы опасности. Услышит их стая, поднимется и улетит. (44)

Под корой дерева поселились мелкие насекомые. Кто они? Слизни едят листву и грибы. В сухую погоду они прячутся в трещины на коре. Под корой живут стоножки. Они вылезают по ночам и ищут насекомых. Мокрицы прячутся в сырых местах под корой. (40)

Вороны многое знают и предчувствуют. По ним можно безошибочно определить погоду. Прячут вороны клюв в перья плеча, усаживаются на макушки деревьев - мороз крепчает. Рассаживаются по нижним сучьям, прижимаются к земле - не миновать сильного ветра. (32)

Природа бывает живой и неживой. Неживая природа - это солнце, вода, камни. Живая природа - это все живое. Все то, что дышит, чувствует, питается. К живой природе мы относим человека, животных, растения. Животные - это звери, птицы, рыбы, насекомые. (33)

Мы часто навещали знакомое гнёздышко. Птички к нам скоро привыкли. В начале лета из голубых яичек вылупились пушистые птенчики. А возле гнёздышка валялись сухие скорлупки. Птички прилетали кормить птенцов и нас совсем не боялись. (34)

Для изготовления чая с чайного куста собирают листья. Для лучшего чая нужны самые молодые и мягкие листья. Долгие годы этим занимались женщины. Они медленно продвигались между рядами кустов и несли на спине большие корзины. Теперь созданы специальные машины. Они собирают гораздо больше листьев. (43)

Тщательно собранные листья чая сушат и подвергают специальной обработке. Для придания листьям запаха их ароматизируют. Поэтому чай в магазинах так различается по запаху. Ещё чаем мы часто называем смесь листьев разных растений. Очень вкусен и полезен чай с мятой. (39)

Кольчатая нерпа - самый мелкий вид тюленей, который встречается в Арктике. Эти животные ведут странствующий образ жизни. Любимая пища кольчатой нерпы - рыба сайка. Эти рыбы часто движутся большими стаями вдоль побережий. Кольчатая нерпа внесена в Красную книгу и подлежит охране. (39)

Моржи живут в морях Северного Ледовитого океана. Это очень большие животные. С виду моржи неуклюжи. Но они могут быть очень проворными. Моржи ищут для себя поживу на дне моря. Их пища - рачки, черви. Моржи часто устраивают лежбища на льдинах. (38)

Тема: «Ча-ща, чу-щу, жи-ши- правильно пиши»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

Закрепить навыки правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА,

ЧУ-ЩУ, обобщить знания учащихся по данной теме;

Способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли, развитию мыслительных процессов и познавательной активности;

Развивать орфографическую зоркость учащихся;

Воспитать интерес к работе в группе

Воспитывать интерес к русскому языку, чувство культуры интеллектуального труда.

Подготовительная работа к уроку:

· деление класса на группы, изучение правил работы в группе.

1.Самоопределение к учебной деятельности

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам в прок.

Интересные заданья,

Игры, шутки - всё для вас!

За работу, в добрый час!

2.Постановка цели урока

Оценивать вашу работу будут родители.

Мы разбились вчера на команды- выбрали названия. А предлагала я такие слова

Доска: глупыши

чародеи

живчики

чумазики

смельчаки

ворчуны

крепыши

весельчаки

Что общего у этих слов? (орфограмма на тему: «Ча-ща, чу-щу, жи-ши правильно пиши»)

Тема урока- (дети)

Доска : Ча-ща, чу-щу, жи-ши правильно пиши

Капитаны, объясните почему ваши команды выбрали именно эти названия

(мы все здесь веселые, в нашей команде собрались все смелые дети и т.д)

Все дружно правила работы в команде

Говорим вежливо,

говорим по очереди, не перебивая друг друга,

внимательно слушаем,

четко высказываем свое мнение,

соблюдаем порядок на парте,

уважаем мнение собеседника.

……………………………………

Команда - это значит вместе,

Команда - все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Команда нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.

А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.

В своей команде нам уютно

Мы оказались в ней не вдруг,

Когда кому-то станет трудно,

Свое плечо подставит друг.

3.Актуализация знаний

1 задание «Знатоки правила»

- Команда рассказывает одно правило на выбор учителя, надо рассказать:

четко, правильно и дружно - 3б

В сочетаниях ЖИ-ШИ только И всегда пиши!

ЖИЗНЬ, КАМЫ ШИ

Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ёжики, чижи.

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

С буквой И всегда пиши.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши.

Все сочетания ЖИ - ШИ

Ты только с буквой И пиши!

В сочетаниях ЧА-ЩА ишем только букву А!

Например: ЧА ЙКА, ПИ ЩА

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА -

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча -

С буквой А и ЧА и ЩА.

Пища, чаща, роща, куча,

Саранча, кочан и туча,

Дача, гуща и свеча -

Все слова на ЧА и ЩА.

Чаща, дача и печать -

Нужно с буквой А писать!

В сочетаниях ЧУ-ЩУ пишем только букву У!

Я грамотно писать хочу,Слова на ЧУ и ЩУ учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун.

Не стучу, не пищу,

Не ворчу и не кричу,

А учу да учу

Все слова на ЩУ и ЧУ:

Чум, чудак, чулок, чурбан,

Щука, чудо и чулан.

Сочетанья ЧУ и ЩУ

Пишем только с буквой У!

Результаты-итоги 1 задания- доска

4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

2 задание «Хорошие - чужие правила»

Прочитайте. Объясните значение пословицы.

Доска

Ж…знь дана на добрые дела. (Жизнь дана на добрые дела.)

Задание детям : Прочитать правила, вставить пропущенные орфограммы.Разбить правила на 2 группы « Хорошие- чужие правила »

давать прозвища товарищ. , смеш.ть и крич.ть на уроке, выруч.ть товарищ. , выполнять обещ. ния, громко ч.вкать, смеяться над ч.жими ошибками, защищ.ть слабых, убирать за собой ч.шки, общ.ться вежливо

Для родителей - каждая правильная орфограмма в слове -1б. , каждое словосоч. 1б., если верно разбили на группы (максм.количество 11+9=20б.)

выру ча ть товари ща

выполнять обе ща ния

защи ща ть слабых

убирать за собой ча шки

об ща ться вежливо

давать прозвища товари щу

сме ши ть и кри ча ть на уроке

смеяться над чу жими ошибками

громко ча вкать

Результаты 2 задания- доска

3 задание «Кроссворд жи-ши,ча-ща,чу-щу»

Предлагаю вам разгадать этот кроссворд, который так и называется: «ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».(Выполняют по группам)

Во всех словах, из которых состоит этот кроссворд, встречаются сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Загадки для кроссворда

По горизонтали:

Ночь. Но если захочу,

Щёлкну раз - и день включу. (Выключатель)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука)

Перед тем, как лягу спать,

Съем котлетку я опять.

Я расту, и мне так нужен

Калорийный, вкусный … (Ужин)

Хлеб сегодня я купил,

Деньги в кассу заплатил.

Оказалось, вот удача,

Что положена мне … (Сдача)

В краях заснеженных живу.

Их на прогулку я беру.

Чтобы по снегу пробежать

И кислородом подышать. (Лыжи)

Залатать плохой башмак

Без него нельзя никак.

На иглу оно похоже

И поранить палец может. (Шило)

А то ни за что не решится … (Задача)

Распорядок этот дня

Был написан для меня.

Никуда не опоздаю,

Ведь его я соблюдаю. (Режим)

Мама мне пирог купила,

На тарелку положила.

Мне не нужно много класть -

Съесть смогу я только … (Часть)

По вертикали:

Теперь простуды не боимся

И среди луж мы веселимся.

Наденем на ноги … (Галоши)

Он хотя не самовар,

Выпускает так же пар.

В чашку воду я налью

И с баранками попью. (Чайник)

В городе находится.

Отсюда во все стороны

Улицы расходятся.

Как место называется,

Кто же догадается? (Площадь)

Однажды маг взмахнул рукой,

По воле мага что случилось? (Чудо)

Сочинение писала,

Всё черкала, исправляла.

Непонятно даже стало,

Где конец, а где … (Начало)

На обочине машина.

Гвоздь попал - спустила … (Шина)

Нас встретит с тобой эта милая … (Дача)

Очень длинный кусок ткани

Этот головной убор

На индусах с давних пор. (Чалма)

Солнце весело блестело,

Вдруг всё сразу потемнело.

Дождь пошёл и даже град.

Кто же в этом виноват? (Туча)

С длинной шеей африканец,

Он в России иностранец,

И уже, который год

В зоопарке он живёт. (Жираф)

Результаты 3 задания - доска

4 задание «Зоркий глаз»

Найди и исправь ошибки

Жизнь, щука, щявель, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чайка, передачя, чулок, учюсь, тащу, стучю, щявель, шырокий, чуточку, ищю, жывотное. (10 ошибок)

5 задание «Ребусы»

Ответы: машина, уши, щука

Памятка для родителей: за каждый верный ответ 1б.(максм.3б)

6 задание «Собери части слова»

- Перед вами части слов, из которых вы будете составлять целые слова.

Для родителей : за каждый верный ответ 1б

Результаты 6 задания- доска

5.Рефлексия деятельности

7 задание «Собери предложение»

у нас мы

замеч*тельные

родители дети сч*стливые

Ответ:

1вариант : Мы замечательные родители. У нас счастливые дети.

2 вариант : У нас замечательные родители. Мы счастливые дети.

- Я приглашаю мамочек,чтобы они объявили резульоты.

Подарок конфеты «Шипучка»

Чтобы в ваших сердцах шипело только доброе- светлое и для плохого не было места!

Домашнее задание (по выбору детей)

Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ж" и "Ш" не дружат с буквой "Ы", а дружат с буквой "И".

Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ч" и "Щ" не дружат с буквой "Я", а дружат с буквой "А".

Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ч" и "Щ" не дружат с буквой "Ю", а дружат с буквой "У".

Приложение фото к уроку

Фото к уроку русского языка

По горизонтали:

Ночь. Но если захочу,

Щёлкну раз - и день включу.

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

Перед тем, как лягу спать,

Съем котлетку я опять.

Я расту, и мне так нужен

Калорийный, вкусный …

Хлеб сегодня я купил,

Деньги в кассу заплатил.

Оказалось, вот удача,

Что положена мне …

В краях заснеженных живу.

Их на прогулку я беру.

Чтобы по снегу пробежать

И кислородом подышать.

Залатать плохой башмак

Без него нельзя никак.

На иглу оно похоже

И поранить палец может.

Читаю учебник, нельзя мне иначе,

А то ни за что не решится …

Распорядок этот дня

Был написан для меня.

Никуда не опоздаю,

Ведь его я соблюдаю.

Мама мне пирог купила,

На тарелку положила.

Мне не нужно много класть -

Съесть смогу я только …

По вертикали:

Теперь простуды не боимся

И среди луж мы веселимся.

Гулять пойдём сейчас с Алёшей,

Наденем на ноги …

Он хотя не самовар,

Выпускает так же пар.

В чашку воду я налью

И с баранками попью.

Центр - свободное пространство,

В городе находится.

Отсюда во все стороны

Улицы расходятся.

Как место называется,

Кто же догадается?

Однажды маг взмахнул рукой,

И вдруг стал белым кролик мой,

Хоть чёрным был. Я удивилась.

По воле мага что случилось?

Сочинение писала,

Всё черкала, исправляла.

Непонятно даже стало,

Где конец, а где …

На обочине машина.

Гвоздь попал - спустила …

В лесочке над речкой тот домик стоит.

И пусть невысок он, небросок на вид,

Но лето придёт, быть не может иначе,

Нас встретит с тобой эта милая …

Очень длинный кусок ткани

Вспомним быстренько мы с вами.

Этот головной убор

На индусах с давних пор.

Солнце весело блестело,

Вдруг всё сразу потемнело.

Дождь пошёл и даже град.

Кто же в этом виноват?

С длинной шеей африканец,

Он в России иностранец,

И уже, который год

В зоопарке он живёт.

Задание: подумай и запиши правильно 2 предложения

у нас мы

замеч*тельные

родители дети

сч*стливые

1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

Вспомните, что вы знаете о звуках [ч’] и [щ’] ? Это согласные шипящие звуки, глухие, непарные, всегда мягкие. На письме обозначаются буквами Ч и Щ .

Попробуйте ещё раз произнести эти звуки. Ваш язык и губы работают почти одинаково. Произнести эти звуки твёрдо не получится совсем. Мы хорошо ощущаем мягкость этих звуков, и поэтому на письме нам хочется показать эту мягкость, как и положено, гласными буквами Я и Ю. Но оказывается исторически звуки [ч’] и [щ’] мягкими были всегда, даже столетия назад, когда формировался наш язык, а значит, показывать мягкость этих согласных звуков на письме не надо было совсем.

Так появилось правило: ЧА - ЩА пиши с буквой А , а ЧУ - ЩУ пиши с буквой У .

Эти правила, как и написание сочетаний ЖИ - ШИ пиши с буквой И , считаются историческими, традиционными. Нам, современным людям, остаётся только следовать этим правилам и стараться писать слова без ошибок.

А теперь отправимся в город шипящих звуков:

1. Расшифруйте предложения, вставьте недостающие буквы:

«С добрым утром!» я крич…

Кузнецу, ткач…, врач….

«Добрый вечер!» - так встреч…ю

Всех, домой спешащих к ч…ю.

Проверьте себя.

«С добрым утром!» я криЧУ

Кузнецу, ткаЧУ, враЧУ.

«Добрый вечер!» - так встреЧАю

Всех, домой спешащих к ЧАю.

2. Соберите из разбросанных слов предложение:

Я, хочу, учу, грамотно, писать, слова на ЧУ и ЩУ

Проверьте себя.

Я грамотно писать хочу.

3. Какие слова с ЧУ и ЩУ вы знаете? Назовите.

Запишите слова в два столбика: в первый - с сочетанием чу, во второй - щу.

Чудак, щука, чудо, чулок, щупальце, щурок, чужой, кричу, щуплый, тащу.

Проверьте себя.

Вот как много слов в нашем языке подчиняются правилам: ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У.

А вот слова, которые пришли в русский язык из других языков, могут не соответствовать нашим правилам, и вы прочитаете в орфографическом словаре, что слова «жюри » и «парашют » написаны с буквой ю. Но таких слов-исключений очень мало, написание их запоминают, как словарные слова.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели:

  • Закрепление умения правильно обозначать на письме сочетания жи- ши, ча - ща; формирование представления о написании буквосочетаний чу-щу .
  • Развитие речи, внимания, памяти, мыслительных операций: анализ, обобщение, сравнение.
  • Воспитание интереса к урокам русского языка.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Демонстрационный и раздаточный материал:

  • Карточки со словами:

Ж, _ знь, ш _ на, маш _ на, ч _ стый ч _ щ _ .

  • Алгоритм.
  • Карточка-задание для пробного действия со словами:

Щ _ ка, ч _ дак.

  • Набор гласных букв: у, ю, а, я, ы, и.
  • Карточки для групп со словами:

Верчу, кручу, ищу, тащу.

  • Карточки для первичного закрепления и самостоятельной работы.

Щ _ка, ч _ м, ищ _ , молч _ ,
Все слова на чу и щу.
Я их твердо зауч _
И пятерку получ _ .

Я грамотно писать хоч _ ,
Слова на ч _ и щ _ уч_ :
Ч _ лок, и ч _ до, и ч _ гун,
Ч _ дак, и щ _ ка, и ворч _ н,
Ч _ мазый, ч _ чело, ч _ рбан,
Ч _ десный, ч _ вство и ч _ лан,
Крич _ , ворч _ , ищ _ , тащ _ -
Я с у пишу и чу и щу!

  • Яблонька, нарисованная на листе ватмана.
  • Набор "яблок" красного, желтого, зеленого цвета.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание -
Помоги нам потрудиться
Мы пришли сюда учиться.

На каком уроке вы продолжаете учиться? (На уроке русского языка.)

Чему учились на предыдущих уроках русского языка? (Мы учились писать буквосочетания ча-ща, жи-ши )

Вы уверены, что научились правильно их писать? (Да)

Как вы думаете, что вы будете изучать сегодня на уроке? (Будем изучать что-то новое.)

Вам хочется узнать что - то новое? (Да.)

Что надо сделать, прежде чем начнете узнавать новое? (Повторить то, что мы знаем и умеем.)

Молодцы!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Прочитайте слова.

Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (Спишем слова, вставим пропущенные буквы.)

Но вы будете не просто вставлять букву, а еще обосновывать выбор правильной буквы, почему эту букву пишем в слове. Что вам поможет обосновать выбор буквы? (Правила "Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща".)

А как вы будете действовать? (По алгоритму.)

Посмотрите, все согласны с записанным алгоритмом? (Нет.)

Почему? (Шаги алгоритма рассыпаны, идут не по порядку.)

Предлагаю вам в группах восстановить необходимый алгоритм правильного написания слов по изученным правилам?

Предлагаю каждой группе представить свой вариант алгоритма.

Почему последовательность шагов будет именно такой?

Какое именно правило вы будете применять для данных слов? (Жи - ши пиши с буквой и )

Алгоритм готов. Можем выполнять задание? (Да.)

Я вам предлагаю выполнить задание на карточках. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Проверяем по образцу.

У кого есть ошибки? Что вам надо повторить?

Индивидуальное задание.

Сейчас я вам предложу задание с затруднением. Вам нужно будет вставить буквы в слова.

Прочитайте слова, подумайте и запишите эти буквы на планшетках.

У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Не смогли определить, какие буквы нужно вставить в слова щука, чудак. )

У кого есть ответы, покажите их. (У, ю:)

Учитель выставляет разные ответы детей на доску.

У вас получились разные ответы. Кто считает, что его ответ правильный?

Обоснуйте свое мнение. (Мы не можем обосновать, мы не знаем правила.)

3. Выявление причины затруднения.

Какое задание вы выполняли? (Вставляли буквы в слова чудак и щука. )

В каком месте вы засомневались? (Какую букву писать после ч и щ )

Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем точно, какую букву надо писать после ч и щ - у или ю. )

Кто - нибудь из вас знает или догадывается, как пишутся эти буквосочетания? (Когда изучали буквосочетания жи - ши, ча - ща , мы говорили о том, что это исторически сложившиеся написания. Так принято писать! Но мы не знаем, как пишутся буквосочетания чу - щу. )

4. Проблемное объяснение нового материала.

Значит, ваша цель? (Узнать с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу - щу .)

Сформулируйте тему урока. (Правописание буквосочетаний чу -щу .)

Я предлагаю вам самим в группах открыть новое знание. Для этого вы будете действовать по плану. (Учитель показывает план .)

  1. Прочитайте слова.
  2. Обозначьте новую орфограмму.
  3. Сделайте и запишите вывод.

Учитель выдает каждой группе карточки со словами:

Верчу, кручу, ищу, тащу

Кто готов рассказать о своем открытии? (Ученики формулируют правило сами, на доску выставляют составленные эталоны .)

Кто может ответить на вопрос, будет ли это правило исключением? (Да, это исключение. В словах с буквосочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу после твердых согласных пишем букву и , после мягких буквы а, у.. )

Откройте учебник на с. 106 и проверьте, правильно ли вы рассуждали? Прочитайте правило!

Как же нужно было написать слова щука и чудак? (Нужно писать с буквой у. )

Какую цель вы ставили? (Выяснить, с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу - щу. )

Достигли поставленной цели? (Да.)

Сможете теперь правильно написать слова щука и чудак и объяснить, почему пишем так, а не иначе? (Да.)

Что поможет в дальнейшем обосновать правильность написания сочетаний чу - щу? (Правило: в буквосочетаниях чу - щу после ч, щ пишется буква у: щука, чудак. )

Посмотрите на прежний алгоритм и скажите, подходит ли он при определении написания букв у или ю в буквосочетаниях чу - щу ? (Да.)

Что нужно дополнить, чтобы вы могли им пользоваться? (Дописать новое правило.)

Учитель добавляет новое правило в алгоритм.

Молодцы! А теперь отдохнем.

Физкультминутка.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Какие ваши дальнейшие действия? (Потренироваться.)

Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку.

1. Работа у доски фронтально с объяснением первого слова рифмовки.

2. Ученики работают в парах по очереди, применяя алгоритм, проговаривая правило друг другу шепотом.

Образец: произношу слово щука. Есть опасное место - буквосочетание щу. Применяю правило: "чу - щу пишу с у", пишу в слове щука щу с буквой у.

Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило? (Написать самостоятельную работу.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На парте у каждого лежат карточки. Возьмите их. Прочитайте задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.

Учащиеся работают самостоятельно.

Закончили выполнение работы? (Да.)

Какой следующий шаг? (Проверить самостоятельную работу.)

Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс.

Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?

Встаньте те, у кого 20 плюсов.

А теперь - у кого 19-17 плюсов.

Молодцы!

У кого ошибки? (:)

Что не получилось? (:)

Где ошибка? (:)

Почему она возникла? (:

Физкультминутка.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно? (Нам необходимо, чтобы нас понимали окружающие, если будем писать безграмотно, то нас трудно будет понять, грамотное письмо необходимо для общения.)

Где можем применять полученные знания? (При выполнении упражнений.)

Хорошо! Давайте поработаем с упражнением №176 на с.107.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Молодцы! С каким затруднением на уроке вы столкнулись? (Не знали, как написать слова с буквосочетаниями чу -щу. )

Какую цель ставили на уроке? (Выяснить, как пишутся слова с буквосочетаниями чу -щу. )

Достигли цели? (Да.)

Как пишутся буквосочетания чу - щу? (Буквосочетания чу -щу надо писать с буквой у. )

Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями чу - щу - повесьте красное яблочко. Если у вас есть сомнения - желтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают затруднения - зеленое.

Учащиеся вешают яблоки разного цвета.

Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось! Вы хорошо поработали!

У кого созрели красные яблоки - дома сочинить рифмовку с изученными буквосочетаниями, у кого желтые и зеленые - вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение № 177 из учебника.