Презентация к уроку на тему: "Наука и искусство. Знание научное и знание художественное". Презентация по МХК на тему «Наука и искусство. Знание научное и знание художественное» скачать бесплатно Леонардо да Винчи-изобретатель

Презентация по слайдам

Текст слайда: Наука и искусство. Знание научное и знание художественное Учитель Шевченко Е.Л.

Текст слайда: Вопросы Что такое наука? Что такое искусство? Что объединяет эти две области деятельности человека?

Текст слайда: Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования. И ученый, и художник воссоздают мир во имя главной цели - постижения истины, красоты и добра. Людей науки и искусства объединяют мысль и творчество как историческая память человека. Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе - отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе.

Текст слайда: Роль искусства в жизни людей Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.

Текст слайда: Вспомнить имена муз вам поможет стихотворение древнеримского поэта Авсония. Клио прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа, Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, Звезды небес изучает Урания, неба вращенье, Жестами все выражая, Полигимния славит героев.

Текст слайда: Никола Пуссен (1617-1682) Аполлон и музы (Парнас) 1630 г. Музей Прадо, Мадрид, Испания

Текст слайда: Саркофаг муз. II в. н.э

Текст слайда: Девять муз Каллиопа эпическая поэзия Эвтерпа лирическая поэзия Мельпомена трагедия Талия комедия Эрато любовная поэзия Полигимния пантомимы и гимны Терпсихора танцы Клио история Урания астрономия

Текст слайда: Наука и искусства в разные эпохи Науки, искусства и ремесла в античности не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом - «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу. И в Древнем мире, и в Средние века искусство было неотделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвященным». Художников и поэтов Китая потомки называли «мудрецами древности». В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других видов человеческой деятельности.

Слайд №10

Текст слайда: Леонардо да Винчи Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была составлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.

Слайд №11

Текст слайда: Леонардо да Винчи. Басня Случилось так, что комочек снега очутился на верхушке скалы, и стал он размышлять: - Вот, не надлежит ли считать меня зазнавшимся и гордецом из-за того, что я, малый ком снега, нахожусь на столь высоком месте, и допустимо ли, что такое великое множество снега, какое отсюда видно мне, лежит ниже меня? Поистине, ничтожная моя толика не заслуживает этой высоты, о чем хорошим назиданием... служит мне то, что сделало вчера солнце с моими сверстниками, которые... были солнцем растоплены... Я же хочу спастись от гнева солнца и найти место, соответствующее моей значимости. И вот ринулся он вниз и стал спускаться, катясь с высоких откосов поверх другого снега; но чем ниже искал он себе места, тем больше росла его величина... и был он последним, которого в то лето растопило солнце. Сказано для тех, кто смиренен: те и вознесены будут.

Слайд №12

Текст слайда: Леонардо да Винчи Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровождает свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство». «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде». О каких жизненных установках художника и ученого свидетельствуют подписи под его рисунками компаса и плуга?

Слайд №13

Текст слайда: Л. да Винчи. Джоконда

Слайд №14

Текст слайда: Документальный фильм компании BBC «Леонардо Да Винчи» (2003) Вопросы для обсуждения фильма. Как построен фильм? Для чего, на ваш взгляд, создатели фильма именно таким образом знакомят зрителя с судьбой Леонардо да Винчи? Какие интересные факты из жизни Леонардо да Винчи вы узнали? Чем привлекает личность Леонардо да Винчи?

Слайд №15

Текст слайда: ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ Послушайте Симфонию № 40 (1-ю часть) В.-А. Моцарта. Выскажите свои впечатления о музыке Моцарта.

Слайд №16

Текст слайда: Наука и искусство В науке каждое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех или иных явлениях. В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Главной темой искусства во все времена был человек.

Слайд №17

Текст слайда: Наука и искусство Ж.-Б. Шарден. Натюрморт с атрибутами науки Ж.-Б. Шарден. Натюрморт с атрибутами искусства

Слайд №18

Текст слайда: Домашнее задание Вспомните факты биографии М.В. Ломоносова. Как бы вы сделали документальный фильм о Ломоносове? О каких фактах биографии рассказали, где бы снимали, к кому бы обратились за интервью и т.д.

Развитие естественно-научных знаний

  • В истории развития космологии важнейшее место занимает знаменитая гипотеза Лапласа о формировании Солнечной системы из газовой туманности. Физические исследования Лапласа относятся к областям молекулярной физики, теплоты, акустики, оптики. По философским взглядам Л. примыкал к французским материалистам; известен ответ Л. Наполеону I, что в своей теории о происхождении Солнечной системы он не нуждался в гипотезе о существовании бога.
  • ЛАПЛАС, ПЬЕР СИМОН (1749–1827), французский математик, физик и астроном. Основные астрономические работы Лапласа посвящены небесной механике. Он решил сложные проблемы движения планет и их спутников, в частности Луны; разработал теорию возмущений траекторий планет, Солнца и Луны; предложил новый способ вычисления орбит; доказал устойчивость Солнечной системы; открыл причины ускорения в движении Луны.
  • Благодаря Карлу Линнею наука о растениях стала одной из самых популярных во второй половине 18 века. Сам же Линней был признан «главой ботаников», хотя многие современники осуждали искусственность его системы. Его заслуга состояла в упорядочении едва ли не хаотического многообразия форм живых организмов в ясную и обозримую систему. Он описал более 10 000 видов растений и 4 400 видов животных (в том числе и человека разумного - Homo sapiens). Позже Карл Линней применил свой принцип и к классификации всей природы, в частности, минералов и горных пород. Он также стал первым ученым, который отнес человека и обезьяну к одной группе животных - приматам.
  • ЛИННЕЙ, КАРЛ (1707–1778), шведский натуралист.
  • Линней разделил природный мир на три царства : минеральное, растительное и животное, использовав четыре уровня (ранга ): классы, отряды, роды и виды. Он ввел точную терминологию в описания растений и животных, между тем как до него описания отличались такой неопределенностью и спутанностью, что точное определение животных и растений было невозможно, а описания новых форм все более и более запутывали дело вследствие невозможности решить, действительно ли данная форма не была описана ранее.
  • Не только не признавал божественного начала в сотворении мира, но и всю свою жизнь, все свои исследования посвятил освобождению науки от метафизики и теологии, разработке и построению естественнонаучных теорий происхождения Земли, животных, растений и человека. Бюффон отрицал идею Ньютона о божественном возникновении Солнечной системы, предложив на этот счет собственную гипотезу. Ка-кая-то комета, пролетев в непосредственной близости от Солнца, оторвала часть его массы, из которой сформировались планеты и их спутники. Бюффон одним из первых сформулировал биологический критерий вида - к нему относятся только те существа, которые, спариваясь, продолжают свой род и сохраняют черты, присущие данному виду.
  • Жорж Луи Леклерк де Бюффон
  • 1707 -1788, Париж - французский натуралист, биолог, математик, естествоиспытатель и писатель XVIII века.
  • Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, основоположник физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории, науки о стекле. Разработал проект Московского государственного университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у Венеры. Ломоносов совершил целый ряд мировых открытий, и прежде всего открыл Закон сохранения энергии, имевший для развития науки такое же огромное значение, как теория относительности. Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии
  • Ломоносов Михаил Васильевич (1711?-1765)
  • Антуа́н Лора́н Лавуазье́ (1743 г.-1794 г., Париж) - основатель современной химии.
  • Опытами Лавуазье показал сложность состава атмосферного воздуха и впервые правильно истолковал явления горения и обжига как процесс соединения веществ с кислородом.
  • Лавуазье доказал, что углекислый газ - это соединение кислорода с "углем" (углеродом), а вода - соединение кислорода с водородом. Он на опыте показал, что при дыхании поглощается кислород и образуется углекислый газ, то есть процесс дыхания подобен процессу горения. Французский химик установил, что образование углекислого газа при дыхании является главным источником "животной теплоты". Лавуазье одним из первых попытался объяснить сложные физиологические процессы, происходящие в живом организме, с точки зрения химии. Он открыл закон сохранения веществ, ввел понятия "химический элемент" и "химическое соединение", доказал, что дыхание подобно процессу горения и является источником теплоты в организме
  • ЛЕВЕНГУК, АНТОНИ ВАН (Leeuwenhoek, Anton van) (1632–1723), голландский натуралист, основоположник микроскопии. занимался шлифованием оптических стекол и изготовлением линз. Всего за свою жизнь Левенгук изготовил около 250 линз, добившись 300-кратного увеличения.
  • Линзы он вставлял в металлические оправы, тоже изготовленные им собственноручно, и крепил в специальных держателях с металлической иглой для насаживания объектов наблюдения. При помощи таких «микроскопов» Левенгук сделал огромное множество наблюдений. Следя за движением крови по капиллярам, он показал, что капилляры связывают артерии и вены, впервые наблюдал эритроциты Увидел и зарисовал сперматозоиды (1677), бактерии (1683), простейших, отдельные растительные и животные клетки, мышечную ткань, части и органы более 200 видов растений и животных.
  • Ньютон умер в 1727 г. в Кенсингтоне и был похоронен в английском национальном пантеоне - Вестминстерском аббатстве. На его могиле высечено: "Здесь покоится Сэр Исаак Ньютон Который почти божественной силой своего ума Впервые объяснил С помощью своего математического метода Движения и формы планет, Пути комет, приливы и отливы океана. Он первый исследовал разнообразие световых лучей И проистекающие отсюда особенности цветов, Каких до того времени никто даже не подозревал. Прилежный, проницательный и верный истолкователь Природы, древностей и священного писания, Он прославил в своем учении Всемогущего Творца. Требуемую Евангелием простоту он доказал своей жизнью. Пусть смертные радуются, что в их среде Жило такое украшение человеческого рода. Родился 25 декабря 1642 г. Умер 20 марта 1727 года
  • Исаак НЬЮТОН
  • (4.1.1643- 31.3.1727)
  • А.Вольт
  • А.Ампер
  • М.Фарадей
  • Развитие физики в 18-19вв. Привело к открытию электромагнитной индукции, созданию электродвигателей. Овладение электричеством имело огромное значение для промышленности и науки. Важнейшим итогои развития физики и химии стала разработка Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеевым. Развитие химии привело к созданию новых лекартвенных препаратов.
  • Чарльз Ро́берт Да́рвин (1809-1882), одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все живые организмы эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов» (полное название: «Происхождение видов путем естественного отбора, или выживание благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»), основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость.
  • В основе теории Дарвина - свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом - свойство наследственности. Наследственность вместе с изменчивостью обеспечивает постоянство и многообразие форм жизни и лежит в основе эволюции живой природы. Одно из основных понятий своей теории эволюции - понятие "борьба за существование" - Дарвин употреблял для обозначения отношений между организмами, а также отношений между организмами и абиотическими условиями, приводящих к гибели менее приспособленных и выживанию более приспособленных особей.
Литература
  • В 18 веке в литературе появились герои из народа – энергичные рпедприимчивые, одерживавшие верх над аристократами.
  • Громкий успех Севильского цирюльника (Le Barbier de Séville , 1775) сделал Бомарше лидером национального театра. Поставленная в «Театр Франсе» 23 февраля 1775 пьеса была испанской по антуражу, но совершенно французской по духу. Выдающееся значение она приобрела не столько благодаря искрометному юмору и блестящим диалогам, сколько образу Фигаро – хитроумного, неистощимого на выдумки, проницательного слуги. Этот же персонаж появится в следующей пьесе Бомарше, Женитьба Фигаро (Le Mariage de Figaro , 1784), где феодальные привилегии подверглись столь яростной атаке, что король не разрешил показывать ее публично.
  • Дж.Свифт придумал Гулливера, нормального человека, попавшего в среду иных существ, среди которых просматриваются представители феодалов.
  • Известнейшие баллады Шиллера (1797 г.) - Кубок, Перчатка , Поликратов перстень и Ивиковы журавли, ставшие знакомыми российским читателям после переводов В. А. Жуковского.
  • Мировую известность получила его «Ода к радости» (1785), музыку к которой написал Людвиг ван Бетховен.
  • Фри́дрих Ши́ллер
  • Направление в литературе «Буря и натиск» в 1770-х гг. было очень популярным. Оно характеризовалось негативным отношением к абсолютизму, произволу знати. К направлению примыкали Шиллер и Гете.
  • Свобода, ведущая народ. Э.Делакруа
  • Романтизм был вызван в Европе эпохой революций. Романтики идеализировали жизнь и традиции Средневековья, аристократию, призывали к бунту. Среди литераторов – Вальтер Скотт, Франсуа Рене де Шатабриан, Жермен де Сталь.
  • Карикатура «Запах» Домье
  • Восстание. О.Домье
  • Реализм – новое течение в духовном развитии общества, связанное с отражением действительности. Среди художников – Оноре Домье, Жан Милле, Гюстав Курбе. Писатели-реалисты: Оноре де Бальзак, Стендаль, Виктор Гюго, Проспер Мериме, Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей. Они пытались отразить внутренний мир простых людей, которые начинают осознавать свои интересы, включаться в общественную жизнь.
  • Он изображает старую Англию в добродушнейшем, оптимистическом, благороднейшем старом чудаке, имя которого - мистер Пиквик - утвердилось в мировой литературе где-то неподалёку от великого имени Дон-Кихота. «Оливер Твист» (1838) - история сироты, попавшего в трущобы Лондона. Мальчик встречает на своём пути низость и благородство, людей преступных и добропорядочных. Жестокая судьба отступает перед его искренним стремлением к честной жизни. На страницах романа запечатлены картины жизни и общества Англии 19 века во всем их живом великолепии и разнообразии. В этом романе Ч.Диккенс выступает, как гуманист, утверждая силу добра в человеке.
  • Диккенс нашёл себя прежде всего как репортёр. Но Диккенса ждал головокружительный успех с появлением первых глав его «Посмертных записок Пиквикского клуба». 24-летний молодой человек, окрылённый улыбнувшейся ему удачей, от природы жаждущий счастья, веселья, в этой своей молодой книге старается совершенно пройти мимо тёмных сторон жизни. Он рисует старую Англию с самых различных её сторон, прославляя то её добродушие, то обилие в ней живых и симпатичных сил, которые приковали к ней лучших сынов мелкой буржуазии.
  • Ч.Диккенс

Наука и искусство


  • Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всём протяжении его существовоания.
  • Немецкий поэт ХIХ в. И.В.Гёте писал, что культуре в равной мере нужны наука и искусство.
  • Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством.
  • И учёный, и художник воссоздают мир во имя главной цели – постижения истины, красоты и добра .

  • Людей науки и искусства объединяют мысль и

творчество как историческая память человека .

С. Боим. Ладога – дорога жизни

  • Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания , второе - отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе .

  • Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей .
  • Согласно греческой мифологии каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определённой области творчества .

  • Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга.
  • Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом – «технэ» .
  • Понятия «философ» и «поэт» , «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.

  • И в Древнем мире, и в Средние века искусство было неотделимо от религии .
  • Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвященным».
  • Художников и поэтов Китая потомки называли

«мудрецами древности» .


  • В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других видов

человеческой деятельности.




Знание научное и знание художественное

  • Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452-1519) - основоположника художественной культуры Высокого Возрождения - вот уже пять столетий восхищает человечество.
  • Этот итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) был ещё и писателем, учёным, изобретателем и анатомом.

  • Его гениальные догадки как учёного, инженера,

конструктора намного опередили современную ему эпоху . Он научно обосновал принципы воздушной перспективы, высказал научные предположения об особенностях зрения человека.

  • Живопись он рассматривал как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления

разумного начала в природе.


  • На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и

художественное творчество.


  • Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, божественную пропорцию человеческого тела.
  • Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени.
  • В ХХв. На основе этого рисунка была составлена шкала пропорций , которая повлияла на образные решения современной архитектуры.

  • Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровождает свои рисунки компаса и плуга:

«Настойчивое упорство» , «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде».


  • Портреты кисти Леонардо да Винчи - это образы свободных духом, добродетельных

и талантливых людей. Самый знаменитый портрет - «Джоконда», или «Мона Лиза».

Портрет произвел ошеломляющее впечатление на

современников художника.

Один из них писал: «Изображение

это давало понять всякому,

кто хотел постичь, насколько

искусство способно

подрожать природе…»


  • В портрете художник воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния .
  • Важным элементом композиции стал пейзаж космического масштаба , тающей в холодной дымке.
  • Взгляд Моны Лизы исполнен мудрости и спокойствия. Сам Леонардо называл глаза распахнутыми окнами, открывающими душе все красоты мира .
  • Картина Леонардо да Винчи, как и музыка Моцарта - загадка мира и внутренней жизни человека, неизмеримое богатство его души.

  • Любое научное знание воспринимается всеми одинаково.
  • Например, закон Архимеда, теорема Пифагора, законы всемирного тяготения существуют как данность.
  • В науке каждое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех и иных представлениях.
  • Например, открытие Магелланом Америки стало веским основанием для опровержения представлений человечества о том, что Земля плоская.

  • В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого.
  • Раскопки археологов открыли миру удивительное изящество и художественное совершенство изделий

мастеров древности.

  • Главной темой искусства во все времена был человек .
  • Но его изображение в дошедших до нас художественных произведениях разных эпох различно. И нас не смущают схематичность или нарушение пропорций в изображениях прошлого.



Домашнее задание

1. Какие открытия изменили представления человечества о

строении Вселенной, о форме Земли? Приведите примеры научных открытий, изобретений, изменивших жизнь человека.

2. Что рассказывают о человеке рельефы, выполненные в

разные эпохи? Изменился ли взгляд на человека? Почему произведения мастеров Египта, Древней Греции, средневековой Европы, мастеров эпохи Ренессанса интересны современному человеку?

3. Вспомните народные песни, которые раскрывают многообразие жизненных ситуаций.

Какие образцы народного творчества значимы для современных слушателей и исполнителей?

4. В какой мере творчество архитектора, музыканта, живописца,

скульптора основывается на науке, а в какой на искусстве? Приведите конкретные примеры.

1 слайд

2 слайд

Наука - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельно- сти является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, - прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

3 слайд

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности: - разделение и кооперацию научного труда; - научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; - методы научно-исследовательской работы; - понятийный и категориальный аппарат; - систему научной информации; - всю сумму накопленных ранее научных знаний.

4 слайд

Искуcство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum - опыт, проба); ст.-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) - один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

5 слайд

Культуре в равной мере нужны и наука и искусство. Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость, она должна быть тесно связана с искусством.

6 слайд

Художник Ма Линь, образец живописи эпохи Сун, около 1250 г. Венера Виллендорфская, ок. 23 тыс. лет до н. э., Центральная Европа.

7 слайд

Людей науки и искусства объединяет мысль и творчество как историческая память человека

8 слайд

Однако, наука и искусство решают разные задачи Наука изучает объективные законы мироздания Искусство изучает отношение человека к миру, к людям, к самому себе

9 слайд

Функции науки: 1. познавательная; 2. практически-деятельностная; 3. культурная; 4. культурно-мировоззренческая; 5. социальная (исследование жизни и деятельности человека, роль науки в процессе социального развития и управления, определение путей и способов практического использования добытых знаний).

10 слайд

Функции искусства: 1. Преобразующая функция (искусство как деятельность) 2. Компенсаторная функция (искусство как утешение). 3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). 4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира). 5. Коммуникативная функция (искусство как общение). 6. Информационная функция (искусство как сообщение). 7. Воспитательная функция (искусство как катарсис). Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. 8. Внушающая функция (искусство как суггестия). Искусство - внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. 9. Специфическая функция - эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). 10. Специфическая функция - гедонистическая (искусство как наслаждение).

11 слайд

… Ещё в Древней Греции учёные задумывались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии, каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества