Презентация на тему архитектура земли фараона. Архитектура страны фараонов. Древний Египет. Архитектура Древнего Египта: храмы

Архитектура страны фараонов


Искусство Египта начинает отсчет времени с IV тысячелетия до н.э. (додинастический период) и проходит следующие этапы развития: Древнее царство (XXXII-XXI вв. до н. э.); Среднее царство (XXI-XVI вв. до н. э.); Новое царство (XVI-XI вв. до н. э.); Позднее царство (XI-332 г. до н. э.) Этапы развития искусства Египта


Древнее царство называют самым великим периодом в истории египетской цивилизации. Именно в это время в Гизе началось строительство знаменитых пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина. В I в. до н. э. пирамиды были названы одним из семи чудес света. Поговорка «Все боится времени, но время боится пирамид» до сих пор не утратила своего значения. Пирамиды – «жилища вечности» фараонов


Пирамида Хеопса Египетская пирамида Хеопса в Гизе - древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Свое название она получила по имени ее создателя - фараона Хеопса (около 2551 - 2528 до Р. Хр.). Из-за своих огромных размеров ее иногда называют Большой пирамидой и помещают первой в списке чудес света. Если не считать Великой Китайской стены, то пирамида Хеопса - самое большое сооружение, когда-либо воздвигнутое человеком. Ее высота составляла 146,6 м, что примерно соответствует пятидесятиэтажному небоскребу. Площадь основания составляет 230х230 м. На таком пространстве свободно могли бы поместиться одновременно пять крупнейших соборов мира


Ученые подсчитали, что пирамида Хеопса была сложена из 2 300 000 огромных глыб известняка, гладко отшлифованных, причем каждая из этих глыб весила больше двух тонн. Тщательно отесанные и отшлифованные известняковые глыбы были столь мастерски пригнаны одна к другой, что в щель между двумя камнями невозможно просунуть лезвие ножа. Известно имя архитектора пирамиды – Хемиун. Пирамида Хеопса


Пирамида Хеопса Грани пирамиды обращены к четырем сторонам света, вход в гробницу расположен на северной стороне, на высоте 16 м над землей Где-то посередине одной из сторон находился камень, сдвинув который можно было попасть через длинный коридор в саркофаг – «жилище вечности» фараона.


Пирамида Джосера Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер. Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней. Архитектор пирамиды Имхотеп – один из высших сановников фараона, ученый, врач, астроном и маг.


Пирамида Хефрена Она на 8 м ниже пирамиды Хеопса, но так как она стоит на более высоком месте, ее вершина находится на том же уровне. Она менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки.


Пирамида Хефрена Вблизи от пирамиды Хефрена поднимается из песка пустыни холм. Высота его около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники видят огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой сфинкс - фигура лежащего льва с человеческой головой Хефрена в традиционном царском платке.


Едва достигает в высоту 66 м. Ее окружают еще меньшие пирамиды-спутницы, служащие местом погребения супруги фараона, его детей и ближайших родственников. Пирамида Микерина


Всесторонне продумывалось и строительство заупокойных храмов в честь богов. Наиболее примечателен сложный архитектурный комплекс в Карнаке и Луксоре, который строился несколько столетий. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств


Храм Амона в Карнаке Хорошо сохранился до нашего времени. Самый просторный в мире храм с колоннами. Гипостиль Карнака, являющийся величайшим колонным залом мира, имеет 102 м в ширину и 53 м в длину. 34 колонны 23-метровой высоты в верхней части имеют окружность около 15 м. Состоит из более чем сотни помещений, дворов, аллей, переходов, огромных статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков. Потолки были раскрашены в темно-синий цвет с желтыми звездами и парящими коршунами. Два пилона составляли фасад здания.


Храм Амона-Ра в Луксоре Главное украшение – колоннада имеет 260 метров в длину. Перед фасадом стояли два обелиска и 6 огромных статуй фараона. Один обелиск ныне украшает площадь Согласия в Париже. Храмы в Карнаке и Луксоре соединены дорогой, охраняемой сфинксами.


Долина царей На левом берегу Нила расположена Долина, где находятся 40 гробниц царей и их потомков. Некоторые захоронения углублены в толщу скалы на сотни метров. В начале XI в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут.


Храм царицы Хатшепсут. Храм состоял из трех широких террас, поднимающихся одна над другой и соединенных между собой пологими пандусами. Гробница уходит на глубину 97 м и имеет длину 213 м. Зодчий Сенмут.


Абу-Симбел – жемчужина египетского зодчества Последнему великому фараону Египта Рамсесу II принесло славу строительство храмового комплекса в Абу-Симбеле – 2 высеченных в скалах храма, малый и большой. Большой посвящен богу Амону-Ра, богу Птаху, богу Гору и самому Рамсесу. Два раза в год, 21 марта и 21 сентября, в 5 часов 58 минут луч солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм и освещает левое плечо Амона-Ра и Рамсеса II. Через несколько минут луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечателен факт, что свет никогда не падает на Птаха – бога тьмы.

Египет раскинулся в северо-восточной части Африки по течению реки Нил.В Египте не было леса, его завозили из близлежащих стран, но зато было много камня разных пород. Их обилие повлияло на архитектуру и предопределило стиль воздвигаемых сооружений.

Раннее царство

Раннее цаство начинает свое отчисление с третьего тысячелетия до н. э. Столицей был Мемфис. В этот период для фарона имевшего беспределлную абсолютную власть сооружались усыпальницы-гробницы, имевшие предназначение стать вечным домом,в связи с чем формы были близки к формам жилища. Например,гробница царицы I династии Хер-Нейт , найденная в Саккаре в 1956 году.

Древнее царство

Древнее царство (период III – YI династий, т.е. 2800-2400 гг. до н. э.) характеризуется возведением еще более гигантских усыпальниц – пирамид.

Зародилась идея увеличения здания по вертикали. Впервые она была применена при постройке гробницы фараона III династии Джосера около 2800 г до н. э.

Пирамида Джосера- это самая ранняя из известных ступенчатых пирамид.Эта пирамида- первое каменное сооружение Египта. Впервые здесь спроектирована система ансамбля, все части которого органически взаимосвязаны друг с другом.

В отличие от фараонов Раннего царства, сооружавших свои настоящие гробницы в Саккаре, а ложные, т.е. кенотафы в Абидосе, фараон Джосеф и кенотаф, и подлинную гробницу - пирамиду – воздвиг в пределах одного комплекса.

Дворцы имеют одинаковое оформление: украшения из 4 полуколонн и 2 пилястр, поверху тянутся фризы, с изображением тростника. К северной стороне пирамиды примыкает погребальный храм.

В Гизе сооружены пирамиды фараонов IY династии Хеопса, Хефрена и Микерина.

Возле пирамид устроены поминальные храмы. Около каждой пирамиды комплекс мастаб, но самые главные среди них - три пирамиды. Самая ранняя и грандиозная из пирамид – это пирамида Хеопса .

Пирамида Хефрена находилась в непосредственной близости от пирамиды Хеопса. У ее подножья возвышается огромная фигура сфинкса, высеченная из большой скалы, по форме напоминавшей фигуру лежащего льва. Недостающие части дополнили из плит и придали голове образ человека.

Третья пирамида Микерина меньше. Ее высота 62 м, а длина основания 108,4 м.Грандиозные размеры, простота и ясность форм, придают пирамидам строгое величие и монументальность.

В период Древнего царства появляются храмы, посвященные богу солнца Ра, так называемые солнечные храмы.

Солнечный храм в Абусире , имел название «Тот, кто радует сердце». От пристани у реки Нил к храму вел коридор с верхним светом.Он продолжался в толще стены, окружавшей святилище, огибал двор, затем поворачивал вправо. В центре двора стоял огромный обелиск, блестевший в лучах солнца.

В этот период были разработаны соотношения и пропорции; сформировались соновные типы колонн: папирусообразные, лотосообразные, пальмовидные; определены приемы декорировки. Монуметальность, величественность, синтез архитектуры, круглой скульптуры, рельефов и росписей составляют черты архитектуры Древнего царства.

Среднее царство

Среднее царство продожается ок. 300 лет. Для него характерно усиление влияния людей незнатного происхождения- неджесы, которые также стали строить себе гробницы, покрывая их рисунками и барельефами.

Во время господства ХII династии в районе Фаюма был воздвигнут город Кахун.

Площадь его составляла приблизительно 10 га (260х380 м) и был надежно защищен кирпичной стеной с воротами по обеим сторонам. Та часть города, котороая меньше по площади (105х260 м) вероятно, предназначалась для рабочих стройки. Здесь располагалось около 250 хижин. С юга на север проходила главная улица шириной 8-9 м. От городских ворот тянулась прямая улица длиной около 280 м. по всей длине которой был устроен водосток. По обе стороны улицы были участки, принадлежащие очевидно царю и знати. В конце главной улицы стоял царский дворец. Основным строительным материалом -кирпич, высушенный на солнце. Стены внутри были обычно выбелены и расписаны, полы утрамбованы.

Архитекторы Среднего царства не создавали уже столь величаственных пирамид, но делали акцент на обустройстве внутреннего убранства, где основным декоративным элементом являлись колонны.

Новое царство

В 1 половине XYI в. до н.э. в Египете роль фараона ростет за счет успешных военных походов. В этот период растет культ бога Амона. Фараон провозглашался сыном Амона. В честь Амона воздвигаются монументальные святилища. Храмы Нового царства, так же как Великие пирамиды прославили египетское зодчество. Примером может служить Луксорский храм, посвященный триаде богов - Амону-Ра, Мут и Хонсу.

В конце прошлого века археологами был найден город Ахетатон, раположенный на восточном берегу Нила в 300 км южнее Каира. Раскопаны целые кварталы, населенные людьми одной специальности.

Наиболее известна мастерская начальника скульптуров Тутмеса. В мастерской были обнаружены сильно поврежденный раскрашенный гипсовый бюст фараона Эхнатона в высокой короне и гипсовая голова царицы Нефертити. На голове у Нефертити надет высокий головной убор ярко-синего цвета, перевитый золотой лентой; лента расцвечена красным, синими, зелеными полосами, воспроизводящими инкрустации из рубинов, лазурита и изумруда. В мастерской Тутмеса сохранился и другой портрет Нефертити, выполненный из песчаника. Головной убор утрачен, сохранилось только лицо с темными бровями и прекрасным, едва подцвеченным красной краской ртом.

Основные черты архитектрного стиля

Монументальность.

Не только размеры определяют ее монументальность, но и выражается всеми особенностями ее архитектурной композиции: геометризмом формы, лаконизмом, отсутствием декора. Гладкие полированные плиты известняка создают впечатление монолита идеальной геометрической формы.

Монументальность храмов Нового царства проявляется в грандиозности их размеров (площадь гипостильного зала в Карнаке 5600 м2, высота колоссов Мемнона – 20 м) в величественности пропорций, обязательном введении масштаба.

Введение масштаба.

Введение масштаба позволяло создать иллюзию грандиозности даже сравнительно небольших памятников: небольшие фигурки людей, помещенные между лапами сфинксов, способствовали зрительному увеличению их размеров.

Симметричность.

Равномерное распределение массы по отношению к центральной оси в пирамиде и в тождественности граней в храме, размещение всех помещений на одной продольной оси.

Архитектура сооружения сливается с его декоративным убранством - с колоннами, имеющими капители в форме цветов и бутонов лотоса, папируса, пальмовых листьев, с расписными потолками в виде звездного неба, со статуями, стоящими во дворах. Залах и святилищах, с рельефами, украшающими пилоны и стены.

Основные правила построения, сложившиеся в глубокой древности религией, освященные религией и ставшие канонами, определили развитие египетской архитектуры, ее сущность.

Земля Египта всегда манила путешественников своими ни с чем не сравнимыми памятниками искусства. Ещё в V в. до н. э. гречес­кий историк Геродот (между 490/480 - около 425 гг. до н. э.) опи­сал впечатления от увиденного там, а философ Платон (428/427- 348/347 гг. до н. э.), высоко ценивший древнеегипетское искусство, ставил его в пример своим соотечественникам. И в XX в. не осла­бевал интерес к Египту. Вот каким предстаёт он в стихотворении Н.С. Гумилёва «Египет»:

Как картинка из книжки старинной,

Услаждавшей мои вечера,

Изумрудные эти равнины

И раскидистых пальм веера...

Вот каким ты увидишь Египет

В час божественный трижды, когда

Солнцем день человеческий выпит

И, колдуя, дымится вода.

К отдалённым платанам цветущим

Ты приходишь, как шёл до тебя

Здесь мудрец, говоря с Присносущим,

Птиц и звёзды навек полюбя...

Это взор благосклонной Изиды

Иль мерцанье встающей луны?

Но опомнись! Растут пирамиды

Пред тобою, черны и страшны.

На седые от мха их уступы

Ночевать прилетают орлы,

А в глубинах покоятся трупы,

Незнакомые с тленьем, средь мглы.

Сфинкс улёгся на страже святыни

И с улыбкой глядит с высоты,

Ожидая гостей из пустыни,

О которых не ведаешь ты...

Искусство Египта начинает отсчёт времени с IV тысячелетия до н. э. (додинастический период) и проходит следующие этапы раз­вития: Древнее царство (XXXII-XXI вв. до н. э.), Среднее царст­во (XXI-XVI вв. до н. э.), Новое царство (XVI-XI вв. до н. э.), Позднее царство (XI в. - 332 г. до н. э.).

За этот длительный период в Египте были созданы величествен­ные пирамиды, охраняемые загадочными сфинксами, грандиозные храмовые комплексы, раскинувшиеся в долинах Нила и вырублен­ные в скалах, многочисленные каменные обелиски, устремлённые к небу. Здесь был изобретён папирус - первый материал для письма, заложены основы геометрии, впервые измерен объём полушария и найдена площадь круга, сутки разделены на 24 часа, установлена роль кровеносной системы в организме человека.

Египет прошёл свой неповторимый и самобытный путь, обуслов­ленный религиозно-мифологическими представлениями, в частности верой в загробную жизнь и обожествлением власти фараона.

Особенности религии сформировали и совершенно уникальный стиль архитектуры. Египтяне считали, что земные жилища челове­ка временны, а потому на них не стоит тратить прочных материа­лов. Зато храмы богов и гробницы фараонов возводились из камня и роскошно украшались, так как строились на века.

2.1. ПИРАМИДЫ - «ЖИЛИЩА ВЕЧНОСТИ» ФАРАОНОВ

Древнее царство называют самым великим периодом в истории египетской цивилизации. Именно в это время утвердились первые гражданские и религиозные законы, родилась иероглифическая письменность; в Гизе началось строительство знаменитых пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина. Греческий историк Геродот так рас­сказывает об этом:

Хеопс оставил после себя грандиозное произведение: свою пи­рамиду... Хеопс... приказал всем египтянам работать на него. Одним было приказано перетаскивать к Нилу камни, выломан­ные в карьерах Арабских гор; другие должны были нагружать их на суда для перевозки через реку и тащить их к Ливийским горам. На стройке постоянно находились сто тысяч рабочих, ко­торые сменялись каждые три месяца.

Они уже потратили десять лет на прокладку дороги, по которой пе­ретаскивали камни, но это ещё было ничто по сравнению со стро­ительством самой пирамиды... Сама пирамида потребовала 20 лет работы. Она квадратная. Каждая её сторона равна 146,26 м и такого же размера её высота. Камни отполированы и тща­тельно пригнаны, каждый из них не меньше 9,24 м».

Четыре века спустя после Геродота, в I в. до н. э., пирамиды были названы одним из семи чудес света. И сегодня они поража­ют своим величием. Поговорка «Все боится времени, но время боит­ся пирамид» до сих пор не утратила своего значения. Находясь ря­дом с ними, нельзя не испытывать удивления и трепета. Обходя пирамиду кругом, человек проделывает путь в один километр, её высота равняется приблизительно высоте 50-этажного дома. До строительства в 1889 г. парижской Эйфелевой башни самая боль­шая из пирамид - Хеопса - была самым высоким сооружением на земле!

Пирамида Хеопса имела вначале 146 м высоты, теперь она до­стигает лишь 137 м, а на месте её вершины образовалась площадка шириной в 10 м. Грани пирамиды обращены к четырём сторонам света, вход в гробницу расположен на северной стороне, на высоте 16 м над землей. Где-то посередине одной из сторон находился ка­мень, сдвинув который можно было попасть через длинный изви­листый коридор в саркофаг - «жилище вечности» фараона.

Время сохранило для нас некоторые имена строителей и архи­текторов пирамид. Имхотеп - архитектор пирамиды Джосера, один из высших сановников фараона, был известен и как крупней­ший учёный Древнего Египта. О нём сложено множество легенд, его труды пристально изучались на протяжении тысячелетий. Он был врачом, астрономом и магом, ему, смертному, оказывали почести наравне с божествами. Известно и имя архитектора пирамиды Хеоп­са - это Хемиун.

Назначение пирамид двойственно. С одной стороны, они долж­ны были принять и скрыть тело умершего царя, избавить его от тле­на. С другой - вечно славить могущество фараона и напоминать о его существовании всем грядущим народам. Всякий, кто прибли­жался к этим рукотворным горам, испытывал чувство подавленнос­ти их мощью, осознавал собственную ничтожность.

В непосредственной близости от пирамиды Хеопса стоят гробни­цы других фараонов, его потомков: сына и внука. Гробницы сориентированы по частям света и предназначены для усопшего фа­раона, как бы повторяющего движение бога Солнца по небосводу с востока на запад, перпендикулярно течению Нила. В настоящее время пирамида Хефрена - единственная, сохранившая полиро­ванную облицовку. Её высота меньше пирамиды Хеопса, но так как она стоит на более высоком месте, её вершина находится на том же уровне. Меньшая из них - пирамида Микерина - едва достигает 66 м в высоту. Её окружают ещё меньшие пирамиды-спутницы, слу­жащие местом погребения супруги фараона, его детей и ближайших родственников.

Несомненно, одна из наиболее развитых цивилизаций прошлого - это Древний Египет. Она формировалась начиная с V века до н.э. вплоть до IV века н.э. За этот огромный промежуток времени египтяне создали множество великих шедевров архитектуры, скульптуры и живописи. Некоторые из них до сих пор считаются примерами высокого уровня мастерства, которые невозможно превзойти.

Архитектура в Древнем Египте

Климатические особенности Египта определили главные строительные материалы, с помощью которых возводились жилые дома и монументальные сооружения. Египтяне использовали кирпичи-сырцы из соломы и грязи для строительства жилья, а вот для сооружения храмов, и гробниц применялся камень. Историю развития древнеегипетской архитектуры принято делить на шесть основных периодов:

  • Додинастический период (до 3200 года до н.э.)
  • Раннее царство (3200-2700 годы до н.э.)
  • Древнее царство (2700-2200 года до н.э.)
  • Среднее царство (2200-1500 года до н.э.)
  • Новое царство (1500-1100 года до н.э.)
  • Поздний период (1100-400 года до н.э.)

Архитектура Древнего царства Египта

Период Древнего царства особо выдающийся в истории древнеегипетской архитектуры. Именно с этого времени начинается возведение грандиозных культовых построек древних египтян: пирамид-гробниц для фараонов, (усыпальниц вельмож) и храмов с колоннами. Также развивается мастерство создания рельефа. Самые легендарные сохранившиеся памятники этой эпохи - комплекс пирамид в Гизе.


Архитектура Древнего Египта: пирамиды

Для египтян была важна загробная жизнь и подготовка к ней, для благополучия после смерти необходимо было соблюдать определенные ритуалы и правила. Для «вечного» существования по древнеегипетским верованиям нужно сохранить тело умершего и соорудить для него дом. Для знатного человека строили мастабу, для обычного - , когда еще они были живы, возводились колоссальные усыпальницы с системой тайных подземных ходов - пирамиды. В них помещали саркофаг с мумифицированным царем и все необходимые вещи и ценности для «вечного» существования. Большинство пирамид построены с использованием пропорции золотого сечения, что говорит о профессионализме и наличии немалых знаний у египетских зодчих.


Художественное искусство в архитектуре Древнего Египта

Древнеегипетские мастера одними из первых начали применять в архитектуре украшение построек рельефами, мозаиками и росписями. Искусство живописи в Древнем Египте следовало строгим законам. С наружной стороны сооружений на стенах изображался фараон. Внутри помещения обычно украшались изображениями культовых сцен. имела свой специфический стиль. Например, позы тел людей были необычны, даже неестественны: голова и ноги нарисованы в профиль, а другие части тела - в анфас. Мужчины рисовались гораздо темнее, чем женщины.

Архитектурные памятники Древнего Египта

Еще один легендарный памятник - пирамиды Гизы, что неподалеку от Каира. К ним относится самая большая усыпальница - пирамида Хуфу (Хеопса), высотой приблизительно 150 метров, одна сторона ее основания равняется 233 метрам.
Наиболее знаменитым архитектурным памятником Древнего Египта является ступенчатая пирамида Джосера, созданная примерно в 2650 году до н.э. Она считается одной из самых древних пирамид, ее высота 62 метра.
Храмы в - это огромный комплекс сооружений и скульптур. Этот шедевр древнеегипетской архитектуры привлекает массу туристов своим величием и загадочностью.
Долина Царей - популярная достопримечательность Египта, расположенная неподалеку от Луксора. Внушительные архитектурные и скульптурные формы поражают воображение. Здесь находятся многочисленные захоронения фараонов Среднего и Нового царств, включая . Сидящие статуи Мемнона в Долине Царей производят ошеломляющее впечатление на зрителей.
И, конечно, невозможно не вспомнить о главном символе и историческом памятнике Египта - величественном Сфинксе. Его длина около 70 метров, а высота в районе 20 метров. Был создан в 2500 году до н.э. Человек-лев гордо возвышается над туристами, и как будто охраняет тайны древних царей.

Существуют страны, которые постоянно притягивают внимание туристов. Вступив на такую землю, начинаешь постигать древнюю историю мира. Это особенно относится к Египту.

Здесь ее важная частица. В стране что ни территория, то интереснейшие артефакты, которым 4000 — 6000 лет.

Представьте, идешь по городу в настоящем времени, а под ногами когда-то был совсем другой полис. Но его поглотили пески. Песок заметал не только города и следы древних цивилизаций. Позже археологи раскапывали пирамиды стометровой вышины, а гигантские статуи фараонов и богов снова увидели солнце. Хотя фараонов больше нет.

От прошлого остались только каменные источники древней истории. Лишь этот строительный природный материал вечен в блоках пирамиды Хеопса, в стенах цитаделей, в усыпальницах живших реальных лиц и мифических божеств. Постройки религиозные и светские в Египте переплелись в комплексах, и поколениям видны лишь в руинах. Ни одного полноценного замка или дворца. Неизвестно, как и в чем жили простые египтяне и египтянки. Тростник, пропитанный глиной и служивший стенами и крышей нехитрого домашнего очага, размылся дождями. Только камни удержались от влаги и наводнений бурного и непредсказуемого на порогах в верховьях Нила и от землетрясений. В папирусах, наверное, были описания жизни древних египтян, как, например, в таком же древнем Вавилоне или Ассирии. Но здесь эти источники письменности были недолговечны, они сгорели, как пылали собрания древнейшей в мире Александрийской библиотеки. Ее фонд частично восстановили, но многое безвозвратно утрачено. Лишь о жизни фараонов-царей и вымышленных божеств известно из пиктограмм на каменных статуях, стенах храмов, в усыпальницах.

Взглянем на фотографии древних построек Египта (фото и названия)

Каир — столица Египта

Начнем со столицы. Каир сегодня — это величественный мегаполис с древними памятниками. Египтяне по арабской вязи читают его название как «Египет». Точно так же олицетворяли этот город со всей древней страной и на Руси в 15-м — 17-м веках. Это цитадель султана Салаха ад-Дина, мечеть Мухаммеда Али и султана Калауна с ее уникальными в архитектуре и росписи минаретами.

Вдоль автострады стоит реальный памятник того времени — акведук, снабжавший столицу водой круглый год. Это узкая каменная, но не сплошная стена арочного типа. Она возводилась с некоторым наклоном от источника воды к ее потребителям. Чтобы вода шла самотеком. В данном случае этим потребителем была цитадель Каира. В других, гористых, странах, если нужно было пересечь каньон или просто небольшое ущелье, такие арки ставились одна на другую. Есть примеры «четырехэтажного» акведука. Кстати, архитектура древнего изобретения в некоторых европейских странах усовершенствована чуть поздним временем, расширена, и по ней до сих пор курсируют поезда местного назначения.

Три километра своеобразного каирского «водопровода» не разобрали, а оставили как напоминание о древней истории Египта. Из проезжающих автомашин выглядывают с фотоаппаратами туристы, которые делают снимки и увозят на разные континенты частицу памяти о Древнем Египте.

Первый акведук Каира построили 12 столетий назад. Тогда вода требовалась для жителей города аль Катая. Со временем город стерся с земли, оказался заброшен и акведук. Целой осталась только цитадель. В начале 14-го века водопровод начали создавать заново. Вода поступала с Нила в каирский форт. Можно только представить, как огромное колесо кем-то вращалось, захватывало в черепки воду и выливало ее в канал на каменных стенах.

Водный «двигатель» разрушило время, замысел султана Салаха ад-Дина с изолированным от мира городом за крепостными стенами тоже не был реализован. Но настенный водопровод действовал много лет. Трудно сказать, какого качества поступала вода, очищали ли ее, ведь поток Нила всегда мутный от содержащегося там песка.

Невозможно и определить первоначальную длину акведука, ведь русло Нила постоянно мигрировало. Вслед за ним достраивали и арочный воздушный канал. В пятнадцатом веке его протяженность достигла трех с половиной километров. Он действовал еще три столетия. Вода по воздушному каналу сегодня не течет, но акведук по-прежнему стоит в Каире на пересечении двух транспортных артерий – железной дороги и автострады.

На удивление, он находится почти в работоспособном состоянии. Власти Каира решили превратить его в важный туристический атрибут: очистить и восстановить канал, а также механизм подачи на него воды из Нила. Вот будут фотосессии молодых туристов!

Мечеть Мухаммеда Али

Если снаружи мечеть Мухаммеда Али в Каире восхищает архитектурой куполов и минаретов, то внутри просто ошеломляет посетителей величием пространства, украшенного по древнеегипетским традициям. Этот турецкий правитель Египта так полюбил страну, что отказался от протекции своей родины и правил египтянами единолично для их блага. Было сооружено множество новых зданий, религиозных помещений. Архитектура мечети – сочетание стиля подобных константинопольских исламских построек, влияния стамбульской зодческой школы и с определенными отличительными особенностями, характерными для египетских религиозных построек.

Величественный купол поместили на высоте современного семнадцатиэтажного дома. Зал вмещает тысячи молящихся, к тому же в просторном и закрытом по сторонам дворе тоже собираются верующие. Особенность мусульманских мечетей – минареты, иными словами башни (в переводе с арабского «маяк»), с которых служитель созывает верующих на молитву. Здесь минареты очень высокие, – на двадцать пять метров дальше купола. Снаружи и внутри облицовка здания испещрена удивительной резьбой с неповторяющейся орнаменталистикой. Это изобразительное искусство и зародилось в Египте.

Здание построено в каирском форте, где на холме и возвышается над столицей. Удобного места для мечети не найти, – ее минареты видны со всех сторон Каира, несмотря даже на его современные здания.

Луксор

Луксор – это «незаконнорожденное дитя» Древнего Египта. На его месте расцвел и долго существовал город Фивы – столица Древнего Египта в некотором периоде развития (не путать с одноименным древним полисом в Древней Греции). Тех древних артефактов, которые накопились за тысячу лет и находились вокруг Фив, хватило бы не на один город и даже государство.

Не мистика ли? Египетские Фивы разрушили именно греки. Греческие Фивы уничтожили римляне. В греческом полисе Египта проложили канал, разделив его пополам. Одну часть Фив именовали городом Луксор, другую – деревенькой Карнак.

Луксор получил свою долю памятников при разделе имущества полиса. Новых артефактов в нем не добавилось. Так и зачах бы новоиспеченный полис, если бы в начале 19-го века один англичанин не стал набирать в своем турбюро желающих посетить Египет. И привез их в Луксор. Реклама оказалась хорошей.

Со временем сюда началось настоящее паломничество европейцев. Заинтересовались Луксором и археологи. И по сей день не все земли здесь перекопали, пополняя музеи древностей артефактами. Да и город стал музеем под солнцем.

Луксор разделен на две части. В одной живут и процветают на туристическом бизнесе жители полиса, во второй покоятся тысячелетние кости фараонов, жрецов. В уединение мертвых наибольшие потоки путешественников.

Именно в этой долине археологи отыскали гробницу фараона-мальчика Тутанхамона с несметными богатствами. Хорошо сохранилась и гробница царицы Нефертари. Ее открыли в начале 19-го века, но лишь чуть больше двадцати лет назад сюда стали пускать посетителей. Заходят туристы и в долину, в которой хоронили жен фараонов, детей, жрецов, высшей знати.

Гиза

Мегаполис Гиза сегодня многолюдный, здесь проживают более трех с половиной миллиона человек. Но все древности расположены за его пределами. Самая большая ценность – группа пирамид с перепадом их высот от 62 до 137 метров.

Большинство туристов прибывают сюда с перечнем вопросов, на которые хотят получить хотя бы приблизительные ответы. Вот их часть: как рабы выпиливали огромные каменные блоки (весом до двухсот тонн!); как доставляли их из каменоломен и впихивали на стометровые высоты пирамид; зачем сориентировали высотные гробницы по сторонам света и к таким же сооружениям за тысячи километров за океаном в пустыне Наска (Южная Америка)?

Над разгадкой подобных вопросов веками бьются тысячи археологов, историографов многих стран мира. Древность трудно выдает свои тайны.

Асуан

Асуан (в древности Сиене или Сиена)- самый южный полис Египта и столица древней торговли. Поэтому его старые названия на разных языках обозначают одно – «торг», «рынок».

По нынешним меркам — средний полис. Но в нем расположено чудо 20-го века – одноименная высотная плотина на реке Нил. Это верно. Подобного, с технической точки зрения, сооружения больше нет нигде. Но названное столетие – это завершение работ древнейших мастеров, желавших несколько укротить реку.

Нил протекает через десять африканских стран с юга «черного» континента. Это страны с засухами. Хотя река и занимает среди 171 водной артерии мира второе место, уступая лишь Амазонке, но у него в два раза меньшая водосборная площадь. То, что пополняет расход реки. В Египте в год выпадает 100 литров осадков на квадратный метр. В южном Асуане – всего 1,4 литра. Вот почему так важен Нил для населения.

Плотина, кроме выработки электричества, регулирует водосток: уменьшает наводнения с катастрофическими последствиями для населения береговых долин и экономики страны, увеличивает площадь плодородных массивов. Но цивилизация часто нарушает устоявшиеся нормы. Так, плотина Асуана затопила ряд прибрежных территорий и островов в широкой части Нила, уничтожив достижения архитекторов древности.