Древний Иран: история империи. Какая история у Ирана? Древнее название иранки

Под «Ираном» в историко-географическом смысле понимается регион, располагающийся на территории Среднего Востока. Само это слово является достаточно поздним названием рассматриваемой области. Оно происходит от наименования племен ариев, которые заселили данный регион во II тыс. до н. э. (Ариана - «страна ариев»). Большая часть Ирана располагается на территории Иранского нагорья. Этот регион отличается разнообразием ландшафтов, а высота над уровнем моря колеблется от 500 до 2000 м. На северо-западе естественной грани- пз цей Ирана служит Армянское нагорье, на северо-востоке - Туркмено- Хорасанские горы и пустыни Каракум и Кызылкум, на востоке - горы Гиндукуш и долина реки Инд, на юге - Аравийское море и Персидский залив, на западе - горы Загрос.

Климат Ирана в древности менялся. Есть основания предполагать, что в V-IV тыс. до н. э. он был более влажным и мягким, чем сейчас. В тот период значительная часть территории Иранского нагорья была покрыта лесами, впоследствии исчезнувшими. Однако в III-II тыс. до н. э. климат становится более засушливым и жарким. В Иране отсутствуют крупные реки, сравнимые с Нилом, Евфратом или Тигром, поэтому территория страны в целом мало пригодна для земледелия, которое здесь по большей части требовало искусственного орошения. Наиболее благоприятной территорией была Сузиана (современный Хузестан) - регион на юго-западе Ирана, расположенный в плодородной долине рек Керхе и Карун. Основным занятием населения Восточного Ирана было кочевое скотоводство.

Иран богат полезными ископаемыми. На его территории добывали руды металлов, драгоценные и полудрагоценные камни.

В V-IV тыс. до н. э. практически всю территорию Ирана, а также соседних с ним регионов Средней Азии и Северо-Западной Индии населяли племена дравидской группы. На юго-западе в Сузиане проживали эламские племена (эламский язык считается изолятом, хотя существуют гипотезы о его родстве с дравидскими или афразийскими языками). На рубеже IV-III тыс. до н. э. в Западный Иран через Кавказ проникают племена кутиев и хурритов (восточнокавказская языковая группа). И лишь во II тыс. до н. э. из Средней Азии в Иран начинают переселяться большие группы индоевропейских племен ариев, принадлежавших к индоиранской группе. В XVIII-XVII вв. до н. э. эта общность окончательно разделилась: индоарийская ветвь двинулась дальше на Восток, в Северо-Западную Индию, где волна завоевателей уничтожила находившуюся в глубоком кризисе Индскую цивилизацию, а носители языков иранской ветви широко расселились по территории Ирана. К середине I тыс. до н. э. пришельцы почти полностью истребили, вытеснили или ассимилировали аборигенное население, хотя на юго-западе региона и в отдельных труднодоступных районах неиндоевропейские языки продолжали существовать вплоть до X-XI вв. (например, хузийский, о котором сообщают средневековые арабские авторы: он восходил, вероятно, к эламскому).

К числу важнейших источников по истории Ирана принадлежат эламские и месопотамские тексты III-I тыс. до н. э.: хозяйственные документы, исторические хроники, царские надписи и т. д. В качестве примера можно привести, например, «Цилиндр Кира», рассказывающий о покорении персами Вавилонии. Основным источником о жизни иранских племен первой половины I тыс. до н. э. является священная книга зороастрийцев «Авеста», древнейшие части которой (Гаты - проповеди пророка Заратуштры и Яшты - гимны божествам) зафиксировали память и о более отдаленной исторической эпохе.

Для политической и дипломатической истории великих держав Древнего Ирана, Мидии и Персии наибольшее значение имеют сочинения античных авторов, начиная с «Истории» Геродота. К этой группе принадлежат также «История» Фукидида, «Греческая история» и «Анабасис» Ксенофонта, сочинения Арриана и Курция Руфа о Восточном походе Александра Македонского и др. Важную информацию о внутриполитической истории империи Ахеменидов дают царские надписи, которых на сегодняшний день обнаружено более 200 (например Бехи- стунская надпись Дария I). Находки хозяйственных документов из развалин персидской столицы Персеполя (около 8000 клинописных табличек на эламском языке, относящихся к концу VI - первой половине V вв. до н. э.) играют ключевую роль в исследовании административного устройства, экономики и социального строя Ахеменидской державы. Необходимо упомянуть также о важном значении материалов археологических раскопок на территории Ирана, прежде всего в Сузах, Персеполе и Пасаргадах.

На территории Ирана, который иногда также называют Персией, когда-то давно образовалась одна их самых древних цивилизаций в мире. В этой стране есть удивительная природа, красивые горы, древние города, бальнеологические, горнолыжные и пляжные курорты. Иранцы очень гостеприимные люди и всегда радушно принимают туристов, которые уважают их религию.

География Ирана

Иран находится на территории Юго-Западной Азии. На севере и северо-востоке Иран граничит с Азербайджаном, Туркменией и Арменией, на западе – с Ираком, на северо-западе – с Турцией, а на востоке – с Пакистаном и Афганистаном. На севере берега Ирана омывают воды Каспийского моря, а на юге страны находится Аравийское море (Персидский и Оманский заливы), которое является частью Индийского океана. Общая площадь этой страны – 1 648 000 кв. км, включая и острова, а общая длина государственной границы – 5 619 км.

На западе Ирана расположена горная система Эльбурс, а также Кавказские горы. Вообще, большую часть территории Ирана занимают горы. Самая высокая вершина страны - пик Демавенд, чья высота достигает 5 604 метров. Однако, на востоке Ирана находятся пустыни (например, Деште-Кевир), а на севере – большие равнины.

Столица

Столица Ирана - Тегеран, в котором сейчас проживают более 8,8 млн. человек. Археологи утверждают, что поселение людей на месте современного Тегерана существовало уже 7 тысяч лет назад.

Официальный язык

Официальный язык в Иране – персидский, относящийся к иранской группе индоевропейской языковой семьи.

Религия

Около 98% населения Ирана – мусульмане (89% - мусульмане-шииты, а 9% - мусульмане-сунниты).

Государственное устройство Ирана

Согласно действующей Конституции 2004 года, Иран – это исламская республика. Ее глава – Президент, избираемый путем всеобщего голосования на 4 года. Президент своим указом назначает членов Совета министров, и контролирует их деятельность.

Однако, в Иране настоящая власть принадлежит не Президенту, а «Верховному лидеру», который избирается Советом экспертов, состоящим из 86 человек (их избирает народ).

Особая роль в Иране принадлежит Совету стражей конституции (12 человек). Члены этого Совета должны проверять насколько принимаемые в Иране законы соответствуют Конституции.

Право законодательной инициативы в Иране имеет однопалатный парламент – Меджлис. Он состоит из 190 депутатов, избираемых прямым всеобщим голосованием на 4 года.

Климат и погода

Климат в Иране имеет переменчивый характер. На севере вдоль побережья Каспийского моря климат субтропический. На северо-западе зима холодная (там часто выпадает много снега), весна и осень теплые, а лето сухое и жаркое. Что же касается юга страны, то там зима теплая, а лето жаркое. В июле на юге Ирана средняя температура воздуха - +38С. Вообще, в целом в Иране среднегодовая температура воздуха – +16,7С. Среднее ежегодное количество осадков – 213 мм.

Средняя температура воздуха в Иране:

Январь - +3,5С
- февраль - +6С
- март - +11С
- апрель - +16С
- май - +28С
- июнь - +27С
- июль - +30С
- август - +28,5С
- сентябрь - +25С
- октябрь - +18С
- ноябрь - +10С
- декабрь - +5,5С

Море в Иране

На севере Иран омывается водами Каспийского моря. На юге страны находится Аравийское море (Персидский и Оманский заливы), которое является частью Индийского океана. Длина побережья Каспийского моря в Иране составляет 740 километров, а побережье вдоль Персидского и Оманского заливов протянулось на 2 440 километров.

В состав Ирана входят несколько островов. Самый известный из них, это, пожалуй, остров Киш в Ормузском проливе, который представляет собой сейчас популярное место для пляжного отдыха.

Реки и озера

В Иране не очень много рек, что определяет его географическое месторасположение. Причем только одна из них судоходна – Карун, протекающая на северо-западе страны.

На северо-западе Иране находится также самое известное иранское озеро – Урмия, соленые воды которого по своему химическому составу похожи на воду Мертвого моря. Благодаря своим водам озеро Урмия является в Иране очень популярным бальнеологическим курортом.

История Ирана

Согласно археологическим находкам, люди на южном берегу Каспийского моря (т.е. на территории современного Ирана) жили уже в 10 000 г. до н.э. Ученые полагают, что этот регион сумел избежать все «прелести» Ледникового периода.

Раньше Иран называли Персией, впрочем, сейчас это название тоже еще употребляется.

Первое упоминание об иранцах относится к 844 г до н.э. (в ассирийских текстах). В VI веке Кир Великий основал Персидскую империю, которая была разрушена в 330 г. до н.э. Александром Македонским.

В последующие века Персия была захвачена парфянами, арабами, монголами, и турками-сельджуками. В середине VII века, после того, как Персию завоевали арабы, среди иранцев начинает распространяться мусульманство, вытесняя их древнюю религию зороастризм.

С 1502 года шахами Ирана становятся представители династии Сефевидов. В эту эпоху иранский шах Исмаил I делает государственной религией шиитское направление в исламе.

В XVIII-XIX веках Иран попадает в сферу интересов Великобритании и России. В начале 1900-х годов из-за нефти усилилось соперничество между Великобританией и Россией, претендовавших на влияние в Иране.

В 1921 году армейский офицер Реза-хан установил в Иране военную диктатуру, а в 1925 году он присвоил себе титул «шах».

В 1979 году в Иране произошла революция, в результате которой шах был свергнут, а Иран стал исламской республикой. Основателем исламской республики Иран является аятолла Хомейни.

Культура

Иран - очень консервативная мусульманская страна. Возможно, именно поэтому иранцы сохранили многие свои обычаи и традиции. Большинство иранских обычаев и праздников носят религиозный характер.

В марте иранцы отмечают Новруз, который посвящается началу Нового Года (у иранцев свой календарь). Перед наступления Нового Года иранцы обязательно устраивают у себя в доме генеральную уборку, а также покупают себе, своим родственникам и друзьям сладости и сухофрукты.

Кухня Ирана

Иранская кухня очень разнообразна. В каждой провинции Ирана существуют свои кулинарные традиции и очень вкусные блюда. Основные продукты питания – рис, мясо (в том числе и мясо курицы), рыба, овощи, орехи, пряности. Однако, на иранскую кухню заметное влияние оказали греческие, арабские, турецкие, и даже русские кулинарные традиции.

Ash-e Jow – густой суп из фасоли ячменя, чечевицы и овощей;
- Fesenjan – курица с гранатами в ореховом соусе;
- Kalam polo – плов с ароматом корицы и шафрана;
- Khoresht ghaimeh – тушеное мясо с горохом;
- Khoresht-e Aloo – тушеная баранина с черносливом;
- Kookoo – омлет с пряностями;
- Kufteh – пряные котлеты;
- Reshteh Polo – «зеленый» плов (зеленый он из-за добавляемых в него трав).

Алкогольные напитки в Иране запрещены (вместо алкоголя иранцы курят кальян). А вот к традиционным иранским безалкогольным напиткам относятся йогурт, кофе и чай.

Достопримечательности Ирана

Чтобы познакомиться с достопримечательностями Ирана эту страну нужно посетить несколько раз. Пожалуй, по количеству (и их красоте) достопримечательностей Иран уступает только таким странам, как Италия, Греция и Болгария. В десятку лучших иранских достопримечательностей, на наш взгляд, могут войти следующие:

  1. Гробница персидского царя Кира II в Пасаргадах
  2. Музей Сад Абад в Тегеране
  3. Пятничная мечеть в Исфакане
  4. Крепость Мейбод
  5. Мечеть Имама в Исфакане
  6. Гробница поэта Хафеза в Ширазе
  7. Древний зиккурат Чога-Зембиль
  8. Зороастрийское святилище в Йезде
  9. Руины крепости ассасинов Аламут

Города и курорты

Самые большие иранские города – Кередж, Тебриз, Мешхед, Шираз, Исфахан, Ахваз, и, конечно же, Тегеран.

Казалось бы, что в Иране должно быть много пляжных курортов, т.к. страна имеет выход к Каспийскому и Аравийскому морям, однако, пока еще это не так. На это влияет, отчасти, политическая ситуация, в которой находится Иран.

Тем не менее, в последние годы в Иране все-таки начинают развиваться пляжные курорты. Так, на острове Киш (Шахид-Закери, Лафт, Бахман), расположенным в 17 км от побережья Ирана в Ормузском проливе, в последние годы построено много высококлассных отелей, а также созданы отличные условия для дайвинга. Купаться и загорать на острове Киш можно и зимой. Кстати, на острове Киш мужчинам запрещено носить галстуки, т.к. они «являются частью западного образа жизни».

В Иране есть много минеральных источников (больше всего их на северо-западе страны). Самый известный бальнеологический иранский курорт – Темриз. В окрестностях Термиза находится озеро Урмия, вода которого близка по своему составу воде Мертвого моря.

Мы уже говорили о том, что в Иране очень много гор (особенно на западе страны). Поэтому не удивительно, что в Иране сейчас работают несколько горнолыжных курортов – Дизин, Тошаль и Аб Али. Сезон катания – с ноября по апрель. Кстати, горнолыжный курорт Аб Али был построен еще в 1953 году.

Конечно, инфраструктура иранских горнолыжных курортов не сильно развитая. Зато на этих курортах есть минеральные источники, которые немного компенсируют недостатки инфраструктуры.

Сувениры/покупки

Туристы из Ирана в качестве сувениров привозят ковры, сумки, платки, одеяла, полотенца, посуду, керамику, корзины, ювелирные изделия, разнообразные сладости, кальяны.

Часы работы учреждений

Примерно в VI веке до н.э. на арене мировой истории возникли персы. С феноменальной скоростью они из никому не известного племени сумели превратиться в грозную империю, просуществовавшую несколько сотен лет.

Портрет древних персов

О том, какими были древние иранцы, можно судить по представлению народов, которые жили рядом с ними. Например, Геродот писал, что изначально персы носили одежду из шкур, а также войлочные колпаки, которые называли тиарами. Вино не пили. Ели столько, сколько у них было. К золоту и серебру относились равнодушно. От соседних народов они отличались высоким ростом, силой, храбростью и невероятной сплоченностью.

Интересно, что персы, даже превратившись в великую державу, старались следовать заветам своим предков.

Например, во время обряда коронации новоиспеченный царь должен был надеть простую одежду, съесть немного высушенных фиг и запить их кислым молоком.

При этом персы могли брать в жены столько женщин, сколько считали нужным. И это без учета наложниц и рабынь. Интересно и то, что законы не запрещали жениться даже на близких родственницах, будь то сестры или племянницы. К тому же, существовал обычай, по которому мужчина не показывал своих женщин посторонним. Об этом писал еще Плутарх, указывая на то, что персы прятали от чужих глаз не только жен, но даже наложниц и рабынь. А если их нужно было куда-то перевезти, то использовались закрытые повозки. Этот обычай нашел отражение в искусстве. Так, например, в руинах Персеполя археологам не удалось обнаружить ни одного рельефа с женским изображением.

Династия Ахеменидов

Эпоха всемогущества персов началась с царя Кира II, который принадлежал к роду Ахеменидов. Ему удалось быстро подчинить некогда могучую Мидию и несколько более мелких государств. После этого взор царя пал на Вавилон.

Война с Вавилоном оказалась такой же быстрой. В 539 году до н.э. Кир выступил со своим войском и сразился с армией неприятеля у города Описа. Бой завершился полным разгромом вавилонян. Затем был захвачен крупный Сиппар, а вскоре и сам Вавилон.

После этого триумфа Кир решил обуздать дикие племена на востоке, которые своими набегами могли потревожить границы его державы. С кочевниками царь воевал несколько лет, до тех пор, пока сам не погиб в 530 году до н.э.

Следующие цари – Камбис и Дарий – продолжили дело своего предшественника и еще больше расширили территорию государства.

Так, Камбису удалось захватить Египет и сделать его одной из сатрапий.

К моменту смерти Дария (485 год до н.э.) Персидская империя занимала огромную территорию. На западе ее границы упирались в Эгейское море, на востоке – в Индию. На севере власть Ахеменидов простиралась до безлюдных пустынь Средней Азии, а на юге – до порогов Нила. Можно с уверенностью сказать, что Персия в то время подчинила себе практически весь цивилизованный мир.

Но как любую империю, обладавшую такой огромной территорией, ее постоянно терзали внутренние смуты и восстания покоренных народов. Династия Ахеменидов рухнула в IV веке до н.э., не выдержав испытания армией Александра Македонского.

Сасанидская держава

Персидская империя была уничтожена, а ее столица – Персеполь – разграблена и сожжена. Последний из царей Ахеменидской династии Дарий III со своей свитой отправился в Бактрию, надеясь собрать там новое войско. Но Александру удалось нагнать беглеца. Чтобы не оказаться в плену, Дарий приказал своим сатрапам убить его, а самим - бежать дальше.

После гибели царя в покоренной Персии наступила эпоха эллинизма. Для простых персов это было подобно смерти.

Ведь произошла не просто смена владыки, их захватили ненавистные греки, которые быстро и жестко стали заменять исконно персидские обычаи своими, а значит, совершенно чуждыми.

Даже приход племени парфян, который произошел во II веке до н.э. ничего не изменил. Кочевое иранское племя сумело изгнать с территории древней Персии греков, однако и само попало под влияние их культуры. Поэтому даже при власти парфян на монетах и в официальных документах использовался исключительно греческий язык.

Но хуже всего было то, что храмы возводились по греческому образу и подобию. И большинство персов считало это кощунством и святотатством.

Ведь Заратуштра завещал их предкам, что поклоняться идолам нельзя. В качестве символа Бога нужно считать только неугасимое пламя, ему же следовало приносить жертвы. Но что-либо изменить персы были не в силах.

Поэтому от бессильной злобы они все постройки эллинского периода называли «строениями Дракона».

Персы терпели греческую культуру вплоть до 226 года н.э. Но, в конце концов, чаша переполнилась. Восстание поднял правитель Парса Ардашир, и ему удалось свергнуть династию парфян. Этот момент принято считать рождением второй персидской державы, во главе которой встали представители династии Сасанидов.

В отличие от парфян, они всячески старались возродить ту самую, древнюю культуру Персии, начало которой положил еще Кир. Но сделать это оказалось непросто, поскольку греческое засилье практически полностью стерло в памяти наследие Ахеменидов. Поэтому в качестве «путеводной звезды» для воспрянувшего государства было выбрано общество, о котором рассказывали зароастрийские жрецы. И так получилось, что Сасаниды попытались возродить такую культуру, которой в реальности и никогда не существовало. А во главе угла встала религия.

Но народ Персии с воодушевлением воспринял идеи новых правителей. Поэтому при Сасанидах вся эллинская культура начала быстро растворяться: храмы разрушили, а греческий язык перестал быть официальным. Вместо статуй Зевса персы стали возводить жертвенники огня.

При Сасанидах (3-й век н.э.) произошло еще одно столкновение с враждебным западным миром – Римской империей. Но на сей раз это противостояние завершилось победой персов. В честь знаменательного события царь Шапур I приказал высечь на скалах барельеф, где был изображен его триумф над римским императором Валерианом.

Столицей Персии стал город Ктесифон, возведенный некогда парфянами. Вот только персы его существенно «причесали» под стать своей новообретенной культуре.

Персия начала бурно развиваться благодаря грамотному использованию систему орошения земель. При Сасанидах территория древней Персии, а также Месопотамия становится буквально пронизанной подземными водопроводами из глиняных труб (каризы). Их очистка проводилась при помощи колодцев, вырытых с интервалом в десять километров. Такая модернизация позволила Персии успешно выращивать хлопок, сахарный тростник и развивать виноделие. В тоже время Персия стала едва ли не главным мировым поставщиком самых разнообразных тканей: от шерстяных до шелковых.

Гибель империи

История Сасанидской династии оборвалась после ожесточенной и кровопролитной войны с арабами, которая длилась без малого двадцать лет (633-651 годы). Последнего царя Йездегета III сложно в чем-либо упрекнуть. Он воевал с захватчиками до самого конца, и сдаваться не собирался. Но погиб Йездегет бесславно – близ Мерва его во сне зарезал мельник, покусившись на драгоценности царя.

Но даже после официальной победы, персы, то и дело поднимали восстания, правда, безуспешные. Даже внутренние смуты в халифате не позволили древнему народу обрести свободу. Дольше всех продержались лишь Гуган и Табаристан – последние осколки некогда великой державы. Но и они были захвачены арабами в 717 и в 760-х года соответственно.

И хоть исламизация Ирана прошла успешно, арабы так и не смогли ассимилировать персов, которые сумели сохранить самоидентичность. Ближе к 900-м, при новой династии Саманидов, они сумели обрести независимость. Правда, вновь стать великой державой Персия больше так не смогла.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Секреты великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. Летопись войны, описание сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, неизвестный СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная наука.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Наше издание уже рассказывало об участии животных во Второй мировой войне. Однако использование братьев наших меньших в военных действиях берет своё начало в незапамятные времена. И одними из первых были привлечены к этому суровому делу собаки…

Кому суждено сгореть, тот не утонет. Эта мрачная пословица прекрасно проиллюстрировала перипетии судьбы астронавта Вирджила Гриссома, который входил в экипаж американского космического корабля «Аполлон-1».

Реализовывавшийся с 1921 года план ГОЭЛРО вывел Советский Союз в промышленно развитые державы. Символами этого успеха стали открывшая перечень масштабных строек Волховская ГЭС и крупнейшая в Европе Днепровская ГЭС.

Первая в мире канатная дорога появилась в Швейцарских Альпах в 1866 году. Это было что-то вроде аттракциона «два в одном»: короткое, но захватывающее дух путешествие над пропастью и одновременно доставка туристов на смотровую площадку с открывающимся оттуда великолепным видом.

…Громкий раскатистый шум сделал то, что казалось невозможным, - он заставил меня высунуть голову из спального мешка, а потом и вовсе выползти из тёплой палатки на мороз. Казалось, будто бы одновременно загремели тысячи барабанов. Их эхо раскатилось по долинам. Моё лицо обдал свежий холодный утренний воздух. Вокруг все обледенело. Тонкий слой льда покрывал палатку и траву вокруг неё. Теперь моё жилище явственно напоминало эскимосское иглу.

Разнообразие и оригинальность масонских орденов и их ритуалов порой просто поражают. Масоны готовы использовать в своих служениях чуть ли не все религиозные обряды. Один из таких любящих оригинальничать орденов, к примеру, задействовал исламский и арабский колорит.

Июнь 1917 года ознаменовался сенсацией: на русско-немецком фронте в составе Российской армии появились женские воинские подразделения с устрашающим названием «батальоны смерти».

Как известно, участниками выступления 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге были в основном молодые офицеры гвардии или флота. А вот среди членов тайного общества, действовавшего при Московском университете в начале 1831 года, - почти все вольнодумцы числились студентами старейшего вуза. «Дело», которое вели жандармы с июня 1831-го по январь 1833 года, осталось в архивах. Иначе история МГУ обогатилась бы сведениями о студентах, выступивших против «николаевской деспотии».

Наука об Иране не заняла место, какое бы ей полагалось, и иранский мир мы знаем поверхностно. Как будто на него накинули большое покрывало, сквозь которое просвечивают лишь отдельные огни: Сузы, Персеполь, Самарканд, Герат, Исфахан, Шираз, миниатюры, стихи... Все эти светочи должны были бы сверкать, им бы полагалось быть такими же яркими, как несравненная синева иранского неба, как обширные пустыни Ирана из золотого песка, как его обнажённые горы, как его теология света, как своды его храмов, облицованные лазурными изразцами, как его исфаханские розы, как его поэты с их «неподражаемой простотой». Для нас он расплывается в разнородном скоплении исламских стран, хоть и там проявляет сильную индивидуальность.
Вместе с тем, история Ирана тесно связана со всемирной историей. Знать её необходимо любому историку, любому образованному человеку. Как можно читать и понимать Библию, не зная о Вавилонском пленении и об освободительном указе Кира, «помазанника Яхве», по словам Второ-Исайи? Как можно изучать историю Греции, игнорируя персидские войны, Геродота, рождённого иранским подданным, Александра и его завоевание мира? Кого оставит равнодушным приход магов, иранских царей-жрецов, к колыбели Христа? Кто посмел бы забыть, сколь фундаментальное значение для Римской империи имела долгая борьба с парфянами и Сасанидами? Как бы мы воспринимали индийцев, если бы не знали, что индийский ислам, как минимум отчасти, возник под влиянием иранского? А разве куртуазная любовь нашего прекрасного средневековья зародилась не в стране катаров, до которой докатились отзвуки того, что происходило в долинах Месопотамии? Подобные вопросы можно множить до бесконечности.