Оценочный характер носит. Какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер. Что такое оценка факта

Фактический характер присущ тем событиям, которые уже свершились. В дальнейшем эти обстоятельства будут являться основой для анализа и оценочных суждений. О том, как оцениваются события, и какие утверждения носят фактический характер, вы узнаете из нашей статьи.

Что такое фактический характер?

Фактическое суждение констатирует уже свершившееся событие. Именно поэтому мнение, которое носит фактический характер, невозможно опровергнуть.

Не знаете свои права?

Те события, которые уже случились, подлежат анализу и последующей оценке. Примером суждений, которые имеют фактический характер, могут быть следующие фразы: «кризис в экономике приводит к увеличению процента безработных граждан», «после окончания войны потребуются затраты на восстановление разрушенных городов». Эти утверждения не несут эмоциональной окраски, они лишь констатируют наступление событий и то, что произойдет после них.

Что такое оценочное суждение?

Любой факт, который имел место, подвергается оценке со стороны каждого человека. Мнение может быть как оценочным - например, выраженным словами «плохо», «хорошо», так и объясняющим позицию человека. Характер оценочных суждений может носить также безразличную направленность.

Оценочное суждение, как правило, выражается с помощью следующих фраз «на мой взгляд», «я считаю», «как отмечал докладчик» и т. д. Но иногда такие суждения являются почвой для объяснения влияния события на другие предметы, для рассуждения о причинах произошедшего события. В этом случае в речи рассказчика будут использованы следующие обороты: «это событие может бытьпримером»; «данный факт является объяснением» и т. д.

В экзаменационной работе наиболее трудными для учащихся являются задания на определение характера суждений - 25.

Данное задание предполагает распределение суждений по двум группам: суждения - факты, суждения - оценки. Цель - выделить важный компонент, на котором базируется современное обществознание. Важно хорошо понять критерии, согласно которым суждение можно отнести к той или иной группе.

Что такое факт

Факт - это знание в форме утверждения, достоверность кото­рого строго установлена. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности. Суждения, нося­щие фактический характер, нельзя оспорить. Например: «Инфляция в 2010 году составила 6,8%», «Теорию социальной стратификации в первой половине XX века разрабатывал великий русский социолог П. А. Сорокин». Наука различает два вида социальных фактов:

  1. Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.
  2. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).

Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар». Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении — «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» — констатируется факт.

Что такое оценка факта

Оценка факта - положительное или отрицательное отношение. Суждения включают в себя:

  • оценочный компонент («замечательный», «плохой», «агрес­сивный», «безнравственный» или же ассоциацию - образ, например, «Революция - локомотив истории»);
  • отношение как объяснение причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («Обострение гло­бальных проблем свидетельствует, по мнению учёных, о кри­зисе современной цивилизации», «Видимо, невозможно вы­делить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу».)

С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения (высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочные выражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением. В тексте, как правило, оценочное суждение содержит такие ре­чевые обороты, как «Считается, что…», «Видимо, невозможно…», «С точки зрения исследователей…», «Можно предположить, что…» и т.д.

Фактические суждения могут содержать следующие словосочетания: Примерами оценочных суждений могут служить:
Возникли Считается, должны
Включают С точки зрения исследователей
Цифры – (объем) По-видимому
Решают Думается
Предназначаются На наш взгляд
Это – (какой-то факт) Представляется
Во все времена была Необходимо признать
Обеспечивают По мнению ряда исследователей
Поэтому (утверждение) С нашей точки зрения
Принята, утверждена Скорее всего
Однако… (какой-то факт) По нашему мнению
Имеют форму Согласно другой точке зрения
Признает Можно предположить
Запрещает (утверждение) Преуменьшение…неоправданно
Поставила (свершившийся факт) Идет довольно активно (какой-то процесс)
Вошла в десятку Однако…
Связывают Имеет уверенную тенденцию к сохранению
Состоялся Если сохраниться, то можно предположить
Заявили о слиянии Что-то сегодня находиться в упадке
Окончила институт Все это самым губительным образом отражается на…
Много тратит времени — это величайшее завоевание цивилизации
Все больше пользуются В этом году он получил злободневную направленность
Поставлен диагноз Уровень существенно возрос
Специалисты зафиксировали Разрыв нельзя было считать приемлемым
Это вызвало значительный рост Акции нефтяной компании становятся «локомотивом»
Состоялся очередной Международный фестиваль дизайна Вряд ли акции будут стабильны
В исследовании приняли участие 30000 мужчин Она правильно поступает
Дата Привычка может привести
Фактически свершилось Он получил злободневную направленность и стал более современным
Произошло Уровень представленных работ существенно возрос

Можно рекомендовать применение следующих технических средств обучения и контроля. Учебный материал настоящей главы имеет в основном теоретический характер с множеством формул, значительным количеством рисунков и поэтому представляет определенную трудность при освоении его обучающимися. В связи с этим больше внимания следует уделять при его" объяснения физической сущности, стремиться к тому, чтобы обучающиеся разобрались прежде всего в предлагаемых формулах по определению напряжений в грунтах, усвоили их. В качестве основного технического средства при чтении этой лекции можно рекомендовать использование кодоскопа. Достаточно простые не требуют большого времени для вычерчивания на доске (и в конспектах обучающихся), поэтому нет особой необходимости изготовлять по ним слайды или вычерчивать с помощью кодоскопа. К тому же вычерчивание их обучающимися в конспектах под руководством.преподавателя позволяет лучше запомнить материал и более детально в нем разобраться.

Применение кодоскопа можно рекомендовать при вычерчивании следующих рисунков: эпюры распределения сжимающих напряжений в грунте; некоторая экономия времени на вычерчивание этого рисунка с помощью кодоскопа позволяет преподавателю больше внимания обратить на характер этого рисунка и объяснение его с учетом формул; линии равных напряжений. Этот рисунок требует.значительное время па его вычерчивание, очень важен и имеет большое практическое значение; распределение давления от собственного веса грунта. Этот рисунок не является особо сложным, но, с другой стороны, он зачастую используется при проектировании оснований фундаментов, и поэтому нужно больше времени уделить его объяснению.

При изложении материала используем межпредметные и внутрипредметные связи. Рассказывая об условиях применения теории линейно-деформируемых тел для определения напряжений в грунтах, необходимо остановиться на их характере, сущности. Следует подчеркнуть, что области с предельным напряженным состоянием обусловлены снижением в них прочности грунта в связи с развитием касательных напряжений под подошвой фундамента, особенно у его боковых граней. При этом внутреннее сопротивление грунта, которое определяется законом Кулона и зависит от трения и сцепления в грунтах, оказывается ниже действующих касательных напряжений. Это приводит к тому, что в этих областях деформации опережают рост напряжений и обусловливают их нелинейную зависимость от действующих напряжений. При изложении второго условия применения теории упругости нужно остановиться на сущности стабилизированного состояния грунта. Опираясь на ранее рассмотренную модель грунтовой массы (вторая закономерность механики грунтов - водопроницаемость), необходимо объяснить, что в стабилизированном состоянии грунта поровое (нейтральное) давление близко к нулю и внешняя нагрузка полностью воспринимается скелетом грунта.

Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Факты включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. знание в форме утверждения, достоверность которых нельзя оспорить..

Теоретическое утверждение — утверждение, выведенное из общей теории, не противоречащее всем остальным положениям теории. Теоретические положения абстрактны, основываются на применении специальной терминологии, декларировании общих научных положений. Например, может представлять собой определение понятия, описание идеализированного объекта.

Оценочные суждения содержат оценку автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».

Предложение А носит фактический характер (банк отозвал лицензию)

Предложения Б, В, Г носят характер оценочных суждений, это видно по стилистике предложения «внимательнее отнестись», «лучше проверять», «вне всякого сомнения».

Предложение Д носит теоретический характер, представляет собой определение банка как важнейшего кредитно-финансового института.

Ответ: 1 2 2 2 3.

Вистунова Ирина Алексеевна

Какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер.


Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся».
Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты образуют эмпирическую основу познания. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить.

Наука различает три вида социальных фактов:

  • Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.
  • Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).
  • Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар".

Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении - «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» - констатируется факт.

С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения(высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочныевыражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением.

Итак, факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.

Для выполнения подобных заданий многие справочники рекомендуют пользоваться следующими рекомендациями:

Фактические суждения
Фактические суждения могут содержать следующие словосочетания:

Оценочные суждения
Примерами оценочных суждений могут служить :

Возникли

Считается, должны

Включают

С точки зрения исследователей

Цифры – (объем)

По-видимому

Решают

Думается

Предназначаются

На наш взгляд

Это – (какой-то факт)

Представляется

Во все времена была

Необходимо признать

Обеспечивают

По мнению ряда исследователей

Поэтому (утверждение)

С нашей точки зрения

Принята, утверждена

Скорее всего

Однако… (какой-то факт)

По нашему мнению

Имеют форму

Согласно другой точке зрения

Признает

Можно предположить

Запрещает (утверждение)

Преуменьшение…неоправданно

Поставила (свершившийся факт)

Идет довольно активно (какой-то процесс)

Вошла в десятку

Однако…

Связывают

Имеет уверенную тенденцию к сохранению

Состоялся

Заявили о слиянии

Что-то сегодня находиться в упадке

Окончила институт

Все это самым губительным образом отражается на…

Много тратит времени

Это величайшее завоевание цивилизации

Все больше пользуются

В этом году он получил злободневную направленность

Поставлен диагноз

Уровень существенно возрос

Специалисты зафиксировали

Это вызвало значительный рост

Акции нефтяной компании становятся «локомотивом»

Состоялся очередной Международный фестиваль дизайна

Вряд ли акции будут стабильны

В исследовании приняли участие 30000 мужчин

Она правильно поступает

Дата

Привычка может привести

Фактически свершилось

Он получил злободневную направленность и стал более современным.

Произошло

Уровень представленных работ существенно возрос

Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым

Полагаем, что такое распределения обязанностей негативно сказывается на взаимоотношениях в семье

Это мнение может объясняться низким уровнем образования