Правило на суффикс ок. Правописание слов с суффиксами - ок, -ек. Написание сочетаний –инк-, -енк

Цели урока:

  • совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
  • развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

2 . Словарная работа (Приложение 1 , слайд 5 ,6 )

Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.

3. Изучение нового материала.

Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка)

5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

№1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.

6. Работа в парах.

Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.

сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.

Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

7. Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Зарядка для глаз.

Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

(Приложение 1 . Слайд 8. Проверка)

9. Самостоятельная работа.

Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, -ик-, -ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4

10. Дифференцированная работа на доске и в тетрадях.

Запись слов под диктовку в два столбика: в первый– слова с ь на конце после шипящих, во второй– слова без ь.

Диктуемые слова: пейзаж, чертеж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.

11. Проверка (Приложение 1 , слайд № 9 ).

12. Домашнее задание: с. 22 № 6, правило с. 20.

Записать слова в два столбика в зависимости от места орфограммы.

Шепот, паучок, черный, щелка, жучок, шорты, бычок, шов, шорох, шажок, пчелы, капюшон.

Правописание слов

с суффиксами -ок, -ек.

Черничкина Галина Валентиновна



Четвёртое апреля

Классная работа


СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

А птека, библ ио тека, б о лото, д о рога, зап ад , м о л о ток, кр о вать, р а кета, тр а мвай, ш о фёр.

Проверь и оцени себя!


о к ко ок

горошки окошки пушок

Какие сочетания букв могут являться суффиксами?

Спишите слова. Разберите слова по составу.

О каком слове можно сказать, что оно «лишнее»? Почему?

Над правописанием какого суффикса мы будем сегодня работать?


ТЕМА

«НАПИСАНИЕ СУФФИКСА –ОК- ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ» ЦЕЛИ

Учиться…

Находить…

Различать…

Узнать…

Повторить…

Продолжить…

Употреблять…


  • Спишите слова.
  • Поставьте ударение
  • Выделите суффикс
  • Сформулируйте правило о написании в словах суффиксов -ок, -ек.

Правило.

-ок : бережок, волчок, петушок, сапожок.

Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: ножичек, орешек.


  • Образуйте от слов снег, жук, паук, язык однокоренные слова при помощи суффикса –ок.
  • Подчеркните букву в корне, которая изменилась при образовании нового слова.

Поставьте ударение

Подчеркните согласную перед суффиксом

После шипящих под ударением пишется

суффикс –ок .

Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение

бережок

волчок

петушок

сапожок

ножичек

орешек


Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три нагнулась и присела, На четыре – улетела.


Сапог

Сапож ок

Быч ок

Пирог

Пирож ок

Старик

Старич ок

Друг

Друж ок

Паук

Пауч ок

Снег

Снеж ок

Корень

Кореш ок


Чердак

Чердач ок

Кулак

Кулач ок

Башмак

Башмач ок

Судак

Судач ок

Стих

Стиш ок

Смех

Смеш ок

Пастух

Пастуш ок

Пуш ок


Составь словосочетания.

Разбери слова по составу.

маленький


Распределите слова на две группы

Мышонок, слонёнок, зайчонок, медвежонок, козлёнок, собачонок, котёнок.

  • Спишите слова в два столбика
  • Поставьте ударение
  • Выделите суффикс
  • Подчеркните согласную перед суффиксом
  • Сформулируйте правило о написании в словах суффиксов -онок, -ёнок.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Каких целей вы достигли?


Суффиксы -к-, -ек-, -ик-, -ок- встре­ча­ют­ся в мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем.

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих суще­стви­тель­ных нет суф­фик­са -к- , напри­мер, не будем его искать в непро­из­вод­ных сло­вах:

  • банк а
  • почк а
  • марк а
  • тарелк а
  • вилк а
  • ложк а
  • шапк а
  • маск а
  • кружк а
  • куртк а.
  • Примеры слов с суффиксом -к-

    Суффикс -к- име­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние и обра­зу­ет от суще­стви­тель­ных новые сло­ва с этим оттен­ком зна­че­ния, напри­мер:

    • бере­за - берёз к а;
    • печь - печ к а;
    • шап­ка - шапоч к а;
    • под­ко­ва - под­ков к а;
    • мар­ка - мароч к а;
    • курт­ка - кур­точ к а.
    • С помо­щью суф­фик­са -к- от гла­го­лов обра­зо­ва­ны суще­стви­тель­ные со зна­че­ни­ем про­цес­са или резуль­та­та дей­ствия, напри­мер:

    • поез­дить - поезд к а;
    • зана­ве­сить - зана­вес к а;
    • побе­лить - побел к а;
    • про­по­лоть - про­пол к а;
    • покра­сить - покрас к а;
    • заго­ро­дить - заго­род к а .
    • Примеры слов с суффиксом -ек-

      Суффикс -ек- ана­ло­гич­но обра­зу­ет суще­стви­тель­ные с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем. Встречается он после шипя­щих в сло­вах:

    • бараш ек
    • венич ек
    • ларёч ек
    • боти­ноч ек
    • ореш ек
    • кар­маш ек
    • пла­точ ек
    • чело­веч ек
    • лепе­сточ ек
    • мешоч ек
    • горош ек
    • В этом без­удар­ном суф­фик­се пишет­ся бук­ва «е» , если в нем выпа­да­ет глас­ная при обра­зо­ва­нии фор­мы роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го:

      бара́ш е к - нет бара́ш к а.

      Примеры слов с суффиксом -ик-

      Напротив, в суще­стви­тель­ном муж­ско­го рода пишет­ся суф­фикс -ик- , если в нем не про­ис­хо­дит исчез­но­ве­ния глас­ной в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, напри­мер:

    • но́л и к - нет но́л и ка;
    • кре́ст и к - нет кре́ст и ка;
    • ба́нт и к - нет ба́нт и ка.
    • Приведем при­ме­ры слов, име­ю­щих суф­фикс -ик- в мор­фем­ном соста­ве:

    • лист ик
    • холм ик
    • стол ик
    • куб ик
    • мост ик
    • дожд ик
    • хвост ик
    • каран­даш ик
    • луч ик
    • двор ик
    • сад ик
    • нос ик
    • шалаш ик
    • прут ик
    • рубл ик
    • дом ик
    • столб ик
    • ковр ик
    • ковш ик
    • час ик и.
    • Примеры слов с суффиксом -ок-

      В мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих соглас­ных «ж», «ч», «ш» , «щ» пишет­ся суф­фикс -ок- :

    • пры ж ок
    • гре­бе ш ок
    • зра ч ок
    • бор щ ок
    • При обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью суф­фик­са -ок- в корне про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных, напри­мер:

    • дру г - дру ж ок;
    • кру г - кру ж ок;
    • сне г - сне ж ок;
    • сапо г - сапо ж ок;
    • балы к - балы ч ок;
    • каб­лу к - каб­лу ч ок;
    • пу х - пу ш ок;
    • оча г - оча ж ок;
    • сто г - сто ж ок;
    • сун­ду к - сун­ду ч ок;
    • род­ни к - род­ни ч ок;
    • баш­ма к - баш­ма ч ок;
    • жу к - жуч ок;
    • бар­сук - бар­суч ок;
    • вол к - вол ч ок
    • Суффиксы существительных в русском языке

      Значение, которое придает суффикс слову.

      Правила написания суффикса.

      Исключения и примечания.

    • Пишется, если корень оканчивается на твердый согласный:
    • полос(а)- полос-оньк(а), лис(а) – лис-оньк(а), Лиз-оньк(а)

    • Пишется, если корень оканчивается на мягкий согласный или шипящий:
    • заря – зор-еньк (а), дорога – дорож-еньк (а), Саша – Саш-еньк (а)

      мам-еньк (а), пап-еньк (а)

      за-иньк (а), ба-иньк (и), па-иньк (а)

      горош-ин(а) – горош-ин-к (а), ссад-ин(а) – ссад-ин-к (а), солом-ин(а)-солом-ин-к (а)

    • Уменьшительно-ласкательный.
    • вишня (вишен)-виш-енк (а), сосна (сосен) –сос-енк (а)

    • Придает оттенок пренебрежения
    • душа – душ-Онк (а)

    • Используется при обозначении детенышей животных.
    • Пишется, если гласная суффикса при склонении сохраняется (в род.падеже):
    • ключ-ик – ключ-ик (а), нож-ик – нож-ик (а)

      замоч-ек – замоч(а), мешоч-ек – мешоч(а);

      кусОч-ек , оврАж-ек

    • Пишется под ударением:
    • волч-Ок , кулач-Ок

    • Пишется у существительных среднего рода с ударением на окончание (ударение идет после суффикса):
    • письмо – письм-ец (О), ружье – ружь-ец (О);

    • Пишется у существительных среднего рода, если ударение падает на основу слова (ударение предшествует суффиксу):
    • кресло – крЕсл-иц (е), масло – мАсл-иц (е);

      метель – метел-иц (а), красав-иц (а)

      лестница – лестнич-к (а), луковица – лукович-к (а), лисица – лисич-к (а)

    • в остальных случаях (не от слов с суффиксом –иц-):
    • Кол-ечк (а), Юл-ечк (а).

    • -чик- образует названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства;
    • -чиц(а) – названия лиц женского рода с тем же значением
    • Пишется после согласных д, т, с, з, ж :
    • кабак – кабат-чик , добыча – добыт-чик

      Но, в некоторых иноязычных словах (если основа оканчивается на две согласные) после т пишется –щик-:

    • Пишется только под ударением:
    • мор-ячк (а), сибир-ячк (а)

    • Обозначает лицо м.р. или ж.р., животное или предмет с оттенком ласкательности, иронии
    • хлеб-ушк (о), кум-ушк (а)

      бат-юшк (а), пол-юшк (о), зор-ющк (а);

      ум-ишк (о), пальт-ишк (о), страст-ишк (и)

      После суффиксов –ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк- пишется окончание:

        дом – дом-ищ (е), друг – друж-ищ (е), пыль –пыл-ищ (а)

        После суффикса пишется:

          домищ Е, мужичищ Е

          окончание –А (в сущ. ж.р.):

          силищ А, ручищ А

        • ня
        • грузин-к (а), артист-к (а)

        • Обозначает лицо мужского пола по отношению к занятию, профессии, деятельности
        • Один из самых активных суффиксов:
        • лес-ник , школь-ник , уче-ник , суббот-ник

          крив-изн (а) от кривой),

          нов-изн (а)(от новый)

          шир-ин (а) от ширь,

          глуб-ин (а) , тиш-ин(а)

          Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.

          Суффиксы имен существительных

          Приведен список суффиксов существительных, их правописание, значение, которое они придают новообразованным словам.

          Правописание суффиксов, образующих существительные с новым лексическим значением (словообразовательные суффиксы).

          Значение, которое придает суффикс слову.
          Правила написания суффикса.
          Исключения и примечания.

          заря - зор-еньк (а), дорога – дорож-еньк (а), Саша – Саш-еньк (а)

        • Пишется, в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом –ин(а) с помощью суффикса –к-:
        • снеж-инк (а), пуш-инк (а)

        • В словах не на –ин(а) (отличие от -ин+к-) образует существительные со значением лица (женский род, национальность, состояние):
        • беж-енк (а), монаш-енк (а), неж-енк (а), нещ-енк (а), француж-енк (а)

          Пишется в существительных, образованных от существительных на –ня, -на, у которых в Р.п. мн.ч. не пишется Ь на конце:

        • -онк- пишется после шипящих под ударением:
        • Пишется после шипящих под ударением:
        • волк – волч-Онок ()

          ключ-ик - ключ-ик (а), нож-ик – нож-ик (а)

        • Пишется, если гласная суффикса при склонении выпадает (в родительном падеже):
        • Пишется без ударения:

        • Пишется у существительных среднего рода с ударением на окончание (ударение идет после суффикса):
        • Пишется у существительных мужского рода (при склонении е выпадает):

          молод-ец – молод(а), гор-ец – гор(а)

          Пишется у существительных женского рода:

        • при образовании слов от существительных женского рода с основами на –иц, -ниц:
        • лестница – лестнич-к (а), луковица - лукович-к (а), лисица – лисич-к (а)

          семя – сем-ечк (о), ложка – лож-ечк (а), утро – утр-ечк (о),

          в именах собственных:

          Образует существительные со значением лица.

        • -чиц(а) - названия лиц женского рода с тем же значением
        • развед-чик , лет-чик , подпис-чик , смаз-чик , перебеж-чик ; развед-чиц (а), подпис-чиц (а)

          Прим., чередование согласных к, ч /т перед суффиксом –чик-:

          кабак - кабат-чик , добыча – добыт-чик

        • Образует существительные со значением лица– названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства.
        • Пишется, если основа заканчивается на другие согласные (отличные от д, т, с, з, ж):
        • смен-щик , халтур-щик , дрессиров-щик .

          процент – процент-щик, асфальт -асфальт-щик.

        • Обозначает названия лиц женского пола по профессии, по месту жительства.
        • Пишется в словах среднего рода:
        • солн-ышк (о), дон-ышк (о)

        • Пишется в словах мужского и женского рода:
        • уменьшительно-ласкательное значение (иногда с пренебрежением)
        • Пишутся в словах всех трех родов:
        • бат-юшк (а), пол-юшк (о), зор-ющк (а);
          ум-ишк (о), пальт-ишк (о), страст-ишк (и)

          После суффиксов –ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк- пишется окончание :

            в существительных ср.р. и неодушевленных сущ. м.р – О:

          в сущ. ж.р. и одушевленных сущ. м.р – А:

        • Придает увеличительное значение.
        • дом – дом-ищ (е), друг - друж-ищ (е), пыль –пыл-ищ (а)

          окончание –Е (в сущ. м.р. и среднего рода):

      • В уменьшительно-ласкательных словах, образованных от существительных на ня с помощью суффикса –к-, буква Ь пишется, если она есть в родительном падеже множественного числа:
      • кухоньк а (кухонь), няньк а (нянь), песенк а (песен)

        В названиях лиц женского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства:

        Пишутся с буквой И

        крив-изн (а) от кривой),
        нов-изн (а)(от новый)

        шир-ин (а) от ширь,
        глуб-ин (а) , тиш-ин(а)

        больш-инств (о) (от большой), старш-инств (о) (от старший)

        Пишутся с буквой О

        беготн я (от бегать)

        болтовн я (от болтать)

        добр-от (а) (добрый), красота

        трус-ость (трусить), бережлив-ость (бережливый) , трудн-ость (трудный) , доступн-ость (доступный), нов-ость (новый)

        Пишутся с буквой Е

        нищ-ет (а)

        живуч-есть

        человеч-еств (о)

        -ён(о)к-, -ун(о)к-, -е(н)ств-, -(ов)ств-, -ив-, -ев-, -их,
        -ние (-ение), -ак, -ок, -ач, -лец, -тель

        Суффиксы для образования форм слов.

        темя- тем-ен (и), семя – сем-ен (и)

        мать – мат-ер -и, дочь – доч-ер -и;

        Неизменяемые суффиксы:

      • -от- :
      • крас-от(а), добр-от(а), наг-от(а), долг-от(а), топ-от

        -ость- :

        зависим-ость(), доверчиво-ость(), опас-н-ость(), лен-ость(), наруж-н-ость(), о-круж-н-ость()

        -есть- :

        -ни(е) [н’ий’] :

        -чик- :

        -тель- :

        -ени(е) [эн’ий’] :

        Чередующиеся суффиксы:

      • -ик-/-ек-
      • -иц-/-ец- и др.
      • Похожие темы:

        Комментарии (43)

        Здравствуйте!
        Разъясните, пожалуйста, доступным языком, когда выделяется суффикс ОЧК, а когда отдельно ОЧ К

      • звёзд-очк(а) образовано от звезд(а) , суффикс -очк- придает уменьшительно ласкательное значение. Проверка: ламп-очк(а), кофт-очк(а), лент-очк(а) - суффикс -очк- с уменьшительно-ласкательным значением.
      • булоч-к(а) - родственные слова: булк(а),(нет) булок(),булоч-н(ая) - здесь чередование к/ч в корне и беглая о, слов с корнем бул- нет, следовательно выделяем корень булоч-, окончание (а), остается суффикс -к- (-оч- - часть корня).
        Проверка существования такой морфемы: слова руч-к(а),нож-к(а)- суффикс -к- с уменьшительным значением.
        Аналогично: лавоч-к(а) (лавк(а)), тарелоч-к(а) (тарелк(а)), маеч-к(а) (майк(а)) .
      • дыр-оч-к(а) - родственные слова: дыр(а), дыр-к(а), вспоминаем про чередование к/ч в корне и беглую о и выделяем суффикс -оч-, суффикс - к- придает уменьшительное значение,т.е. дырочка - это маленькая дырка. Аналогично: чаш-еч-к(а) (чаш(а)-чаш-к(а)),труб-оч-к(а) (труб(а)-труб-ка)), тетрад-оч-к(а) (тетрадь()- тетрад-к(а)) .
      • ёл-оч-к(а) - родственные слова ель, ёл-к(а), ёл-оч-н(ый), следовательно выделяем корень ел’, суффиксы -оч- и -к-;
      • ласточк(а), сорочк(а) - очк - часть корня.
      • В каждом случае необходимо определять лексическое значение слова (смысл), часть речи, найти однокоренные слова.
        При выделении суффиксов в слове трудно определить их количество и границы.

        Алгоритм выделения суффикса

        На примере слова дневник

      • Выделить корень, окончание: дн-евник () - от день-дн(я)-дн(и) (др- - корень).
      • Перебрать родственные слова, которые имеют в своем составе оставшуюся часть слова -евник : дн-евн (ой) . Следовательно выделяем суффикс -евн- .
      • Ищем родственные слова с оствщейся частью -ик- в составе. Такого слова нет. Следовательно, -ик- составляет один суффикс.
      • Ответ: дн-евн-ик() - суффиксы -евн, -ик.
      • Проверить морфемный разбор можно с помощью Яндекс-словарей по русскому языку - Морфемно-орфографический словарь.

        После выделения суффикса (приставки) необходимо проверить существование такой морфемы. Здесь пригодятся списки суффиксов на сайте (суффиксы и приставки надо «знать в лицо») и подбор слов с этой морфемой с тем же значением.

        При ответе использовала книгу Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. (ISBN 978-5-8112-3912-2)

        Здравствуйте!
        Опять запуталась… не поняла я, почему в словах будоч-к(а), баноч-к(а), ватрушеч-к(а), веревоч-к(а) такие корни? как понять, что это не суффиксы очк и оч к? моя дочка учится в 3-ем классе, перешла в 4-й. Как можно это объяснить ребенку?

        спасибо
        с уважением
        Евгения

        Во всех случаях рассматриваем родственные слова для правильного выделения корня, окончания и других частей. Понимание того, от какого слова образовалось исследуемое слово, является важным для правильного определения морфем.

        Есть чередование к/ч : рук(а), руч-н(ой) -> корень -рук/руч- -> руч-к(а) .
        Есть беглые гласные : полк(а), (нет) полок(), полоч-н(ый) -> корень -полк-/-полок-/-полоч- -> полоч-к(а) ;

        Аналогично (-оч- - часть корня, суффикс -к-):
        булк(а), булок(), булоч-н(ая) -> корень -булк-/-булок-/-булоч- (нет слов c корнем -бул-) -> булоч-к(а) (-оч- -часть корня, суффикс -к-);
        веревк(а), веревок(), веревоч-н(ый) веревоч-к(а) -> корень -веревк-/-веревок-/-веревоч- -> веревоч-к(а)
        банк(а), банок(), баноч-н(ый) -> баноч-к(а)
        будк(а), будок() -> будоч-к(а)
        ватрушк(а), ватрушек(), ватрушеч-н(ая) -> чередование к/ч, беглая е в корне -ватрушк-/-ватрушек-/-ватрушеч- -> ватрушеч-к(а);
        куртк(а), курток(), курточ-н(ая) -> курточ-к(а);

        Случаи, когда в слове есть суффикс -оч- и суффикс -к-:
        Дюймово-оч-к(а) - уменьшительно-ласкательное к дюймов-к(а);
        дыр-оч-к(а): дыр(а), дыр(ы) -> корень -дыр-; есть родственное слово дыр-к(а) (суффикс -к-), так как дырочка - это небольшая дырка, то выделяется суффикс -оч- (цепочка образования слов: дыр(а) -> дыр-к(а) -> дыр-оч-к(а))

        Аналогично:
        рам(а) -> рам-к(а) -> рам-оч-к (а), но может быть рам(а) ->рам-очк (а);
        тетрадь -> тетрад-к(а) -> тетрад-оч-к (а), но может быть разбор тетрадь -> тетрад-очк (а)
        нить -> нит-к(а) -> нит-оч-к (а), но нить -> нит-очк (а)
        сеть -> сет-к(а) -> сет-оч-к(а);
        ел-к(а) -> ёл-оч-к (а), но ель -> ёл-очк (а);
        игла -> игол-к(а) -> игол-оч-к (а), но игла -> игол-очк (а)

        Трудность в том, что при морфемном анализе слова могут соотносится с разными производящими словами, а, следовательно, и морфемы выделяются по-разному.

        В слове - однозначно суффикс -очк-:
        кофт(а) -> кофт-очк(а), нет слова «кофтка»;
        лент(а) -> лент-очк(а)

        Другие примеры:
        лист-оч-к(и) Ольга

        объясните, пожалуйста, почему: ленточка - однозначно с суффиксои -очк-? а не оч+к? ведь ленточный= лент+оч? тогда ленточка= лент+оч+к?

        лент\очн\ый - -очн- суффикс прилагательного, привносит значение «обладающий указанным признаком, качеством», используется для образования прилагательных с этим значением, напр., один\очн\ый (от один), карт\очн\ый (от карта).

        спасибо. так как же это запомнить, когда разбираешь слова на составные части (егэ) , чтобы определить оч+к или очк?

        Чтобы понять из каких частей состоит слово, надо изменить форму слова, просмотреть родственные слова, подумать как образовалось слово. Тогда всё будет понятно.

        Напишите, пожалуйста, как разобрать пр составу слово хлебушек. Суффикс -ушек- ?

        Можно проверять правописание, смотреть толкование и морфологический разбор слов с помощью Яндекс-словарей: yandex.ru -> Словари.

        Здравствуйте, скажите,пожалуйста, какие или какой суффикс у слова собачонка и почему?

      • Изменяем слово: собаки, к собаке, у собаки - корень собак-; собач-ий - в корне чередование к/Ч.
      • собач/онк/а - корень собач- (собак-), суффикс -онк-
      • Для проверки правильности выбора суффикса подбираем другие слова с таким же суффиксом: душонка (душа), ручонка (рука), т.е. такой суффикс -онк- существует и придает уменьшительно-уничижительное значение слову.
      • Ответ: собач/онк/а - корень собач- (собак-), суффикс -онк-, окончание -а
      • По словарю морфем (Ефремовой):
        онк-(а). Суффикс; = -ёнк-(а), -ёнк-(и) Формообразовательная единица, образующая 1) имена существительные мужского и женского рода с уменьшительно-уничижительным или с уменьшительно-ласкательным значением (душонка, избёнка, лошадёнка, ручонка…)

        Здравствуйте! Есть слово «неверие». К нему нужно найти слово, образованное по той же словообразовательной модели, что и слово «неверие»: основа существительного + префикс не- и суффикс -и[j]- -> образуется существительное со словообразовательным значением «отсутствие того, что названо производящим словом» (производящее слово «вера»). Помогите пожалуйста.

        незнание, неумение, нежелание, непослушание, непонимание, неприятие

        Спасибо большое! Подошло одно слово - неприятие!

        Русский язык без проблем

        Об орфографическом разборе см. страницу

        Правописание суффиксов существительных

        но н ожичек , орешек

        а суф. -иц- а бывает только в словах ж.р.

        но платьице , креслице

        -енк- а пишется в словах, от сущ., с основой в род. пад. множ. числа на -ен

        льдин а – льдин ка;

        деревень – деревень ка, кухонь – кухонь ка

        -юшк- пишется также в словах ср.р. с мягкой основой;

        -ышк- – в словах ср.р. с твердой основой,

        -ишк- – в словах с мягкой основой;

        всегда пишется окончание в ж.р.,

        в муж.р. в одушевленных , в неодуш. –

        в ср.р. всегда пишется окончание

        поле – полюшк о

        горе – горюшк о

        солнышк о, перышк о

        воришк а, трусишк а головушка , волюшка сынишка , хлебушко стёклышко , крылышко

        в остальных случаях пишется -ечк- а

        -ёнок (-онок)

        в словах женского рода окончание

        мягкий знак пишется только после буквы л

        НЕСТАНДАРТНЫЕ СЛУЧАИ ОБРАЗОВАНИЯ

        МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

        опёнок опят, а маслёнок маслят а

        болгарин болгары , татарин татары

        -ов-, -й-

        имя имен а , чудо чудес а

        сын сынов [й’ а] лист- [л’ис’т’й’ а],

        grammatika-rus.ru

        Правописание суффиксов существительных

        Этот видеоурок доступен по абонементу

        У вас уже есть абонемент? Войти

        На этом уроке мы рассмотрим правописание суффиксов имен существительных. К суффиксам, написание которых регламентируется определенными правилами, относятся суффиксы -ек- и —ик -, -чик — и —щик -, -ок- и -ек -, -оньк- и -еньк -, -ец- и —иц -. Рассмотрим правила написания этих суффиксов и узнаем о словах-исключениях.

        Правописание большинства суффиксов существительных

        Большинство суффиксов имён существительных пишутся всегда одинаково (без изменения в разных словах). Пример таких суффиксов:

        желт а, тиш а, прочн , пуст а, бег я, болт я

        Однако в русском языке существуют суффиксы, правописание которых подчиняется определённым правилам.

        Правописание суффиксов -ек- / -ик- (-чик-)

        Если при склонении слова гласная из суффикса выпадает, то это суффикс -ек- . А если при склонении существительного гласная не выпадает, а сохраняется, то это суффикс -ик- или -чик- .

        Например: ключ ключ а

        сарай – сарай а

        лист – лист а

        замоч – замоч а

        Правописание суффиксов —чик- / -щик-

        Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ш . Например, вклад , автомат , смаз , перебеж , разнос .

        Суффикс -щик- пишется в существительных, основа которых заканчивается не на: д, т, з, с, ш . Например, фонар , камен , барабан , дрессиров .

        Запомнить данные согласные поможет предложение: «Здесь жить!» . Слова в этом предложении состоят из необходимых нам согласных.

        Правописание суффиксов —ок-, -ек-, -оньк-, -еньк-, -онок-

        В суффиксах существительных -ок-, -ек-, -оньк-, -еньк- , -онок- после шипящих и ц под ударением пишется о , согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих будет писаться е .

        Например: звоноч (суффикс находится в безударном положении, поэтому пишем е ); крюч (суффикс находится под ударением, поэтому пишем о ), горош , друж , собач а, доч а.

        Правописание суффиксов —ец- / -иц-

        Правописание суффиксов -ец- / -иц- зависит от рода существительного, в котором пишется этот суффикс.

        Суффикс -ец- пишется у существительных мужского рода , например: красав , брат , мороз .

        Суффикс -иц- пишется у существительных женского рода , например: красав а, метел а.

        При склонении суффикс -ец- теряет гласную е, например: красав а, брат а.

        А в суффиксе -иц- при склонении гласная и сохраняется, например: нет красав ы, нет метел ы.

        У существительных среднего рода выбор суффикса -ец- / -иц- зависит от ударения.

        Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода надо писать суффикс -ец- , например: письм .

        Если ударение предшествует суффиксу, то надо писать суффикс -иц- , например: кр сл е.

        Правописание суффиксов -оньк- / -еньк- , стоящих не после шипящих

        Суффиксы -оньк- / -еньк- не всегда используются после шипящих.

        Суффикс –оньк- пишется у существительных после твёрдых согласных , например: берёз а, Лиз а, лис а.

        Суффикс -еньк- пишется только после мягких согласных или после шипящих , например: Вал а, туч а, Зо а.

        Исключения из этого правила : за а, па а, ба и.

        От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк- : маменька, папенька. Формы папанька и маманька являются просторечными, а значит, ненормативными .

        Написания типа Анниньк а, Лизаньк а, Марфиньк а, полосыньк а, встречающиеся в произведениях художественной литературы, являются ненормативными, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном русском языке нет.

        Правописание гласных в суффиксах существительных, образованных от глаголов

        После шипящих под ударением в суффиксах существительных, образованных от глаголов, нужно писать гласную ё . Например: ночёвка, корчёвка.

        Домашнее задание

        1) Вставьте пропущенные буквы.

        В училище готовили шлифов…иков, набор. иков и переплёт…иков.

        Смаз. ик смазал колёса вагона.

        Фонар…ик зажёг старые фонари.

        Извоз…ик перевозит людей.

        Камен. ик, стеколь. ик и водопровод…ик ремонтировали дом.

        Рез…ик по дереву работал с краснодерев…иком, гранит…иком и облицов. иком.

        2) Когда в суффиксах существительных пишется -ек-, а когда -ик- (-чик-)?

        3) Вставьте пропущенные буквы.

        Замоч…к, письм…цо, солом…нка, монаш…нка, полос…нька, хорош…нький, луж…ца, владел…ца, грузч…к, разносч…к, помощн…к, за…нька, строень…це, плать…це, лис…нька, топл…во, жар…во, докладч…к, рассказ…ц, дружоч…к, подароч…к, мешоч…к, шалаш…к, сарафанч…к, ул…чка (улица), умн…чка, сем…чко, врем…чко, баб…нька, Лиз…нька, Саш…нька, Зо…нька, солн. шко, пер…шко, своячен…ца, плохое здоровь…чко, горл…нка, толстолоб…к, тон…нький, ткач…ство, себялюб…ц.

    1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008.
    2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2008.
    3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2010.

    Урок

    по русскому языку

    3 класс

    УМК «Школа России»

    учитель начальных классов

    МБОУ СОШ №22

    г.о. Химки

    Кузнецова И.А.

    ТЕМА УРОКА «Правописание суффиксов -ик-, -ек-,

    -ок-»

    ЦЕЛЬ УРОКА: закрепить правило написания суффиксов –ик-, -ек- и алгоритм его применения; познакомить с правописанием суффикса –ок- после шипящих.

    Универсальные учебные действия

    Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов;

    Коммуникативные: строить высказывания, аргументировать свои ответы, организация собственной деятельности;

    Регулятивные: применять на практике установленные правила.

    Личностные результаты

    Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной деятельности на уроке; осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

    Образовательные ресурсы

    1.Учебник, рабочая тетрадь

    2. Карточки букв, слов

    3 Презентация

    Технологии : информационные, игровые, здоровьесберегающие, групповая работа.

    Организационная структура урока

    Мотивирование к учебной деятельности.

    Тихо сели, спинки прямо.

    Мы легонечко вздохнём

    И сейчас урок начнём.

    Проверьте вашу готовность к уроку.

    Откройте тетради, запишите число и классная работа.

    Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

    2.

    Чистописание.

    - Ребята, посмотрите, ваша задача по образцу правильно и аккуратно написать буквы: строчную е и строчную букву и.

    Молодцы, в ваши тетради приятно посмотреть, потому что вы все очень старательны и аккуратны.

    Но я знаю одного ученика, который совсем не старается и не хочет учиться.

    Может, кто-то из вас знает, как его зовут?

    А зовут его Виктор Перестукин. Он написал словарный диктант на двойку.

    Давайте проверим его, а я проверю вас .

    Слайд

    Дети пишут в тетрадях буквы е, и.

    Слайд с изображением Виктора Перестукина.

    3.

    4.

    5.

    Актуализация знаний

    Словарный диктант.

    - Первое слово « ученик ». Какую безударную гласную нужно написать? (Е ). Почему?

    Аналогичная работа со словами: вторник, среда, четверг.

    В слове столик наш герой написал букву е. Вы согласны? Покажите карточку, какую букву напишите вы?

    Ребята, каким правилом вы руководствовались при написании данного слова?

    Создание проблемной ситуации.

    Понаблюдайте над предложенными словами и попробуйте объяснить их написание.

    Достаточно ли у вас знаний для объяснения написания гласной в суффиксах данных слов? Какие слова вызвали затруднения?
    (Быч_к, друж_к.)

    Постановка учебной задачи.

    Итак, как бы хорошо вы ни работали на уроке, имеющихся у вас знаний о правописании суффиксов пока недостаточно для решения учебных задач.

    Поэтому сегодня мы продолжим работу с этой частью слова.

    Какая же тема нашего урока?

    Усвоение новых знаний и способов действий.

    Рассмотрите загадки, предложенные в упражнении 245 учебника.

    Попробуйте сформулировать правило о написании суффикса -ок- после шипящих.

    Прочитайте правило на с. 127 и сравните его с вашими предположениями.

    Выполните упражнение 246. Объясните написание гласной в суффиксе. Попробуйте определить, какое значение вносит суффикс - ок- .

    Обратите внимание на чередующиеся согласные в корне (лу к – лу ч ок) . Вспомните, что такое чередование.

    ФИЗМИНУТКА

    Работа по слайдам

    Потому что это словарное слово, его нужно выучить.

    Показывают гласные буквы (на карточках)

    Рассказывают правило и применяют алгоритм.

    На доске : быч_к, стульч_к,
    совоч_к, друж_к.

    Дети сообщают тему урока.

    Наблюдают над предложенным в упр. 245 языковым материалом.

    Самостоятельно формулируют орфографическое правило, после этого знакомятся
    с формулировкой, данной в учебнике.

    Письменно выполняют упр. 246, комментируя свои действия по цепочке.

    Определяют, какое значение вносит суффикс - ок- в лексическое значение слова

    6.

    7.

    8.

    Закрепление знаний и способов действий.

    Задание:

    Девочки выписывают слова с суффиксом –ик-, а мальчики с суффиксом -ек-.

    Проверка.

    дождик комочек

    кораблик сыночек

    винтик годочек

    гвоздик дубочек

    топорик молоточек

    плащик кружочек

    букетик

    Работа в группах.

    - Первая группа. Ваша задача выбрать карточки со словами родственными слову цвет; вторая – со словами родственными слову дождь, третья – лист. Среди них найдите слова на наше правило.

    Давайте посмотрим, что у вас получилось.

    1.Цвет, цветик, цветочек , цветочный.

    2.Дождь, дождик, дождичек , дождливый

    3.Лист, листик, листочек , листок.

    Молодцы! Вы хорошо усвоили правило написания суффиксов – ик- и ек-. Я надеюсь, что Виктор Перестукин тоже все выучил. Давайте его проверим.

    Игра «Помоги Виктору Перестукину» (алгоритм правила).

    Ребята, я вам приготовила сюрприз, а какой - вы отгадаете сами.

    Работа с кроссенсом .

    Сюрприз – книга Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».

    Кстати, книга о приключениях мальчика Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в нашей библиотеке, и я вам очень советую её прочитать, т.к. эта книга очень поучительна.

    Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Какое открытие сделали на уроке?

    Какой вид работы понравился больше?

    О чем хотели бы узнать подробнее?

    Домашнее задание

    (рабочая тетрадь упр. 244; творческое задание: составить рассказ о каком-либо растении
    по упр. 241 учебника)

    Самостоятельная работа

    Мальчики выписывают слова с суффиксом –ек-, а девочки – с –ик-.

    Двое детей работают у доски.

    Слайд

    Дети работают в группах.

    Фрагмент мультфильма

    Слайд. Кроссенс.

    Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
    записи.

    цвет

    цветик

    цветочек

    цветочный

    листик

    глазок

    роза

    листок

    дождь

    дождик

    дождичек

    дождинка

    ножечек

    лужица

    лесок

    вечерок

    лист

    листик

    листочек

    листок

    годок

    корешок

    стебелёк

    глазочек

    Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далековато не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та либо другая морфема. Вот поэтому представленную статью мы решили предназначить этой теме.

    Общие сведения

    Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Необходимо подчеркнуть, что сделать это нетрудно, но исключительно в том случае, если вам понятно основное правило российского языка, которое разъясняет правописание буковкы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некая часть людей повсевременно совершает одни и те же ошибки, и заместо «ключик» пишут «ключек», заместо «куст» – «кустек», «мячик» – «мячек» и проч. Вот поэтому в школьной программке этой теме уделяется повышенное внимание.

    Когда следует ставить буковку «и»?

    А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- понимаете вы? К ним относятся последующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, куст, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчишка, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусок, лицо, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождь, орех, садик, котёночек и пр.

    Как вы могли увидеть, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает огромные сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а как следует нереально найти, какую гласную нужно ставить в конце – «и» либо «е» (а, может быть, и «о»?). Вот поэтому советуем ознакомиться с надлежащими правилами российского языка.

    Основное правило

    Слово с суффиксом -ик- следует писать исключительно в том случае, если при его склонении гласная буковка «и» сохраняется. Для наглядности приведем определенные примеры:

    • карандашик - карандашИка;
    • диванчик - дивана;
    • огурчик - огурчИка;
    • калачик - калачИка;
    • куст - куста;
    • носик - носИка;
    • стульчик - стульчИка;
    • пальчик - пальчИка;
    • лицо - лица;
    • мальчишка - мальчугана;
    • ключик - ключИка;
    • мячик - мячИка;
    • самолётик - самолётИка;
    • листик - листИка;
    • винтик - винтИка;
    • бантик - бантИка;
    • мостик - мостИка;
    • кирпичик - кирпичИка;
    • дождь - дождя;
    • садик - садИка и пр.

    Когда следует ставить буковку «е»?

    О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы поведали чуток выше. Но необходимо подчеркнуть, что в российском языке часто встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтоб удостовериться, что в этих словах вправду пишется буковка «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (другими словами выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

    Приведем приятные примеры:

    • звоночек - звоноЧКа;
    • внучек - внуЧКа;
    • огонёчек - огонёЧКа;
    • горошек - гороШКа;
    • ножичек - ножиЧКа;
    • комочек - комоЧКа;
    • свисточек - свистоЧКа;
    • молоточек - молотоЧКа;
    • листочек - листоЧКа;
    • орех - ореха;
    • сыночек - сыноЧКа;
    • стебелёчек - стебелёЧКа;
    • кусок - куска;
    • мешочек - мешоЧКа;
    • цветочек - цветоЧКа;
    • платочек - платоЧКа;
    • пирожочек - пирожоЧКа;
    • котёночек - котеноЧКа и проч.

    Видите ли, достаточно просто найти, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в российском языке именуют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание находится в зависимости от тех либо других ситуаций (в этом случае от сохранности гласной при склонении слова).

    Имена существительные с суффиксом -ок-

    Выше мы разглядели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой имен существительных. Но во время словообразования таковой суффикс не вызывает никаких колебаний. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема фактически всегда занимает ударное положение. В итоге, буковка «о» в суффиксе -ок- слышится очень ясно. Для наглядности приведем несколько примеров:

    • кулачОк;
    • волчОк;
    • сынОк;
    • молотОк;
    • стрелОк;
    • петух;
    • дурачОк;
    • бережОк;
    • мелОк;
    • знатОк;
    • снежОк;
    • крючОк;
    • теремОк и пр.

    Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

    О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- есть, вы понимаете. Но тут появляется новый вопрос: “В каких случаях в 2-ух последних морфемах после шипящих следует ставить буковку «е», а в каких - «о»?” Ведь достаточно трудно найти, как будет верно: петух либо петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буковка «е», и буковка «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

    Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

    Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем приятный пример:

    • бережОк;
    • петух;
    • кулачОк;
    • волчОк;
    • мужичОк;
    • волчОк;
    • старичОк;
    • червячОк;
    • сапожОк;
    • дурачОк;
    • прыжОк;
    • косячОк;
    • сынОк;
    • снежОк;
    • крючОк и другие.

    Что касается суффикса -ек-, то он ставится только в тех словах, в каких на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную буковку во время склонения.

    Для наглядности приведем пример:

    • нОжичек
    • внУчек;
    • горОшек;
    • звонОчек;
    • комОчек;
    • молотОчек;
    • листОчек;
    • огонЁчек;
    • свистОчек;
    • сынОчек;
    • цветОчек;
    • стебелЁчек;
    • кусок;
    • мешОчек;
    • оврАжек;
    • платОчек;
    • пирожОчек;
    • котЁночек и другие.

    Методы образования слов с помощью суффикса -ок-

    Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- появляются с помощью прибавления морфемы к базе слова. В конечном итоге мы получаем новейшую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (к примеру, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
    Что касается суффикса -ок-, то он присваивает несколько другие значения:

    • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато?к, зятёк, грибо?к, листо?к и пр.).
    • Действие (приведем пример: зево?к, бросо?к, пино?к, глото?к, рыво?к, мазо?к, толчо?к, прыжо?к, шлепо?к, скачо?к, щелчо?к, хлопо?к и пр.).
    • Предмет, а поточнее итог деяния (приведем пример: обло?мок, мото?к, обру?бок, набро?сок, сле?пок, отпеча?ток, стежо?к, посёлок, вы?селок и пр.).
    • Предмет, а поточнее орудие деяния (приведем пример: свисто?к, звоно?к, гудо?к и пр.).
    • Предмет, а поточнее субъект деяния (к примеру, поплаво?к, движо?к, росто?к и пр.).
    • Место деяния (като?к).
    • Уменьшительно-ласкательное либо только ласкательное значение (к примеру, Нино?к, Витёк, Лидо?к, Игорёк, Сашо?к и пр.).
    • Лицо, которое производит действие (к примеру, ездо?к, едо?к, стрело?к, игро?к, ходо?к и пр.).
    • Лицо, которое появляется в итоге деяния (к примеру, недоно?сок, вы?родок, переро?сток, недоро?сток, подро?сток и пр.).
    • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (к примеру, пре?док, пото?мок и пр.).
    • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим именованием прилагательным (к примеру, дичо?к, бело?к, желто?к и пр.).
    • Вещество, которое названо мотивирующим именованием существительным (к примеру, мело?к).
    • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу схожих предметов. При всем этом их ровно столько, сколько именуется мотивирующим именованием числительным (к примеру, пято?к, деся?ток и пр.).