Прогулка вдоль Яузы (от устья до м. Ботанический сад). На берегу яузы Река яуза где

Главная - Россия - Москва

Яуза является самым крупным притоком Москвы-реки и второй по величине рекой столицы.
Ее длина составляет 48 км, в городской черте - 29 км.
Яуза берёт свое начало из болот на территории Лосиного острова, пересекает город Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву , где принимает многочисленные притоки.
В столице Яуза протекает в районах Медведково и Бабушкинская, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо и впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.

До XVIII века Яуза была известна как часть торгового пути из Москвы в Клязьму, причем участок в районе Мытищ проходили с волоком. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX до середины XX вв. считались основой первого централизованного Мытищинского водопровода. Начиная с XVIII века, берега реки Яузы от устья до Сокольников стали застраиваться, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, это сильно загрязняло воду.
В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты.
Сейчас в черте Москвы на Яузе имеется 28 автодорожных мостов, 5 железнодорожных, 2 метромоста, 6 - для трамвая, 23 - пешеходных.
В связи с сильным загрязнением реки ведутся большие работы по очистке. Яуза считается судоходной для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста, который находится недалеко от Преображенской площади.

Наша прогулка начнется у Большого Устьинского моста , где Яуза впадает в Москва-реку.
Отсюда открывается великолепный вид на одну из семи высоток Москвы. Жилой дом на Котельнической набережной был построен в 1952 году (арх. Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский, инж. Л.М. Гохман). Его высота составляет 176 метров, и он доминирует в районе, хорошо просматриваясь со всех окрестных улиц.


Здание состоит из трех корпусов, в которых расположены квартиры, магазины, почта, ателье и кинотеатр «Иллюзион». В центральном корпусе - 32 этажа, в боковых - 18.
Декор внешней части здания включает зубчатые башни и статуи, нижняя часть облицована гранитом. Внутренняя отделка вестибюлей выполнена из мрамора и гранита, оконные проемы обрамлены металлическим декором.
Здание на Котельнической, как и многие другие высотные сооружения Москвы, используется для наблюдения за погодой. Здесь определяются направление и скорость ветра.
В известном доме жили актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, поэт Александр Твардовский, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, композитор Никита Богословский, а также Дмитрий Чечулин - архитектор дома.
Планировалось, что высотка станет стратегическим объектом. Предполагалось проложить подземные туннели, ведущие к Кремлю , Новоспасскому монастырю и через Москву-реку.
Известным фактом является то, что высотку строили заключенные. Также говорят, что они позировали для скульпторов, лепивших барельефы.

С этой стороны Яузы проходит Подгорская набережная, названая так по крутому склону – Швивой горки, которая начинается отсюда.
С правой стороны находится библиотека иностранной литературы, открытая в 1922 году.
Первый изящно изогнутый пешеходный мост, который встречается на нашем пути, называется Тессинский . На этом месте он существовал как минимум с 1887 года. Свое название мост получил так в честь известного домовладельца А.И. Тессина.

Продолжим нашу прогулку по Серебрянической набережной (левая сторона по ходу движения) . Название набережной идет из XVII века, когда здесь находилась слобода Старые Серебряники, в которой жили мастера Серебряного монетного двора.
С двух сторон Яузу ограждает - решетка с советской символикой.


Серебряническая набережная переходит в Полуярославскую, названную по суконной фабрике Полуярославцева, находившуюся здесь в первой половине XVIII века.
Высокояузский мост , по которому проходит трасса Садового кольца, был построен в 1873 или 1890 году. В 1963 году его реконструировали (инженер С.И. Хейман, архитектор К.П. Савельев).

На высоком холме виднеются купола храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе .

Костомаровский мост был построен в 1941 году.


Обитель была основана митрополитом Алексием в 1357 году, свое название она получила по имени первого игумена Андроника, ученика Сергея Радонежского. Здесь хранится особо почитаемая икона Спаса Нерукотворного.
Обитель относится к первым сторожевым монастырям, построенным для защиты Москвы от вражеских атак. В монастырских стенах жил и творил великий русский живописец Андрей Рублев. Здесь же он умер и был похоронен. В настоящее время в обители обустроен Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева.
Также за стенами монастыря находится одна из самых древнейших построек Москвы - Спасский собор (1420-1427 гг.)
Пройдем под самым ярким мостом Яузы, который называется . Он является мостом Курского направления МЖД, построенным в 1865 году.


Своего назначения мост никогда не менял. Когда Яузу заключали в гранитные берега, его реконструировали в 1950-1951 годах, провели новые набережные через две крайние арки.
С левой стороны высится серое здание завода «Манометр».


А впереди находится элегантный пешеходный .
Он был сооружен в 1939 году и назван по Таможенному проезду, который вел от бывшей Складочной таможни до реки.



В 1936-1939, в рамках реконструкции водного хозяйства города, на месте бывшего Золоторожского моста насыпали искусственный остров, устроили плотину и шлюз (гидроузел) по проекту архитектора Г.П.Гольца. Это единственный из 4-ех судоходных гидроузлов на Яузе, строительство которых было предусмотрено Генеральным планом 1935 года. Остальные так и не были реализованы.
Его главной задачей было предупреждение наводнений во время весенних паводков и ливней. Плотина обеспечивает перепад уровней воды на Яузе до 4 м.
Шлюз может вмещать только небольшие маломерные суда.

Возле плотины всегда стоят суда для сбора мусора.

С левой стороны раскинулся район Сыромятники .
Его название происходит от стоявшей здесь в XVII веке сыромятнической слободы, в которой жили и работали шорники и другие мастера кожевенного (сыромятного) дела.
Изогнутый был построен в 1958 году на месте автомобильного моста. Его название происходит от поселка Салтыковка, который был расположен на землях, принадлежавших роду Салтыковых.


Пройдем дальше. Справа находится Лефортово .
В конце XVII века на пустынном левом берегу реки Яузы Петр I велел построить дома солдатского полка регулярного строя, первенца русской армии. Это место так и называлось - Лефортовская солдатская слобода, по фамилии одного из ближайших сотрудников и друзей молодого царя, выходца из Швейцарии , Франца Лефорта.
Дальше на нашем пути возвышается , построенный в 2003 году.


Был сооружен в 1781 году, раньше его называли Дворцовый, потому что по берегам Яузы в этой части находились дворцы. Но его переименовали в ходе реконструкции в 1940 году.
Лефортовский считается самым старым мостом в Москве.


Возможно, он был построен архитектором Семеном Яковлевым по образу и подобию знаменитого Каменного моста, возведенного в 1692 году через Москву-реку, который назвали «восьмым чудом света».
При реконструкции 1940 года повысили проезжую часть, а ширину моста увеличили с 15 до 23 метров, причем постарались оставить старинные мостовые опоры, скопированные с Каменного моста.
С левой стороны располагаются корпуса .


Начинался МГТУ с ремесленного училища, идея организации которого вызревала очень медленно. В 1826 году императрица Мария Федоровна «высочайше повелеть соизволила учредить большие мастерские разных ремесел» для мальчиков-сирот Воспитательного дома.
С этой целью известным московским архитектором Д.И. Жилярди был отстроен сгоревший еще в 1812 году Слободской дворец в Немецкой слободе. Здание приобрело современный вид в стиле позднего московского ампира. В центральной части оно украшено скульптором И.П.Витали многофигурной композицией «Минерва», символизирующей достижения науки и практические навыки ремесленника.


В 1830 году император Николай I утвердил «Положение о Ремесленном учебном заведении». С этого года и ведет свое летоисчисление нынешний МГТУ.
Лефортовский парк , расположенный с правой стороны, разбит в 1703 году, он считается первым регулярным парком в России и прообразом многих парков Санкт-Петербурга. Здесь же был Головинский сад, который при императрице Анне Иоанновне называли «Версалем на Яузе». От первоначальной голландской планировки в парке по сей день осталась липовая аллея, беседка-ротонда, пять прудов, скамейки и грот Растрелли.
Под Лефортовским парком проложен известный Лефортовский туннель , протяженностью 3 км, что делает его четвертым по длине городской туннелем Европы.
был построен в 1941 году на месте более старого моста.


Пройдем мимо жилых корпусов на Яузе.

Здесь через реку переброшен Рубцов мост .

До 2002 года он не имел названия, а затем получил его по существовавшему здесь селу Рубцово-Покровское. Поселение первоначально было известно как Рубцово; в первой четверти XVII века здесь располагался загородный дворец царя Михаила Федоровича, по велению которого в 1626 году был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы в память об освобождении Москвы от иноземных захватчиков, и село стало называться Покровское, или Рубцово-Покровское.

Ближе к Электрозаводскому мосту начинается промышленная зона.

Электрозаводский мост был сооружен в 1954 году на месте бывшего Рубцовского, первоначально называвшегося Покровский по церкви Покрова Богородицы в ближнем селе Рубцово. Современное название получил по находящемуся здесь «Электрозаводу».
Это самый загрязненный участок Яузы. Русло заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами.
Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы.
Яузу окружают заводы и промышленные предприятия.

А когда-то во времена Петра I здесь находилась Преображенская слобода , которая была колыбелью новой русской армии и флота (правая сторона Яузы по ходу нашего движения) .
Здесь родились первые русские полки нового строя из тех «потешных», сыновей слуг, конюхов, егерей и прочих дворцовых служителей, которым приказали быть при мальчике Петре для его потехи.
Между 2-м и 3-м Электрозаводскими переулками были построены новые скромные хоромы для государя.
Дальше проходим под Матросским мостом , который соединяет Стромынку и Преображенскую улицу. Его построили в 1956 году на месте старого моста, построенного в 1906 году и получившего название по ближней Матросской слободе.


Петр I на правом берегу Яузы (левая сторона по ходу нашего движения) построил парусную фабрику и при ней поселил Матросскую слободу. В 1771 году фабрику перевели в Новгород, а в ее зданиях был устроен Екатерининский матросский богаделенный дом для матросов-ветеранов.
был построен в 1965 году.


Справа тянутся корпуса психиатрической больницы №4 им. Ганнушкина .
Она была открыта в 1904 году как Котовская часть Преображенской больницы. С 1936 года носит имя П.Б. Ганнушкина.
В 1684 году на месте больницы Петр I построил «потешную крепость» (Прешбург), которая имела стены с башнями, и ров с подъемным мостом.
Впоследствии купцы Котовы приобрели этот участок и построили фабрику, которая после их разорения перешла во владение городской управы, передавшей в 1904 всю усадьбу Котовых Преображенской больнице.
В 1912-14 на пожертвования купцов Алексеевых, Королёвых и Хрущёвых были построены три корпуса (архитектор И.П. Машков), названные именами жертвователей. После Великой Отечественной войны были построены типовые корпуса. В больнице работали Н.Н. Баженов, В.А. Гиляровский, Е.К. Краснушкин, А.С. Кронфельд, А.В. Снежневский и другие психиатры. В 1975 открыт мемориальный музей П.Б. Ганнушкина.
И заканчивается наша прогулка на Оленьем (Глебовском) мосту , который соединяет Олений и Богородский Валы.


Мост был построен в 1982 году на спрямлённом русле реки взамен деревянного.
Свое название он получил по Глебовской плотине. До 2000-го года набережная Яузы здесь заканчивалась, теперь ее продлили до Ростокинского проезда.
От устья реки до Оленьего моста 9,6 км.

Используемая информация:
Романюк С.К. По землям московских сел и слобод

Я́уза - малая река в Московской области и в Москве, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина - 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.

Дноуглубительные работы

Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы. В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе начались дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В работах принимали участие плавкран «ПК-141», буксирные катера «Орион» и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью руфулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкосидящие катера типа «КС-100», «Сходня» и «Сетунь». В июле 2011 года проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу.В 2013г работы продолжились. Проводилось расчистка русла вдоль правого берега(Сыромянтическая наб.)

Галерея

Изображение:Yauza-m.JPG|Вид на 1-й Медведковский мост Изображение:Yauza-m2.JPG|Рекреационная зона около Сухонской улицы Изображение:Yauza-r.JPG|Рекреационная зона около Ростокинского акведука Изображение:Yauza River 001.jpg|Сыромятнический гидроузел Image:Preobr metrobrige.JPG|Преображенский метромост Изображение:Yauza_ustie.JPG|Устье реки Яузы в районе Котельнической набережной Изображение:Yauza istok.JPG|Исток реки Яузы в Мытищах, Ярославское шоссе

План реконструкции Яузы

Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 г. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище - Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов. В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал, по которому из Химкинского водохранилища вода поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку . Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

Мосты через Яузу

В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой - между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, поэтому этот мост малозаметен). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь - по которым ходит троллейбус и двадцать три - пешеходных.

Фауна

Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе Медведкова) наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята. В нижнем течении основная рыба - уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

Судоходство

Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ, на Яузе появляются суда «Мосводостока» - организации, на которую возложена ответственность за состояние реки. Доступен для мотоботов также верхний участок Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 2 км. Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг. Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20-25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров. На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.

Судоходная обстановка на Яузе представлена знаками «Якоря не бросать», установленными на стенках набережных. Самый верхний знак находится выше моста Ярославского шоссе. На шлюзе Сыромятнического гидроузла установлены светофоры. Над верхними воротами установлен знак "Надводный габарит-6.0 м". Над плотиной предупреждающие красные огни.

Сыромятнический гидроузел

Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893-1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе(Сыромятники).

Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.

В 2005-2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.

Здания на берегу Яузы

На правом берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Здесь же (теперь с набережной не просматривается) стоит Лефортовский дворец. На противоположном берегу раскинулся Лефортовский парк, а за ним на высоком берегу стоит Екатерининский дворец. Рядом на правом берегу за Лефортовским мостом стоит здание КБ Туполев, где ранее размещалась знаменитая «Туполевская шарага».

На высоком левом берегу Яузы стоят Андроников монастырь и храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе.

У устья на левом берегу стоит жилой дом на Котельнической набережной.

Экология

Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Правительство Москвы не уделяет должного внимания экологическому состоянию Яузы, несмотря на ставшие постоянными случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.

Притоки

Притоки Яузы: правые - Работня, Сукромка, Чермянка , Лихоборка, Каменка , Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра , Черногрязка; левые - Ичка, Будайка , Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.

Вконтакте

В 1908 году правый берег Яузы на участке от впадения реки Копытовки до пересечения с Камер-Коллежским валом становится официальной границей города Москвы.

Burov.yl , CC BY-SA 4.0

Притоки

Всего притоков у Яузы - 18: из них 12 - правых и 6 - левых.

  • правые: Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка;
  • левые: Ичка, Будайка, Богатырский ручей, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.

Происхождение названия

Яуза упоминается в летописи под 1156 годом как Ауза.

В. Н. Топоров сопоставляет название реки с балтийскими словами - латышским Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома».


Al Silonov , GNU 1.2

Судоходство

Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ, на Яузе появляются суда «Мосводостока» - организации, на которую возложена ответственность за состояние реки.

Доступен для мотоботов также верхний участок Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 3 км. Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг.

Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20-25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров.

На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.

Судоходная обстановка на Яузе представлена знаками «Якоря не бросать», установленными на стенках набережных. Самый верхний знак находится выше моста Ярославского шоссе. На шлюзе Сыромятнического гидроузла установлены светофоры. Над верхними воротами установлен знак «Надводный габарит-6.0 м». Над плотиной предупреждающие красные огни.

В средние века судоходная роль реки была куда больше, Яуза была частью одного из вариантов речного пути из Москвы-реки в Клязьму.

План реконструкции Яузы

Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 году.

По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище - Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов. В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом.


Амир-Хан , Public Domain

Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой , по которому волжская вода через Канал имени Москвы и Химкинское водохранилище поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку. Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893-1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники).


Lite , GNU 1.2

Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.


Eugeny1988 , GNU 1.2

В 2005-2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг. были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.

Спрямление русла Яузы

  • В 50-х годах двадцатого века в районе Электрозавода проводились работы по спрямлению русла Яузы, как реализация Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года. В рамках работ по спрямлению русла был построен новый Электрозаводский мост. Разница старого и нового русла Яузы видна на сравнительных картах Москвы 1952 г. и современной карте.
  • В 70-х годах двадцатого века в районе Медведково проводились работы по спрямлению русла Яузы. Вызваны они были сложностью строительства метромоста нового участка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся застройкой правого берега реки (на месте, где находилось старое русло Яузы впоследствии были построены два жилых квартала между проездом Шокальского и Сухонской улицей). Работы по спрямлению русла Яузы в районе Медведково были завершены в 1979 году.

Дноуглубительные работы

Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы.

2008

В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе проводились дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В работах принимали участие плавкран «ПК-141», буксирные катера «Нептун» и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью рефулерного земснаряда.


Sunmood1981 , GNU 1.2

2009

В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса.

2010

В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкосидящие катера типа «КС-100» - «Сходня» и «Сетунь».

2011

В июле 2011 года проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу.

2013

  • В 2013 году работы продолжились. Проводилась расчистка русла плавкраном «ПК-141» вдоль правого берега вниз по течению от Сыромятнической до Серебрянической набережных.
  • В ноябре 2013 года началась расчистка русла Яузы в районе Оленьего моста с помощью земснаряда «WATERMASTER».

2014

Весной 2014 года работы продолжились в районе Матросского моста. В апреле 2014 года «WATERMASTER» начал работу в районе Лефортовского моста. На берегу у моста был установлен сортировочный «завод» для обработки пульпы, подаваемой с земснаряда.

Экология

Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Участились случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.

Ещё в конце XIX - начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона говорилось:

«По берегам Я. в черте города и его непосредственных окрестностях много фабрик и красильных заведений, вследствие чего вода реки сильно загрязнена, окрашена и совершенно негодна для питья »;

с тех пор, по заявлениям экологов, ситуация только ухудшается пропорционально росту производства и населения Москвы.

Фауна

Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе Медведкова) наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята. В нижнем течении основная рыба - уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

Фотогалерея







Полезная информация

Характеристика

  • Длина - 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км.
  • Площадь водосборного бассейна - 452 км².
  • Средний расход воды - 9,4 м³/с.
  • Устье Яузы находится в центре Москвы, у .

Строения

Мосты через Яузу

В черте Москвы на Яузе имеется:

  • 28 автодорожных,
  • пять железнодорожных мостов,
  • два метромоста:
    • Преображенский - между станциями «Сокольники» и «Преображенская площадь»,
    • Медведковский - между станциями «Бабушкинская» и «Медведково»; на этом участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, а над рекой на опорах проложены трубы теплоцентрали и пешеходная аллея, - поэтому этот мост малозаметен).

Всего насчитывается:

  • шесть мостов, по которым ходит трамвай,
  • семь - по которым ходит троллейбус и
  • 23 - пешеходных.

Тоннели под Яузой

  • Лефортовский тоннель - часть третьего транспортного кольца c движением «против часовой стрелки» (та часть, что «по часовой стрелке», пересекает Яузу по мосту).
  • Метротоннели Арбатско-Покровской линии метро - на перегоне между станциями Бауманская и Электрозаводская.
  • Метротоннели Люблинско-Дмитровской линии метро - на перегоне между станциями Чкаловская и Римская.
  • Метротоннели Таганско-Краснопресненской линии метро - на перегоне между станциями Китай-город и Таганская.

Здания на берегу Яузы

На правом берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана.

Здесь же (теперь с набережной не просматривается) стоит Лефортовский дворец.

Самым крупным притоком Москвы-реки в пределах столицы России является река Яуза. Площадь бассейна, в котором она располагается, составляет 452 км 2 . Ее длина - 48 км, а ширина варьируется от 20 до 65 м, в основном такое расхождение происходит из-за искусственного расширения русла. Протекает река в северо-восточном и центральном районах Москвы. В 1908 году ее назвали официальной границей Москвы, на участке между Камер-Коллежкого вала и места впадения р. Копытовки. Яуза располагается в Северо-Восточном округе столицы. Она окружена небольшими лугами и полями. Питание водного потока на 90% снеговое.

Описание

Река Яуза имеет 12 правых притоков (Черногрязка, Сукромка и другие) и 5 левых (Золотой Рожок, Ичка). На ее берегах был возведен Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. Водный поток протекает через поселки Тайнинка, Перловка, города Москва и Мытищи. На ее берегах располагаются храмы Серафима Саровского и Сергия Радонежского, а также монастырь Андроников. Однако это не все достопримечательности, которые можно увидеть, проплывая по ней. На ее берегах красуются и Лефортовский. Впадает она в Москву-реку. Это место находится в районе Исток реки Яуза - болото в

Географические особенности

Яуза растянулась по Москве на 27 км, выныривая из района МКАДа на Широкую улицу. Течет через Бабушкинский район и Свиблово, Ботанический сад, проспект Мира, затем попадает в «объятия» набережной в Сокольниках. Перед тем как попасть в Москву-реку, протекает через Лефортово и Земляной вал.

Пойма реки Яуза практически в естественном состоянии сохранилась лишь в районе между Лосиным Островом и Сокольниками. Можно сказать, что этот участок совсем не затронул век технологий. Здесь она частично покрыта лесом. В то время как другие районы в основном заболоченные или представляют собой пустыри с сорняками. В 60-70 гг. из-за постоянных работ по расширению русла значительно снизился уровень воды в Яузе. Для того чтобы наполнить ее, были построены каналы, соединяющие Волжский бассейн, Химкинское водохранилище и Благодаря построению такого пути приток Лихоборка наполнялся водой, которую разносил по всей реке Яузе.

Топонимика

В некоторых древних летописях название реки Яуза звучало как Ауза. Ученые считают, что гидроним возник из славянских и финно-угорских языков. Скорее всего, название «Яуза» связано с балтийским словом Auzes, а также его апеллятивами Auzaine, Auzajs, что означает «ость», «солома», «стебель овса».

Исторические сведения о реке Яуза

Водный поток Яузы практически всегда был судоходным, соединяя юг России с Владимиром. В древних летописях было сказано, что он являлся достаточно важным водным путем города. В XVII веке на ней был создан флот. Петр I, последний царь и первый император Руси, мечтал, что именно она будет соединять Волгу и Москву-реку. Здесь был построен завод, на котором происходила выделка парусов.

На островах возле Яузы располагались мельницы, которые перемалывали зерно, поэтому люди, проживающие в округе, в основном занимались продажей хлеба. В древние времена река была важной торговой точкой, однако со стремительным развитием технологий она быстро потеряла свою значимость. Сейчас ее используют для проведения экскурсий по самому России, рассказывая людям историю и показывая достопримечательности.

Развитие судоходства

Река Яуза в Москве является судоходной, однако лишь в промежутке от Преображенской площади до Москвы-реки. На водном потоке стоят 23 моста для пешеходов, 28 - для автомобилей, 6 - для трамваев, а также 6 - железнодорожных. Здесь можно увидеть небольшие суда. А во время проведения технических работ, нередко можно встретить большие корабли организации «Мосводосток». Именно это предприятие занимается поддержкой состояния реки, следя за ее чистотой.

Судоходным участком можно назвать и расстояние в два километра от Ярославского шоссе до Богатырского моста. Тут чаще всего появляются мотоботы. Ранее в 2000 г. эта зона использовалась при реконструкции Яузы, с использованиями технических судов. Водный поток не отличается большой шириной. Практически все судоходные зоны достаточно узкие - не более 25 м, исключением является участок бьефа, который прилегает к Яузскому гидроузлу. Его ширина составляет практически 65 м. Здесь река окружена бетонными набережными, чья высота достигает 3 м.

Районы судоходства представлены знаком «Не бросать якоря». Плотина оборудована красными огнями, шлюз Сыромятнического гидроузла - светофорами.

К сожалению, в Средние века река Яуза, фото, присутствующие в источниках, поражают красотой, имела большое значение для государства, нежели сейчас.

Сыромятнический гидроузел

Сыромятнический гидроузел был возведен в 1940 году. Располагается он на реке Яузе недалеко от ее устья. Название произошло от Сыромятной слободы, находившейся рядом. Тут оборудована стоянка «Модоводостока». Суда этой организации отвозят мусор, собранный на Яузе и Москве-реке, на специальную базу, проводят общие очистительные работы и контролируют экологическое состояние.

Десять лет назад был проведен ремонт на гидроузле. Во время этих работ полностью починили шлюз и заменили затвор плотины. Еще раньше администрация города отремонтировала стены набережных.

Животный и растительный мир

Исток реки Яуза не особо богат рыбой. В верхнем течении водного потока обитает окунь, плотва, а в нижнем можно встретить жереха, уклейку, щуку. Здесь нередко появляются гуси, кряква, тростниковая овсянка, а также гнездуются многие птицы.

Как и для всех загрязненных рек, характерны такие растения и животные, как фито- и зоопланктон, зообентос (чаще всего встречаются пиявки и прудовики), надводные, с плавающими листьями и подводные водоросли. На такую бедность флоры и фауны в основном повлияло расположение. Находясь в черте большого города и имея на своих берегах огромное количество заводов и фабрик, река часто поддается сильнейшему загрязнению: нефтяные отходы и неочищенные стоки. Рыба просто не в состоянии выживать в таких условиях. Учеными были зафиксированы несколько случаев массового отравления.

Несколько слов о Москве-реке

Рассказывая о р. Яузе, нельзя обойти вниманием ее устье - Москву-реку. Она является главнейшей артерией столицы Российской Федерации. Ее общая протяженность составляет 502 км. Москва-река берет свое начало из большого болота возле Старького (Смоленская область). Впадает у города Коломны в Оку. Еще с древности она была достаточно важным водным объектом для государства, объединяя Новгород и Смоленск, Волгу и Дон. Такое же ее значение остается и на сегодняшний день. Происхождение названия реки связывают с фино-угорским, балтийским и славянскими языками. Точной версии не существует.

В реке Москве водится около 30-35 видов рыб. Чаще всего встречается лещ, плотва и окунь, намного реже щука, густера, жерех, сазан, судак и голавль. Лишь истинному рыбаку повезет поймать сома, язя, ряпушку и подуста. Для того чтобы увеличить популяцию такой рыбы, как стерлядь, в реку выпускают молодь, которую выводят искусственным путем. Благодаря действиям человека в Москву-реку переплывают рыбы из рядом располагающихся водохранилищ и рыбных хозяйств. Появляются популяции таких видов, как карп, угорь, толстолобик, чехонь и форель.

Экология

Из-за того, что река Яуза богата на промышленные предприятия, в определенных зонах поток заполнен мусором, стоками, нефтепродуктами. По этой причине вода приобрела устоявшийся неприятный запах.

В основном загрязнение реки происходит из-за металлов, органики, взвешенных веществ, которые практически не растворяются и скапливаются в русле. Все это поступает в водный поток с предприятий, которые стоят на ее берегу. В центре города загрязняют реку талые, ливневые и производственные воды. Поэтому качество воды постоянно ухудшается.

Еще с древних времен река имела неприятных запах, ведь так много вредных стоков выпускается именно в этот поток. По этой причине уже в XIX веке воду признали негодной для питья. Но долина реки Яузы все же смогла сохранить свое очарование. Она протекает в северо-восточной части Москвы. Ее природа выглядит очень естественно, привлекает местных жителей, которые с радостью приходят отдохнуть и приятно провести время. Несколько лет назад городская администрация привела в порядок эту часть реки, придавая ей уютный и эстетичный внешний вид: установила лавки и укрепления для берега, проложила дорожку.

Столица России насчитывает больше 100 водоемов. При этом река Яуза играет не последнюю роль в жизни города и не уступает своим значением главной артерии, Москве-реке. Она влияет на работу многих предприятий, а также от нее зависит экологическое состояние окружающей среды. О реке Яузе человечество знает уже несколько столетий, она связана со многими историческими деятелями и значимыми событиями в жизни России. На ее берегах стоят заводы и монастыри, учебные заведения и парки, стадионы и дворцы, библиотеки и здания, поражающие своей высотой и архитектурной индивидуальностью. Пойма реки Яузы включает в себя пруд, очень красивый и завораживающий своим внешним видом.

В субботу 17 декабря, в один из пасмурных декабрьских дней, когда несмотря на календарную зиму погода все еще продолжает напоминать позднюю осень, я вместе друзьями прогулялся вдоль Яузы - прошелся от устья реки до метро "Ботанический сад". Нам удалось не только пройтись вдоль реки, но также посетить Андроников монастырь, прогуляться по Лефортовскому парку, осмотреть дачу Строгановых и электрозавод, пройтись по акведуку через Яузу и много другое. Именно об этом я и собираюсь сейчас рассказать.


Субботнее утро. Еще нет и десяти часов утра, а мы уже, выйдя из метро на ст. Китай-Город, направляемся к устью реки Яуза, расположенному всего в десятке минут ходьбы от станции. Именно оттуда и должна начаться наша сегодняшняя прогулка, первая прогулка в рамках недавно придуманного мной проекта "Прогулки вдоль рек".
Погода пасмурная, всё небо затянуто густой пеленой облаков, обнадеживает лишь то, что обещанный в прогнозе дождь так и не дошел до Москвы.
Дойдя до устья, мы пересекаем Яузу по Малому Устьинскому мосту и начинаем наш путь вдоль реки.


Река Яуза, вид на устье и на Малый Устьинский мост.

Вскоре мы снова пересекаем Яузу, на сей раз по пешеходному Тессинскому мосту. С моста открывается красивый вид на Яузу и на высотку на Котельнической набережной.

Вид на реку Яузу, Астаховский мост и высотку на Котельнической набережной.

После небольшой фотосессии мы продолжаем наш путь.


Вид на р. Яузу от Высокояузского моста.


Вид на р. Яуза и Высокояузский мост.

Вскоре мы дошли до Котельнического моста, где снова вернулись на левый берег реки. С моста открывается вид на Андроников виадук - железнодорожный мост на перегоне между Курским вокзалом и пл. Серп и Молот, построенный еще в 1865 году и позже реконструированный в 1950-1951 гг.


Вид с Костомаровского моста на р. Яузу и Андроников виадук.

Недалеко от Костомаровского моста, на берегу реки Яуза располагается один из древнейших московских монастырей - Спасо-Андроников монастырь.
Именно туда мы и направились.


Вид на монастырь с Костомаровского моста.

Спасо-Андроников монастырь - бывший мужской монастырь, основанный митрополитом Алексием в 1357 году на высоком холме на левом берегу реки Яуза. Название свое монастырь получил по имени первого игумена - Андроника, ученика Сергия Радонежского.
Спасский собор монастыря, построенный между 1410 и 1427 годами при игумене Александре, на месте ранее существовавшей деревянной церкви, является древнейшим из сохранившихся московских храмов вне Кремля.
Внутри собор был украшен фресками Андрея Рублева, но от них уцелели только крохотные фрагменты. А сам преподобный Андрей Рублев, бывший монахом Андроникова монастыря, жил здесь до самой смерти, здесь же он был и погребен.
Спасский собор за время своего существования много раз подвергался разорению. В 1812 году во время сильнейшего пожара рухнула глава храма. Позже собор был восстановлен, но к нему были пристроены приделы и изменено завершение. Лишь в 1950 - 1960-х годах при реставрации собор был восстановлен в первоначальных формах.


Спасский собор.

В 1504 году в монастыре была возведена небольшая каменная трапезная - одна из немногих сохранившихся в Москве кирпичных построек XVI века. В 1691 - 1694 годах к ней была пристроена трехъярусная церковь в стиле московского барокко. В ее нижнем ярусе располагается престол во имя Знамения Богоматери, во втором - престол во имя Св. Архангела Михаила, в третьем - престол во имя Св. митрополита Алексия. Обычно эту трехэтажную церковь называют просто церковью Михаила Архангела. Ее строила царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I, а поводом для постройки стало рождение наследника престола царевича Алексея. Непростая судьба оказалась у построенной царицей Евдокией церкви - уже практически завершенная к 1694 году, она после ссылки Евдокии в монастырь 45 лет простояла не освященной, «без пения», и была освящена только в 1739 году.

В подклете церкви Михаила Архангела находится фамильная усыпальница рода Лопухиных. Здесь погребены отец царицы Евдокии, боярин Федор Абрамович Лопухин, а также генерал-аншеф Василий Абрамович Лопухин, герой битвы при Гросс-Егерсдорфе (1757), смертельно раненный в этом сражении (взято из http://russian-temples.ru/articles/spasoandronikov-monastyr.html/3/).


Церковь Михаила Архангела.

На территории монастыря нельзя также не обратить внимание на настоятельские покои, построенные еще в 1690 году.


Настоятельские покои.

В 1795 году на средства богатейшего купца первой гильдии С. П. Васильева в Спасо-Андрониковом монастыре началось строительство огромнейшей колокольни. «По нраву своему» купец пожелал, чтобы его сооружение было выше колокольни Ивана Великого. Но пыл купца охладил император Павел I, приказавший уменьшить высоту строившейся колокольни. Ее возведение было завершено в 1803 году. Высота колокольни составила 72,5 метра, что на 8,5 метра ниже Ивана Великого. Автором проекта, как считают, был известный московский архитектор Родион Казаков. В 1930-1931 годах колокольня Спасо-Андроникова монастыря была разобрана на кирпич (взято из http://russian-temples.ru/articles/spasoandronikov-monastyr.html/3/). Но на старых фотографиях можно увидеть, как выглядел монастырь в конце XIX века.

Вид монастыря в 1883 году. Фотография из википедии.

Но хватит о монастыре. Пора и продолжить нашу прогулку.

Осмотрев монастырь, мы продолжили наш путь по левому берегу Яузы вдоль Золоторожской набережной.


Еще пара видов Андроникова виадука.

Недалеко от виадука, на высоком левом берегу располагается бывшая дача Строгановых - господский дом, в котором сейчас располагаются какие-то организации, и полузапущенный старинный парк. Сам господский дом был построен в середине XVIII века, но позже перестраивался.


Дача Строгановых.

Осмотрев дачу Строгановых, мы снова спустились к Яузе и перешли её по пешеходному Таможенному мосту.


Вид с Таможенного моста на реку Яузу и Андроников виадук.


Таможенный мост.

Совсем недалеко от Таможенного моста на Яузе располагается Сыромятнический гидроузел.

Согласно Генплану 1935 года река Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. По нему предусматривалось строительство Северного канала (Химкинское водохранилище - Яуза) и нескольких гидроузлов, в том числе и на Яузе. Этот план не был реализован за единственным исключением. В 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893-1946) был построен Сыромятнический (Яузский) гидроузел.Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе(Сыромятники). Раньше на этом месте находился Золоторожский мост, соединявший Сыромятнический проезд с районом Лефортово. Мост был снесён перед постройкой гидроузла (взято из википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%8B%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BB).


Сыромятнический гидроузел.


Разлив на р. Яуза перед Сыромятническим гидроузлом.

Устроив небольшую фотосессию около Сыромятнического гидроузла, мы продолжили нашу прогулку.


Виды на р. Яузу с Салтыковского моста.


Вид на Салтыковский мост.


Мост третьего транспортного кольца через Яузу (вид с Лефортовского моста).

Перейдя снова на левый берег р. Яуза по Лефортовскому мосту, мы прогулялись через Лефортовский парк. Все-таки нынешняя погода не лучшее время для фотосъемок в парке, так что ограничусь лишь фотографией грота.


Грот в Лефортовском парке.

А так продолжим нашу прогулку вдоль р. Яуза.


Вид на р. Яузу с Госпитального моста.


Вид на р. Яузу с Рубцова моста.

Вскоре после Рубцова моста мы дошли до м. Электрозаводская, где пообедали в ресторанном дворике в местном торговом центре.

А после обеда мы продолжили нашу прогулку. Но прежде чем спускаться в реке, мы хотели посмотреть "Дворец на Яузе" и электрозавод.

Недалеко от м. Электрозаводская, на площади Журавлева, в 1903 году архитектором И. А. Ивановым-Шицом был построен Введенский народный дом. В те времена в нем располагался театр, также в нём простой люд мог просвещаться, читая книги в библиотеке, а также мог отдохнуть и поесть в чайной для бедного населения.
Позже уже в советское время в 40-х годах здание было перестроено в парадный дворец в стиле сталинского ампира. В самом же здании располагался театр им. Моссовета, а позже телевизионный театр.
Сейчас же здесь располагается театрально-концертный зал "Дворец на Яузе".


Дворец на Яузе.

Рядом же с дворцом на Яузе, располагается старый корпус электрозавода, основанного еще в 1928 году. Сейчас корпус занят арендаторами, собственно электрозавод располагается в нескольких новых корпусах по соседству.


Старый корпус электрозавода.

Осмотрев старый корпус электрозавода, мы спустились снова к Яузе и продолжили путь сначала по набережной, а уже потом по Краснобогатырской улице. К этому времени начало постепенно смеркаться, так что я закончу свой фотоотчет видом на Яузу, снятым с Матросского моста.


Вид на р. Яузу с Матросского моста.

PS: Все фотографии можно увидеть здесь.