Реформация и королевская власть в Англии XVI в. Реформация и королевская власть в Англии XVI в Продолжение политики по утверждению протестантизма

Протестантизм получил распространение во всей Европе, хотя и в форме различных вероучений: лютеранства, кальвинизма, анабаптизма, цвинглианства и англиканства. В истории европейской культуры английская Реформация занимает особое место. Как явление неоднозначное и во многом противоречивое, она оценивается зачастую необъективно, с впадением в некоторые крайности, обозначившиеся в традиционной «школьной» историографии. Одна из этих крайностей – сведение сложного социокультурного процесса к событиям жизни короля Генриха VIII (развод с Екатериной Арагонской и брак с Анной Болейн). Противоположная точка зрения, согласно которой Реформация в Великобритании является величайшим поворотным моментом современной истории, характерна прежде всего для британских историков. Например, Джеймс Фроуд писал: «Я убежден, что Реформация стала величайшим в истории Англии событием, мощной силой, распространившей англо-саксов по всей планете и оставившей след английского гения и характера в жизни человечества», а Дэвид Гум утверждал, что «английская Реформация стала via media между папизмом и радикализмом». Объективная оценка английской Реформации находится где-то между этими крайними точками, не лишенными, впрочем, субъективности и эмоциональности.

Характеризуя Реформацию в Англии, можно сказать, что, во-первых, она была движением скорее политическим, нежели теологическим (как в случае с Лютером), во- вторых, она была «островной» – имела четко ограниченные рамки распространения, не выходя за пределы Англии, и, в-третьих, это была не народная, а аристократическая реформа, осуществляемая «сверху». Именно этим объясняется и «половинчатость» данной реформы, ее гораздо менее радикальный характер, нежели на континенте. В частности, это можно увидеть, анализируя важнейший документ английской Церкви – «39 статей» (1571 г.).

Данный документ является суммарным изложением веры Церкви Англии. Статьи соответствуют умеренному курсу правления Елизаветы I, поэтому характеризуются вероучительной широтой и полиинтерпретативностью. Они сформулированы достаточно пространно и неопределённо, однако их анализ позволяет достаточно четко выявить основные особенности Реформации в Англии.

«39 статей» являются частью «Книги общих молитв», которая также содержит изложение всех богослужений и треб Англиканской церкви. Однако исследователи указывают на ряд противоречий между текстами «39 статей» и другими разделами «Книги общих молитв». Принято говорить о большей традиционности «Книги общих молитв» и о протестантском радикализме «39 статей». Возможно, это связано с конкретными историческими реалиями: статьи рождались в полемике не только с католиками, но и с крайними течениями материковой Реформации, что отражало две культурные тенденции: унификацию на общеевропейский манер и выделение культуры Англии как уникальной. С точки зрения современного человека, большинство статей посвящены малоактуальным для современного богословия вопросам (целибат духовенства, власть римского епископа, присяга в суде и т.д.), но совершенно не касаются фундаментальных вопросов, относящихся к систематической теологии (например, эсхатологии). Эти особенности документа хорошо отражают специфику английской Реформации в целом – она не была «реформацией богословской», подобно лютеровской.

По своему характеру английская Реформация менее радикальна, чем европейская. И дело не столько в обособленном, островном положении Великобритании (которое делало контакты протестантов более редкими), сколько в религиозности и традиционности сознания широких масс населения. Для английской Реформации, инициированной «сверху», факт возможного противодействия со стороны населения в случае радикальной смены культурного курса был определяющим. Поэтому правительство нашло некий срединный курс, реформируя часть внешних элементов религиозной составляющей (брак священников, уменьшение количества таинств, отмена иконопочитания, причастие мирян под двумя видами и пр.), не касаясь фундаментальных доктрин, носящих не столь явный для массы подданных характер.

Особенно важным в аспекте рассматриваемой проблемы является отношение к церкви. «39 статей» подчёркивают, что христианское учение основано исключительно на Священном Писании, то есть последовательно развивает в этом отношении тезис, весьма существенный для протестантов в их борьбе с католической церковью.

В существенных чертах англиканская церковь сохраняется и до сих пор в том виде, какой она имела в первые годы царствования Елизаветы.

Англиканская реформация вообще только усилила королевскую власть, и Елизавета до конца жизни пользовалась ей в самом широком объеме. Епископы всецело зависели от короны, светские лорды большей частью были нового происхождения и вели себя очень покорно за полученные земли из бывших монастырских имений.

Рядом с этой королевской реформацией в Англии происходила и реформация народная. Уже в первой половине XVI в. здесь были отдельные протестанты, не желавшие признавать королевского главенства в делах веры и находившие, что англиканская церковь недостаточно «очищена» от католицизма. При Елизавете эти люди уже начали составлять особую религиозную партию пуритан. Пуритане объявляли основой религии личную веру каждого и отрицали священную монополию духовенства. Они отрицали обряды и утварь, иконы, скульптуры – всё, что противоречило идеалу мирского аскетизма. Пуритане отрицали иерархический епископальный строй. Организационные принципы пуританской церкви, получившей название пресвитерианской, строилась таким образом, что во главе общины стоял пресвитер (старейшина), избранный из среды наиболее почитаемых людей. В сущности это были большей частью кальвинисты, но в конце царствования Елизаветы среди пуритан появились и сектанты, восставшие против всякой государственной церкви (кальвинистической) и требовавшие независимости отдельных религиозных общин, без всякого принуждения принадлежащих к тому или другому исповеданию. Впоследствии их стали называть индепендентами.

Итоги реформации в Англии оказались очень серьезными для ее общественно-политического и религиозного устройства. Раздав конфискованные у монастырей земли новой знати и буржуазии, король тем самым создал в их лице себе опору. Таким образом, в стране сформировался слой людей, заинтересованных в продолжении реформ и закреплении существующего положения. Новые дворяне хотели сохранить за собой полученные земли, и поэтому все они единодушно поддержали воцарение Елизаветы I, дочери короля от Анны Болейн, которая взяла курс на сохранение тех изменений, который осуществил ее отец.

Ещё одним результатом реформации стало создание новой, англиканской, церкви, которая существует и поныне. Умеренный характер преобразований способствовал ее сохранению и даже распространению, в то время как более радикальные течения теряли число своих сторонников.

Реформация в Англии сыграла определяющую роль в развитии капитализма в стране. Дело в том, что новая религия провозглашала главной целью необходимость материального обогащения и накопления экономических средств. Эта идеология полностью соответствовала чаяниям предпринимателей и буржуазии. Отныне их стремление к увеличению своих доходов получило догматическое обоснование. О дальнейшем углублении реформационных идей говорит факт распространения пуританского течения, которое ратовало за углубление реформ.

Список использованных источников

1. История Европы с древнейших времен до наших дней: в 8 т. / Л.Т. Мильская, В.И. Рутенбург, М.А. Барг и др. – М: Наука, 1993. – Т. 3. От средневековья к новому времени (конец XV – первая половина XVII в.). 653 с.
2. Кареев Н. И. Учебная книга по новой истории [Электронный ресурс]. –URL:http://rushist.com/index.php/tutorials/kareev-tutnewtime/479-reformation-in-england
3. Новая история стран Европы и Америки. Первый период: Учеб. по спец. «История» / В. Н. Виноградов, Н. М. Гусева и др.; под ред. Е. Е. Юровской и И. М. Кривогуза. – М.: Высшая школа, 1998. 415 с.
4. Норт, Дж. История Церкви / Джеймс Норт. – М.: Протестант, 1993. 413 с.
5. Соколов, В. Реформация в Англии / В. Соколов. – М.: Б.И., 1881. 548 с.

Доклад на тему “Реформация в Англии” обновлено: 21 февраля, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

История нового времени. Шпаргалка Алексеев Виктор Сергеевич

12. РЕФОРМАЦИЯ В АНГЛИИ

12. РЕФОРМАЦИЯ В АНГЛИИ

Непосредственным поводом к началу Реформации в Англии послужил отказ папы римского разрешить Генриху VIII развод с его первой женой Екатериной Арагонской. А причиной этого послужило то, что она являлась теткой германского императора Карла V. Так как папа не желал в тот момент обострять с ним отношения, то совершенно закономерно, что он отклонил просьбу английского короля. В ответ на отказ папы Генрих VIII издал в 1534 г. акт о супрематии (что в переводе с латинского языка означает «верховенство»). Король объявлялся главой английской церкви, в результате этого все католические догматы и обряды сохранялись, но место папы занимал король. Епископат стал опорой абсолютной монархии. В 1536 и 1539 гг. были закрыты монастыри и конфисковано монастырское имущество: здания, золотая и серебряная утварь и, самое главное, обширные монастырские земли.

Овцеводство и производство сукна издавна были основными занятиями англичан и важным источником доходов королевской казны. Англичане называли сукно «наиболее драгоценным продуктом королевства». Цены на шерсть непрерывно росли. Для выпаса овец требовались обширные пастбища. Поэтому землевладельцы захватывали общинные пустоши и выгоны, запрещали крестьянам пасти там скот. Недовольствуясь этим, они разными способами старались отобрать у крестьян их наделы: силой сгоняли крестьян с земли, разрушали их дома, сносили целые деревни. Насильственный сгон крестьян с земли получил название огораживаний.

Захватив крестьянские земли, дворяне разводили на них огромные стада овец. Для обработки полей и ухода за скотом они нанимали сельскохозяйственных рабочих – батраков. «Новые дворяне» забросили рыцарские доспехи и сели за счетные книги. Некоторые из них заводили ткацкие, кожевенные и другие предприятия. Десятки тысяч людей, согнанных с земли, пополняли ряды бродяг и нищих. Правительство издавало против них жестокие законы, предусматривавшие в виде наказания битье кнутом, клеймение раскаленным железом и даже смертную казнь. Большинство этих людей пополнило ряды реформацион-ного движения в Англии.

Больших успехов Англия добилась в правление умной, осторожной, прекрасно образованной Елизаветы I. При ней окончательно оформилась независимая от Рима английская церковь, получившая название англиканской. В 1559 г., когда она взошла на трон, организационное устройство церкви Англии утвердилось в формах, которые во многом сохранились до настоящего времени. За указанные 30 лет произошли многие изменения, однако англичане всегда придерживались мнения, что их церковь является не новой, а все той же церковью, которая просуществовала в Англии более тысячи лет; реформа же ее проведена для возвращения к модели церкви, представленной в Новом Завете. В подтверждение этой преемственности англичане ссылаются на свои вероучение, священство и литургию.

Но, несмотря на это, все же в результате рефор-мационного движения в Англии был осуществлен ряд серьезных изменений. Прихожане получили Библию на английском языке, а духовенство стало приучать их относиться к ней как к высшему авторитету в делах веры и жизни. Богослужение проводилось теперь на местном языке. Церковь Англии настаивала на самостоятельности национальных церквей во внутренних делах, на праве церквей действовать по своему усмотрению в отношении обрядов и богослужебной практики. Юрисдикционные притязания папы на территорию Англии были отвергнуты. Тем не менее из-за двойственного характера своей реформации церковь Англии претендует на название и католической, и протестантской.

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

РЕФОРМАЦИЯ

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

2. Реформация

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Очерк девятый Классовая борьба в Англии и переселение в Америку. Отношение колонистов к метрополии. Конфедерация Новой Англии. Индейские племена и голландские колонисты. Захват территории Нового Амстердама. Луизиана. Аграрный вопрос В эпоху Вальтера Ралея и в ближайшие

Из книги Дедушкины рассказы. История Шотландии с древнейших времен до Флодденского сражения 1513 года. [с иллюстрациями] автора Скотт Вальтер

Глава IV ПРАВЛЕНИЯ МАЛЬКОЛЬМА КАНМОРА И ДАВИДА I - БИТВА ПОД СТЯГОМ - ИСТОКИ ПРИТЯЗАНИЙ АНГЛИИ НА ГОСПОДСТВО В ШОТЛАНДИИ - МАЛЬКОЛЬМ IV ПО ПРОЗВАНЬЮ ДЕВУШКА -ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ФИГУР - ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕВ ПРИЗНАЕТ ВЕРХОВЕНСТВО АНГЛИИ, НО ОБРЕТАЕТ НЕЗАВИСИМОСТЬ

Из книги Царь грозной Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

8. КАК НАЧАЛАСЬ РЕФОРМАЦИЯ Ну а теперь давайте взглянем, что же в описываемое время творилось за границей. Затянувшиеся войны за Италию сделали жизнь в этой стране совсем не уютной. Вторгались французы, испанцы, города переходили из рук в руки, Богатые магнаты пытались

автора Зуев Ярослав Викторович

5.1. Реформация Считается, начало Реформации было положено немцем Мартином Лютером, хоть и до него, конечно, звучали упреки в адрес католического духовенства, лишь для виду соблюдавшего заветы Христа, а на деле погрязшего во всех тяжких. «95 тезисов» Лютера поставили вопрос

Из книги Большой план апокалипсиса. Земля на пороге Конца Света автора Зуев Ярослав Викторович

5.6. «Последняя любовь президента», или Реформация в Англии Надо сказать, что идеи Реформации с величайшей легкостью пересекли Ла-Манш. Тому было несколько веских причин. Во-первых, влияние итальянского банковского капитала в Британии было велико и в прежние времена,

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Реформация Реформация была следствием падения авторитета папства и пробуждения национального самосознания народов Европы. В 1303 г. французский король Филипп IV арестовал папу Бонифация VIII и перенес резиденцию пап в город Авиньон на Роне. В 1377 г. папский престол вернулся

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

РЕФОРМАЦИЯ Истоки Возрождения и Реформации были во многом общими. Новым культурным запросам отвечали гуманистическое движение и расцвет ренессансного искусства. Но на повестку дня встали такие вопросы, как освобождение народов Европы от духовного диктата Рима и

Из книги Идишская цивилизация: становление и упадок забытой нации автора Кривачек Пол

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

2. Реформация

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ, АНГЛИИ, ФРАНЦИИ И НИДЕРЛАНДАХ В государственно-политическом отношении Швейцария представляла собой конфедерацию кантонов, независимую от германских князей и даже от империи Габсбургов. В экономическом отношении разные кантоны Конфедерации

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1533 Реформация в Англии Инициатором Реформации на острове стал король Генрих VIII. Причина резкого поворота эксцентричного короля – поначалу обличителя Лютера и защитника католической веры – к Реформации была весьма прозаична – он захотел развестись с надоевшей ему

Из книги История Франции в трех томах. Т. 1 автора Сказкин Сергей Данилович

автора

II.6. Реформация

Из книги Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г. автора Воробьева Любовь Михайловна

Реформация в Ливонии Учение Лютера победило и в Ливонии. Оно нашло поддержку среди немецких колонистов, поскольку стало катализатором давних враждебных отношений между католическими епископами и орденом.Мы помним, что епископ Альберт был вынужден основать

Тест по всеобщей истории, тема «Королевская власть и Реформация в Англии»

7 класс

Часть 1

  1. В каком году в Англии был издан закон, объявивший короля главой церкви

А. 1532 Б. 1534 В. 1521 Г. 1558

2 . Реформация в Англии проводилась:

А. по требованию народа – «снизу»

Б. по воле короля – «сверху»

В. по воле короля – «сверху» и требованию народа – «снизу»

Г. по воле римского папы

3 .Кто помогал Генриху VIII в проведении Реформации?

А. Мартин Лютер

Б. Жан Кальвин

В. Томас Мор

Г. Томас Кромвель

4. Королева Мария получила в народе прозвание:

А. Великодушная

Б. Добрая

В. Католическая

Г. Кровавая

5. Время правления Елизаветы I называют:

А. «золотым веком»

Б. «смутным временем»

В. временем контрреформации

Г. реформации

6. Основное направление внутренней политики Елизаветы I

А. укрепление целостности страны, недопущение раздоров и смут

Б. усиление власти парламента

В. усиление католической религии

Г. укрепление учения Жана Кальвина

7. Вкаком году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу в Англии?

А. 1807 Б. 1815 В. 1825 Г. 1835

8 .В каком году и с какой целью была снаряжена «Непобедимая армада»?

А. 1532, завоевание Нидерландов

Б. 1825,завоевание Франции

В. 1568,завоевание Португалии

Г. 1588,завоевание Англии

9. «Закон о жильцах», принятый при Елизавете I

А. разрешал оказывать помощь на дому только больным и старым

Б. разрешал домохозяевам задолжавших квартплату жильцов выселять

В. разрешал домохозяевам задолжавших квартплату жильцов отправлять в тюрьму

Г. разрешал домохозяевам задолжавших квартплату жильцов заставлять бесплатно работать

10. Время правления Елизаветы I

А. 1858 - 1603

Б. 1853 – 1858

В. 1856 – 1868

Г 1836 – 1856

II. Часть

1 .Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого

Дата

Документ

  1. 1558 - 1603
  2. 1553 - 1558
  1. 1588

А. царствование Марии Католической

Реформация в Европе - это общественно-политическое и религиозное течение, которое привело к разрыву с католической церковью и созданию принципиально нового догматического учения. Кроме того, данный этап повлек за собой перераспределение земельной собственности, создание класса так называемого нового дворянства и в целом изменил культурный облик целого ряда западноевропейских стран.

Предпосылки явления

Начало реформации в Англии стало продолжением уже наметившихся тенденций в других государствах Западной Европы. Дело в том, что в Германии в начале XVI века широко распространилось учение Мартина Лютера и была создана новая, лютеранская, церковь, которая существенно отличалась от католической. Целый ряд историков склонен полагать, что подобные изменения имели глубокие социально-экономические причины. Дело в том, что в рассматриваемую эпоху монастыри и церковь были крупнейшими феодальными землевладельцами, а буржуазия и набиравшее силу среднее и мелкое дворянство было заинтересовано в получении земельных наделов. Королевская власть, нуждавшаяся в их поддержке, пошла на ряд серьезных мер по конфискации монастырского и церковного имущества и передала их своим приверженцам.

Причины изменений в стране

Начало реформации в Англии следует рассматривать в рамках характеристики ее социально-экономического, политического и культурного развития. Эта страна была первой, ступившей на путь активного капиталистического развития. Именно здесь началось активное внедрение машин в производство, изобретение различных технических устройств, которые привели к бурному развитию промышленности, торговли. Именно поэтому в государстве очень рано сформировался слой буржуазии и предпринимателей, который были заинтересованы в обогащении и получении прибыли.

Эта новая идеология получила очень широкое распространение и даже впоследствии нашла поддержку у королевской власти. Еще одна причина, которая способствовала столь серьезным переменам, - это то обстоятельство, что в данной стране никогда не был развит абсолютизм. Начало реформации в Англии следует связывать с последним фактом: короли здесь особенно нуждались в поддержке буржуазии и нового дворянства, которые стали основной экономической и социальной силой, так что с ними нельзя было не считаться.

Первые годы правления нового короля

Начало реформации в Англии относится к первой половине XVI века. Именно к тому времени уже достаточно созрели предпосылки для коренных изменений во всех сферах жизни. Впрочем, здесь же следует отметить, что в других странах Европы уже началось формирование новой церкви, несмотря на то, что католические власти принимали серьезные меры для ее подавления. Возникновение реформации началось при новом короле из династии Тюдоров. вступив на престол, поначалу поддерживал католицизм и даже написал римскому папе специальный памфлет в защиту этой веры. Впрочем, считается, что авторство было номинальным и что текст принадлежит его ближайшему помощнику Томасу Мору. Более того, король женился на которая приходилась тетей императору Священной Римской империи Карлу V. Он проводил политику по сближению с католической Францией: словом, начало его правления ознаменовалось поддержкой католицизма. Однако очень скоро Генрих VIII резко сменил курс, причиной чему послужили серьезные сдвиги в социально-экономическом и политическом развитии.

Семейный кризис

Выше уже указывалось, что в стране назрели глубокие и серьезные предпосылки для перемен во всех сферах жизни. Буржуазия и новое дворянство хотело заполучить земли монастырей и церкви, что, по сути, и послужило толчком к перевороту. Начало реформации в Англии, дата которого обычно относится к 1534 г., связано, однако, с внешним фактором. Дело в том, что король захотел развестись со своей женой, поскольку та не давала мужского потомства и к тому же была намного его старше. К этому государственному расчету еще прибавилась причина личного характера: Генрих влюбился в Анну Болейн, которая требовала законного брака.

Разрыв с Римом

Начало реформации в Англии, дата которой тесно связана с внутренней политикой короля, стало следствием чисто внешнего толчка, который привел к кризису в отношениях между правительством и католической церковью. По правилам того времени, разрешить развод мог только К нему и обратился Генрих в расчете получить разрешение на развод. Однако папа ответил отказом. Причиной послужило то обстоятельство, что он фактически находился под полным контролем Карла V, который был племянником Екатерины Арагонской. Тогда разгневанный король объявил, что больше не подчиняется папской власти и провозгласил самостоятельность английской церкви.

Изменения в управлении

Крупнейшим европейским событием стало начало реформации в Англии. 1534 год в этом отношении был переломным: ведь именно тогда король издал Акт о супрематии, который провозгласил его главой англиканской церкви. Эта мера, впрочем, не означала коренного переустройства церковного управления, поскольку по существу затронула лишь верхний уровень администрации, в то время как на местах продолжало существовать то же устройство, что и прежде. Также был сохранен епископат.

Новшества в организации

Королевская власть и реформация в Англии, по сути, не слишком противостояли друг другу, как это наблюдалось, например, во Франции. Напротив, в Великобритании правительство само сделало первый шаг к этому политическому и религиозному перевороту. Несмотря на сохранение традиционной католической обрядности и епископата, Генрих VIII взял в свои руки распределение церковных доходов. Кроме того, власть получила право назначать епископов. Но следующие шаги оказались еще более радикальными: правительство пошло на конфискацию монастырского имущества: драгоценностей и земли. Последние долго не оставались в казне: они были распределены между дворянами и набиравшей силу буржуазией.

Отличительные черты

Особенности реформации в Англии были следующие: во-первых, она не сопровождалась серьезными катаклизмами, как, например, во Франции или в Германии (в первой на несколько десятилетий разразились гугенотские войны, а во второй начались религиозные войны и крестьянская война). Во-вторых, политические, экономические и религиозные реформы осуществлялись королевской властью. В этом можно увидеть некоторое сходство с немецкими княжествами, в которых ряд правителей также поддержали новое учение. Однако в Англии все это происходило в масштабах всей страны. И наконец, реформация приняла в этой стране очень умеренный характер. По мнению ряда ведущих специалистов, заняла среднее, промежуточное, место между католицизмом и протестантизмом. В Англии сохранилась католическая обрядность и епископат.

Отношение общества

Одной из главных тем в истории раннего нового времени является реформация в Англии. Кратко об отношении к ней общественных кругов можно сообщить следующее: большинство буржуазии и нового дворянства приняло эти реформы. Однако были и недовольные. Среди протестантов нашлись такие, которые требовали еще бо́льшего упрощения церковной организации по примеру кальвинистов. Другие, напротив, ратовали за возвращение к католицизму. Король одинаково преследовал обе части оппозиции, и таким образом реформация в стране сохранила свой умеренный характер. Однако сторонники более радикального изменения в церкви все-таки сохранили и даже усилили к XVII веку свои позиции. Их стали называть пуританами, и именно под их эгидой и произошла годы правления Карла I Стюарта.

Последствия реформирования церкви

Итоги реформации в Англии оказались очень серьезными для ее общественно-политического и религиозного устройства. Раздав конфискованные у монастырей земли новой знати и буржуазии, король тем самым создал в их лице себе опору. Таким образом, в стране сформировался слой людей, заинтересованных в продолжении реформ и закреплении существующего положения. Новые дворяне хотели сохранить за собой полученные земли, и поэтому все они единодушно поддержали воцарение Елизаветы I, дочери короля от Анны Болейн, которая взяла курс на сохранение тех изменений, который осуществил ее отец.

Еще одним результатом реформации стало создание новой, которая существует и поныне. Умеренный характер преобразований способствовал ее сохранению и даже распространению, в то время как более радикальные течения теряли число своих сторонников.

Продолжение политики по утверждению протестантизма

Годы реформации в Англии охватывают время с 1534 года, когда Генрих VIII издал Акт о супрематии, и до 1603 года, когда умерла его дочь, Елизавета I, которая, по сути, закрепила достижения своего отца. Характерно, что после смерти короля его политику продолжили регенты при его малолетнем сыне которые принадлежали к протестантской партии. Однако он правил недолго, и после его смерти к власти пришла дочь Генриха Мария, которая стала проводить политику по возвращению католицизма. Она вышла замуж за испанского короля, сторонника католицизма, и начала гонения на протестантов.

Однако после ее смерти провозгласила курс на утверждение нового учения в стране. Преобразования Генриха были узаконены, протестантизм был провозглашен как государственная религия, а переход в католицизм приравнивался к государственной измене. Католики должны были платить более высокие налоги, чем протестанты. Таким образом, в Англии окончательно утвердилась реформация умеренного толка.

Значение

Реформация в Англии сыграла определяющую роль в развитии капитализма в стране. Дело в том, что новая религия провозглашала главной целью необходимость материального обогащения и накопления экономических средств. Эта идеология полностью соответствовала чаяниям предпринимателей и буржуазии. Отныне их стремление к увеличению своих доходов получило догматическое обоснование. О дальнейшем углублении реформационных идей говорит факт распространения пуританского течения, которое ратовало за углубление реформ.

Развитие капитализма в контексте реформации

Реформацию в Англии следует рассматривать в контексте изменений во сей Европе в целом. Причину же ее победы следует искать в зрелости капиталистических отношений и окончательном оформлении класса буржуазии, которая и поддержала это течение. В то время как в некоторых других странах, например во Франции, реформационное движение потерпело поражение из-за того, что там были еще очень сильны феодальные отношения.

Реформация в Англии (таблица ниже иллюстрирует ее причины, ход и итоги) была этапом в общеевропейских религиозных переменах.

Правители Причины Ход Итоги
Необходимость создать социальную опору для королевской власти в лице буржуазии и новых дворян. Развитие капитализма требовало новой идеологии, которая бы оправдывала стремление к накоплению материальных благ Акт о супрематии; провозглашение короля главой новой англиканской церкви, но сохранение епископата. Конфискация земель и имущества у монастырей и раздача их знати и дворянам, а также буржуазии Создание нового социально слоя дворян и буржуазии, дальнейшее развитие капитализма из-за концентрации земель у новой знати
Елизавета I Необходимость сохранить и укрепить преобразования Генриха VIII, которые отвечали чаяниям и желаниям большинства буржуазии и новой знати Провозглашение протестантизма государственной религией, для католиков, умеренный ход реформации Окончательное оформление англиканской церкви, которая заняла промежуточное положение между католической и кальвинистской

Англия по сути была страной победившего капитализма, и этот социально-экономический слой требовал обоснования, что и дала ему реформация. Также необходимо учитывать тот факт, что реформация по своему духу совершенно соответствовала английскому менталитету с его практичностью и деловитостью.

Начало Реформации в Англии связано с именем анг-лийского короля Генриха VIII(1509-1547 гг.), который превратил-ся в одного из самых яростных противников папства. Заседавший при нём «парламент Реформации» принял целый ряд законов, пол-ностью преобразовавших английскую церковь и выводивших её из-под власти Рима. Важнейшее значение имел Акт о супрематии (верховенстве), провозглашавший короля главой английской церк-ви.

Реформация в Англии приняла необратимый характер после восшествия на престол королевы Елизаветы в 1559 г. В начале её правления парламент подтвердил верховенство короны в делах церкви и принял Акт об унификации, согласно которому все англи-чане обязывались совершать богослужения в соответствии с прави-лами реформированной церкви.

Англиканская церковь

Обновлённая церковь получила название англиканской . Она за-няла промежуточное положение между католицизмом и протестан-тизмом. Являясь полностью независимой от Рима и перейдя с латы-ни на английский язык , англиканская церковь во многом сохранила католическую догматику и церковное устройство. Сохранялась, в ча-стности, ведущая роль епископов в церковной организации, в связи с чем англиканскую церковь называют епископаль-ной.

Закрытие монастырей

В Англии были закрыты тысячи монастырей, ко-торые владели почти четвертью всех обрабатывае-мых земель в стране. Это был крупнейший передел собственности в новой истории Англии, имевший ог-ромные социальные последствия. Таким образом, Ре-формация превратилась в мощнейший фактор преоб-разования всего английского общества .

Распространение грамотности

Важнейшим следствием Реформации в Англии стало массовое рас-пространение грамотности. Библия была переведена на английский язык, а поскольку у англичан того вре-мени практически не было других книг, Священное Писание превратилось в их главное чтение. Преди-словие к английскому переводу Библии призывало ве-рующих к независимому изучению Слова Божия. Материал с сайта

Пуритане

По-скольку англиканская церковь сохраняла многие элементы католицизма, в Англии под влиянием кальвинизма зароди-лось движение пуритан . Их название произошло от английского слова, означающего «чистый», поскольку пуритане требовали пол-ного очищения своей веры от католического наследия. Пуританст-ву суждено будет сыграть огромную роль как в судьбе своей страны, так и в истории британских