Скачать презентацию астафьев конь розовой гривой. Презентация к рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" (6 класс). Подготовка к работе на основном этапе


Вопросы: 1. Как зовут бабушку героя? а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна. 2.Как зовут главного героя? а) Санька, б)Гришка, в) Мишка. 3. О чём мечтали все деревенские мальчишки? а)о прянике конём; б)об игрушечном коне; в) о настоящем коне. 4. За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник? а)уборка в доме; б) работа в огороде; в) собранные в лесу ягоды. 5. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес? а) корзинка; б) ведерко; в) туесок 6. Из-за чего произошла ссора между левонтьевскими ребятишками в лесу? а)из-за съеденных ими ягод; б)из-за героя рассказа; в) просто так. 7. Что посоветовал сделать Санька герою рассказа, чтобы тому не попало от бабушки? а)вообще не ходить домой; б) всё честно рассказать бабушке; в) наложить в туесок травы, а сверху засыпать ягодой. 8. Что просил шантажом у главного героя его лучший друг? а) калач; б) булка; в) шаньга. 3


4 Какова основная мысль рассказа? Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон. И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать...


5 Работа по вопросам 1.В какое время и где происходят события рассказа? Назовите приметы того времени, а также место действия. 2.От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Что вы можете рассказать о герое рассказа? 3.Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом. Ответьте текстом.


6 Работа с текстом Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник совсем другое дело. С таким конём сразу почёту сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса потерял, хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться тут он, тут конь-огонь!









Слайд 1.Тема: Урок нравственной доброты по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цели урока:

1. Дидактические:

    знакомство с художественным миром В. П. Астафьева

    анализ рассказа «Конь с розовой гривой»

2.Развивающие:

    совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся

    расширять и обогащать словарный запас школьников

    совершенствовать навыки работы с текстом

3.Воспитательные:

    воспитывать внимательного читателя

    воспитывать чувство доброты стремление оставаться человеком в любых ситуациях

4.Коммуникативные:

    совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.

Ход урока.

Слайд 2- что вы можете рассказать об авторе произведения? Произведения многие автобиографичны. Что такое автобиография? Рассказ « Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер.

Наша с вами задача сегодня: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие уроки он несет.

Слайд 3. Давайте разберемся в названии произведения. Почему произведение так называется?

Слайд 4. Как вы думаете есть по-настоящему кони с розовыми гривами? (да)

Слайд 5,6,7. Ребята, а почему пряник в форме коня?

( Выбор формы пряника не случаен. Конь - символ сельской, крестьянской, жизни. Конь для крестьянина в то время был кормильцем: это и средство передвижения, и пахарь, и перевозчик грузов, и главный герой крестьянских праздников, и друг – крестьянин ухаживает за конем, как за человеком, общается, как с другом.)

А что даем нам цвет розовый? (цвет детства, чистоты, наивности, невинности, радости)

Слайд 8. Какое ключевое слово в названии? (пряник)

Давайте составим ассоциативный ряд к слову пряник.(учащиеся на отдельных листах)

Уроки жизни

Прощение

Раскаяние

Давайте зачитаем описание пряника в тексте.

Слайд 9. Что лежит в основе рассказа?

Почему мальчик отправился в лес?(своим трудом заработать пряник)

С кем мальчик отправился в лес?

Слайд 10.Давайте назовем глаголы, которыми автор описывает поход за земляникой.(записи в тетрадях) как вели себя Левонтьевские дети?

Слайд 11. Какую посуду взяли с собой левонтьевские дети? О чем говорит описание посуды?(бесхозяйственность)

Во что собирал Витя землянику? (аккуратненький туесок)

Слайд 12. Мы для себя должны определить названия некоторых слов. Словарная работа.

Увал-

Туесок-

Шаньга-

- Из каких семей дети?

Кто их родители?

Мы неслучайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание.
- Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идёшь по жизни. Подрастая, человек может уже заниматься самовоспитанием, но в юном возрасте воспитательную среду представляет ЧТО? Семья.

Слайд 13. Как воспитывали Витю? Как воспитывали в семье Левонтия? (обсуждение:цитаты.)

Слайд 14. Диспут.

Раз есть проступок, значит есть и наказание.

Что такое наказание? (обсуждение с родителями)

Какое может быть наказание?

Слайд 15. Проснулась у мальчика совесть, стыд за содеянное?

- А чем бабушка закрепляет нравственное пробуждение СОВЕСТИ? (дает ПРЯНИК).

- Чем стал этот ПРЯНИК для героя рассказа? (символом совести). А ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ? (ответы детей)

Слайд 16. Исполнилась ли мечта мальчика?

Слайд 17. Так все-таки, чем же в данном рассказе является Конь с розовой гривой? (Игрушкой? Лакомством? Символом?)

Слово учителя .Да, этот рассказ о детстве – чудной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени, когда ты бывал невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчеркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.

Анкеты для родителей.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Нужное отметьте значком √.

1. Ваши отношения с сыном (дочерью) Вы оцениваете как:

а) благополучные

б) неблагополучные

в) затрудняюсь ответить

2. С какими проблемами в воспитании взрослеющего сына (дочери) Вы сталкиваетесь?

3. Часто ли вступаете в конфликт с ребенком?

а) да б) нет в) затрудняюсь ответить

4. По какому поводу у Вас бывают конфликты с ребенком?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Можете ли Вы извиниться перед сыном (дочерью), если чувствуете, что были не правы?

а) Да б) нет в) затрудняюсь ответить

    Какую помощь в решении семейных проблем Вы хотели бы получить от специалистов учреждения образования?

Информацию о _____________________________________________

Индивидуальную консультацию (у кого) ___________________________

Что-то еще (что именно) ______________________________________________________________________

    На Ваш взгляд, с какими проблемами сталкивается Ваш сын (дочь)?

а)

б) затрудняюсь ответить _____________________________________________

в) у него (нее) нет проблем ___________________________________________

Спасибо за сотрудничество.

Уважаемые родители!

Вариант или варианты выбранных ответов, пожалуйста, подчеркните ручкой. Благодарю за сотрудничество.

Анкета

1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?

Да
- Не очень
- Плохо
2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?

Круглые сутки
- 5-6 часов в сутки
- 1-2 часа в сутки
3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?
- Всегда
- Иногда
- Никогда

4. Как вы поощряете своего ребёнка?

Радуетесь вместе с ним его успехам
- Стараетесь совместно организовывать досуг
- Просто хвалите
- Покупаете дорогие вещи, подарки, даёте деньги
5. Как вы наказываете своего ребёнка?

Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним
- Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете
- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.
- Наказываете трудом
- Не разрешаете гулять, общаться с друзьями
- Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)

Бабушка - внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”.

Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”.

Бабушка держала деньги - “запас” на черный день”.

Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома”.

Бабушка - внуку, пытающемуся прорваться в дом Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане - вошь на аркане”.

По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал конь с розовой гривой. „Бери, бери, чего смотришь?“”

Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено”.

Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывали в день получки не только левонтьевский дом, но и всех соседей”.

Заполошная тетка Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, а то и на тройку, когда возвращала долг”.

Дом их стоял сам собою, на просторе, смотрел на свет белый кое-как застекленными окнами. Весною семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это исчезало в утробе печки, раскорячившейся посреди избы”. “Дядя Левонтий курил на чурбаке, изображавшем крыльцо”.

Ходил дядя Левонтий в штанах на одной пуговице, а рубаха и вовсе без пуговиц”.

Залезли в чей-то огород, напластали беремя луку-бутуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”.

Растерзали рыбину за некрасивый вид. Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа.

Санька учит обману: “Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод - и готово дело”.

Урок нравственной доброты

по рассказу В.П. Астафьева

«Конь с розовой гривой»

-Признайся в содеянном

-Спешить делать добро

Урок нравственной доброты

по рассказу В.П. Астафьева

«Конь с розовой гривой»

- Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок

-Признайся в содеянном

-Раскаяние приносит облегчение

-Спешить делать добро

-Надо быть милосердным всегда

-Люби ближнего своего как самого себя

Сертификат

участника


В.П. Астафьева

«Конь с розовой гривой»

10.03.2014г

Сертификат

участника

открытого урока нравственной доброты по рассказу
В.П. Астафьева

«Конь с розовой гривой»

10.03.2014г.

1.Если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения, и урока на будущее.

2.Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания.

3.Поощрение и наказание - основные воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мы достигаем определенной воспитательной цели. Цель наказания, таким образом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого - прощение.

4.Прощение - это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это по сути примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Виктор Петрович Астафьев Особенности языка в рассказе В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

2 слайд

Описание слайда:

Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой. Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер.

3 слайд

Описание слайда:

Разминка «Зашифрованный код». 1. Шалости на реке. 2. Бабушка простила. 3. Рыбалка. 4. За земляникой. 5. Жалко ягод. 6. Левонтьевское семейство. 7. Дивный конь с розовой гривой. 8. Бабушка уезжает на рынок. 9. Кража калача. 10. Ссора. 11.Переживания мальчика в ожидании бабушки. 12. Обман раскрыт. 13. В лесу. 14. Урок на всю жизнь. 15. Санька советует обмануть бабушку. Восстановите последовательность событий. Запишите только цифры в последовательном порядке.

4 слайд

Описание слайда:

Разминка «Зашифрованный код». 1. Левонтьевское семейство. 2. За земляникой. 3. В лесу. 4. Ссора. 5. Жалко ягод. 6. Шалости на реке. 7. Санька советует обмануть бабушку. 8. Кража калача. 9. Бабушка уезжает на рынок. 10. Рыбалка. 11.Переживания мальчика в ожидании бабушки. 12. Обман раскрыт. 13. Бабушка простила. 14. Дивный конь с розовой гривой. 15. Урок на всю жизнь. 6,4,13,10,5,1,15,9,8,3,11,12,2,7,14.

5 слайд

Описание слайда:

Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»? - Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали? В основе рассказа «Конь с розовой гривой» лежит обман самого родного человека, бабушки, и справедливое наказание.

6 слайд

Описание слайда:

Проверим домашнее задание. Расскажите о пользе чтения этого рассказа, как будто перед вами человек, не любящий читать, но вы его должны убедить прочитать этот рассказ (3 аргумента или более).

7 слайд

Описание слайда:

Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую неприятную жизненную ситуацию? Рассказ носит поучительный характер. Обманом опозорив бабушку, Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Катерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обличенный внук чувствует стыд и раскаяние. Но какой поражающей неожиданностью явился для него обещанный бабушкой за землянику пряник, с мечтой о котором Витька по понятным причинам уже распрощался. Если перевести поведение бабушки (пряник все-таки дарит) на язык «неофициальной педагогики», как делает это А.Ланщиков, то бабушка наказывает внука…добротой. И дело не только в понимании, что нельзя обманывать и предавать близких, а в сознании необходимости прощать. Какие уроки нравственности вы вынесли для себя?

8 слайд

Описание слайда:

Уроки нравственности Умей признать ошибки Умей говорить «нет» Помогай другим Умей прощать Не поддавайся на провокации Будь честным Будь решительным

9 слайд

Описание слайда:

Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю? душевная чуткость обостренная совестливость неприятие зла в любых его проявлениях любовь ко всему прекрасному: как он рассуждает о «коренных песнях» каждой семьи на селе О чем бы вы спросили Витю? Какие черты характера героя есть у вас? Можно ли у Вити чему-либо научиться?

10 слайд

Описание слайда:

Каким вы представляете себе автора рассказа? пожилой человек, любящий свою Родину, родных умеющий видеть прекрасное вокруг умеет и учит нас любить жизнь, уважать все то, что человеку в жизни выпадает всю жизнь благоговел перед чудом Природы, Слова, Музыки и свое благоговейное чувство он выразил живым, полнокровным, музыкальным по ритмике и интонации, русским языком. Как создается автором такая красота? Писатель использовал просторечные слова, диалекты, слова разговорного стиля, фразеологизмы, неправильные грамматические формы. Почему не заменил на стилистически нейтральные?

11 слайд

Описание слайда:

Урок-исследование. Особенности языка в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Задание 1. Составьте словарь диалектных слов, используя сноски на страницах учебника. Слова необходимо расположить в алфавитном порядке. Бадога Заимка Заполошная Поскотина Туесок Увал Шаньга Яр

12 слайд

Описание слайда:

Задание 2. В тексте рассказа употреблены просторечные слова. Найдите соответствие просторечных слов общепринятым нормативным словам. 1. таскаться 2. цапнуть 3. укатывалась 4. поносила 5. пожрал 6. жрут 7. ша 8. парнишка 1.быстро и грубо хватать 2. ругала 3. съел 4. замри 5.ходить без дела 6. подросток 7. быстро уходила 8. едят

13 слайд

Описание слайда:

Задание 3. Слова разговорного стиля замените стилистически нейтральной лексикой. 1. ластиться 2. рвануть 3. умудрялась 4. ковырять землю 5. корить 6. ушмыгнуть 7. говаривать 8. хорохориться 9. срамила ласкаться резко тронуться с места ухитрялась слишком медленно делать упрекать незаметно уйти говорить храбриться позорила Нейтральная лексика - общеупотребительная лексика, не связанная с разновидностями стилей и не имеющая эмоциональной окраски.

14 слайд

Описание слайда:

Задание 4. Запишите напротив фразеологизмов их значение. 1. остались хвост да грива 2. устроить пир горой 3. ударялись в рев 4. попал на уду 5. лешак с тобой Насколько это возможно, со всех сил (бить кого-либо). Шумное застолье, гулянка. Громко плакать, навзрыд. Ошибиться, принять неверное решение (уда – удочка). «Чёрт с тобой»(лешак – леший). Фразеологизмы - неделимое на отдельные слова сочетание слов, значение которого мы понимаем в целом.

15 слайд

Описание слайда:

Здание 5. В речи автора и в речи персонажей встречаются слова, употребленные в неправильной грамматической форме. Образуйте и запишите правильную форму слов. 1.супротив(автор) 2. ихнем (автор) 3. бегишь (Танька) 4. запнешша (Танька) 5. выдь отсюдова (Левонтий) 6. жисть (Левонтий) Напротив. Их. Бежишь. Запнёшься. Выйди отсюда. Жизнь. Просторечная лексика - слова, употребляющиеся в литературном языке в целях сниженной, грубоватой оценки предмета речи. Разговорный стиль - употребляется в непринужденной свободной обстановке, в условиях свободного общения.

16 слайд

Описание слайда:

Задание 6. О ком бабушка так говорит. Как вы понимаете эти слова. В кармане вошь на аркане. Бабушка так говорит о бедных людях. Означает, что в карманах - пусто. Бедность. В одном кармане - вошь на аркане, в другом блоха на цепи. Пусто, причем безнадежно пусто. Аркан - по-татарски, то же, что и лассо, по-американски - это веревка из конского волоса, которая не мокнет, не свивается, петля легко скользит. Арканят (обездвиживают) , лошадей, людей и т.д., причем, намертво.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В.П. Астафьев Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Презентацию составила: Гурьева К.С., учитель литературы

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) Из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет. Окончил 6 классов в Игарке, где жил с отцом и мачехой; в 1936-37 - беспризорник, потом детдомовец. В 1941-42 учился в ФЗУ; на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 - на передовой, получил тяжелое ранение, контужен. С 1945 жил на Урале (Чусовой, с 1963 - Пермь), побывал подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком. После публикации в 1951 своего первого рассказа «Гражданский человек» в газете «Чусовской рабочий» стал ее литературным сотрудником (до 1955). В 1950-е гг. издает в Перми книги рассказов для детей («До будущей весны», 1953, «Огоньки», 1955; итоговый сб. « Зорькина песня», 1960), роман о преобразовании отсталого колхоза «Тают снега» (1958). С 1958 - член Союза писателей СССР, в 1959-61 учился на Высших литературных курсах в Москве при Литературном институте им. М. Горького. С конца 1960-х гг. жил в Вологде, в 1980 вернулся в родные места, жил в Красноярске и селе Овсянка.

Вопросы В какое время и где происходят события рассказа? Назовите приметы того времени, а также место действия. От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Что вы можете рассказать о герое рассказа? Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом.

Вопросы Почему герой рассказа любил бывать в семье соседа дяди Левонтия? Почему мальчик отправился в лес? Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?

Теория литературы Фабула – последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении. Эпизод – отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.

Задача каждой группы - найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.

Вопросы Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник - коня с розовой гривой? Почему же бабушка Катерина Петровна всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука?

В.П. Астафьев Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе «Конь с розовой гривой»

Работа с текстом «Бабушка ещё долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, била себя руками по бёдрам, плевалась, а я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседний дом…» - Чем было вызвано такое состояние рассказчика? Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку- батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» - Выпишите глаголы из этого отрывка. Как они характеризуют этих ребят?

Работа с текстом Обратите внимание, как называет писатель детей Левонтия: «ребятишки Левонтия », « левонтьевские орлы», «братья Левонтьевы», « левонтьевская орда», народ – Что можно сказать об отношении автора к детям? Как оно менялось и почему? Почему из всей истории рассказчик особенно запомнил «того дивного коня с розовой гривой»? Чем особенно дорог ему этот подарок?

Художественно-выразительные средства «Стоял он (дом) сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами – ни забор, ни ворота…» - Какой художественный приём использовал автор, какую роль он выполняет? «- Я, Петровна, простор люблю! – и обводил рукой вокруг себя. – Хорошо! Как на море! Ничего глаз не угнетает!» - Кому принадлежат эти слова, как они его характеризуют, что мы знаем о нём из текста? Назовите художественное средство.

Словарь сибирских диалектизмов Увал. Туесок. Заполошная. Шаньга. Заимка. Поскотина. Яр. С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?

Итоги Произведение Астафьева очень поучительное, т.к. … в нем описываются как плохие черты характера: обман, мошенничество; так и хорошие черты: доброта, доверчивость, снисходительность.

Практическое задание Как я понимаю смысл названия рассказа «Конь с розовой гривой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся к осмыслению нравственных уроков произведения: б...

Презентация к рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Нравственные проблемы рассказа.


В.П.Астафьев

  • Таких, как Астафьев, называют совестью нации.
  • Это был очень честный, чуткий, непримиримый ко лжи и злу человек.
  • Герои его книг – простые люди и природа Сибири.


  • Люди жили очень скудно, часто не хватало самого необходимого - пищи. Это было очень трудное время. Страна была разорена, утомлена войной.
  • Не хватало самого необходимого.
  • «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего - навсего «пряником конем».

Это было очень трудное время. Страна была разорена, утомлена войной. Люди жили очень скудно, часто не хватало самого необходимого - пищи, одежды, того, к чему мы привыкли как к само собой разумеющемуся. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего- навсего «пряником конем». Об этом мы узнаем в первых же строках рассказа.

Главный герой рассказа, семилетний мальчик Витя, встречает в своей жизни много плохого и хорошего, на своих ошибках он пытается понять, как ему надо жить, чтобы не мучили угрызения совести. В том, как он пришёл к такому пониманию жизни,


2. Главный герой

  • От чьего лица ведется повествование?
  • В какой семье растет герой?
  • Почему «пряник конем» такая желанная мечта?
  • (Повествование ведется от первого лица. Это воспоминание писателя о собственном детстве. События рассказа как будто увидены детскими глазами.)
  • (Маленький мальчик, герой рассказа,- сирота. Мать у него утонула, об отце ничего неизвестно. Рос мальчик без родителей, видимо, с раннего возраста, потому что о матери он вспоминает только, когда пьяный сосед начинает его жалеть: «Мать-то ты хоть помнишь?» Жив он с бабушкой, дедушка приезжает с «заимки» время от времени. Для мальчика приезд дедуш- ки - радость. Бабушка строгая, воспитывает внука в труде. «Пряник конем» нужно еще зара- ботать: набрать земляники для продажи.

Почему «пряник конем» такая желанная мечта?

  • Дети не избалованы вкусной едой, они не всегда и едят досыта . Соседские ребятишки постоянно голодные. Бабушка героя «никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо».
  • Пряник кажется сказочно красивым . «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые».
  • Пряник и лакомство, удовольствие, которое хочется растянуть, и игрушка. «Пряник можно засунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял! - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь- огонь!..»

3. Нравственные проблемы рассказа

  • Нравственные проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения, это проблемы с точки зрения их человечности, гуманности.
  • Художественная литература

всех времен и народов

поднимает вопросы

справедливости,

чести и добродетели.


  • Основная тема многих рассказов Астафьева -

тема взросления, становления личности человека .

  • Писатель показал, как незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, изменить его, испытать чувство раскаяния

Почему через много лет, после многих событий, автор пишет:

«А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой…»?


  • Как противопоставлены герой и Санька в эпизоде сбора ягод?
  • Как герой оказался в зависимости от Саньки?

Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений?

  • Мальчику нелегко дался обман, он понимает, что совершил «злодейство». Его мучит совесть.
  • «Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?»
  • «А что если разбудить ее и все-все рассказать?»
  • «И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?»

Вывод

Бабушка купила «пряник конем», обманувшему ее внуку, так как верила в него, понимала, что он будет раскаиваться в своих «злодеяниях». Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание.

Д. з. Написать небольшое сочинение « О чём меня заставил задуматься данный рассказ?»