Рефлекс. Рефлекторная дуга. Условные рефлексы Скачать презентацию на тему условные рефлексы

«Строение нервной системы» - Сходны и функции: рефлекторные и проводящие. Внешне спинной мозг напоминает тяж цилиндрической формы. Строение и значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Путем сокращения скелетных мышц выполняются прежде всего защитные движения. Спиной мозг выполняет две функции: рефлекторную и проводящую.

«Рефлекс» - Могут изменяться и исчезать при изменении условий. Понятие рефлекса. Имеются с рождения. Выработка условного рефлекса. Безусловные рефлексы помогают выжить в трудных условиях. Одинаковы для всех организмов данного вида. Рефлексы бывают врожденные – инстинкты и условные, то есть приобретенные в течение жизни.

«Нервная система» - Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом. Центральная нервная система. Нервная система ланцетника представлена нервной трубкой, лежащей над хордой. От спинного мозга отходят нервы, управляющие работой мышц и тела и плавников. Нервная клетка. Нервная система млекопитающих достигает наибольшего развития.

«Урок Нервная система» - Эволюция нервной системы позвоночных животных. У Простейших ответная реакция на раздражения происходит в форме раздражимости. Значение органов чувств: Больше всего развиты большие полушария, которые покрыты корой. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка. Эволюция органов чувств.

«Физиология ЦНС» - Рецепторы бывают: 1. Избирательная проницаемость. Химические. 15. 10. Явления в клетке. +. Na. Самсонов С. 19. 15 Na 5 K. Потенциал покоя. 10 Na 10 K. Мембрана клетки. 2. 3.

«Вегетативная нервная система» - Изучить состояние здоровья нервной системы учащихся МОУ «СОШ №5». Реферат Нарушения работы нервной системы учеников в связи с утомлением в школе. У девушек нарушения работы Н.С. встречаются чаще, чем у юношей, т.к. девушки более эмоциональны и ранимы. Подобрать наиболее эффективные способы лечения и предупреждения болезней нервной системы.


Создание учения о ВНД. Рефлексы Высшая нервная деятельность еще одна, важнейшая, функция нервной системы. Основоположником учения о высшей нервной деятельности является И.М.Сеченов, в 1863 г вышла его книга "Рефлексы головного мозга". Иван Михайлович полагал, что вся психическая деятельность человека основана на рефлексах. Высшая нервная деятельность деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих приспособляемость животных и человека к условиям среды.


Создание учения о ВНД. Рефлексы И.П.Павлов экспериментально подтвердил справедливость взглядов И.М.Сеченова и создал учение об условных и безусловных рефлексах. Примером безусловного рефлекса является слюноотделение у собаки с фистулой слюнной железы. При попадании пищи в ротовую полость, возбуждаются рецепторы языка, по отросткам чувствительных нейронов возбуждение передается в продолговатый мозг, где находится слюноотделительный центр, затем возбуждение по двигательным нейронам передается к слюнной железе и начинается слюноотделение.


Создание учения о ВНД. Рефлексы Для безусловных рефлексов характерно: 1.Это врожденные рефлексы, передаются по наследству (глотание, слюноотделение, дыхание); 2.Являются видовыми, характерными для всех особей данного вида; 3.Имеют постоянные рефлекторные дуги; 4.Относительно постоянны; 5.Осуществляются в ответ на определенное раздражение; 6.Рефлекторные дуги замыкаются в спинном мозге или подкорковых узлах головного мозга.


Создание учения о ВНД. Рефлексы К безусловным рефлексам относятся пищевые, дыхательные, оборонительные, половые, ориентировочные рефлексы. Для условных рефлексов характерно: 1. Приобретаются организмом в течение жизни; 2. Индивидуальные, формируются на основе личного жизненного опыта; 3. Не имеют готовых рефлекторных дуг, дуги формируются при определенных условиях; 4. Непостоянные, могут исчезать (тормозиться); 5. Формируются на основе врожденных рефлексов в ответ на любое раздражение; 6. Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга.


Создание учения о ВНД. Рефлексы Образование условного рефлекса происходит при сочетании по времени безразличного раздражителя с безусловным. Безразличный раздражитель должен предшествовать безусловному. Тогда он становится условным. Для образования прочной временной связи необходимо многократное подкрепление условного раздражителя безусловным.


Создание учения о ВНД. Рефлексы Действие безразличного раздражителя приводит к появлению возбуждения в одном нервном центре коры, затем в другом нервном центре возникает возбуждение под действием безусловного раздражителя и между ними возникает временная связь. При повторных сочетаниях эта связь становится более прочной, вырабатывается условный рефлекс на данный раздражитель. Примером является выделение слюны в ответ на вид пищи, ее запах, на время кормления, на любой условный пищевой раздражитель.


Торможение рефлексов В коре головного мозга, наряду с процессами возбуждения протекают и процессы торможения. Различают два вида торможения внешнее и внутреннее. Внешнее торможение. Наступает в результате действия нового раздражителя. Новый очаг возбуждения тормозит существующий очаг. Характерно не только для коры, но и для низших отделов ЦНС, поэтому второе название безусловное торможение. Например, посторонний шум тормозит у собаки слюноотделение.


Торможение рефлексов Внутреннее торможение развивается только в коре. Отсюда второе название условное торможение. Непременное условие неподкрепление условного раздражителя безусловным. Если выработанный у собаки рефлекс на свет не подкреплять пищей, то рефлекс ослабевает и исчезает. В природе происходит торможение неподкрепляемых условных рефлексов и образование новых. Например, пересыхание водоема, из которого пили животные, приведет к тому, что они перестанут приходить к нему, найдут новый водоем. Произойдет торможение одних условных рефлексов и образование новых.


Торможение рефлексов Другой вид внутреннего торможения дифференцировка. Если один раздражитель подкреплять, а близкий ему не подкреплять, то условно-рефлекторная реакция возникнет только на подкрепляемый раздражитель. Например, по характеру условного стука в дверь можно определить, кто пришел свои или чужие. А.А.Ухтомский разработал основы учения о доминанте – преобладающей системе связанных между собой центров, временно определяющих характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Различают пищевые, половые, оборонительные и другие виды доминант.


ВНД человека и животных Высшая нервная деятельность присуща как человеку, так и животным. У животных высшая нервная деятельность зависит от сложности нервной системы, чем она сложнее, тем меньшую роль играют инстинкты, тем большую роль играет обучение. Например, потомство паука-крестовика появляется весной, когда родители уже умерли, но молодые паучки умеют строить ловчую сеть, их поведение достаточно жестко запрограммировано. Определенную последовательность безусловных рефлексов, определяющую некоторые формы поведения, называют инстинктом. Примером инстинктивной деятельности является построение ловчей сети пауком-крестовиком, плотины бобрами.




ВНД человека и животных Инсайт (от англ. insight – проницательность, проникновение в суть). Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. Так, ставшая знаменитой обезьяна Имо вместо выбирания зерен из песка бросила их смесь в воду, после чего собрала зерна споверхности.


ВНД человека и животных Главное отличие высшей нервной деятельности людей связано с наличием у них речи второй сигнальной системы по И.П.Павлову. Первая сигнальная система поставляет информацию непосредственно через органы чувств, вторая сигнальная система связана с восприятием слышимых при произношении или видимых при чтении слов. С развитием второй сигнальной системы появилась возможность сохранять и передавать информацию следующим поколениям, появилась база для развития абстрактного мышления, сознания. « Слово, писал И.П.Павлов, сделало нас людьми».



ВНД человека и животных Человеческие дети, воспитанные животными, никогда не станут полноценными людьми из-за отсутствия должного воспитания. В отличие от животных, кора человека обладает большей способностью к восприятию закономерностей в окружающем мире.




Сон Бодрствование зависит от ретикулярной формации продолговатого мозга, моста и передних ядер гипоталамуса, аксоны которых поддерживают возбуждение коры головного мозга. ЭЭГ (электроэнцефалограмма) показывает, что процесс сна разбивается на несколько циклов, продолжительность которых примерно 90 минут минут продолжается медленноволновой сон, когда мозг более заторможен, отдыхает. В коре мозга появляются медленные и крупные электрические волны. В эту фазу снижается мышечный и сосудистый тонус (кожа краснеет).


Сон Затем минут быстроволновой, парадоксальный сон, который сопровождается непроизвольным движением глаз, пальцев, мимической мускулатуры, усиливается обмен в коре, учащается пульс и дыхание, расслабляется скелетная мускулатура. Именно в эти периоды человек видит сны, в коре появляются мелкие и быстрые электрические волны. При лишении животных парадоксального сна наступает гибель. В течение 6-8 ч сна фазы быстрого сна появляются 4-5 раз, делаясь все более продолжительными. В целом быстрый сон занимает около 20% времени. Человек обычно просыпается в фазе быстрого сна, пептидом, прерывающим сон, является тиреотропный гормон.


Типы темперамента И. П. Павлова классификация темпераментов на основе типов нервной системы. И. П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом: 1) сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. П. Павлову сангвинический темперамент; 2) сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову флегматический темперамент; 3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову холерический темперамент); 4) слабый тип («слабый», по И. П. Павлову меланхолический темперамент). Слабый тип никоим образом нельзя считать инвалидным или не совсем полноценным типом. Несмотря на слабость нервных процессов, представитель слабого типа, вырабатывая свой индивидуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и творческой деятельности, тем более что слабая нервная система высокочувствительная нервная система.



Сангвинистический темперамент. Представитель этого типа живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения. Флегматический темперамент. Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно на долго, основательно и прочно. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи.


Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражимость, эмоциональную сдержанность (что часто не даёт ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве порой создает конфликтные ситуации в коллективе. Меланхолический темперамент. У представителей этого темперамента психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются в них слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую сам причиняет другим людям.


Повторение Верные суждения: 1.Для образования условного рефлекса необходим безусловный раздражитель. 2.Условные рефлексы связаны с образованием временных связей между различными центрами в коре. 3.Для образования условного рефлекса необходимо, чтобы безразличный раздражитель начал действовать на несколько секунд раньше безусловного, через несколько повторений он становится условным раздражителем. 4.Условные рефлексы образуются на всю жизнь. 5.Условные рефлексы передаются по наследству. 6.Учение об условных рефлексах разработано И.М.Сеченовым. 7.Образование условных рефлексов связано с корой головного мозга. 8.Безусловное (внешнее) торможение связано с угасанием условного рефлекса без его подкрепления безусловным.


Повторение Верные суждения: 9.Внутреннее торможение позволяет приспособиться к изменившимся условиям жизни. 10.Внешнее торможение позволяет приспособиться к внезапным изменениям в окружающем мире. 11.Реакция учеников на звонок с урока пример внутреннего торможения. Дайте краткие ответы на вопросы: 1.Кто из Российских ученых впервые показал, что психическая деятельность человека основана на рефлексах? 2.Какой Российский ученый создал учение об условных рефлексах? 3.Какие рефлексы называются безусловными? 4.Какие рефлексы называются условными? 5.Что такое инстинкт? 6.Присуща ли высшая нервная деятельность животным? 7.Дуги каких рефлексов существуют с рождения и сохраняются всю жизнь?


Повторение 9.Дуги каких рефлексов формируются в процессе жизнедеятельности и могут угасать? 10.Как называется нервная связь, возникающая между различными центрами при образовании условного рефлекса? 11.Какие условия необходимы для образования условного рефлекса? 12.Какие два вида торможения рефлексов вам известны? 13.В ответ на звуковой сигнал автомобиля, пешеход остановился. Какой это вид торможения? 14.У собаки выработан пищевой рефлекс на звук погремушки. Впоследствии он перестал подкрепляться пищей и затормозился. Какой это вид торможения? 15.Какую информация человек воспринимает с помощью первой сигнальной системы? 16.Какую информацию человек воспринимает с помощью второй сигнальной системы?


Повторение Дайте краткие ответы на вопросы: 17.Что такое доминанта? 18.Кто разработал учение о доминанте? Основные термины темы: 1.Безусловные рефлексы. 2.Условные рефлексы. 3.Временные связи. 4.Безусловный раздражитель. 5.Условный раздражитель. 6.Безусловное торможение. 7.Условное торможение. 8.Принцип доминанты А.А.Ухтомского. 9.Вторая сигнальная система. 10.Импринтинг. 11.Инсайт

Условный рефлексУсловный рефлекс - это реакция организма,
приобретенная в течение жизни в результате
сочетания безразличного (индифферентного)
раздражителя с безусловным.
Физиологическую основу условного
рефлекса составляет процесс замыкания
временной связи. Временная связь - это
совокупность нейрофизиологических,
биохимических и ультраструктурных
изменений мозга, возникающих в процессе
сочетания условного и безусловного
раздражителей и формирующих определенные
взаимоотношения между различными
мозговыми образованиями.

Раздражитель

Раздражитель - любой материальный агент, внешний или внутренний,
осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих
состояний организма. Сигнальный раздражитель (он же индифферентный) раздражитель, который прежде не вызывал соответствующей реакции, но при
определенных условиях образования условного рефлекса, начинающий ее
вызывать. Такой раздражитель в действительности вызывает
ориентировочный безусловный рефлекс. Однако при многократном повторении
раздражения ориентировочный рефлекс начинает ослабевать, а затем и вовсе
исчезает.
Стимул - воздействие, обуславливающее динамику психических состояний
индивида (реакция) и относящееся к ней как причина к следствию.
Реакция - любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней
среде от биохимической реакции отдельной клетки до условного рефлекса.

Стадии и механизм условного рефлекса
1. Стадия при генерализации – характеризуется выраженной
концентрацией возбуждения (гл.обр., в проекционных зонах коры
условного и безусловного раздражителей) и отсутствием условных
поведенческих реакций.
2. Стадия генерализации – в основе – процесс «диффузного»
распространения (иррадации) возбуждения. Условные реакции на
сигнальный и др. раздражители (афферентная генерализация) + в
интервалах между предъявлениями условного стимула
(межсигнальные реакции). Наблюдается дистантная
синхронизация биопотенциалов – синхронизация
биоэлектрической активности во многих участках коры и
подкорковых образований.
3. Стадия специализации – когда межсигнальные реакции угасают и
условный ответ возникает только на сигнальный раздражитель.
(Изменения биотоков более ограничены и приурочены в основном
к действию сигнального стимула. Этот процесс обеспечивает
дифференцировку, тонкое различение стимулов, специализацию
условно-рефлекторного навыка).


рефлекса
Для образования условного рефлекса необходимо соблюдение
следующих правил:
1. Индифферентный раздражитель должен иметь достаточную
силу для возбуждения определенных рецепторов. Рецептор –
это периферическая специализированная часть анализатора,
посредством которой воздействие раздражителей внешнего
мира и внутренней среды организма трансформируется в
процесс нервного возбуждения. Анализатор – это нервный
аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза
раздражителей. Он включает в себя рецепторную часть,
проводящие пути и ядро анализатора в коре головного мозга.
Однако, чрезмерно сильный раздражитель может не
вызвать условного рефлекса. Во-первых, его действие
вызовет, по закону отрицательной индукции, понижение
корковой возбудимости, что приведет к ослаблению БР,
особенно если сила безусловного раздражителя была
невелика. Во-вторых, чрезмерно сильный раздражитель может
вызвать в коре головного мозга вместо очага возбуждения очаг
торможения, иными словами, привести соответствующий
участок коры в состояние запредельного торможения.

Правила формирования условного рефлекса

Правила формирования условного
рефлекса
2. Индифферентный раздражитель должен
подкрепляться безусловным стимулом, причем
желательно, чтобы он несколько предшествовал, либо
предъявлялся одновременно с последним. При действии
сначала безусловного раздражителя, а вслед за ним
индифферентного условный рефлекс если и образуется,
то обычно остается весьма непрочным. При
одновременном включении обоих раздражителей
выработать условный рефлекс значительно труднее.
3. Необходимо, чтобы раздражитель, используемый в
качестве условного, был слабее безусловного.
4. Для выработки условного рефлекса необходимо
также нормальное функционирование корковых и
подкорковых структур и отсутствие значительных
патологических процессов в организме.
5. Для выработки условного рефлекса необходимо
отсутствие сильных посторонних раздражителей.

Общие свойства условных рефлексов
Несмотря на определенные различия, условные
рефлексы характеризуются следующими общими
свойствами (признаками):
1. все условные рефлексы представляют собой одну из
форм приспособительных реакций организма к
меняющимся условиям среды;
2. условные рефлексы относятся к категории
приобретаемых в ходе индивидуальной жизни
рефлекторных реакций и отличаются индивидуальной
специфичностью;
3. все виды условно-рефлекторной деятельности носят
сигнальный
предупредительный характер;
4. условно-рефлекторные реакции образуются на базе
безусловных рефлексов; без
подкрепления условные рефлексы со временем
ослабляются и подавляются.

Механизм образования условного рефлекса

Механизм образования условного
рефлекса
1. Теория Э.А.Асратяна. Э.А.Асратян, изучая безусловные рефлексы,
пришел к выводу, что центральная часть дуги безусловного рефлекса
не однолинейна, она проходит не через один какой-нибудь уровень
мозга, а имеет многоуровневую структуру, то есть центральная часть
дуги безусловного рефлекса состоит из многих ветвей, которые
проходят через различные уровни ЦНС (спинной мозг, продолговатый
мозг, стволовые отделы и т.д.). Причем, наивысшая часть дуги
проходит через кору больших полушарий, через корковое
представительство данного безусловного рефлекса и олицетворяет
кортиколизацию соответствующей функции. Далее Асратян
предположил, что если сигнальный и подкрепляющий раздражители
вызывают собственные безусловные рефлексы, то они составляют
нейросубстрат условного рефлекса. Действительно, условный
раздражитель не является абсолютно индифферентным, так как сам
вызывает определенную безусловно-рефлекторную реакцию ориентировочную, а при значительной силе этот раздражитель
вызывает безусловные висцеральные и соматические реакции. Дуга
ориентировочного рефлекса также имеет многоэтажную структуру со
своим корковым представительством.
Следовательно, при сочетании индифферентного раздражителя с
безусловным (подкрепляющим) образуется временная связь между
корковыми и подкорковыми ветвями двух безусловных рефлексов
(ориентировочного и подкрепляющего), то есть образование условного
рефлекса - это синтез двух или нескольких безусловных рефлексов

Э.А.Асратян

Теория В.С. Русинова.

2.
В соответствии с учением
B.C.Русинова условный рефлекс
сначала становится доминантой, а
затем – условным рефлексом. Если
с помощью прямой поляризации
участка коры создать очаг
возбуждения, то условнорефлекторную реакцию можно
вызвать любым индифферентным
раздражителем.

Механизм условно-рефлекторной деятельности

Исследования показали, что существует два механизма условнорефлекторной деятельности:
1. надстроечный, регулирующий состояние мозга и создающий
определенный уровень возбудимости и работоспособности нервных
центров;
2. запускающий, который инициирует ту или иную условную реакцию.
Взаимосвязь левого и правого полушарий при выработке условного
рефлекса осуществляется через мозолистое тело, камиссуры,
межбугровое сращение, четверохолмие и ретикулярную формацию
ствола мозга. На клеточном и молекулярном уровнях временная связь
замыкается с помощью механизмов памяти. В начале выработки
условного рефлекса связь осуществляется с помощью механизмов
кратковременной памяти - распространение возбуждения между двумя
возбужденными корковыми центрами. Затем она переходит в
долговременную, то есть происходят структурные изменения в
нейронах.

Схема дуги условного рефлекса с двусторонней связью (по Э.А.Асратяну)

Схема дуги условного рефлекса с двусторонней связью (по
Э.А.Асратяну): а - кортикальный центр мигательного рефлекса; б -
кортикальный центр пищевого рефлекса; в, г - подкорковые центры
мигательного и пищевого рефлексов соответственно; I - прямая
временная связь; II - обратная временная связь

Схемы рефлекторных дуг

Схемы рефлекторных дуг: А – двухнейронная рефлекторная дуга; Б –
трехнейронная рефлекторная дуга:
1 – рецептор в мышце и сухожилии; 1а – рецептор в коже; 2 –
афферентное волокно; 2а – нейрон спинно-мозгового ганглия; 3 –
вставочный нейрон; 4 – мотонейрон; 5 – эфферентное волокно; 6 –
эффектор (мышца).

Подготовила студентка 21 группы
Бычкова Екатерина

«Нервная система» - Хорошо развит сред­ний мозг. Совершенствование нервной системы отразилось и на развитии органов чувств. Нервная система рыб представлена головным и спинным мозгом. Кора покрывает весь передний мозг. Передний отдел лишь незначительно расширен, являясь зачатком головного мозга. В связи с наземным существованием нервная система пресмыкающихся еще более усложняется.

«Рефлекс» - Приспосабливают организм к постоянным условиям. Условные рефлексы. Примеры безусловных рефлексов. В основе работы нервной системы лежит рефлекс – ответ на раздражение. Выработка условного рефлекса. Одинаковы для всех организмов данного вида. Рефлексы. Врожденные рефлексы называют безусловными. В основе дрессировки- условный рефлекс.

«Вегетативная нервная система» - В целом состояние здоровья учащихся удовлетворительное. Заболевания Н.С. чаще встречаются у учащихся 12-16 лет. Выполнила: Иванова Юлия Школа № 5 9 «б» класс. Выполняет свои функции через две системы, координирующие работу разных органов, - симпатическую и парасимпатическую. Реферат Нарушения работы нервной системы учеников в связи с утомлением в школе.

«Нервная система человека» - ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (спинной мозг). Выполнила: Димитрова Ирина 234 группа. Строение нейрона. В нервной системе выделяют: ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (головной мозг). Функции нервной системы: Сформировать представление о строении нервной клетки, об особенностях нервной системы человека. Цель:

«Строение нервной системы» - Спинной мозг выполняет две основные функции - Рефлекторную и проводящую. Головной мозг располагается в полости черепа и имеет сложную форму. Периферическая нервная система (нервы и нервные узлы). Внешне спинной мозг напоминает тяж цилиндрической формы. Строение и функции спинного мозга. Путем сокращения скелетных мышц выполняются прежде всего защитные движения.

«Высшая нервная деятельность человека» - Возможность формирования условных рефлексов на разные формы раздражителей. Изучение условий жизни животного может быть хорошим приемом, раскрывающим. По мнению И.М. Сеченова, рефлексы головного мозга включают три звена. Общая характеристика ВНД. Филогенетическое изучение условных рефлексов. И.М. Сеченов опубликовал работу под названием «Рефлексы головного мозга».

Под высшей нервной деятельностью понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой. ВНД – деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде. Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами двух великих ученых Иван Михайлович Сеченов (1829- 1905) Иван Петрович Павлов (1849-1936). Заслуга И. М. Сеченова состоит в том, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Именно открытие центрального торможения принесло И. М. Сеченову славу и мировое признание. Он показал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижерасположенных отделов. Этим была доказана многоуровневая организация работы мозга. Чем выше расположен отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет. И. П. Павлов продолжил исследование и установил, что все рефлексы могут быть разделены на две большие группы. Рефлексы врожденные (безусловные) приобретенные (условные) Образование условных рефлексов И. П. Павлов связывал с работой коры полушарий большого мозга. Они возникают при обязательном условии сочетания какого-либо раздражения, даже незначительного, с жизненно важными раздражениями (например, пищей, болью, опасностью) и становятся их сигналами. Понятие врожденных и приобретенных форм поведения. Нужда в чем-либо для поддержания жизни и развития организма вызывает особое состояние, называемое потребностью. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности и проявляющихся в целенаправленной деятельности, называется поведением. Поведение представляет собой совокупность физиологических и психических процессов. Поведение Врожденное Приобретенное Нет четкой границы Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить. Приобретенными (в результате научения) называют все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма. Безусловные рефлексы, их характеристика и классификация Безусловные рефлексы (видовые рефлексы) – относительно постоянные, стереотипные, врожденные, генетически закрепленные реакции организма на внутренние и внешние раздражители (стимулы), осуществляемые при участии центральной нервной системы (ЦНС). Термин «безусловный рефлекс» был введен И.П. Павловым - обязательным видовым признаком - имеет готовые рефлекторные дуги. - осуществляются спинальными или черепно-мозговыми рефлекторными дугами. - центры расположены в спинном мозге и в стволовой части головного мозга, т.е. в нижних отделах ЦНС. - необязательно участие коры полушарий большого мозга. - обратная связь – информация о результатах и степени успешности совершенного действия. Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение. Безусловные рефлексы лежат в основе всех поведенческих реакций животных и человека. Классификация безусловных рефлексов (И.П. Павлов) – пищевые (глотание, сосание и т.п.); – половые («турнирные бои»); – защитные (кашель, чихание, мигание и т.п.); – ориентировочные (настораживание, прислушивание, поворот головы к источнику звука и т.п.) Возникновение внутренней потребности является условием реализации безусловного рефлекса Инстинкты и их характеристика Инстинкт (от лат. instinctus – побуждение) – это сложная врожденная форма поведения, возникающая в ответ на определенные изменения окружающей среды и имеющая большое значение для выживания организма. -специфичны для каждого вида -целая цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов. Примеры: постройка птицами гнезд, плотины бобрами и др. В этом инстинкте проявилась такая цепочка врожденных рефлексов: рождение --> СО2 --> вдох --> крик. Инстинктивное поведение обеспечивает организм набором готовых поведенческих реакций, что позволяет экономно использовать нервные клетки. Ответьте на вопрос №2 на стр. 106, используя текст учебника. Врожденный пусковой механизм Приобретенные формы поведения. В основе приобретенных форм поведения лежит научение. Научение – это основанный на индивидуальном опыте процесс, приводящий к адаптивным (приспособительным) изменениям в поведении особи. Основные способы научения Габитуация, или привыкание, – процесс, в результате которого утрачиваются уже имеющиеся реакции. Так детеныши южно-африканской черноногой кошки реагируют на первую встречу с человеком: оскаленные зубы и прижатые уши – признак тревоги. После того, как фотограф стал появляться каждый день, эта реакция угасла Условные рефлексы – индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловнорефлекторным актом. Термин «условный рефлекс» - П. Павловым в 1903 г. -строго индивидуальны и непостоянны - Дуги приобретенных рефлексов замыкаются в коре полушарий большого мозга и носят временный характер. Метод проб и ошибок Камера Скиннера Инсайт (от англ. insight – интуиция, понимание) – внезапное решение животным относительно сложной задачи после немногих случайных, хаотичных попыток достичь желаемого результата. Опыт Кёлера на шимпанзе Запечатление, или импринтинг (от англ. imprint – отпечатывать, запечатливать), – формирование в раннем периоде развития особи устойчивой индивидуальной избирательности к внешним стимулам. 30-х гг. XX в. Конрад Лоренц. Аппарат, применяемый для изучения импринтинга. Состоит из беговой дорожки, по окружности которой движется манок утки. Утенок следует за манком. Контролирующая аппаратура на переднем плане Условные рефлексы– индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловнорефлекторным актом. И.П. Павлов разработал методику образования условных рефлексов. Эксперимент по выработке условных рефлексов по И.П. Павлову. Слева – внутренняя часть экспериментальной камеры, справа – внешняя часть Условия необходимые для образования уловного рефлекса 1. Наличие двух раздражителей: индифферентного (безразличного), который хотят сделать условным, и безусловного, вызывающего какую-либо деятельность организма. 2. Индифферентный раздражитель (свет, звук и т.п.) должен предшествовать безусловному и некоторое время сопровождать действие последнего. 3. Безусловный раздражитель должен быть сильнее условного. 4. Отсутствие отвлекающих посторонних раздражителей. 5. Активное состояние коры Выработка условного рефлекса 1. Собака видит включенную лампочку, но никак не реагирует на нее. Рефлекса нет. 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. 2. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. Перед собакой поставили миску, полную едой. Собака начинает есть. Включается безусловный рефлекс. От обонятельных рецепторов собаки в мозг поступает сигнал – из подкорки в кору головного мозга и обратно, а затем в слюнные железы собаки. Начинает выделяться слюна. 3. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. Собака ест из миски. В поле ее зрения во время ее еды горит лампочка. От зрительных рецепторов в зрительный центр мозга собаки передается информация о включенной лампочке. Если лампочка будет гореть каждый раз во время еды собаки десятки раз подряд, то в ее мозгу образуется новая связь между зрительным центром и центром слюноотделения. Так собака приобретет условный рефлекс, начинающий работу при включении лампочки. 4. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. Теперь, когда включают лампочку, у собаки выделяется слюна, даже если перед ней нет миски с едой. От глаз в мозг передается нервный импульс, который проходит от зрительного центра в центр слюноотделения коры головного мозга, далее в подкорку и оттуда в слюнную железу собаки. Общие признаки условных рефлексов – отсутствуют у новорожденных; – являются индивидуальным высшим приспособлением к меняющимся условиям жизни; – осуществляются высшим отделом ЦНС; – приобретаются путем образования временных нервных связей и утрачиваются, если вызвавшие их условия среды изменились; – представляют собой предупредительную сигнальную реакцию. Динамический стереотип – это способность мозга объединять в систему ряд отдельных рефлекторных актов. - Привычки человека, распорядок дня, умение кататься на коньках и велосипеде, ходить на лыжах - Играет большую роль в формировании разнообразных трудовых, спортивных, игровых навыков у человека и в поведении животных, если деятельность однообразна и часто повторяется. - Обеспечивает приспособление организма к устойчивым или привычно меняющимся условиям среды. - Способность к динамическим перестройкам с возрастом ослабевает. Рассудочная деятельность способность животных улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях. - Чем более развита нервная система, тем выше уровень рассудочной деятельности. - Высшая форма приспособления к условиям среды. Возбуждение и торможение Возбуждение – это активное состояние нервной ткани в ответ на действие различных раздражителей достаточной силы Торможение – это активный нервный процесс, приводящий к угнетению возбуждения. Виды безусловного (врожденного) торможения - запредельное (охранительное) торможение - внешнее торможение - некоторые врожденные рефлексы, в которых определенные раздражители вызывают прекращение определенных действий Виды условного (приобретенного) торможения - Угасательное торможение - Дифференцировочное, или различительное, торможение - Запаздывательное торможение Задания Торможение условного рефлекса Если собаку, у которой выработан пищевой условный рефлекс на лампочку, не подкармливать после включения света, то через некоторое время она перестанет давать пищевую условно-рефлекторную реакцию на свет произойдет угасание условного рефлекса. Угасание условных рефлексов – биологически важное приспособление. Благодаря нему организм перестает напрасно тратить энергию – реагировать на сигнал, утративший свое значение. Без торможения было бы невозможно организму приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Закон взаимной индукции Очаг возбуждения «наводит» на соседние или конкурирующие с ним участки процесс торможения. Двойственные изображения Разные формы торможения И. М. Сеченов открыл центральное торможение. И. П. Павлов выяснил, как взаимодействуют между собой процессы возбуждения и торможения. Он показал, что бывает торможение врожденное и торможение условное, приобретаемое в процессе жизни. К врожденному торможению относится внешнее торможение. Появление любого другого, более сильного раздражителя вызывает новый рефлекс в организме, а прежний прекращает свою деятельность по закону взаимной индукции. С помощью внешнего торможения автоматически прерывается действие, которое совершалось раньше, и дается простор для функционирования новых рефлексов или других видов деятельности. К приобретенному торможению относится внутреннее торможение, наступающее при неподкреплении условного рефлекса, например при его угасании. Доминанта Поведение определяется жизненными потребностями. При усилении потребности возникает временно господствующий в центральной нервной системе очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности. Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942) Российский физиолог А.А.Ухтомский назвал такой механизм временного господства возбуждения доминантой. Доминантный очаг отличается рядом особенностей: 1 - он способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения. 2 - достаточен любой стимул, чтобы животное, находящееся в состоянии пищевой доминанты, реагировало на любое раздражение слюноотделением и пищедобывающей деятельностью. Именно доминанта позволяет замкнуть временную связь в коре большого мозга между нейтральным и жизненно важным событиями. С явлением доминанты связаны иллюзии установки: мы, как правило, не замечаем то, что не ожидаем увидеть. Источники материалов http://school.xvatit.com/index. http://rugrad.eu/communication/blogs/Paralipomenon/1598/?commentId=18855 http://nashavlast.ru/article_description/107/1070.html http://medicinkoff.ru/page/76/ http://andrey-dol.spb.ru/golovolomki/litso_saksafon.shtml http://clubs.ya.ru/4611686018427406302/replies.xml?item_no=13720 http://www.kcnlp.com.ua/illusions/2D/ http://biology.ru/course/content/scientist/uhtonsky.html