Статистическая совокупность. Предмет статистики. Статистическая совокупность По характеру различают связи

Укажите, какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений, сферы потребительского рынка, крестьянских хозяйств, строительного производства.

Ответ

Можно выделить следующие статистические совокупности кредитных учреждений: по наличию собственного капитала, по объемам привлеченных ресурсов, по объемам валютных операций, по объемам предоставленных кредитов, по объемам банковских (депозитных) вкладов.

Статистические совокупности сферы потребительского рынка: по объемам розничной и оптовой торговли, по услугам населения, продовольственные и непродовольственные товары.

Статистические совокупности крестьянских хозяйств: по объемам сельскохозяйственных земель, по численности крестьянских хозяйств, по объемам имеющегося поголовья.

Статистические совокупности строительного производства: по объему выполненных строительно-монтажных работ; по введенной в действие общей площади жилых домов, в том числе за счёт жилищно-строительных кооперативов, средств населения, государственными предприятиями, арендными предприятиями, акционерными обществами и другими организациями; введено в действие общеобразовательных школ, больниц, амбулаторно-поликлинических учреждений; водопроводов, канализации, газовых и тепловых сетей; по объёмам работ, выполненных по договорам строительного подряда.

Задание 2

Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения:

а) количество работников на фирме;

б) численный состав семьи:

в) родственные связи членов семьи;

г) пол и возраст человека?

Ответ

а) Каков общее количество работников на фирме? Какое количество работников относится к высшему руководящему состав? Каков стаж работников фирмы?;

б) Каков численный состав семьи? Какое число детей в семье?

в) Каковы родственные связи членов семьи? Сколько близких родственников проживает в семье?;

г) Каков ваш пол? Какой ваш возраст человека?

Задание 3

Известны следующие данные по основным показателям деятельности крупнейших банков одной из областей Российской Федерации (данные условные)

млн. руб.


п/п

Сумма активов

Собственный капитал

Привлеченные ресурсы

Балансовая прибыль

Ссудная задолжен-ность

645,6

12,0

27,1

30,8

636,9

70,4

56,3

12,6

25,7

629,0

41,0

95,7

38,4

13,3

26,4

619,6

120,8

44,8

38,4

25,3

616,4

49,4

108,7

13,4

15,0

20,9

614,4

50,3

108,1

30,1

19,1

47,3

608,6

70,0

76,1

37,8

19,2

43,7

601,1

52,4

26,3

41,1

29,1

600,2

42,0

46,0

56,1

600,0

27,3

24,4

39,3

13,1

24,9

592,9

72,0

65,5

16,7

39,6

591,7

22,4

76,0

40,5

59,6

585,5

39,3

106,9

45,3

44,9

578,6

70,0

89,5

11,2

32,2

577,5

22,9

84,0

12,8

19,3

45,1

553,7

119,3

89,4

44,7

19,4

24,5

543,6

49,6

93,8

31,1

542,0

88,6

26,7

32,2

37,1

517,0

43,7

108,1

20,3

23,1

516,7

90,5

25,2

12,2

15,8

Постройте группировку коммерческих банков в целях выяснения взаимосвязи между показателями привлеченных ресурсов, объемом вложений в государственные ценные бумаги и ссудной задолженностью от результатов деятельности банков (показатель, выражающий результаты деятельности банков определите самостоятельно).

Решение

Сгруппируем заводы по балансовой прибыли, млн. руб. Определим размах вариации по формуле:

R = Х max – Х min = 44,7 – 8,1 = 36,6 млн. руб.

Количеством интервалов принимаем равным 5. Определим величину интервала

i = R/5 = 7,32 млн. руб.

Строим вспомогательную таблицу:

Балансовая прибыль

Привлеченные ресурсы

Объем вложений в государственные ценные бумаги

Ссудная задолженность

I

8,1 – 15,42

8,1

9,5

13,4

9,3

8,6

8,4

12,8

8,8

12,2

27,1

56,3

108,7

46,0

65,5

89,5

84,0

93,8

25,2

3,5

12,6

15,0

5,2

16,7

11,2

19,3

5,7

30,8

25,7

20,9

56,1

39,6

32,2

45,1

31,1

15,8

II

15,42 – 22,74

20,3

108,1

23,1

III

22,74 – 30,06

IV

30,06 – 37,38

30,1

32,2

108,1

26,7

19,1

47,3

37,1

V

37,38 – 44,7

38,4

38,4

37,8

41,1

39,3

40,5

45,3

44,7

95,7

44,8

76,1

26,3

24,4

76,0

106,9

89,4

13,3

4,4

19,2

3,7

13,1

7,5

6,7

19,4

26,4

25,3

43,7

29,1

24,9

59,6

44,9

24,5

Группа банков по балансовой прибыли

Кол-во значений признака (частота)

Балансовая прибыль

Привлеченные ресурсы

Объем вложений в государственные ценные бумаги

Ссудная задолженность

Всего

Среднее значение

Всего

Среднее значение

Всего

Среднее значение

Всего

Среднее значение

I

8,1 – 15,42

91,1

10,12

596,1

66,23

98,9

10,99

297,3

33,03

II

15,42 – 22,74

20,3

20,3

108,1

108,1

23,1

23,1

III

22,74 – 30,06

IV

30,06 – 37,38

62,3

31,15

134,8

67,4

26,9

13,45

84,4

42,2

V

37,38 – 44,7

325,5

40,69

539,6

67,45

87,3

43,65

278,4

34,8

Итого

499,2

24,96

1378,6

6,93

221,4

11,07

683,2

65,4

Таким образом, в представленной группировке банков по балансовой прибыли наибольшее число банков имеет минимальную величину балансовой прибыли – 9 банков и они образовали первую группировку от 8,1 до 15,42 млн. руб. В то же время они обладают наибольшей величиной привлеченных ресурсов – 596,1 млн. руб. Эти же банки обладают и наибольшей величиной объемов вложений в государственные ценные бумаги (в сумме 98,9 млн. руб.) и судной задолженности – 297,3 млн. руб. Во вторую группу (балансовая прибыль от 15,42 до 22,74 млн. руб.) попал всего 1 банк с балансовой прибылью 20,3 млн. руб., величиной привлеченных ресурсов 108,1 млн. руб., объемом вложений в государственные ценные бумаги – 8,3 млн. руб., ссудной задолженностью 23,1 млн. руб. Третью группу банков (балансовая прибыль от 30,06 до 37,38 млн. руб.) образуют 2 банка с общей величиной балансовой прибылью 62,3 млн. руб., привлеченными ресурсами в сумме 134,8 млн. руб., объемом вложений в государственные ценные бумаги 87,3 млн. руб., ссудной задолженностью 84,4 млн. руб. Пятую групп образует 8 банков с наибольшей величиной балансовой прибыли, общая величина которой составила 325,5 млн. руб., среднее значение 40,69 млн. руб., величиной привлеченных ресурсов 539,6 млн. руб., объемом государственных вложений 87,3 млн. руб., ссудной задолженности 278,4 млн. руб.

Задание 4

Разработайте макеты таблицы для характеристики:

Решение

а) населения РФ по полу и возрасту;

Возраст

Пол

Мужчины

Женщины

0 – 1 год

1 год – 10 лет

10 лет – 18 лет

18 лет – 25 лет

25 лет – 35 лет

35 лет – 50 лет

50 лет – 60 лет

60 лет – 70 лет

Старше 70 лет

б) наиболее ликвидных акций на внебиржевом рынке;

Группы компаний

Акции

Малоликвидные

Среднеликвидные

Высоколиквидные

Энергетические компании

Сырьевые компании

Финансовые группы

в) предприятий какой-либо отрасли;

Группа предприятий

Финансовые результаты

Товарооборот

Величина запасов готовой продукции

Численность работающих

Текстильные предприятия

Обувные фабрики

Трикотажные предприятяи

г) деятельности коммерческих банков;

Балансовая прибыль

Объем вложений в государственные ценные бумаги

Кредитные ресурсы

Собственный капитал

До 100 млн. руб.

До 1 млрд. руб.

Более 1 млрд. руб.

д) деятельности страховых компаний России;

Таблица 2 Показатели деятельности страховых компаний по страхованию имущества предприятий от огневых и сопутствующих рисков в 2003 году.

Страховая компания

Взносы, собранные в 2003 году, тыс. руб.

Выплаты в 2003 г. , тыс. руб.

Число действующих договоров

Основные клиенты

АльфаСтрахование

ГУТА-Страхование

МАКС

Нефтеполис

Национальная Страховая Группа (НСГ)*

ПАРИ

Природа

Прогресс-Гарант*

РЕСО-Гарантия

РОСНО

Стандарт-Резерв

е) рынка государственных ценных бумаг.

Показатель

Года

2003

2004

2005

2006

2007

Объем выпуска, предложенный Минфином России (эмиссия): ГКО, ОФЗ

Объем размещения (по номиналу) ГКО, ОФЗ / трлн. руб

Объем выручки от продажи ГКО, ОФЗ / трлн. руб.

Привлечение средств в бюджет от продажи ГКО, ОФЗ / трлн. руб.

Задание 5

Изобразите в виде квадратной и круговой диаграммы данные о числе крестьянских (фермерских) хозяйствах 1 января (в тыс.):

1993

1996

1999

2001

2002

182,8

280,1

270,2

261,7

265,5

Для построения квадратной диаграммы, применяемой при сравнительном анализе, следует извлечь квадратные корни из сравниваемых величин статистических показателей, а затем построить квадраты со сторонами, пропорциональными полученным результатам.

При построении круговой диаграммы значения показателей вначале делят на число π, т.е. 3,14, а затем из полученных величин извлекают квадратные корни и строят круги с радиусами, пропорциональными полученным результатам.

1993

1996

1999

2001

2002

13,52

16,74

16,43

16,18

16,29

7,62

9,44

9,27

9,13

9,19



Задание 6

Волжский автомобильный завод в мае 1996 г. превысил плановое задание по реализации машин на 10,6%, продав 5576 автомобилей сверх плана. Определите общее количество реализованный машин за месяц.

Решение

Превышение плана на 10,6% дало сверхплановый выпуск автомобилей в количестве 5576 автомобилей, т.е. плановый выпуск автомобилей составит

Х = (5576 *100%)/10,6% = 52604 автомобилей.

Таким образом, в мае было выпущено всего с учетом сверхпланового выпуска 58180 (52604 + 5576) автомобилей.

Задание 7

В отделе заказов торговой фирмы занято трое работников, имеющих 8-часовой рабочий день. Первый работник на оформление одного заказа в среднем затрачивает 14 мин., второй – 15 мин., третий – 19 мин. Определите средние затраты времени на 1 заказ в целом по отделу.

Решение

Прежде всего определим количество заказов для каждого из работников за рабочий день.

Первый работник на один заказ затрачивает 14 мин. – за 8 часов он примет

8*60/14 = 34 заказа

Второй работник затрачивает на заказ 15 минут – это за 8 часов составит:

8*60/15 = 32 заказа.

Третий работник затрачивает на оформление 1 заказа 19 минут. Это за 8 часовой рабочий день составит:

8*60/19 = 25 заказов.

По формуле средней арифметической взвешенной рассчитаем средние затраты времени на 1 заказ в целом по отделу:

минут

Таким образом, в целом по отделу на выполнение одного заказа одним работником уходит 16 минут.

Задание 8

Отношением уровней ряда динамики называется:

а) темп роста; б) абсолютный прирост.

Темп роста капитальных вложений в России за 5 лет показывает: в) на сколько млн. руб. возросли капитальные вложения; г) во сколько раз увеличился объем.

Ответ: 2) а, г

Задание 9

Имеются данные о месячной выработке продукции предприятиями:

Произведено

Тыс. усл. ед.

x’

x’*f

(x’) 2 f

x 2 *f

|x –x’|*f

|x –x’|* 2 f

До 10

10 – 20

2700

20 – 30

Свыше 30

2450

Итого

Номер завода

Изделие

1994

1995

1996

Ро, т.р.

qo, т

q1, шт

План

Факт

Рпл

qпл

КВ-12

1180

1300

1370,

1410

ПХ-91

29,7

6800

30,1

6790

30,0

6600

28,7

6580

КВ-12

14,5

4000

13,8

3500

13,9

3540

15,0

36,80

АТ-48

37,8

Задачи
1. Укажите, какие статистические совокупности можно выделить в материальном производстве.
Ответ

2. Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения: а) фермерских хозяйств, б) театра.
Ответ

3. Численность осужденных в области распределяется по возрастам следующим образом (чел):

Определите, в каком году и в какой возрастной группе численность осужденных на 1000 человек была больше, если распределение области по возрастным группам следующее (тыс. чел.):

4. Годовым планом предприятия на 2004 год предусматривался выпуск товарной продукции на сумму 36 млн. руб. Фактически выпущено товарной продукции за этот год на сумму 31,5 млн.руб. Определите относительную величину выполнения плана по выпуску товарной продукции.
Решение

5. Имеется следующее распределение 60 рабочих по возрасту:

Определить средний возраст рабочих.
Решение

6. По одному из отделений сберегательного банка имеются следующие данные об остатках вкладов за 2003 г. и на 1 января 2004 г. (млн. руб.):

Определите цепные и базисные индивидуальные индексы цен, физического объема реализации и товарооборота.
Решение

8. Как в среднем изменились цены на молочную продукцию, если известно, что объем реализации этих продуктов увеличился на 18, а товарооборот – на 20%?
Решение

Список использованной литературы:
1. Практикум по социальной статистике: учеб. пособие / под ред. Р.Е. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2005.
2. Салин, В.Н. Социально-экономическая статистика: учебник / В.Н. Салин, Е.П. Шпаковская. – М.: Юристъ, 2001.
3. Социально-экономическая статистика: практикум / под ред. В.Н. Салина, Е.П. Шпаковской. – М.: Финансы и статистика, 2003.
4. Салыева, Л.С. Практикум по социально-экономической статистике: учеб.-практ. пособие / Л.С. Салыева; УрСЭИ АТиСО. – Челябинск: УрСЭИ, 2005.

Вы можете убедиться в качестве данной работы. Часть контрольной представлена ниже:

Тема 1. Предмет и метод статистической науки

1.1 Справочные материалы

Статистика разрабатывает методы сбора, систематизации, анализа, интерпретации и отображения результатов наблюдений массовых случайных явлений и процессов с целью выявления существующих в них закономерностей.

Предметом исследования в статистике является изучение размеров и количественных соотношений массовых общественных явлений в конкретных условиях места и времени, а так же числовое выражение проявляющихся в них закономерностей.

Закономерность, проявляющаяся лишь в большой массе явлений через преодоление свойственной её единичным элементам случайности, называетсястатистической закономерностью.

Объектом статистического изучения является статистическая совокупность - множество единиц, обладающих массовостью, качественнойоднородностью , определенной целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличиемвариации . Статистическая совокупность состоит из единиц совокупности.

Единица совокупности - это предел дробления объекта исследования, при котором сохраняются все свойства изучаемого процесса.

Единицы совокупности обладают определенными свойствами, качествами, которые принято называть признаками.

Статистический признак общее свойство, характерная черта или иная особенность единиц совокупности, которые могут быть наблюдаемы или измерены.

Статистический показатель - обобщающая количественная характеристика социально-экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Статистические признаки отличаются способами их измерения и другими особенностями, влияющими на приемы статистического изучения. Это дает основания для классификации признаков (схема. 1.1).



Описательные (качественные) признаки выражаются словесно: национальность, тип акции (простая, привилегированная), тип ткани (шелк, шерсть) и т.д. Описательные признаки подразделяются на номинальные и порядковые.

Номинальные - это описательные признаки, по которым нельзя ранжировать данные, тогда как порядковые - те, по которым можно ранжировать, упорядочивать данные. Например, оценки судей на спортивных соревнованиях.

Схема 1.1

Классификация признаков в статистике


Количественные признаки выражены числами. Например, возраст, заработная плата, цена акции и т.д.

Первичные признаки характеризуют единицу совокупности в целом. Это абсолютные величины, которые могут быть измерены, сосчитаны, взвешены. Они существуют сами по себе, независимо от статистического изучения. Например, численность населения страны, цена за акцию и т.д.

Вторичные, или расчетные признаки не измеряются непосредственно, а рассчитываются. Например, себестоимость продукции, рентабельность, индекс Доу-Джонса и т.д. Вторичные признаки получаются путем действий с первичными. Например, разделив объем выпущенной продукции на численность работников, получим производительность труда.

Прямые (непосредственные) признаки - это свойства, непосредственно присущие тому объекту, который ими характеризуется. Это, например, возраст человека, численность работников предприятия, цена за доллар.

Косвенные признаки являются свойствами, присущими не самому объекту, а другим совокупностям, относящимся к объекту, входящими в него. Например, цена за акцию, как косвенный признак компании, выпустившей эту акцию. Хотя цена - это характеристика акции, но она косвенно характеризует и компанию.

Альтернативные признаки - это признаки, которые могут принимать только два возможных значения. Например, пол, место проживания (город, село) и т.д.

Дискретные признаки - это количественные признаки, которые могут принимать только отдельные значения. Например, число членов семьи, число выпущенных акций и т.д.

Непрерывные признаки - это признаки, принимающие любые значения в определенных границах.

Моментные признаки характеризуют изучаемый объект в какой-то момент времени, установленный статистическим исследованием. Например, стоимость доллара на 1.02.2005 года, численность наличного населения на 1.01.2005 года и т.д.

Интервальные признаки - это признаки, характеризующие результаты процесса. Поэтому их значения могут возникать только за интервал времени: год, месяц, сутки, а не на момент времени. Например, число родившихся или умерших, объем торгов на ММВБ за сутки и т.д.

Специфика предмета статистики обуславливает специфику статистического метода. Он включает: сбор данных (статистическое наблюдение), обобщение и представление данных (сводку и группировку), анализ и интерпретацию данных.

В настоящее время законченной оформление получили три отрасли статистики: общая теория статистики, экономическая статистика, социальная статистика.

1.2. Контрольные вопросы к теме 1

1. Что входит в круг вопросов изучаемых статистикой?

2. В каких значениях употребляется термин статистика?

3. Что представляет собой статистика как наука?

4. Что является предметом статистики?

5. Что такое статистическая закономерность?

6. Что понимается под единицей статистической совокупности?

7. Что такое статистический показатель?

8. Что такое статистический признак? Какие признаки играют преобладающую роль в статистике?

9. Какие науки являются теоретической основой статистики?

10. В чем состоит связь статистики с другими науками?

11. В чем состоит специфика статистического метода изучения социально-экономических явлений?

12. Каковы организация и задачи статистики на современном этапе развития России?

1.3. Контрольные задания к теме 1

1. Какими признаками можно охарактеризовать совокупность студентов ВУЗа?

2. Исследуется совокупность коммерческих банков Ростова. Какими признаками её можно охарактеризовать?

3. Назовите существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу.

4. Укажите, какие совокупности можно выделить в ВУЗе для статистического изучения?

5. Какими наиболее существенными признаками можно охарактеризовать такие единицы наблюдения, как:

а) промышленное предприятие;

б) коммерческий банк;

в) торговое предприятие;

г) студент вуза;

д) преподаватель вуза.

6. Какими признаками по классификации, приведенной в пункте 1.1, являются:

Численность населения страны;

Количество браков и разводов;

Производство продукции в стоимостном выражении;

Число посадочных мест в самолете;

Количество работников на фирме;

Родственные связи членов семьи;

Пол и возраст человека;

Этажность жилых помещений;

Розничный товарооборот торговых объединений;

Тарифный разряд рабочего;

Балл успеваемости;

Форма собственности;

Национальность;

Состояние в браке.

Тема 1. Предмет и метод статистической науки.

1. Какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?

2. Укажите, какие совокупности можно выделить для статистического изучения в торговле?

3. Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу?

4. Какими показателями можно охарактеризовать совокупность спортсменов?

5. Какими количественными и качественными признаками можно охарактеризовать население г.Ярославля?

Тема 2. Статистической наблюдение.

1. Формы организации и виды статистического наблюдения.

2. Подготовка статистического наблюдения.

3. Ошибки статистического наблюдения.

Практическое задание.

1. Сформулируйте объект, цель наблюдения и разработайте программу: а) выборочного обследования посетителей кафе; б) обследования уровня квалификации работников торгового предприятия; в) обследования выпускников учебного заведения. г) переписи торговых предприятий.

2. Спроектируйте макет статистической таблицы, характеризующей размер товарооборота нескольких известных Вам универмагов в расчете на одно рабочее место и на один квадратный метр площади торгового зала.

Темы рефератов

1. Задачи и основные направления развития методов статистического наблюдения.

2. Основные направления использования статистической информации в современном обществе.

3. Методы сбора информации в социологических исследованиях.

Тема 3. Сводка и группировка статистических данных

Практическое задание.

1. Имеются следующие данные о реализации товаров и издержках обращения по предприятиям торговли, млн. рублей:

№ п/п Розничный товарооборот Сумма издержек обращения
30,0 34,0 46,0 30,9 15,9 25,2 42,0 26,0 16,4 34,8 37,0 28,6 18,7 39,0 36,0 36,0 25,0 38,5 44,0 37,0 27,0 35,0 40,0 25,0 24,0

Для выявления зависимости между объемом розничного товарооборота и издержками обращения сгруппируйте предприятия по объему розничного товарооборота, образовав четыре группы с равными интервалами.

По каждой группе и совокупности предприятий в целом подсчитайте:

1) число предприятий;

2) объем товарооборота – всего и в среднем на одно предприятие;

3) сумму издержек обращения – всего и в среднем на одно предприятие;

4) относительный уровень издержек обращения (процентное отношение суммы издержек обращения к объему розничного товарооборота).



Результаты расчетов представьте в виде групповой таблицы. Напишите краткие выводы.

2. Методом аналитической группировки установите наличие и характер связи между численностью промышленно-производственного персонала и выпуском продукции на одно предприятие по следующим данным (Образуйте пять групп с равными интервалами, результаты оформите в виде рабочей и аналитической таблицы):

Тема 4. Статистические величины.

1. Сущность, значение и классификация статистических показателей.

2. Понятие о системах статистических показателей.

3. Статистические таблицы.

4. Основные виды графиков.

Практическое задание.

1. Укажите, какие виды относительных величин можно вычислить по следующим данным:

2. Определите по следующим данным степень выполнения плана по выпуску продукции цехом, используя метод условно-натурального измерения.



По данным предыдущей задачи постройте статистический ряд распределения предприятий по выпуску продукции, образовав пять групп предприятий с равными интервалами. Постройте графики ряда распределения

Темы рефератов

1. Системы показателей уровня жизни.

2. Система статистических показателей сферы услуг

3. Развитие системы показателей региональной статистики.

4. Система показателей гендерной статистики.

5. Система показателей, характеризующих положений детей в Российской Федерации.

Тема 5. Средние величины и показатели вариации.

Практическое задание.

1. Рассчитайте характеристики ряда распределения, полученного в задаче № 1 темы 3: среднюю арифметическую величину, среднее квадратическое отклонение, дисперсию, коэффициент вариации.

Тема 6. Статистическое изучение динамики

1. Понятие и классификация рядов динамики.

2. Правила построения рядов динамики.

3. Показатели анализа рядов динамики.

4. Структура ряда динамики. Проверка ряда на наличие тренда.

5. Анализ сезонных колебаний.

Темы рефератов

1. Проблемы реконструкции российской статистики за длительный период.

2. Статистика в работах западных советологов: темпы экономического роста СССР.

3. Альтернативные оценки динамики российской экономики.

4. Система показателей конъюнктуры рынка.

Тема 8. Статистическое изучение взаимосвязей.

1. Роль статистики в исследовании взаимосвязей. Статистические методы изучения взаимосвязей.

2. Задачи статистического моделирования.

3. Корреляционный и регрессионный методы анализа связи.

4. Непараметрические методы оценки связи.

Темы рефератов

1. Взаимосвязь социально-экономических показателей и результатов голосования.

2. Нетрадиционные приложения статистических методов (теория катастроф).

3. Применение математико-статистических методов анализа взаимосвязей.


РАЗДЕЛ I

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ СТАТИСТИКИ

ГЛАВА 1 . СТАТИСТИКА КАК НАУКА

1.1. Методические указания

Эта тема имеет большое значение не только для курса тео­рии статистики, но и для всех статистических дисциплин вооб­ще. В ней излагаются важнейшие вопросы статистической на­уки: о предмете статистической науки, ее методе, теоретических основах, задачах и др. В результате изучения темы студент дол­жен получить ясное представление о том, что изучает статисти­ка, ее место в системе наук, теоретические основы, важнейшие принципы, категории и понятия, основные задачи статистики на современном этапе.

Изучение темы должно вооружить студента пониманием ос­нов теории статистики и статистической методологии.

При рассмотрении материала темы важно уяснить необходи­мость привлечения массовых данных для объективного позна­ния действительности; ведущую роль социально-экономических категорий в статистическом исследовании.

Необходимо хорошо усвоить такие важнейшие понятия ста­тистической науки, как статистическая совокупность, единица совокупности, признаки и их классификация, вариация призна­ков, статистический показатель. Без них невозможно обойтись в дальнейшем изучении других статистических дисциплин, в ко­торых применяются понятия, термины, показатели, формулы теории статистики, но не разъясняются их сущность, смысл и значение, поскольку это составляет задачу теории статистики.

Понятие статистики. Статистика, вернее ее методы иссле­дования, широко применяется в различных областях человечес­ких знаний. Однако, как любая наука, она требует определения предмета ее исследования. В связи с этим различают статистику, занимающуюся изучением социально-экономических явлений, которая относится к циклу общественных наук, и статистику, занимающуюся закономерностями явлений природы, которая относится к наукам естественным.

Настоящий курс посвящен теории статистики социально-эко­номических явлений.

Авторы большинства современных отечественных вузовс­ких учебников по теории статистики (общей теории статисти­ки) под статистикой понимают предметную общественную науку, т.е. науку, имеющую свои особые предмет и метод познания. Поэтому в процессе изучения темы необходимо уяснить, что статистика – общественная наука, которая изуча­ет количественную сторону качественно определенных массо­вых социально-экономических явлений и процессов, их струк­туру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляя действующие количественные зависимо­сти, тенденции и закономерности, причем в конкретных усло­виях места и времени.

Предмет статистики. При изучении темы необходимо в первую очередь обратить особое внимание на определение пред­мета, метода и задач статистики, на уяснение сущности и содер­жания статистической науки, отличающих ее от других социаль­но-экономических наук, а также от математики. Вопросы пред­мета и метода статистики являются исходными, с них начинает­ся первое знакомство с основами статистической науки.

В процессе изучения данной темы важно уяснить, что стати­стика как наука исследует не отдельные факты, а массовые социально-экономические явления и процессы, выступающие как множество отдельных факторов, обладающих как индивиду­альными, так и общими признаками.

Объект статистического исследования (в каждом конкретном случае) в статистике называют статистической совокупностью. Статистическая совокупность – это множество единиц, об­ладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояния отдельных единиц и наличием вариации. Например, в качестве особых объектов статистического исследования, т.е. статистических совокупнос­тей, может выступать множество коммерческих банков, зареги­стрированных на территории Российской Федерации, множество акционерных обществ, множество граждан какой-либо страны и т.д. Важно помнить, что статистическая совокупность состоит из реально существующих материальных объектов.

Каждый отдельно взятый элемент данного множества назы­вается единицей статистической совокупности .Единицы ста­тистической совокупности характеризуются общими свойствами, именуемыми в статистике признаками, т.е. под качественной однородностью совокупности понимается сходство единиц (объектов, явлений, процессов) по каким-либо существенным признакам, но различающихся по каким-либо другим признакам. Например, из названных совокупностей множество коммерчес­ких банков наряду с качественной определенностью (принадлеж­ностью к разряду кредитных учреждений) обладает различиями по размеру объявленных уставных фондов, численности работа­ющих, сумме активов и т.д.

Качественная определенность совокупности, хотя и имеет объективную основу, устанавливается в каждом конкретном ста­тистическом исследовании в соответствии с его целями и позна­вательными задачами.

Единицы совокупности наряду с общими для всех единиц признаками, обусловливающими качественную определенность совокупности, также обладают индивидуальными особенностя­ми и различиями, отличающими их друг от друга, т.е. существу­ет вариация признаков. Она обусловлена различным сочетани­ем условий, которые определяют развитие элементов множества. Например, уровень производительности труда работников банка определяется его возрастом, квалификацией, отношением к тру­ду и т.д. Именно наличие вариации предопределяет необхо­димость статистики. Необходимо помнить, что вариация при­знака может отражаться статистическим распределением единиц совокупности.

Важно также помнить, что статистика как наука изучает прежде всего количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени, т.е. предметом статистики выступают размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития.

Количественную характеристику статистика выражает через определенного рода числа, которые называются статистичес­кими показателями. Статистический показатель отражает результат измерения у единиц совокупности и совокуп­ности в целом.

Однако тогда возникает вопрос, чем же статистика отличает­ся от математики?

Основное отличие состоит в том, что статистика изучает количественную сторону качественно определенных массо­вых общественных явлений в данных условиях места и вре­мени. При этом качественную определенность единичных явлений обычно определяют сопряженные науки.

При изучении данной темы важно выяснить теоретические основы статистики и проблему применения закона больших чисел.

Теоретические основы статистики как науки. Теоретичес­кую основу любой науки, в том числе и статистики, составляют понятия и категории, в совокупности которых выражаются ос­новные принципы данной науки. В статистике к важнейшим категориям и понятиям относятся: совокупность, вариация, при­знак, закономерность.

При изучении данного вопроса важно уяснить, что статисти­ческие совокупности обладают определенными свойствами, носи­телями которых выступают единицы совокупности (явления), обладающие определенными признаками. По форме внешнего выражения признаки делятся на атрибутивные (описательные, качественные) и количественные. Атрибутивные (качественные) признаки не поддаются количественному (числовому) выражению.

Отличие количественных признаков от качественных состоит в том, что первые можно выразить итоговыми значениями, на­пример общий объем перевозок грузов предприятиями транспорта и т.д., вторые – только числом единиц совокупности, например число театров по видам деятельности.

Количественные признаки можно разделить на прерывные (дискретные) и непрерывные.

Статистическая закономерность – это форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регуляр­ности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности, если причины (условия), порождающие события, не изменяются или изменяются незначительно. Статистическая

закономерность устанавливается на основе анализа массовых данных. Она возникает в результате действия объективных зако­нов, выражая каузальные отношения.

Так как статистическая закономерность обнаруживается в итоге массового статистического наблюдения, это обусловливает ее взаимосвязь с законом больших чисел.

Сущность закона больших чисел заключается в том, что в числах, суммирующих результат массовых наблюдений, высту­пают определенные правильности, которые не могут быть обна­ружены на небольшом числе факторов. Закон больших чисел порожден свойствами массовых явлений. Важно помнить, что тенденции и закономерности, вскрытые с помощью закона боль­ших чисел, имеют силу лишь как массовые тенденции, но не как законы для каждого отдельного, индивидуального случая.

Предмет и метод составляют сущность любой науки, в том числе и статистики.

Метод статистики. Статистика как наука выработала при­емы и способы изучения массовых общественных явлений, зави­сящие от особенностей ее предмета и задач, которые ставятся при его изучении. Приемы и способы, с помощью которых ста­тистика изучает свой предмет, образуют статистическую методо­логию.

Под статистической методологией понимается система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в струк­туре, динамике и взаимосвязях социально-экономических явлений. Задача статистического исследования состоит в полу­чении обобщающих характеристик и выявлении закономернос­тей в общественной жизни в конкретных условиях места и вре­мени, которые проявляются лишь в большой массе явлений че­рез преодоление свойственной ее единичным элементам случай­ности. Важно уяснить, что статистическое исследование состоит из трех стадий:

  1. статистическое наблюдение;
  2. сводка и груп­пировка результатов наблюдения;
  3. анализ полученных обоб­щающих показателей.

Все три стадии связаны между собой, и каждой из них используются специальные методы, объясня­емые содержанием выполняемой работы.

Познавательные задачи статистики. Исходя из характера и основных черт предмета статистики как науки можно сформули­ровать следующие ее задачи. Это изучение:

Уровня и структуры массовых социально-экономических явлений и процессов;

Взаимосвязей массовых социально-экономических явлений и процессов;

Динамики массовых социально-экономических явлений и процессов.

Важно также уяснить, что статистика состоит из ряда отрас­лей, выделившихся в процессе развития, и общая теория стати­стики является методологической основой, ядром всех отрасле­вых статистик, так как она разрабатывает наиболее общие поня­тия, категории, принципы, которые имеют общестатистический смысл, и методы количественного изучения социально-экономи­ческих явлений.

1.2. Задачи и упражнения

1.1. Назовите в качестве примера сферы общественной жизни, изучаемые статистикой.

1.2. Сформулируйте определение статистики как науки и дайте ему соответствующее обоснование.

1.3. Дайте характеристику основным чертам определения предмета статистики:

а) почему статистика является общественной наукой?

б) почему статистика изучает количественную сторону обще­ственных явлений в связи с их качественным содержанием?

в) почему статистика изучает массовые явления?

г) почему каждое статистическое исследование должно опи­раться на изучение всех относящихся к данному вопросу фактов?

1.4. К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки:

а) количество работников на фирме;

б) родственные связи членов семьи;

в) пол и возраст че­ловека;

г) социальное положение вкладчика в Сбербанк;

д) этаж­ность жилых помещений;

е) количество детей в семье;

ж) роз­ничный товарооборот торговых объединений.

1.5. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?

1.6. Укажите, какие можно выделить статистические совокуп­ности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств.

1.7. Какими количественными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов вуза?

1.8. Исследуется совокупность коммерческих банков Моск­вы. Какими количественными и качественными признаками можно ее охарактеризовать?

1.9. Назовите наиболее существенные варьирующие призна­ки, характеризующие студенческую группу.

1.10. Назовите основные факторные признаки, определяющие вариацию успеваемости студентов.

1.11. Какими показателями можно охарактеризовать совокуп­ность жителей города?

1.12. Приведите перечень показателей, которыми можно было бы при статистическом обследовании полно охарактеризовать следующие явления:

а) население;

б) потребительский рынок;

в) промышленность;

г) транспорт и связь.

Для этой цели исполь­зуйте ежемесячный журнал Госкомстата России «Статистичес­кое обозрение» или статистические ежегодники Госкомстата России.

1.13. Назовите варьирующие и неварьирующие признаки у людей, фермерских хозяйств.

1.14. Найдите соответствующие данные и сравните половой состав населения России по данным переписей населения 1970, 1979 и 1989 гг. Какие выводы на основании этого сравнения можно сделать о половой структуре населения России и тенден­циях ее изменения?

1.15. Какими признаками – прерывными или непрерывны­ми – являются:

а) численность населения страны;

б) количе­ство браков и разводов;

в) производство продукции легкой про­мышленности в стоимостном выражении;

г) капитальные вло­жения в стоимостном выражении;

д) процент выполнения пла­на реализованной продукции;

е) число посадочных мест в самолете;

ж) урожайность зерновых культур в центнерах с 1 га.

1.16. К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие признаки:

а) тарифный разряд рабочего;

б) балл успеваемости;

в) форма собственности;

г) вид школы (начальная, неполная средняя и т.д.);

д) национальность;

е) состояние в браке.

1.17. Найдите в статистическом сборнике Госкомстата России и выпишите статистические показатели по нескольким каче­ственным и количественным признакам.

1.18. Из того же сборника (см. задание 1.17) выпишите дан­ные по нескольким прерывным и непрерывным количественным признакам.

1.19. Используя статистические сборники, выпишите данные, характеризующие структуру:

б) использования денежных доходов населения;

в) производственных инвестиций по отраслям экономики.

1.20. По статистическим сборникам Госкомстата России вы­пишите данные, характеризующие динамику за четыре-пять лет:

а) численности населения;

б) производства отдельных видов продовольственных товаров;

в) экспорта и импорта;

г) курса доллара США и индекса потребительских цен на товары и плат­ные услуги.

1.21. Назовите, какие понятия, категории и методы излагают­ся в отрасли статистической науки – общей теории статистики.

1.22. Назовите, что изучает экономическая статистика. Какие отрасли экономической статистики вы знаете?

1.23. Укажите, чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли и почему изучение статистической науки начинается с общей теории статистики?

1.24. Перечислите специфические методы, присущие статис­тическому исследованию.

1.25. Какие вы знаете статистические сборники, издающиеся в России?

1. Практические занятия. По данной теме целесообразно провести семинар «Статистическая наука, ее предмет и метод». Примерный план семинара:

а) предмет статистики;

б) метод статистики;

в) отрасли статистической науки и задачи статисти­ки в условиях рыночной экономики.

В процессе обсуждения пунктов а) и б) плана семинара должны быть раскрыты: объект статистического изучения, специфические особенности статис­тической науки, ее отличия от других общественных наук и роль качественного анализа в статистике. Здесь же должны быть рас­смотрены вопросы о значении теории познания как методологи­ческой основы статистической науки и о специфических особен­ностях статистического метода. В последнем пункте плана семи­нара необходимо рассмотреть вопрос о роли общей теории ста­тистики как отрасли статистической науки.

Так как семинары представляют собой первые аудиторные занятия по статистике, целесообразно провести их по докладной системе. Практика показывает, что студенты обычно испытыва­ют значительные затруднения в выступлениях на первых заняти­ях без специальной и обстоятельной подготовки по какому-ни­будь вопросу. Постановка докладов мобилизует внимание всей аудитории, вызывает желание высказываться по обсуждаемым вопросам.

Вместе с тем мы не считаем докладную систему семинарс­ких занятий обязательной для всех. В зависимости от конкрет­ных особенностей группы, ее состава может быть применена и «свободная» форма семинара, без предварительного распределе­ния докладов между студентами.

2. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Можно предложить написать небольшие рефераты по вопросам темы, а также рефераты, посвященные выдающимся ученым, например А. Кетле, В. Петти, Ю.Я. Янсону, А.И. Чупрову, А.А. Кауфману, А.А. Чупрову и др.

3. Аудиторная контрольная работа. По теме целесообразно провести получасовую контрольную работу в виде кратких отве­тов студентов на один-два вопроса (например, «Что такое стати­стическая закономерность?», «Что изучает статистика?» и т.д.). Можно также рекомендовать контрольные вопросы, построен­ные на основании и трактовке конкретного статистического ма­териала. В частности, студентам рекомендуется предложить си­стему показателей, характеризующих население, например, стра­ны, области, района, и попросить их сделать соответственные выводы, а также контрольные вопросы в виде тестов.