Армии нужны психологи. Подсказки начинающему военному психологу от натальи савельевой

Корпус военных психологов удвоят из-за неадекватности солдат.Каждый четвертый призывник в армии без помощи может стать самоубийцей

Минобороны увеличит количество армейских психологов в воинских частях в два раза — до 3 тыс. человек. Такие меры принимаются из-за резкого ухудшения в последние годы состояния психики призывников. Сейчас в помощи психолога нуждается каждый четвертый солдат-срочник — с начала года, по данным военных, произошло уже 83 случая самоубийства.

— Современная молодежь менее устойчива к стрессам. Алкоголь, наркотики, тотальная интернет-зависимость формируют личность, которой трудно адаптироваться в социуме, особенно закрытом, как в воинской части. Поэтому когда их выдергивают из их микромира, психика не выдерживает, — пояснил «Известиям» решение военного руководства профессор кафедры психологии Военного университета Минобороны Петр Корчемный.

Сейчас, по данным Всемирной организации здравоохранения, наркотики регулярно употребляют почти 7 млн россиян, из них почти 60% — молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет. Ежегодно наркозависимость становится причиной смерти 30 тыс. молодых людей. Всего лишь 4% от общего числа школьников не пробовали алкоголя. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье.

Пока в каждой бригаде на 3 тыс. срочников приходится всего один психолог, который физически не в состоянии уделить внимание каждому солдату. В мировой практике нормой считается, когда специалист «ведет» группу не более чем в 500 человек.

— Выявить солдат в пограничном состоянии намного проще, если проводить регулярные беседы с «группой риска» — конфликтными или замкнутыми юношами, детьми из неблагополучных семей, судимыми, имеющими проблемы в личной жизни, — рассказала «Известиям» психолог одной из сухопутных бригад.

1,5 тыс. новых армейских психологов будут набирать из гражданских вузов с факультетов психологии. Сами военные хотят, разумеется, выпускников психфаков МГУ и СПбГУ, но специалистов из этих вузов зарплата в 6-8 тыс. рублей вряд ли привлечет.
— Главное требование — образование должно быть академическим, — подчеркивают в Минобороны.

По свидетельству правозащитных организаций солдатских матерей, ежегодно из-за стремления военных комиссариатов во что бы то ни стало выполнить план, до 30% военнослужащих комиссуют по утаенным заболеваниям, в том числе и психическим.

— За 16 лет работы я видела военных психологов только в Чечне. Но пользы от них мало. Они ведь все равно подчиняются командиру части: как он скажет, так и будет. Поэтому солдаты обращаются со своими проблемами сразу к нам. А мы напрямую к военному прокурору. И добиваемся своего, — сказала представительница Союза комитетов солдатских матерей России Мария Федулова.

В Советской армии первый штатный психолог появился в 1976 году. С тех пор психологическая служба постоянно видоизменялась, но неуклонно оставалась востребованной. Сейчас военные психологи работают в армиях практически всех стран ближнего зарубежья, за исключением Грузии и Азербайджана.

В армии США, насчитывающей вместе с резервистами около 2 млн человек, за душевное здоровье солдат и борются 60 тыс. идеологических работников с психологическим образованием. Причем в зоне боевых действий количество психологов увеличено в несколько раз.

А в армии обороны Израиля, которая постоянно находится в ожидании войны, за психологию отвечают все офицеры, которых курирует отдельный специалист, напрямую подчиняющийся Генштабу.

За пределами России проблема суицидов наиболее остро стоит в армиях США и Японии. В 2011 году покончили с собой уже больше 160 американских военных. В Российской армии в 2009-м таким образом погибли 149 человек, в 2010-м — около 200.

Денис Тельманов

МИНСК, 27 окт - Sputnik. Гибель солдата-срочника Александра Коржича в военной части в Печах вызвала широкий резонанс в обществе. Среди прочего стало известно, что в РНПЦ психического здоровья были направлены трое солдат-срочников из Печей. Мама одного из парней накануне рассказала журналистам, что он жаловался, что больше "не может выдержать и даже готов сделать что-нибудь с собой".

Sputnik побеседовал с заместителем директора по медицинской части РНПЦ психического здоровья Сергеем Осипчиком о том, часто ли к ним попадают военнослужащие и что может привести солдата к суициду.

С начала года - 19 солдат

- Сергей Иванович, с какими симптомами к вам поступили солдаты из Печей?

Сведения о госпитализации пациента составляют врачебную тайну в соответствии с законом Республики Беларусь "О здравоохранении" и законом Республики Беларусь "Об оказании психиатрической помощи". Могу сказать только то, что у нас из того подразделения (где погиб солдат-срочник Александр Коржич - Sputnik) никого не было. Были из другого военного образовательного учреждения.

- В каких случаях обычно к вам госпитализируют военнослужащих?

Во-первых, к нам поступают для психиатрического освидетельствования допризывники. Мы даем свое заключение, которое идет в военкомат, и он принимает решение на основании этого документа, призывать человека или нет. Вторая категория - военнослужащие срочной службы. Поступают постоянно, с различными проблемами: в армии тоже люди, у которых тоже бывают сложности. Министерство обороны ставит перед нами вопрос: годен или не годен? Мы не вправе отвечать на такой вопрос, но даем медицинское заключение о состоянии здоровья призывника, с которым эти военнослужащие идут на призывную военную комиссию в военкомат либо центральную военно-врачебную комиссию Министерства обороны, которые принимают решение о степени годности к военной службе. Ну, и соответственно контрактники и офицерский состав. Специализированного отделения в Министерстве обороны нет, поэтому они поступают к нам.

- Есть ли данные, сколько солдат-срочников поступило с начала года?

Было 19 военнослужащих. Из них больше половины - военнослужащие срочной службы.

- А с какими жалобами обращаются?

Что касается военнослужащих срочной службы, то, как правило, это реакция нарушения адаптации. Если говорить простыми словами, у человека нарушается сон, он становится тревожным ввиду невыполнения каких-то заданий. В армии определенное количество действий нужно совершить за определенное количество времени, то есть очень быстро. Иногда это действия разнонаправленные, а время одно. И у человека случается так называемый когнитивный диссонанс, когда ему в одно и то же время нужно бежать в разные стороны. Он перестает спать. Одну ночь не поспал, вторую… Появляется напряжение. Солдат не отдыхает, а задачи ставятся одна за другой. И тут человек дезадаптируется. В таких ситуациях люди ведут себя по-разному, как, собственно, и в гражданской жизни. Один замыкается в себе, переживает свои проблемы, другой - допускает выражение агрессии по отношению к другим, у кого-то наблюдается аутагрессивное состояние, то есть агрессия, направленная на себя, которая может закончиться в том числе и суицидом.

Дедовщина растит бандитов

- Жаловались ли вам пациенты на отношения с сослуживцами? На то, что не смогли влиться в коллектив?

Есть люди интроверты и экстраверты. Интроверт склонен один выполнять работу, имеет менее продвинутые коммуникативные навыки. И не стоит сразу армию винить в том, что у человека проблемы с адаптацией. Таким везде сложнее в коллектив влиться. Это и в школе заметно, и в лицее, где учился. Та жизнь, которая у него была, не требовала от него коммуникативных навыков, а в военном подразделении зачастую одно дело нужно делать вместе. Например, скажут солдатам бревно тащить. А в этом деле нужна слаженность: чтобы на одном плече нести, в ногу шагать и в одно время бревно положить. Но кто-то не может этого сделать: отсутствуют коммуникативные навыки, или он физически послабее, или в силу своей некоммуникативности этот человек медленнее соображает. В итоге нарушается слаженность, задача не выполнена. А в армии знаете, как бывает, и это не только в нашей, но и американской и любой другой… Если кто-то в подразделении не выполняет задачу, подразделение получает нагрузку или ему дают дополнительное упражнение на слаженность. Происходит оно в свободное время, когда принято отдыхать. А тут все подразделение работает из-за одного человека. Что парню в таких случаях говорят? "Ну, ты как бы неправ" - и это в лучшем случае.

© Sputnik Виктор Толочко

- На дедовщину не поступали жалобы?

Вот представьте, живут вместе два партнера, один из них будет лидером в каких-то вопросах, другой - ведомым. То же самое в армии, только там все структурировано. Собираются молодые, энергичные люди. У них есть командир подразделения, который лидер. Но лидер он формальный, а есть и неформальные. Если в подразделении неформальное лидерство не совпадает с формальным либо формальный лидер дает одни установки, а неформальный - другие, то там будет разлад. Когда в подразделении разлад, когда люди не объединены одной целью, начинается придумывание себе приключений. Во время срочной службы в Советской армии мой командир батальона говорил, что военнослужащий, который не занят боевой подготовкой, - это вооруженный бандит. Если такие взаимоотношения начинаются - это показатель того, что люди не знают, какая конкретно задача поставлена в определенное время, или они не заняты, условно говоря, боевой подготовкой.

Командир должен быть психологом

В последнее время широко обсуждаются случаи суицида в армии. Что может подвигнуть солдата наложить на себя руки?

Суицид - это всегда состояние предшествующего кризиса. Всегда. Тогда нужно оценивать, от чего данная личность в данное время в данном месте оказалось в кризисе. Личность не готова либо к физическим нагрузкам, либо не готова к коммуникации с сослуживцами в силу интровертированности, либо не понимает, какие цели и задачи стоят перед подразделением. Тогда она становится немного фрустрированной, тревожной, у нее нарушается сон. Выхода для коммуникации нет ни тут, ни там, и к командиру не обратишься. И человек попадает в ситуацию кризиса, т. е. невозможности выполнить поставленную задачу вследствие отсутствия сил, времени, слаженности и т. д. Каждый выходит из него по-разному. Кто-то начинает развивать коммуникативные навыки, другой занимается физподготовкой, когда дома он не занимался силовыми нагрузками, а в армии это нагоняет. И кризис уходит, потому что человек становится в ряду всех своих сослуживцев.

© Sputnik / Виктор Толочко

Тут еще такой важный момент. Молодой человек приходит в армию неподготовленным, но ему дается определенный адаптационный период (1-2 месяца), в течение которого он входит в ритм. Это и физподготовка, и структурированный рабочий день, и выполнение задач, которые иногда разнонаправленные. Если в подразделении командир опытный, он видит, какую личность куда направить. Как любой руководитель, понимает, кто задачу может выполнить, а кто немного фрустрирован. "Ты, Иванов, иди сегодня сюда, а ты, Петров, пока побудь в резерве". Когда этого нет, когда "Иванов, вперед, Иванов, вперед, Иванов…", Иванову кажется, что жизнь закончилась, и эта ситуации кризиса никогда не прекратится. Посоветоваться, поговорить ему не с кем. Вот он и выбирает такой вариант.

- А как понять по поведению человека, что он собирается прибегнуть к такому варианту?

Во-первых, человек перестает общаться, замыкается в себе. Видно, что если раньше он был открытым эмоционально, то есть улыбался или отвечал на улыбку улыбкой, то сейчас этого нет. Получает он письмо из дома и не рад. Опять же, командир, по идее, должен смотреть, условно говоря, пошутить. Если человек раньше отзывался на шутку, а теперь нет, - значит, что-то случилось, значит, надо поговорить. У солдата появляется бессонница, иногда раздражительность, которая выражается в неготовности исполнить приказ. Но неисполнение приказа недопустимо. Когда командир понимает, что команду этому человеку отдать нельзя, надо другого человека поставить на выполнение задачи, тогда не развивается этот кризис. Он никогда одномоментно не развивается. Это цепочка обычных событий, которые наслаиваются, наслаиваются, и тут бах - человек принял решение. К симптомам можно отнести также тревогу и реакцию избегания, когда человек берет и покидает подразделение непонятно куда и зачем.

В армии есть психолог. Как он работает? По заявительному принципу или солдата приглашают на прием, когда видят, что с ним не все в порядке?

И так, и так. Военнослужащий может написать рапорт командиру, чтобы его освободили от какой-то работы. В таких случаях командир думает, мол, а чего это он тревожный, и советует подойти к военному психологу. Может, психолог не всегда доступен, но там есть замполит. Каждый командир структурного подразделения - уже эмпирически психолог. Потому что у руководителя подразделения, даже воинского, стоят задачи, которые должен выполнить с таким набором человеческих ресурсов. И если восемь человек несет бревно, а один не доносит, то командир это видит. И тут надо смотреть: почему не доносит или отказывается это делать.

Из важных моментов, я бы еще отметил, что должен быть правильный отбор солдат в подразделения, чтобы не было таких случаев. Бывает, человека направили в такое подразделение, в котором просто физически не может, потому что ему не хватает возможностей. Тренируй его не тренируй, он 200 килограммов не поднимет.

Следует так относиться к людям, как мы желали бы, чтобы они относились к нам

Аристотель

Определение психологической работы

  • Психологическая служба
  • Задачи и особенности деятельности военного психолога
  • Психологическая помощь военнослужащим
  • Психологическое изучение личного состава
  • Психопрофилактика и психогигиена
  • Психологическое обучение и просвещение военнослужащих
  • Деятельность психолога в боевой обстановке
  • Задачи психолога на различных этапах боя
  • Профессионально-этические нормы
  • Обязанности субъектов психологической работы в полку
  • Взаимодействие психолога и военного руководителя

Психологическая работа в Вооруженных силах. Содержание и методы деятельности психологов воинских частей в мирное время

Сущность психологической работы в Вооруженных силах Российской Федерации

Психологическая работа - это деятельность, проводимая в мирное и военное время командирами, офицерами органов воспитательных структур, психологами и специально создаваемыми структурами (подразделениями), направленная на изучение, формирование и развитие у военнослужащих психологических качеств и поддержание психических состояний, необходимых для успешного ведения боевых действий, выполнения служебных и учебно-боевых задач, а также на сохранение их психического здоровья . Научно-теоретической основой организации и проведения психологической работы является военная психология.

Психологическая работа, проводимая в Вооруженных силах РФ и других силовых ведомствах, является важнейшим элементом в системе всестороннего обеспечения жизнедеятельности военнослужащих. Ее организационное оформление происходило постепенно, отражая достигнутый уровень развития психологической науки и изменения в практике военного дела (появление регулярных массовых армий, новых военных профессий, усложнение оружия и боевой техники и т.п.).

С 1991 г. кардинально переработана нормативно-правовая база воспитательной работы в Вооруженных силах РФ, определен курс на создание полноценной психологической службы. Психологическая служба представляет собой сеть специализированных органов, подразделений и должностных лиц, объединенных в единую организационную структуру, содержание деятельности которых определяется понятием «психологическая работа». Современный этап ее становления характеризуется развертыванием в войсках штатных должностей психологов, а также центров и пунктов психологической помощи и реабилитации, подразделений профессионального психологического отбора, научно-исследовательских подразделений и центров, разрабатывающих проблемы наиболее эффективного применения потенциала психологии в армии и на флоте.

Общее организационно-методическое руководство психологической работой в Вооруженных силах осуществляет Главное управление воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации (ГУ BP ВС РФ). Оно занимается общим планированием, организацией и обобщением результатов психологической работы в войсках, организацией ее научно-методического обеспечения, а также подготовкой и расстановкой кадров психологов.

Психологическая служба ВС РФ - достаточно сложная и многочисленная организационная структура. Вместе с тем основной объем непосредственной психологической работы осуществляется в воинских частях и подразделениях. Именно здесь находят индивидуализированное выражение и решаются психологические проблемы конкретных военнослужащих. На этом уровне в большей степени востребованы и практические навыки, умения, способности психологов к профессиональному взаимодействию с другими субъектами.



Командиры частей, рот и подразделений- люди, которые месяцами и годами в напряжении работают над созданием настоящих военнослужащих, которые смогут выполнить любую поставленную задачу.


Изо дня в день преодолевая сопротивление молодых призывников, командиры становятся более проницательными и мудрыми.


Они лучше чем любой другой знают все тонкости души и характер своих подопечных. Командир знает когда и что надо сказать солдату.




Для того чтобы владеть обстановкой в коллективе, грамотный командир всегда интересуется личной жизнью подчиненных. Ведь на нем лежит груз ответственности за их жизнь.


Большинство случаев, которые происходят в части, командиры сами с успехом решают, в том числе и те практические вопросы, которые мы относим к психологической сфере. Причем делают это лучше любого дипломированного психолога.




Чаще всего бывает так, что командиры и понятия не имеют о том, что такое психотравма, панические атаки, самооценка и т.п., но при этом командир знает главное, ЧТО ДЕЛАТЬ и КАК ПОМОЧЬ военнослужащему, в каждой конкретной ситуации. Он действует интуитивно.




Сама армия при этом представляется, как завод по производству оружия: заготовка- новичок, попадая в умелые руки вооруженного передовой методикой командира, превращается со временем в высококлассного бойца. Следовательно для успеха на поле боя необходима совершенная организация подготовки во всех направлениях.






Но к сожалению ЛИЧНОСТЬ самого военнослужащего остается при этом за кулисами.

Да и опыт, и интуиция командира не всемогущи. К тому же, не каждый командир может похвастаться ими.

Судя по сообщениям СМИ в российской армии, ещё есть подразделения, где отдельные военнослужащие допускают неуставные отношения, угрожают суицидом, самовольно оставляют воинские части.



По моему мнению это происходит в том числе из-за неумения командования воинской части, подразделения наблюдать, понимать и чувствовать подчинённого военнослужащего, из-за неумения сплотить коллектив.

Ведь успех командира зависит и от его личных качеств.



И конечно каждый командир учиться на своих ошибках.

Которых можно избежать с помощью знаний и опыта психолога.

Но психология с трудом проникает в военную структуру.

Все начинается с того, что не командир приходит на прием к психологу, а психолог сам приходит в часть. Поддавшись влиянию командира, он встречается с личным составом. Военнослужащий, как правило не обращается за помощью- его приводят. Он не видит дефектов в своей психике- их видит командир. Он не искал встречи с психологом- этого хотели командир и психолог. И по тому то, что начинается после этого, можно назвать эксперементом над психикой, принудительным "лечением", но никак не психотерапией. Командир хочет видеть личный состав послушным, ответственным, и четко и быстро выполняющим задачи. Но очень редко он хочет измениться сам.

Увидит ли, например, командир свою задачу в том, чтобы установить утерянный контакт с личным составом? НЕТ , скорее он пожелает преодолеть замкнутый характер своих подопечных. А для пользы дела было бы лучше, если бы командир начал критику с себя и сам стремился бы к личностному росту.

Парадоксальность ситуации в том, что изменений хочет командир, но не в себе, а в личном составе; что изменится должны подчиненные, но они этого не хотят; что психолог работает не с тем, кто к нему обратился.

Но психологи в воинских частях творят чудеса!

Грамотный специалист, работая в тандеме с командиром, создают сплоченный коллектив. При этом командир, прошедший соответствующую подготовку, никогда не позволит себе во второй раз повторить указание, которое в первый раз было оставлено без внимания. А ведь многие командиры, далекие от психологии повторяют эту ошибку изо дня в день.

Как правило, они даже не знают о существовании целой системы специальных приемов, позволяющей осуществить действенное руководство коллективом, возбуждая у каждого интерес к исполнению общего дела. Очевидное соображение (чтобы подчиненный сделал требуемое, нужно чтобы он этого захотел) иногда игнорируется командирами.

Нередко приходится быть свидетелем повторяющейся из месяца в месяц стандартной последовательности сцен возмущения и затаенной обиды, бесплодных горячих обвинений. Часто участники этих напряженных отношений сами желают избавится от затянувшегося конфликта, но с удивлением обнаруживают, что обычно срабатывающие способы примирения оказываются бесполезными. Они не знают, что подобные "игры" можно остановит, что этим занимается специальный раздел практической психологии- анализ взаимоотношений.