Имена прилагательные согласуются с именами существительными. Конспект урока. Русский язык как неродной. Согласование имён прилагательных и существительных в числе и роде. план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему. Согласование прилагательных

§ 1 Согласование имени прилагательного с именем существительным

Начнём урок с наблюдения.

Из телепрограммы выпишем три названия телепередач, включающих прилагательные, а также вспомним и запишем три названия художественных произведений, включающих имена прилагательные.

Я нашла такие названия телепередач: «Местное время», «Дорожная азбука», «Чудеса Солнечной системы», вам предстоит найти и другие названия, соответствующие нашему заданию.

Из названий художественных произведений я предлагаю записать: «Безумная Евдокия» (автор повести Анатолий Алексин), название повести «Весенние перевёртыши» (В. Тендряков), название рассказа В.А. Бахревского «Собака на картофельном поле».

Определим род, число и падеж имен существительных, к которым относятся имена прилагательные, а также род, число и падеж имен прилагательных.

Занесём полученные данные в таблицу, состоящую из трех колонок, где

1 колонка это название художественных произведений и телепередач,

2-ая - род, число, падеж имени существительного,

3-я - род, число и падеж имени прилагательного.

Сравним результаты.

Название

Род, число, падеж имени существительного

Род, число и падеж имени прилагательного

«Местное время»

время - ср.р., ед.ч., И.п.

Местное
(н.ф. - местный) - употреблено в ср.р., ед.ч., И.п.

«Дорожная азбука»

азбука - ж.р., ед.ч., И.п.

Дорожная
(н.ф. - дорожный) - употреблено в ж.р., ед.ч., И.п.

«Чудеса Солнечной системы»

системы
(н.ф. - система) -
ж.р., ед.ч., Р.п.

Солнечной
(н.ф. - солнечный) - употреблено в ж.р., ед.ч., Р.п.

«Безумная Евдокия»

Евдокия - ж.р., ед.ч., в им. п.

Безумная
(н.ф. - безумный) - употреблено в ж.р., ед.ч., И.п.

«Весенние перевёртыши»

перевёртыши
(н.ф.- перевёртыш) -
м.р., мн.ч., И.п.

Весенние
(н.ф. - весенний) - употреблено во мн.ч., И.п. Род определить нельзя, т.к. прилагательное во мн.ч.

«Собака на картофельном поле»

(на) поле
(н.ф. - поле) -
ср. р., ед.ч., П.п.

картофельном
(н.ф. - картофельный) - употреблено в ср. р., ед.ч., П. п.

Какой вывод можно сделать?

Называя признаки предметов, прилагательные поясняют существительные, поэтому и морфологические признаки прилагательного помогают ему приспособиться к имени существительному.

Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже, т.е. имеют тот же род, число и падеж, что и существительные. Если существительное женского рода, то и прилагательное принимает форму женского рода (дорожная азбука), если существительное употреблено в предложном падеже, то и прилагательное употребляется в том же падеже (на картофельном поле), если существительное в форме множественного числа, то и прилагательное принимает форму множественного числа: весенние перевёртыши.

Изменяются имена прилагательные по родам, числам и падежам. Даже в самых сложных случаях прилагательное сообщает нам о роде существительного.

Например,

ценная бандероль (прилагательное ценная в женском роде),

просторный вестибюль (прилагательное просторный в мужском роде).

А если существительное неизменяемое? Какаду, пальто, шимпанзе, пенальти. Опять же, на помощь приходит имя прилагательное, потому что по его форме можно определить род неизменяемого существительного:

решающий пенальти прилагательное в м.р.,

модное пальто прилагательное в ср.р.,

смешной какаду прилагательное в м.р.,

заботливая шимпанзе прилагательное в ж.р., здесь речь идёт о самке шимпанзе.

Во множественном числе род прилагательного не различается:весенние перевёртыши, весенние птицы, весенние деревья. Независимо от рода существительного в единственном числе (перевёртыш, птица, дерево), форма прилагательного одна и та же (весенние).

§ 2 Как появилось имя прилагательное

Прилагательное очень гибкое слово: оно может приспособиться к любому существительному. Об этом есть сказка Сергея Шумахера «Как появилось имя прилагательное».

В сказке рассказывается о том, что

Думаю, что эта сказка поможет вам запомнить, что имена прилагательные согласуются с именами существительными в формах рода, числа и падежа.

§ 3 Примеры

Раз имя прилагательное согласуется с именем существительным по таким грамматическим признакам, как род, число и падеж, то и определить данные признаки можно по роду, числу и падежу имени существительного.

Прилагательное + существительное. Нужно уметь находить такие словосочетания в тексте.

Потренируемся. Прочтём отрывок из текста Д. Зуева об июле:

Июль - макушка лета. Трепещет и дрожит жаркий полдень. Не шелохнутся в тени густые заросли трав и кустов. В золотистом мареве зелёный мираж июльского пейзажа.

Выпишем словосочетания, соответствующие схеме прилагательное + существительное:

1 предложение - говорится (о чём?) об июле, прилагательных, которые поясняют существительное июль нет.

Во 2 предложении рассказывается (о чём?) о полдне. Полдень (какой?)жаркий.

Первое словосочетание жаркий полдень.

В 3 предложении повествуется о зарослях трав и кустов. Заросли (какие?)густые.Густые заросли - Второе словосочетание.

В 4 предложении говорится о мираже. Мираж(какой?)зелёный. Мираж(чего?)пейзажа.Пейзажа (какого?)июльского. Мираж(в чём? где?)в мареве. В мареве(каком?) золотистом. Выписываем словосочетания: зелёный мираж, июльского пейзажа, золотистом мареве.

Грамматические признаки и существительного, и прилагательного в каждом словосочетании совпадают. Имена прилагательные стоят в том числе, роде и падеже, что и имена существительные.

§ 4 Написание безударных окончаний прилагательных

Можем ошибиться в написании безударных окончаний прилагательных:

весе́нн.. перевёртыши, на карто́фельн.. поле, со́лнечн.. системы, в золоти́ст.. мареве, ию́льск.. пейзажа.

Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, нужно:

1. выяснить, к какому существительному оно относится;

2. задать к прилагательному вопрос от этого существительного;

3. по окончанию вопроса определить окончание прилагательного.

Первый шаг нами уже выполнен ранее: мы выясняли, к каким существительным относятся прилагательные:

весе́нние перевёртыши,

на карто́фельном поле,

со́лнечной системы,

в золоти́стом мареве,

ию́льскогопейзажа.

Переходим ко 2-му шагу: задаём вопрос от существительного к прилагательному:

§ 5 Краткие итоги урока

Итак, имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, согласуются с именами существительными в формах рода, числа и падежа. Во множественном числе род прилагательного не различается, род определяем только у прилагательных в форме единственного числа. Безударные окончания прилагательных определяем по вопросам от существительного к прилагательному.Окончания -ый, -ий не проверяются вопросами.

Список использованной литературы:

  1. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Быстровой Е.А./Бабкина М.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 152 с.
  2. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  4. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Книга для учителя/ Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. - 2-е изд. - М.: Линка - Пресс, 1994.
  5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
  7. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - 240 с.
  8. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. - М.: 2010. - 192 с.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. , 1992.
  10. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Быстровой Е.А. для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Быстровой Е.А., Кибиревой Л.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 64 с.
  11. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
  12. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы - составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  13. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В.; под ред. Шанского Н.М. - М.: Просвещение,1993. - 287 с.
  14. Русский язык. Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка.
  15. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др.; под ред. Быстровой Е.А. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 280 с. - ФГОС.

Задание 7.

Закончите предложения, добавив недостающие слова. Перескажите текст, как запомнили.

(Если учащимся трудно выполнить задание самостоятельно, логопед может использовать картинки. Читая предложения, логопед должен выделять незаконченность предложения соответствующей интонацией. При ответе учащихся следить за правильным согласованием глагола с существительным.)

а) Набежало... . Скрылось... . Подул... . Помялась... . Потемнел. . . . Полил. . . . Загремел. . . . Сверкнула. . .

Слова для справок: облако, солнце, ветер, пыль, лес, дождь, гром, молния.

б) Облако... Солнце... Ветер... Пыль... Лес... Дождь...Гром... Молния...

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе

Конспект занятия

Тема . Согласование имени прилагательного с именем существительным.

Цель . Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед выясняет у учащихся, какое сегодня число, день недели, месяц.

II. Образование имен прилагательных. Составление словосочеаний.

Логопед задает вопросы ученикам, не требуя развернутого ответа:

Какая сегодня погода? (Хорошая.)

Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя.)

Какой бывает день, когда тепло? (Теплый.)

Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.)

А когда нет ветра? (Безветренный.)

Логопед. Уточним, какой сегодня день. (День теплый, соленный, безветренный.) Как мы скажем про погоду, у нее те же призаки? (Погода теплая, солнечная, безветренная.)

  • Совершенствование практических навыков согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.
  • Совершенствование умения образовывать относительные прилагательные.
  • Активизация и качественное обогащение словарного запаса.
  • Развитие устойчивости внимания, способности к переключению, наблюдательности к языковым явлениям, долговременной и кратковременной памяти, наглядно-образного мышления, мимических мышц лица.
  • Воспитание мотивации к учению, нравственных качеств, определяющих отношение к людям, городу, себе.
  • Оборудование: Наглядно-демонстрационный материал к заданию № 6,8,9; раздаточный материал к заданию № 7,9, 11; карточки к заданиям № 3, 9; схема-опора к заданию № 8.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    (Горит свеча)

    Станем дружно мы в кружок
    Начинается урок
    Свечку зажигаем
    И дружно задуваем.

    (Логопед читает стихотворение вслух, дети повторяют только "губами", без голоса, четко артикулируя.)

    Говорим всегда красиво,
    Смело и неторопливо.
    Ясно, четко говорим,
    Думаем и не спешим.

    II. Основная часть.

    1. Отгадайте загадку.

    Я белым одеялом
    Всю землю укрываю,
    Белю поля, дома
    Зовут меня... (Зима)

    2. Один из признаков зимы - это снег. Какого цвета снег? (Белый)

    Послушайте, как писатели и поэты пишут о снеге. Я буду читать, а вы выражением лица покажите нравится вам такой снег или нет?

    • снег белый и чистый
    • снег серый и тусклый
    • снег золотистый и голубой
    • снег голубой и синий
    • снег желтый и грязный
    • снег палевый, бледно-сиреневый, жемчужно-розовый, нежно-голубой

    Почему вы удивились при слове палевый?

    Можно так сказать о снеге?

    Какая часть речи помогла так красиво сказать о снеге? (Имя прилагательное)

    3. Но сначала мы повторим (работа по карточкам: ребёнок читает вопрос, у кого подходит ответ, отвечает и читает свой вопрос):

    Ответ: Именами прилагательными.

    Вопрос: Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? называется: :

    Ответ: Именем существительным.

    Вопрос: Слова противоположные по значению, называются

    Ответ: Антонимы.

    Вопрос: Общая часть родственных слов, в которых заключено их общее значение, называется:

    Ответ: Корнем.

    Вопрос: Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется:

    Ответ: Приставка.

    Вопрос: Существительное, прилагательное, глагол - это:

    Ответ: Части речи

    Вопрос: Части речи, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются:

    4. Но описывая предметы мы можем говорить не только о цвете, но и о форме, вкусе, размере, материале из которого сделан предмет, какой предмет на ощупь. (по ходу выставляются карточки-помощники)

    5. Я сейчас буду называть слова, вы должны определить лишнее.

    Задание: все слова повторить шепотом, а лишнее слово произнести громко.

    • собака, ромашка, сладкий, дерево;
    • линейка, круглый, облако, трава;
    • зима, сугроб, шуба, пушистый;
    • огромный, медведь, лиса, дом;
    • книга, деревянный, носки, дуб.

    (По ходу задания дети отвечают на вопрос, что обозначает данный признак? (вкус, форму и т.д.)

    6. Какое последнее слово я сказала? (Дуб) Что это?

    Возьмите силуэты деревьев подберите лист к своему дереву. Какой это лист, какая ветка?

    лист дуба - дубовый, а ветка:

    лист клена - кленовый, :

    лист березы - березовый, :

    лист осины - осиновый, :

    лист рябины - рябиновый, :

    лист яблони - яблоневый, :

    Какой лист и ветка лишние? Почему? (яблоня - фруктовое дерево)

    В какое время года появляются листья?

    Весенним ясным утром
    В начале сентября,
    Сели мы за парты
    И думаю не зря.

    Все ли верно в этом стихотворении? Почему?

    Сейчас мы и проверим зря мы сидим за партами или нет?

    Прежде чем вы начнете работать по карточкам, ответьте мне на вопросы: "Что такое хрусталь? Брезент?... (работа над малознакомыми словами).

    8. Попробуйте теперь сами подобрать имя прилагательное и определить окончание. (Провести "дорожку-верёвочку" от картинки к вопросу и к окончанию)

    Физминутка.

    Горка высокая поднять руки вверх, потянуться

    Река глубокая присесть

    Звезда далекая подняться, руки вверх

    И одинокая. движения рук вправо-влево

    9. Отгадайте загадки. Выбирите отгадку-силуэт.

    Подчеркните слова которые помогли вам отгадать загадки?

    Назовите корень в выделенных словах?

    Острозубый - чем это слово особенное? (Два корня)

    Какая отгадка лишняя? Почему? (Солнце)

    В какое время года солнце греет сильнее?

    Какое время года наступает после лета?

    Пальчиковая разминка.

    В гости к пальчику большому
    Приходили прямо к дому
    Указательный и средний,
    Безымянный, и последний
    Сам мизинчик-малышок
    Постучался о порог.

    10. Как говорят про осень? А еще можно сказать золотая осень. Что ещё может быть золотым?

    В тетради:

    На доске:

    Какие слова в первом столбике?

    Объяснение каждого словосочетания.

    11. А еще осенью часто идут дожди. Прочитайте тексты, впишите окончания. Какие изменения произошли после дождя? С помощью каких слов это передается? Что это за слова?

    Перед дождём.

    Холодн: ветер дует в лицо. Тяжёл: облака плывут над рекой. Доносятся сильн: раскаты грома. Улицы города сух: .

    После дождя.

    Тёпл: ветер дует в лицо. Лёгк: облака плывут над рекой. Доносятся слаб: раскаты грома. Улицы города мокр: .

    Какие улицы вы хотели бы видеть в нашем городе? Можете придумать свои слова или воспользоваться словами на доске.

    Солнечный, великолепный, безобразный, превосходный, отвратительный, замечательный, прекрасный, чистый, тихий, светлый, цветущий.

    12. В конце занятия давайте немного пошутим. Соберите стихотворение, разрезанное на строчки и ответьте на вопросы.

    Это верно или нет?
    Что как сажа чёрный снег?
    Сахар горький, уголь белый?
    Ну а трус, как заяц смелый?

    Сегодня мы получим полезную информацию об имени прилагательном в испанском языке (Nombre adjetivo). Прилагательное испанского языка разделяется на две большие подгруппы:

    • качественные имена прилагательные (calificativos ):
    • относительные имена прилагательные (relativos ):

      el plan anual (годовой план),
      la región agrícola (сельскохозяйственный регион),
      el día estival (летний день)

    Эта группа прилагательных по своему значению схожа с прилагательными русского языка. Они обозначают качество, свойства и признаки предмета или явления, которое описывают.

    Качественные прилагательные имеют 3 степени сравнения: положительную, сравнительную, превосходную.

    Например:

    Относительные имена прилагательные

    Эта группа также указывает на признак предмета, но при этом обязательно указание на его отношение к лицу, явлению, действию или еще одному предмету.

    Эти прилагательные образуются от уже имеющихся названий предметов, действий или явлений, через которые они выражают признак. Они могут указывать на:

    • материал, из которого сделан предмет (férreo — железный);
    • обстоятельства времени, места… (madrileño — мадридский);
    • отношение к лицу или животному (felino – кошачий);
    • отношение к предмету или понятию (marítimo – морской)
    • отношение к действию или понятию (corriente – текущий).

    В современном испанском языке часто используют предлог de + существительное , вместо одного прилагательного, если говорят о материале, из которого изготовлен предмет: la caja de cartón (картонная коробка) вместо la caja cartonera .

    Особенность испанских прилагательных состоит в том, что качественных прилагательных намного больше, чем относительных. И, плюс ко всему, в испанском языке отсутствуют притяжательные прилагательные, такие как мамин, бабушкино, отцовский и тому подобное.

    Согласование имен прилагательных с существительными

    Прилагательное испанского языка всегда около себя имеет существительное, которое оно описывает. Имя существительное в большинстве случаев стоит перед именем прилагательным. Также прилагательное согласуется с существительным в роде и числе. Прилагательное, согласуясь с существительным в роде, имеет такое же окончание, как и существительное (не считая некоторых исключений, о них немного позже).

    Если существительное женского рода, тогда у прилагательного будет окончание – а . При существительном мужского рода будет стоять прилагательное с окончанием – о . Их называют прилагательными двух окончаний.

    Например:

    el papel blanco (белая бумага)

    la mesa blanca (белый стол)

    Прилагательные одного окончания характеризуются окончанием на любую согласную или гласную кроме – о . Их окончания не меняются в зависимости от рода существительного.

    Например:

    el libro común (общая книга)

    la causa común (общая причина)

    el papel verde (зеленая бумага)

    la mesa verde (зеленый стол)

    la casa grande (большой дом)

    el país grande (большая страна)

    Все прилагательные с конечным суффиксом –ista относятся к прилагательным одного окончания:

    socialista (социалистический)

    idealista (идеологический)

    Прилагательные, которые указывают на национальность, оканчиваясь в мужском роде на согласную, и прилагательные, которые оканчиваются на — an , — on , — or , в женском роде добавляют окончание – а :

    Например:

    el periódico inglés (английская газета)

    la revista inglesa (английский журнал)

    el baile andaluz (андалузский танец)

    la canción andaluza (андалузская песня)

    От положения прилагательного относительно имени существительного (перед или после) может меняться смысл всего выражения.

    Это относится к таким прилагательным:

    Испанский вариант слова

    Перевод в положении перед существительным

    Перевод в положении после существительного

    недавно приобретенный

    недавно сделанный

    несчастный

    обыкновенный

    грустный

    определенный

    известный

    Например:

    un buen hombre (добрый человек)

    un hombre bueno (хороший человек)

    un triste empleado (обыкновенный служащий)

    un empleado triste (грустный служащий)

    Следует помнить, что если указанные прилагательные сочетаются с наречием или каким-либо другим словом, то в этом случае они независимо от выражаемого смысла стоят после существительного. Правильно будет сказать Juan es un hombre muy bueno (Хуан очень добрый человек). Вместо фразы Juan es un muy buen hombre .

    Усеченные формы прилагательных

    Иногда случается употребление качественных прилагательных перед существительным в единственном числе. В этом случае следует употреблять усеченную форму прилагательных grande (великий, большой), malo (плохой), bueno (хороший).

    Например:

    el gran hombre (великий человек)

    un buen camino (хорошая дорога)

    el mal libro (скверная книга)

    Прилагательные bueno , malo могут употребляться в усеченной форме только перед существительными мужского рода.

    Описывая качества группы существительных, прилагательное обычно согласуется в роде и числе только с первым существительным из группы:

    En el barrio hay nuevos almacenes, peluquería y cine (В квартале есть новые магазины, парикмахерская и кино­театр).

    Прилагательные испанского языка – это не так сложно, как кажется. Лексическое значение нужно, конечно, заучивать, а вот употребление и согласование с существительными с практикой доходит до автоматизма, и вы легко их употребляете в речи. В изучении любого иностранного языка важна практика его использования в разговоре.

    Ознакомиться с правилами употребления прилагательных можно еще и здесь

    Тема урока : Согласование имени прилагательного с именем существительным

    Тип урока : комбинированный

    Цели урока : - формирование умений и навыков определения имен прилагательных в тексте, умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными; совершенствование каллиграфии письма, обогащение словарного запаса;

    Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения, коррекция внимания и восприятия;

    Воспитывать интерес к предмету.

    Ход урока:

    I. Организационный момент. (2 мин.)

    II. Повторение пройденного материала. (7 мин.)

    (слайд № 2)

    1.Вступительное слово:

    «Дорогие ребята, на прошлом уроке мы уже познакомились с самостоятельной частью речи - именем прилагательным. Сегодня мы узнаем, с кем и как эта часть речи «дружит».

    Вот в этом красивом доме живёт красивая художница-волшебница Имя прилагательное. Она будет нас сопровождать во время урока. Позвольте вам представить её:

    (слайд № 3)

    Я слово замечательное, -

    Говорит нам прилагательное,

    Я равного себе не знаю:

    Я признаки обозначаю.

    Без признаков предмета нет-

    об этом знает целый свет.

    Определяю я предметы,

    Они со мной весьма приметны.

    Я украшаю вашу речь

    Меня вам надо знать, беречь.

    Прилагательным меня называют

    И по падежам меня склоняют.

    Признаки обозначаю,

    Все предметы украшаю,

    Разукрашу, опишу,

    Какой есть предмет скажу

    (слайд № 4)

    Что представить наглядно как выглядит Имя прилагательное в тексте предлагаю вам следующее стихотворение:

    Эта страница зелёного цвета,

    Значит, на ней постоянное лето .

    Бродят в траве золотые б укашки .

    Вся голубая , как бирюза,

    Села, качаясь, на венчик ромашки,

    Словно цветной самолёт, стрекоза.

    Вот тёмно-красная божья коровка ,

    Спинку свою разделив пополам,

    Вскинула крылья прозрачные ловко

    И полетела по важным делам .

    III. Воспроизведение и коррекция знаний (7 мин.)

    (слайд № 4)

    «Игра разведка». Вот вам небольшой текст, в котором жудожница- волшебница Имя прилагательное описывает снег. Найдите слова, с помощью которых она это сделала:

    Снег белый. Но бывает голубой, синий, с еребристый , на закате даже красный, а по форме - пушистый , рассыпчатый . Его можно потрогать - он холодный, свежий, колючий .

    Если мы уберём из текста все прилагательные, то текст наш останется бедным, неярким, тусклым, неинтересным. Посмотрите, что у нас получилось:

    Снег. Но бывает, на закате даже, а по форме - , . Его можно потрогать - он,.

    (слайд № 5)

    2. А сейчас попробуем определить предметы по признакам, которые обнаружим в загадках:

    Загадки

    Я родился в день дождливый под осиной молодой, круглый, гладенький, красивый, с ножкой толстой и прямой. (гриб)

    Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок - остался стебелёк. (одуванчик)

    Стоит в саду кудряшка- белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (ромашка)

    Аленький, маленький, круглый, блестящий, в руке его тросточка, внутри его косточка. (вишня).

    (слайд № 6)

    «Отгадай, кто это?». А теперь мы проверим, как вы знаете сказочных героев из мультфильмов:

    Ответьте, про кого мы можем так сказать:
    - крошечная, заботливая, добрая - Дюймовочка.
    - глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка.
    - длинноносый, деревянный, озорной - Буратино.
    - красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина.
    - серый, голодный, злой- Серый Волк.
    - рыжая, хитрая, коварная - Лиса.
    - толстый, подвижный, смешной- Карлсон.
    - зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена.
    - лопоухий, неуклюжий, коричневый - Чебурашка.
    - дикий, отважный, ловкий - Маугли.
    (слайд № 7)

    4. Как художница Имя прилагательное украшает слова, вы можете увидеть на следующих примерах:

    (слайд № 8) Дерево- зелёное, ветвистое..

    (слайд № 9) Кошка - рыжая, усатая, домашняя.

    Гриб - большой, несъедобный, ядовитый.

    (слайд № 11) ТОРТ.

    5. А теперь скажите, какие из признаков-прилагательных относятся к торту, а какие нет? Не ошибитесь, а то торт станет несъедобным!

    IV. (слайд № 12) Физминутка для глаз. (4 мин.)

    V. Актуализация знаний к новой теме. Сообщение темы урока.

    1. (слайд № 13) Кластер «Имя прилагательное»

    Кла́стер (англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

    VI. Сообщение новых знаний

    1. (слайд № 14) Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным и «надевает ту же одежду, что и имя существительное», т.е. стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное.

    «Прилагательное + существительное».

    2. (слайд № 15) Вот какое нарядное платье у нашей художницы. Это различные окончания украсили его.

    3. (слайд № 16). Имя прилагательное отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

    4. Словарь: (слайд № 17).

    5. (слайд № 18).Измените прилагательные по родам и числам.

    6. . (слайд № 19).Исправьте ошибки: (письменно)

    роза садовое,

    чистый пруды,

    белая пароход,

    красивая платье,

    хорошей друга,

    у синих забора,

    у высокой столба,

    трудный задача,

    кислая яблоко,

    7. . (слайд № 20). Алгоритм работы с именем прилагательным.

    8. (слайд № 21). Согласуйте имя прилагательное с существительным

    родн... (краем, отечества, городом).

    VIII. (слайд № 22). Физминутка.

    IX. Закрепление знаний

    1. (слайд № 23). Дописать окончания.

    Синица - небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк____, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

    2.(слайд № 24). Подобрать имена прилагательные к именам существительным.

    Вечер, ночь, утро (сырой, лунная, раннее, осенний, ясное, прохладный, долгий, летняя, радостное, тихая, тёплое, звёздная).

    3. (слайд № 25). Антонимы (устно).

    Большой -маленький
    Толстый - тонкий
    Голодный - сытый
    Тупой - острый
    Твердый - мягкий
    Широкий - узкий
    Короткий - длинный
    Веселый - грустный
    Легкий - тяжелый
    Чистый - грязный
    Добрый - злой

    4. (слайд № 26). Самостоятельная работа.

    За грибами

    Два друга пошли в лес за грибами. У (какого-то) Миши была (какая-то) корзинка, а у (какого-то) Коли (какое-то) лукошко. Они собирали грибы и перекликались (какими-то) голосами. Вдруг (какое-то) небо потемнело и пошел (какой-то) дождь. Миша и Коля побежали домой.

    5. (слайд № 27).

    Знаешь ли ты, что… (опрятный)

    . (слайд № 28). (красный)

    6. (слайд № 28). Игра «Ласковые слова)

    Вспомните и назовите все ласковые слова, которыми тебя когда-либо называла мама, папа, бабушка и др. люди.

    А теперь назовите этими словами своих соседей по парте.

    VII. Повторение и обобщение. (3 мин.)

    (слайд № 29).Имя прилагательное.

    (слайд № 30). «Верные-неверные утверждения»

    (слайд № 31). Синквейн

    Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

    1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

    2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

    3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

    4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

    5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

    Прилагательное

    Какое, какая, второстепенные

    Согласуется, склоняется, изменяется

    Обозначает признак предмета

    Часть речи

    VIII. Подведение итогов. (3 мин.)

    IX. Домашнее задание. (2 мин) (Упр. 141)