Информационная война: от листовки до твиттера. Распад Югославии: причины и последствия

ВОЙНА В ЮГОСЛАВИИ 1991-1995, 1998-1999 гг. – межэтническая война в Югославии и агрессия НАТО против Союзной Республики Югославия

Причиной войны послужило разрушение югославской государственности (к середине 1992 г. федеральные органы власти утратили контроль за ситуацией), вызванное конфликтом между федеративными республиками и различными этническими группами, а также попытками политических «верхов» пересмотреть существующие границы между республиками.
Чтобы понять историю конфликта, следует прочитать сначала про развал самой Югославии:

Краткий обзор войн в Югославии с 1991 по 1999 гг.:

Война в Хорватии (1991-1995 гг.).
В феврале 1991 г. Сабор Хорватии принял решение о «разоружении» с СФРЮ, а Сербское национальное вече Сербской Краины (автономный сербский район в составе Хорватии) - резолюцию о «разоружении» с Хорватией и сохранении в составе СФРЮ. Взаимное нагнетание страстей, гонения на сербскую православную церковь вызвали первую волну беженцев – 40 тыс. сербов были вынуждены покинуть свои дома. В июле в Хорватии была объявлена всеобщая мобилизация и к концу года численность хорватских вооруженных формирований достигла 110 тыс. человек. В Западной Славонии начались этнические чистки. Сербы были полностью изгнаны из 10 городов и 183 сел, из 87 сел – частично.

Со стороны сербов началось формирование системы территориальной обороны и вооруженных сил Краины, значительную часть которых составляли добровольцы из Сербии. Части Югославской народной армии (ЮНА) вошли на территорию Хорватии и к августу 1991 г. выбили с территории всех сербских районов добровольческие хорватские подразделения. Но после подписания перемирия в Женеве ЮНА прекратила помощь краинским сербам, и новое наступление хорватов вынудило их к отступлению. С весны 1991 по весну 1995 гг. Краина была частично взята под защиту «голубых касок», но требование Совета Безопасности ООН о выводе хорватских войск из зон, контролируемых миротворцами, выполнено не было. Хорваты по-прежнему предпринимали активные военные действия с применением танков, артиллерии, ракетных установок. В результате войны в 1991-1994 гг. погибло 30 тыс. человек, до 500 тыс. человек стали беженцами, прямые убытки составили более 30 млрд. долларов. В мае-августе 1995 г. хорватская армия провела хорошо подготовленную операцию по возвращению Краины в состав Хорватии. В ходе военных действий погибло несколько десятков тысяч человек. 250 тыс. сербов вынуждено было покинуть республику. Всего за 1991-1995 гг. из Хорватии выехало более 350 тыс. сербов.

Война в Боснии и Герцеговине (1991-1995 гг.).
14 октября 1991 г. в отсутствии депутатов-сербов Скупщина Боснии и Герцеговины провозгласила независимость республики. 9 января 1992 г. Скупщина сербского народа провозгласила Республику Сербскую Боснии и Герцеговины в составе СФРЮ. В апреле 1992 г. состоялся «мусульманский путч» - захват зданий милиции и важнейших объектов. Мусульманским вооруженным формированиям противостояла Сербская добровольческая гвардия и отряды добровольцев. Югославская армия отвела свои подразделения, а затем была блокирована мусульманами в казармах. За 44 дня войны погибло 1320 человек, число беженцев составило 350 тыс. человек.

США и ряд других государств обвинили Сербию в разжигании конфликта в Боснии и Герцеговине. После ультиматума ОБСЕ югославские войска были выведены с территории республики. Но обстановка в республике не стабилизировалась. Вспыхнула война между хорватами и мусульманами с участием хорватской армии. Руководство Боснии и Герцеговины разделилось на самостоятельные этнические группировки.

18 марта 1994 г. при посредничестве США была создана мусульмано-хорватская федерация и хорошо вооруженная совместная армия, которая начала наступательные операции при поддержке воздушных сил НАТО, наносящих бомбовые удары по сербским позициям (с санкции Генерального секретаря ООН). Противоречия сербских лидеров с югославским руководством, а также блокада «голубыми касками» тяжелого вооружения сербов поставили их в тяжелое положение. В августе-сентябре 1995 г. удары НАТО с воздуха, разрушившие сербские военные объекты, центры связи и системы ПВО, подготовили новое наступление мусульмано-хорватской армии. 12 октября сербы были вынуждены подписать соглашение о прекращении огня.

СБ ООН резолюцией №1031 от 15 декабря 1995 г. поручил НАТО сформировать миротворческие силы для прекращения конфликта в Боснии и Герцеговине, что стало первой в истории наземной операцией, проводимой при ведущей роли НАТО за пределами зоны ее ответственности. Роль ООН свелась к одобрению этой операции. Состав миротворческих многонациональных сил включал в себя 57300 человек, 475 танков, 1654 бронемашин, 1367 орудий, систем залпового гоня и минометов, 200 боевых вертолетов, 139 боевых самолетов, 35 кораблей (с 52 самолетами палубной авиации) и другое вооружение. Считается, что к началу 2000 г. цели миротворческой операции были в основном достигнуты – наступило прекращение огня. Но полного согласия конфликтующих сторон так и не состоялось. Не разрешенной осталась проблема беженцев.

Война в Боснии и Герцеговине унесла более 200 тыс. жизней, из них – более 180 тыс. – мирные жители. Только Германия затратила на содержание 320 тыс. беженцев (в основном мусульман) с 1991 по 1998 гг. около 16 млрд. марок.

Война в Косово и Метохии (1998-1999 гг.).
Со второй половины 90-х годов ХХ века в Косово начала действовать Освободительная армия Косово (АОК). В 1991-1998 гг. между албанскими боевиками и сербской полицией произошло 543 столкновения, 75% которых пришлось на пять месяцев последнего года. Для пресечения волны насилия Белград ввел в Косово и Метохию полицейские части численностью 15 тыс. человек и примерно столько же военнослужащих вооруженных сил, 140 танков и 150 бронемашин. В июле-августе 1998 г. сербская армия сумела уничтожить основные опорные пункты АОК, контролировавшей до 40% территории края. Это предопределило вмешательство государств-членов НАТО, потребовавших прекратить действия сербских сил под угрозой бомбардировок Белграда. Сербские войска были выведены из края и боевики АОК вновь заняли значительную часть Косово и Метохии. Началось насильственное вытеснение сербов из края.

Операция «Союзническая сила»

В марте 1999 г. в нарушение Устава ООН НАТО начала «гуманитарную интервенцию» против Югославии. В операции «Союзническая сила» было использовано на первом этапе 460 боевых самолетов, к концу операции цифра возросла более чем в 2,5 раза. Численность сухопутной группировки НАТО была доведена до 10 тыс. человек с тяжелой бронетехникой и оперативно-тактическими ракетами на вооружении. Военно-морская группировка НАТО в течение месяца с начала операции была увеличена до 50 кораблей, снабженных крылатыми ракетами морского базирования и 100 самолетами палубной авиации, а затем увеличена еще в несколько раз (по палубной авиации – в 4 раза). Всего в операции НАТО участвовало 927 самолетов и 55 кораблей (4 авианосца). Войска НАТО обслуживались мощной группировкой космических средств.

Югославские сухопутные войска насчитывали к началу агрессии НАТО 90 тыс. человек и около 16 тыс. человек полиции и сил безопасности. Югославская армия имела до 200 боевых самолетов, около 150 ЗРК с ограниченными боевыми возможностями.

Для нанесения ударов по 900 объектам югославской экономики НАТО применили 1200-1500 высокоточных крылатых ракет морского и воздушного базирования. В ходе первого этапа операции этими средствами были разрушены нефтяная промышленность Югославии, 50% индустрии боеприпасов, 40% танковой и автомобильной промышленности, 40% нефтехранилищ, 100% стратегических мостов через Дунай. Выполнялось от 600 до 800 боевых вылетов в сутки. Всего за операцию было совершено 38 тыс. боевых вылетов, применено около 1000 крылатых ракет воздушного базирования, сброшено более 20 тыс. бомб и управляемых ракет. Применено также 37 тыс. урановых снарядов, в результате взрывов которых над Югославией было распылено 23 тонны обедненного урана-238.

Важной составляющей агрессии была информационная война, включая мощное воздействие на информационные системы Югославии в целях разрушения информационных источников и подрыва системы боевого управления и информационной изоляции не только войск, но и населения. Уничтожение теле- и радиоцентров расчищало информационное пространство для вещания станции «Голос Америки».

По данным НАТО блок потерял в операции 5 самолетов, 16 беспилотных летательных аппаратов и 2 вертолета. По данным югославской стороны были сбиты 61 натовский самолет, 238 крылатых ракеты, 30 беспилотных аппаратов и 7 вертолетов (независимые источники дают цифры 11, 30, 3 и 3 соответственно).

Югославская сторона в первые дни войны потеряла значительную часть своей авиации и средств ПВО (70% подвижных ЗРК). Силы и средства ПВО были сохранены за счет того, что Югославия отказалась от проведения воздушной оборонительной операции.
В результате натовских бомбардировок погибло более 2000 мирных жителей, ранено свыше 7000 человек, уничтожено и повреждено 82 моста, 422 задания образовательных учреждений, 48 медицинских объектов, важнейшие объекты жизнеобеспечения и инфраструктуры, более 750 тыс. жителей Югославии стали беженцами, без необходимых условий жизни осталось 2,5 млн. человек. Общий материальный ущерб от агрессии НАТО составил свыше 100 млрд. долларов.

10 июня 1999 г. генеральный секретарь НАТО приостановил действия против Югославии. Югославское руководство согласилось отвести из Косово и Метохии венные и полицейские силы. 11 июня силы быстрого реагирования НАТО вступили на территорию края. К апрелю 2000 г. на территории Косово и Метохии была размещена 41 тысяча военнослужащих сил КФОР. Но это не остановило межэтнического насилия. За год после прекращения агрессии НАТО в крае было убито более 1000 человек, изгнано более 200 тыс. сербов и черногорцев и 150 тыс. представителей других этнических групп населения, сожжено или повреждено около 100 церквей и монастырей.

В 2002 году прошел Пражский саммит НАТО, узаконивший любые операции альянса за пределами территорий входящих в него стран «повсюду, где это потребуется». О необходимости санкционирования СБ ООН силовых действий в документах саммит не упоминалось.

Во время войны НАТО против Сербии 12 апреля 1999 года при бомбардировке железнодорожного моста в районе Грделицы (Grdelica) самолёт войск НАТО F-15E уничтожил сербский пассажирский поезд Белград - Скопье.
Этот инцидент получило заметное освещение в натовской информационной войне против Сербии.
Средства массовой информации стран НАТО неоднократно демонстрировали фальсифицированную (намеренно ускоренную) видеозапись уничтожения поезда в момент прохождения по мосту.
Утверждалось, что пилот случайно подловил поезд на мосту. Самолёт и поезд двигались слишком быстро и пилот не смог принять осмысленное решение, результат - трагическая случайность.

Подробно об операции США и его союзников «Союзническая сила»

Своеобразие военного конфликта в Югославии состояло в том, что он включал в себя две «мини-войны»: агрессию НАТО против СРЮ и внутреннее вооруженное противоборство на национальной почве между сербами и албанцами в автономном крае Косово. Причем поводом для натовского вооруженного вмешательства явилось резкое обострение в 1998 году до тех пор вяло текущего конфликта. Причем здесь нельзя игнорировать объективный факт постоянного, методичного нагнетания напряженности в колыбели сербской культуры – Косово, – при первое время скрытой, а затем, начиная с конца 1980-х годов, уже почти не скрываемой поддержке Западом сепаратистских устремлений албанского населения.
Обвинив Белград в срыве переговоров о будущем мятежного края и в несогласии принять унизительный ультиматум Запада, сводившийся к требованию о фактической оккупации Косово, 29 марта 1999 года генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана отдает приказ Верховному главнокомандующему объединенными вооруженными силами блока в Европе американскому генералу Уэсли Кларку начать военную кампанию в форме воздушной операции против Югославии, получившей наименование «Союзническая сила», в основе которой лежал так называемый «План 10601», предусматривавший несколько фаз ведения военных действий. Весьма примечательно, что принципиальная концепция проведения данной операции была разработана еще летом предыдущего, 1998 года, а в октябре того же года она была уточнена и конкретизирована.

ОБОШЛИ И ДОДАВИЛИ

Несмотря на тщательность проработки всех прямых и сопутствующих вопросов, связанных с операцией, западные союзники оказались перед фактом совершаемого ими преступления. В принятом Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1974 года определении агрессии (резолюция 3314) однозначно указывается: «Будет квалифицирована в качестве акта агрессии: бомбардировка вооруженными силами государств территории другого государства. Никакие соображения любого характера, будь то политические, экономические, военные или другие, не могут служить оправданием агрессии». Но Североатлантический союз и не пытался получить санкцию ООН, поскольку Россия и КНР все равно заблокировали бы проект резолюции Совбеза, если бы он был внесен на голосование.

Однако натовскому руководству все же удалось обыграть в свою пользу развернувшуюся в стенах ООН борьбу толкований международного права, когда Совет Безопасности еще в самом начале агрессии выразил фактическое согласие с операцией, отвергнув (три голоса – «за», 12 – «против») представленный Россией проект резолюции, призывавшей к отказу от применения силы против Югославии. Тем самым якобы исчезли все основания для формального осуждения зачинщиков военной кампании.

Более того, забегая вперед, отметим, что уже после окончания агрессии на открытом заседании Совета Безопасности главный прокурор Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии в Гааге Карла дель Понте сделала заявление о том, что в действиях стран НАТО в отношении Югославии в период с марта 1999 года нет состава преступления и что обвинения в адрес политического и военного руководства блока несостоятельны. Главный прокурор сообщила также, что решение не начинать расследование обвинений в адрес блока окончательное и оно было принято после тщательного изучения экспертами трибунала материалов, представленных правительством СРЮ, Комиссией Государственной Думы РФ, группой экспертов в области международного права и рядом общественных организаций.

Но, по словам представителя Ассоциации американских юристов при европейской штаб-квартире ООН в Женеве Алехандро Тейтельбома, Карла дель Понте «фактически созналась, что ей очень трудно предпринять шаги, идущие вразрез с интересами Североатлантического союза», так как содержание Гаагского трибунала обходится в миллионы долларов, а большую часть этих денег предоставляют США, поэтому в случае подобных действий с ее стороны она может просто потерять свою работу.
Все же, чувствуя шаткость доводов инициаторов данной военной кампании, некоторые страны – участницы НАТО, прежде всего Греция, начали было сопротивляться нажиму военно-политического руководства альянса, ставя тем самым под сомнение возможность осуществления силовой акции вообще, поскольку, в соответствии с Уставом НАТО, для этого требуется согласие всех членов блока. Однако в конечном счете Вашингтону удалось «додавить» своих союзников.

ПО СЦЕНАРИЮ ВАШИНГТОНА

Многонациональная группировка объединенных ВМС НАТО в Адриатическом и Ионическом морях к началу боевых действий насчитывала 35 боевых кораблей, включая американский, британский, французский и итальянский авианосцы, а также корабли – носители крылатых ракет. Непосредственное участие в воздушной кампании НАТО против Югославии приняли 14 государств – США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Бельгия, Дания, Испания, Португалия, Канада, Нидерланды, Турция, Норвегия и Венгрия. Основная нагрузка легла на плечи пилотов ВВС и ВМС США, на долю которых в первые полтора месяца кампании пришлось свыше 60% вылетов, хотя американские машины составляли лишь 42% группировки боевой авиации НАТО в регионе. Относительно активно привлекалась также авиация Великобритании, Франции и Италии. Участие же в ударах авиации девяти других стран НАТО было минимальным и преследовало скорее политическую цель – продемонстрировать единство и сплоченность союзников.

По существу, именно по сценарию Вашингтона и, как подтвердил последующий анализ военных действий, в соответствии с указаниями, исходившими непосредственно из Пентагона, неоднократно корректировались содержание и продолжительность фаз всей кампании. Это, естественно, не могло не вызывать недовольство со стороны некоторых, наиболее влиятельных европейских союзников США. Так, например, представители Франции в Североатлантическом союзе, внесшей по существу второй по объему вклад в воздушную кампанию, открыто обвинили Вашингтон в том, что тот «порой действовал за рамками НАТО». И это при том, что Франция, не полностью делегировавшая свои полномочия НАТО (так как формально оставалась вне военной структуры блока), предварительно оговорила себе привилегию особого информирования относительно всех нюансов ведения воздушной кампании.

Уже после завершения военных действий верховный главком НАТО в Европе, американский генерал Кларк, откровенно признал, что он не считался с мнением «тех, кто из-за нервозности стремился изменить объекты ударов». Под завесой мнимого «единства» позиций государств – членов альянса в действительности имели место жесткие противоречия по схеме оперативных действий на Балканах. При этом главными противниками эскалации выступали Германия и Греция. Министр обороны ФРГ Рудольф Шарпинг уже в ходе конфликта даже выступил с заявлением о том, что германское правительство вообще «не собирается вести дискуссию на сей счет». Со своей стороны, и греческое руководство, само на протяжении многих лет сталкивавшееся с албанской, в том числе криминальной, экспансией и с трудом согласившееся «наказать» Белград за «притеснения албанского меньшинства», начало искусственно чинить препятствия расширению военных действий. В частности, Афины не разрешили своему турецкому «союзнику» использовать воздушное пространство Греции в рамках кампании против Югославии.

Бесцеремонность американцев, взявших в свои руки управление всей кампанией, порой вызывала недоумение, граничившее с открытым недовольством, даже у преданных «друзей» Вашингтона. Так, например, Анкара была, мягко говоря, «удивлена» тем, что без согласования с ней военное руководство НАТО заявило о выделении в распоряжение альянса трех авиабаз, расположенных на территории Турции. Достоянием гласности стали даже факты отказа командования канадского контингента – преданнейшего англосаксонского союзника Вашингтона – бомбить «сомнительные» с точки зрения Оттавы цели в Югославии, указанные руководством блока.

Вновь принятые в НАТО государства – Чехия и Польша (не говоря уже о Венгрии, принявшей прямое участие в военных действиях) – в отличие от своих «старших» европейских коллег по альянсу, наоборот, продемонстрировали полную поддержку «гибкой» позиции Брюсселя и Вашингтона и заявили о готовности предоставить свою военную инфраструктуру под решение любых задач НАТО в рамках агрессии против Югославии.
Еще большее рвение в надежде на лояльность Вашингтона в решении вопроса о предстоящем приеме в НАТО показали Болгария, Румыния, Албания и Македония, в инициативном порядке заявившие о предоставлении своего воздушного пространства (кто полностью, кто частично) в распоряжение ОВВС блока. Вообще же, как следует из комментариев специалистов, в основе многих трений внутри альянса лежала недостаточная информированность европейских союзников со стороны Вашингтона относительно конкретных планов в рамках каждой из фаз кампании.

ИСПЫТАНИЯ И СТАЖИРОВКИ

Прагматичный Вашингтон, как и в большинстве других войн нового времени, особо не считаясь с позицией союзников, пытался «выжать» максимум из военного конфликта, «убивая одновременно двух зайцев»: свержение ставшего в одночасье помехой для реализаций планов Белого дома на Балканах режима Слободана Милошевича и экспериментирование с новыми средствами вооруженной борьбы, формами и способами военных действий.

Американцы с лихвой использовали представившуюся возможность, испытав новейшие крылатые ракеты воздушного и морского базирования, кассетные авиабомбы с самоприцеливающимися боевыми элементами и другое вооружение. В реальных боевых условиях были опробованы модернизированные и новые системы разведки, управления, связи, навигации, РЭБ, все виды обеспечения; отработаны вопросы взаимодействия видов ВС, а также авиации и сил специального назначения (что, возможно, было самым существенным в свете последних на тот период установок лично министра обороны Дональда Рамсфелда; концепция «объединенности»).

По настоянию американцев, самолеты-носители применялись в составе разведывательно-ударных боевых систем и были лишь «подносчиками боеприпасов». Они взлетали с авиабаз на территории США, стран НАТО в Европе и авианосцев в омывающих Балканы морях, доставляли до рубежей пуска за пределами досягаемости систем югославской ПВО заранее нацеленные на конкретные критические точки объектов крылатые ракеты, запускали их и уходили за новыми боекомплектами. Помимо этого использовались и другие приемы и формы применения авиации.

Позже, воспользовавшись вынужденным затягиванием операции, по инициативе опять же американцев, натовское командование стало практиковать так называемые «боевые стажировки» летчиков-резервистов. После 10–15 самостоятельных вылетов, что считалось достаточным для приобретения боевого опыта, их заменяли другие «стажеры». Причем военное руководство блока нисколько не обеспокоил тот факт, что на этот период приходилось наибольшее количество практически ежедневных, по признанию самих же натовцев, грубых ошибок авиации альянса при нанесении ударов по наземным целям.

Дело заключалось в том, что руководство ОВВС блока с целью максимального уменьшения потерь летного состава отдало распоряжение «бомбить», не снижаясь ниже 4,5–5 тыс. м, вследствие чего соблюдение международных норм ведения войны становилось просто невозможным. Не способствовало соблюдению норм международного права и имевшее место на заключительной фазе операции широкомасштабное избавление от излишков устаревшего бомбового оружия путем нанесения ударов по широкому спектру главным образом экономических объектов в Югославии.
Всего, что в принципе и не отрицается натовскими представителями, в ходе боевых действий авиация НАТО уничтожила около 500 важных объектов, из которых не менее половины были чисто гражданского назначения. При этом потери мирного населения Югославии исчислялись, по разным данным, от 1,2 до 2 и даже более 5 тыс. человек.

Весьма примечательно, что по сравнению с гигантским экономическим ущербом (по югославским оценкам – приблизительно на 100 млрд. долларов), урон военному потенциалу Югославии был нанесен не столь значительный. Например, воздушных боев было немного (что объяснялось стремлением сербов сохранить свои ВВС в условиях подавляющего превосходства авиации альянса), и потери СРЮ в авиации были минимальными – 6 самолетов в воздушных боях и 22 – на аэродромах. Кроме того, Белград сообщил, что его армия лишилась только 13 танков.

Впрочем, и натовские отчеты содержали гораздо более крупные, но отнюдь не впечатляющие цифры: 93 «успешных удара» по танкам, 153 – по БТР, 339 – по военному транспорту, 389 – по орудийным и минометным позициям. Однако эти данные были раскритикованы аналитиками из разведывательных и руководящих военных органов самого же альянса. А в неопубликованном докладе ВВС США вообще сообщалось, что подтвержденное число уничтоженных югославских подвижных целей составляло 14 танков, 18 БТР и 20 единиц артиллерии.
Кстати, в свою очередь, сербы, подводя итоги 78-дневного сопротивления, настаивали на следующих потерях НАТО: 61 самолет, семь вертолетов, 30 БЛА и 238 крылатых ракет. Союзники, естественно, опровергли эти цифры. Хотя, по мнению независимых экспертов, они весьма близки к истинным.

БОМБИТЬ, А НЕ СРАЖАТЬСЯ

Не ставя под сомнение порой действительно «экспериментальный» характер военных действий со стороны союзников, ведомых американцами, все же нельзя не согласиться с теми независимыми специалистами, которые констатируют допущенные НАТО серьезные ошибки, заключавшиеся в целом в недооценке уровня оперативно-стратегического и тактического мышления командиров и офицеров югославских вооруженных сил, глубоко проанализировавших манеру действий американцев в локальных конфликтах, прежде всего в войне 1990–1991 годах в зоне Персидского залива. Ведь не случайно командование альянса было вынуждено пересмотреть общий замысел ведения операции, сначала втянувшись в затяжной и чрезвычайно дорогостоящий военный конфликт, а затем вынеся на обсуждение вопрос о целесообразности проведения наземной фазы операции, что было изначально не запланировано.

Действительно, в подготовительный период агрессии не отмечалось никаких масштабных перегруппировок наземных сил НАТО в прилегающих к Югославии государствах. К примеру, в Албании и Македонии были сосредоточены сухопутные силы общей численностью всего лишь 26 тыс. человек, тогда как, по мнению западных аналитиков, для проведения результативной операции против достаточно подготовленных вооруженных сил Югославии требовалось создать наземную группировку общей численностью не менее 200 тыс. человек.

Состоявшийся в мае в НАТО пересмотр общего замысла ведения операции и выдвижение идеи о срочной подготовке к наземной фазе боевых действий в очередной раз вызвали резкую критику со стороны влиятельных европейских членов альянса. Так, канцлер Германии Герхард Шредер решительно отверг предложение об отправке наземных войск союзников в Косово как ведущее в тупик. Франция также отвергла эту идею, но под тем предлогом, что у нее в тот период не было достаточного количества «свободных» формирований сухопутных войск.
Да и американские законодатели выразили сомнение в эффективности данной затеи. По подсчетам бюджетного управления Конгресса США, к уже имеющей место ежемесячной сумме расходов на операцию в 1 млрд. долларов в случае проведения наземной фазы придется прибавить как минимум еще 200 млн. долларов только на содержание одной дивизии СВ.

Но, пожалуй, больше всего союзников, в первую очередь американцев, беспокоил вопрос о возможных потерях в случае наземных сражений с югославскими частями и соединениями. По оценкам американских специалистов, урон в военных действиях только в Косово мог бы составить от 400 до 1500 военнослужащих, которые скрыть от общественности уже не удалось бы. Как, например, тщательно укрываемые данные о потерях, по оценкам, нескольких десятков натовских летчиков и спецназовцев, «консультировавших» югославских албанцев и участвовавших в спасении сбитых пилотов ОВВС НАТО. В результате Конгресс США проголосовал против рассмотрения резолюции, разрешающей американскому президенту как верховному главнокомандующему вооруженными силами применять сухопутные войска в ходе военной операции против Югославии.

Так или иначе, но до наземных военных действий между союзниками и югославскими войсками дело не дошло. Однако командование НАТО с самого начала агрессии всячески стимулировало активность «Освободительной армии Косово», состоявшей из косовских албанцев и представителей албанских диаспор США и ряда стран Европы. Но формирования ОАК, оснащенные и подготовленные натовцами, в боях с сербскими пограничниками и регулярными частями ВС показали себя далеко не лучшим образом. По сообщениям ряда СМИ, наиболее крупная операция албанских боевиков против сербских войск в Косово, в которой принимали участие до 4 тыс. человек, проведенная параллельно с воздушной кампанией НАТО, завершилась полным разгромом подразделений ОАК и отступлением их остатков на территорию Албании.

В этих условиях перед руководством НАТО оставался единственный путь разрешения самим им созданной проблемы: ударить по Югославии всей мощью своего потенциала. Что оно и сделало, резко нарастив в последней декаде мая группировку своих ВВС до 1120 самолетов (в том числе – 625 боевых) и добавив к четырем несущим боевое дежурство в прилегающих к Югославии морях авианосцам еще два, а также пять носителей крылатых ракет и ряд других кораблей. Естественно, это сопровождалось беспрецедентной интенсивностью налетов на военные и гражданские объекты на югославской территории.

Опираясь на свою колоссальную воздушную мощь и поставив Белград перед выбором – потеря Косово или тотальное уничтожение экономики, экономическая и гуманитарная катастрофы, – НАТО вынудила руководство Югославии пойти на капитуляцию и решила на тот момент косовскую проблему в своих интересах. Бесспорно, сербы не смогли бы противостоять натовской группировке в открытых сражениях в случае продолжения агрессии, но вполне были в состоянии некоторое время вести успешную партизанскую войну на своей территории при полной поддержке населения, как это было в годы Второй мировой войны. Но случилось то, что случилось!

ВЫВОДЫ СДЕЛАНЫ

Эта военная кампания еще раз продемонстрировала, насколько зависят от США их европейские партнеры по блоку НАТО. Именно американцы были главной ударной силой агрессора – 55% боевых самолетов (к концу войны), свыше 95% крылатых ракет, 80% сброшенных бомб и ракет, все стратегические бомбардировщики, 60% разведывательных самолетов и БЛА, 24 разведывательных спутника из 25 и подавляющая часть высокоточного оружия принадлежали США.
Председатель военного комитета НАТО итальянский адмирал Гвидо Вентурони даже был вынужден признать: «Только используя средства, предоставляемые заокеанским партнером, европейские страны НАТО могут проводить самостоятельные операции, в то время как создание европейского компонента в области обороны и безопасности остается пока благородной идеей».

Нельзя не отдать должное руководству Североатлантического альянса, которое не только констатировало факт резкого отставания европейских союзников США от своего «старшего брата» по всем аспектам развития военного потенциала, но и, по результатам антиюгославской кампании, приняло ряд кардинальных мер, ведущих к исправлению негативного с точки зрения Брюсселя (и Вашингтона в первую очередь) положения. Прежде всего было решено форсировать затянувшийся процесс реформирования ВС европейских стран – участниц блока, в рамках которого в том числе львиную долю затрат, предусмотренных в национальных бюджетах на закупку ВВТ, направить на приобретение высокоточного оружия (в США, естественно), реформировать систему тылового обеспечения и многое другое.

Но, как считают натовские стратеги, самой главной задачей перед союзниками США в Европе продолжает оставаться создание таких формирований экспедиционных сил, которые бы могли на равных с американцами участвовать в создании нужной Вашингтону модели мироустройства.

В течение 1991-2001 гг. по всей территории бывшей Югославии было сброшено около 300 тыс. бомб и выпущено более 1 тыс. ракет. В борьбе отдельных республик за свою независимость большую роль сыграла НАТО, которая решила свои и американские проблемы, вбомбив страну в центре Европы в каменный век. Война в Югославии, годы и события которой унесли жизни десятки тысяч жителей, должны послужить уроком для общества, так как даже в нашей современной жизни нужно не только ценить, но и всеми силами поддерживать столь хрупкий мир во всем мире...

Политическое противостояние таких супердержав, как США и СССР, длившееся с середины 40-х и до начала 90-х годов прошлого века, и никогда не перераставшее в настоящий военный конфликт, привело к возникновению такого термина, как холодная война. Югославия - это бывшая социалистическая которая начала распадаться практически одновременно с Главной причиной, послужившей толчком к началу военного конфликта, стало желание Запада установить свое влияние на тех территориях, которые ранее принадлежали СССР.

Война в Югославии складывалась из целой серии вооруженных конфликтов, длившихся на протяжении 10 лет - с 1991 по 2001 год, и в итоге приведших государство к распаду, в результате которого образовалось несколько независимых друг от друга государств. Здесь боевые действия имели межнациональный характер, где участвовали Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Албания и Македония. Война в Югославии началась из-за этнических и религиозных соображений. Эти события, произошедшие в Европе, стали самими кровопролитными со времен 1939-1945 гг.

Словения

Война в Югославии началась с вооруженного конфликта 25 июня - 4 июля 1991 г. Ход событий берет свое начало с провозглашенной в одностороннем порядке независимости Словении, вследствие чего между нею и Югославией вспыхнули боевые действия. Руководство республики взяло под контроль все границы, а также воздушное пространство над страной. Местные военные части стали готовиться к захвату казарм ЮНА.

Югославская народная армия встретила ожесточенное сопротивление местных отрядов. В спешном порядке возводились баррикады и блокировались пути, которыми следовали отряды ЮНА. В республике была объявлена мобилизация, а ее руководители обратились за помощью к некоторым европейским странам.

Война окончилась вследствие подписания Брионского соглашения, которое обязывало ЮНА прекратить вооруженный конфликт, а Словения должна была на три месяца приостановить подписание декларации о провозглашении своей независимости. Потери со стороны Югославской армии составили 45 человек убитых и 146 раненых, а со Словенской, соответственно, 19 и 182.

Вскоре управление СФРЮ было вынуждено признать свое поражение и смириться с независимой Словенией. В завершение ЮНА вывела войска с территории новообразовавшегося государства.

Хорватия

После того как Словения обрела независимость от Югославии, сербская часть населения, проживающая на этой территории, попыталась создать отдельную страну. Они мотивировали свое желание отсоединиться тем, что здесь якобы постоянно нарушались права человека. Для этого сепаратисты начали создавать так называемые отряды самообороны. Хорватия расценила это как попытку ее присоединения к Сербии и обвинила своих оппонентов в экспансии, вследствие чего в августе 1991 г. начались масштабные боевые действия.

Свыше 40% территории страны было охвачено войной. Хорваты преследовали цель освободиться от сербов и выгнать ЮНА. Добровольцы, желающие обрести долгожданную свободу, объединялись в отряды гвардейцев и всеми силами добивались для себя и своих семей провозглашения независимости.

Боснийская война

1991-1992 года стали началом пути освобождения от кризиса Боснии и Герцеговины, в который ее втянула Югославия. Война на этот раз затронула не только одну республику, но и соседние с ней земли. В результате данный конфликт привлек к себе внимание НАТО, ЕС и ООН.

На этот раз военные действия происходили между боснийскими мусульманами и их единоверцами, ратующими за автономию, а также хорватами и вооруженными группами сербов. В начале восстания в конфликте была замешана и ЮНА. Чуть позже подключились силы НАТО, наемники и добровольцы от разных сторон.

В феврале 1992 года было выдвинуто предложение о разделе данной республики на 7 частей, по две из которых должны были достаться хорватам и мусульманам, а три - сербам. Это соглашение не было одобрено главой боснийских сил Хорватские и сербские националисты заявили, что это был единственный шанс прекратить конфликт, после чего Гражданская война в Югославии продолжилась, привлекая к себе внимание почти всех международных организаций.

Боснийцев объединились с мусульманами, благодаря чему была создана Боснии и Герцеговины. В мае 1992 г. АРБиХ превратилась в официальные вооруженные силы будущего независимого государства. Постепенно военные действия прекратились вследствие подписания Дейтонского соглашения, которое предопределило конституционную структуру современной независимой Боснии и Герцеговины.

Операция «Обдуманная сила»

Такое кодовое название получила воздушная бомбардировка позиций сербов в боевом конфликте в Боснии и Герцеговине, которую проводила НАТО. Поводом для начала этой операции послужил взрыв в 1995 г. на территории рынка Маркале. Определить виновных в терроризме не удалось, но НАТО ответственность за случившееся возложила на сербов, которые категорически отказались выводить свое вооружение из Сараево.

Таким образом, история войны в Югославии продолжилась операцией «Обдуманная сила» ночью 30 августа 1995 года. Ее целью было снижение возможности сербского штурма безопасных зон, которые установила НАТО. Авиация Великобритании, США, Германии, Франции, Испании, Турции и Нидерландов начали наносить удары по позициям сербов.

В течение двух недель было произведено больше трех тысяч вылетов самолетов НАТО. Результатом бомбардировки стало разрушение радарных установок, складов с боеприпасами и оружием, мостов, телекоммуникационных связей и других жизненно необходимых объектов инфраструктуры. И, конечно же, главная цель была достигнута: сербы покинули город Сараево вместе с тяжелой техникой.

Косово

Война в Югославии продолжилась вооруженным конфликтом, который вспыхнул между СРЮ и албанскими сепаратистами в 1998 г. Жители Косово стремились обрести независимость. Через год в ситуацию вмешалось НАТО, вследствие чего началось проведение операции под названием «Союзная сила».

Данный конфликт систематически сопровождался нарушениями прав человека, что привело к многочисленным жертвам и массовому потоку переселенцев - спустя несколько месяцев после начала войны насчитывалось около 1 тыс. убитых и раненых, а также более 2 тыс. беженцев. Итогом войны стала резолюция ООН 1999 г., согласно которой было гарантировано предотвращение возобновления огня и возвращение Косово под власть Югославии. Совет Безопасности обеспечил общественный порядок, надзор за разминированием, демилитаризацию ОАК (Освободительной армии Косово) и вооруженных групп албанцев.

Операция «Союзная сила»

Вторая волна вторжения Североатлантического альянса в СРЮ происходила с 24 марта до 10 июня 1999 г. Операция происходила во время этнических чисток в Косове. Позже подтвердил ответственность служб безопасности СРЮ за совершенные преступления против албанского населения. В частности, во время проведения первой операции «Обдуманная сила».

Власти Югославии засвидетельствовали 1,7 тыс. погибших граждан, 400 из которых были детьми. Около 10 тыс. человек были тяжело ранены, а 821 - пропали без вести. Подписание Военно-технического соглашения между ЮНА и Североатлантическим альянсом положило конец бомбардировке. Силы НАТО и международная администрация взяла под контроль этот регион. Чуть позже эти полномочия были переданы этническим албанцам.

Южная Сербия

Конфликт между незаконной вооруженной группой, которая носила название «Армия освобождения Медведжи, Прешева и Буяноваца», и СР Югославия. Вершина активности в Сербии совпала с обострением ситуации в Македонии.

Войны в бывшей Югославии почти прекратились после достижения неких договоренностей между НАТО и Белградом в 2001 г., по которым гарантировалось возвращение югославских войск в зону наземной безопасности. Кроме того, были подписаны соглашения по вопросам формирования полицейских сил, а также об амнистии боевиков, которые решили добровольно сдаться.

Противостояние в Прешевской долине забрало жизни 68 человек, 14 из которых были полицейскими. Албанские террористы совершили 313 нападений, жертвами которых стали 14 человек (9 из них удалось спасти, а судьба четверых остается неизвестной и по сей день).

Македония

Причина конфликта в этой республике не отличается от предыдущих столкновений в Югославии. Противостояние происходило между албанскими сепаратистами и македонцами на протяжении практически всего 2001 г.

Ситуация начала накаляться в январе, когда правительство республики засвидетельствовало частые случаи агрессии по отношению к военным и полиции. Поскольку македонская служба безопасности не предприняла никаких действий, население пригрозило самостоятельной закупкой оружия. После этого, с января по ноябрь 2001 г. происходили постоянные столкновения албанских группировок с македонцами. Самые кровавые события происходили на территории города Тетово.

В результате конфликта жертв со стороны Македонии насчитывалось 70 человек, а албанских сепаратистов - около 800. Сражение завершилось подписанием Охридского соглашения между Македонией и албанскими силами, что привело республику к победе в борьбе за независимость и переходу к налаживанию мирной жизни. Война в Югославии, хроника событий которой официально заканчивается в ноябре 2001 г., на самом деле продолжается и по сегодняшний день. Сейчас она имеет характер всевозможных забастовок и вооруженных столкновений в бывших республиках СРЮ.

Итоги войны

В послевоенный период был создан Международный трибунал по бывшей Югославии. Этот документ восстановил справедливость по отношению к жертвам конфликтов всех республик (кроме Словении). Конкретные лица, а не группировки, принимавшие непосредственное участие в преступлениях против человечности, были найдены и наказаны.

В течение 1991-2001 гг. по всей территории бывшей Югославии было сброшено около 300 тыс. бомб и выпущено около 1 тыс. ракет. В борьбе отдельных республик за свою независимость большую роль сыграла НАТО, которая вовремя вмешалось в самоуправство югославских властей. Война в Югославии, годы и события которой унесли жизни тысяч мирных жителей, должны послужить уроком для общества, так как даже в нашей современной жизни нужно не только ценить, но и всеми силами поддерживать столь хрупкий мир во всем мире.

После смерти президента Иосипа Броз Тито в 1980 г. в Югосла-вии обострились экономические и политические проблемы. Внеш-ний долг страны достиг 19 млрд долларов, инфляция ежегодно со-ставляла более 150 %, доходы населения падали. Это обострило взаимоотношения между республиками Югославской федерации: некоторые из них обвиняли остальных в «проживании за чужой счёт». Словения, которая в середине 1980-х гг. давала 20 % нацио-нального продукта страны и обеспечивала 25 % экспорта, стала вы-ступать за предоставление большей независимости в осуществле-нии экономической деятельности. В сербской автономии Косово албанцы потребовали расширить их права. Но власти во главе со Слободаном Милошевичем ответили им отказом и в 1987 г. отме-нили имеющуюся автономию.

Премьер-министру Югославии Анте Марковичу удалось ценой немалых усилий остановить обесценивание денег и сократить внешний долг страны. Власти установили жёсткий контроль над зарплатой. Но в этот момент в Югославии вспыхнул но-вый политический кризис. Лидеры рес-публик взяли курс на отделение. В 1990 г. распался Союз коммунистов Югославии. На свободных выборах в Словении, Хор-ватии, Македонии, Боснии и Герцеговине одержали верх националистические пар-тии. В Сербии и Черногории власть со-хранили «наследники» Союза коммуни-стов — местные социалисты.

Война в Хорватии

В марте 1991 г. вспыхнули вооружён-ные столкновения между сербами и хор-ватами (война в Хорватии), в которые вмешалась югослав-ская армия. В Хорватии местные сер-бы провозгласили государство Сербская Крайна и отказались признавать хорват-ское правительство. Только в 1995 г. вла-сти страны сумели восстановить кон-троль над этими районами. При этом мно-гие сербы были убиты, полмиллиона человек стали беженцами.

Боснийская война

В Боснии и Герцеговине началась гражданская война. Руководи-тель Боснии мусульманин Алия Изетбегович был сторонником соз-дания исламского государства. Но это не устраивало местных хорва-тов и сербов. Лидер сербов врач-психиатр Радован Караджич доби-вался присоединения сербских районов Боснии к СРЮ. Своё государство — Герцег-Босна — создали местные хорваты. Сербы, хорваты и мусульмане стали вытеснять друг друга из разных рай-онов. Начались этнические чистки : вооружённые ополченцы уни-чтожали своих противников, не обращая внимания на возраст и пол. В «чистках» погибло не менее 200 тыс. человек.

Дейтон-ские соглашения

В 1995 г. после вмешательства войск НАТО переговоры сдвину-лись с мёртвой точки: мусульмане и хорваты согласились признать право сербов на самоуправление. В США были подписаны Дейтон-ские соглашения — Босния и Герцеговина превращалась в федера-цию трёх национальных общин, беженцы получали возможность вернуться домой, а военный контингент ООН и НАТО гарантиро-вал безопасность мирным жителям. Материал с сайта

Косовская война

Сложно протекало развитие и «мини-Югославии» в виде союз-ных Сербии и Черногории. В автономном крае Косово продолжа-лись столкновения между албанцами (основной частью населения края) и сербами. Косовский писатель Ибрагим Ругова, пользовав-шийся огромным авторитетом среди албанцев, призывал к нена-сильственному сопротивлению. Но позиция правительства Мило-шевича оставалась непреклонной: сербский лидер отказывался от любых уступок албанцам. В автономном крае появилась Армия Ос-вобождения Косова (АОК), вооружённая группировка косовских албанцев. АОК повела партизанскую войну за освобождение края. Югославская армия жестоко подавляла движение сепаратистов. В 1999 г. силы НАТО подвергли территорию Югославии бомбарди-ровкам, заставив Милошевича согласиться на ввод в Косово миро-творцев. Через несколько месяцев он был вынужден уступить власть демократической оппозиции. Позднее Милошевич предстал перед Международным трибуналом по расследованию военных преступлений. Новые руководители страны начали перестраивать экономику и переписывать законы по европейскому образцу.

Отделение Черногории

В конце 1990-х гг. стали портиться отношения между Сербией и Черногорией. Черногорское руководство стремилось наладить более тесные отношения со странами Запада. Республика ускорила экономические реформы и отказалась от единой валюты с Сербией. В 2006 г. черногорцы на референдуме проголосовали за отделение от СРЮ. В том же году её независимость признали многие страны. Югославия окончательно прекратила своё существование.

На этой странице материал по темам:

  • Конспект распад югославии

  • Хронологическая таблица распада югославии

  • Югославия после 2 мировой войны кратко

  • Боснийская война кратко

  • Югославия во второй половине хх века

Вопросы по этому материалу:

Подполковник А. Бобров

Период конца XIX - начала XX века прошел под знаком геополитики, когда основной акцент при захвате чужих территорий делался на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов. Современный этап можно охарактеризовать как век геоэкономики, когда судьбы стран во многом зависят от уровня производительности труда, потоков ресурсов, биржевых и финансовых инструментов. В то же время, как полагает ряд зарубежных экспертов, на смену геоэкономике приходит век геокультуры. В нем уже не отдельные страны, а разные цивилизации отстаивают свои смыслы, ценности и тип жизнеустройства. При этом перспективы цивилизаций во многом будут определяться тем, насколько эффективно они готовы к противоборству в информационно-психологической сфере.

Основная цель войны в данной области состоит в воздействии на общественное сознание таким образом, чтобы управлять людьми, заставить противоположную сторону действовать вопреки своим интересам или в более широком смысле - обеспечить себе возможность управлять поведением общественных масс. Особое значение при этом приобретает целенаправленное использование СМИ.

Военным конфликтом, в ходе которого впервые широко применялись печатные средства воздействия на противника, была Первая мировая война (1914-1918). Особенно активно эти средства использовала Великобритания, выпустившая миллионы листовок, которые разбрасывались над позициями германских войск при помощи авиации. Эффект пропаганды оказался настолько неожиданным, что Лондон создал специальный орган с задачей снабжения печатных изданий других стран журналами и информационными бюллетенями, содержащими британскую трактовку хода ведения войны.

В конце войны страны Антанты создали специальный штаб по морально-психологическому разложению немецких войск, координировавший усилия Великобритании, США и Франции в области пропаганды, что сыграло определенную роль в поражении кайзеровской Германии и ее союзников. К процессу были привлечены писатели, художники, журналисты, которые изготавливали массовую продукцию пропаганды.

Информационное воздействие направляется не только на внешнего противника, но может использоваться и для решения "внутренних задач". Примером этому служит деятельность министерства народного просвещения и пропаганды фашистской Германии, осуществляемая под руководством Й. Геббельса. Еще до прихода к власти Гитлер рассматривал СМИ как одно из самых мощных орудий в борьбе за установление в стране нацистской диктатуры. Пресса, радиовещание, кинематография, музыка и театр были поставлены под жесткий контроль министерства. Особое внимание при этом уделялось деятельности иностранных корреспондентов, работавших в Берлине. В обмен на создание благоприятного образа нацистского режима в зарубежной прессе журналистам предлагались материальные и моральные блага: выделялись роскошные квартиры, автомобили, устраивались щедрые приемы, увеселительные поездки и т. д. Однако в целом, за небольшим исключением, Геббельсу так и не удалось добиться управляемости иностранным пресс-корпусом.

Нацистская концепция пропаганды и методы психологического воздействия в предстоящей Второй мировой войне разрабатывались задолго до ее начала. По словам Гитлера, "еще до того как армии начнут военные действия, противник будет психологически разоружен пропагандой. Она подобна артподготовке перед фронтальной атакой пехоты в позиционной войне. Враждебный народ необходимо деморализовать, подвести к порогу капитуляции и лишь после этого начинать вооруженную борьбу". С участием германских ученых была разработана теория пропаганды, в основу которой были положены сформулированные Геббельсом принципы умственного упрощения, ограничения и фильтрации материала, "вдалбливающего повторения", и эмоционального нагнетания.

Массовая радиофикация планеты открыла новые возможности для ведения информационной пропаганды. Радио как эффективное средство воздействия широко использовалось в период Второй мировой войны. Так, к 1943 году с территории Германии в коротковолновом диапазоне в целях информационного воздействия осуществлялось круглосуточное зарубежное вещание на 53 языках, в том числе на русском. Тем не менее, несмотря на все усилия фашисткой радиопропаганды, в ходе войны ведомство Геббельса столкнулось с серьезной проблемой. Многие немцы, устав от бесконечной лжи, предпочитали слушать советское или английское радио, чтобы узнать подлинную обстановку на фронтах. В связи с этим прослушивание зарубежных радиостанций в Германии считалось государственной изменой и строго наказывалось, вплоть до тюремного заключения или отправки в концлагерь.

СССР также активно вступил в информационное противоборство с применением радиопропаганды, достигнув при этом значительных успехов. Советскими специалистами был разработан метод синхронного вещания на используемых в Германии частотах. Это позволяло вторгаться в трансляции нацистских радиостанций. Немецкие радиослушатели неожиданно среди передачи могли услышать взволнованный крик "ложь!", затем следовало короткое "правдивое сообщение" о том или ином событии. При этом нередко имитировался голос Гитлера или Геббельса. Данный прием оказывал сильное моральное воздействие на аудиторию, приводил к сбоям в трансляции передач, так как персонал радиостанций был вынужден их прерывать.

Наиболее выдающихся успехов в области пропаганды добились Соединенные Штаты. В 1956 году существовавшее в американских вооруженных силах во время корейской войны управление психологической войны было преобразовано в управление специальных методов войны. Таким образом, информационное противоборство стало составной частью спецопераций. Разработанная в США концепция специальных методов войны прошла апробацию во Вьетнаме.

Информационно-психологическая война велась одновременно с боевыми действиями американских вооруженных сил. Ее главная цель заключалась не в том, чтобы переубедить противника, а в том, чтобы вызвать неуверенность, сомнения, страх и подобные им чувства и настроения. В своих радиопрограммах и листовках американцы использовали аргументы в основном социально-психологического, а не политического характера, постоянно прибегали к методам эмоционального воздействия (вопли ужаса, отчаянный женский и детский плач, буддийская погребальная музыка, крики диких зверей и птиц, изображающие голоса лесных духов, демонов и т. п.). Иногда для психологического истощения бойцов Вьетконга применялась тактика звуковещания с вертолетов на определенный район в течение всей ночи. Программы звуковещания готовились под видом обращений "блуждающих душ" погибших к свои близким.

Для ведения радиопропаганды использовались американские и южновьетнамские радиостанции, а также некоторые передатчики Таиланда, Тайваня, Филиппин и Австралии, работавшие под непосредственным контролем спецслужб США. Передачи велись на вьетнамском языке и в разгар боевых действий охватывали 95 % населения страны при общей продолжительности вещания 24 ч в сутки.

В ходе вьетнамской войны действенным стратегическим пропагандистским средством стало телевидение. В американских войсках была создана студия и четыре передающие станции, вещавшие по 6 ч в сутки. США передали вьетнамцам 3,5 тыс. телевизоров, разработав программы для гражданской и военной аудиторий. Телевизоры были установлены в общественных местах (школах, читальнях) в населенных пунктах в радиусе 60 км от Сайгона. В 1971 году уже около 80 % местного населения могло смотреть телепередачи.

Несмотря на поражение США во Вьетнаме, концепция специальных методов войны подтвердила свою эффективность. Так, за период боевых действий примерно 250 тыс. вьетнамцев добровольно перешли на сторону противника. Последующий анализ результатов конфликта показал, что Соединенные Штаты потерпели поражение в тот момент, когда лишились поддержки мирового общественного мнения и населения собственной страны. Исходя из этого были сделаны соответствующие выводы.

Информационное противоборство в современную эпоху. Скорость распространения информационных и телекоммуникационных технологий позволяет говорить о "цифровой революции", распространившейся на все сферы общественной жизни. Так, чтобы охватить 50 млн человек, радио понадобилось 38 лет, а телевидению - 13. Всего лишь за четыре года столько же людей стали использовать Интернет. В 1998 году к глобальной сети было подключено 143 млн человек, к 2001-му число пользователей возросло до 700 млн, а к концу 2012-го достигло 3,5 млрд человек, то есть почти половины населения Земли.

Кроме того, повсеместное распространение получили системы спутникового телевидения и связи, ускорился процесс
"поглощения" Интернетом обычных (печатных, радио и телевизионных) СМИ. Данные тенденции привели к стиранию информационных границ и глобализации информационного пространства.

Столь внушительные изменения вынуждают руководство ведущих мировых держав пересматривать свои подходы к ведению внутренней и внешней политики. В свою очередь, это приводит к возникновению военных концепций, призванных обеспечить победу в изменившихся условиях, с качественно обновленным арсеналом сил и средств борьбы.

Впервые новые информационные технологии как средства ведения боевых действий были использованы в войне в Персидском заливе в 1991 году, а термин "информационная война" (ИВ) официально стал использоваться в директиве министра обороны США от 21 декабря 1992 года. В 1996 году Пентагон утвердил доктрину информационной войны под названием "Доктрина борьбы с системами боевого управления".

Первоначально под термином "информационная война" подразумевались действия, направленные на дезорганизацию систем управления противоборствующей стороны. Эффект достигался решением следующих задач:

Огневое подавление (в военное время) элементов инфраструктуры государственного и военного управления;

Ведение радиоэлектронной борьбы;

Получение развединформации путем перехвата и расшифровки информационных потоков, передаваемых по каналам связи, а также по побочным излучениям;

Осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам с последующим их искажением;

Формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям дезинформации для воздействия на лиц, принимающих решения;

Получение интересующих противника данных путем перехвата открытых источников информации.

Как видно, термин "информационная война" в тот период рассматривался в достаточно узком смысле и больше соответствовал понятию "радиоэлектронная борьба".

Подготовка и оправдание агрессии НАТО против Союзной Республики Югославии (1999) потребовали пересмотра стратегии и тактики ведения ИВ. Основной акцент был сделан не на дестабилизацию работы систем государственного и военного управления СРЮ (что сравнительно легко достигалось разрушением узлов связи, уничтожением теле- и радиоцентров, а также нарушением работы компьютерных сетей), а на обеспечение международной поддержки агрессии НАТО.

К ведению информационной пропаганды были привлечены государственный департамент, информационное агентство США (ЮСИА) со своими подразделениями (международные спутниковые телесети, радиостанции "Голос Америки", "Свобода", "Свободная Европа"), Центральное разведывательное управление и специалисты-психологи из Пентагона. Была организована бесплатная рассылка в адрес радиостанций многих стран мира передач ЮСИА в записи, в зарубежной прессе издавались различные информационные бюллетени агентства. Необходимо особо отметить, что распространение продукции самого ЮСИА внутри США было строго запрещено.

После разрушения телецентров в Приштине и Белграде местные жители оказались в информационном пространстве, формируемом СМИ только стран НАТО.
Для обеспечения контроля над общественным мнением населения СРЮ было развернуто направленное вещание на территорию Югославии радиостанции "Голос Америки". Самолеты сил психологических операций (ПсО) ВС США транслировали свои передачи на частотах, используемых сербским телевидением.

В этот же период прошла серия передач заказного характера на телевизионном канале CNN, в ходе которых военные эксперты и аналитики буквально заполнили основную часть времени новостных и аналитических выпусков активной пропагандой в пользу действий НАТО. Ведущим корреспондентом CNN, умело спекулировавшим на чувствах американцев, являлась К. Аманпор - жена официального представителя госдепартамента США Дж. Рубина. Использование корреспондента-женщины для освещения сюжетов о зверствах сербов в Косово и Метохии, страданиях ко-соварских женщин и детей имело сильное психологическое воздействие на западную аудиторию.

Наряду с этим командование ОВС НАТО не забывало старое, проверенное средство ведения информационной войны: силами ПсО ВС США над территорией Югославии было разбросано более 22 млн листовок с призывами к сербам выступить против президента С. Милошевича и способствовать "скорейшему завершению операции".

Рассматривая роль СМИ в информационном обеспечении боевых действий в Югославии, можно утверждать, что благодаря отлаженному механизму государственного контроля над информационной политикой масмедиа окончательно стали составной частью общего сценария операций с применением вооруженных сил и сыграли значительную роль в достижении военных и политических целей кампании.

Информационно-сетевая война. Научно-технический прогресс в области информационных технологий, развитие СМИ и успехи психологии в сфере изучения поведения людей стерли национальные границы в информационном пространстве и создали беспрецедентные возможности для подавления противника с помощью нетрадиционных средств поражения, не вызывающих физических разрушений.

Осознание этого факта привело к тому, что в 1998 году МО США вводит в действие новую "Объединенную доктрину информационных операций", в которой появляется термин "стратегическое информационное противоборство" (Strategic Information Warfare). Согласно документу данное понятие объясняется как "использование государствами глобального информационного пространства и инфраструктуры для проведения стратегических военных операций и уменьшения воздействия на собственный информационный ресурс". Фактически это означало появление противоборства нового поколения, что в перспективе может привести к полному отказу от использования военной силы, поскольку проведение скоординированных информационных акций, скорее всего, позволит обойтись без этой крайней меры.

Целями направленного воздействия выбраны жизненно важные объекты противоположной стороны, соответствующие концепции "пяти колец". Суть ее в том, что противник рассматривается в качестве системы, состоящей из пяти концентрических окружностей (элементов): в центре - политическое и военное руководство, затем следуют система жизнеобеспечения, инфраструктура, население и лишь в последнюю очередь вооруженные силы. Элементы системы интегрированы в некий комплекс посредством совокупности информационных сетей различного уровня, образующих единое информационное пространство. Поскольку информационное воздействие на элементы системы осуществляется посредством сетевых технологий и методов, противоборство нового поколения в некоторых источниках получило называние информационно-сетевая война.

Главная цель информационно-сетевой войны - добиться смены правящего режима через разрушение основ государства не за счет уничтожения военного или экономического потенциала страны, а путем массированного информационного воздействия на морально-психологическое состояние ее руководства и населения.

В связи с этим предусматривается проведение комплекса мероприятий информационно-психологического характера, направленных на решение следующих задач:

Создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к культурному наследию противника;

Манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп населения страны в интересах создания обстановки политической напряженности и хаоса;

Дестабилизация политических отношений между партиями, объединениями и движениями с целью провокации конфликтов, разжигания атмосферы недоверия и подозрительности;

Обострение политической борьбы, провоцирование репрессий против оппозиции;

Развязывание в обществе гражданской войны;

Снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления с целью затруднения принятия важных решений;

Дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;

Провоцирование социальных, политических, национальных и религиозных столкновений;

Инициирование забастовок, массовых беспорядков и других акций экономического протеста;

Нанесение ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, оборонной и других сферах.

Анализ развития большинства конфликтов и "цветных революций" последнего десятилетия, в которых прямо или косвенно были задействованы вооруженные силы или спецслужбы США, позволяет сделать вывод о том, что мир уже вступил в эпоху информационно-сетевых войн. При этом большинство стран оказались не готовы не только противостоять, но и выявить сам факт агрессии. Данное положение дел можно объяснить тем, что оперативность и качество принимаемых решений на всех уровнях напрямую зависят от полноты и достоверности исходной информации, затруднение доступа к которой является главной задачей информационно-сетевой войны.

Для информационного противоборства нового поколения характерны следующие особенности:

1. Перенос агрессии из военно-географического пространства в информационно-сетевое поле. Это наглядно подтверждает пример "арабской весны". Смена политических режимов в Тунисе и Египте была осуществлена без непосредственного боевого соприкосновения заинтересованных сторон. Революционные изменения были спровоцированы информационными атаками из социальных сетей "Твиттер" и "Фейсбук" посредством рассылки сообщений о намечающихся митингах и протестных акциях на электронную почту и мобильные телефоны пользователей. Это позволило провокаторам собирать критическую массу людей в нужное время и в нужном месте. При этом спецслужбы арабских государств были не в силах предотвратить рассылку подстрекательских сообщений, поскольку не имели возможности доступа к управляющим серверам социальных сетей, находящимся на территории и под контролем спецслужб США.

Попытки тотального отключения мобильной связи и доступа в интернет были предприняты слишком поздно, когда ситуация уже вышла из-под контроля. Кроме того, используя возможности современных технологий, оппозиционные силы при поддержке заинтересованных сторон в короткие сроки создавали автономные мобильные сети, осуществляли бесплатную раздачу населению компьютеров и средств связи, способствуя тем самым заполнению информационного вакуума.

Подобный сценарий развития конфликта был разыгран и в Ливии. Однако для смены режима М. Каддафи, пользовавшегося поддержкой значительной части населения, "твиттерных провокаций" оказалось недостаточно. В помощь повстанцам в регионе была развернута группировка многонациональных сил НАТО, основными способами ведения боевых действий которой были установление морской блокады и нанесение высокоточных ракетных (авиационных) ударов из районов, недосягаемых для поражения войсками Каддафи, то есть при отсутствии непосредственного контакта с противником.

Наряду с этим социальные сети являются идеальной площадкой для ведения блогов, публикации аналитических заметок и статей, освещающих то или иное событие либо выражающих точку зрения автора. Блоги, представленные в яркой форме и сопровождаемые многочисленными комментариями, молниеносно становятся доступны огромному числу интернет-пользователей. Активное обсуждение "горячих вопросов" вызывает широкий общественный резонанс, разогревает публику и тем самым способствует формированию "нужного" общественного мнения. Таким образом происходит самоорганизация тематических интернет-сообществ, управление которыми осуществляется через все те же социальные сети.

2. Резкое возрастание роли телевизионных каналов в инициировании конфликтов. Немаловажная роль в свержении неугодных режимов стран Северной Африки была уделена традиционным средствам массовой информации. Смонтированные и отретушированные в спецлабораториях репортажи с "места событий" о злодеяниях правительственных войск, бесчисленных жертвах мирного населения, а также о многочисленных переходах членов военно-политического руководства на сторону мятежников накаляли атмосферу массового психоза и способствовали дальнейшей дестабилизации обстановки. Кроме того, предвзятость и необъективность освещения событий в СМИ успешно используются для формирования соответствующего мирового общественного мнения с целью обоснования санкций Совета Безопасности ООН и, при необходимости, оправдания военного вмешательства.

Манипулирование общественным мнением возможно лишь там, где невозможен или затруднен доступ людей к достоверной информации. Для этого современные СМИ используют следующие методы:

Откровенная ложь с целью дезинформации населения своей страны и зарубежной общественности;

Сокрытие критически важной информации: не огласив несколько фактов или сделав несколько незначительных отклонений, можно до неузнаваемости исказить реальную картину события;

Погружение ценной информации в массив информационного мусора: сведения о событии сообщаются, но перекрываются обилием ненужных сообщений;

Упрощение, утверждение и повторение: это позволяет высказать мысль в яркой и запоминающейся форме, а иногда даже внушать необходимую информацию;
- подмена терминологии: применение понятий и терминов, смысл которых не ясен или претерпел качественные изменения, что затрудняет формирование реальной картины события;

Введение табу на определенные виды информации и разделы новостей: цель этого - недопущение широкого общественного обсуждения критичных вопросов и тем;

Узнавание образа: известные деятели шоу-бизнеса могут участвовать в заказных политических акциях, оказывая тем самым определенное влияние на мировоззрение их поклонников;

Подача негативной информации, которая лучше воспринимается аудиторией по сравнению с позитивными новостями.

Немаловажное значение имеет также способ передачи материалов в эфир. Известно, какое воздействие на зрителя оказывают репортажи американского новостного канала CNN. Оснащенные компактным спутниковым приемопередающим оборудованием, мобильные репортерские группы обычно передают с места событий телевизионную "картинку" с нескольких камер, что позволяет сформировать впечатление полноты отображения разворачивающихся там драматичных процессов. Манера освещения событий, применяемая репортерами CNN, создает у телезрителя эффект особой достоверности репортажа: происходящее почти не комментируется, отсутствуют обобщения, превалирует подробный отчет о том, что происходит в зоне видимости телекамер.

Наибольших успехов на поприще информационной пропаганды достиг панарабский телеканал "Аль-Джазира". Созданный в 1996 году на деньги катарского эмира Хамад бин Халиф ат-Тани, он благодаря высокому профессионализму команды журналистов быстро приобрел мировую известность. Канал, ведя вещание на арабском и английских языках, не только информирует население, но и намеренно дезинформирует, пропагандирует и манипулирует общественным мнением. Репортажи канала, сыгравшие едва ли не определяющую роль в формировании волны "арабской весны", в настоящее время сосредоточили свое информационное воздействие на населении Сирии с целью побуждения его участия в акциях протеста против действующего президента Б. Асада.

3. Усиление влияния западной идеологии на традиционные общества. В зависимости от конкретных задач воздействия на противника и национальной специфики страны приоритетным объектом агрессии становиться та или иная сфера общественной жизни. Интенсивность и продолжительность воздействия, находящиеся в тесной взаимосвязи с культурным, историческим, духовным уровнем развития населения, а также экономическим потенциалом государства, могут варьироваться от нескольких недель до нескольких лет.

Так, в отношении населения мусульманских стран информационная агрессия может быть направлена на религиозную составляющую общественной жизни. Например, в сентябре 2012 года широкий резонанс вызвал растиражированный по сетевым ресурсам американский любительский фильм "Невинность мусульман". Малобюджетный ролик рассказывает о страданиях христиан-коптов в Египте, а пророк Мухаммед в нем представлен в крайне непристойном виде. Фильм, снятый на английском языке, скорее всего, так и остался бы незамеченным, если бы не появившаяся в сети накануне знаменательной даты - 11 сентября - его версия в арабском переводе, которая всколыхнула весь исламский мир.

Интерес к фильму ежеминутно подогревался ведущими мировыми СМИ, в результате чего его рейтинг в течение двух недель прочно занимал лидирующие позиции. Чем шире шло обсуждение "Невинности мусульман" в СМИ, тем активнее становились массовые волнения в странах Востока. Последовавшие затем события стоили жизни американскому послу в Ливии и трем сотрудникам посольства.

Примечательно, что фильм пропагандировал скандально известный пастор Терри Джонс из Флориды. Американский религиозный деятель прославился также тем, что обещал устроить публичное сожжение Корана, а позже действительно сжег один экземпляр в своей церкви, вызвав тем самым кровавые беспорядки в Афганистане.

Данные факты указывают о чрезвычайно высокой важности идеологической и религиозной составляющей в информационном противоборстве нового поколения. По словам американского военного исследователя Р. Петерса, одного из авторов проекта "Большой Ближний Восток" (предусматривает реконфигурацию государств Ближнего Востока в угоду геополитическим интересам США), "оккупация иностранных государств начинается с Голливуда и Макдональдса, а заканчивается установкой американского флага".

4. Отсутствие четко выявляемых признаков разрушительного воздействия, характерных для обычных войн. Подавляющее большинство населения страны-жертвы даже не подозревает, что оно подвергается информационной атаке, в результате чего общество не задействует имеющиеся у него защитные механизмы для противостояния агрессии. Это, в свою очередь, приводит к парадоксальному явлению - агрессор достигает своих военно-политических целей при активной поддержке населения страны, на которую направлено воздействие. Передача контроля над стратегически важными ресурсами государства происходит добровольно, поскольку это воспринимается не как агрессия, а как поступательное развитие на пути к демократии и свободе.

5. Необратимость последствий информационно-сетевой войны. Это объясняется тем, что в результате воздействия, направленного на ментальное пространство нации, происходит замещение традиционных базовых ценностей общества морально-психологическими установками агрессора. Побежденная нация утрачивает способность к самоидентификации и постепенно становится частью чуждой ей цивилизации. Показательным примером тому может служить Япония: практически изолированное до 1945 года от англосаксонского влияния общество в настоящее время в вопросах внутри- и внешнеполитической деятельности руководствуется установками западного либерализма.

Аналогичные процессы можно наблюдать и в республиках бывшей Югославии. Ее народы, пройдя стадию болезненного распада единой страны, произошедшего при участии и под контролем США и их союзников, уже давно считают себя неотъемлемой частью западного мира и добровольно участвуют в евроатлантических интеграционных процессах.

Таким образом, формы и способы ведения ИВ за сравнительно короткий срок претерпели качественные изменения. Роль информационных технологий и средств массовой информации многократно возросла - они сделались ключевым средством достижения военно-политических целей государств. Разрушительная мощь информационно-психологического воздействия в современных условиях настолько велика, что ставит под сомнение не только независимость побежденного государства, но и сам факт существования его народов как национальной общности.

Зарубежное военное обозрение 2013 №1 с. 20-27

Сербия

Информационная война вокруг Косово началась за несколько лет (а первые ее проявления, как мы далее увидим, еще за несколько десятилетий) до событий 1999 г. Попутно, кстати, косовский конфликт стал хорошим подспорьем для антикоммунистической пропаганды в том государственном образовании, которое оставалось от Югославии после выхода из нее большинства республик. Вспомнили, например, что после (точнее, еще во время) Второй мировой войны И.Броз Тито запретил (6 марта 1945 г.) возвращение в Косово сербов, изгнанные оттуда албанцами в годы Второй мировой войны (о том, как это изгнание происходило, как и о том, зачем это было нужно Тито, мы еще поговорим).

Так, в 1993 г. югославские СМИ опубликовали высказывание будущего посла США в Югославии Л.Иглбергера, сделанное еще в 1947 г. Американец сказал тогда югославскому журналисту: "Вы боретесь с антикоммунистической эмиграцией, а не замечаете, что могилу Югославии копают в Приштине". Далее он высказался в том духе, что, мол, Югославия предоставила албанцам лучший университет в стране, готовит их национальные руководящие, научные, культурные и т.д. кадры, а между тем рано или поздно эти "кадры" потребуют для Косово сначала автономии, а потом и независимости.

По мере ослабления мировой коммунистической системы вообще и югославской в частности (в Югославии "процесс пошел" после смерти Тито в 1980 г.) сепаратистские устремления косоваров, равно как и выдавливание ими сербов, приобретали все более открытую форму. Понятно, что эти процессы не могли не находить отражения в СМИ.

Сербские СМИ, а также появлявшиеся научные и околонаучные работы подчеркивали, что идет процесс "выдавливания" сербов албанцами из Косово, идет начиная как минимум с 1960-х гг., и что уже к 1981 г. в 635 населенных пунктах Косово из 1.451 не оставалось ни одного серба, в то время как чисто сербских сел оставалось лишь 216, а в 1991 г. сербов в Косово осталось менее 10%.

Сообщалось о том, что фактически в Косово сосуществуют два параллельных мира - сербский и албанский. Албанцы бойкотировали официальные югославские выборы, зато проводили свои, непризнанные. Так, вскоре после начала распада Югославии, в сентябре 1991 г. среди албанцев был проведен референдум о независимости Косово, а 24 мая 1992 г. прошли и выборы президента, на которых с подавляющим перевесом (95-100%) победил Ибрагим Ругова.

Этот политик (1944-2006), сын и племянник репрессированных режимом Тито албанских интеллигентов, изучал лингвистику в Приштинском университете, а потом в Сорбонне, в 1984 г. стал профессором в Приштинском университете, а с 1989 г - председателем Союза писателей Косово. Тогда же Ругова пошел в политику, став одним из создателей первой некоммунистической партии в Косово - умеренной Демократической лиги.

Ругова выступал за отделение Косово от Югославии, однако, в отличие от большинства своих земляков, старался добиваться этого ненасильственными методами, за что получил прозвище "балканского Ганди". Возможно, можно было бы нейтрализовать Ругову, противопоставив его сторонникам вооруженной борьбы, а тем самым снискать и симпатии мирового общественного мнения, и это был бы выигрыш первого сражения в информационной войне, но коммунистический режим официального Белграда не смог или не захотел пойти этим путем. Попутно с целью привлечь внимание к тому, что идет вмешательство во внутренние дела страны внешних сил, сообщалось, что на албанские выборы приехали "представители ряда стран и международных организаций" (без уточнения, каких именно).

Обратим, кстати, внимание на то, что в качестве начала косовского кризиса в цитируемой работе датируется 1942 год. Возможно, авторы хотели привлечь внимание мирового сообщества к тому, что косовский кризис начался в результате политики оккупировавших Югославию фашистских держав в годы Второй мировой войны. И в самом деле, хотя идею расширения албанских границ за счет Сербии вынашивала еще Австро-Венгрия перед Первой мировой войной (фактически с самого образования в 1912 г. независимой Албании), но именно в начале 1940-х гг. Германия и Италия на государственном уровне поддерживали идею "Великой Албании", включающей помимо собственно албанской территории и Косово, а нацисты сформировали из албанцев дивизию СС "Скандербег", вырезавшую за годы оккупации более 40 тыс. сербов. Еще от 100 до 200 тыс. сербов тогда ушло из Косово, их место заняли 70-100 тыс. албанцев.

При этом руководство Сербии, хотя бы на первых порах, допустило грубую экспансионистскую ошибку. Премьер-министр Милан Панич в августе 1992 г. совершил визит в Тирану и предложил Албании сотрудничество без предварительных условий, добавив, что "трагедия" (какая? - Авт.) не повторится. Однако потом он заявил, что, если этнические албанцы в Косово будут политически свободны, то вопрос о независимости Косово решится сам собой, поскольку тогда независимость им не потребуется, более того, возможно, тогда и сама Албания присоединится к Балканскому союзу (т.е. к образованию, которое планировалось на месте бывшей Югославии - Авт.).

Возможно, Панич тут просто повторил идею Тито 1945 г., послужившую основанием для его пресловутого постановления от 6 марта 1945 г. "О временном запрете возвращения колонистов в места их прежнего проживания", в том числе и сербов в Косово: создать в Югославии албанский анклав и использовать его в дальнейшем для присоединения к Югославии всей Албании в рамках Балканской федерации. Из Балканской федерации ничего не получилось, поскольку против нее был Сталин, одному из ее инициаторов - Г. Димитрову - явно помогли умереть, Тито объявили "фашистом" и изгнали из "социалистического содружества" (Албания тогда сохранила союз с СССР), но Косово албанским так и осталось.

Что касается косовского плана Тито, то идея, в принципе, вполне коммунистическая. По тому же сценарию русские области Харькова и Донбасса, например, стали частью Украины: когда в Киеве Центральная Рада провозгласила независимость, Ленин включил эти районы в состав Украинской ССР, сделал Харьков ее столицей, после чего от имени этого "государства" Центральная Рада была "законно" подавлена, а Харьков и Донбасс так и остались украинскими. Примерно так же произошло и с Приднестровьем, где Сталин в 1924 г. образовал "Молдавскую АССР" с целью обоснования претензий на остальную Молдавию, в результате чего Приднестровье и вошло в 1940 г., после включения остальной Молдавии в СССР, в состав последней.

Но то, что "простительно" коммунистам, непростительно человеку, считающему себя либералом и западником, как М.Панич, в период правления в Югославии коммунистов живший в США. Впрочем, и многие российские либералы в начале 1990-х гг. совершенно искренне полагали, что достаточно свергнуть коммунистов и завоевать политическую свободу, как все сепаратистские устремления в республиках СССР тут же прекратятся. Так или иначе, Панич такими высказываниями настроил против себя и сербов, и албанцев и 20 декабря 1992 г. проиграл президентские выборы С.Милошевичу.

Агрессия НАТО против Югославии сплотила всех сербов, независимо от политических взглядов, в противодействии той политике Запада, которая была направлена на отторжение Косово от Сербии. Так, например, знаменитый бытописатель "нового класса" - коммунистической номенклатуры Милован Джилас заявил, что если Косово вычеркнуть из исторической памяти сербов, то от нее ничего не останется.

Уже в апреле 1999 г. сербы предупреждали мировое сообщество: Косово станет опасным прецедентом, потому что отнюдь не только косовары хотят изменить сложившиеся границы между государствами, незыблемость которых гарантировали Хельсинкские соглашения 1975 г. Есть аналогичные проблемы и у Британии, и у Канады, и у Испании, и у Турции (у последней они тогда как раз давали о себе знать в виде многолетней повстанческой борьбы курдов - Авт.) Смысл таких предупреждений был ясен: если живешь в стеклянном доме, то не бросайся камнями.

При этом сербские СМИ зачастую демонизировали НАТО, например, обвиняли его в том, что альянс во время переговоров о прекращении военных действий угрожал теперь-то начать воевать "по-настоящему" и гарантировал Милошевичу в случае его дальнейшего неподчинения ни много ни мало … 500 тысяч погибших в первый день "настоящих" бомбардировок. С учетом того, что за десять недель войны в Сербии погибло, по югославским данным, 2.500 чел., а по НАТОвским - 1.500, цифра выглядит совершенно невероятной. Даже нацисты в 1941 г. в первый день агрессии против Югославии (6 апреля 1941 г.) уничтожили бомбежками "всего" 17.000 человек. Однако далее мы увидим, как и НАТО демонизировала режим Милошевича.

Отметим еще, что, по утверждениям некоторых сербских политиков, сербам удалось одержать победу в Интернете, однако, в связи с тем, что тогда пользователей интернета в мире было даже не в разы, а на порядки больше, чем людей, прибегающих к услугам прессы и особенно телевидения, то в целом Сербия проиграла информационную войну.