Почему нам сложно общаться: барьеры взаимодействия. Барьер отрицательных эмоций Барьер отрицательных эмоций

Характер

28.10.2017

Снежана Иванова

Под психологическим барьером понимается определенная степень акцентуации личности на своем характере, препятствиях и различных преградах.

Под психологическим барьером понимается определенная степень акцентуации личности на своем характере, препятствиях и различных преградах. Общение в таком случае становится чем-то трудным, почти невозможным. Ведь чем больше человек зацикливается на проблеме, тем сильнее она его захватывает. Психологические барьеры бывают в отношениях между людьми, в общении. В большинстве случаев с ними удается справиться самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. Для этого требуется разобраться в ситуации, определиться с дальнейшими шагами.

Психологические барьеры общения

Психологический барьер представляет собой такое состояние личности, при котором она не может действовать согласно своим внутренним убеждениям. Становится по-настоящему трудно реализовать себя в каком-то деле, достичь поставленной цели, да и просто быть открытым в общении с окружающими. Блок проявляется в определенном поведении и способе смотреть на окружающую действительность.

Нерешительность

Это первое, что бросается в глаза, когда рядом находится такой индивид. Нерешительность мешает принимать важные решения, действительно всячески ограничивает личность в общении. Подобного рода барьер совсем не просто преодолеть, тем более, что здесь замешаны чувства. В общении с людьми такой человек не может проявить себя, не понимает, как ему нужно действовать, на что направлять свое внимание. Кажется, что прилагаемые усилия все потрачены напрасно. На самом деле, прежде чем предпринимать какие-то действия, необходимо осознавать, куда и зачем следует двигаться. Нерешительность как черта характера часто заставляет личность упускать хорошие возможности. Даже если есть понимание того, что нужно кардинально изменить свое поведение, отсутствуют силы, чтобы что-либо поменять. Общение после этого часто портится. Когда внутренний барьер не преодолен, всегда присутствует вероятность того, что проблема так и не будет решена.

Социофобия

Представляет собой довольно серьезную проблему, которая всячески мешает человеку жить. Окружающим бывает сложно представить, что он испытывает на самом деле. Общение становится для такой личности сродни настоящему испытанию. Повседневная реальность часто предстает перед личностью в пугающем и неизвестном свете. Социофоб не обладает необходимыми коммуникативными навыками, у него отсутствует стремление заниматься собственным индивидуальным развитием. Психологический барьер как личностная проблема способна существенно отравить жизнь, сделать существование просто невыносимым. Возможность полноценного общения при этом полностью исключается. Чем сильнее выражен страх перед жизнью, тем сложнее выстраивать отношения с окружающими.

Психологические барьеры в отношениях

В отношениях между людьми иногда ярко проявляются психологические барьеры. Они появляются и у тех, кто не имеет выраженных проблем в общении. Просто иногда становится действительно трудно понять друг друга. В большинстве случаев каждый индивид склонен отстаивать собственные интересы. Вот почему так много ссор и скандалов возникает в молодых семьях, особенно с появлением младенца. Как выражается наличие барьеров в отношениях между людьми? Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Неумение доверять

Никакое близкое общение выстроить невозможно, если человек не может проникнуться доверием к оппоненту. Когда имеет место быть некоторый барьер, он способен значительно отравить жизнь и сделать существование просто невыносимым. С проблемой обязательно нужно работать, ведь само собой, как известно, ничего не решается. Психологический барьер блокирует самые лучшие чувства в человеке, способствует эмоциональному закрепощению, прерыванию общения. Когда сознанием руководит подозрительность, недоверие, замкнутость нормальное общение выстроить просто не представляется возможным. А общение само по себе занимает в отношениях важную позицию. Доверие – это основа любого близкого взаимодействия. Когда оно по каким-то причинам утрачивается, многие вещи теряют свой смысл.

Неумение выражать чувства

Это другой психологический барьер, который препятствует счастливому самоощущению. Общение в этом случае уже не будет по-настоящему искренним. Неумение выражать свои чувства – это серьезная недоработка, которая мешает продуктивному общению. Такой блок может присутствовать у человека длительное время и мешать адекватно воспринимать окружающую действительность. Если личность не умеет выражать свои чувства, то общение не будет складываться удачно. В большинстве случаев получается так, что барьер в общении тянет за собой другие проблемы психологического характера. Иногда такому человеку хочется проявить свои самые лучшие качества, побыть ласковым, а не получается по той причине, что нет соответствующих навыков. Даже когда имеется естественное стремление меняться, все сделать сразу никогда не получается.

Страхи и сомнения

Они всегда преследуют неуверенного в себе индивида. Некоторые фобии настолько навязчивы, что мешают не только общению, но и полноценной жизни. В отношениях крайне важно быть честным до конца и уметь принимать на себя ответственность. В противном случае такое общение никак не будет приносить радость. Внутренний барьер обязательно нуждается в том, чтобы обратить на него внимание. Со страхами и сомнениями обязательно надо работать, хотя бы стараться это делать. В противном случае они полностью подчинят себе личность и не оставят ей никакого выбора.

Как преодолеть психологический барьер

Внутренний барьер действительно препятствует полноценному общению и установлению глубокого понимания между людьми. Требуется грамотный подход к проблеме, ясное осознание того, что происходит на самом деле. Психологический барьер, как правило, сильно ограничивает возможность взаимопонимания между людьми. Как преодолеть внутренний блок? Какие шаги нужно предпринять, чтобы выстроить полноценное общение с окружающими людьми? Попробуем разобраться!

Решение проблем

Оно должно быть обязательно своевременным. В противном случае теряется возможность наладить общение и изменить отношение к самому себе. Ничего нельзя пускать на самотек. Лучше полностью сосредоточить силы в собственных руках. Преодолевая трудности, мы закаляем характер, становимся духовно сильнее и богаче.

Постепенное движение

Не надо стремиться решить все сложности разом! Необходимо постепенно двигаться вперед, открывая для себя все новые и новые границы общения. Внутренний барьер будет со временем становиться меньше, пока не исчезнет совсем. Проблема заключается в том, что у большинства людей просто не хватает терпения для того, чтобы пройти этот путь от начала и до конца. Они все время торопятся и хотят поскорее избавиться от то и дело возникающих трудностей. Так делать не следует. Сложности всегда будут. С ними надо просто уметь работать.

Духовные практики

К ним относят медитацию, йогу и еще ряд других занятий, которые позволяют человеку восстановить душевное равновесие. Размышляя над тем, как избавиться от внутренних барьеров, следует руководствоваться голосом разума. Духовные практики действительно способствуют укреплению жизненной силы. У человека появляется уверенность в себе, желание следовать свои мечтам, строить далеко идущие планы. В большинстве случаев с помощью таких занятий удается сформировать новое отношение к жизни, обрести личную ответственность перед самим собой.

Принятие ответственности

Пожалуй, это главный шаг, без которого невозможно сделать остальные. Необходимо принять все, что происходит без всяческих обвинений и упреков. Освободившись от гнева и страданий, мы становимся мудрее. Только тогда возможно обрести контроль над своей жизнью, сделаться сильной личностью, которая знает, чего хочет достичь на самом деле. Принятие ответственности – это уже половина успеха.

Таким образом, проблема психологической блокировки чувств, эмоций и настроений обязательно нуждается во внимании. Чем больше человек работает над собой, тем проще ему становится жить в повседневной реальности.

Барьеры межличностного взаимодействия - это те факторы, которые мешают нормальному процессу коммуникации и общения между людьми. Какие они бывают? К чему могут привести? И как их преодолеть?

Барьер противоборствующих желаний

Говорить о этом и приводить примеры, право же, не стоит, так как с этим барьером мы встречаемся ежедневно. Не будем попусту тратить время, а перейдем к рассмотрению следующего барьера.

Барьер характера

Посеешь характер - пожнешь судьбу. Некоторые противоположные черты характера, такие как общительность и замкнутость, щедрость и скупость, служат постоянным источником разлада во взаимоотношениях. Человеку всегда следует учитывать психологические особенности партнеров по общению. Характер проявляется не только в отношениях с людьми, но и по отношению к самому себе, что тоже немаловажно в межличностном общении.

Барьер восприятия

- дистанция в общении

Определяется не только степенью психологической близости людей, но и их взаимным «гигиеническим восприятием». Э.Холл, изучавший вопрос дистанции межличностного общения у разных народов, описывает такую особенность. Жители США разговаривают примерно на расстоянии 2 фута, латиноамериканцы - почти вплотную. Поэтому во время бизнес переговоров латиноамериканца с жителем США первый обычно приближается к собеседнику, последний все время отодвигается от него. И если после беседы спросить у жителя США, каково его впечатление о латиноамериканце, он может ответить, что тот излишне назойлив и претендует на установление близких отношений. А латиноамериканец с недоумением сообщит, что его собеседник высокомерный и надменный человек. И оба, таким образом, ошибутся в своем мнении, поскольку при разговоре невольно нарушалась привычная для каждого из них дистанция.

Интересные данные приводит В. В. Соложенкин, исследовавший дистанцию общения у 231 испытуемого. Он предлагал им вообразить себя в центре круглой комнаты и указать расстояние, на котором вновь вошедший человек должен остановиться, чтобы испытуемый не почувствовал себя неудобно, стесненно.

Оказалось, что ближе всех допускались знакомые, родственники, врач (особенно у сельских жителей). Дистанция зависела не только от того, кто входит, но и от возраста испытуемого (пожилым необходимо большее расстояние), его социального статуса и шаблонов по ведения в своей группе (сравните дистанции среди студентов и дипломатов), психологических особенностей (уровня тревожности и др., от степени культуры.

Излишне большая дистанция общения подчас больно ранит самолюбие и достоинство. Вошедшего в просторный кабинет подчиненного можно сухо поприветствовать кивком головы, а можно, выйдя из-за письменного стола, поздороваться, предложить стул и сесть рядом. Верно выбранная дистанция задаст тон дальнейшему разговору. Она должна соответствовать теме и характеру беседы. Заметьте, что, когда кого-либо, отчитывают, невольно отходят подальше. Задушевным, интимным откровениям соответствует и способствует «шепотное расстояние».

- барьер речи

Нормальному общению мешают:

1. врожденные дефекты речи,

2. приобретенные дефекты: “заикание”, сорные слова, блин, через каждые, э-э, два слова.

3. непреобретенные навыки культурной речи: неумение правильно построить предложение и согласовать в нем слова, использование терминов не по назначению, вульгарный тон и т.п. (подробнее см. “Речь”)

4. установка. Из 72 человек (пенсионеров, рабочих, студентов, школьников), опрошенных А.А.Бодалевым (один из известных советских психологов), 9 заявили, что квадратный подбородок свидетельствует о сильной воле, 17 считали, что большой лоб - признак ума, 3 полагали, что жесткие волосы говорят о непокорном характере, 14 считали, что полные люди добродушны, 2 человека сказали, что полные губы свидетельствуют о большой сексуальности, 5 утверждали, что люди маленького роста властолюбивы, энергичны. Нередки и следующие суждения: рыжий - хитрый; красивый - хитрый или эгоист; тонкие, бескровные губы характерны для ханжи, человека скрытного, злого. Подобные суждения являются результатом психологической безграмотности, которая мешает правильно оценивать другого. Также априори негативная или позитивная установка могут формироваться у человека, если кто-то заранее отрекомендовал ему будущего собеседника с негативных или преувеличенно ярких тонах. Это мешает объективному восприятию, заставляет ориентироваться на заданный шаблон, втискивая в него собственные впечатления.

5. невнимательность. Как часто мы смотрим, но не видим, слушаем, но не слышим. Когда такое происходит по отношению к нам, мы обижаемся, но при этом сами не замечаем подобных проявлений со своей стороны.

Барьер отрицательных эмоций

- страдание, горе и боль

Причины таких состояний можно разделить на 3 основные группы:

  • трагические события (утрата близкого, разочарование, неудача в важном деле);
  • неудовлетворенность своим положением, сильное недовольство собой;
  • тягостные физические ощущения.

Когда кому-то плохо, он меньше всего предрасположен общаться на отвлеченные темы, что и создает серьезный барьер для общения.

- гнев

Гнев, рождаемый в ответ на оскорбление или обиду, вынуждение совершить неприемлемый поступок, буквально удваивает физическую и психическую энергию, придает необычную смелость. И чем он сильнее, тем больше потребность излить его словами или агрессивными действиями. Поэтому, если вы встретились с разгневанным человеком, не “подливайте масла в огонь”, не испытывайте запасы его выдержки.

- отвращение и брезгливость

Как часто кто-то, увлеченный беседой, неосознанно бурно жестикулирует, грозя задеть другого, чешет затылок, трет лоб, подергивает себя (или другого) за ухо, за усы, сморкается, покашливает, давит прыщ на подбородке...

“Сколько есть на свете мокрых, грязных, холодных, вялых, точно распаренных или сухих и жестко горячих, явно враждебных, несомненно, преступных и просто отвратительных рук. И каждую из них вы при случайном знакомстве должны пожать, несмотря на то, что ваша рука - этот тончайший аппарат чувствительности - содрогается и протестует всеми своими нервами...” (А.Куприн “Колесо времени”)

Отталкивающие манеры в разговоре не просто и не всегда следствие невоспитанности. Во многом они обусловлены отсутствием самоконтроля.

Примерно у 30-50% людей изо рта исходит неприятный запах, от которого у собеседника могут появиться неприятные эмоции и даже тошнота. Один профессор-медик полушутливо советовал студентам: «Избавьтесь от неприятного запаха изо рта, и вас перестанут избегать девушки». Около 80% людей источают интенсивный запах пота. Подавляющее большинство людей даже не подозревают о наличии у них столь сильного отталкивающего фактора. Дело в том, что обоняние человека относительно быстро привыкает к неприятным запахам, особенно собственным.

- барьер презрения

Этот барьер так же, как и барьер отвращения, способствует ограничению контактов с человеком, вызвавшим отрицательные эмоции. В этом его положительная роль. Однако иногда он является результатом предрассудков, например, расовых или национальных. Если человека укоряют за то, что от него не зависит, он обычно платит той же монетой - презрением. Испытывая презрение к кому-либо, стараются избежать общения с ним. Преодолеть этот барьер трудно, а иногда вообще невозможно. По крайней мере для этого требуются не только эффективные «компенсирующие действия», но и длительное время, притупляющее «трату» любых эмоций.

- барьер страха

Барьер страха, пожалуй, один из самых трудно преодолимых в межличностном общении. И это легко понять, ведь он побуждает свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником.

Страх отнюдь не бесполезен для человека - он помогает ему избежать преждевременной смерти, увечья, душевных страданий. Однако когда он резко выражен, то может привести к болезни и даже смерти. Воистину страх - самая опасная для здоровья эмоция (см. Страничку “Стресс”). Как правило, в первое мгновение страх сопровождается ступором (оцепенением) который сковывает мышцы, парализует мышление, волю. Позже, наоборот, резко активизируется двигательная активность («только пятки сверкают»), мозг начинает лихорадочно анализировать возможные варианты разрешения опасной ситуации.

Современный человек чаще всего боится не смерти, не физического увечья, а материального и морального ущерба. Страх не справиться с порученным делом, не выполнить производственный план или провалиться на экзамене, страх за здоровье и благополучие близкого человека, страх одиночества, наказания омрачают жизнь и, увы, подчас толкают к беспринципности, заискиванию, лжи.

- барьер стыда и вины

Кому не знаком барьер стыда и вины, когда лицо заливается краской, голос становится неуверенным и трудно поднять голову и посмотреть в глаза собеседнику? Стыд возникает как ощущение неуместности происходящего, неловкости за себя или другого, как нечто тесно связанное с чувством вины. Стыд чаще всего охватывает человека при критике, но иногда и при неумеренной похвале. Поэтому не удивляйтесь, когда собеседник вместо того, чтобы расплыться в радостной улыбке в ответ на дифирамбы, прячет глаза, краснеет, стремится побыстрее проститься. Нередко стыд и вина перед человеком приводят к прерыванию отношений с ним. Вообще, самообвинения способствуют «замыканию в самом себе» и уступчивости в межличностных столкновениях. Стыд предохраняет от аморальных поступков, заставляет прислушиваться к критике по отношению к себе и другим. Чтобы избежать этого чувства, человек вынужден мысленно «проиграть», продумать ситуацию, оценить возможность отрицательного отношения к себе со стороны окружающих

- барьер настроения

Чаще всего создает препятствие в общении плохое настроение, отрицательные эмоции, причиной которых может стать плохая погода, неприветливый взгляд любимого человека, прыщик на кончике носа, оторванная в транспорте пуговица и т.д. и т.п. Главные источник плохого настроения - межличностные столкновения. Хорошее настроение может служить препятствием в общении, если только оно неуместно (например, на панихиде). В остальных же случаях хорошее настроение заразно (также, впрочем, как и плохое) и способно распространяться с немалой скоростью, создавая приятный фон общения.

Если изобразить колебания настроения в виде графика, то для каждого человека получится своя неповторимая кривая с пиками и спадами. У одних они редкие и незначительные, у других - частые и резкие, направленные в сторону отрицательных эмоций или, наоборот, положительных. Первый вариант - свидетельство психического здоровья, жизненного благополучия, второй - крайние варианты нормы или невроз.

  • Концентрированность внимания
Javascript is required to use Joomla Social Comments and Sharing

«Не сошлись характерами!» Этой фразой мотивируется и решение супругов расторгнуть брак, и взаимная неприязнь соседей, сослуживцев, и натянутые отношения с начальством.

Чем определяется характер? Обусловлен ли он наследственностью, темпераментом или зависит лишь от воспитания? Как его оценить? В каких случаях характеры «отталкиваются», в каких «притягиваются»? Почему бывают и «сильные» и «слабые» личности? Нет сомнения, что подобные вопросы так или иначе волнуют каждого. Ведь получить ответы на них - значит сделать важный шаг в познании себя и окружающих, понять истоки многих конфликтов.

Что же представляют собой понятия «темперамент », «характер », «личность »?

Темперамент (в переводе с латинского - смесь, соразмерность) - это те врожденные особенности человека, которые обусловлены интенсивностью и динамикой психических процессов: степень уравновешенности, эмоциональности, общей и мимической подвижности.

Характер представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении его к окружающей действительности и к самому себе. Проявляется он в следующем:

  • в отношении к другим людям и к обществу в целом (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. д.);
  • в отношении к труду (леность или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или безразличие, усидчивость или нетерпеливость);
  • в самооценке (отношение к самому себе - степень требовательности, критичность и т. д.);
  • в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, дисциплинированности. Такие психологические характеристики, как память, способности, интеллект и другие, в понятие «характер» обычно не включаются.

Личность - это человек как совокупность всех его психологических характеристик и свойств - темперамента, социальной направленности (то есть потребностей, желаний, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений), интеллекта, особенностей мышления, памяти, восприятия и др.

С античных времен ученые стремились как-то классифицировать людей по их темпераментам, характерам, особенностям личности. И таких классификаций много. Рассмотреть некоторые из них важно с точки зрения самопознания и преодоления трудностей общения.

Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он полагал, что в теле человеческом четыре вида жидкости - светлая желчь, кровь, слизь и черная желчь,- которые рождены четырьмя природными стихиями, соответственно огнем, воздухом, водой и землей, а темперамент человека определяется тем, какая жидкость преобладает. Исходя из греческих названий этих жидкостей и различают четыре типа темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Холерики очень подвижны, возбудимы, с трудом доводят до конца задуманное дело, им свойственна быстрая смена настроения. Сангвиники - энергичны, быстры, жизнерадостны, общительны, сравнительно легко реагируют на жизненные трудности и неудачи. Флегматики уравновешены, спокойны, медлительны, испытывают сложности, когда нужно быстро переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Меланхолики чувствительны к невзгодам, замкнуты, застенчивы, робки, быстро утомляются, склонны к грусти.

И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента и создал учение о типах высшей нервной деятельности (нервной системы). Он показал, что два основных процесса - возбуждение и торможение - отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе (интенсивности), взаимной уравновешенности (тот или иной преобладает) и подвижности (быстрота смены возбуждения торможением и наоборот). В зависимости от выраженности и соотношения этих параметров Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

  1. безудержный (процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные, но неуравновешенные; свойствен холерикам);
  2. живой (нервные процессы сильные, подвижные, уравновешенные; присущ сангвиникам);
  3. спокойный (нервные процессы сильные, уравновешенные, но малоподвижные; характерен для флегматиков);
  4. слабый (нервные процессы слабые, неуравновешенные, малоподвижные; типичен для меланхоликов).

Читатель наверняка задумается, какой же тип нервной системы, темперамент у него, у близких, у друзей и знакомых. Однако точно ответить на этот вопрос будет трудно. Дело в том, что чаще всего в человеке свойства различных типов темперамента сочетаются (например, флегматика и меланхолика). Кроме того, тип нервной системы, хоть и определяется наследственностью, но не является чем-то неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их подвижность, переключаемость. К примеру, все, наверно, замечали, что среди детей, особенно дошкольников, преобладают холерики и сангвиники. Из них так и бьет поток энергии, глаза светятся весельем, они жаждут деятельности, легко и сильно возбуждаются (еще слабо развит процесс торможения). Заплакав, через минуту они могут отвлечься и радостно хохотать (высокая подвижность нервных процессов, неустойчивость эмоций). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Наблюдая кого-либо в разных ситуациях, можно запутаться в противоречивых впечатлениях о его темпераменте. Дело в том, что эмоции подчас преображают те внешние реакции, по которым судят о типе нервной системы. Человек в общении с близкими порой с трудом сдерживает свои эмоции, бурно жестикулирует и производит впечатление холерика. Степенность же его и невозмутимость при решении сложных производственных задач наводят на мысль, что он флегматик. Л в дружеской компании у него проявляются типичные черты сангвиника (общительность, веселый нрав). Вот почему не кажутся шуткой рекомендации немецкого психолога XIX века В. Вундта:

«В обыкновенных будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы,- холериком и, наконец,- флегматиком в исполнении раз принятых решений».

Общаясь с человеком, можно определить, какие особенности его поведения обусловлены темпераментом. Это позволит предвидеть его реакцию на те или иные жизненные обстоятельства, предотвратить конфликты. Чтобы хоть ориентировочно судить о темпераменте человека, психологи широко используют вопросники, например такой, как предлагает В. Г. Норакидзе (1975).

  1. Легко ли вы начинаете волноваться (радоваться, возмущаться) или, наоборот, для этого вам нужен сильный раздражитель?
  2. Достаточно ли вам малого препятствия, малой обиды, чтобы вызвать в вас волнение, страх, обиду, или, наоборот, вы спокойны, невозмутимы?
  3. Вызывает ли в вас всякий неожиданный шум, стук в дверь и т. п. чувство страха, вздрагивание или, наоборот, вы равнодушны, спокойны к таким впечатлениям?
  4. Легко ли рождается в вас внутреннее беспокойство или, наоборот, ко всему относитесь: а) спокойно, б) равнодушно, в) поверхностно?
  5. Возникшее в вас чувство, например радость, горе, раздражение, жалость, обычно кратковременно или, наоборот, остается на долгое время?
  6. Горе, раздражение, радость и другие чувства возникают в вас неожиданно или медленно и постепенно, охватывая вас полностью?
  7. Легко или с трудом меняете местожительство? Работу? Профессию? Друга? Предметы быта?
  8. Можете ли без тяжелых последствий перейти от одной деятельности к другой?

Утвердительные ответы на 1-й и 3-й вопросы свидетельствуют о преобладании процессов возбуждения над торможением, что свойственно холерикам; на 2-й и 4-й - о слабом типе нервной системы, присущем меланхоликам; на 5-й - 8-й - о подвижности нервных процессов, свойственной холерикам и сангвиникам и не присущей флегматикам (для них характерны отрицательные ответы на все приведенные вопросы).

В каких же случаях темперамент может стать барьером общения в семейных взаимоотношениях? Нередко флегматику (не говоря уже о меланхолике) трудно ужиться с холериком. Его раздражает непоседливость, излишняя вспыльчивость, суетливость холерика, а тот в свою очередь иногда с трудом выносит медлительность, степенность флегматика или же излишнюю чувствительность меланхолика. К примеру, жена (холерик по темпераменту), придя с работы, говорит мужу (флегматику), что сегодня они пойдут в гости. Муж же настроился провести вечер дома, посмотреть футбольный матч по телевизору или дочитать увлекательный детектив. Ему трудно и неприятно быстро менять свои планы. Но жена, не разбирающаяся в особенностях темперамента супруга, может не понять, почему он расстроился и отказывается идти с ней. В итоге из-за пустяка возникают обида, ссора, которых можно было избежать, если бы жена заранее подготовила мужа к конкретной ситуации.

Недопонимание родителями особенностей темперамента своих детей - суть одного из самых первых конфликтов «отцов и детей». Вот как это бывает. Ребенок-флегматик своей медлительностью выводит из терпения родителей (особенно того из них, у которого темперамент холерика). Они начинают его сердито подгонять, высмеивать нерасторопность. Ребенок пытается быть активнее, но у него это с трудом получается. Он нервничает, плачет, считает себя незаслуженно обиженным...

А у ребенка-холерика другие проблемы. Своей энергичной неугомонностью он вызывает возмущение родителей, которые вместо того, чтобы направить эту энергию в нужное русло (например, спорт), начинают его муштровать и наказывать. Всегда нужно стараться учитывать тип нервной системы человека и не пытаться ломать одномоментно и грубо те особенности поведения, которые определяются темпераментом.

С барьером темперамента приходится сталкиваться и на работе. У холерика, к примеру, бывают столкновения с людьми, протекающие по типу мгновенной эмоциональной разрядки. В таких случаях разговор начинается без мысли о ссоре, но внезапно в ответ на нечто его возмутившее (для другого это, может быть, пустяк) у него возникает вспышка негодования. А если у собеседника слабый тип нервной системы (меланхолический), то он надолго погружается в пучину обиды, в то время как сам «застрельщик» уже через 20-30 минут забывает о высказанном.

Руководящий работник (прежде всего организатор производства) с темпераментом флегматика порой испытывает значительные трудности при исполнении служебных обязанностей. Он не может одновременно решать несколько задач, быстро переключаться с одного вопроса на другой. Напряженная, постоянно меняющаяся ситуация, страх не справиться с порученным делом истощают его нервную систему. Появляется вспыльчивость, немотивированная жесткость приказаний («Я сказал - и точка. Чтобы через час все было сделано!»). Потом присоединяются головные боли, общее недомогание, бессонница, а в итоге развивается неврастения. И она не исчезнет, пока не устранится первопричина этого состояния - несоответствие возможностей нервной системы требованиям среды.

Какова связь темперамента с характером? Характер человека - это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие трудней. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость - меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Отрицательные черты - вспыльчивость, грубость - при порочном воспитании легче укореняются у холерика, равнодушие - у флегматика, обидчивость, пессимизм - у меланхолика.

И. П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа » высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний.

Представители мыслительного типа весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений и событий, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя сквозь фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность.

У людей художественного типа мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего поэзия, театр, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения. Это типичные «лирики», и людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей».

Большинство же людей (до 80 %) относятся к «золотой середине» - к среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоционально-образное начало, и, как подчеркивал И. П. Павлов, это зависит от воспитания с самых ранних лет, от жизненных обстоятельств, в некоторой мере от генетических свойств человека. Проявляется это начало ориентировочно к 12- 10 годам. Одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, поэзии, другие - шахматам, физике, математике.

Естественно, что люди художественного и мыслительного типа часто воспринимают одно и то же явление, событие по-разному, что и является психофизиологической подоплекой их столкновений, споров, особенно если обе стороны недостаточно хорошо знают друг друга.

Такие споры по пустякам могут надолго оттолкнуть друг от друга или по крайней мере омрачить настроение.
Их бы не было, обладай партнеры по общению элементарными знаниями особенностей темперамента и психики.

Понятие, виды коммуникационных барьеров

Так, Л.Л.Попова считает, что коммуникативные барьеры (барьеры общения) – это психологическое препятствие различного происхождения, которое устанавливается на пути нежелательной, утомительной или опасной информации.

Похожее определение дает В.Г.Крысько, который под коммуникативным барьером понимает психологические препятствия, возникающие на пути адекватной передачи информации между партерами по общению.

Наиболее распространенными барьерами считаются следующие: барьер характера, барьер акцентуации характера, барьер темперамента, барьер отрицательных эмоций, барьер манеры общения, барьер речи, идеологические барьеры, социально-психологические барьеры, информационно-познавательный барьер.

Рассмотрим вначале классификацию барьеров общения, представленную Г.Г. Камардиной /3/. Она выделяет следующие барьеры:

Барьер темперамента.

Так как люди, относящиеся к различным типам темперамента, обладают различными, часто противоположными свойствами и характеристиками, то в ситуации общения между ними могут возникать недопонимание и конфликты.

Барьер характера.

В результате систематизации особенностей мышления людей, мотивов поведения и эмоциональных проявлений получилось несколько различных классификационных систем, которые более или менее точно отражают многообразие человеческих характеров. Например, Е. Крупильницкий и Е. Жариков предлагают восемь основных психологических типов характеров: логик, эстет, лидер или доминирующий, пассивный, надежный, мечтатель, спринтер, боец. /1/

Барьер акцентуации характера

Немецкий психиатр Карл Леонгард считает, что у 20-50% людейнекоторые черты характера или темперамента заострены (акцентуированы),что при определенных обстоятельствах приводит к однотипнымконфликтам. Акцентуации личности могут стать причиной формирования барьеров в общении. Акцентуации характера – преувеличенное развитиеотдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшаетсявзаимодействие с окружающими людьми.

X. Шмишек выделяет следующие типы акцентуации: гипертимический, дистимический, застревающий, циклоидный, возбудимый, педантичный, тревожный, эмотивный, экзальтированный и демонстративный.

Барьер самооценки.

Несоответствие самооценки и оценки окружающих является одним из распространенных источников обид и конфликтов. Возникнуть барьеры в общении могут при наличии неадекватно завышенной самооценки; подчеркивания личностью собственных достоинств; отсутствия похвалы, заслуженной человеком (каждый человек нуждается в достойной оценке своей деятельности, в том числе и в похвале); «ударов» по особо уязвимым местам человека (у каждого человека есть свои особо уязвимые места, «бить» по которым упреками и критикой нельзя); общей отрицательной оценки личности вместо замечания по конкретному поводу.

Барьер манеры общения.

С точки зрения манеры общения можно выделить несколько типов субъектов общения.

Доминантный субъект общения всегда хочет подавить активность партнера по общению, желает сам овладеть инициативой и оказывать влияние на других.

Недоминантный субъект общения является полной противоположность доминантного. Он обладает повышенной чувствительностью к внешним признакам интеллекта, силы, эмоциональности партнера. Это человек, который боится взять на себя инициативу общения, высказать свою точку зрения, задать интересующий его вопрос. Он не позволит себе перебить партнера, терпеливо сносит, когда прерывают его, уступчив в своих суждениях, легко теряется. В раскрытии своих знаний нерешителен, часто позволяет сбить себя с толку.

Ригидный субъект общения основательно изучает своего партнера. Пытается разобраться в его коммуникативных намерениях. Такой субъект общения очень внимательно слушает своего партнера, мысль излагает подробно, говорит неспешно. Раздражение от общения с таким человеком испытывают нетерпеливые партнеры.

Интровертньй субъект общения. Это не склонный к внешнему диалогу человек. Такой человек больше всего сосредоточен на диалоге с самим собой. Он застенчив, обидчив, не склонен к общению на личные темы. Общение с интровертом благоприятно «с глазу на глаз». В интенсивное общение его надо втягивать постепенно и деликатно. Интроверт легко становится своевольным, недоверчивым, часто завистлив. Ему присущи такие качества как щепетильность, доброжелательность, умеренность, педантичность, осторожность, бережливость, болезненная совестливость, вежливость и открытое недоверие, твердолобая честность и прямота.

Барьер отрицательных эмоций.

Эмоции способны резко ослабить или усилить робость в общении, скованность. Однако серьезный барьер на пути нормального общения может воздвигнуть только лишь устойчивая отрицательная эмоция. К таким эмоциям относятся гнев, горе, презрение, страх, отвращение и другие /3/.

Л.Л.Попова описывает следующие виды барьеров отрицательных эмоций /7/:

- Барьер страдания. Сюда можно отнести, например, неудовлетворенность социальным статусом, сильно заниженную самооценку, трагические события, физические боли и т.д.

- Барьер гнева. Может возникнуть, например, в ответ на неожиданное препятствие, оскорбление и т.д.

- Барьер брезгливости и отвращения может возникнуть в результате «гигиенического неприятия» одного человека другим или вследствие нарушений кем-либо элементарных этических норм. Причинами возникновения данного барьера могут стать гигиенически неприятные действия партнера по общению, например, сморкание или почесывания; небрежная и излишняя жестикуляция партнеров; грязные ногти; излишняя потливость ладоней рук; отталкивающие манеры; гнилые передние зубы; неприятный запах изо рта; мятая грязная одежда; нарушение психологической дистанции общения; рубцы от ожогов на лице и прочее.

- Барьер презрения (предрассудки, аморальные поступки и т.д.).

- Барьер страха.

- Барьер вины и стыда . Данный барьер может возникнуть как результат неумеренной похвалы, критики, боязни показаться неловким и т.д.

- Барьер плохого настроения.

7. Барьер речи. Барьер речи может возникнуть в результате допущения речевых ошибок. Так как речь является основным средством общения. Этот барьер искажает слова партнера по общению.

А.П. Панфилова к коммуникативным барьерам относит /6/:

- Избирательное слушание . При избирательном слушании человек склонен блокировать новую информацию, особенно в том случае, когда она противоречит сложившимся у него представлениям. Например, человек, который курит, из всей принимаемой им информации будет обращать внимание лишь на ту, в которой будет подтверждаться его позиция. Та информация, которая не соответствует его представлениям либо игнорируется вовсе, либо искажается так, чтобы она соответствовала его представлениям. Иными словами, мы слышим только то, что мы хотим услышать.

- Компетентность. Собеседники могут воспринимать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессах кодирования и декодирования информации. Данный барьер является весьма существенным, так как из-за некомпетентности одного из собеседников общение может разрушиться. Эффективным наше взаимодействие может стать только в том случае, если оба участника общения будут иметь общее пространство, общее поле опыта, иначе один из партнеров общения трактует передаваемое им сообщение исходя из своего видения, а другой участник принимает и расшифровывает (понимает) это сообщение на основании своего собственного опыта.

- Достоверность источника. Достоверность источника означает доверие одного из участников общения словам и действиям другого собеседника. При условии, что один из партнеров в общении доверяет словам другого, у первого будет складываться доброжелательное отношение к своему собеседнику. Человек сможет сильнее раскрыться в своем общении с человеком, которому доверяет, нежели с человеком, к которому у него нет доверия. При наличии недоверия у одного из участников по отношению к другому, общение стремится к разрушению.

- Оценочные суждения . В каждой ситуации общения собеседник высказывает оценочные суждения. В принципе это означает суждение об общей ценности сообщения до получения коммуникации в целом. Т.е. можно сказать о том, что человек предварительно определяет значимость сообщения, которое собирается ему передать его собеседник. Базируются оценочные суждения на оценке отправителя получателем на основе предыдущего опыта общения с ним или на оценке ожидаемого значения сообщения.

- Внутригрупповой язык . Наверное, каждый человек в своей жизни сталкивался с ярко выраженным специальным жаргоном, который, как выяснялось впоследствии, обозначает простые процедуры и знакомые вещи. Жаргон часто создают профессиональные или трудовые социальные группы, понятный только членам этих групп. Исследователь, попросив «подготовить инструмент как часть экспериментального подхода» всего лишь предлагает студентам заполнить анкету в письменном виде. Такой специфический язык вызывает у членов групп чувство причастности, спаянности и (во многих случаях) самоутверждения и облегчает эффективное общение внутри группы, а значит, выполняет позитивные функции. Но зато использование такого языка с представителем иной группы может привести к непониманию, так как реципиенту не всегда верно удается расшифровать смысл сказанного собеседником.

-Фильтрование .Фильтрация является распространенным явлением в восходящем общении, которое относится к манипулированию информацией и воспринимается позитивно. Например, учителя могут скрывать свои конфликты с подростками от директора, а ученики, в свою очередь, могут утаивать нежелательную информацию от учителей. Причиной этого фильтрования является понимание того, что если нежелательная информация доходит до администрации, то на ее основе принимает решения, связанные с наказанием.

- Перегрузка общения .Наше время часто называют эпохой информации или информационной эрой. Люди зачастую отсеивают часть получаемых ими сообщений по причине того, что они не могут своевременно ответить на них и в результате некоторые из сообщений никогда не прочитываются. Также, часто мы из-за избытка полученной информации на работе или учебе просто не хотим уделять время на общение с родными и близкими дома, не отвечаем на звонки друзей, объясняя это все усталостью. Но именно из-за этого позже нам становиться все сложнее и сложнее находить общий язык со своими детьми, мужьями, материями, друзьями.

- Различие статуса. При наличии у собеседников разного социального статуса могут возникнуть барьеры при общении. Например, человек, занимающий должность выше, чем его собеседник, будет вести себя более уверенно. Будет разговаривать снисходительным тоном. Возможно, даже пользоваться своим превосходством над партнером по общению. Человек же, имеющий должность ниже, чем у его партнера наоборот, будет вести себя неуверенно, скованно, будет чувствовать себя «не в своей тарелке».

- Давление времени .Давление времени также может стать серьезным барьером к общению. Наверное, у каждого человека случалось так, что из-за дефицита времени (спешка на поезд, на работу или учебу) он уделил мало времени на общение своему другу, родным или близким. У каждого человека на такую ситуацию может проявиться совершенно разная реакция. Кто-то может не обратить никакого внимания на это, а кого-то это заденет и он может, например, обидеться и при следующей встрече уже именно он не захочет общаться. И здесь возникает барьер в общении.

Еще одну классификацию видов барьеров нам предлагает Л.С. Попова, которая выделяет /7/:

1. Барьеры по форме изложения:

Семантический барьер возникает из-за значительных различий, несовпадений, существующих в смысловых содержаниях партнеров по общению. Данный барьер связан в основном с проблемой сленгов и жаргонов, а этот феномен вытекает из наличия множества субкультур в любом обществе с достаточным уровнем социальных и этнических различий;

Как правило, фонетические барьеры не являются существенным препятствием для общения.

2. Идеологические барьеры:

Барьер, возникающий на основе разницы мировоззрений;

Барьер, формирующийся при наличии у партнеров разных стереотипов;

Барьер несовпадения социальных установок;

Барьер различия ценностных ориентаций;

Барьер несовпадения социальных позиций субъектов общения.

3. Собственно психологические барьеры - это все осознаваемые и неосознаваемые трудности и препятствия, возникающие между людьми, вступающими друг с другом в психологический контакт. В данном случае необходимо отметить, что такие препятствия и трудности могут осознаваться и не осознаваться самими участниками коммуникаций.

4. Социально-психологические барьеры:

Когнитивно-психологические – возникают из-за разного уровня отражения объекта и психологической его оценки субъектами общения;

Организационно-психологические – могут возникнуть по причине неприятия формы общения;

Сенсорно-речевые барьеры – возникают в результате различия навыков высказывания и восприятия у субъектов общения;

Психомоторные барьеры – являются результатом разного навыка и умения вести общение в рамках принятой формы.

5. Барьер отношений может возникнуть при вмешательстве во взаимодействие негативных чувств и эмоций. При условии наличия у партнеров в общении друг к другу симпатии и доброжелательности, возникновение данного барьера невозможно. Люди склонны больше доверять информации, поступающей от симпатичных им других людей, а возникающее непонимание они пытаются преодолеть.

Общение – это взаимодействие с целью обмена информации. Но в процессе общения мы передаем не информацию, а сообщение в форме символов: слов, жестов, интонации. Восприятие информации зависит от того, как понимает эти символы собеседник. В идеале оба собеседника придают словам одинаковое значение, но так бывает не всегда.



Мотивационный барьер возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт (развитие общего дела – немедленная прибыль).


Отдельная ситуация заключение сделки или делового соглашения, в которой каждый партнер преследует свои цели вступления в контакт. Чтобы никто из партнеров не чувствовал себя «обиженным» после заключения договора, нужно найти решение, удовлетворяющее интересы обеих сторон. Такое решение находят путем переговоров.


Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает нравственная позиция, несовместимая с вашей. Идти на компромисс, каждый решает сам. Но вот пытаться перевоспитывать или стыдить партнера не рекомендуется.


Барьер стилей общения. Как известно, у каждого человека свой стиль общения. Он зависит от темперамента человека, его характера, мировоззрения. Стиль общения формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии.


Отношение к другим людям (мягкость, доброжелательность, терпимость или жесткость, рационаизм, эгоцентризм и т. п.);


Отношение к себе (самолюбование, признание своих недостатков, отстаивание «чести мундира», навязывания своего мнения и т. п.);


Характер воздействия на людей (давление, принуждение, манипуляция, сотрудничество, личный пример, невмешательство).


Внешнее проявление стиля – это манера поведение и особенности речи, интенсивность и сам характер общения человека.


Если человек ориентирован на дело, он старается не терять зря времени, собран, организован, ценит в людях деловые качества. О таком говорят – деловой человек, у него деловой стиль . При этом в деловом общении можно выделить партнерский и непартнерский стили общения.


Партнерский стиль общения означает высокую степень сотрудничества в выработке общей порции по необходимому вопросу.


При непартнерском стиле общения человек невнимательно слушает или позволяет не слушать себя, игнорирует точку зрения собеседника или безоговорочно принимает ее, навязывает свое решение проблемы или просит совета, побуждает партнера к немедленным действиям или необдуманно поступает сам, словом, сотрудничества нет.


По степени и характеру вмешательства в деятельность и поведение другого человека можно выделить следующие стили общения:


миссионерский – партнер стремиться сохранить дистанциюв общении, соблюдает невмешательство в дела суждения собеседника, воздействует личным примерам.


Податливый тип – характеризуется высокой потребностью в другом человеке, в максимально Лизкой психологической дистанции, потребностью быть любимым, чувствовать одобрение, внимание.



Деловой тип. В мире бизнеса преобладают

люди, для которых интересы дела превыше всего, и в отношении к партнеру по общению они исходят из того, насколько этот человек может быть полезен.

Эстетический барьер – возникает в том случае, если партнер неопрятно, неряшливо одет, обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагает к беседе.


Социальное положение может препятствовать комфортному общению, особенно если один из них привык испытывать трепет перед начальством.


Состояние здоровья человека, физическое или духовное, также влияет на то, как он общается и у людей, страдающих различными неврозами,повышенным давление, гастритом, переживающих личные потрясения или депрессию, может служить препятствием к продуктивному общению.


Психологическая защита, выстраиваемая вашим партнером, - один из серьезных барьеров общения. Быть может, ваш равнодушный, неприветливый, неразговорчивый коллега или другой, колючий, как еж, нуждается не в осуждении, а в понимании, внутреннем сочувствии?


Барьер установки . Ваш деловой партнер может обладать негативной установкой по отношению к фирме или организации, представителем которой вы являетесь. Поэтому лучше идти на деловую встречу после рекомендации авторитетного лица.


Барьер двойника заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте. А потом возмущаемся: «Я бы так никогда не поступил!». В том-то и дело. Я! А он ведь другой.


Плохая техника речи партнера, невнятная речь, скороговорка, очень тихий или, наоборот, пронзительный голос способны вывести из себя кого угодно.


Неумение слушать проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши слова. Компенсировать неумение партнера слушать можно только своим искусством говорить.


Барьер характера тоже создает сложности в общении. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками.


Мобильный собеседник (экстраверт - сангвиник) быстро мыслит, быстро говорит, перескакивает с одной темы на другую, потому что ему кажется все ясно. Следить за ходом его рассуждений трудно, а перебивать нельзя - он сердиться. Рекомендуется дать такому собеседнику высказаться до конца и лишь за тем уточнить что-то или даже вернуться к началу разговора. Таких людей надо ценить как генераторов идей.


Доминантный собеседник (экстраверт - холерик) любит лидировать в разговоре. Говорит громко, безаппеляционным тоном, настаивает на своем мнении. Попытаться поставить такого собеседника на место - получится конфликт. Лучше, оставаясь при своем мнении, позволить ему высказываться, как он того хочет, а затем в решающий момент тихо, но твердо настоять на своем, а если и согласиться (быть может, он прав), то с достоинством.


Ригидный собеседник (интроверт - флегматик) - «малоподвижный» собеседник. Думает медленно, детально обсуждает обстоятельства дела. Вам давно все ясно, однако подгонять его нельзя. Эти люди ценны как эксперты или критики идей, и в разговоре с ними надо просто набраться терпения.


Пассивный собеседник (интроверт - меланхолик) не обнаруживает своей реакции, не высказывается. Поддерживать с ним разговор трудно. Следует применить метод активного слушания: задавать вопросы, перефразировать и т.д. и попытаться выяснить его мнение. Молчание - далеко не всегда знак согласия.


«Чужая роль» - войти в положение этого человека, посмотреть на ситуацию его глазами. Стоит сказать человеку: «Понимаю вас», и появляется возможность конструктивно повести разговор.


Прием самообвинения хорошо действует, когда партнер кричит, потому что не прав. Вы извиняетесь и, как правило, партнер в недоумении успокаивается. А то и начинает извиняться сам!


Напряженную обстановку можно разрядить шуткой . Но она дает нужный эффект лишь тогда, когда вы уверены в том, что у вашего партнера есть чувство юмора.


Приемы «отстранения» . ненавязчиво рассматривать крикуна, сосредоточившись на какой-нибудь мелочи в его костюме, или разглядывать прическу. Можно размышлять о его семейном положении, возрасте, любимом занятии…