Портреты русских писателей и поэтов распечатать. Великие русские писатели и поэты: фамилии, портреты, творчество. «Золотой век» в литературе

31 марта 1882 года родился Корней Иванович Чуковский — русский поэт, литературный критик, детский писатель и журналист. Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком. В 1916 году Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил». В 1923 году вышли его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище».

Мы сегодня хотим продемонстрировать вам фотографии других детских писателей, помимо всем известного Корнея Ивановича.

Шарль Перро

Французский поэт и критик эпохи классицизма, ныне известный в основном как автор «Сказок матушки Гусыни». Шарль Перро был четвёртым по издаваемости в СССР зарубежным писателем за 1917—1987 годы: общий тираж его изданий составил 60,798 млн экземпляров.

Берестов Валентин Дмитриевич

Русский поэт и лирик, писавший для взрослых и детей. Он автор таких детских произведений, как «Змей-хвастунишка», «Мать-и -мачеха», «Аист и соловей» и др.

Маршак Самуил Яковлевич

Русский советский поэт, драматург, переводчик и литературный критик. Автор произведений «Теремок», «Кошкин дом», «Доктор Фауст» и др. Практически во всё время своей литературной деятельности Маршак писал и стихотворные фельетоны, и серьёзную, «взрослую» лирику. Кроме того, Маршак — автор ставших классическими переводов сонетов Уильяма Шекспира. Книги Маршака переведены на многие языки мира, а за переводы Роберта Бёрнса Маршак был удостоен звания почётного гражданина Шотландии.

Михалков Сергей Владимирович

Помимо карьеры баснописца и военного корреспондента, Сергей Владимирович также является автором текстов гимнов Советского Союза и Российской Федерации. Среди его знаменитых детских произведений можно отметить «Дядя Степа», «Соловей и Ворона», «А что у вас», «Заяц и черепаха» и др.

Ханс Кристиан Андерсен

Автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многих других.

Агния Барто

Первым мужем Воловой был поэт Павел Барто. Совместно с ним она написала три стихотворения — «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». Во время Великой Отечественной войны семья Барто была эвакуирована в Свердловск. Там Агнии пришлось освоить профессию токаря. Премию, полученную во время войны, она отдала на строительство танка. В 1944 году семья вернулась в Москву.

Носов Николай Николаевич

Лауреат Сталинской премии третьей степени 1952 года Николай Носов наиболее известен как детский писатель. Перед вами автор произведений о Незнайке.

Мошковская Эмма Эфраимовна

В начале своего творческого пути Эмма получила одобрение от самого Самуила Маршака. В 1962 году она выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар», за которым последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. Также стоит отметить, что на стихи Мошковской писали песни многие советские композиторы.

Лунин Виктор Владимирович

Стихи и сказки Виктор Лунин начал сочинять ещё в школе, но на путь профессионального литератора вступил значительно позже. Первые публикации стихов в периодике появились в начале 70-х годов (сам писатель 1945 года рождения ). У Виктора Владимировича вышло больше тридцати книг стихов и прозы. Его стихотворная «Аз-бу-ка» для детей стала эталонной по передаче буквенной звукописи, а его книга «Детский альбом» на 3-м Всероссийском конкурсе детской книги «Отчий дом» в 1996 году была отмечена дипломом. За «Детский альбом» Виктору Лунину в том же году было присуждено звание лауреата литературной премии журнала «Мурзилка». В 1997 году его сказочная повесть «Приключения сдобной Лизы» была премирована, как лучшая сказка о кошках, библиотекой иностранной литературы.

Осеева Валентина Александровна

В 1937 году Валентина Александровна отнесла в редакцию свой первый рассказ «Гришка», а в 1940 году вышла ее первая книга «Рыжий кот». Затем были написаны сборники рассказов для детей «Бабка», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Мой товарищ», книга стихов «Ежинка», повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Динка» и «Динка прощается с детством», имеющие автобиографические корни.

Братья Гримм

Братья Гримм опубликовали несколько сборников под названием «Сказки братьев Гримм», которые стали весьма популярными. Среди их сказок: «Белоснежка», «Волк и семеро козлят», «Бременские музыканты», «Гензель и Гретель», «Красная шапочка» и многие другие.

Фёдор Иванович Тютчев

Современники отмечали его блестящий ум, юмор, талант собеседника. Его эпиграммы, остроты и афоризмы были у всех на слуху. Славу Тютчева подтвердили многие — Тургенев, Фет, Дружинин, Аксаков, Григорьев и др. Лев Толстой называл Тютчева «одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки».

Алексей Николаевич Плещеев

В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Спустя три года был арестован и отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом. Многие произведения поэта (особенно — стихи для детей) стали хрестоматийными, считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов.

Эдуард Николаевич Успенский

Этого человека представлять не надо. Это сделают персонажи его произведений, среди которых Крокодил Гена и Чебурашка, кот Матроскин, Дядя Фёдор, почтальон Печкин и другие.

Николай Ге, Портрет Федора Михайловича Достоевского, 1884

По понедельникам, как известно, московские музеи не работают. Но это не значит, что нет возможности знакомиться с прекрасным: специально для понедельников сайт запустил новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы решили писать о десяти произведениях мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Теперь вы можете распечатать наш гид и смело отправляться с ним в музей уже во вторник. 25 ноября открывается книжная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction. Поэтому сегодня в нашей подборке портреты русских писателей, поэтов и публицистов из собрания Третьяковской галереи.

Владимир Боровиковский, Портрет поэта Гавриила Романовича Державина, 1795

Владимир Боровиковский, Портрет поэта Гавриила Романовича Держваина, 1795

Гавриил Романович Державин был крупнейшим русским поэтом "допушкинской" эпохи. На портрете Боровиковского он изображен не только поэтом, но государственным мужем, в мунире и с орденом Святого Владимира II степени на красной ленте в рабочем кабинете в окружении книг и деловых бумаг. При императрице Екатерине II Державин был губернатором – сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии, а также первым министром юстиции Российском Империи. Как литератор он продолжал линию русского классицизма, начатую М. Ломоносовым и А. Сумароковым, а основной формой его творчества были философские оды и небольшие лирические стихотворения.

Василий Тропинин, Портрет Николая Михайловича Карамзина, 1818

Николая Михайловича Карамзина все знают как основателя русского сентиментализма, автора "Бедной Лизы" и составителя монументального труда "История государства Российского". Помимо этого, он был редактором крупнейших литературных изданий своего времени – "Московского журнала" и "Вестника Европы", в 1814 году опубликовавшего первое стихотворение А. С. Пушкина "К другу стихотворцу". Зарплата Карамзина на посту главного редактора "Вестника Европы", выходившего тиражом до 1200 экземпляров, составляла 3000 рублей в год, что в переводе на наши деньги составило бы примерно 30 000 000 рублей. Он был близким другом семьи Пушкиных, а после выхода "Истории..." и императора Александра I, который поселил его у себя в Царском Селе.

Орест Кипренский, Портрет Александра Сергеевича Пушкина, 1827

По всей видимости, Кипренский написал портрет Пушкина по заказу близкого друга поэта Антона Дельвига. На полотне Пушкин представлен по пояс, на правое плечо поэта накинут клетчатый шотландский плед, что означает связь Пушкина с Байроном, кумиром всех поэтов эпохи романтизма. Именно об этом портрете Пушкин написал известные строки, ставшие крылатым выражением: "Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит". При этом считается, что другой художник эпозхи романтизма, Карл Брюллов, критиковал Кипренского за этот портрет, посчитав, что тот изобразил поэта каким-то франтом и дэнди, а Сигизмунд Либрович, автор исследования, посвященного изображениям Пушкина, отмечал, что знавшие Пушкина считали этот портрет недостаточно передающим характерные черты "африканской породы", унаследованные поэтом от его прадеда Ганнибала, и которыми он гордился

Карл Брюллов, Портрет Нестора Васильевича Кукольника, 1836

Портрет Нестора Кукольника кисти Карла Брюллова стал известнее самого поэта и его творчества, и по сегодняшний день почитается одним из образцов эпохи русского романтизма. В истории русской культуры Кукольник рисуется далеко не в положительном плане. Его литературная деятельность вызывала неоднократное осуждение лучших людей России. Не давала материала для поэтизации образа и его внешность. "Наружность Кукольника, – вспоминала жена Некрасова, Авдотья Панаева, – была замечательно неуклюжа. Он был очень высокого роста, с узкими плечами и держал голову нагнувши; лицо у него было длинное, узкое, с крупными неправильными чертами; глаза маленькие с насупленными бровями; уши огромные, тем более бросавшиеся в глаза, что голова была слишком мала по его росту". Едкие карикатуры Брюллова говорят о том, что ему хорошо была знакома наружность Кукольника, при этом в живописном портрете он изображает его романтическим героем с взъерошенными волосами и загадочным взглядом.

Петр Заболоцкий, Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова, 1837

Портрет Михаила Юрьевича Леромонтова был выполнен масляными красками по картону. Поэт изображен здесь в ментике лейб-гвардии гусарского полка. Заболоцкий в свое время был известен тем, что давал всем желающим уроки живописи, среди его учеников, был и сам юный поэт. Это уникальное изображение Лермонтова, потому как практически никто из его современников не написал его портрета. Например, Карл Брюллов, увлекаясь учениями Лафатера, по теории которого, внутренний мир человека оказывает влияние на его внешний облик, не увидел в лице Лермонтова ничего гениального и не стал его рисовать.

Василий Перов, Портрет Федора Михайловича Достоевского, 1872

Перов писал портрет Достоевского специально по просьбе Павла Третьякова. Жена писателя Анна Достоевская вспоминала: "Прежде чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в тече­ние недели; заставал Федора Михайловича в са­мых различных настроениях, беседовал, вызы­вал на споры и сумел подметить самое характер­ное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в художественные мысли". Многие современники сочли этот портрет не только лучшим в творчестве Перова, но и лучшим психологическим портретом русской школы.

Илья Репин, Портрет Ивана Сергеевича Тургенева, 1874

Первый портрет Тургенева Репин написал в Париже в 1874 году также по заказу Павла Третьякова. Эта работа не понравилась ни художнику, ни писателю. О причинах этой "непроизвольной" ошибки, в которой, по словам художника, виновен был сам Тургенев, Репин рассказал незадолго до смерти. "Первый сеанс был так удачен, – говорил Репин, – что И.С. торжествовал мой успех". Но перед вторым сеансом Репин получил записку Тургенева, в которой тот резко изменил свое первоначальное мнение о начатом портрете и просил художника начать снова на другом холсте. Эта мгновенная перемена мнения, как утверждал Репин, была связана с тем, что Полина Виардо, знаменитая французская певица, друг Тургенева, вкус и мнение которой были для Ивана Сергеевича высшим авторитетом, забраковала начатый портрет. Репину не удалось убедить писателя в обратном и пришлось перевернуть холст вверх ногами и начать все заново, но никакого энтузиазма он по этому поводу уже не испытывал.

Иван Крамской, Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова, 1877

Графичная манера художника, которая выделяет эту работу из всего портретного ряда, связана с практикой работы И.Н.Крамского ретушером у фотографа и с тем, что для создания портрета он пользовался фотографией Вильяма Каррика, одним из последних прижизненных снимков поэта. Это связано с тем, что Н.А.Некрасов был тогда уже тяжело болен, и сеансы длились не более 10–15 минут. Помимо этого поясного портрета, Крамской написал также большую картину "Н.А. Некрасов в период "Последних песен", точь-в-точь скопировав композицию с фотографии Каррика, запечатлевшего поэта на смертном одре.

Николай Ге, Портрет Льва Николаевича Толстого, 1884

Ге был одним из немногих, кому Лев Николаевич позволил запечатлеть себя за работой. Они были очень дружны, и доподлинно известно, что именно под влиянием толстого Ге стал вегетарианцем. Толстой писал, что Ге "пошел в народ" класть печи и при этом целыми днями ничего практически не ел. "В это время он стал вегетарианцем (раньше он почти исключительно питался говядиной) и даже усиленно желал есть то, что ему не нравилось: например, он любил гречневую кашу, и потому ел пшенную, все это с постным маслом, или совсем без масла". В 1886 году Николай Ге отрекся от своего имущества, переписал его своей жене Анне Петровне Ге и детям.

Валентин Серов, Портрет писателя Николая Семеновича Лескова, 1894

Портрет Николая Лескова был написан за год до смерти писателя. Сам Николай Лесков, увидев портрет на выставке в Академии художеств, оказался не очень доволен портретом: его неприятно поразила темная рама, которая, по его мнению, была похожа "на траурную кайму некролога", при этом многие художники, писатели и друзья Лескова высоко оценили работу Серова.


В наше время не существует никаких сложностей для того, что бы запечатлеть образ человека в любой момент его жизни, а вот 200 лет тому назад портреты для семейной хроники писали художники - иногда известные, а иногда крепостные. По этим портретам, дошедшим до наших дней, мы теперь можем судить о внешности тех или иных известных людей. А особенно интересны их детские портреты.

А.С. Пушкин (1799-1837)


В Государственном музее имени Александра Пушкина хранится первый портрет маленького Саши приблизительно в возрасте трех с половиной лет, выполненный на овальной пластине из металла художником-любителем генерал-майором Ксавье де Местром.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/pisateli-009.jpg" alt="Пушкин в отрочестве." title="Пушкин в отрочестве." border="0" vspace="5">


Маленький Саша с детства имел некрасивую внешность, чем постоянно вызывал насмешки окружающих, однако был остер язык и мог язвительно пошутить. Однажды в доме у Пушкиных в гостях был писатель Иван Дмитриев, который увидев маленького Александра в изумлении воскликнул: «Какой арапчик!» Десятилетний мальчишка, быстро среагировав, парировал: «Да зато не рябчик!». Родители и остальные гости остолбенели от неловкости: лицо писателя действительно было все рябое от перенесенной оспы.


М.Ю. Лермонтов (1814-1841)

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/pisateli-011.jpg" alt="Лермонтов в детстве 3-4 лет.(1817-1818 год). Холст, масло. Автор: Неизвестный художник. " title="Лермонтов в детстве 3-4 лет.(1817-1818 год). Холст, масло.

В трехлетнем возрасте оставшись без матери, маленький Миша воспитывался бабушкой - женщиной властной и строгой, но боготворившей своего внука. Специально для него собрались дети крепостных, которые были чем-то вроде потешного полка для Михаила. Он был предводителем этой ребятни и всегда выдумывал новые интересные затеи и шалости.

С самого детства мальчишка рос добрым и сердобольным, видя нищету и безысходность дворовых людей, Миша часто обращался к бабушке, что бы она помогла им и, не желая расстраивать любимого внука, ей приходилось соглашаться.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/pisateli-014.jpg" alt="Михаил Лермонтов. Автопортрет. (1837). Бумага. Акварель." title="Михаил Лермонтов. Автопортрет. (1837). Бумага. Акварель." border="0" vspace="5">



Сохранился автопортрет Лермонтова, написанный им в юные годы, достаточно мастерски выполненный.

Ф.И.Тютчев (1803-1873)



В музее-усадьбе «Мураново» хранится первое портретное изображение, написанное для семейной хроники неизвестным автором, маленького Феди Тютчева, который был любимцем родителей и всячески ими балован.

Всесторонним образованием Федора до школы занимался поэт Семен Раич. Он то и познакомил мальчика с античной литературой, а так же был наставником, когда тот начал писать первые стихи. А в двенадцать лет Тютчев мог уже свободно переводить Горация, изучал латынь, интересовался поэзией Древнего Рима.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-kartinu-029.jpg" alt="Федя Тютчев." title="Федя Тютчев." border="0" vspace="5">


И.С. Тургенев (1818-1883)


Не сладким было детство у Вани Тургенева. И все из-за деспотичности матери писателя Варвары Петровны- богатой помещицы, которая, питая страстную любовь к Франции, ненавидела все русское. В их семье все говорили по-французски, книги так же были все на французском языке, даже немецкие авторы были в переводе.



И тут же напрашивается вопрос: как же воспитываясь вне русской культуры мальчишка в будущем мог стать великим писателем России? Любовь к родному языку и литературе ему привил крепостной камердинер, передававший ему тайком книги русских писателей. Позднее Тургенев напишет рассказ «Пунин и Бабурин», где прототипом одного из героев изобразит своего учителя.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-kartinu-028.jpg" alt="А. К. Толстой в отрочестве. (1831). Миниатюра, акварель. Автор: Фельтен Юрий Матвеевич." title="А. К. Толстой в отрочестве. (1831). Миниатюра, акварель.

Рожденный в богатой и известной семье, Алексей имел все предпосылки стать изнеженным и избалованным, ребенком. Но его упорству и трудолюбию мог мог позавидовать любой взрослый.

О том как воспитывали и наказывали 200 лет тому назад детей в школах и семьях великих мира сего и простолюдинов можно узнать