Проза о великой отечественной войне. Проза военных лет

Наиболее продуктивными жанрами прозы первых двух военных лет были статья, очерк, рассказ. Им отдали дань практически все писатели: А.Толстой, А.Платонов, Л.Леонов, И.Эренбург, М.Шолохов и др. Они утверждали неизбежность победы, воспитывали чувство патриотизма, разоблачали фашистскую идеологию.
А.Н.Толстому принадлежит более шестидесяти статей и очерков, созданных за период 1941 -1944 гг. (”Что мы защищаем”, “Родина”, “Русские воины”, “Блицкриг”, “Почему Гитлер должен потерпеть поражение” и др.). Обращаясь к истории Родины, он стремился убедить современников в том, что с новой бедой Россия справится, как это не раз было в прошлом. “Ничего, мы сдюжим!” – таков лейтмотив публицистики А.Толстого.
Л.Леонов также постоянно обращался к национальной истории. С особой остротой он говорил об ответственности каждого гражданина, ибо только в этом видел залог грядущей победы (”Слава России”, “Твой брат Володя Куриленко”, “Ярость”, Расправа”, “Неизвестному американскому другу” и др.).
Центральной темой военной публицистики И.Эренбурга является защита общечеловеческих ценностей. Он видел в фашизме угрозу мировой цивилизации и подчеркивал, что против него борются представители всех национальностей СССР (статьи “Казахи”, “Евреи”, “Узбеки”, “Кавказ” и др.). Стиль публицистики Эренбурга отличался резкостью красок, внезапностью переходов, метафоричностью. При этом писатель умело сочетал в своих произведениях документальные материалы, словесный плакат, памфлет, карикатуру. Очерки и публицистические статьи Эренбурга составили сборник “Война” (1942-1944).
Военный очерк стал своеобразной летописью войны. Читатели на фронте и в тылу жадно ждали новостей и получали их от писателей.
К. Симонов по горячим следам написал ряд очерков о Сталинграде. Ему принадлежат описание боевых операций, портретные путевые очерки.
Сталинград стал главной темой и очеркового творчества В. Гроссмана. В июле 1941 г. он был зачислен в штат газеты “Красная звезда” и уже в августе выехал на фронт. Всю войну Гроссман вел записи. Его суровые, лишенные патетики сталинградские очерки стали вершиной развития этого жанра в годы войны (”Направление главного удара”, 1942, и др.).
Публицистика оказала влияние и на художественную прозу. Поскольку большинство рассказов, повестей, немногочисленных романов тех лет строилось на документальной основе, авторы чаще всего уходили от психологических характеристик героев, описывали конкретные эпизоды, часто сохраняли фамилии реальных людей. Так в дни войны появилась некая гибридная форма очерка-рассказа. К этому типу произведений можно отнести рассказы “Честь командира” К. Симонова, “Наука ненависти” М. Шолохова, сборники “Рассказы Ивана Сударева” А.Толстого и “Морская душа” Л. Соболева.
И все же среди прозаиков военных лет был писатель, который в это суровое время создавал художественную прозу столь яркую, необычную, что о нем стоит сказать особо. Это Андрей Платонов.
Первый рассказ о войне он написал еще до фронта, в эвакуации. Отказавшись от работы в Военмориздате, Платонов стал фронтовым корреспондентом. Его записные книжки и письма позволяют сделать вывод о том, что любая фантазия оказывается беднее той ужасной правды жизни, которая открывается на войне.
Понять прозу Платонова невозможно, игнорируя его понимание войны и творческих задач писателя: “Изображать то, что, в сущности, убито, – не одни тела. Великая картина жизни и погибших душ, возможностей. Дается мир, каков бы он был при деятельности погибших, – лучший мир, чем действительный: вот что погибает на войне – убита возможность прогресса”.
Твардовский. Новый Мир.



Во второй период редакторства Твардовского в «Новом мире», особенно после XXII съезда КПСС журнал становится прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества», органом легальной оппозиции советской власти.

В 1960-е годы Твардовский в поэмах «По праву памяти» (опубликована в 1987 году) и «Тёркин на том свете» пересматривает свое отношение кСталину

И сталинизму. В это же время (начало 1960-х) Твардовский получает разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.

Новая направленность журнала (либерализм в искусстве, идеологии и экономике, прикрывающийся словами о социализме «с человеческим лицом») вызвала недовольство не столько хрущевско-брежневской партийной верхушки и чиновников идеологических отделов, сколько так называемых «неосталинистов» в советской литературе. В течение нескольких лет велась острая литературная (и фактически идеологическая) полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» (главный редактор В. А. Кочетов, автор романа «Чего же ты хочешь?», направленного прежде всего против Твардовского). Стойкое идейное неприятие журнала выражали и патриоты-«державники».

После снятия Хрущёва с высших постов в прессе (журнал «Огонёк», газета «Социалистическая индустрия») была проведена кампания против «Нового мира». Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза писателей не решалось, последней мерой давления на журнал было снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей. В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, часть коллектива журнала последовала его примеру. Редакция была, по сути, разгромлена.

В «Новом мире» идеологический либерализм сочетался с эстетическим традиционализмом. Твардовский холодно относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе, развивающейся в классических формах реализма. Многие крупнейшие писатели 1960-х годов публиковались в журнале, многих журнал открыл читателю.

Муниципальной казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Максима Пассара Найхинского сельского поселения

Литература

11 класс

"Литература периода Великой Отечественной войны

(1941 – 1945). Публицистика времен войны. Лирика военных лет. Песенная поэзия"

Найхин

2012

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: Интегрированный (литература, история, компьютерные технологии).

Цель урока: Учащиеся научатся строить монологическое высказывание, составлять план статьи, производить анализ изобразительных средств в стихотворении.

Задачи урока:

1) Познавательный аспект:

    дать обзор публицистики и поэзии времен ВОВ.

2) Развивающий аспект:

    развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение

слушать, делать записи.

    формирование и развитие компетентности в области

использования информационно-коммуникационных технологий

3. Воспитательный аспект:

    воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.

    создать условия для совершенствования духовно-нравственных

качеств ученика;

    воспитывать толерантность.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, школьная доска, выставка книг о Великой отечественной войне, статьи, очерки, стихотворения, песни военных лет.

Литература:

    Поэзия: Альманах. вып. 41. – М.: Мол. гвардия, 1985.

    Пьяных М.Ф. Ради жизни на земле: рус. Сов. Поэзия о Великой Отеч. Войне. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

    Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература, 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 2. – 9-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент.

I . Мотивационный блок

1.1. Содержательная часть

Презентация: Тема, эпиграф.

Эпиграф урока: Исполним же – каждый из нас, художников, - до конца со всей высокой добросовестностью свой высокий долг: творить сурово, честно, страстно, так, чтобы русский человек под стальным шлемом крякнул от удовольствия: «Интеллигенция не подкачала…» А.Толстой.

- Как вы понимаете эпиграф?

1.2. Организационная часть

Совместно формулируются ожидаемые результаты, устанавливаются правила работы (групповая, исследовательская, лексическая и аналитическая работа с текстом). В ходе урока мы послушаем песни военных лет, прочитаем и обсудим статьи и очерки, окунемся в атмосферу того времени.

II . Основная часть

2.1. Проблемный блок

Круг вопросов: Почему необходимо не забывать о войне, о нашей Победе?

Мы попробуем определить главную особенность литературы военного времени. Итогом нашей работы должен стать проект будущих разделов альбома, рассказывающего о литературе периода Великой Отечественной войны.

Проект: Содержание альбома «Литература Великой Отечественной войны. Публицистика. Военная поэзия. Проза».
1 раздел. Из истории Великой Отечественной войны.
2 раздел. Публицистика времен войны.

3 раздел. Поэзия военных лет.
4 раздел. Проза о войне.

5 раздел Поэты моего края на войне.

6 раздел Произведения о Герое Российской Федерации Максиме Пассаре.

2.2. Информационный блок

Презентация: Публицистика

Слово учителя : Литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до 22 июня 1941 года. Поэтому главной задачей литературы стало - организовать, направить, сделать целеустремленным и неотразимым боевой дух народа, укрепить его веру в свои силы, готовность сражаться за свое Отечество. В первые дни войны на фронт в качестве бойцов и командиров, политработников и корреспондентов ушло 1215 литераторов. Для одних это была первая война, для других – четвертая. Более 400 из них погибли.

В первые дни войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее гибкие и оперативные жанры: публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое стихотворение.

Выдающимися публицистами Великой Отечественной войны стали истинные мастера этого острейшего оружия литературы: А. Толстой и И. Эренбург, Л. Леонов и М. Шолохов, А. Фадеев и В. Вишнёвский… Если говорить о публицистике А. Толстого, то ведущая тема в ней – тема Родины. Им написаны статьи “Москве угрожает враг”, “Что мы защищаем”, “Русские воины”, “Разгневанная Россия”, “Родина”. В них истоки русского национального характера, русской государственности, культуры, вера в непоколебимость советского народа. В его публицистике встречаются исторические аналогии с давно прошедшими событиями, призванные показать, что никогда еще захватчикам не удавалось покорить Русь.

Выступление учащихся:

Илья Эренбург (осмысление фашизма), Алексей Толстой (исторические аналогии), Василий Гроссман (военные репортажи), Ольга Берггольц (радиопублицистика)

Индивидуально-групповые задания (р аздатка)

Прочитайте примеры военной публицистики, ответьте на вопросы.

В чем особенность публицистического слова Ильи Эренбурга, создателя нескольких книг, статей, очерков под общим названием «Война»?

О чем писал Алексей Толстой?

Каков лирический герой Василия Гроссмана?

(фонограмма военной песни «Песенка военных корреспондентов»)

Слово учителя:

Поэзия военных лет – это и летопись жизни народной и лирический дневник одновременно. Она сразу выразила всю гамму чувств, которые переживали люди, она поддерживала, помогала, вдохновляла. Именно поэзия отразила необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные подвиги соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

Составление плана статьи : «Особенности поэзии военных лет»

Физминутка

Презентация: Задание: Заслушав выступления учащихся, составить план «Мотивы военной лирики»

Мотивы военной лирики:

    • Родина,

      война,

      смерть и бессмертие,

      ненависть к врагу,

      боевое братство и товарищество,

      любовь и верность,

      мечта о победе,

      раздумья о судьбе народа.

Жанры лирики:

    лирические (элегия, ода, песня);

    сатирическая (басня, эпиграмма);

    лиро-эпическая (поэма, баллада)

Выступление учащихся (сообщение и чтение стихотворений):

В.Лебедев-Кумач «Священная война» (прослушивание фонограммы)

Михаил Исаковский «Катюша» (прослушивание фонограммы)

Алексей Фатьянов «Соловьи» (прослушивание фонограммы)

Михаил Исаковский «Враги сожгли родную хату», « В лесу

прифронтовом» (прослушивание фонограммы)

Владимир Агатов «Темная ночь» (прослушивание фонограммы)

А.Сурков, А.Твардовский, К.Симонов, Ю. Друнина

Презентация: Поэты военного времени

Практическая работа по стихотворению. А.Суркова «Землянка »
Задание: заполнить таблицу, называя средства языковой выразительности, определяя их значение, сделать вывод.

Цитаты

Значение

Олицетворения

«Бьется огонь», «поет гармонь», «шептали кусты», «голос тоскует»

Эпитеты

Лексический повтор

«Далеко-далеко», «снега и снега»

Сравнение

«Смола, как слеза»

Антитеза

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага.

В холодной землянке – тепло

Вывод

Презентация: ответ

Вывод : С тихотворение богато языковыми средствами: Природы выражает мысли и чувства лирического героя, помогает ему переносить разлуку с любимой. Лексическими повторами, эпитетом «заплутавшее счастье» подчеркивается, как они далеки. Атмосфера теплоты чувства передается сравнение «смола, как слеза» (яркая, солнечная, теплая). Антитеза передает тревогу лирического героя, на войне смерть ходит рядом, но последние строки все-таки говорят о любви и надежде!

Слово учителя: Поэзия в годы войны – оперативный, доходящий до самого сердца читателя род литературы. Поэзия, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

    • Оперативность

      Эмоциональность

      Доходчивость

      Патриотические чувства

      Глубоко личные переживания

Итог деятельности (продукт):

    Разделы презентации

    План статьи.

    Анализ изобразительных средств.

Оценивание (по ходу урока, плана статьи, таблицы после проверки)

III . Заключительная часть

Аналитический блок

    высказывание собственных позиций;

    формулирование основных выводов .

Рефлексивный блок

    возвращение к проблемным вопросам;

    возвращение к ожидаемым результатам (определяется, что получилось реализовать в ходе занятия, а что не в полной мере удалось сделать)

Домашнее задание :

Обязательная часть: 1. Сообщения о прозе ВОв стр. 222- 226.

На выбор: Творческий проект по теме

По данным энциклопедии «Великая Отечественная война», в действующей армии служило свыше тысячи писателей, из восьмисот членов московской писательской организации в первые дни войны на фронт ушло двести пятьдесят. Четыреста семьдесят один писатель с войны не вернулся - это большие потери. Когда-то во время испанской войны Хемингуэй заметил: «Писать правду о войне очень опасно и очень опасно доискиваться правды... Когда человек идет на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Ho если едут двенадцать, а возвращаются только двое - правда, которую они привезут с собой, будет действительно правдой, а не искаженными слухами, которые мы выдаем за историю. Стоит ли рисковать, чтобы найти эту правду, - об этом пусть судят сами писатели».

Особую роль в судьбе военной литературы сыграли газеты.

Корреспондентами «Красной звезды» работали И. Эренбург, К. Симонов, В. Гроссман, А. Платонов, Е. Габрилович, П. Павленко, А. Сурков, ее постоянными авторами были А. Толстой, Е. Петров, А. Довженко, Н. Тихонов. В «Правде» работали А. Фадеев, Л. Соболев, В. Кожевников, Б. Полевой. В армейских газетах была даже учреждена специальная должность - писатель. В газете Южного фронта «Во славу Родины» служил Б. Горбатов, в газете Западного, а потом 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда» - A. Твардовский... Газета в ту пору стала основным посредником между писателем и читателем и самым влиятельным практическим организатором литературного процесса. Союз газеты с писателями был рожден потребностью газеты в писательском пере (разумеется, в рамках журналистских жанров), но как только он стал более или менее прочным и привычным, он превратился в союз и с художественной литературой (она стала присутствовать на газетных полосах в «чистом» виде). В январе 1942 г. «Красная звезда» напечатала первые рассказы К. Симонова, К. Паустовского, В. Гроссмана. После этого произведения художественной литературы - стихи и поэмы, рассказы и повести, даже пьесы - стали появляться и в других центральных газетах, в газетах фронтовых и армейских. Вошла в обиход прежде немыслимая - считалось аксиомой, что газета живет один день, - на газетной полосе фраза: «Продолжение в следующем номере». В газетах были опубликованы повести: «Русская повесть» П. Павленко («Красная звезда», 1942), «Народ бессмертен» В. Гроссмана («Красная звезда», 1942), «Радуга» B. Василевской («Известия», 1942), «Семья Тараса» («Непокоренные») Б. Горбатова («Правда», 1943); первые главы романа «Молодая гвардия» А. Фадеева («Комсомольская правда», 1945), роман был окончен после войны; поэмы: «Пулковский меридиан» В. Инбер («Литература и жизнь», «Правда», 1942), «Февральский дневник» О. Берггольц («Комсомольская правда», 1942), «Василий Теркин» А. Твардовского («Правда», «Известия», «Красная звезда», 1942); пьесы: «Русские люди» К. Симонова («Правда», 1942), «Фронт» А. Корнейчука («Правда», 1942).

Война и для солдата-пехотинца, артиллериста, сапера была не только бесчисленными опасностями - бомбежками, артиллерийскими налетами, пулеметными очередями - и соседством со смертью, до которой так часто бывало всего-навсего четыре шага, но и тяжким повседневным трудом. И от писателя она тоже требовала самоотверженного литературного труда - без передышек и отдыха. «Я писал, - вспоминал А. Твардовский, - очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, статьи, заметки - все». Ho даже традиционные газетные жанры, предназначенные для освещения сегодняшнего дня, его злобы, - корреспонденция и публицистическая статья (а они, естественно, получили тогда наибольшее распространение, к ним на протяжении всей войны обращались чаще всего), когда к ним прибегал одаренный художник, преображались: корреспонденция превращалась в художественный очерк, публицистическая статья - в эссе, приобретали достоинства художественной литературы, в том числе и долговечность. Многое из того, что тогда торопливо писалось для завтрашнего номера газеты, сохранило живую силу до наших дней, столько вложено в эти сочинения таланта и души. И в журналистских жанрах ярко проявилась индивидуальность этих писателей.

И первая строчка в перечне наиболее отличившихся в войну своей работой в газете писателей по праву принадлежит Илье Эренбургу, который, как свидетельствует от лица корпуса фронтовых корреспондентов К. Симонов, «работал в тяжелую страду войны больше, самоотверженнее и лучше всех нас».

Эренбург - публицист по преимуществу, главный его жанр - статья, вернее, эссе. У Эренбурга редко можно встретить описание в чистом виде. Пейзаж, зарисовка сразу же укрупняются, приобретают символический смысл. Собственные впечатления и наблюдения Эренбурга (а он, сугубо штатский человек, не раз ездил на фронт) входят в образную ткань его публицистики на равных правах с письмами, документами, цитатами из газет, свидетельствами очевидцев, показаниями пленных и т. п.

Лаконизм - одна из бросающихся в глаза отличительных черт стиля Эренбурга. Большое количество самых разнообразных фактов, которые использует писатель, требует сжатости. Часто уже сам «монтаж» фактов высекает мысль, подводит читателя к выводу: «Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, но о счастье человечества. Подростком я видел первые петли французского летчика Пегу. Старшие говорили: „Гордись - человек летает, как птица!“ Много лет спустя я увидел „юнкерсов“ над Мадридом, над Парижем, над Москвой...» («Сердце человека»).

Контрастное сопоставление, резкий переход от частной, но поражающей воображение детали к обобщению, от безжалостной иронии к сердечной нежности, от гневной инвективы к воодушевляющему призыву - вот что отличает стиль Эренбурга. Внимательный читатель публицистики Эренбурга не может не догадаться, что автор ее поэт.

Константин Симонов тоже поэт (во всяком случае, в ту пору так его воспринимали читатели, да и он сам тогда считал поэзию своим истинным призванием), но иного склада - он всегда тяготел к сюжетному стихотворению, в одной из рецензий на его довоенные стихи было проницательно замечено: «У Константина Симонова острота зрения и повадка прозаика». Так что война, работа в газете только подтолкнули его к прозе. В очерках он обычно изображает то, что видел своими глазами, делится тем, что пережил сам, или рассказывает историю какого-то человека, с которым его свела война.

В очерках Симонова всегда есть повествовательный сюжет, поэтому они по образной структуре малоотличимы от его рассказов. В них, как правило, присутствует психологический портрет героя - обыкновенного солдата или офицера переднего края, отражены жизненные обстоятельства, формировавшие характер этого человека, подробно изображен тот бой, в котором он отличился, при этом главное внимание автор отдает будням войны. Вот концовка очерка «На реке Сож»: «Начинались вторые сутки боя на этом далеко не первом по счету водном рубеже. Это был рядовой, трудный день, вслед за которым уже начинались новые сутки боя, такие же трудные» - она характеризует угол зрения автора. И Симонов с большим количеством подробностей воссоздает то, что в эти «рядовые» дни приходилось переживать солдату или офицеру, когда в стужу, пробирающую до костей, или в распутицу шагал он по бесконечным фронтовым дорогам, подталкивал буксующие машины или вытаскивал из непролазной грязи намертво застрявшие пушки; как закуривал последнюю щепотку махорки, смешанной с крошками, или жевал случайно сохранившийся сухарь - который день нет ни харча, ни курева; как перебегал под минометным обстрелом - перелет, недолет, - чувствуя всем телом, что вот сейчас его накроет следующей миной, или, преодолевая тоскливую пустоту в груди, поднимался под огнем для броска во вражеские траншеи.

Виктор Некрасов, проведший всю сталинградскую эпопею на передовой, командуя полковыми саперами, вспоминал, что в Сталинграде нечасто, но все же появлялись журналисты, правда, обычно «люди пера» появлялись ненадолго и не всегда спускались ниже штаба армии. Были, однако, и исключения: «Василий Семенович Гроссман бывал не только в дивизиях, но и в полках, на передовой. Был он и в нашем полку». И самое важное свидетельство: «...газеты с его, как и Эренбурга, корреспонденциями зачитывались у нас до дыр». Сталинградские очерки были высшим художественным достижением писателя в ту пору.

В галерее образов, созданных Гроссманом в очерках, два воина, с которыми писатель встретился во время Сталинградской битвы, были живым воплощением самых существенных, самых дорогих ему черт народного характера. Это 20-летний снайпер Чехов, «юноша, которого все любили за доброту и преданность матери и сестрам, не пулявший в детстве из рогатки», ибо он «жалел бить по живому», «ставший железной, жестокой и святой логикой Отечественной войны страшным человеком, мстителем» («Глазами Чехова»). И сапер Власов с «жуткой, как эшафот» (это из записной книжки Гроссмана, такое она произвела на него впечатление), волжской переправы: «Часто бывает, что один человек воплощает в себе все особенные черты большого дела, большой работы, что события его жизни, его черты характера выражают собой характер целой эпохи. И конечно, именно сержант Власов, великий труженик мирных времен, шестилетним мальчиком пошедший за бороной, отец шестерых старательных, небалованных ребят, человек, бывший первым бригадиром в колхозе и хранителем колхозной казны, - и есть выразитель суровой и будничной героичности сталинградской переправы» («Власов»).

Ключевое у Гроссмана слово, ключевое понятие, объясняющее силу народного сопротивления, - свобода. «Нельзя сломить воли народа к свободе», - пишет он в очерке «Волга - Сталинград», называя Волгу «рекой русской свободы ».

«Одухотворенные люди» - так называется один из самых известных очерков-рассказов (за неимением других воспользуемся этим жанровым определением, хотя оно не передает своеобразия произведения, в котором конкретная, документальная основа сочетается с легендарно-метафорическим художественным строем) Андрея Платонова. «Он знал, - пишет Платонов об одном из своих героев, - что война, как и мир, одухотворяется счастьем и в ней есть радость, и он сам испытывал радость войны, счастье уничтожения зла, и еще испытывает их, и ради того он живет на войне и другие люди живут» («Офицер и солдат»). Снова и снова возвращается писатель к мысли о силе духа как основе нашей стойкости. «Ничего не совершается без подготовленности в душе, особенно на войне. Ho этой внутренней подготовленности нашего воина к битвам можно судить и о силе его органической привязанности к родине, и о его мировоззрении, образованном в нем историей его страны» («О советском солдате (Три солдата)»). А в захватчиках, бесчинствующих на нашей земле, самое отвратительное, чудовищное для Платонова - « пустодушие ».

Война с фашизмом и предстает в произведениях Платонова как сражение «одухотворенных людей» с «неодушевленным врагом» (это название другого платоновского очерка-рассказа), как борьба добра и зла, созидания и разрушения, света и мрака. «В мгновениях боя, - замечает он, - освобождается от злодейства вся земля». Ho, рассматривая войну в коренных общечеловеческих категориях, писатель не отворачивается от своего времени, не пренебрегает его конкретными чертами (хотя такого рода несправедливых обвинений: «В рассказах Платонова нет окрашенного временем исторического человека, нашего современника...» - он не избежал). Образ жизни современников (вернее сказать, их мирочувствование, ибо все бытовое, «вещественное» переключается Платоновым в эту сферу) неизменно присутствует в его произведениях, но главная цель автора - показать, что война идет «ради жизни на земле», за право жить, дышать, растить детей. Враг посягнул на само физическое существование нашего народа - вот что диктует Платонову «вселенский», общечеловеческий масштаб. На это ориентирован и его стиль, в котором слились философичность и фольклорный метафоризм, гиперболы, восходящие к сказочному повествованию, и психологизм, чуждый сказке, символика и просторечие, одинаково интенсивно окрашивающие и речь героев, и авторский язык.

В центре внимания Алексея Толстого - патриотические и ратные традиции русского народа, которые должны служить опорой, духовным фундаментом сопротивления фашистским захватчикам. И сражающиеся против гитлеровских полчищ советские воины для него прямые наследники тех, кто, «оберегая честь отечества, шел через альпийские ледники за конем Суворова, уперев штык, отражал под Москвой атаки кирасиров Мюрата, в чистой тельной рубахе стоял - ружье к ноге - под губительными пулями Плевны, ожидая приказа идти на неприступные высоты» («Что мы защищаем»).

Постоянное обращение Толстого к истории отзывается в стиле торжественной лексикой, писатель широко использует не только архаизмы, но и просторечие - вспомним знаменитое толстовское: «Ничего, мы сдюжим!»

Характерная черта многих очерков и публицистических статей военного времени - высокое лирическое напряжение. He случайно так часто очеркам даются подзаголовки подобного типа: «Из записной книжки писателя», «Странички из дневника», «Дневник», «Письма» и т. п. Это пристрастие к лирическим формам, к повествованию, близкому к дневнику, объяснялось не столько тем, что они давали большую внутреннюю свободу в передаче материала, еще никак не уложившегося, материала, который был сегодняшним в буквальном смысле этого слова, - главное было в другом: так писатель получал возможность от первого лица говорить о том, что переполняло его душу, прямо выражать свои чувства. «В чувстве коллективной сплоченности, в полном растворении человека в общем деле защиты Ленинграда я черпал вдохновение», - это сказано Николаем Тихоновым, но чувство здесь выражено общее для большинства писателей. Никогда писатель так очетливо не слышал сердце народа - для этого ему надо было просто прислушаться к своему сердцу. И о ком бы он ни писал, он непременно писал и о себе. Никогда еще для писателя не было столь коротким расстояние между словом и делом. И ответственность его никогда не была столь высока и конкретна.

Иногда литературный процесс военных лет в критических статьях выглядит как путь от публицистической статьи, очерка, лирического стихотворения к жанрам более «солидным»: повести, поэме, драме. Считается, что, по мере того как писатели накапливали впечатления военной действительности, малые жанры сходили на нет. Ho живой процесс не укладывается в эту заманчиво стройную схему. До самого конца войны писатели продолжали выступать на страницах газет с очерками, публицистическими статьями, и лучшие из них были настоящей, без всяких скидок, литературой. А первые повести и пьесы, в свою очередь, появились рано - в 1942 г. И, переходя от очерка и публицистики к обзору повестей, надо иметь в виду, что тут не годится подход выше-ниже, оценки лучше-хуже. Речь пойдет о самых значительных, художественно самых ярких, много раз переиздававшихся и в послевоенные годы произведениях: «Народ бессмертен» (1942) В. Гроссмана, «Непокоренные» (под названием «Семья Тараса») (1943) Б. Горбатова, «Волоколамское шоссе» (первая часть под названием «Панфиловцы на первом рубеже (повесть о страхе и бесстрашии)», 1943; вторая - «Волоколамское шоссе (вторая повесть о панфиловцах)», 1944) А. Бека, «Дни и ночи» (1944) К. Симонова. Они примечательны и тем, что обнаруживают широкий диапазон литературных традиций, на которые ориентировались авторы повестей, художественно претворяя впечатления от катастрофически переломившейся, взвихренной военной действительности.

Василий Гроссман начал писать повесть «Народ бессмертен» весной 1942 г., когда немецкая армия была отогнана от Москвы и обстановка на фронте стабилизировалась. Можно было попытаться привести в какой-то порядок, осмыслить обжигавший души горький опыт первых месяцев войны, выявить то, что было подлинной основой нашего сопротивления и внушало надежды на победу над сильным и умелым врагом, найти для этого органичную образную структуру.

Сюжет повести воспроизводит весьма распространенную фронтовую ситуацию той поры - попавшие в окружение наши части в жестоком бою, неся тяжелые потери, прорывают вражеское кольцо. Ho этот локальный эпизод рассматривается автором с оглядкой на толстовскую «Войну и мир», раздвигается, расширяется, повесть приобретает черты мини-эпоса. Действие переносится из штаба фронта в старинный город, на который обрушилась вражеская авиация, с переднего края, с поля боя - в захваченное фашистами село, с фронтовой дороги - в расположение немецких войск. Повесть густо населена: наши бойцы и командиры - и те, что оказались крепки духом, для кого обрушившиеся испытания стали школой «великой закаляющей и умудряющей тяжелой ответственности», и казенные оптимисты, всегда кричавшие «ура», но сломленные поражениями; немецкие офицеры и солдаты, упоенные силой своей армии и одержанными победами; горожане и украинские колхозники - и патриотически настроенные, и готовые стать прислужниками захватчиков. Все это продиктовано «мыслью народной», которая для Толстого в «Войне и мире» была самой важной, и в повести «Народ бессмертен» она выдвинута на первый план.

«Пусть не будет слова величавей и святей, чем слово „народ“!» - пишет Гроссман. He случайно главными героями своей повести он сделал не кадровых военных, а людей штатских - колхозника из Тульской области Игнатьева и московского интеллигента, историка Богарева. Они - многозначительная деталь, - призванные в армию в один и тот же день, символизируют единство народа перед лицом фашистского нашествия.

Символично и единоборство - «словно возродились древние времена поединков» - Игнатьева с немецким танкистом, «огромным, плечистым», «прошедшим по Бельгии, Франции, топтавшим землю Белграда и Афин», «чью грудь сам Гитлер украсил „железным крестом“». Оно напоминает описанную позднее Твардовским схватку Теркина с «сытым, бритым, береженым, дармовым добром кормленным» немцем:

Как на древнем поле боя,
Грудь на грудь, что щит на щит, -
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.

Как много общего у Игнатьева с Теркиным! Даже гитара Игнатьева несет ту же функцию, что гармонь Теркина. И родство этих героев говорит о том, что Гроссману открылись черты современного русского народного характера.

Борис Горбатов рассказывал, что, работая над повестью «Непокоренные», он искал «слова-снаряды», торопился, чтобы «немедленно передать» повесть «на духовное вооружение нашей армии». Он писал ее после Сталинграда, после освобождения Донбасса, побывав там, увидев, что стало с людьми, оказавшимися во власти оккупантов, во что превратились города и поселки, заводы и шахты. «...Пишу только то, что хорошо знаю... -признавался Горбатов. - Только потому, что сам я донбассовец, родившийся и выросший там, и только потому, что в дни войны я был в Донбассе, и при обороне его и в боях за него, только потому, что я с войсками вошел в освобожденный Донбасс, - смог я рискнуть написать книгу „Непокоренные“ о людях, мне известных и близких. Я не изучал их - я жил с ними. И многие из героев „Непокоренных“ просто списаны с натуры - такими, какими я их знал».

Горбатов стремится нарисовать эпическую картину происходящего. Ho эстетическим ориентиром, прежде всего в раскрытии темы патриотизма, ему служит романтический эпос «Тараса Бульбы» Гоголя. Автор «Непокоренных» этого не скрывает, связь с гоголевской традицией обнажена для читателей, намеренно подчеркнута: при первой публикации повесть Горбатова даже называлась «Семья Тараса», три главных персонажа ее - старый Тарас и его сыновья Степан и Андрей - не только повторяют имена героев гоголевской повести, отношение горбатовского Тараса к своим сыновьям, их судьбы должны были напомнить читателям о драме в семье Тараса Бульбы, о конфликте между патриотическим и отцовским чувством. Стиль повести «Непокоренные» восходит к балладе: как в стихах, здесь есть повторяющиеся, скрепляющие повествование образы, опорные словесные лейтмотивы; фраза, которой заканчивается глава и которая содержит итог только что рассказанного, ставится в начало следующей главы, создавая ее эмоциональное поле.

Начинается повесть Горбатова сценой летнего отступления сорок второго года: «Все на восток, все на восток... Хоть бы одна машина на запад! А все вокруг было объято тревогой, наполнено криком и стоном, скрипом колес, скрежетом железа, хриплой руганью, воплями раненых, плачем детей, и казалось, сама дорога скрипит и стонет под колесами, мечется в испуге меж косогорами...» А заканчивается освобождением от захватчиков, наступлением нашей армии и отступлением немецкой: «Они шли на запад... Навстречу попадались длинные, унылые колонны пленных немцев. Немцы шли в зеленых шинелях с оборванными хлястиками, без ремней, уже не солдаты - пленные». Шли, как год назад шли наши пленные, - тоже «шинель без хлястиков, без ремня, взгляд исподлобья, руки за спиной, как у каторжан». А между этими событиями год жизни заводского поселка, оккупированного фашистами, - страшный год расправ, бесправия, унижения, рабского существования.

Повесть Горбатова была первой серьезной попыткой подробного изображения того, что происходило на оккупированной территории, как жили там, как бедствовали люди, оказавшиеся в фашистской неволе, как преодолевался страх, как возникало сопротивление захватчикам мирного населения, оставленного на произвол судьбы, на поругание врагу. Отгородиться от ставшего враждебным окружающего мира крепкими запорами и замками («Нас это не касается!»), отсидеться в своем доме - такой была первая реакция старого Тараса. Ho вскоре выяснилось: так спастись нельзя.

«Жить было невозможно.

На семью Тараса еще не обрушился топор фашистов. Никого не убили из близких. Никого не замучили. He угнали. He обобрали. Еще ни один немец не побывал в старом домике в Каменном Броде. А жить было невозможно.

He убили, но в любую минуту могли убить. Могли ворваться ночью, могли схватить среди бела дня на улице. Могли швырнуть в вагон и угнать в Германию. Могли без вины и суда поставить к стенке; могли расстрелять, а могли и отпустить, посмеявшись над тем, как человек на глазах седеет. Они все могли. Могли - и это было хуже, чем если б уж убили. Над домиком Тараса, как и над каждым домиком в городе, черной тенью распластался страх».

И дальше в повести рассказывается о преодолении этого страха, о том, как каждый по-своему оказывал сопротивление захватчикам, включался так или иначе в борьбу с ними. Старый мастер Тарас отказывается восстанавливать свой завод, занимается саботажем. Его старший сын Степан, бывший здесь секретарем обкома, «хозяином» области, организует и возглавляет подпольную организацию; подпольщицей становится дочь Тараса Настя, перед оккупацией закончившая школу. Попавший в плен младший сын Андрей переходит линию фронта и возвращается в родной город уже в рядах освободивших его войск. В историях Степана и Андрея Горбатов затрагивает те больные явления военной действительности, к которым никто тогда еще не отваживался обращаться. Теперь, по прошествии полувека, ясно, что не все тогда открывалось автору «Непокоренных» в подлинном свете, ему мешали идеологические шоры, но все-таки он взялся за взрывчатый материал, касаться которого в ту пору было немного охотников.

Сколачивая подпольные группы, связываясь с людьми, которые были в мирное время «активом», Степан обнаруживает - это для него, знатока «кадров» и опытного руководителя, обескураживающая неожиданность, - что среди тех, кто пользовался официальным доверием, был у власти в фаворе, оказались и трусы, и предатели, а среди незаметных, «неперспективных» или строптивых, думающих и поступающих по-своему, неугодных начальству было немало людей, до конца верных Родине, подлинных героев. «Значит, плохо ты людей знал, Степан Яценко, - укоряет себя горбатовский герой. - А ведь жил с ними, ел, пил, работал... А главного в них не знал - души их». Ho не в этом дело, «хозяин» области тут заблуждается (а вместе с ним и автор): все, что требовалось ему, как секретарю обкома, знать о людях, он знал, - не годилась, была ложной, бездушно-казенной сама система оценки людей.

Судьба горбатовского Андрея проецируется на судьбу младшего сына Тараса Бульбы. Ho Андрей не изменил Родине, и нет его вины в том, что он вместе с десятками тысяч таких же, как он, бедолаг попал в плен, хотя отец видит в нем изменника и клеймит его, как Тарас Бульба своего младшего сына, а когда Андрей перешел линию фронта, его «долго и строго допрашивали в особом отделе». Да он и сам уверовал, что виноват, раз не пустил себе пулю в лоб. И видимо, автор тоже так считает, хотя рассказанная им история Андрея решительно расходится с такой оценкой. Ho за всем этим стоял чудовищно жестокий приказ Сталина: «плен - измена Родине», тяжелейшие правовые и нравственные последствия которого полвека не удавалось изжить.

Сюжет «Волоколамского шоссе» Александра Бека очень напоминает сюжет повести Гроссмана «Народ бессмертен»: попавший после тяжелых боев в октябре сорок первого под Волоколамском в окружение батальон панфиловской дивизии прорывает вражеское кольцо и соединяется с основными силами дивизии. Ho сразу же бросаются в глаза существенные различия в разработке этого сюжета. Гроссман стремится всячески расширить общую панораму происходящего. Бек замыкает повествование рамками одного батальона. Художественный мир повести Гроссмана - герои, воинские части, место действия - порожден его творческой фантазией, Бек документально точен. Вот как он характеризовал свой творческий метод: «Поиски героев, действующих в жизни, длительное общение с ними, беседы с множеством людей, терпеливый сбор крупиц, подробностей, расчет не только на собственную наблюдательность, но и на зоркость собеседника...» В «Волоколамском шоссе» он воссоздает подлинную историю одного из батальонов панфиловской дивизии, все у него соответствует тому, что было в действительности: география и хроника боев, персонажи.

В повести Гроссмана рассказ о событиях и людях ведет вездесущий автор, у Бека рассказчиком выступает командир батальона Баурджан Момыш-Улы. Его глазами мы видим то, что было с его батальоном, он делится своими мыслями и сомнениями, объясняет свои решения и поступки. Себя же автор рекомендует читателям лишь как внимательного слушателя и «добросовестного и прилежного писца», что нельзя принимать за чистую монету. Это не более чем художественный прием, потому что, беседуя с героем, писатель допытывался о том, что представлялось ему, Беку, важным, компоновал из этих рассказов и образ самого Момыш-Улы, и образ генерала Панфилова, «умевшего управлять, воздействовать не криком, а умом, в прошлом рядового солдата, сохранившего до смертного часа солдатскую скромность», - так писал Бек в автобиографии о втором очень дорогом ему герое книги.

«Волоколамское шоссе» - оригинальное художественнодокументальное произведение, связанное с той литературной традицией, которую олицетворяет в литературе XIX в. Глеб Успенский. «Под видом сугубо документальной повести, - признавался Бек, - я писал произведение, подчиненное законам романа, не стеснял воображения, создавал в меру сил характеры, сцены...» Конечно, и в авторских декларациях документальности, и в его заявлении о том, что он не стеснял воображения, есть некое лукавство, они как бы с двойным дном: читателю может казаться, что это прием, игра. Ho у Бека обнаженная, демонстративная документальность не стилизация, хорошо известная литературе (вспомним для примера хотя бы «Робинзона Крузо»), не поэтические одежды очерково-документального покроя, а способ постижения, исследования и воссоздания жизни и человека. И повесть «Волоколамское шоссе» отличается безупречной достоверностью даже в мелочах (если Бек пишет, что тринадцатого октября «все было в снегу», - не нужно обращаться к архивам метеослужбы, можно не сомневаться, так оно и было в действительности). Это своеобразная, но точная хроника кровопролитных оборонительных боев под Москвой (так сам автор определял жанр своей книги), раскрывающая, почему немецкая армия, дойдя до стен нашей столицы, взять ее не смогла.

И самое главное, из-за чего «Волоколамское шоссе» следует числить за художественной литературой, а не журналистикой. За профессионально армейскими, военными заботами - дисциплины, боевой подготовки, тактики боя, - которыми поглощен Момыш-Улы, для автора встают проблемы нравственные, общечеловеческие, до предела обостренные обстоятельствами войны, постоянно ставящими человека на грань между жизнью и смертью: страха и мужества, самоотверженности и эгоизма, верности и предательства.

В художественном строе повести Бека немалое место занимает полемика с пропагандистскими стереотипами, с батальными штампами, полемика явная и скрытая. Явная, потому что таков характер главного героя: он резок, не склонен обходить острые углы, даже себе не прощает слабостей и ошибок, не терпит пустословия и пышнословия. Вот характерный эпизод:

«Подумав, он проговорил:

- „He ведая страха, панфиловцы рвались в первый бой...“ Как, по-вашему: подходящее начало?

He знаю, - нерешительно сказал я.

Так пишут ефрейторы литературы, - жестко сказал он. - В эти дни, что вы живете здесь, я нарочно велел поводить вас по таким местечкам, где иногда лопаются две-три мины, где посвистывают пули. Я хотел, чтобы вы испытали страх. Можете не подтверждать, я и без признаний знаю, что вам пришлось подавлять страх.

Так почему же вы и ваши товарищи по сочинительству воображаете, что воюют какие-то сверхъестественные люди, а не такие же, как вы?»

Через двадцать лет после войны Константин Симонов писал о «Волоколамском шоссе»: «Когда я первый раз (во время войны. - Л. Л.) читал эту книгу, главным чувством было удивление перед ее непобедимой точностью, перед ее железной достоверностью. Я был тогда военным корреспондентом и считал, что я знаю войну... Ho, когда я прочитал эту книгу, я с удивлением и завистью почувствовал, что ее написал человек, который знает войну достоверней и точнее меня...»

Симонов действительно хорошо знал войну. С тех пор как в июне сорок первого он отправился в действующую армию на Западный фронт, которому тогда пришлось принять на себя главный удар немецких танковых колонн, лишь за первые пятнадцать месяцев войны, пока редакционная командировка не привела его в Сталинград, где только ни побывал он, чего только ни повидал. Чудом выбрался в июле сорок первого из кровавой сумятицы окружения. Был в осажденной врагом Одессе. Участвовал в боевом походе подводной лодки, минировавшей румынский порт. Ходил в атаку с пехотинцами на Арабатской Стрелке в Крыму...

И все-таки то, что Симонов увидел в Сталинграде, потрясло его. Ожесточение боев за этот город достигло того крайнего предела, что чудился ему здесь какой-то очень важный исторический рубеж в ходе боев. Человек, сдержанный в проявлении своих чувств, писатель, всегда чуравшийся громких фраз, он закончил один из сталинградских очерков почти патетически:

«Безыменная еще эта земля вокруг Сталинграда.

Ho когда-то ведь и слово "Бородино" знали только в Можайском уезде, оно было уездным словом. А потом в один день оно стало словом всенародным. Бородинская позиция была не лучше и не хуже многих других позиций, лежавших между Неманом и Москвой. Ho Бородино оказалось неприступной крепостью, потому что именно здесь решил русский солдат положить свою жизнь, но не сдаться. И поэтому мелководная речка стала непроходимой и холмы и перелески с наскоро вырытыми траншеями стали неприступными.

В степях под Сталинградом много безвестных холмов и речушек, много деревенек, названий которых не знает никто за сто верст отсюда, но народ ждет и верит, что название какой-то из этих деревенек прозвучит в веках, как Бородино, и что одно из этих степных широких полей станет полем великой победы».

Слова эти оказались пророческими, что стало ясно уже тогда, когда Симонов начал писать повесть «Дни и ночи». Ho события, которые уже осознавались как исторические - в самом точном и высоком смысле этого слова, - изображаются в повести так, как они воспринимались защитниками руин трех сталинградских домов, целиком поглощенными тем, чтобы отбить шестую за этот день атаку немцев, выкурить их ночью из захваченного ими подвала, переправить патроны и гранаты в отрезанный врагом дом. Каждый из них делал свое - им казалось - маленькое, но сверхтрудное и опасное дело, не помышляя, во что все это в конечном счете сложится. История в повести словно бы застигнута врасплох, она не успела привести себя в порядок, чтобы позировать будущим художникам - романтикам и монументалистам. Перенесенное в искусство почти в первозданном виде, то, что происходило в Сталинграде, должно потрясать, полагал автор «Дней и ночей». Стоит отметить близость эстетических позиций Симонова и Бека (не случайно Симонов так высоко оценил «Волоколамское шоссе»).

Следуя толстовской традиции (Симонов не раз говорил, что более высокого образца в литературе, чем Толстой, для него не было, - правда, в данном случае речь идет не об эпическом размахе «Войны и мира», а о бесстрашном взгляде на жестокую обыденность войны в «Севастопольских рассказах»), автор стремился представить «войну в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти». Эта знаменитая толстовская формула вмещает у Симонова и непосильный повседневный солдатский труд - многокилометровые марши, когда все, что нужно для боя и для жизни, приходится тащить на себе, вырытые, выдолбленные в мерзлой земле окопы и землянки - несть числа им. Да окопный быт - солдату надо как-то устроиться, чтобы поспать и помыться, надо залатать гимнастерку и починить сапоги. Скудный это, пещерный быт, но никуда не денешься, надо к нему приспособиться, а кроме того, если бы не заботы о ночлеге и харче, о куреве и портянках, человеку ни за что не выдержать постоянного соседства со смертельной опасностью.

«Дни и ночи» написаны с очерковой точностью, с дневниковой погруженностью во фронтовые будни. Ho образный строй повести, внутренняя динамика изображаемых в ней событий и характеров направлены на то, чтобы раскрыть духовный облик тех, кто стоял насмерть в Сталинграде. В повести первый этап невиданно жестоких боев в городе заканчивается тем, что враг, отрезав дивизию, в которую входил батальон главного героя повести Сабурова, от штаба армии, выходит к Волге. Казалось бы, все кончено, дальнейшее сопротивление бессмысленно, но защитники города и после этого не признали себя побежденными и с неослабевающим мужеством продолжали драться. Никакое превосходство врага уже не могло вызвать у них страха или замешательства. Если первые бои, как они изображены в повести, отличаются предельным нервным напряжением, яростной исступленностью, то теперь самым характерным писателю представляется спокойствие героев, их уверенность, что они выстоят, что немцы одолеть их не смогут. Это спокойствие обороняющихся стало проявлением самого высокого мужества, высшей ступенью мужества.

В повести «Дни и ночи» героическое выступает в самом массовом его проявлении. Душевная сила симоновских героев, не бросающаяся в глаза в обычных мирных условиях, по-настоящему проявляется в минуты смертельной опасности, в тяжких испытаниях, а самоотверженность и непоказное мужество становятся главным мерилом человеческой личности. Во всенародной войне, исход которой зависел от силы патриотического чувства множества людей, рядовых участников исторических катаклизмов, роль обыкновенного человека не понижалась, а повышалась. «Дни и ночи» помогали читателям осознать, что остановили и сломали немцев в Сталинграде не чудо-богатыри, которым все нипочем, - они ведь и в воде не тонут, и в огне не горят, - а простые смертные, которые тонули на волжских переправах и горели в объятых пламенем кварталах, которые не были заговорены от пуль и осколков, которым было тяжко и страшно, - у каждого из них была одна жизнь, которой надо было рисковать, с которой приходилось расставаться, но все вместе они выполнили свой долг, выстояли.

Эти повести Гроссмана и Горбатова, Бека и Симонова наметили основные направления послевоенной прозы о войне, выявили опорные традиции в классике. Опыт толстовской эпопеи отозвался в трилогии Симонова «Живые и мертвые», в дилогии Гроссмана «Жизнь и судьба». По-своему претворенный жесткий реализм «Севастопольских рассказов» обнаруживает себя в повестях и рассказах Виктора Некрасова и Константина Воробьева, Григория Бакланова и Владимира Тендрякова, Василя Быкова и Виктора Астафьева, Вячеслава Кондратьева и Булата Окуджавы, с ним связана почти вся проза писателей фронтового поколения. Романтической поэтике отдал дань Эммануил Казакевич в «Звезде». Видное место заняла документально-художественная литература, возможности которой продемонстрировал в войну А. Бек, ее успехи связаны с именами А. Адамовича, Д. Гранина, Д. Гусарова, С. Алексиевич, Е. Ржевской.

Тема урока: Тема Великой Отечественной войны в литературе ХХ века 1941-1945 годов и последних десятилетий

Количество часов: 2 часа

Тип урока: традиционный

Вид урока: урок-лекция с использованием информационных технологий

Межпредметные связи: история, музыка, ИЗО

Опережающее домашнее задание: 40-е и 50-е годы ХХ века – осмысление Великой

Победы 1945 года

Цели и задачи урока

1. Образовательные:

познакомить с особенностями развития литературы периода

ВОВ; необходимо, чтобы в процессе изучения

темы обучающиеся поняли, как богата и разнообразна литература

военных лет, как высоки ее гражданские и художественные достоинства.

2. Развивающие:

развивать навыки выразительного чтения (правильное

интонирование и расстановка логического ударения); продолжить работу

по формированию и совершенствованию умения находить и выбирать

нужную информацию из разных источников, и выступать с ней перед

публикой, а также умения вдумчиво слушать выступающих и

представлять то, о чем говорят.

3. Воспитательные:

прививать интерес к литературе о Великой Отечественной войне;

воспитывать гордость за свой народ, гражданскую позицию, гуманизм;

раскрыть учащимся патриотические чувства людей в дни

войны, их готовность сделать все, что возможно, для защиты Отечества;

Опережающее домашнее задание (работа в группах):

1 группа – аналитическая - вместе с учителем готовят вступительную (мотивационную) часть урока и обобщают материал выступающих групп;

2 группа: материал по публицистике периода ВОВ и первых послевоенных лет

(И.Г.Эренбург, О.Берггольц, М.Шолохов, А.Н.Толстой, В.Гроссман, Б. Горбатов)

3 группа исследует основные мотивы лирики военных лет, а также некоторые биографические сведения о поэтах, анализ стихотворений (В.И.Лебедев-Кумач,

А.Сурков, О.Берггольц, А.Ахматова, К.Симонов, Н Майоров, те, кто «…ушли, недолюбив, недокурив последней папиросы»: Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Муса Джалиль;

4 группа – готовитсообщения «Проза о войне 1941-1945 годов» (К.Симонов, Эммануил Казакевич, А.А.Бек, Б.Полевой, А.Фадеев, В.Некрасов, М.Шолохов).

(На экране крупным планом шрифтом написаны две даты, эпиграф)

Две странички календаря.

Два дня жизни Планета Земля.

Два дня истории Человечества.

Ученица: Шла война великая,

Шла война кровавая

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Ученик: Между этими датами – прочная нить. Без одной не было бы и другой. Точнее сказать, другой просто могло не быть.

Ученица: 1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вел советский народ освободительную войну. Долгим и трудным был путь к Победе!

Ученик: Эта война по замыслам Гитлера должна была стать «блицкригом» - молниеносной войной. Фашистские войска, победоносно и страшно прошедшие по Европе, были уверены в легкой и быстрой победе на востоке. Это была не просто война на поле боя. Сотнями тысяч угоняли из нашей страны юношей и девушек, детей в Германию. И сейчас еще в музеях Германии сохранились перчатки, сделанные из человеческой кожи. В детских концентрационных лагерях над детьми проводили страшные опыты, апробировали новые лекарства, обескровливая детей для того, чтобы переливать кровь фашистам. Нет в нашей стране почти ни одной семьи, которая бы не потеряла в этой войне своих близких, погибших в боях с фашистами или умерших от голода и холода. Поэтому каждый гражданин нашей страны знал «Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы, ради счастья на земле». Значит, 22 июня вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году, а 9 мая – к 1945 году.

Учитель: В этом году все прогрессивное человечество отмечает 60-летний юбилей со Дня Победы над фашизмом. Мы будем вспоминать погибших в боях сражений, поздравлять ветеранов войны и тыла с Победой и все больше узнавать о ВОВ, о нашей Победе.

Как вы считаете, ребята, есть ли необходимость вспоминать о войне? Или, как рассуждали зарубежные писатели, обращаясь к писателям России, Белоруссии, что

«… сколько можно реконструировать то, что происходило так давно. Это против законов памяти, которой положено все тяжелое забыть, успокоиться, улечься. Война – это огромный, но потухший, остывший вулкан ХХ века. В мире и так мало доброты, очевиден дефицит милосердия. Не сохраняет ли русская литература, так долго жившая памятью о войне, агрессивную воинственность? Она не дает человеку пожить в мире, покое, то и дело опускаясь в кратер потухшего вулкана».

Ученик: Вопрос не так уж прост. Во многих освобожденных в годы войны Советской Армией странах Восточной Европы, даже Прибалтики, сносятся и оскверняются памятники, обелиски, могилы нашим погибшим воинам, превозносятся бывшие пособники фашистов, пишутся такие «летописи» войны, в которых нет места подвигам и жертвам России. И поэтому, как мне кажется, был и будет прав, вопреки всему, поэт Евгений Винокуров в своем стихотворении: « И помнит мир спасенный, мир вечный, мир живой Сережку с Малой Бронной и Витьку с Моховой»

Из вышесказанного вы уже догадались, какую тему мы будем изучать на уроке.

Какие цели и задачи вы для себя поставите, изучая эту тему?

Учащиеся формулируют тему и цели урока.

Учитель: Мы начинаем изучение «Великой Отечественной войны в литературе ХХ века 1941-1945 годов и последних десятилетий»

Сегодня на уроке мы познакомимся с «Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годы». Главное, чтобы в процессе изучения темы, вы поняли, как богата и разнообразна литература военных лет, как высоки ее гражданские и художественные достоинства.

Учитель: Прежде всего, мы обратимся к словарю и рассмотрим, что же представляют собой основные понятия по теме урока:

(На экране):

Военная проза (лейтенантская, окопная)

Документальная проза

Маршевая песня

Хроника военных событий

Кинохроника

Фотохроника

Фронтовой репортаж

Радиостатья

Военный корреспондент

Военная публицистика

Военная публицистика – это жанр, в котором информация о событиях напрямую сопряжена с оценочностью и эмоциональностью, нередко с выполнением литературой внехудожественных, социально-политических функций, с прямым вмешательством в историю.

Литература о ВОВ началась без паузы, без подготовительного этапа, без дистанции времени – с публицистических выступлений писателей, их очерков, репортажей с полей сражений. В чем же состояла особенность публицистического слова писателя?

Работа в группах.

(учащиеся должны подготовить к выступлению сообщения по плану:

а) краткие биографические сведения о писателях-публицистах;

б) рассказать о творчестве, убеждениях, деятельности в годы ВОВ, вкладе в Победу.

2 группа:

1. Таким человеком был создатель нескольких книг, статей, очерков под общим названием «Война» - Илья Григорьвич Эренбург (1891-1967)…

2. Алексей Николаевич Толстой , создатель эпопей «Хождение по мукам» и «Петр1» как публицист сосредоточился на ином нравственном аспекте…

3. В жанре публицистики активно работали в годы ВОВ

М.Шолохов «Люди Красной Армии» 1941, «Наука ненависти» 1942

К.Симонов «Июнь-декабрь, 1941, «Дни и ночи» 1942, «Песня» 1943

Н.Тихонов «Одесса в бою, 1941)

А.Фадеев «Единение славянских народов в борьбе против гитлеризма»1941, «Дети» 1941, Б Полевой «В партизанском крае»

Б. Горбатов «Лагерь на Майданеке» 1944, «Капитуляция»

А.Твардовский «Утро праздника» 1945.

Большую роль в поднятии патриотического духа народа имели публицистические статьи Л.Леонова, К.Федина, А.Платонова, Е.Воробьева, Вс. Вишневского, А.Суркова и многих других писателей

4. Особенно самобытен был вклад в публицистику тех лет В.Гроссмана (1904-1964). Он был корреспондентом газеты «Красная звезда» в годы ВОВ…

5. О.Ф. Берггольц (1910-1975). Она разработала совершенно особый жанр публицистки, точнее, радиопублицистки, сделала ее принципом всей своей жизни в блокадном Ленинграде…

Учитель: Что же представляла собой публицистика военных лет? Обобщите материал.

Вывод: Облик публицистической статьи военных лет складывался в спешке, в таком напряжении сил писателей, что о соблюдении каких-либо канонов, эстетических норм, верности жанру помнить было некогда. Смертельная опасность для Родины превращала саму идею спасения ее, идею предельной мобилизации всех сил сражающегося народа в материал статьи, определяла ее структуру, звучание голоса писателя. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» - эти формулы, идеи прозвучали уже в 22 июня 1941 года в выступлении В.М.Молотова, а затем 3 июля в выступлении И.В. Сталина, необходимо было немедленно, оперативно развертывать, утверждать, превращать в «науку ненависти». Слово – полководец, а не резонатор его слабости. Надо было «вещать как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». И это делали они – публицисты военных лет - это они писали «историю современности», это их пером создано большое количество статей, о подвигах партизан, о героизме тружеников тыла, очерков, рисующих победоносное шествие наших войск, освобождающих народы Европы от фашистского рабства.

Помощь публицистов своему воюющему народу носила широкий, разнообразный характер. Заключалась она, прежде всего, в противостоянии вражеской пропаганде и агитации и в раскрытии перед своим народом и мировым общественным мнением истинного лица фашизма. Публицисты через головы правительств обращались напрямую к общественному мнению союзных стран, взывали к бдительности, к активности. Но, пожалуй, главное в публицистике тех лет заключалось в том, что она отразила чаяния и ожидания сражающегося народа. Они выражали его помыслы и чувства, к нему взывали за помощью, в нем видели высшый авторитет, суд и надежду на спасение мира от порабощения.

3 группа

Основные мотивы лирики военных лет.

(Звучит «Священная война», затем «Песня смелых». Показывают фотографии поэтов.)

1. Поэты необыкновенно быстро отреагировали на начало войны: уже 24 июня 1941 года в центральных газетах появилось стихотворение В.И. Лебедева-Кумача , положенное на музыку А.Александровым, а 25 июня «Песня смелых», А.Суркова . Оба поэтических текста были образцом так называемой маршевой песни, объединившей в себе волю, энергию, решимость разгромить «фашистскую силу темную». Всей формой стихотворной фразы, ритмом, неизменно чеканным, строевым, повторами ключевого слова, повелительной интонацией – эти песни были рассчитаны на воплощение «радости благородной», духа верности, духа патриотизма.

2. Лирика военных лет жила темой единения народа, она «перечеркивала» линии сердечных взаимосвязей людей. И эту объединяющую роль играли не только такие стихи, как стихотворение-просьба «Жди меня» К.Симонова (1941), но и стихотворение- клятва от имени народа «Мужество» А.А.Ахматовой (1942).

Учитель: Предлагаю послушать чтение этих стихотворений в авторском исполнении.

3 . Огромную роль играла в те годы песня или стихи, ставшие песнями:

«Ох туманы мои, растуманы…»,

«До свиданья, города и хаты»,

«Огонек»,

«Где ж вы, где ж вы, карие очи…»,

«В лесу прифронтовом…» М.В.Исаковского,

«Дороги» Л.Ошанина,

«Песня о Днепре», «Моя любимая…».

Исполнение песни «Офицерский вальс» Е.Долматовского.

4. Герой песен был сильнее войны, он и на войне оставался одухотворенным человеком.

Так в песне А.Суркова. существовавшей вначале в виде стихотворения «Бьется в тесной печурке огонь…», всесилие войны, царство жестокости как бы отрицается, снижается таким обращением к любимой:

Звучит песня «Бьется в тесной печурке огонь…»…

5. Можно всегда сказать, что возможности человеческого сердца не безграничны, что «смерть, до которой четыре шага» - сильнее всех молитв любимой, которая сейчас «далеко-далеко», но А.Сурков скажет: герой не будет разрывать кольцо смертей, сдавшись и улизнув из царства смерти. Он, как и герой Исаковского, силен иным решением: «дорога к ней идет через войну».

6. Анализ стихотворения-песни «Соловьи», который считается шедевром песенного эпоса. Алексея Фатьянова.

(Звучит песня).

7. Сообщение о «Моабитской тетради» Мусы Джалиля.

Чтение – «Варварство»

На экране фотографии концлагерей…

8. Сообщение: «Василий Теркин» - книга про бойца А.Твардовского»

Показ иллюстративного материала по произведению.

Звучит «Реквием» Моцарта

Учитель: Многие поэты погибли на войне, «…ушли, недолюбив, недокурив последней папиросы», не успев сказать главного (учащиеся называют фамилии и читают отрывки стихотворений:

(На экран)

Муса Джалиль,

Михаил Кульчицкий,

Н.Отрада,

Павел Коган,

Николай Майоров,

Всеволод Лобода

и многие другие.

Давайте сделаем вывод, что же представляют собой основные мотивы лирики военных лет?

Вывод: поэты тех лет осознали и усвоили главное ожидание читателя: никогда не поздно сказать о своем времени, найти для стиха место в рядах сражающегося народа. Поэтому никого не смущало то, что заповедь «Не убий» была отодвинута на второй план, и звучал откровенный призывный характер таких стихотворений, как: «Убей его!» К.Симонова, «Ты враг! И да здравствует кара и месть» А.Твардовского, «Согнем врага, чтоб зверь и трус хлебнул до смерти горя» Н.Тихонова. В поэзии военных лет звучали мотивы гордости за свое Отечество, жажды возмездия, Веры в Победу, храбрости и стойкости человеческого духа, мотивы счастья, любви, ненависти…

Учитель: А вот путь литературы от полета стиха к поступи прозы, к аналитическому исследованию характеров и многоплановому изображению войны был достаточно сложным. Существовала известная последовательность в выдвижении на первый план жанров:

Лирическая миниатюра

Песня

Статья

Очерк

Драма

Повесть

Роман - даже в творчестве писателей, владевших всеми этими жанрами: К.Симонова, Л.Леонова, А.Платонова.

Так как же развивалась проза военных лет?

4 группа.

1. В 1943 году появилась полудокументальная повесть А.А.Бека «Волоколамское шоссе» о боях под Москвой дивизии генерала Панфилова: на участке его дивизии совершили свой подвиг 28 бойцов, остановивших у разъезда Дубосеково фашистские танки…

2. К.Симонов – один из самых оперативных, смело вторгавшихся в сложные ситуации войны писателей – после серии стихотворений, очерков, репортажей с фронта создал пьесу «Русские люди» (1943), а через год – первую повесть о Сталинградской битве «Дни и ночи»…

(на экране)

3. С крупными прозаическими произведениями выступили в годы войны и вскоре после нее.

Э.Казачевич, написавший повесть о подвиге группы разведчиков «Звезда»(1947)

Вера Панова, запечатлевшая труд врачей и медсестер санитарного поезда в повести «Спутники» (1946), ставшей основой фильма «Поезд милосердия»

«В сторону заката солнца» (1945)

Леонид Соболев, рассказавший о подвигах моряков в книге «Морская душа» (1942)

Борис Полевой, развернувший судьбу летчика Алексея Мересьева, реальное событие в «повесть о настоящем человеке» (1947).

Подлинными шедеврами прозы военных лет стали романы «Молодая гвардия» (первая редакция 1945) А.А.Фадеева, «В окопах Сталинграда» В.Некрасова (1947) и незавершенный роман М.Шолохова «Они сражались за Родину» (начало работы 1943)

4. Краткое сообщение о произведениях М. Шолохова« Они сражались за Родину и «Судьба человека».

Учитель: Какой вывод можно сделать к теме урока?

Звучит «Реквием» Моцарта

Вывод: Тема ВОВ никогда не перестанет волновать читателя – это история страны - будь это публицистика, поэзия или проза. Надо помнить о народном подвиге в 1941-1945 годах, хранить вечный огонь «не ради славы, ради жизни на земле».

Развитие литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных десятилетий - одна из важнейших тем в отечественном искусстве. Оно имеет ряд особенностей, которые отличают ее от военной литературы других стран и периодов. В частности, огромную роль в духовной жизни народа приобретают поэзия и публицистика, так как тяжелое, полное тягот время требует от жанров малых форм.

Для всех литературных произведений военных лет характерна патетика. Героический пафос и национальная гордость стали неизменными атрибутами любой книги. В первые же дни наступления нацистов писатели, поэты, публицисты и все творческие люди почувствовали себя мобилизованными на информационный фронт. Этот призыв сопровождался вполне реальными боями, ранениями и смертями, от которых советскую интеллигенцию не уберегла ни одна женевская конвенция. Из двух тысяч авторов, отправившихся на передовую, не вернулись 400. Травм, болезней и горя, разумеется, никто не считал. Вот поэтому каждому стихотворению, каждому рассказу, каждой статье присущи бьющая через край эмоциональность, драматизм, накал слога и слова и сердечность друга, переживающего то же, что и ты.

Поэзия

Поэзия становится голосом Родины Матери, которая взывала к сынам с плакатов. Наиболее музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие. Литература периода великой отечественной войны (1941-1945) для большинства советских людей – это стихи, ведь они в формате песен облетали даже самые удаленные уголки фронта, возвещая о стойкости духа и непримиримости воинов. Кроме того, их было легче декларировать по радио, разбавляя фронтовые сводки. Их же печатали в центральной и фронтовой прессе в период Великой Отечественной войны.

По сей день любима народом песенная лирика М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, П. Когана, Вс. Багрицкого, Н. Тихонова, А. Твардовского. Проникновенное национальное чувство звучит в их стихах. У поэтов обострилось чутье, взгляд на родные широты стал сыновьим, почтительным, нежным. Образ Родины – конкретный, понятный символ, который перестал нуждаться в красочных описаниях. Героический пафос проник и в интимную лирику.

Мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью и декларационно-ораторской речью очень скоро распространяется на фронтах и в тылу. Расцвет жанра логически обусловлен: было необходимо эпически отразить картины героической борьбы. Военная литература переросла стихотворения и вылилась в национальный эпос. В качестве примера можно прочитать А. Твардовского «Василий Теркин», М. Алигер «Зоя», П. Антокольского «Сын». Поэма «Василий Теркин», знакомая нам со школьных времен, выражает всю тяжесть военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата. Таким образом, поэзия в период ВОВ приобрела огромное значение в культурной жизни народа.

Основные жанровые группы военных стихов :

  1. Лирическая (ода, элегия, песня)
  2. Сатирическая
  3. Лирико-эпическая (баллады, поэмы)

Самые известные поэты военного времени :

  1. Николай Тихонов
  2. Александр Твардовский
  3. Алексей Сурков
  4. Ольга Берггольц
  5. Михаил Исаковский
  6. Константин Симонов

Проза

Малые формы литературы (такие как рассказ и повесть) пользовались особенной известностью. Искренние, несгибаемые и, по истине, народные характеры вдохновляли советских граждан. Например, одно из самых знаменитых произведений того периода «А зори здесь тихие» до сих пор знает каждый уже со школьной скамьи. Ее автор, Борис Васильев, уже упомянутый выше, в своих работах придерживался одной основной темы: несовместимость естественного человеческого, жизнерождающего и милосердного начала, воплощаемого, как правило, в женских образах, – и войны. Тональность произведения, свойственная многим писателям того времени, а именно трагизм неизбежной гибели благородных и бескорыстных душ в столкновении с жестокостью и несправедливостью «силы», сочетающийся с сентиментально-романтической идеализацией «положительных» образов и сюжетным мелодраматизмом, покоряет читателя с первых страниц, но оставляет глубокую рану впечатлительным людям. Наверное, этот хрестоматийный пример дает наиболее полное представление о драматическом накале прозы в период ВОВ (1941-1945).

Крупные произведения появились только в конце войны, после перелома. Никто уже не сомневался в победе, а советское правительство обеспечило писателям условия для творчества. Военная литература, а именно проза, стала одним из ключевых направлений информационной политики страны. Народ нуждался в поддержке, ему необходимо было осознать величие того подвига, цена которому – человеческие жизни. В качестве примеров прозы времен ВОВ можно назвать роман В. Гроссмана «Народ бессмертен», роман А. Бека «Волоколамское шоссе», эпопею Б. Горбатова «Непокоренные».

Известные прозаики времен войны :

  1. А. Гайдар
  2. Е. Петров
  3. Ю. Крымов
  4. М. Джалиль,
  5. М. Кульчицкий
  6. В. Багрицкий
  7. П. Коган
  8. М. Шолохов
  9. К. Симонов

Публицистика

Выдающиеся публицисты военного времени: А. Толстой («Что мы защищаем», «Москве угрожает враг», «Родина»), М. Шолохов («На Дону», «Казаки», рассказ-очерк «Наука ненависти»), И. Эренбург («Выстоять!»), Л. Леонов («Слава России», «Размышления у Киева», «Ярость»). Все это статьи, опубликованные в тех газетах, которые солдаты получали в окопах фронта и читали перед боем. Изможденные непосильным трудом люди жадно сверлили усталыми глазами эти же строки. Публицистика тех лет имеет огромную литературную, художественную и историческую ценность. Например, статьи Бориса Васильева, призывающие к установлению приоритета национальной культуры над политикой (пример чему подал сам Васильев, выйдя в 1989 из КПСС, в которой состоял с 1952, а с начала 1990-х отойдя и от участия в «перестроечных» политических акциях). Его журналистские материалы о войне отличаются здравой оценкой и максимально возможной объективностью.

Основные публицистические жанры военного времени :

  1. статьи
  2. очерки
  3. фельетоны
  4. воззвания
  5. письма
  6. листовки

Самые известные публицисты :

  1. Алексей Толстой
  2. Михаил Шолохов
  3. Всеволод Вишневский
  4. Николай Тихонов
  5. Илья Эренбург
  6. Мариетта Шагинян

Самое главное оружие публицистики тех лет – факты насилия немецко-фашистских оккупантов над мирным населением. Именно журналисты отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно аргументировали сомневающимся патриотическую позицию, ведь только в ней заключалось спасение. Никакие сделки с врагом не могли гарантировать недовольным свободу и благоденствие. Народ должен был осознать это, узнавая чудовищные подробности расправы над детьми, женщинами и ранеными, которые практиковали солдаты Третьего рейха.

Драматургия

Драматические произведения К. Симонова, Л. Леонова, А. Корнейчука демонстрируют душевное благородство русских людей, их нравственную чистоту и духовную силу. Истоки их героизма отображены в пьесах «Русские люди» К. Симонова и «Нашествие» Л. Леонова. История противоборства двух типов военных руководителей полемически обыгрывается в пьесе «Фронт» А. Корнейчука. Драматургия в период Великой Отечественной войны – это очень эмоциональная литература, наполненная героическим пафосом, свойственным эпохе. Она вырывается из рамок соцреализма, становится ближе и понятнее зрителю. Актеры уже не играют, они изображают свои же будни на сцене, переживают свои же трагедии заново, чтобы люди внутренне вознегодовали и продолжили мужественное сопротивление.

Всех сплотила литература военных лет: в каждой пьесе главной идеей становился призыв к единению всех общественных сил перед лицом внешней угрозы. Например, в пьесе Симонова «Русские люди» главный герой – интеллигент, казалось бы, чуждый пролетарской идеологии. Панин – поэт и очеркист – становится военкором, как когда-то сам автор. Однако его героизм не уступает отваге комбата Сафонова, который искренне любит женщину, но все равно посылает ее на боевые задания, ведь его чувства по отношению к родине не менее значимы и сильны.

Роль литературы в годы войны

Литература периода Великой Отечественной войны (1941-1945) отличается целенаправленностью: все писатели, как один, стремятся помочь своему народу выстоять под тяжелым бременем оккупации. Это книги о Родине, самопожертвовании, трагической любви к своей стране и долге, которым она обязывает каждого гражданина защищать отечество любой ценой. Безумная, трагическая, беспощадная любовь открывала в людях потаенные сокровища души, а писатели, как живописцы, точь-в-точь отображали то, что видели собственными глазами. По словам Алексея Николаевича Толстого, «литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа».

Писатели не отделялись от фронтовиков и тружеников тыла, они стали понятны и близки всем, поскольку война объединила нацию. Авторы мерзли и голодали на фронтах в качестве военных корреспондентов, культработников и умирали с бойцами и медсестрами. Интеллигент, рабочий или колхозник – все были заодно. В первые годы борьбы шедевры рождались за один день и оставались в русской литературе навсегда. Главная задача этих произведений – патетика обороны, пафос патриотизма, поднятие и поддержание воинского духа в рядах Советской армии. То, что сейчас называется «на информационном фронте», тогда было действительно нужно. Причем, литература военных годов – не государственный заказ. Писатели вроде Симонова, Твардовского, Эренбурга получались сами собой, впитывая впечатления на передовой и перенося их в записные книжки под звуки разрывающихся снарядов. Поэтому этим книгам действительно веришь. Их авторы выстрадали написанное и рисковали жизнью, чтобы передать эту боль потомкам, в руках которых должен был быть мир завтрашнего дня.

Список популярных книг

О крушении простого человеческого счастья в военных реалиях расскажут книги:

  1. «Просто любовь» В. Василевской,
  2. «Это было в Ленинграде» А. Чаковского,
  3. «Третья палата» Леонидова.
  4. «А зори здесь тихие» Б. Васильева
  5. «Судьба человека» М. Шолохова

Книги о героических подвигах в условиях самых кровопролитных сражений в период ВОВ:

  1. «В окопах Сталинграда» В. Некрасова,
  2. «Москва. Ноябрь 1941 года» Лидина,
  3. «Июль – Декабрь» Симонова,
  4. «Брестская крепость» С. Смирнова,
  5. «Они сражались за родину» М. Шолохова

Советская литература о предательстве:

  1. «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева
  2. «Сотников» В. Быкова
  3. «Знак беды» В. Быкова
  4. «Живи и помни» В. Распутина

Книги, посвященные блокаде Ленинграда:

  1. «Блокадная книга» А. Адамовича, Д. Гранина
  2. «Дорога жизни» Н. Ходзы
  3. «Балтийское небо» Н. Чуковского

О детях, участвующих в войне:

  1. Молодая гвардия – Александр Фадеев
  2. Завтра была война – Борис Васильев
  3. До свиданья мальчики – Борис Балтер
  4. Мальчики с бантиками – Валентин Пикуль

О женщинах, участвующих в войне:

  1. У войны не женское лицо – Светлана Алексеевич
  2. Мадонна с пайковым хлебом – Мария Глушко
  3. Партизанка Лара – Надежда Надеждина
  4. Девичья команда – П. Заводчиков, Ф. Самойлов

Альтернативный взгляд на военное руководство:

  1. Жизнь и судьба – Василий Гроссман
  2. Штрафбат – Эдуард Володарский
  3. На войне как на войне – Виктор Курочкин
Интересно? Сохрани у себя на стенке!