Творческий мини-проект на тему "проценты в нашей жизни". Проект по математике на тему "Проценты в нашей жизни" (6 класс) Презентация на тему в мире процентов

Slide 1

Проект
«Проценты в нашей
жизни».

Цели:
Обобщить знания по теме "Проценты" и выделить практическую
значимость этого понятия в различных сферах деятельности
человека.
Научится грамотно и экономно проводить элементарные процентные
вычисления.
Задачи:
Рассмотреть задачи, сюжеты которых взяты из действительности.
Провести исследования в школе о том, как учащиеся умеют
решать задачи на проценты и представить результаты в виде
диаграммы.
Выпустить «Справочник для учащихся» с правилами решений задач на
проценты.
2008год

Slide 2

Проект выполнили учащиеся 8 класса:
1.Григорьев Валера
2.Посашкова Екатерина
3.Кусумов Бахтияр
Руководитель проекта: учитель математики
Машьянова Н.А.
Новосарбайская СОШ
Содержание:
1.Введение.
2.История возникновения процентов.
3.Определение процентов.
4.Задачи на простые проценты.
5.Результаты исследования.
6.Проценты в школе.

Slide 3

«Я – процент, - раздался
крик, Заявляю сразу.
В школе каждый ученик
Знать меня обязан».

Введение.
В наше время почти во всех областях
человеческой деятельности встречаются
проценты. Без понятия «процент» нельзя
обойтись ни в бухгалтерском учёте, ни в
финансовом анализе, ни в статистике.
Чтобы начислить зарплату работнику,
нужно знать процент налоговых
отчислений; чтобы открыть депозитный
счёт в сбербанке, наши родители
интересуются размером процентных
начислений на сумму вклада; чтобы знать
приблизительный рост цен в будущем
году, мы интересуемся процентом
инфляции. В торговле понятие «процент»
используется наиболее часто: скидки,
наценки, уценки, прибыль, сезонные
изменения цен на товары, налог на
прибыль и т.д. – всё это проценты.

Slide 4

История возникновения процента.
Сотую долю числа называют процентом числа и обозначают знаком %.
Это понятие появилось в математике в связи с развитием торговли, когда за взятые в долг деньги
заимодавец получал с должника какую-либо сумму сверх долга. Обычно эта сумма выражалась
в сотых долях. Несколько позже у неё появилось название - проценты.
Слово "процент" произошло от двух латинских слов: "про" - "на" и "центум" - "сто", то есть в
буквальном переводе на русский язык процент означает "на сто".
Знак % закрепился для обозначения процентов в XVII веке. Вероятно, он произошел от сокращения
латинского слова "centum" в "cto". При скорописи "cto" стало выглядеть как "о/о", а затем "%". Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту
произошел современный символ для обозначения процентов.
1%=0,01
До нас дошли таблицы процентов, составленные ещё вавилонянами. Эти таблицы позволяли быстро
определить сумму процентных денег.
Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычислили проценты, применяя так
называемое тройное правило. Например, при расчете 5% от 830 записывали:
1% составляет 830/100, 5% составляют (830∙5)/100= 41,5
Они производили и более сложные вычисления.
В Древнем Риме были широко распространены денежные расчеты с процентами. Римский сенат
установил максимально доступный процент, взимавшийся с должника.
В Европе в середине века расширилась торговля и, следовательно, особое внимание обращалось на
умение вычислять проценты. Тогда приходилось рассчитывать не только проценты, но и
проценты с процентов (сложные проценты). Часто конторы и предприятия для облегчения
расчетов разрабатывали особые таблицы вычисления процентов. Эти таблицы держались в
тайне, составляли коммерческий секрет фирмы.
Впервые таблицы были опубликованы в 1584 году Симоном Стевином - инженером из города
Брюгге (Нидерланды). Он известен различными научными открытиями, а также применением
особой записи десятичных дробей.
Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые 100
рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их
применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах,
статистике, науке и технике.

Slide 5

Определение процента.
Процент – это числа, представляющие собой частный
случай десятичных дробей. Процентом называется
дробь 1/100 или 0,01.
Процентом от некоторой величины называется одна
сотая ее часть.
1/100 = 1% или 0,01 = 1%

Например. Из каждых 100 участников лотереи
7 участников получили призы.
7% - Это 7 из 100, 7 человек из 100 человек.

Slide 6

Любое число можно выразить в
процентах.
Единица содержит сто сотых долей:
1=100/100 = 100%
2 = 1∙ 2 = 100% ∙ 2 = 200%
7 = 700%
0,8 = 0,8 ∙ 100% = 80%
Изображение процентов на числовом луче:
0

Slide 7

Чтобы выразить процент десятичной дробью или
натуральным числом, нужно число, стоящее
перед знаком %, разделить на 100.
Например:
58
58 % = 100
= 0,58
Для обратного перехода выполняется обратное
действие. Таким образом:
Чтобы выразить число в процентах, надо это
число умножить на 100. Например:
0,58 = 0 ,58100 100 = (0,58  100)% = 58 %

Slide 8

Решение задач.
Чтоб решить на проценты
задачу,
Поступайте вот так, не иначе:
Начинайте решенье с того –
узнавайте цену одного.
Сколько надо процентов,
тогда
Вы найдете легко, без труда.

Slide 9

Задачи на простые проценты.
В простейших задачах на проценты некоторая
величина "а" принимается за 100% (целое), а ее
часть "b" выражается числом "р%".
Задача № 1. Как найти несколько процентов от
числа "а"?

Чтобы найти несколько процентов от числа, надо
это число умножить на соответствующую дробь.

Slide 10

Нахождение процентов от числа.
Например:
20% от 45кг сахара равны 45·0,2=9 кг.

Slide 11

Задача № 2. Как найти число по его
проценту?

Чтобы найти число по его проценту, надо часть,
соответствующую тому проценту, разделить на
соответствующую дробь.

Slide 12

Нахождение числа по его
проценту.
Например:
Если 8% от длины бруска
составляют 2,4см, то длина
всего
бруска равна 2,4:0,08=30см

Slide 13

Задача № 3. Как найти процентное соотношение
двух чисел, или узнать, сколько процентов число
"b" составляет от целого числа "а"?

Чтобы узнать, сколько процентов число "b"
составляет от числа "а" надо "b" разделить на "а" и
результат умножить на 100%.

Slide 14

Нахождение процентного
отношения двух чисел.
Например.
9г соли в растворе
массой 180г составляют
9:180·100%= 5%.

Slide 15

Исследовательская работа:
«Как учащиеся нашей школы умеют решать
задачи на проценты?»

Теме «Проценты» уделяется мало времени на
уроках математики. Эта тема изучается в VVI классах, после чего к ней редко
возвращаются. Мы предложили учащимся с
6 по 11 класс решить следующие задачи:
(исследование проводилось весной 2008года)

Slide 16

Задачи:
1 вариант.
1.В классе присутствует 70% всех
учащихся.Сколько процентов всех
учащихся отсутствует?
2.Выразите в процентах 2/5 всех
жителей города.
3.Найдите 15% от 30000руб.
4.Сколько будет, если 30000руб.
Увеличить на 15%?

500руб. от 200руб.?
6.40% от некоторой суммы составляют
100руб. Какова эта сумма?

2 вариант.
1.Вскопали 45% поля. Сколько
процентов поля осталось вскопать?
2.Выразите в процентах ¾ всех
жителей города.
3.Найдите 35% от 10000руб.
4.Сколько будет, если 10000руб.
уменьшить на 35%?
5.Сколько процентов составляют
600руб. от 400руб.?
6.30% от некоторой суммы составляют
150руб. Какова эта сумма?

Slide 17

Количество верно выполненных
задач (в процентах).
классы 1

Средн
ий
балл

Slide 18

Диаграмма

«Решение задач на простые
проценты».
100
90
80
70

Slide 19

Вывод.
Больше всего допустили ошибок в задаче вида:
«Увеличить (уменьшить) число на несколько
процентов».
Задача в общем виде:
1)Число а увеличили на р%.
Стало: а + а ∙ р/100 = а(1+р/100)
2)Число а уменьшили на р%.
Стало: а – а ∙ р/100 = а(1 – р/100)
Например: 1) Число 120 увеличим на 25%.
120(1+ 25/100) = 120 ∙ 1,25 =150
2)Число 120 уменьшим на 25%
120(1 – 25/100) = 120 ∙ 0,75 = 90

Slide 20

Проценты в нашей школе.
В конце учебного года
подсчитываются результаты
успеваемости и качества
знаний учащихся по всем
предметам.
В данных диаграммах даны
результаты учебы за
последние три года (в
процентах).

Slide 21

Успеваемость.

Slide 22

Качество знаний.
100%
80%
60%
40%
20%
0%
2005-2006
Неуспевающих

2006-2007 2007-2008

отличников

хорошистов

Slide 23

Различные виды задач на проценты
1.Определение процента от числа
Найти: 25% от 120.
Решение:
1) 25% = 0,25;
2) 120 . 0,25 = 30.
Ответ: 30.
2.Определение числа по известной его части, выраженной в процентах
Найти число, если 15% его равны 30.
Решение:
1) 15% = 0,15;
2) 30: 0,15 = 200.
или:
х - данное число;
0,15.х = 300;
х = 200.
Ответ: 200.
3.После рассмотрения этих простейших задач можно рассмотреть задачи типа:
1. На сколько процентов 10 больше 6?
2. На сколько процентов 6 меньше 10?
Решение:
1. ((10 - 6).100%)/6 = 66 2/3 %
2. ((10 - 6).100%)/10 = 40%

Slide 24

4.Что произойдет с ценой товара, если сначала ее повысить на
25%, а потом понизить на 25%?
Решение:
Пусть цена товара х руб.
1) х + 0,25х = 1,25х;
2) 1,25х - 0,25.1,25х = 0,9375х
3) х - 0,9375х = 0,0625х
4) 0,0625х/х. 100% = 6,25%
Ответ: первоначальная цена товара снизилась на 6,25%.
5.Свежие грибы содержали по массе 90% воды, а сухие 12%.
Сколько получится сухих грибов из 22 кг свежих?
Решение:
1) 22 . 0,1 = 2,2 (кг) - грибов по массе в свежих грибах;
2) 2,2: 0,88 = 2,5 (кг) - сухих грибов, получаемых из свежих.
Ответ: 2,5 кг.
При решении задач на проценты приходится сталкиваться с понятием
"процентное содержание", "концентрация", "%-й раствор".
Поэтому предлагаю задачи на эти понятия.

Slide 25

Процентное содержание. Процентный раствор.
Задача:
Сколько кг соли в 10 кг соленой воды, если процентное содержание соли
15%.

10 . 0,15 = 1,5 (кг) соли.
Ответ: 1,5 кг.
Процентное содержание вещества в растворе (например, 15%), иногда
называют %-м раствором, например, 15%-й раствор соли.

Задача:
Сплав содержит 10 кг олова и 15 кг цинка. Каково процентное содержание
олова и цинка в сплаве?

Решение:
Процентное содержание вещества в сплаве - это часть, которую
составляет вес данного вещества от веса всего сплава.

1) 10 + 15 = 25 (кг) - сплав;
2) 10/25 . 100% = 40% - процентное содержание олова в сплаве;
3) 15/25 . 100% = 60% - процентное содержание цинка в сплаве;
Ответ: 40%, 60%.

Slide 26

Концентрация.
Если концентрация вещества в соединении по массе составляет р%, то это означает, что масса этого
вещества составляет р% от массы всего соединения.

Пример.
Концентрация серебра в сплаве 300 г составляет 87%. Это означает, что чистого серебра в
сплаве 261 г.
300 . 0,87 = 261 (г).
В этом примере концентрация вещества выражена в процентах.
Отношения объема чистой компоненты в растворе ко всему объему смеси называется
объемной концентрацией этой компоненты.
Сумма концентраций всех компонент, составляющих смесь, равна 1. В этом случае
концентрация - безразмерная величина.
Если известно процентное содержание вещества, то его концентрация находится по формуле:

к - концентрация вещества;
р - процентное содержание вещества (в
процентах).

Slide 27

Дополнительные задачи.
1. Имеется 2 сплава, в одном из которых содержится 40%, а в другом 20% серебра. Сколько кг второго
сплава нужно добавить к 20 кг первого, чтобы после сплавления вместе получить сплав,
содержащий 32% серебра?
Решение:
Пусть к 20 кг первого сплава нужно добавить х кг второго сплава. Тогда получим (20 + х) кг нового
сплава. В 20 кг первого сплава содержится 0,4 . 20 = 8 (кг) серебра, в х кг второго сплава содержится
0,2х кг серебра, а в (20+х) кг нового сплава содержится 0,32 . (20+х) кг серебра. Составим
уравнение:
8 + 0,2х = 0,32 . (20 +х);
х = 13 1/3.
Ответ:
13 1/3 кг второго сплава нужно добавить к 20 кг первого, чтобы получить сплав, содержащий 32%
серебра.
2. К 15 л 10%-ного раствора соли добавили 5%-ный раствор соли и получили 8%-ный раствор. Какое
количество литров 5%-ного раствора добавили?
Решение.
Пусть добавили х л 5%-ного раствора соли. Тогда нового раствора стало (15 + х) л, в котором
содержиться 0,8 . (15 + х) л соли. В 15 л 10%-ного раствора содержится 15 . 0,1 = 1,5 (л) соли, в х л
5%-ного раствора содержится 0,05х (л) соли. Составим уравнение.
1,5 + 0,05х = 0,08 . (15 + х);
х = 10.

Slide 28


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 156

с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»

МБОУ СОШ № 156

г. Новосибирск, ул. Гоголя, 35-а, тел. 224-75-29

Проектная работа:

Выполнил: Шильников Константин, 6 А класс

Руководитель: Федорченко М. В., учитель математики

Новосибирск, 2012

    Название проекта.

Проценты в жизни человека.

    Руководитель проекта.

Федорче нко Марина Васильевна

    Консультант проекта.

Федорченко Марина Васильевна

    Вид проекта. Если это учебный проект, в рамках какого предмета и по какой теме проводится работа по проекту. Если проект образовательный, то на каких предметах по каким темам он может быть использован.

Математика

    Возраст учащихся, на который рассчитан проект (возраст авторов и возраст пользователей).

С 9 до 15 лет

    Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

Шильников Константин, 6А класс

    Тип проекта (информационный, исследовательский, творческий, практико- ориентированный, ролевой, социальный).

Информационный, исследовательский.

    Заказчик проекта (если есть).

--------------

    Цель проекта (практическая и педагогическая).

Расширение знаний о применении процентных вычислений в задачах и различных сферах жизнедеятельности.

    Задачи проекта.

    исследовать бюджет семьи;

    научиться решать основные задачи на проценты

    Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

    История возникновения процентов.

    Решение задач на проценты.

    Применение процентов в повседневной жизни.

    Необходимое оборудование.

Принтер, компьютер

    Аннотация (значимость проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко содержание).

Показать применение понятия процента при решении реальных задач из некоторых сфер жизнедеятельности человека и на примере планирования бюджета нашей семьи.

    Предполагаемые продукт (ы) проекта.

Презентация, сообщение.

Паспорт проектной работы

Содержание:

1. Введение

1.2. Из истории возникновения процентов.

1.3. Основные типы задач.

2.2. Процентное содержание, процентный раствор. Концентрация. Смеси и сплавы.

2.3. Примеры современных задач на проценты.

3. Вывод.

4. Список используемой литературы и интернет ресурсов.

    1. Введение:

Проценты - одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. В настоящее время понимание процентов и умение производить процентные расчеты, необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, экономическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Любой человек должен уметь свободно решать задачи, предлагаемые самой жизнью, уметь просчитать различные предложения магазинов, кредитных отделов и различных банков и выбрать наиболее выгодные.

Считаю, что данная тема сейчас весьма актуальна, ведь понятие «кредит» (будь то ипотека, или авто-кредит) прочно вошло в жизнь современного человека. Люди берут банковские кредиты и, как правило, не могут правильно рассчитать процентные выплаты. Поэтому я решил для начала провести расчеты бюджета нашей семьи и определить возможность выплат ипотеки или кредита.

При решении задач на проценты в 6 классе у меня возникали некоторые трудности. Подбирая задачи к проекту, я хотел как можно больше нарешать задач, и закрепить основные правила и принципы решения. Ведь текстовые задачи на проценты включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы и средней (полной) школы (в ГИА и ЕГЭ).

Цель :

Расширение знаний о применении процентных вычислений в задачах и из разных сфер жизни человека.

Задачи:

    познакомиться с историей возникновения процентов;

    решать задачи на проценты разными способами;

    научиться составлять различные диаграммы и таблицы;

    исследовать бюджет семьи;

    поработать с ресурсами internet

    поработать в текстовом редакторе;

    получить опыт публичного выступления.

    научить решать основные задачи на проценты;

    привить учащимся основы экономической грамотности.

Объектом исследования является изучение различных типов задач по теме «Проценты».

Предмет исследования : решение практических задач на проценты и процентное содержание, иллюстрирующих использование процентных расчетов в различных сферах жизнедеятельности человека.

    1. Из истории возникновения процентов

Процентом называется

Слово «процент» происходит от латинского pro centum, что буквально означает «на сотню», «со ста» или «за сотню». В популярной литературе возникновение этого термина связывается с внедрением в Европе десятичной системы счисления в XV в. Но идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же величинах, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян.

Ряд задач клинописных табличек посвящен исчислению процентов, однако вавилонские ростовщики считали не «со ста», а «с шестидесяти». Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню.

По-видимому, процент возник в Европе вместе с ростовщичеством. Есть мнение, что понятие процент ввел бельгийский ученый Симон Стевин. В 1584г. он опубликовал таблицы процентов. Введение процентов было удобным для определения содержания одного вещества в другом; в процентах стали измерять количественное изменение производства товара, рост денежного дохода и т.д.

Употребление термина «процент» в России начинается в конце XVIII в. Долгое время под процентами понималось исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике.

Ныне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу).

Слово «процент» происходит от латинского pro centum, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают целые части чисел в одних и тех же сотых долях. Знак «%» происходит, как полагают, от итальянского слова cento(сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Существует и другая версия возникновения этого знака.

Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto ввел %.

    1. Основные типы задач на проценты.

    Найти число по заданному другому числу и его величине в процентах от искомого числа.

При решении задач на проценты в 6 классах применяют следующие правила :

Нахождение процентов от числа:

Чтобы найти проценты от числа нужно, проценты превратить в десятичную дробь и умножить на это число.

З а д а ч а : В семенах сои содержится 20% масла. Сколько масла содержится в 700 кг сои?

Р е ш е н и е:

В задаче требуется найти указанную часть (20%) от известной величины (700 кг). Такие задачи можно решать способом приведения к единице. Основное значение величины – 700 кг. Ее мы можем принять за условную единицу. А условная единица и есть 100%.

Кратко условие задачи можно записать так: 700 кг – 100%, x кг – 20%.

Здесь за х принята искомая масса масла. Узнаем, какая масса сои приходится на 1 %. Поскольку на 100 % приходится 700 кг, то на 1 % будет приходиться масса, в 100 раз меньшая, то есть 700: 100 = 7(кг).

Значит, на 20 % будет приходиться в 20 раз больше: 7 ∙ 20 = 140(кг). Следовательно, в 700 кг сои содержится 140 кг масла.

.

Если в условии этой задачи вместо 20 % написать равное ему число 0,2, то получим задачу на нахождение дроби от числа.

А такие задачи решают умножением.

Отсюда получим другой способ решения: 1) 20% = 0,2; 2) 700 ∙ 0,2 = 140 (кг). Чтобы найти несколько процентов от числа, надо проценты выразить дробью, а затем найти дробь от данного числа .

Нахождение числа по его процентам:

Чтобы найти число по его процентам нужно, проценты превратить в десятичную дробь и число разделить на эту дробь.

З а д а ч а : Из хлопка-сырца получается 24 % волокна. Сколько надо взять хлопка-сырца, чтобы получить 480 кг волокна?

Решение:

480 кг волокна составляют 24 % от некоторой массы хлопка-сырца, которую принимаем за х кг.

Решим эту задачу способом приведения к единице. Узнаем, какая масса волокна приходится на 1%.

Поскольку на 24 % приходится 480 кг, то, очевидно, на 1% будет приходиться масса в 24 раза меньше, то есть 480: 24 = 20 (кг).

Следовательно, для получения 480 кг волокна надо взять 2 т хлопка-сырца. Эту задачу можно решить и иначе .

Если в условии этой задачи вместо 24 % написать равное ему число 0,24, то получим задачу на нахождение числа по известной его части (дроби).

А такие задачи решают делением. Отсюда вытекает еще один способ решения: 1) 24% = 0,24; 2) 480:0,24=2000 (кг)=2(т).

Чтобы найти число по данным его процентам, надо выразить проценты в виде дроби решить задачу на нахождение числа по данной его дроби

Нахождение процентного отношения чисел:

Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на 100.

З а д а ч а : Надо вспахать участок поля в 500 га. В первый день вспахали 150 га. Сколько процентов составляет вспаханный участок от всего участка?

Решение:

Чтобы ответить на вопрос задачи, надо найти отношение (частное) вспаханной части участка ко всей площади участка и выразить это отношение в процентах:

Таким образом, мы нашли процентное отношение, то есть сколько процентов одно число (150) составляет от другого числа (500).

Чтобы найти процентное отношение двух чисел, надо найти отношение этих чисел и выразить его в процентах.

З а д а ч а : Рабочий изготовил за смену 45 деталей вместо 36по плану. Сколько процентов фактическая выработка составляет от плановой?

Решение:

Для ответа на вопрос задачи надо найти отношение (частное) числа 45 к 36 и выразить его в процентах: 45: 36 = 1,25 = 125%

Алгоритмы решения основных типов задач

на проценты:

    Чтобы найти а % от числа b , надо b умножить на 0,01

а : х = b · 0,01· а

    Если а % числа х равно b , то х = b : 0,01 · а ;

3. Чтобы найти процентное отношение чисел а и b (а/ b) ·100%

2. Применение процентных расчетов в различных видах жизнедеятельности человека.

Столкнувшись с процентами в первый раз мы вдруг замечаем, что они сопровождают нас повсюду - не только в повседневной жизни: в магазине (особенно во время предпраздничных скидок), на работе (повышение и понижение зарплаты), в банке, в СМИ, интернет, но и в школе. В шестом классе на уроках математики, биологии, географии, а в старших классах на уроках физики и химии.

2.1. Занимательные задачи на проценты.

Рассмотрю решение некоторых занимательных математических задач на проценты.

Задача 1 : В начале года число мужчин, работавших на заводе, составляло 40% от общей численности работников завода. После того, как были приняты на работу еще 6 мужчин, а 5 женщин уволилось, число мужчин и женщин на заводе сравнялось. Сколько человек работало на заводе в начале года?

Решение:

Число мужчин, работавших на заводе в начале года, было на 11 меньше числа работавших там женщин

Процентная разность между числом женщин и числом мужчин составляла в начале года 20%.

Общая численность работавших на заводе в это время - 11:0,2 = 55 человек.

Задача 2: В озраст брата составляет 40% от возраста сестры. Сколько процентов составляет возраст сестры от возраста брата?

Решение:

Примем возраст сестры за 100%.

Возраст брата составит 40%. Процентное отношение возраста сестры к возрасту брата равно: (100/40) · 100% = 250%.

Задача 3: Влажность купленного арбуза составила 99%. В результате длительного хранения влажность снизилась до 98%. Как изменилась масса арбуза?

Решение:

Свежий арбуз на 99% процентов состоит из жидкости и на 1% - из сухой массы. В результате усушки количество жидкости уменьшилось и составило 98% от новой, также уменьшившейся массы арбуза.

Количество же сухого вещества, оставаясь неизменным, составило 2% от новой массы арбуза. Процентное содержание в арбузе сухого вещества (при неизменной его массе) увеличилось вдвое.

Следовательно, масса арбуза в результате усушки уменьшилась вдвое.

Задача 4: Д вое путников одновременно вышли из пункта А по направлению к пункту В. Шаг второго был на 20 % короче, чем шаг первого, но зато второй успевал за то же время сделать на 20% шагов больше, чем первый. Сколько времени потребовалось второму путнику для достижения цели, если первый прибыл в пункт В спустя 5 часов после выхода из пункта А?

Решение:

Шаг второго путника составлял 80% или 0,8 шага первого путника.

На каждые 100 шагов первого путника второй успевал сделать 120 шагов,

т.е. за то же время второй путник успевал сделать в 1.2 раза больше шагов, чем первый. Следовательно, расстояние, пройденное за некоторое время вторым путником, составляло 0,8 * 1,2 = 0,96 расстояния, пройденного за то же время первым. Путь, пройденный телом за некоторое время, прямо пропорционален скорости движения. Поэтому, скорость второго путника составляла 0,96 скорости первого.

Время, которое затрачивает тело на прохождение определенного пути, обратно пропорционально скорости движения. Поэтому, продолжительность движения первого путника из А в В составляет 0,96 продолжительности движения второго путника на этой дистанции. Для перехода из А в В второму путнику потребовалось 5: 0,96 = 5,2 часа = 5ч 12 мин.

Задача 5: Сказка о хитром и жадном короле.


“Ура!” – закричали гвардейцы.

Но, – сказал король, – только на один месяц. А потом я его уменьшу на те же самые 20%. Согласны?”
“А чего же не согласиться? – удивились гвардейцы. - Пусть хоть на один месяц!”

Так и было решено. Прошел месяц, все были довольны.

Погрустили гвардейцы, но делать нечего – ведь сами согласились. И вот решили они обхитрить короля.

Пошли они к королю и сказали:“Ваше Величество! Вы, конечно, были правы, когда говорили, что повысить жалованье на 20 % и понизить его потом на те же 20% – это одно и то же. И если это одно и тоже, то давайте сделаем еще раз, но только наоборот. Давайте сделаем так: Вы сначала понизите нам жалованье на 20%, а потом увеличите его на те же 20%”. “Ну что ж, – ответил король, ваша просьба логична; путь будет, по-вашему!”

Вопрос: Кто же кого перехитрил?

2.2. Процентное содержание, процентный раствор.

Концентрация. Смеси и сплавы.

При решении задач на проценты приходится сталкиваться с понятием "процентное содержание", "концентрация", "%-й раствор". Поэтому предлагаю задачи на эти понятия.

Процентное содержание. Процентный раствор.

Задача 1 : Сколько кг соли в 10 кг соленой воды, если процентное содержание соли 15%.

Решение: 10 . 0,15 = 1,5 (кг) соли.

Ответ: 1,5 кг.

Процентное содержание вещества в растворе (например, 15%), иногда называют %-м раствором, например, 15%-й раствор соли.

Задача 2 : Сплав содержит 10 кг олова и 15 кг цинка. Каково процентное содержание олова и цинка в сплаве?

Решение:

Процентное содержание вещества в сплаве - это часть, которую составляет вес данного вещества от веса всего сплава.

1) 10 + 15 = 25 (кг) - сплав;

2) 10/25 . 100% = 40% - процентное содержание олова в сплаве;

3) 15/25 . 100% = 60% - процентное содержание цинка в сплаве;

Ответ: 40%, 60%.

Концентрация .

Если концентрация вещества в соединении по массе составляет р%, то это означает, что масса этого вещества составляет р% от массы всего соединения.

Пример. Концентрация серебра в сплаве 300 г составляет 87%. Это означает, что чистого серебра в сплаве 261 г.

300 . 0,87 = 261 (г).

В этом примере концентрация вещества выражена в процентах.

Отношения объема чистой компоненты в растворе ко всему объему смеси называется объемной концентрацией этой компоненты.

Сумма концентраций всех компонент, составляющих смесь, равна 1. В этом случае концентрация - безразмерная величина.

Если известно процентное содержание вещества, то его концентрация находится по формуле:

к = р /100%

к - концентрация вещества;

р - процентное содержание вещества (в процентах).

Задача 3 : Слиток сплава серебра с цинком весом в 3.5 кг содержал 76% серебра. Его сплавили с другим слитком и получили слиток весом в 10.5 кг, содержание серебра в котором было 84%. Сколько процентов серебра содержалось во втором слитке?

Решение:

1) 3.5-0.76 = 2.66 (кг) серебра в первом слитке.

2) 10.5-0.84 = 8.82 (кг) серебра в 10.5 кг сплава.

3) 8.82 - 2.66 = 6.16 (кг) серебра во втором слитке.

4) 10.5 - 3.5 = 7 (кг) вес второго слитка.

5) 6.16: 7 = 0.88 = 88% серебра содержалось во втором слитке.

2.3. Примеры современных задач на проценты

Задача 1:

На сезонной распродаже магазин снизил цены на обувь на 24%. Сколько рублей можно сэкономить при покупке кроссовок, если до снижения цен они стоили 593 рубля?

Задача 2: «Автосалон»

Итак, вы пришли в автосалон “SECOND LIFE AUTO”, что в вольном переводе означает “ВТОРАЯ ЖИЗНЬ МАШИНЫ”. Здесь вы можете

приобрести подержанную автотехнику в отличном состоянии и по доступной цене. Автомобиль станет вашим после того как правильно заполните весь пакет документов.

Задача 3: «О кредите»

Ситуация с деньгами у вас сложилась так, что вы не можете сразу оплатить всю сумму, поэтому мы с вами заключаем договор о кредитовании на 3 месяца: в декабре-60% всей стоимости, в январе – 75% остатка, в феврале – всю оставшуюся сумму.

Определите, пожалуйста, сколько рублей в каждом месяце вы заплатите и заполните “Договор о кредитовании”.

Задача 4: «О страховке»

Автосалон предлагает вам сразу заключить договор о страховании автомобиля от угона на 100000 рублей.

Определите, какой процент от стоимости вашего автомобиля будет вам выплачен в случае угона .

Заполните страховой полис. Страховой взнос-10 % от стоимости покупки.

Пакет документов для заполнения.

Договор о кредитовании

Я, _______________________________покупаю в автосалоне “Second life auto” автомобиль марки _____________________ в кредит на три месяца.

Обязуюсь перечислить на счет автосалона:

В декабре 60 % стоимости автомобиля ____________руб.

В январе 75 % остатка ______________руб.

В феврале всю оставшуюся часть ______________руб.

Дата _________Подпись___________

ЧЕК

Фамилия

Марка

Сумма

Квитанция об оплате автомобиля марки ______________________ и 1,5 % нотариальной пошлины

Принято от____________________________________________________

(фамилия имя отчество)

Руб.

(сумма цифрами) (сумма прописью)

к оплате за автомобиль марки_____________________ стоимостью________________________руб.

(цифрами)

и 1,5 % нотариальной пошлины за оформление сделки купли – продажи в сумме____________________руб.

(цифрами)

Дата____________ Подпись________________

ЧЕК

Фамилия

Марка

Сумма

Страховой полис

Страховщик __________________________________________________и страхователь–автосалон “Second life auto” заключают договор страхованя автомобиля марки___________________ от угона на сумму 100000 руб. Таким образом страхователь выплачивает страховщику ____________% стоимости автомобиля.

Страховой взнос-10 % от стоимости покупки: ________ руб.

Дата ________Подпись__________

ЧЕК

Фамилия

Марка

Сумма

Задача 5: «О семейном бюджете»

Я провел исследование годового бюджета семьи Шильниковых.

Порядковый номер

Члены семьи

Сумма дохода

Папа – Шильников Дмитрий Валентинович

20 000рублей

67%

Мама – Шильникова Оксана Викторовна

10 000рублей

33%

Итого

30 000рублей

100%

При составлении семейного бюджета я использовал правило нахождения процентов от числа для того, чтобы узнать процентный доход в бюджет каждого из родителей.

Вычисления:

Для того чтобы найти в процентах зарплату, надо сумму умножить на 100 и разделить на 30 000.

    10 000*100 = 33%

    20 000* 100 = 67%

Вывод: составил бюджет своей семьи, применил свойство нахождения процентов от числа и представил данные в виде диаграммы.

Распределение семейного бюджета

Чтобы наглядно увидеть распределение семейного бюджета я составил таблицу.

Расходы

Сумма

Коммунальные услуги

3800руб

12,7%

Электро энергия

400руб

1,3%

Сотовая связь

1700руб

5,7%

Услуги интернета

600руб

Питание

10000руб

33,3%

Школа и дополнительные внеурочные занятия

2400руб

Расходы на лекарства

1000руб

3,3%

Расходы на бытовую химию, моющие средства

500руб

1,7%

Расходы на корм животным

600руб

Итого

24600руб

70%

Из таблицы видно, что наибольшее число процентов семейного бюджета расходуется на питание (33.3%), коммунальные услуги(12,7%). Еще нагляднее это видно из диаграммы.

Вычисления: Для того чтобы найти проценты от суммы, надо сумму умножить на 100 и разделить на 30 000.

1)(3800*100) : 30000=12,7% 2) (400*100): 30000=1,3%

3) (1700*100): 30000=5,7% 4) (600*100): 30000=2%

5) (10000*100): 30000=33,3% 6) (2400*100): 30000=8%

7) (1000*100): 30000=3,3% 8) (500*100): 30000=1,7%

9) (600*100) 30000=2%

Вывод: исследовал бюджет семьи, применил свойство нахождения процентов от числа, представил данные в виде таблицы и диаграммы.

Задача 6: Текстовые задачи на проценты включены и в материалах ГИА и ЕГЭ.

ГИА-2012, 9 класс

Начало формы

Условие

Ответ

I. 1


0/1

введите ответ:


I. 2


0/1

введите ответ:


I. 3


0/1

введите ответ:

    Вывод:

Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель сегодня обоснованно требует процент торговой скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело.

В своей работе я показал применение понятия процента при решении реальных задач только из некоторых сфер жизнедеятельности человека и на примере планирования бюджета нашей семьи.

В ходе своего исследования я пришёл к выводу, что проценты помогают нам:

    Грамотно разбираться в большом потоке информации.

    Правильно вкладывать деньги.

    Грамотно брать кредиты, выбирая более выгодный вариант.

    Совершать выгодные покупки, экономя на скидках.

    Планировать семейный бюджет.

    Решать математические задачи.

Считаю, что проценты – это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы для каждого человека. Изучение процента продиктовано самой жизнью. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни. Трудно назвать область, где бы не применялись проценты. Применение в жизни процентных расчетов полностью рассмотреть очень сложно, так как проценты применяются во всех сферах жизнедеятельности человека. Полагаю, что выбранная мной тема может иметь свое продолжение и оставляет широкое поле для дальнейших исследований.

4. Список литературы и используемых интернет ресурсов:

    «Занимательная математика» Я. И. Перельман, М.-2002г.

    «Дроби и проценты» С.С. Минаева, М.-2010г.

    Условие

    Ответ

    МБОУ СОШ №156

    БУКЛЕТ К ПРОЕКТУ

    Процентом называется сотая часть числа. Проценты были известны индийцами еще в V веке, и это закономерно, так как в Индии с давних пор счет велся в десятичной системе исчисления.

    Слово «процент» происходит от латинского pro centum, что буквально

    означает «на сотню», «со ста» или «за сотню».

    Употребление термина «процент» в России начинается в конце XVIII в.

    Долгое время под процентами понималось исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике .

    Существует три основных типа задач на проценты:

    • Найти указанный процент от заданного числа.

      Найти число по заданному другому числу и его величине

    в процентах от искомого числа.

      Найти процентное выражение одного числа от другого.

    Занимательная задача «Сказка о хитром и жадном короле»

    Один хитрый и жадный король созвал как-то свою гвардию и торжественно заявил:

    Гвардейцы! Вы славно служите мне! Я решил вас наградить и повысить каждому месячное жалованье на 20%!”
    “Ура!” – закричали гвардейцы.
    “Но, – сказал король, – только на один месяц. А потом я его уменьшу на те же самые 20%. Согласны?”
    “А чего же не согласиться? – удивились гвардейцы. - Пусть хоть на один месяц!” Так и было решено. Прошел месяц, все были довольны.

    Вот здорово! – говорил старый гвардеец друзьям за кружкой пива. - Раньше я получал 10 долларов в месяц, а в этом месяце получил 12 долларов! Выпьем за здоровье короля!”

    Прошел еще месяц. И получил гвардеец жалованья только 9 долларов 60 центов.

    Как же так? – заволновался он. - Ведь если сначала на 20% увеличить жалованье, а потом его уменьшить на те же самые 20%, то оно же должно остаться прежним!”
    “Вовсе нет, объяснил мудрый звездочет. - Повышение твоего жалованья составляло 20% от 10 долларов, т.е. 2 доллара, а понижение составляло 20% от 12 долларов, т.е. 2,4 доллара”.

    Погрустили гвардейцы, но делать нечего – ведь сами согласились. И вот решили они обхитрить короля. Пошли они к королю и сказали:

    Ваше Величество! Вы, конечно, были правы, когда говорили, что повысить жалованье на 20 % и понизить его потом на те же 20% – это одно и то же. И если это одно и тоже, то давайте сделаем еще раз, но только наоборот. Давайте сделаем так: Вы сначала понизите нам жалованье на 20%, а потом увеличите его на те же 20%”. “Ну что ж, – ответил король, ваша просьба логична; путь будет, по-вашему!”

    Вопрос: Кто же кого перехитрил?

    Алгоритмы решения основных типов задач на проценты:

      Чтобы найти а % от числа b , надо b умножить на 0,01 а : х = b · 0,01· а

      Если а % числа х равно b , то х = b : 0,01 · а ;

      Чтобы найти процентное отношение чисел а и b , надо отношение этих чисел умножить на 100%: (а/ b) ·100%

    Типы современных задач на проценты:

      Сезонные распродажи в магазине.

      Покупка автомобиля в «Автосалоне».

      Кредит в банке.

      Страховка.

      Распределение семейного бюджета.

Безродная Дина, Гудкова Анна

Руководитель проекта:

Павлова Ольга Викторовна

Учреждение:

МБОУ СОШ п. Де-Кастри Ульчского района Хабаровского края

В данном исследовательском проекте по математике на тему "Проценты вокруг нас" учащиеся изучают историю происхождения процента, рассматривают задачи практического применения, а также исследуют возможности применения процента в повседневной жизни, быту.

В предложенном исследовательском проекте по математике на тему "Проценты вокруг нас" авторы определяют процент как единицу сравнения данных с разными параметрами, а также доказывают необходимость использования процентных соотношений.


В представленной исследовательской работе по математике на тему "Проценты вокруг нас" учащиеся выполняют поиск информации в сети Интернет, анализируют найденный материал по истории процента, а также по использованию процентов в повседневной жизни человека.

В процессе проектной работы по математике "Проценты вокруг нас" школьники рассматривают и решают задачи на нахождение процента от числа, нахождения числа по его проценту, а также на нахождение процентного отношения двух чисел.

Введение
Методические характеристики исследования.
1. Проценты вокруг нас.
1.1. История процента.
1.2. Решение задач.

  • Задача 1. Нахождение процента от числа.
  • Задача 2. Нахождения числа по его проценту.
  • Задача 3. Нахождение процентного отношения двух чисел.

1.3. Проценты в жизни.
Заключение
Библиография
Приложения.

Введение


Актуальность. В школе мы познакомились на уроках математики с процентами. - одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Нам стало интересно, когда впервые человечество узнало проценты, как они использовались при решении практических задач. Нас заинтересовал также вопрос, часто ли мы можем встречаться с процентами в быту. Исходя из выше изложенного, мы определил для работы следующие цели и задачи.

Проблема: Люди часто в своей жизни сталкиваются с процентами, но не могут правильно решить их.

Объект исследования: процент как универсальная единица сравнения различных данных.

Предмет исследования: практические задачи с процентами.

Гипотеза: Если имеются данные с разными параметрами, то их удобнее сравнить с помощью процентов.

Цели работы:

  • Определить процент как единицу сравнения данных с разными параметрами;
  • Доказать необходимость использования процентных соотношений.

Задачи:

  1. Изучить историю происхождения процента;
  2. Рассмотреть задачи практического применения;
  3. Исследовать возможности применения «процента ».

Методы исследования: сбор и изучение информации, определение проблем при решении задач способом опроса.

Новизна исследования: работа в данном направлении в условиях МБОУ СОШ п.Де-Кастри ранее не проводилась.

Проект

на тему:

«Проценты в нашей жизни»

Проблема.

На уроке математики мы изучили тему «Проценты».Мы заинтересовались,

где это встречается в нашей жизни. Учитель порекомендовал нам выяснить этот вопрос. Мы решили изучить необходимую литературу, пораспрашивать родителей, бабушек и дедушек.

Задачи проекта.

    Изучить историю происхождения процента;

    Рассмотреть задачи на проценты из практической жизни ;

    Определить сферу практического применения процента.

Цель:

    Выяснить, где и как проценты применяются в нашей жизни. Понять как история доказывает появление процентов.

План наших действий.

    Выяснить, что знают родители, бабушки и дедушки о процентах и как они применяют это в своей профессии.

    Составить свои задачи на проценты и привести как можно больше примеров жизненных ситуаций, связанных с процентами.

    Собрать весь материал воедино и оформить продукт нашего труда в виде брошюры и презентации.

1. Из истории возникновения процента.

Слово процент от латинского слова pro centum, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян. Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. От римлян проценты перешли к другим народам Европы.

Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буква t превратилась в наклонную черту (/), возник современный символ для обозначения процента.

«Римляне брали с должника лихву (т. е. деньги сверх того, что дали в долг). При этом говорили: «На каждые 100 сестерциев долга заплатить 16 сестерциев лихвы».

Примеры двух задач исторического содержания, по теме «Проценты»:

Задача 1 . Один небогатый римлянин взял в долг у заимодавца 50 сестерциев. Заимодавец поставил условие: «Ты вернешь мне в установленный срок 50 сестерциев и еще 20% от этой суммы». Сколько сестерциев должен отдать небогатый римлянин заимодавцу, возвращая долг?

Ответ: 60 сестерциев.

Задача 2 Некий человек взял в долг у ростовщика 100 р. Между ними было заключено соглашение о том, что должник обязан вернуть деньги ровно через год, доплатив еще 80% от суммы долга. Но через 6 месяцев должник решил вернуть свой долг. Сколько рублей он вернет ростовщику?

Ответ: 140 руб.

Употребление термина «процент» в России начинается в конце XVIII в. Долгое время под процентами понималось исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Проценты применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась. Проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Ныне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу).

2.Проценты в нашей жизни.

Проценты - одно из математических понятий, которое часто встречаются в повседневной жизни. Можно прочитать или услышать, например, что

в выборах приняли участие 57% избирателей,

успеваемость в классе 85%,

банк начисляет 17% годовых,

молоко содержит 1,5% жира,

материал содержит 100% хлопка и т.д.

Цвет глаз в нашем классе

Наш класс.

66,65%

33,35%

Распределение площади на пришкольном участке

18%

32%

50%
3. Задачи на проценты

Основные задачи на дроби можно разделить на три группы:

1. Нахождение процентов от числа:

Чтобы найти проценты от числа нужно, проценты превратить в десятичную дробь и умножить на это число.

2.Нахождение числа по его процентам:

Чтобы найти число по его процентам нужно, проценты превратить в десятичную дробь и число разделить на эту дробь.

3.Нахождение процентного отношения чисел:

Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на 100.

Вот какие задачи мы составили:

1.В магазине шуба стоит 2000 рублей. Летом на распродаже она подешевела на 23%.За сколько рублей можно купить шубу на распродаже?

2. На оптовой базе цена 1 кг арбуза равна 8 рублей. В магазине делают наценку в 3%. По какой цене за килограмм мы купим арбуз в магазине?

3. Моя мама работает в клубе билетером. Билет на дискотеку стоит 20 рублей. Но директор сказал, что с 1-го января билет подорожает на 5%. Сколько будет стоить билет на дискотеку с 1-го января?

4. У меня есть друг, который учится в СОШ №1. Он сказал, что в их школе всего 900 учащихся и всех учащихся посещают различные кружки и секции. Мне стало интересно, а сколько это в процентах?

5. В газете я прочитала, что магазин «Клондайк» проводит распродажу компьютерной техники со скидкой 12%. Я прошу родителей купить мне ноутбук, который стоит 20900 рублей. Сколько придется заплатить за этот ноутбук с учетом скидки?

6. При ремонте школы из 28 окон на основном фасаде на пластиковые заменили только 10.

Какой процент составляют пластиковые окна от окон на фасаде?

7. У нас в школе есть пришкольный участок. Мы знаем, что цветочные культуры занимают 6,4 сотки, что составляет 32% от всего участка. Какова площадь пришкольного участка?

8. Доход нашей семьи за месяц составляет 15600 рублей. На питание расходуется 5000 рублей в месяц, коммунальные услуги обходятся в 900 руб., электроэнергия – 220 руб. Какой процент от всего бюджета составляют расходы на питание, коммунальные услуги и электроэнергию.

9. Тетрадь стоит 40 рублей. Какое наибольшее количество таких тетрадей можно купить на 650 рублей, после понижения цены на 15%? (Эта задача взята из заданий ЕГЭ по математике 11 кл.)

10. Курящий человек сокращает свою жизнь на 15%, что составляет 8,4 года. Какова средняя продолжительность жизни в России? (из статистических данных)

4. Заключение.

Изучение процента продиктовано самой жизнью. Они нас окружают почти везде. Люди многих профессий работают с процентами. Например, экономисты, бухгалтера, банкиры и даже продавцы. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни.

Вывод: Проценты дают возможность легко сравнивать между собой части целого, упрощают расчёты и поэтому очень распространены.

В процессе выполнения работы мы узнали много нового, думаем, что проделали очень полезную работу для себя и это пригодится в учебе.

Английский язык" href="/text/category/anglijskij_yazik/" rel="bookmark">английского языка

Северного округа г. Москвы

(г Москва, ул. Михалковская, д. 13 «А»,

телефон (4, E – mail: *****@***ru)

Проектно - исследовательская работа

на тему : « Его Величество ПРОЦЕНТ »

Научный руководитель: В, учитель математики

г. Москва, 2012/2013 год

Введение стр

Актуальность темы, проблема, гипотеза, цель и задачи проекта………….........3

Основная часть. Этапы исследования:

I Анкетирование …………………….……………………………………….……..4

II Сбор и обработка и изучение информации

История появления процента……………………………………………...……..…..5

Проценты вокруг нас (опрос одноклассников)……………………..…………...….7

Понятие % в математике………………………………………………..………...….9

Ключевые (опорные) задачи на процент………………………………..…….….…10

III Создание презентации для интерактивного урока и размещение её в интернете

Презентация «Основные задачи на проценты – решаем вместе»…………..….…12

Проведение эксперимента…………………………………………………………...12

Заключение

Выводы, результаты проекта…………………………………… ……………….…13

Список используемой литературы……………………………………………….…15

Приложения:

Итоги анкетирования………………………………………………………….……..16

Слайды презентации…………………………………………………………………19

Гений состоит из 1 процента вдохновения

и 99 процентов потения.

Т. Эдисон

I. Введение

Умение выполнять процентные расчеты необходимо каждому человеку. Мы очень часто можем слышать о скидках, наценках, уценках, прибыли, кредитах, и т. д. – всё это проценты.


Почти во всех областях человеческой деятельности встречаются проценты. Без понятия «процент» нельзя обойтись ни в финансовом деле, ни в статистике, ни в медицине или производстве, даже в кулинарии наши мамы сталкиваются с процентным соотношением продуктов. Чтобы начислить зарплату работнику, нужно знать процент налоговых отчислений; чтобы открыть счёт в сбербанке, наши родители интересуются размером процентных начислений на сумму вклада; чтобы знать приблизительный рост цен в будущем году, мы интересуемся процентом инфляции. Сталкиваясь с понятием процента на каждом шагу, я понял, как важно уметь решать задачи на проценты.

Современная жизнь делает задачи на проценты актуальными, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. Везде – в газетах, по радио и телевидению, в транспорте и на работе обсуждаются повышение цен, зарплат, пенсии, рост стоимости акций, снижение покупательской способности населения и т/п. Добавим сюда объявления банков, привлекающих деньги населения на различных условиях, об изменении процента банковского кредита и пр. Все это требует умение производить процентные расчеты.

Проценты - это одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Часто можно прочитать или услышать, например, что «в выборах приняли участие 56,3% избирателей», или «рейтинг победителя хит-парада равен 74%», «промышленное производство сократилось на 11,3%», или «банк начисляет 20% годовых», «молоко содержит 1,5% жира», или «эта ткань на 100% состоит из хлопка».

Ясно, что без умения понимать такого рода информацию в современном обществе просто трудно было бы существовать.

Процентные вычисления представляют интерес не только для будущих финансистов, но и для всех людей. С такими задачами приходится иметь дело при оформлении в банке сберегательного вклада или кредита, при покупке товаров в рассрочку, при выплате пени, налогов, страхования и т. д. Такие задачи демонстрируют практическую ценность математики. Это значит, что очень важно изучать понятие процента на уроках математики в школе.

Задачам на проценты уделяется достаточно много внимания в 6 - 9 классах средней школы . Однако, как я узнал, в программу по математике в старших классах проценты не входят. При таком подходе математические навыки обращения с процентами могут забыться. В старших классах использование процентов переходит на уроки химии, которая внедряет свой взгляд на проценты через диаграммы. Последнее обстоятельство может запутать учащихся в вопросах наибольшего применения пррцентов.

Проект знакомит учащихся средних классов с основными процентными вычислениями, и применением их в различных областях жизнедеятельности человека.

Мой интерес к теме возник на уроках математики, когда мы решали задачи на проценты. При решении задач надо отличить один способ решения от другого. Существуют опорные задачи на нахождение процента от числа, нахождение числа по его проценту, нахождение процентного отношения двух чисел.

Возникает проблема при решении задач на проценты в жизни: как найти процент от числа или как вычислить общую сумму, зная процент? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проанализировать решение задач на проценты. Все задачи на проценты решаются с помощью опорных задач.


Проблема: Не знание основных правил решения задач на проценты приводит к трудностям в решении таких задач в повседневной жизни.

Гипотеза решения проблемы: чёткое усвоение опорных задач на проценты в школе влияет на скорость и правильность принятия решений в повседневной жизни.

Моим проектом я хочу доказать, что многие задачи на проценты решаются с помощью опорных задач. Хочу научиться сам и помочь другим грамотно и быстро проводить элементарные процентные вычисления.

Цель проекта : объяснить решение ключевых задач на проценты с помощью создания презентации по теме «проценты» для урока математики.

Предметом исследования являются опорные задачи при решении задач на проценты.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) Обобщить литературу по теме «Проценты» и дать наиболее полное представление об этом понятии;

2) Показать широту применения процентов; 3) Изучить историю появления процентов;

4) Проанализировать классификацию задач на проценты по способам решения опорных задач;

5) создать презентацию для урока на решение трех стандартных задач на проценты «Нахождение процентов от числа», «Нахождение числа по его процентам», «Сколько процентов одна величина составляет от другой»;

6) Рассмотреть задачи, сюжеты которых взяты из действительности, окружающей среды современного человека.

При выполнении исследования применялись методы:

Сравнительного анализа литературы

Построение диаграмм и графиков с использованием компьютерной программы

Обобщение полученных результатов.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Анкетирование

Для выявления мнения моих одноклассников о распространённости процента в нашей жизни и с целью показать использование этого математического понятия в своих интересах, я провёл анкетирование среди 26 учеников:

История появления %

«Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян , которые пользовались шестидесятеричными дробями. Уже в клинописных табличках вавилонян содержатся задачи на расчет процентов. До нас дошли составленные вавилонянами таблицы процентов, которые позволили быстро определять сумму процентных денег. Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применяя так называемое тройное правило, т. е. пользуясь пропорцией. Они умели производить и более сложные вычисления с применением процентов.

Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Даже римский сенат вынужден был установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам.

Проценты были известны индейцам ещё в V в. Это закономерно, т. к. в Индии с давних пор счёт велся в десятичной системе счисления.

В середине века в Европе в связи с широким развитием торговли особенно много внимания обращали на умения вычислять проценты. В то время приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов, т. е. сложные проценты, как называют их в наше время. Отдельные конторы и предприятия для облегчения труда при вычислениях процентов разрабатывали свои особые таблицы, которые составляли коммерческий секрет фирмы. Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 г. Симон Стевин – инженер из города Брюгге (Нидерланды). Стевин известен замечательным разнообразием научных открытий, в том числе – особый записи десятичных дробей».

Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Ныне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу).

По-видимому, понятие «процента» возникло в Европе вместе с ростовщичеством. «Слово «процент » происходит от латинских слов pro centum , что буквально означает «до ста». Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буква t превратилась в наклонную черту (/), возник современный символ для обозначения процента. Существует даже история появления современного обозначения %: «В 1685 году в Париже была издана книга «Руководство по коммерческой арифметике» Матье де ла Порта. В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначали «cto» (сокращенно от cento). Однако наборщик принял это «cto» за дробь и напечатал «%». Так из-за опечатки этот знак вошёл в обиход».

Многие математики стали употреблять знак % для обозначения процентов, и постепенно он получил всеобщее признание.

Процент вокруг нас

В настоящее время актуально более углубленное изучение темы «Проценты» в разных ситуациях. Причина такой необходимости - это значимость, т. к. задания по данной теме часто встречаются на различных экзаменах, а также применяются не только на уроках математики, химии, экономики. Проценты прочно входят и в нашу повседневную жизнь: кредиты, банковские проценты , составы химических веществ.

Для полного исследования применения процентов в нашей жизни я провёл опрос среди моих одноклассников, где они встречали это понятие. Результаты опроса удивили даже самих ребят. Совместно мы вспомнили так много сфер применения процента, что это стало ещё одним подтверждением актуальности темы моего проекта. Вот перечень приведённых примеров:

Проценты применяются:

При расчёте скидок в магазине, составлении договора в банке, определении остроты зрения, соотношения ниток в составе ткани, определении жирности в продуктах, определении загрузки программ в компьютере или зарядки элементов питания, значение соотношения голосов на выборах или при голосовании, при распределении прибыли фирмы, подсчёте выполнения тестов ЕГЭ, расчёт налогов от з/платы, при сборе урожая и определении его потерь от стихии, соотношение воды в организме человека, или воды и суши на Земле, в соотношении примесей и золота в украшениях, поступивших в ВУЗы от общего чиста поступающих, информация для автомобилиста об остатке бензина в баке, при рейтинге участников хит-парада, определении порога эпидемии.

Итак, можно сказать, что проценты применяются в следующих областях: торговле, программировании, экономике, технологии производства, статистике, медицине, общественной жизни, бытовой жизни, разных областях науки, искусстве.

Проценты являются неотъемлемой частью банковских, торговых, налоговых, фармацевтических и т. д. операций. Они вошли в нашу жизнь не только с выпечкой кулинарных изделий и с приготовлением лакомств, они буквально атакуют нас в пору рыночных отношений в экономике, в пору банкротств, инфляций, кризисов.

Вкладчик сбережений в банке учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело. Правильно воспользоваться ипотечным кредитом в банке также помогут проценты. Грамотно проводить процентные расчеты - это значит иметь выгоду в банковских сделках, иметь рентабельный бизнес и коммерческие предложения.

Проценты – это одно из математических понятий, которые очень часто встречаются в повседневной жизни.

После опроса стало окончательно ясно, что без умения понимать такого рода информацию в современном обществе просто трудно было бы существовать.

Понятие процента в математике

Некоторые дроби чаще других встречаются в повседневной жизни, и поэтому они получили свои названия: половина (1/2), треть(1/3), четверть(1/4) и процент(1/100).

На практике дробные числа очень часто приходится сравнивать, а делать это удобно тогда, когда они выражены в одинаковых долях – только в третьих, только в четвёртых, только в десятых... Самыми удобными оказались сотые доли, которые и называют процентами (от латинских слов pro centum – «за сто»). Отсюда и определение : процентом называется дробь 1/100 (0,01).

Люди давно замети, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Сотая часть метра - это сантиметр, сотая часть рубля – копейка, сотая часть центнера - килограмм. Потому было придумано специальное название – процент. Значит одна копейка – один процент от одного рубля, а один сантиметр – один процент от одного метра.

Один процент – это одна сотая часть числа.

Значит, 1коп. – 1% рубля

1см – 1% метра

1а – 1%гектара

Так как 1% равен сотой части величины, то вся величина равна 100%.

«Проценты – это числа, представляющие собой другое выражение десятичных дробей. Любое число можно выразить десятичной дробью, значит, и в процентах.

Рассудим так: единица содержит сто сотых долей, то есть 1=100 %. Каждое число можно представить в виде произведения единицы на это число, а значит, выразить его в процентах:

2 = 1 х 2 = 100 % х 2 = 200 %

Для того, чтобы решать задачи на проценты необходимо знать определение процента и уметь производить действия с процентами: перевод % в дробь, и наоборот – дроби в %.

0,58 = =(0,58 × 100)% = 58 %

Удобно сначала выразить число в виде десятичной дроби, а затем перенести запятую на два знака вправо и поставить %.

Примеры: 4 = 4,00 = 400 %; 5/10 = 0,5 = 50 %; ¾ = 0,75 = 75 %

Для обратного перехода выполняется обратное действие. Таким образом, чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100. Например: 39% = 39: 100 = 0,39.

Т. к. 1% – это одна сотая часть числа, т. е 0,01,

то 0,03 =3%; 0,85= , 1,5= =150%.

Чтобы выразить проценты десятичной дробью, нужно число, стоящее перед знаком %, разделить на 100 или, что-то же самое, умножить на 0,01

2,5%=0,025 0,1%=0,%=3,5

Проценты употребляются для сравнения одно­родных положительных количеств, и только для этого.

Один процент – это одна сотая часть числа: 1% = » [ 12, 3]

Многие задачи на проценты сводятся к решению шаблонных задач, некоторые из которых я рассмотрю в следующих пунктах.

Ключевые задачи на проценты

В простейших задачах на проценты величина А принимается за 100% , а ее часть b равна p %.

I ______100% = А ____________ I I р % = b I

Нахождение процентов от данного числа

Эти задачи относится к той ситуации, когда даны общее количество А и некоторый процент р. Требуется найти количество, которое этот процент выражает. Здесь ключевое слово «от». Вопрос может звучать, например, так: найти р% от А или так, найти р% от общего количества А.

Итак: Каково количество, составляющее р% от А?

Такие задачи решают через нахождение одного процента от общего числа

1способ: b = А × = (A : 100) · p

2 способ: b = А· 0,01р

Пример: 20% от 80 составляет:

80: 100 · 20 = 0,8 · 20 = 16

80· 0,1· 20 = 80· 0,2=·16 Ответ: 16

Задача: В декабре состоялись выборы главы Администрации, в которых приняли участие 5000 человек. 30% из них отдали голоса за ныне действующего главу. Сколько жителей проголосовало за этого кандидата?

Решение: По условию, в выборах приняли участие 5 000 человек.

1 способ: 5000: 100 · 30 = 50 · 30 = 1500

2 способ: 30% - это 0,3 5000 × 0,3 = 1500 человек.

Ответ: 1500 человек.

Задача: В семенах сои содержится 20 % масла. Сколько масла содержится в 700 кг сои?

Решение. Требуется найти указанную часть 20 % от известной величины 700 кг.

1 способ: 700: 100 · 20 = 140

2 способ: 20% = 0,2 700 · 0,2 = 140 (кг).

Ответ: 140 кг.

Нахождение ОБЩЕГО числа по его процентам

Как найти общее количество, если известен Р % и количество этого процента А? или Нахождение общего числа по известной части числа и её величине в процентах.

Если известно, что р% общего числа равно b , то

Такие задачи решают через нахождение одного процента от известного числа

1 способ: A = b: = b : р · 100

2 способ: A = b : 0,01 p

Пример. 12% числа x составляют 30.

х= 30: 12 × 100 = 2,5 × 100 = 250

x=30: 0,12 x=250 Ответ: 250

Задача. Из хлопка получается 24 % волокна. Сколько надо взять хлопка, чтобы получить 480 кг волокна?

1 способ: 480: 24 × 100 = 20 × 100 = 2000 кг

2 способ: 480: 0,24 =48 000: 24= 2000 (кг)

Ответ: Надо взять 2т хлопка.

Задача. Из хлопка получается 24 % волокна. Сколько надо взять хлопка, чтобы получить 6000 кг (6т) волокна?

1 способ: 6000: 24 × 100 = 250 × 100 = 25000 кг

2 способ: 6000: 0,24 = 25000 (кг)

Ответ: Надо взять 25т хлопка.

Нахождение процентного отношения двух чисел.

Нахождение процентного отношения двух чисел.

Чтобы узнать, сколько процентов одно число составляет от второго, надо первое число разделить на второе и результат умножить на 100%.

Вопрос: Сколько процентов b составляет от А ?

Задача: Надо вспахать участок поля в 500 га. В первый день вспахали 150 га. Сколько процентов составляет вспаханный участок от всего участка?

Чтобы ответить на вопрос задачи, надо найти отношение (частное) вспаханной части участка ко всей площади участка и выразить его отношение в процентах: Т. е. разделить вспаханную площадь на общую площадь участка и умножить на 100%.

150: 500 × 100% = 0,3 × 100% = 30 %

Задача 2. Рабочий изготовил за смену 45 деталей вместо 36 по плану. На сколько процентов рабочий перевыполнил план?

Решение: Для ответа на вопрос задачи надо найти отношение (частное) числа 45 к 36 и выразить его в процентах: 45: 36 × 100% = 1,25× 100% = 125 %.

Ответ: Рабочий перевыполнил план на 25%

Создание презентации «Основные задачи на проценты – решаем вместе!»

Уже несколько лет, я с удовольствием делаю презентации на самые разные темы. Это и освещение интересных фактов для классных часов , и подготовка домашних заданий для уроков, а особое место занимают презентации для моих проектов. Они готовятся долго, тщательно и занимают больше времени по их представлению. Для осуществления этого проекта, я решил создать презентацию «Основные задачи на проценты – решаем вместе».

В этой презентации есть слайды посвящённые истории возникновения процента, понятию «процент», разбору основных задач. Для лучшего закрепления пройденной темы в конце презентации дан тест на основные задачи.

Т. к. презентация проходила в интерактивной форме, то она была очень полезна и для меня. На многие вопросы я мог ответить, а многие мы разбирали в классе с Ольгой Владимировной, руководителем моего проекта.

На уроке стало ясно, что написанные мной формулы не всегда понятны, если их математическое выражение не объяснить. Кроме того, мне захотелось дополнить презентацию памяткой с основными формулами для решения опорных задач на проценты, т. к. ребятам сложно сразу было запомнить все формулы.

Проведение эксперимента

В результате проведения интерактивного урока на основе презентации, 4 этапом исследования стало проведение эксперимента. Он заключался в сравнении итогов двух тестирований: до проведения презентации и после. Эксперимент удался! До презентации предложенные задачи на проценты смогли решить всего несколько человек, а после проведения процент решивших составил почти 90%.

Теперь, я надеюсь, мои одноклассники не будут спрашивать у мамы, насколько дешевле стала вещь, с учётом скидки, а скорее всего сами помогут ей в этих расчётах.

Теперь презентацию, проверенную на моих одноклассниках, можно было выложить в открытом доступе в интернете.

На канале YouTube у нас с сестрой есть своя страничка «shkola1223». Я сделал фильм в виде слайд-шоу по страницам презентации и разместил его на нашем канале.

http://www. /user/shkola1223?feature=watch

Теперь если в поисковой системе YouTube набрать запрос «урок на тему проценты», или «задачи на проценты», то можно познакомиться с моей презентацией к интерактивному уроку. Т. к. разработана она при поддержке моего руководителя проекта, то может быть полезна и учителям, и школьникам при подготовке домашних заданий. Вот некоторые слайды из презентации:

Основные выводы по проведённому уроку.

Итоги проведённого тестирования показали:

v материал изложен понятно и доступно;

v материал содержит полную информацию для работы с процентами;

v перечень примеров способствуют лучшему усвоению данной темы;

v предложенная памятка помогает закрепить пройденный материал;

Опираясь на результаты тестирования, можно утверждать, что обучающая программа составлена успешно и её можно рекомендовать в качестве самоучителя по теме «Проценты» для учащегося 5-7 классов.

Такой подробный разбор формул неожиданно помог мне в сдаче экзамена по программированию на курсах. Надо было написать программу для вычисления какой-нибудь формулы. Все ребята условием программы брали простые арифметические действия, а моя программа рассчитывала проценты и находила общее число. В результате, экзамен был сдан на «отлично»!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется сказать, что процент действительно является его Величеством. Без этого понятия сейчас многое в жизни было бы непонятно, сумбурно. Процент приводит в порядок многие расчеты, сравнения и т. д.

Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Учащиеся встречаются с процентами на уроках физики, химии, в интернете, просмотре телепередач, в магазинах.

Уметь грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления должен каждый современный учащийся.

С математической точки зрения раздел процентов в школьной математике является простейшим. Научить процентам – это в первую очередь научить быстро и без колебаний переводить ту или иную словесную формулировку с участием процентов в соответствующую математическую формулировку. В таком умении современный человек независимо от рода деятельности и уровня образования нуждается непрерывно.

Вот и пролетели полгода интересной и трудной работы. Благодаря помощи руководителя моего проекта и одноклассников достигнута цель проекта :

Исследовано и доказано, что применение процентов в повседневной жизни приводит к необходимости изучения опорных задач на проценты в школе. Изучение этой темы можно проводить с помощью интересной презентации к уроку.

Запланированные мероприятия по реализации проекта выполнены в полном объёме:

Я повторил пройдённый материал по процентам. Познакомился с применением процентов в разных сферах жизни. Узнал, что сейчас область применения процентов очень велика по сравнению со временем их рождения, когда их применяли только ростовщики . Я понял, что проценты можно применять везде, а для этого необходимо умение правильно вычислять их.

Выполнены задачи проекта:

Проведено анкетирование среди одноклассников

- Изучена история вопроса

- Систематизирована и обобщена информация по математическому понятию процента

- Рассмотрены опорные задачи на проценты

- Создана презентация к уроку

Таким образом, достигнуты ожидаемые результаты проекта:

В процессе исследования была создана обучающая программа, которую можно использовать для индивидуального обучения. Эту программу можно рекомендовать для уроков и факультативных занятий по математике. Учителя математики могут использовать её как методическое пособие к данной теме, а также для контроля знаний учащихся.

Презентация размещена в открытом доступе в интернете. Этой программой могут пользоваться все, кого интересует данная тема.

В этом проекта я рассмотрел простейшие основные задачи на проценты. Эти задачи составляют только первую главу процентных вычислений. В следующей работе я хотел бы познакомиться с простым и сложным процентом, разобрать условия задач, связанных с начислением банковских процентов.

Считаю, что проект имеет практический результат и окажется полезным для школьников разных возрастов и для учителей, которые могут использовать данные материалы для представления своим ученикам.

Спасибо за внимание!

Список литературы.

1. , Математика: Учебник для 5 класса ОУ – М.: Мнемозина, 2003.

2. , Я познаю мир. Детская энциклопедия: Математика. – М.: «Издательство АСТ», 1999.

3. , Седова вычисления. М. Дрофа, 2003

4. http://ru. wikipedia. org/wiki/% , http:///studyguide

Приложение. Итоги анкетирования

Анкетирование

26 учеников так ответили на вопросы анкеты:

1) сколько времени в будний день тратите на: еду, домашнее задание, компьютер, сон, кружки/секции и оставшееся время?

Из данной диаграммы следует, что школьник в среднем тратит свой день на разные занятия примерно одинаково. Кроме выполнения домашнего задания, у многих остаётся много времени на другие занятия.

2) сколько времени в выходные вы тратите на: различные мероприятия, компьютер, кружки/секции, домашнее задание?

Из этой диаграммы следует, что в среднем ребята тратят на домашнее задание 20% выходного дня, а остальное время могут посвятить различным мероприятиям.

Эти вопросы показали мне, что проценты можно использовать для изучения многих тем.

3) Как часто вы рассчитываете проценты?

Из этой диаграммы следует, что больше половины нашего класса пользуются расчётом процентов в повседневной жизни.

4) Считаете ли вы наличие процентов важной составляющей в нашей жизни?

Почти 80% ребят из нашего класса считают наличие процентов важной составляющей в нашей жизни.

Эти два вопроса раскрыли отношение одноклассников к теме повседневного применения процентов, и подтвердили актуальность рассматриваемой темы проекта. После подведения итогов анкетирования я приступил к изучению темы и созданию презентации урока.

Приложение. Слайды презентации к уроку