Предмет и методы статистики кратко. Методы статистики. совершенствование комплексного анализа социально-экономического развития Казахстана и его регионов


Размещено на http://www.сайт/

Тема 1. Предмет, метод и задачи статистики

1 Понятие статистики

2 Предмет статистики

3 Задачи статистики

4 Методы статистики

5 История статистики

6 Источники статистических данных

Цель: ознакомитьс понятием «статистика», а так же с предметом, методом и задачами статистики.

После изучения вы сможете : ориентироваться в основных статистических терминах: статистическая совокупность, статистический показатель.

Информационные источники:

1. Статистика: Учебник/Под ред. В.Г. Ионина. - М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Курс теории статистики: Учебник/Под ред. В.Н. Салина, Э.Ю. Чурикова. - М.: Финансы и Статистика, 2006.

3. Теория статистики: Учебник/Под ред. Г.П. Громыко. - М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Теория статистики: Учебник/Под ред. Р.А Шмойловой М.: Финансы и Статистика,2007.

5. Галкина В.А. Статистика: Учебное пособие: М.: РГАЗУ,2002.

1 Понятие «статистика»

Понятие «статистика» ввел в середине XVIII в. немецкий профессор философии и права Готфрид Ахенваль (1719-1772), который первым начал читать новую дисциплину и назвал ее статистикой (лат. status - состояние, положение, от него ит. stato - государство и statista - знаток государства). Статистика определяется как одна из базовых дисциплин в системе экономического образования.

Зарождение статистики было связано с потребностями государственного управления и понималось как государствоведение. Одновременно развивались методы статистики и как разновидность счета нашли применение при организации и анализе результатов хозяйственного учета (подворные переписи, монастырские записи и т.п.), изучении населения, а также в сельском хозяйстве, медицине, биологии, социально-экономических исследованиях. Вместе с методами получили развитие отдельные разделы статистики, например вероятностных методов и актуарных вычислений, возникновение некоторых разделов обязано азартным играм, а некоторых, в частности, страхованию.

Сегодня к статистике, ее методам и показателям, и прежде всего обобщающим показателям (таким, как численность населения, национальное богатство, валовой внутренний продукт, уровень жизни и др.), обращаются везде и всюду. Без статистики немыслимо подведение итогов деятельности как отдельно взятых хозяйствующих субъектов, так и целых стран и мировой экономики в целом. В равной мере невозможно принятие каких-либо научно обоснованных решений, невозможна оперативная работа в любой области деятельности, включая образование и науку.

Жизнедеятельность общества свидетельствует о всеобщей востребованности статистики не только как первоисточника данных и, следовательно, метода познания, но и столь же мощного средства преобразования окружающего мира на основе объективных закономерностей.его развития.

Вместе с тем история статистики свидетельствует о сложном и противоречивом ее использовании, о применении статистики как инструмента манипулирования общественным сознанием, искажения явлений окружающего мира, средства сокрытия правды.

2 Предмет статистики

статистика метод история

Предметом изучения статистики является количественная сторона массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной в определенных условиях места и времени. Статистика исследует количественное выражение закономерностей общественного развития методами обобщающих статистических показателей.

При определении предмета изучения существенно важным является соблюдение следующих пяти принципов-характеристик, какими являются: однородность массовых явлений (массовых данных); предварительный качественный их анализ; определение закономерностей; применение количественных методов и исчисление обобщающих показателей.

Статистика является самостоятельной дисциплиной и объектом практических занятий, если при определении ее предмета присутствуют все указанные пять принципов-характеристик, и не является таковой, если ее предмет изучения определяется по отдельно взятым признакам. При этом под массовыми понимают не любые, а строго определенные статистические совокупности данных, такие, которые допустимо обрабатывать с помощью статистических методов и на основе которых правомерно делать обобщения и выводы.

Статистические совокупности определяются на основе предварительного качественного анализа изучаемых явлений по существующим или специально разрабатываемым критериям однородности. Однородность явлений измеряется коэффициентами вариации и другими более сложными статистическими критериями. Однородными являются совокупности, коэффициент вариации которых не превышает 0,33.

Вели оценки, получаемые при увеличении объемов выборочных единиц одних и тех же статистических совокупностей, за пределами заранее допустимых отклонений не меняются, то такие совокупности признаются статистическими. В случаях когда оценки каждый раз меняются, такие совокупности не признаются статистическими и не могут рассматриваться как предмет статистики. Отдельно взятые данные в виде разрозненных цифр и фактов предметом статистики не являются. В этом разница между статистической и нестатистической (случайной или любой другой произвольной) совокупностью. Обычно статистические совокупности представляются 20 и более единицами наблюдаемого явления. Более полные совокупности встречаются реже и представляют предмет специально организуемых наблюдений, в особых случаях - предмет самостоятельно организуемых, в том числе государственных переписей или цензов (большие выборки и сплошные наблюдения).

Исследуя однородные совокупности с помощью статистических методов, можно установить наличие или отсутствие взаимосвязей между существенными признаками изучаемых явлений, определить устойчивые тенденции и закономерности их изменения в пространстве и времени.

На основе неоднородных случайных совокупностей решать подобные задачи бесполезно. Следовательно, определение однородности изучаемых явлений и установление закономерных взаимосвязей между ними - две основополагающие задачи статистики, конструирующие методологическое содержание ее предмета и состав ее методов.

Без правильного решения этих задач нет смысла исчислять обобщающие показатели, делать статистические заключения и предположения.

3 Задачи статистики

Статистика как наиболее надежный источник данных решает широкий круг задач, связанных с обобщением изучаемых явлений и, следовательно, достоверным познанием окружающего мира. Кроме того, статистика позволяет разрабатывать стратегию поведения на основе прогноза закономерностей наблюдаемых явлений и, значит, активно участвовать не только в познании, но и в преобразовании окружающего мира.

В современном мире статистика решает целый ряд задач, определяемых ее ролью в науке и практике. Эти задачи условно можно разделить на две группы: методологические и практические. Так, с помощью статистической методологии определяются уровни, темпы и пропорции изменения массовых социально-экономических явлений; устанавливаются закономерности изменения этих явлений; характер и теснота связи; намечаются перспективы социально-экономического роста стран; проводятся разнообразные сопоставления уровней их развития, достижений и потерь в пространстве и времени.

Задачей статистики на современном этапе социально-экономического развития России является характеристика происходящих изменений, связанных с переходом к рыночным отношениям. Для решения этой задачи статистика собирает и систематизирует информацию о реформируемых процессах и объектах, обеспечивает информационные запросы управленческих структур, совершенствует методы сбора, обработки и анализа данных, активно участвует в развитии современного бизнеса, менеджмента и маркетинга.

Одновременно органы государственной и ведомственной статистики Российской Федерации решают широкий круг статистических задач, среди которых важнейшие:

Совершенствование действующих и построение новых систем статистических классификаторов, регистров и показателей, отражающих ход и результаты совершаемых реформ с учетом опыта развития зарубежных и международных систем макроэкономического учета и статистики;

Разработка и реализация полномасштабной программы адаптации отечественных систем учета и статистики к международным стандартам, начиная с систем стандартных классификаций, показателей и регистров всех субъектов экономической деятельности, всех видов и форм собственности и кончая стандартными системами национальных счетов (СНС) и стандартными методами анализа финансовых рынков, изучения общественного мнения, а также методами ведения международного социального и экономического мониторинга;

Создание системы оперативного управления корпоративны ми и федеральными отечественными программами статистических работ, подготовка программ долгосрочного развития государственной статистики, включая программы функционального, научного, технического, компьютерного, информационного, кадрового и финансового обеспечения всех видов официальной статистической деятельности в России;

Разработка общероссийских классификаторов продукции, видов экономической деятельности, товаров, услуг и капиталов по видам деятельности, а также классификаторов природных ресурсов, занятий, профессий, национального богатства финансовых и нефинансовых активов России, включая золотовалютные запасы и имущество, принадлежащее России за рубежом, по стандартам, принятым в Европейском союзе, Всемирной торговой организации и других специализированных международных организациях;

Реорганизация методов сбора, обработки и распространение данных, замена регулярных (громоздких и дорогостоящих) сплошных обследований (переписей) выборочными обследованиями, разработка специальных методов статистического наблюдения за субъектами малого предпринимательства, строительства, торговли, транспорта и связи, а также субъектами теневой экономики и нерыночного хозяйства;

Создание базы данных и разработка российских сайтов и технологий доступа к сети Интернет с целью реализации программ и технологий распространения за рубежом и в международных организациях отечественной статистической информации;

Развитие методов изучения финансовых и нефинансовых активов статистики платежного баланса внешней торговли, таможенной статистики, статистики импорта и экспорта услуг, а также ввоза и вывоза капитала, в том числе нелегального ввоза и вывоза, включая статистику отмывания нелегальных доходов, их гармонизация с соответствующими международными системами учета и статистики;

Создание и развитие государственных и корпоративных систем статистического мониторинга социальной и экономической конъюнктуры в России, включая современные системы мониторинга рынков труда, капиталов и услуг, равно как и всех видов финансовых рынков;

Улучшение системы экономико-статистического образования в России, в том числе начального и среднего специального статистического образования, создание ознакомительных курсов по изучению и внедрению зарубежного и международного опыта организации статистических работ в практику отечественной статистики, формирование рынка отечественных статистических услуг, включая рынок консультативных, образовательных, информационных и компьютерных услуг, совершенствование и содействие более широкому и эффективному распространению отечественных статистических баз данных и баз знаний в зарубежных странах и международной практике.

4 Методы статистики

Статистика как область практической деятельности, самостоятельная отрасль научных знаний и базовая учебная дисциплина оперирует многочисленными методами сбора и обработки данных для получения достоверных оценок и результатов, необходимых для принятия обоснованных управленческих решений.

Совокупность разнообразных методов образует системное понятие «статистическая методология». В зависимости от характера изучаемых процессов, областей статистической работы и форм статистического исследования, назначение, содержание, взаимосвязь и эффективность статистических методов меняется и требует собственного предметного истолкования.

Общее правило применения статистических методов для анализа общественных явлений заключается в предварительном изучении условий их использования, т.е. определении сущности изучаемого явления, знании законов его развития и особенностей среды, в которой применяются конкретные решения.

Например, прежде чем ставить вопрос о статистическом изучении влияния отдельных факторов на рост производительности труда, необходимо предварительно уяснить понятие «производительность труда», определить состав факторов, влияющих на нее, установить характер влияния каждого отдельно взятого фактора. Решение этих вопросов требует не только статистических, но и экономических знаний, а также формального представления данных и формальных расчетов; их содержательного истолкования, выявления и объяснения причинно-следственных связей.

В этом состоит сущность использования статистических методов в современной науке и практике, их принципиальное отличие от применения формальных методов.

Познавательное значение статистических методов и в том, что они служат надежным и подчас единственным способом оценки закономерностей общественной жизни; с их помощью можно обосновать и доказать экономические предположения, проверить теоретические гипотезы, восстановить, пополнить и скорректировать существующие оценки, исправить ошибки и представить изучаемые явления в полном объеме накопленных знаний.

Статистические методы рассматриваются как методы анализа количественных данных. Статистические методы анализа нечисловой информации, анализа временных рядов и прогнозирования, а также эконометрического моделирования не входят в предмет статистики и интерпретируются как самостоятельные, используемые независимо от собственно статистических методов.

По технологии формирования и условиям применения различают три группы статистических методов:

Методы, формируемые и применяемые при организации и проведении массовых наблюдений (сбор, регистрация и оценка первичных данных, контроль их полноты, точности и достоверности, анализ общественного мнения и т.д.);

Методы статистических группировок, применяемые при обработке данных (систематизация и классификация собранных данных, их форматизация и обработка, включая компьютерную, организация и ведение баз данных и баз значений);

Методы обобщения собранных и обработанных данных (определение показателей однородности данных путем исчисления абсолютных, относительных и средних величин, а также показателей вариации; изучение взаимосвязей и закономерностей изменения обобщающих данных, включая двумерный и многомерный регрессионный, корреляционный, факторный, кластерный анализ и др.).

Все статистические методы взаимосвязаны и представляют единую систему, применение которой гарантирует правильность и достоверность получаемых результатов. Существенно важно, что современные статистические методы используются не только для исчисления значений тех или иных показателей, но и для проверки достоверности их исчисления там, где статистические тесты отсутствуют или вызывают сомнение Области нетестовой проверки существенности, сходимости, точности и достоверности исчисляемых показателей самые обширные и многократно превосходят области тестовой проверки по тем или иным известным статистическим критериям. Нетестовая проверка - это нахождение значений одних и тех же искомых показателей двумя и более разными статистическими методами. Совпадают значения искомых показателей - принятые методы исчисления приемлемы, не совпадают - значит, примененные методы неприемлемы. Эффективными при этом считаются методы, требующие в ходе применения минимальных объемов информации и счета.

5 История статистики

Статистика имеет многовековую историю, связанную с человеческой деятельностью.

Первые заметки по учету земель и населения найдены в церковных книгах разных народов и совпадают по времени с возникновением религии. В античном мире был организован учет родившихся, составлялись земельные кадастры со сведениями о строениях, рабах, скоте, получаемых доходах. Древнегреческий философ Аристотель составил описание 157 городов и государств своего времени. Всеобщая перепись населения и его имущества была проведена в Англии в XI в. В Х-ХИ вв. в Древней Руси в целях налогообложения проводился сбор различных сведений. В XVIII в. был введен учет цен на хлеб, осуществлялась регистрация новых фабрик и заводов, проводились подворные переписи населения.

Статистика как сумма знаний, необходимых купцам, политикам и военным, впервые предстала в работах немецкого ученого Г.Ахенваля (1719-1772).

С возникновением капитализма потребовалась обширная информация о государственном потенциале разных стран и народов (середина XVII в.), и статистика развивается не только как государствоведение (описательная статистика), но и как наука о приемах и методах счета системы различных социально-экономических показателей - политическая арифметика.

У.Петти (1623-1687) английский экономист рассматривал политическую арифметику как мощный метод выявления закономерностей и взаимосвязей массовых экономических явлений с помощью измерения числовых характеристик.

В первой половине XIX в. формируется третье направление в развитии статистики - математическое. Его основателем считается бельгийский статистик А.Кеттле (1796-1874), назвавший статистику «социальной физикой», т.е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью методов естествознания.

В России становление статистической науки связано с развитием описательного направления, которое было господствующим до 1730-х гг. В 1802 г. в стране формируется первое государственное статистическое объединение - статистический отдел Министерства внутренних дел России. Реформа 1861 г. привела к созданию в стране органов местного самоуправления - земств, в 1870-х гг. -губернских статистических бюро (в 27 губерниях России); в 1897 г. проводится первая всеобщая перепись населения.

В начале XX в. начинает интенсивно развиваться математическая статистика, а затем эконометрика - наука, культивирующая применение статистики и математики в экономике и ее отраслях, а также в научных исследованиях (биометрия).

Одновременно с развитием статистики как науки о методах сбора и обработки массовых данных формируются статистические службы, концентрирующие эти работы и выполняющие их на регулярной основе. В России такие службы появляются в начале XIX в. и ныне в полном объеме представлены Федеральной службой государственной статистики (Росстат) - методологическим и организационным центром координации всех статистических работ в стране.

Федеральная служба государственной статистики России представляет собой сеть, охватывающую комитеты государственной статистики в автономных областях, автономных округах и краях России и включающую районные (городские) комитеты государственной статистики.

Ведомственная статистика, а также статистика компаний и предприятий, объединений, ассоциаций - это первичное звено Росстата и рассматривается как крупная дополнительная организация в проведении важных статистических работ.

Представление национальной статистики России в международных публикациях и международной статистике, а также в отечественной статистике культивируется давно и стало нормой российской статистической жизни. На современном этапе особый интерес представляет внедрение международных стандартов ООН, ЕС, Международного валютного фонда, Мирового банка и различных международных статистических организаций (их более 450) в практику работы Росстата и других отечественных статистических служб, что повышает качество и эффективность работы. Адаптация к международным стандартам направлена на повышение уровня сравнимости экономико-статистических показателей, публикацию сопоставимых и полных данных как по отдельным странам, так и по мировой экономике в целом на регулярной основе.

6 Источники статистических данных

Источников статистических данных много, но они разрозненны и поэтому требуют обобщенного представления.

Различают первичные и производные источники данных.

Первичными источниками данных являются переписи (цензы) и материалы разнообразных текущих обследований, включая выборочные наблюдения и материалы изучения общественного мнения.

Производными источниками являются материалы, публикуемые в текущих и периодических изданиях (например, в газетах j «Финансовые известия», «Экономика и жизнь» и т.п.), характеризующих экономическое положение России, валютные курсы, колебания цен и т.д.

Наиболее распространенные производные источники статистических данных - статистические публикации. Различают текущие, ежегодные и разовые статистические публикации.

Примерами текущих публикаций в России служат ежемесячный журнал «Вопросы статистики», ежеквартальный журнал «Статистическое обозрение», а примером разовых публикаций - статистические сборники «Российская Федерация в... году» и «Статистический ежегодник России».

Эти издания содержат итоговые месячные, квартальные и годовые показатели, характеризующие развитие различных отраслей и экономики в целом, и дают сопоставимую во времени и пространстве максимально полную информацию о социально-экономическом положении России. Указанная информация - результат профессиональной деятельности широкого круга специально подготовленных работников и заслуживает, как никакая другая информация, общего доверия.

Важными источниками данных в России являются также монографии авторов, компаний и ассоциаций, которые содержат информацию о нестандартных и уникальных явлениях и дополняют данные отечественной государственной и ведомственной статистики.

Подобные документы

    История возникновения и развития статистики. Предмет, основные понятия и категории статистики. Методы сбора, обобщения и анализа статистических данных. Экономическая статистика и ее отрасли. Современная организация статистики в Российской Федерации.

    лекция , добавлен 02.05.2012

    Предмет и метод статистики как общественной науки. Основные задачи и виды группировок. Точность наблюдения и методы проверки достоверности данных. Понятие о статистическом наблюдении, этапы его проведения. Виды статистических показателей и величин.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2014

    Понятие статистики как науки, предмет и методы ее изучения, основные цели и задачи. Категории статистики и ее показатели, способы представления результатов. Сущность и классификация относительных и средних величин. Понятие ряда динамики и его анализ.

    реферат , добавлен 15.05.2009

    Статистическая методология и статистические показатели. Принципы организации статистики, его роль в плановой и рыночной экономике. Реформирование казахстанской статистики. Формы статистического наблюдения. Статистические отчетность, сводка и переписи.

    курс лекций , добавлен 11.02.2010

    Основные категории статистики. Группировка - основа научной обработки данных статистики. Содержание сводки и статистическая совокупность. Построение вариационного, ранжированного и дискретного рядов распределения. Группировка предприятий по числу рабочих.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2015

    Статистика внешнеэкономических связей (ВЭС) как отрасль экономической статистики. Особенности статистики внешней торговли, предмет ее наблюдения и изучения. Товары и услуги, составляющие экспорт и импорт любой страны, - объект учета в статистике ВЭС.

    презентация , добавлен 05.12.2013

    Развитие статистической науки. Предмет статистики, задачи и методология. Структура статистической науки. Организация статистики в Российской Федерации. Общегосударственная и ведомственная статистика. Информационный фонд.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Понятие и предмет статистики, теоретические основы и категории, взаимосвязь с другими науками. Объект и метод изучения статистики. Основные задачи, принципы организации и функции государственной статистики в РФ. Примеры статистической закономерности.

    лекция , добавлен 02.03.2012

    Статистика как общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений с целью выявления их особенностей и закономерностей развития. Понятия, предмет, задачи, система статистических показателей. Организация статистики в России.

    реферат , добавлен 04.06.2010

    Предмет и метод статистики. Сводка и группировка статистических данных. Функции статистических показателей. Статистические ряды, вариация и дисперсия. Преимущества выборочного наблюдения. Методы анализа корреляционных связей, экономические индексы.

Статистика - одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета.

Термин "статистика" происходит от латинского слова Status, - государство, которое вошло в употребление в Германии в середине 18 века. Под статистикой подразумевалась совокупность сведений о государстве, о его достопримечательностях.

Как наука статистика стала преподаваться в 1749 году немецким ученым Готфридом Ахенвалем.

Развитие статистики шло по двум направлениям:

1) описательная школа возникло в Германии и было связано с описанием достопримечательностей государства: территории, населения, благосостояния государства и граждан и т.п. - без анализа закономерностей и взаимосвязей между явлениями. Основателем описательной школы был немецкий ученый Герман Контринг (1606 - 1681).

2) «политическая арифметика» возникло в Англии и было ориентировано на выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязи изучаемых явлений. Основателем школы этого направления был Уильям Петти (1623-1687).

Термин «статистика» употребляется в нескольких значениях: комплекс учебных дисциплин; отрасль практической деятельности («статистический учет»); совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни; статистические методы (в том числе методы математической статистики), применяемые для изучения социально-экономических явлений и процессов.

Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социально-демографическая статистика и ее отрасли.

Теория статистики является наукой о наиболее общих принципах и методах статистического исследования социально экономических явлений. Она разрабатывает понятийный аппарат и систему категорий статистической науки, рассматривает методы сбора, сводки, обобщения и анализа статистических данных, т. е. общую методологию статистического исследования массовых общественных процессов.

Теория статистики является методологической основой всех отраслевых статистик.

Экономическая статистика - изучает явления и процессы в области экономики структуру, пропорции, взаимосвязи отраслей и «элементов общественного воспроизводства».

Статистика - это наука, которая изучает количественную сторону массовых социально-экономических явлений в неразрывной взаимосвязи их качественной стороной, а так же количественное выражение закономерностей развития процессов в конкретных условиях места и времени.

Предмет статистики - количественная сторона массовых социально-экономических явлений и процессов, которая изучается неразрывно с их качественной стороной.


Задачи статистики - совершенствование статистической информации базы на основе разработки системы статистических показателей и внедрения государственных статистических стандартов с целью обеспечения органов государственного управления и других структур статистическими данными;

Теоретической основой статистики являются положения социально-экономической теории, которые рассматривают законы развития социально-экономических явлений, выясняют их природу и значение в жизни общества. Опираясь на знания положений экономической теории, статистика анализирует конкретные формы проявления категорий, оценивает размеры явлений, осуществляет разработку адекватных методов их изучения и анализа.

Изучение статистики основано на системе категорий и понятий, отражающих наиболее существенные свойства, признаки, взаимосвязи явлений и процессов.

Метод статистики

Статистические методы:

- метод массовых наблюдений - сбор первичных данных по единицам совокупности;

Сводка и группировка заключается в классификации, обобщении полученных первичных данных;

Методы анализа обобщающих показателей позволяют дать характеристику изучаемому явлению при помощи статистических величин: абсолютных, относительных и средних с целью установления взаимосвязей и закономерностей развития процессов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) был преобразован в Федераль-ную службу государственной статистики (Росстат). Область де-ятельности Росстата определяется Положением о Федеральной службе государственной статистики.

Функции Росстата:

Принятие нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности;

Обеспечение органов государственного управления официальной статистической информацией о социально-демографи-ческом, экономическом, экологическом состоянии страны;

Осуществление контроля в сфере государственной статис-тической деятельности.

Органы Росстата представляют собой трехуровневую систему с территориальными органами и подведомственными организа-циями Федеральной службы. Росстат руководит работой 75 тер-риториальных органов государственной статистики, в ведении которых находится статистическая деятельность на соответству-ющих территориях республик, краев, областей, автономных ок-ругов и автономной области.

Кроме того, в систему Росстата включены:

ГМЦ (Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики),

Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информа-ционной системы;

Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики, учебные заведения (колледжи и техникумы, учебные центры).

Сбор и обработку статистической информации могут также осуществлять министерства и ведомства: Минфин Российской Федерации, МВД и т.д. (так называемая ведомственная статисти-ка).

Все органы государственной статистики обеспечивают пре-доставление официальной статистической информации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

До 2003 г. для описания структуры российской экономики использовался Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). Вза-мен ОКОНХ Минэкономразвития России был разработан Об-щероссийский классификатор видов экономической деятель-ности (ОКВЭД).

На основе кодов ОКВЭД осуществляется идентификация видов деятельности хозяйствующих субъектов в процессе их го-сударственной регистрации и статистического учета.

Изучение статистических показателей позволяет дать обобщающую характеристику объема и состава явления, выявить и изучить статистические закономерности. Такие закономерности обнаруживаются при массовом наблюдении благодаря действию закона больших чисел.

Закон больших чисел - объективный закон, согласно которому одновременное действие большого числа случайных факторов приводит к результату почти независимо от каждого случая.

Т.е. закономерности проявляются лишь в массе явлений при обобщении данных по достаточно большому числу единиц.

Предмет статистики исследуется с помощью специальных приемов, способов и методов, направленных на количественное изучение массовых общественных и социальных и экономических явлений и процессов.

Применение в статистике конкретных методов предопределяется поставленными задачами и зависит от исходной информации.

В процессе развития науки статистики ее методы не оставались неизменными, а обогащались новыми, все более сложными приемами.

Метод статистики (или статистическая методология) представляет собой совокупность приемов, правил и принципов статистического исследования социально-экономических явлений, т.е. сбора сведений, обработки их, вычисления показателей и анализа (оценки) полученных данных.

Статистические методы:

Метод массовых наблюдений - сбор первичных данных по единицам совокупности.

Сводка и группировка заключается в классификации, обобщении полученных первичных данных.

Методы анализа обобщающих показателей позволяют дать характеристику изучаемому явлению при помощи статистических величин: абсолютных, относительных и средних с целью установления взаимосвязей и закономерностей развития процессов.

В процессе статистического исследования статистические методы обычно применяются комплексно.

В статистике, как и в любой другой науке, средством, инструментом исследования служит математика.

Различие между математикой и статистикой заключается в том, что статистика получает количественные характеристики явлений в их неразрывной связи с качественной стороной. Математика исследует количественную сторону явлений безотносительно к качеству.

В высшей математике выделяют раздел математической статистики, который занимается разработкой математических методов, систематизацией обработки и исследования стоимостных данных для научных и практических выводов.

Реферат

Предмет, метод и задачи статистики

1. Статистика - общественная наука

2. Предмет и метод статистики

3. Задачи статистики

4. Организация статистики в России

1. Статистика - общественная наука

Статистика - общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений с целью выявления их качественных особенностей и закономерностей развития. Слово «статистика» происходит от латинского «статус», что означает положение, состояние явлений.

Изучение процессов происходящих в области экономики и других сторон общественной жизни, невозможно без количественных характеристик. Числовые данные, относящиеся к тем или иным явлениям, начали применяться для практических нужд государства ещё в глубокой древности. Вначале эти сведения относились к численности населения и имущества и использовались в военных целях и при обложении налогами. По мере степени развития производительных сил простые учётные операции усложнились и стали включать в себя элементы анализа тех или иных явлений с целью установления в них определенных закономерностей. Так постепенно возникла отрасль знаний, получившая в последствии термин «статистика».

Развитие статистики как науки шло по двум направлениям:

Первое направление - возникшая в Германии описательная школа государство ведения, представители которой (Конринг, Ахенваль, Шлецер и др.) считали, что задачей статистики является описание достопримечательностей государства в целом или части территории, населения, климата, вероисповедания, ведения хозяйства и т.п. - без анализа закономерностей и взаимосвязей между явлениями.

Второе направление, возникшее в Англии, известно под именем «политической арифметики». Виднейшим представителем этого направления был В. Петти. Последователи этого направления считали, что основной задачей статистики является выявление на основе большого числа наблюдений закономерностей и взаимосвязей изучаемых явлений. Именно от «политической арифметики» ведёт своё начало современная статистика как общественная наука в нынешнем состоянии.

В XIX в. получило развитие учение бельгийского статистика А. Кетле, основоположника учения о средних величинах. Прогрессу статистической методологии в этом столетии способствовали работы представителей английской математической школы, а в России - труды земских статистиков.

Развитие статистической науки, расширение сферы практической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется в трёх значениях:

Под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью, сбор, обработку, анализ и публикацию массовых, данных о самых различных явлениях общественной жизни (в этом смысле «статистика» выступает как синоним словосочетания «статистический учёт»);

Статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;

Статистикой называется отрасль знаний, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних учебных заведениях.

Как и всякая наука, статистика, имеет свой предмет исследования. Таковым является количественная сторона массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, или их содержанием, а также количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Таким образом, можно сказать, что предметом изучения современной науки «статистика» являются различные общественные социально-экономические и эколого-экономические явления, исследования которых связано с количественной характеристикой и выявлением присущих им закономерностей. Изучаемые статистикой явления, как правило, состоят из множества отдельных элементов и фактов. Эти множества единиц с отличающимися (варьирующими) признаками составляют так называемые статистические совокупности: совокупность населения, совокупность родившихся, совокупность предприятий, совокупность произведённой продукции, совокупность тех или иных животных, совокупность тех или иных реципиентов окружающей среды подвергшихся загрязнению и т.д. Поэтому можно сказать, что различного рода статистические (массовые) совокупности и являются предметом статистики.

Свой предмет статистика изучает при помощи определённых категорий, т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

1. Статистическая совокупность - это совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединённых некоей качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Таковы, например совокупность домохозяйств, совокупность семей, совокупность предприятий, фирм, объединений и т.д. Совокупности могут быть однородными и разнородными .

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков её объектов являются общими для всех единиц. Совокупность оказывается однородной именно с точки зрения этих признаков.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность может быть, однородна в одном отношении и разнородна в другом. В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается путём проведениякачественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления.

2. Единица совокупности - это первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счёта.

3. Признак - это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

* признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж работы, средний заработок и т.д. Они могут быть дискретными и непрерывными;

* признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием (например, профессии - характером труда: учитель, столяр, швея мотористка и т.д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными (в философии «атрибут» - неотъемлемое свойство предмета). В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке (да, нет). Например, каждое лицо может состоять в браке или нет, продукция может быть годной или бракованной и т.д.

Особенностью статистического исследования является то, что в нём изучаются только варьирующие признаки, т.е. признаки, принимающие различные значения (для атрибутивных, альтернативных признаков) или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности.

Вариация - это изменение («колеблемость») величины либо значения признака при переходе от одного объекта (или группы объектов) к другому; точнее говоря - от одной единицы совокупности к другой . Обычно под вариацией мы понимаем обусловленное перекрещивающимся влиянием различных факторов на данное явление изменение величин только в пределах однородной совокупности.

Если изменения изучаемого явления происходят в разные периоды времени, причём носят характер закономерности, то говорят уже не о вариации признака, а о его динамике.

4. Статистический показатель - это понятие (категория), отображающее количественные характеристики (размеры) соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели могут быть объёмными (численность населения, трудовых ресурсов) и расчётными (средние величины). Они могут быть плановыми, отчётными и прогностическими (т.е. выступать в качестве прогнозных оценок). Статистические показатели следует отличать от статистических данных. Статистические данные - это конкретные численные значения статистических показателей. Они всегда определены не только качественно, но и количественно и зависят от конкретных условий места и времени.

Задачами статистики в этом направлении являются:

а) правильное определение содержания статистического показателя (валового национального продукта, национального дохода, производительности труда и т.п.);

б) разработка методологии подсчёта и расчёта статистического показателя.

5. Система статистических показателей - это совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. Для каждой общественно-экономической формации характерна определённая система взаимосвязи общественных явлений. Поэтому принципу образуют систему и статистические показатели.

Система статистических показателей охватывает все стороны жизни общества на различных уровнях: страны, региона - макро уровень; предприятий, фирм, объединений, семей, домохозяйств и т.д. - микро уровень.

Системы статистических показателей имеют следующие особенности:

* они носят исторический характер - меняются условия жизни населения, общества, меняются и системы статистических показателей;

* методология расчёта статистических показателей непрерывно совершенствуется.

История развития статистики и ее задачи на современном этапе

Английская школа политических арифметиков , которая возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы.

Школа политических арифметиков имела два направления:

§ статистико-экономическое, которое возглавлял основатель школы В. Петти (1623 - 1687 гг.).

§ демографическое, основоположниками которого являлись Дж. Граунт (1620 - 1674 гг.) и Э. Галлей (1656 - 1742 гг.)

Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик путем обобщения и анализа единичных фактов, а также стремились показать закономерности развития общественных явлений, проявляющихся в массовых статистических данных.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки - статистико-математическое . Среди представителей этого направления следует отметить бельгийского статистика А. Кетле (1796 - 1874 гг.) - основоположника учения о средних величинах. Дальнейшее развитие это направление получило в работах представителей английской математической школы: Ф. Гальтона (1822 - 1911 гг.), К. Пирсона (1857 - 1936 гг.); Стьюдента (В. Госсета) (1876 - 1937 гг.), Р. Фишера (1890 - 1962 гг.); М. Митчела (1874-1948 гг.) и др. Последователи этого направления считали основой статистики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной математики.

С течение времени сфера применения статистических исследований заметно расширилась, что привело к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время оно употребляется в четырех значениях:

1) отрасль практической деятельности, цель которой сбор, обработка, анализ и публикация массовых данных о различных явлениях общественной жизни;

2) статистические методы (в том числе методы математической статистики), применяемые для изучения социально-экономических явлений и процессов;

3) совокупность цифровых данных, характеризующих различные стороны жизни государства, а также данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, и публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые являются результатом статистической работы;



4) отрасль знания и учебная дисциплина, обладающая определенной спецификой и изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием.

Предмет и метод статистики

Статистика изучает,прежде всего, количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени, т.е. предметом статистики являются размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, а также закономерности их связи и развития.

Задача статистического исследования - получить обобщающие показатели и выявить закономерности общественной жизни в конкретных условиях места и времени.

Выявление закономерностей в статистике опирается на закон больших чисел , который означает, что количественные закономерности массовых явлений отчетливо проявляются лишь в достаточно большом их числе. Например, 104 - 106 мальчиков рождаются на 100 девочек, однако в отдельной семье, и даже в небольшом населенном пункте, это соотношение может быть совершенно иным.

Объектом статистического исследования выступает статистическая совокупность - множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации. Например, при переписи населения статистической совокупностью являются все граждане этой страны, при изучении успеваемости учащихся конкретного вуза статистической совокупностью выступают студенты данного вуза и т.д. Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей статистической совокупности.

Единицы совокупности обладают определенными свойствами, называемыми в статистике признаками . Например, признаками человека являются возраст, образование, рост, вес, пол и т.д.; признаками предприятия – форма собственности, численность работников, величина основных производственных фондов и т.д.

При этом признаки могут быть как общими для всех единиц, так и индивидуальными, отличающими их друг от друга, т.е. существует так называемая вариация признаков различия в значениях того или иного признака у отдельных единиц, входящих в изучаемую совокупность.Например, производительность рабочего на предприятии определяется его квалификацией, стажем работы, состоянием здоровья и т.п.

Статистика изучает явления и процессы через их признаки, при этом их количественную характеристику она выражает через определенного рода числа, которые называются статистическими показателями.

Статистический показатель – это обобщающая характеристика какого-то свойства группы единиц или совокупности в целом. Например, средняя заработная плата по предприятию – это статистический показатель, а размер заработной платы отдельного работника этого предприятия – это признак.

Специфика предмета статистики обусловливает и специфику статистического метода.

Метод статистики – это совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет.

Статистическое исследованиесостоит из 3 основных стадий, на каждой из которых используются специальные методы:

1. Стадия статистического наблюдения – на этом этапе основным является метод массовых наблюдений (формируются цели и задачи наблюдения; разрабатываются программы исследования в целом и по вышеуказанным стадиям; определяются конкретные способы и методы, используемые на каждом этапе исследования; составляется организационный план его проведения; определяются объект и единица наблюдения). Результатом этого этапа исследования является получение первичной информации - данных, характеризующих каждую единицу наблюдения.

2. Вторая стадия статистического исследования представляет собой обобщение конкретных единичных фактов , образующих совокупность в целях выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом. Важнейшим методом на этой стадии является метод статистических сводок, группировок и таблиц . Статистическая сводка включает в себя распределение исходных данных по группам, качественно однородным по одному или нескольким признакам, и получение групповых итогов. Результаты статистической сводки и группировки излагаются в виде статистических таблиц, являющихся наиболее наглядной формой представления данных.

3. Статистический анализ является заключительной стадией статистического исследования. Характерным для этой стадии является применение методов анализа с помощью обобщающих показателей : абсолютных, относительных и средних величин, индексов, показателей вариации. Проведение анализа позволяет проверить влияние и взаимодействия различных факторов, оценить эффективность принимаемых решений, возможные экономические и социальные последствия складывающейся ситуации.

Все этапы статистического исследования неразрывно связаны между собой; отсутствие одного из них ведет к разрыву целостности всего статистического исследования.

Статистика – это общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляет действующие качественные зависимости, тенденции и закономерности в конкретных условиях места и времени.

Тема 1. Предмет и метод статистической науки

1. Предмет и метод статистики

2.Основные понятия теории статистики

Предмет и метод статистики

Слово «статистика» имеет латинское происхождение (от status – состояние). В средние века оно означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен в XVIII в. немецким ученым Готфридом Ахенвалем. Собственно как наука статистика возникла только в XVII в., однако статистический учет существовал уже в глубокой древности. Так, известно, что еще за 5 тыс. лет до н.э. проводились переписи населения в Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала разных стран, велся учет имущества граждан в Древнем Риме, затем – населения, домашнего имущества, земель в средние века.

У истоков статистической науки стояли две школы – немецкая описательная и английская школа политических арифметиков.

Представители описательной школы считали, что задачей статистики является описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, вероисповедания, ведения хозяйства и т.п. – только в словесной форме, без цифр и вне динамики, т.е. без отражения особенностей развития государств в те или иные периоды, а только лишь на момент наблюдения. Видными представителями описательной школы были Г. Конринг (1606–1661), Г. Ахенваль (1719–1772), А. Бюшинг (1724–1793) и др.

Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик – меры веса и числа. Это был принципиально новый этап развития статистической науки по сравнению со школой государствоведения, так как от описания явлений и процессов статистика перешла к их измерению и исследованию, к выработке вероятных гипотез будущего развития. Политические арифметики видели основное назначение статистики в изучении массовых общественных явлений, осознавали необходимость учета в статистическом исследовании требований закона больших чисел, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объеме анализируемой совокупности. Виднейшим представителем и основателем этого направления был В. Петти (1623–1687). История показала, что последнее слово в статистической науке осталось именно за школой политических арифметиков.

В XIX в. получило развитие учение бельгийского статистика А. Кетле, основоположника учения о средних величинах. Математическое направление в статистике развивалось в работах англичан Ф. Гальтона (1822–1911 гг.) и К. Пирсона (1857–1936 гг.), В. Госсета (1876–1937 гг.) более известного под псевдонимом Стьюдента, Р. Фишера (1890–1962 гг.) и др.

Прогрессу статистической методологии способствовали – труды российских статистиков – А.А. Чупрова (1874–1926 гг.), В.С. Немчинова (1894–1964 гг.), С.Г. Струмилина (1877–1974 гг.) и др.

Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется в трех значениях:

1) под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни (в этом смысле «статистика» выступает как синоним словосочетания «статистический учет»);

2) статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;

3) статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.

Как и всякая наука, статистика имеет свой предмет изучения статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий, т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

Основные понятия теории статистики

1. Статистическая совокупность – это множество единиц изучаемого явления, объединенных единой качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Таковы, например, совокупность домохозяйств, совокупность семей, совокупность предприятий, фирм, объединений и т.п.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность может быть однородна в одном отношении и разнородна в другом. В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается путем проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления.

2. Признак – это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж работы, средний заработок и т.д. Они могут быть дискретными и непрерывными;

признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием (например, профессии – характером труда: учитель, столяр, швея-мотористка и т.д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными (в философии «атрибут» – неотъемлемое свойство предмета). В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке (да, нет). Например, продукция может быть годной или бракованной (не годной); для представителей отдельных возрастных групп существует вероятность дожить или не дожить до следующей возрастной группы; каждое лицо может состоять в браке или нет и т.д.

Особенностью статистического исследования является то, что в нем изучаются только варьирующие признаки, т.е. признаки, принимающие различные значения (для атрибутивных, альтернативных признаков) или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности.

3. Статистический показатель – это количественная оценка свойства изучаемого явления. Статистические показатели можно подразделить на два основных вида: учетно-оценочные показатели (размеры, объемы, уровни изучаемого явления) и аналитические показатели (относительные и средние величины, показатели вариации и т.д.).

Свой предмет статистика изучает при помощи своего, специфического метода. Общей основой разработки и применения статистической методики является диалектический метод познания, согласно которому общественные явления и процессы рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Метод статистики – это целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы собственно методов: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей.

Статистическое наблюдение заключается в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту. Это первый этап всякого статистического исследования.

Метод группировок дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации. Это второй этап статистического исследования.

Метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин – абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки.