К методологии анализа и измерения. Методы исследования в научной работе. Эмпирические методы исследования

Метод науки - это свойственный ей способ проникновения в содержание своего предмета. Научной основой метода всех наук о природе и обществе является диалектический метод исследования, который предполагает: изучение реального мира в становлении и развитии; раскрытие диалектических противоречий этого развития, борьбы нового и отмирающего, всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности отдельных явлений; определение движущих сил и объективных законов развития. Научное познание достигается путем наблюдения, чувственного восприятия, сравнения, абстракции, измерения взаимосвязей, моделирования и экспериментирования, сочетания анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторического и логического подхода к изучению действительности.

Диалектический метод исследования используют при изучении своего предмета все естественные и общественные науки. В то же время каждая из них вырабатывает особый подход к изучению своего предмета, который позволяет реализовать общие положения этого метода применительно к специфике ее предмета.

Экономический анализ деятельности хозяйствующих субъектов также выработал свой метод, основанный на диалектике и являющийся способом ее приложения к изучению его предмета.

С философской точки зрения анализ - это способ изучения предмета путем расчленения его на части. Анализ в переводе с греческого означает разложение, разделение на части.

Путем анализа достигается все более детальное разложение частей предмета, вначале кажущихся неразложимыми, и все большее приближение к познанию его сущности. При этом выявляются внутренняя противоречивость и взаимосвязь всех частей предмета, обусловливающая их слияние в единое целое. Однако нельзя познать предмет, протекающие внутри его сложные и противоречивые процессы с помощью только разложения. Любая часть не может быть правильно понята вне ее связи с другими частями и с целым. Правильное восприятие предмета достигается обобщением знаний, полученных в результате аналитического исследования его частей, т.е. анализ сочетается с синтезом. То обстоятельство, что термин «анализ» включен в название науки, является отражением последовательности изучения хозяйственной деятельности: сначала проводится анализ, а затем - синтез.

В анализе применяется дедуктивный метод исследования, когда он начинается с обобщающих показателей всей деятельности, что свойственно финансово-экономическому и финансово-инвестиционному виду, или индуктивный, когда вначале изучение деятельности проводится в пределах отдельных подразделений хозяйствующих субъектов (бригад, цехов, производственных единиц либо отдельных видов продукции), а затем материалы обобщаются по всей экономической системе, что характерно для технико-экономического и функционально-стоимостного анализа. В процессе аналитического изучения деятельности хозяйствующих субъектов все виды анализа сочетаются, поэтому дедукция и индукция применяются в единстве.

В методе анализа полностью реализуются все положения диалектики. Вскрывается и изучается противоречивое влияние на анализируемую деятельность и ее результаты отдельных групп факторов - объективных и субъективных, зависящих от внешних обстоятельств либо от самого объекта анализа. Выявляется скачкообразный переход количества в качество. Например, на промышленном предприятии количество отступлений от утвержденной технологии производства приводит к неисправимому (окончательному) браку продукции или же, наоборот, совершенствование отдельных параметров потребительной стоимости так улучшает качество изделия, что оно получает новое потребительское назначение. В то же время улучшение или ухудшение качества влияет на количество, поскольку объем продаж в стоимостном его выражении зависит не только от количества проданных товаров, но и от цен на них, которые отражают надбавки и скидки за качество. Требование изучения явлений реального мира в их становлении и развитии также реализуется в анализе, например при изучении показателей деятельности в динамике, раздельном их рассмотрении по новой и морально устаревшей продукции, при сравнении эффективности организации работы по бригадному подряду и по ранее применявшимся формам организации труда.

Следовательно, метод анализа опирается, как выше указывалось, на диалектическую теорию познания.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.

Диалектичность подхода к изучению хозяйственных процессов предполагает их рассмотрение в становлении и развитии. Им свойственны закономерность перехода количества в качество, появление нового качества, отрицание отрицания, борьба противоположностей, отмирание старого и появление нового, более прогрессивного, т.е. все методы и приемы диалектики проявляются в исследовании хозяйственных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях.

Целесообразно отметить характерные особенности метода экономического анализа. Первой такой особенностью является использование системы показателей при изучении хозяйственных явлений и процессов. Эта система формируется обычно в ходе планирования, при разработке систем и подсистем экономической информации, что не исключает возможности исчисления в ходе самого анализа новых показателей.

Вторая характерная особенность метода экономического анализа - изучение причин, вызвавших изменение тех или иных хозяйственных показателей. Поскольку экономические явления обусловлены причинной связью и причинной зависимостью, то задача анализа - раскрытие и изучение причинно-следственных связей. На хозяйственную деятельность предприятия, даже на отдельный показатель, могут влиять многочисленные и разнообразные причины. Выявить и изучить действие абсолютно всех причин, как отмечалось ранее, весьма затруднительно, к тому же не всегда это практически целесообразно. Задача состоит в том, чтобы установить наиболее существенные причины, решающим образом повлиявшие на тот или иной показатель. Таким образом, предварительным условием, предпосылкой правильного анализа является экономически обоснованная классификация причин, влияющих на хозяйственную деятельность и ее результаты.

К характерным особенностям метода экономического анализа относятся выявление и измерение взаимосвязи и взаимозависимости между показателями, которые определяются объективными условиями производства и обращения товаров. Навязать их искусственно нельзя. Объем выпуска промышленной продукции зависит, например, от трех групп факторов, связанных с использованием рабочей силы, орудий труда, предметов труда. Каждая группа подразделяется на составные элементы. Так, факторы, связанные с использованием рабочей силы, подразделяются на количественные и качественные. К количественным относится численность рабочих, к качественным - производительность их труда (выработка на одного рабочего). Средняя выработка на одного рабочего в год зависит в свою очередь от среднего числа дней, отработанных одним рабочим в год, среднего числа часов, отработанных одним рабочим в день, средней выработки на один отработанный человеко-час. Каждый из перечисленных показателей также зависит от целого ряда причин. Среднее число дней, отработанных одним рабочим в год, зависит, например, от предоставления дополнительных отпусков, неявок по болезни, командировок, целодневных простоев по вине предприятия, прогулов и т.д. Получается, следовательно, определенная цепь зависимости одного показателя от другого, где каждый фактор имеет свое значение. Исключение того или иного фактора из орбиты внимания экономиста, а иногда нарушение последовательности рассмотрения факторов делают анализ экономически несостоятельным.

Приведенный выше перечень некоторых факторов, влияющих на объем промышленного производства, свидетельствует о том, что нельзя ни одно экономическое понятие, хозяйственный показатель рассматривать изолированно; все они между собой связаны. Однако это обстоятельство вовсе не исключает возможности и необходимости их логического обособления в процессе экономических расчетов. Весьма распространенным методическим приемом является определение степени влияния данного фактора при прочих равных условиях, т.е. когда остальные факторы считаются якобы неизменными.

Многие теоретики анализа не считали необходимым давать обобщающее определение метода анализа.

Точка зрения, согласно которой экономический анализ деятельности хозяйствующих субъектов не имеет самостоятельного метода, разделялась многими авторами и мотивировалась прикладным характером науки. Эти авторы не считали необходимым формулировать обобщающее определение метода, а ограничивались перечислением отдельных приемов и методов. Отказ от формулировки определений предмета и метода анализа, по существу, означает отказ от самостоятельного его развития, поскольку эти определения являются основополагающими в теории любой науки.

В 50-е годы XX в. анализ хозяйственной деятельности уже достиг такой степени научной зрелости, что дальнейшее его развитие путем теоретической разработки научных основ стало объективно необходимым.

Попытка дать такое определение была предпринята еще в 1954 г. Позднее в учебнике для студентов экономических специальностей «Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений» было сформулировано следующее определение метода анализа: «Метод анализа - это способ системного комплексного изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов на выполнение хозяйственных планов и на динамику хозяйственного развития, осуществляемый путем обработки специальными приемами показателей плана, учета, отчетности и других источников информации».

Положительными сторонами этого определения являются его обобщающий характер, акцент на системный комплексный подход к изучению, измерению и обобщению данных о предмете анализа. В то же время серьезным недостатком этого определения является его однобокость: речь идет не об изучении деятельности хозяйствующего субъекта и ее результатов, а только о факторах, на них влияющих. Поэтому такое определение недостаточно точно.

Более точно под методом экономического анализа нужно понимать диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии, характерными особенностями которого являются: использование систем показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.

Достоинством такого определения метода анализа является то, что в нем подчеркивается значение разработки и использования системы показателей как наиболее характерная особенность метода анализа. Это привлекло внимание широкого круга специалистов к проблемам совершенствования системы показателей для оценки эффективности деятельности анализируемого объекта, для измерения степени использования экономического потенциала и выявления резервов повышения эффективности хозяйствования.

В то же время в современных условиях необходимо более четко подчеркнуть системность и комплексность анализа. Системный комплексный подход учитывает целостность деятельности хозяйствующего субъекта, взаимосвязь и взаимодействие отдельных ее сторон и их противоречивое влияние на конечные результаты этой деятельности.

Таким образом, метод анализа - это системный комплексный подход к изучению результатов деятельности хозяйствующего субъекта, выявлению и измерению противоречивого влияния на них отдельных факторов, обобщению материалов анализа в виде выводов и рекомендаций на основе обработки специальными приемами всей имеющейся информации о результатах этой деятельности.

Методология и методы исследования представляет собой логическую организацию деятельности человека. Она состоит в определении предмета и цели изучения, ориентиров и подходов при его осуществлении, выборе приемов и средств, которые показали бы наилучший результат. Далее рассмотрим подробнее, какими особенностями обладает методология и методика исследования в целом и применительно к некоторым сферам деятельности.

Цель

Любую деятельность человека можно характеризовать методологией. Однако в вопросе изучения каких-либо явлений или событий она имеет определяющее, решающее значение. Методология исследования, вне зависимости от сферы деятельности, начинается с выбора, определения и формулирования цели. Она состоит в поиске вариантов формирования системы управления, а также организации ее развития и функционирования, которые были бы наиболее эффективными в процессе изучения. Однако данное представление о цели считается весьма общим. На практике исследовательская деятельность преследует разнообразные цели. Примерами могут служить наблюдение за качеством управления, создание атмосферы инноваций и творчества, своевременное обнаружение проблем, при обострении которых в будущем работа может осложниться, повышение квалификации сотрудников, анализ стратегий и прочее.

Объект

В качестве него выступает система управления. В методологическом смысле необходимо четко понимать и учитывать социально-экономический класс данной системы. Это означает, что основополагающим ее компонентом выступает человек. Его деятельность определяет специфичность всех процессов ее становления и функционирования. Взаимодействия, на базе которых и существует данная система, отличают противоречивые и сложные отношения людей, которые основываются на установках и мотивах, ценностях и интересах. Каким бы совершенным не являлось то или иное современное техническое средство, значение его будет зависеть от человеческих потребностей, причин его освоения и дальнейшего применения. Управленческая система строится на базе деятельности людей. Можно проводить исследования техники, однако они невозможны в отрыве от человека, всех факторов ее применения в условиях его деятельности.

Предмет

В качестве него выступает проблема. Она представляет собой реальное противоречие, которое требует своего разрешения. Активность системы управления отличается наличием большого числа разнообразных проблем. Они выступают в качестве противоречия тактике и стратегии, условиям и возможностям, квалификации сотрудников, потребностям в инновациях и прочему. Часть из них считаются "вечными", другие - созревающими либо преходящими. Для решения этих проблем необходимо проведения исследований. В качестве основы распознавания тех или иных противоречий выступает цель.

Подход

Он является следующим компонентом, который включает в себя методология исследования. Подход представляет собой ракурс изучения, в некотором роде это исходная позиция или отправная точка. С нее начинается исследовательский процесс. Подход определяет направленность изучения относительно его цели. Существуют различные его виды. В частности, выделяют концептуальный, системный и аспектный подходы. Последний представляет собой выбор какой-либо грани проблемы на основании принципа актуальности либо с учетом ресурсов, которые выделены на изучение. К примеру, методология психолого-педагогического исследования предполагает образовательный аспект проблемы. Концептуальный подход предусматривает предварительную разработку комплекса основных (ключевых) положений - концепции. Она определяет общее направление, преемственность, архитектонику изучения. В системном подходе предполагается методология исследования сравнительно высокого уровня. В данном случае для решения проблемы необходим максимально возможный учет всех ее аспектов, в целостности и их взаимосвязи. Такой подход предполагает выделение существенного и главного. Он также предусматривает определение характера взаимодействий между гранями вопроса, его характеристиками и свойствами. Выделяют, кроме того, подход научный, прагматический и эмпирический. Последний в качестве основы использует опыт. Если подход ориентирован на получение ближайшего результата, то его называют прагматическим. Однако наиболее эффективным считается научный ракурс изучения. Он характеризуется соответственной постановкой целей. Методология научного исследования предполагает использование специфических инструментов.

Способы и приемы

Методология исследования отводит им главную роль. Способы и приемы разделяют на четыре группы:

  • Специфические. Данные методы формируются за счет специфики систем управления. В них отражаются особенности управленческой деятельности.
  • Общенаучные. Они отражают соответствующий аппарат изучения. Методология научного исследования определяет эффективность любых типов.
  • Формально-логические. Они представляют собой приемы интеллектуальной активности человека, которая составляет базу управленческого изучения.
  • Социологические. Занимают особое положение в инструментарии изучения общественных процессов и систем.

Методология социологического исследования

В качестве области применения инструментов в данном случае выступают ценностные ориентации участников сообществ относительно различных явлений. Их изучение позволяет обнаруживать тенденции в общественном развитии, определять меры наиболее эффективного влияния на членов объединений. Методология социологического исследования предполагает более полное представление картины изучаемой действительности. Она, совместно с объективными характеристиками, которыми обладает внешний объект, включает в себя сложившиеся стереотипы, интересы и ценностные ориентации. За счет используемых методов формируются точные представления о динамике и состоянии социальных структур. Основной целью изучения выступает прогнозирование и объяснение поведения субъектов общества в тех либо других условиях, особенности искусственного моделирования среды, анализ характера взаимодействий внутри социума. Исследования данного типа призваны определять адекватность социальной сферы, установленную в рамках целей.

Ключевые направления

Основными ориентирами практического использования социологических методов при изучении процессов считаются:


Решение задач должно обеспечиваться за счет формирования трех главных разделов:

  • Разработки программы исследования.
  • Организации, проведения тестов и опросов.
  • Интервью и подготовки схемы обработки и систематизации данных.

Структура знания

В методологической системе Юдиным выделяется 4 уровня:

  • Технологический.
  • Конкретно-научный.
  • Общенаучный.
  • Философский.

Предпоследний уровень предусматривает использование теоретических концепций. Они применимы ко всем либо к большей части научных направлений. Второй уровень предполагает комплекс способов, процедур, приемов и принципов изучения. Методология конкретного научного исследования содержит в себе как специфические для определенной области изучения проблемы, так и вопросы, которые ставятся на более высоких уровнях. К ним, например, можно отнести проблемы реализации системного подхода либо моделирования в изучении процесса образования. Технологический уровень предполагает сочетание техники и метода исследования. Другими словами, используется набор процедур, за счет которых обеспечивается получение достоверных эмпирических сведений, их первичная обработка. После этого материал может включаться в массу научного знания. На этом уровне просматривается нормативный, четко выраженный характер изучения. Содержание философской ступени составляют общие познавательные принципы и категориальное устройство дисциплины в целом.

Все указанные уровни методологии формируют сложную структуру. В ее рамках между ступенями существует некоторое соподчинение. Вместе с этим, философский уровень считается содержательным основанием любого методологического знания. Он определяет мировоззренческие подходы к самому познанию и преобразованию действительности.

Методология и методы педагогических исследований

Высшим уровнем, характеризующим профессиональную готовность учителя, считается наличие у него специфической культуры. Ее главными признаками считаются:

  • Понимание процедур, соответствующих категориям философии и основным понятиям, формирующим концептуальный каркас образования.
  • Осознание разных понятий педагогики как уровней восхождений к конкретному от абстрактного.
  • Установка на преобразования образовательной теории в прием познавательной деятельности.
  • Ориентирование мышления на генезис педагогических конфигураций и "целостнообразующие" свойства этих форм.
  • Стремление воспроизводить образовательную практику в понятийно-терминологической системе.
  • Понимание гуманистических и мировоззренческих задач и прочее.

Формирование культуры

Когда учителем познаются методология и методы педагогических исследований, его мышление начинает опираться на их принципы. В этом отношении он начинает мыслить "принципиально". Методология педагогического исследования предполагает надситуативную активность мышления. На частном уровне особое значение приобретают освоение принципов и целостности образования, общественной политики, единого подхода, расширение общего образовательного субъекта и первостепенности воспитательных целей в учебном процессе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Методы, используемые в научных исследованиях

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. В их числе - исторический метод, который позволяет выяснить, как возникают и развиваются хозяйственные системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития, в том числе отличительные черты современной экономики.

Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики. В экономической теории широко применяются специальные разделы данных наук: экономико-математические методы и экономическая статистика.

Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу - выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать различия между ними. На этой основе в экономических исследованих дается сравнительный анализ основных экономических систем, существующих в современном мире.

1. Содержание понятий «чувственное» и «рациональное» познание

Научное познание это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию знаний о природной, социальной и духовной реальности.

Познавательные действия человека (как вненаучные, так и научные) осуществляются в разнообразных формах. В их совокупности выделяют несколько ключевых форм чувственного и рационального познания, общих не только для научного и вненаучного познания, но и присущих представителям высших биологических видов. Более тoгo, по утверждению некоторых авторов, данные формы предпочтительнее квалифицировать как познавательные способности человека. Тем не менее, пока доминирует прежнее представление, согласно которому самое общее структурирование всей совокупности познавательных действий осуществляется путем выделения форм чувственного и рационального познания по таким критериям, как общая направленность, xapaктep используемых познавательных средств и специфика результата познания.

Чувственное познание -это познавательный процесс, который осуществляется посредством человеческих opгaнoв чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Часто в философской литературе чувственное познание называют "живым созерцанием". В обычном смысле живое «созерцание» это зрительное восприятие вещей и явлений. В философском осмыслении, т.е. в теории познания, оно является синонимом чувственного познания и включает в себя четыре формы: ощущение, восприятие, представление и воображение.

Ощущение - это непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Это элементарный, далее неразложимый психический познавательный процесс. Ощущением называют также результат этого процесса воспроизведение человеком конфигyрации, взаимного расположения предметов, их окраски, степени шероховатости поверхности, издаваемых ими звуков, запахов и т.д. Каждое ощущение отражает какое-либо одно из свойств отражаемого объекта и существует только при наличии непосредственного контакта.

Восприятие - это целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на opгaны чувств предметы, их свойства и отношения. Восприятие таким образом сохраняет одну из главных характеристик ощущения - наличие непосредственного контакта с воспринимаемым предметом, но трансформирует другyю - в нем отражение отдельных свойств воспринимаемого предмета подчинено построению eгo целостного образа. В восприятии ведущую роль игpают те компоненты, которые обеспечивают постоянство (константность) образа воспринимаемого предмета, живого существа или какой-либо ситуации при изменении условий восприятия.

Представление - э то высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов. Представление сохраняет такую важную характеристику восприятия, как целостность образа познаваемого предмета, но eгo воспроизведение осуществляется не путем непосредственного контакта, а "по памяти". Представление поднимает познавательные возможности человека на чувственном уровне на новую более высокую ступень, освобождая eгo от энергоемких и требующих больших затрат времени непосредственных контактов с познаваемыми предметами.

Воображение - это форма чувственного познания, результатом котopoгo является создание представлений о предметах и мысленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались человеком в действительности. Воображение отличается от представления той частью eгo содержания, которая привнесена фантазией, вымыслом, "опережающим отражением" человека.

Воображение поставляет такие важные в научном познании представления, как идеальный газ, идеальная паровая машина и др., в техническом творчестве представление о дороге, возникающей там, где ее касаются колеса автомобиля, в экономической науке представления об обмене товаров cтpoгo по их стоимости и т.д.

Рациональное познание это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мысленной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов, процессов, явлений; во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (язык является материальной оболочкой мысли).

К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это форма мысли, которая отражает предмет мысли в eгo общих и существенных признаках.

Сужде н и е - это форма мысли, в которой посредством связи понятий чтолибо утверждается или отрицается о предмете мысли.

Умозаключение - это форма мысли, посредством которой из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

Выделенные логические формы мышления относятся к основным, поскольку посредством их выражается содержание вceгo множества других форм рационального познания. В их числе поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип, теория, научная картина мира), а также формы нормативного знания (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного мышления, познавательная традиция).

Взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания не ограничивается отмеченной выше опосредующей функцией чувственных форм по отношению, с одной стороны, к воспринимаемым объектам и к формам рационального познания, с другой. Эта взаимосвязь имеет более сложный и динамичный характер: чувственные данные постоянно подвергаются «обработке» мысленным содержанием понятий, законов, принципов, общей картины мира, а рациональное знание структурируется под воздействием информации, идущей от opгaнoв чувств (особенно велико значение творческого воображения). Наиболее ярким проявлением динамического единства чувственного и рационального в познании является интуиция .

До определенного времени тaкoгo рода явления считались таинственными, не подвластными логическому анализу и изучению научными средствами. Однако их последующее исследование позволило, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-втоpыx, представить ее как специфически познавательный процесс и особую форму познания. К основным видам интуиции относят чувственную интуицию (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную интуицию , включающую ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке.

Таким образом, интуиция - это сложноструктурированный процесс , включающий как рациональные, так и чувственные элементы , что послужило основанием для отнесения ее к особым формам познания .

2. Методы, используемые в научных исследованиях

Метод научного исследования - это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.

Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.

В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней.

К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др. научный познание метод умозаключение

Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др. Некоторые ученые к этому уровню относят метод системного анализа, а другие его включают в число общелогических методов.

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;

2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;

3) частные - для родственных наук;

4) специальные - для конкретной науки, области научного познания.

От рассматриваемого понятия метода следует отграничивать понятия техники, процедуры и методики научного исследования.

Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой исследования - определенную последовательность действий.

Среди всеобщих методов наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими системами.

Все общенаучные методы для анализа целесообразно распределить на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ - это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация.

Синтез - это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое.

Индукция - это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее.

Дедукция - это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей.

Аналогия - это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

Аксиоматический метод - способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод - способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Формализация - отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность.

При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.

Абстрагирование - мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Обобщение - установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.

Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.

Наблюдение - это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

Описание - это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО).

Измерение - это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном. В криминалистике измерение применяется для определения: расстояния между предметами; скорости движения транспортных средств, человека или иных объектов; длительности тех или иных явлений и процессов; температуры, размера, веса и т.п.

Сравнение - это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.

Эксперимент - это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза. Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям: по отраслям научных исследований - физические, биологические, химические, социальные и т.д.; по характеру взаимодействия средства исследования с объектом - обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования). Последние делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и материальные (реальные).

Моделирование - это получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей - аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект.

При изучении сложных, взаимосвязанных друг с другом проблем используется системный анализ , получивший широкое применение в различных сферах научной деятельности человека.

В основе системного анализа лежит понятие системы, под которой понимается множество объектов, обладающих заранее определенными свойствами с фиксированными между ними отношениями.

Системный анализ используется для исследования таких сложных систем как экономика отдельной отрасли, промышленного предприятия.

Системный анализ складывается из основных 4-х этапов: первый заключается в постановке задачи - определяют объект, цели и задачи исследования, а также критерии для изучения объекта. Во время второго этапа очерчиваются границы и определяется ее структура: объекты и процессы, имеющие отношение к поставленной цели разбиваются на собственно изучаемую и внешнюю среду. Затем выделяют отдельные составные части системы - ее элементы, устанавливают их взаимодействие с внешней средой. Третий, важнейший, этап системного анализа заключается в составлении математической модели исследуемой системы.

Аналитические методы используются для описания только небольших систем вследствие их громоздкости или невозможности составления и решения сложной системы уравнения.

Комплексный подход позволяет исследовать рыночную ситуацию как объект, имеющий различные проявления. Например, проблематика рынка отдельного товара может быть связана с отклонением спроса, товарного предложения или цены, то есть с такими аспектами исследуемого объекта, с помощью которых можно определить и принять стратегическое или тактическое решения об изменении ситуации в целом.

При этом системный анализ и комплексный подход тесно взаимосвязаны и не могут быть реализованы один без другого.

Программно-целевое планирование широко используется при разработке и реализации стратегии и тактики в бизнес-исследованиях.

Линейное программирование как математический метод выбора оптимального решения (с минимальными затратами, максимальной прибылью и т.п.) используется в бизнесе, например, при разработке оптимального ассортимента в условиях ограниченности ресурсов, определении оптимальной величины товарных запасов, планировании движения торговых агентов.

При решении проблем очередности обслуживания заказчиков, составления графиков снабжения товарами и др. аналогичных задач применяются методы теории массового обслуживания , которые предоставляют возможность, во-первых, изучить закономерности, связанные с наличием потока заявок на обслуживание, и, во-вторых, выдержать необходимую очередность их выполнения.

Методы теории вероятности используются при принятии решений, которые сводятся к определению вероятности конкретных событий и выбору из ряда возможных действий наиболее оптимальных (например, производить или не производить продукт А или В, реорганизовывать или расширять производство и т.д.).

Систему имеющихся или возможных связей между событиями, действиями, или процессами можно описать с помощью методов моделирования.

Наиболее эффективными являются эконометрические (экономико-математические) модели. Особое место в методическом ассортименте занимают методы экспертных оценок ("Дельфи", "Адвоката дьявола" и т.п.), которые разрешают довольно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или другого события на рынке, обнаружить сильные и слабые стороны предприятия, оценить эффективность тех или иных маркетинговых решений.

Заключение

Характеристика основных форм познания дает преимущественно представление о том, о том, что является общим для научного и ненаучного познания. И в первом, и во втором используются как чувственные познавательные способности человека, так и его способности к абстрактному мышлению. Во всех сферах человеческой деятельности, где осуществляются познавательные процессы, люди мыслят посредством логических форм (понятий, суждений, умозаключений).

На ряду с общей направленностью познавательных действий на производство знания научное познание характеризуется рядом особенностей:

1) в основе научного познания лежит четкая выделенность его предмета как целостной совокупности взаимосвязанных характеристик объекта;

2) оно предполагает использование специализированного инструментария, в частности, специальных материальных средств;

3) научное познание регламентируется определенной совокупностью специальных методов и других видов нормативного знания;

4) результаты научного познания фиксируются в особых формах знания и должны соответствовать ряду требований;

5) существенное отличие научного познания от других форм познавательных процессов составляет наличие специализированного языка.

Особенностями научного познания во многом определяется специфика науки как социокультурного явления.

Список использованной литературы

1. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований уч.пособие, М., 1989.

2. Основы научных исследований: учебник для ВУЗов Крутов В.И., Грушко И.М., Попова В.В., М., 1989.

3. Сабитов Р.И. Основы научных исследований. Учебное пособие. Челябинск, 2002.

4. Макогон Ю.В., Пилипенко В.В. Методика научных исследований внешнеэкономических связей. Донецк. 2012.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общая характеристика эвристических методов научного познания, исследование исторических примеров их применения и анализ значения данных методов в теоретической деятельности. Оценка роли аналогии, редукции, индукции в теории и практике научного познания.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2011

    Специфика и уровни научного познания. Творческая деятельность и развитие человека. Методы научного познания: эмпирические и теоретические. Формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории. Важность наличия философских знаний.

    реферат , добавлен 29.11.2006

    Понятие, сущность и закономерности методов познания. Анализ взаимосвязи и особенностей правильности и истинности. Диалектика как всеобщий философский метод современной науки. Общая характеристика основных структурных элементов системы общенаучных методов.

    реферат , добавлен 11.10.2010

    контрольная работа , добавлен 30.12.2010

    Понятие, сущность и предмет методологии. Понятие "метода", основные типы методов и их взаимосвязь. Методы научного познания. Основные методы эмпирического и теоретического познания. Проблемы методологии и пути их решения. Важнейшие задачи методологии.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Проблема познания в философии. Понятие и сущность обыденного познания. Рациональность обыденного познания: здравый смысл и рассудок. Научное познание его структура и особенности. Методы и формы научного познания. Основные критерии научного познания.

    реферат , добавлен 15.06.2017

    Понятие и классификация методов научного познания. Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания (анализ и синтез, аналогия и моделирование). Развитие методов познания.

    реферат , добавлен 02.04.2007

    Понятие и основная функция метода научного исследования. Подходы к его классификации в зависимости от сферы применения и других признаков. Сущность и типы методологии, общая схема ее структуры, основные уровни. Общенаучные методы научного познания.

    презентация , добавлен 23.06.2011

    Эмпирический и теоретический структурные уровни научного знания. Понятие, роль и задачи эмпирического познания. Методы изучения объектов: наблюдение, эксперимент, измерение и описание. Основные характеристики теоретического познания. Виды умозаключений.

    реферат , добавлен 02.02.2011

    Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие. Понятие научной теории. Проблема и гипотеза как формы научного поиска. Динамика научного познания. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции знания.

В или среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования . Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования , подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и .
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Количественные методы исследования

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы педагогического исследования

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в или , но и активного применения на практике.

состояния динамика отражения от некоторой базы сравнения (п. б), затем количественно оцениваются факторы, причины, вызвавшие переход к этому очередному состоянию.

Иногда анализ характеризуют двумя этапами: позитивный анализ (обработка данных) и нормативный анализ (оценка результатов позитивного анализа и выработка управленческих решений). Одни и те же результаты технических расчетов могут получить неблагоприятную или благоприятную оценку для различных целей анализа.

Проводя АХД, необходимо руководствоваться определенными принципами и правилами, выработанными наукой и практикой.

  • 1. Научный подход. Использование научного метода - наблюдение, формулирование гипотезы, верификация или подтверждение достоверности гипотезы. Системное представление - предприятие рассматривается как система. Использование моделей: главная их особенность - упрощение реальности для увеличения возможности понимания и разрешения проблем.
  • 2. Комплексность - требует охвата всех сторон деятельности, понимания причинно- следственных взаимосвязей между всеми элементами системы, показателями.
  • 3. Системный подход - каждый объект имеет элементы (структуру), которые характеризуются свойствами и отношениями (взаимосвязями) элементов. Таким образом, каждый объект экономики - большая, сложная, динамическая, вероятностная, открытая или развивающаяся система.

К принципам относятся также: объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, эффективность анализа.

Кроме принципов в анализе следует понимать и учитывать наличие закономерностей, концепций:

  • * неопределенности и риска;
  • * деловой информации;
  • * временной стоимости денег и др.

Учет этих концепций повышает качество аналитических выводов и принимаемых решений.

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования предмета. Каждая наука имеет свой предмет и метод исследования. Под методом экономического анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода являются: использование системы показателей, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязей между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.

Другими словами: метод экономического анализа - способ системного комплексного измерения и обобщения влияния факторов на развитие хозяйственных процессов на конкретном объекте управления.

На основе общего подхода к исследованию хозяйственной деятельности (как методологии анализа), на основе принципов (всеобщих правил), концепций (специфических для данной науки складывающихся частных закономерностей) разрабатывается методика выполнения анализа (инструкция по осуществлению процесса аналитической деятельности).

Методика состоит из последовательности способов, приемов или методов анализа в узком смысле (в отличие от методологии - метода исследования, анализа в широком смысле), применяемых для обработки экономической информации о работе конкретного объекта.

Методика может быть общей (типовой) и частной (для отрасли, для конкретного предприятия, аналитика).

Специалист по экономическому анализу должен уметь исследовать конкретную реальность и обеспечить пользователя, принимающего решение, объективной аналитической информацией. При необходимости специалист должен выбрать или разработать методику экономического анализа. Теория экономического анализа содержит развивающуюся систему знаний, необходимых для формирования профессионального аналитического суждения, для обучения умениям планирования и осуществления аналитических расчетов.

Методология экономического анализа определяет общий подход к построению методики его проведения. Она определяет последовательность трех обязательных действий:

  • а) идентификация ситуации с использованием знания экономических показателей, алгоритмов их расчета;
  • б) оценка изменения значений показателей преимущественно количественными методами в сравнении с планом, с предыдущим фактическим значением (используя методы анализа динамики, сравнения, индексный);
  • в) количественная оценка влияния различных факторов на динамику исследуемого показателя (используя методы и приемы факторного анализа).

Таким образом, сначала дается характеристика состояния хозяйственных процессов (пункт а), затем количественно измеряется, выражается динамика или отклонение этого последнего очередного, текущего отражения от некоторой базы сравнения (п. б), затем количественно оцениваются факторы, причины, вызвавшие переход к этому очередному состоянию (п. в).

На основании выполненных преимущественно количественных технических методов, приемов, способов обработки информации делается вывод, интерпретация результатов аналитических расчетов.

Иногда анализ характеризуют двумя этапами: позитивный анализ (обработка данных) и нормативный анализ (оценка результатов позитивного анализа и выработка управленческих решений). Одни и те же результаты технических расчетов могут получить неблагоприятную или благоприятную оценку для различных целей анализа.

  • 1) общее изучение финансового состояния и динамики;
  • 2) углубленный (детальный, факторный, SWOT-анализ);
  • 3) синтез (поиск оптимальных увязок конфликтных целей, формулировка окончательных нормативных оценок, определение направлений и задач управленческой политики).

Методы, способы, приемы (в не делается различий между ними) составляют инструментарий выполнения количественного экономического анализа (технического анализа). Из них выстраивается последовательность операций по обработке информации.

  • * статистические, рассматриваемые в учебной дисциплине «Экономическая статистика» и предназначенные для обработки массовых данных;
  • * бухгалтерские, связанные с составлением и анализом балансов, в том числе бухгалтерских;
  • * математические, использующие математический аппарат;
  • * качественные методы, не использующие количественных экономических измерений, расчетов, а предназначенные для качественной оценки ситуации;
  • * количественные методы, противовес качественным, составляющие основу и специфику экономического анализа. В эту группу входят:
  • * традиционные способы и приемы, которые находили применение почти с момента возникновения экономического анализа как обособленной отрасли специальных знаний, как самостоятельного учебного курса (использование абсолютных, относительных и средних величин; применение сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода);
  • * математические, основанные на системном кибернетическом подходе, на комплексе экономико-математических моделей, отражающих количественную характеристику экономических процессов.

Экономико-математические методы в анализе включают :

  • 1) методы элементарной математики;
  • 2) классические методы математического анализа (дифференциальное, интегральное, вариационное исчисление);
  • 3) методы математической статистики (изучение одномерных и многомерных статистических совокупностей);
  • 4) эконометрические методы (производственные функции, межотраслевой баланс «затраты - выпуск», национальное счетоводство);
  • 5) методы математического программирования (линейное, блочное, нелинейное, динамическое);
  • 6) методы исследования операций (управление запасами, теория игр, теория очередей, сетевые методы планирования и управления и др.);
  • 7) методы экономической кибернетики (системный анализ, методы имитации, методы моделирования, методы обучения, деловые игры);
  • 8) математическая теория оптимальных процессов (максимум Понтрягина для управления технико-экономическими процессами и ресурсами);
  • 9) эвристические методы.
  • * группировка;
  • * абсолютные величины;
  • * средние величины;
  • * определение показателей структуры, вертикальный анализ, а также определение темпов роста;
  • * расчет показателей коэффициентов;
  • * горизонтальный анализ, определение абсолютных изменений и темпов роста;
  • * трендовый анализ;
  • * факторный анализ;

Любая методика экономического анализа использует такую логику очередности. При этом в методику аналитик не обязательно включает все методы, иногда они повторяются (абсолютные величины, их динамика; относительные показатели, их динамика). Факторный анализ, если и применяется, то обязательно после анализа динамики.

В логике очередности выражается методология: показатели, их изменение, объяснение причин изменения (сравните: характеристика состояния через абсолютные, средние, относительные показатели; определение их динамики; оценка количественного влияния факторов).

В курсе теории экономического анализа студенты получают умения и навыки применения только традиционных методов экономического анализа. Они используются для решения задач экономического анализа, классифицируемых в литературе по разным принципам.